Предупреждение преступности мигрантов доклад

Обновлено: 19.05.2024

Миграционные правила регулируют порядок пребывания иностранных граждан на территории Российской Федерации. Ввиду этого достаточно просто определить, что субъектами правонарушений в сфере миграции, учета иностранных граждан в РФ, режима пересечения госграницы и пребывания в стране выступают иностранцы, которые временно или постоянно находятся в государстве.

Административная ответственность предусмотрена за большое количество нарушений в сфере миграции. Наиболее распространенные из них составляют три группы:

  • правонарушения, связанные с установленным режимом пребывания в РФ;
  • несоблюдения порядка предоставления-получения работы для иностранных граждан в российских компаниях;
  • невыполнение требований законодательства в сфере учета мигрантов одной из сторон процесса.

В первую группу входят ряд проступков, связанных с порядком въезда-выезда и пребывания в Российской Федерации. К таковым законодатель относит:

  • нарушение правил въезда в пределы территории РФ;
  • нарушение режима, предусмотренного для лиц, проезжающих через РФ транзитом;
  • отсутствие необходимых для проезда, передвижения и пребывания в пределах госграницы Российской Федерации документов;
  • пропуск срока постановки на учет в госорган в сфере миграции;
  • неправдиво указанная в миграционной карте или иных документах цель визита в страну;
  • попытка получить право въезда в страну или решить иные проблемы путем предоставления неправдивой информации о себе, а также использование для этих же целей сфальсифицированных документов.

Выявление и пресечение каналов незаконной миграции, фактов использования поддельных документов и миграционных карт, поддержание паспортно-визового режима являются целями и задачами профилактических мероприятий.

Для выявления нарушений паспортно-визового режима, правил привлечения и использования иностранной рабочей силы, других правонарушений ежегодно проводится несколько этапов широкомасштабных оперативно-профилактических мероприятий. Подразделения органов внутренних дел совместно с другими правоохранительными органами и заинтересованными ведомствами проверяют квартиры и частные жилые строения, гостиницы, общежития, предприятия и организации, вокзалы и автостанции, места стоянок автотранспорта, рынки.

Все эти нарушения входят в разряд административных проступков. За них наступает неотвратимая юридическая ответственность.

За перечисленные выше правонарушения предусмотрена такая юридическая ответственность, как штрафы и выдворение. Штраф может налагаться в размере от 2-х до 5-ти тысяч рублей. Дополнительным (не обязательным, но возможным и в свете ужесточения миграционной политики РФ вполне вероятным) взысканием может выступать выдворение за пределы Российской Федерации.

© 2022 Муниципальное образование, официальный сайт

427680, Удмуртская Республика, Юкаменский район, с.Юкаменское, ул. Первомайская, 9

Анализ понятий и криминологический обзор законодательства Российской Федерации в области миграции. Уголовно-правовые и криминологические меры воздействия на нелегальную миграционную преступность. Пути решения проблем беженцев и вынужденных переселенцев.

Рубрика Государство и право
Вид дипломная работа
Язык русский
Дата добавления 04.11.2013
Размер файла 208,1 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

3. Процессы миграции, несмотря на устойчивую тенденцию к ежегодному снижению, продолжают оказывать негативное влияние на криминальную ситуацию на Северном Кавказе. Проведенное в дипломной работе исследование показало, что основными регионами выхода мигрантов остаются Украина, Казахстан, Грузия, Узбекистан, Чечня, Киргизия и Таджикистан.

Русскоязычные мигранты, как правило, попадают в исключительно тяжелое материальное положение, а значит, в группу потенциального криминального риска. Мигранты кавказской национальности, опираясь на свою диаспору, находят доходные сферы применения своей трудовой деятельности. Чеченская диаспора активно проникла в сферу экономики, торговли нефтепродуктами и сельхозпродукцией. В своих действиях, в большинстве случаев, они прибегают к противоправным действиям. В работе приведены статистические данные, свидетельствующие об устойчивости показателя преступлений, совершенных выходцами из регионов северного Кавказа и Закавказья, причем практически каждое второе преступление является тяжким или особо тяжким.

4. В результате проведенного дипломного исследования мы установили, что миграция, а особенно криминальная миграция, оказывает значительное влияние на состояние преступности. В России на Северном Кавказе и требует постоянного внимания со стороны правоохранительных органов.

5. Многое в борьбе с преступностью, связанной с миграцией зависит от законодательства. Конституция Российской Федерации не выделяет регулирование миграционных процессов в качестве самостоятельного предмета ведения. Практика заключения договоров между Российской Федерацией и субъектами Федерации сводится к тому, что эти вопросы относят к совместному ведению. Следовательно, регионы вправе принимать законы и иные нормативные акты, не противоречащие законам, согласно ст. 76 Конституции РФ.

6. При анализе существующих и действующих нормативных актов, выявлено, что регионы достаточно широко пользуются этим правом, активно формируя законодательство в сфере миграции. Однако это приводит к тому, что конституции республик и Уставы часто вступают в противоречие с Конституцией России, вторгаясь в сферы, являющиеся предметом исключительного ведения Российской Федерации. Особенно опасно вторжение регионов в сферу регулирования и защиты прав и свобод человека и гражданина. В Дагестане допускается ограничение в законодательном порядке права на свободу передвижения, выбор места жительства и пребывания. Уставом в Ставропольском крае вводится статус жителя края, допускаются ограничения прав граждан РФ, иностранцев и лиц без гражданства. Тем самым нарушается Конституция Российской Федерации.

7. Законодательная нестабильность, правовая безграмотность как местного населения, так мигрантов, бесконтрольность расселения этнических мигрантов таит в себе взрывоопасный потенциал. Отсутствие какой-либо работы в сфере информирования населения по вопросам миграции, налаживания контактов мигрантов с местным населением в условиях отсутствия развитых институтов гражданского общества и многое другое приводит к формированию социальной тревожности у местного населения, негативных стереотипов мигрантов, а в последствии и криминогенной обстановке.

8. На органы внутренних дел ложится большая ответственность при выполнении следующих функций: регистрация мигрантов, контроль численности мигрантов по месту проживания, организация пропагандистско-просветительской работы с местным населением и мигрантами.

9. По мнению ряда криминологов, в настоящее время роль общесоциальных мер профилактики преступности значительно меньше роли мер специальной профилактики.

В дипломной работе рассмотрены и проанализированы предложения известных криминологов по профилактике преступности в сложившихся условиях. Мною сделан вывод, что, прежде всего, необходимо:

- признать действительным приоритет социальных и специальных мер профилактики преступности по отношению к применению уголовного законодательства;

- осуществить последовательную идеологизацию предупреждения преступности с господствующей идеей служения обществу, народу, проведение в жизнь начала равенства не только перед законом, но и перед профилактическими мерами;

- усилить начала равенства, оптимизировать разделение функций открытости, взаимоподдержки.

Исходя из вышеизложенного и направляя это на профилактику преступности на Северном Кавказе, можно констатировать важность предложенного приоритета социальных мер профилактики перед применением норм уголовной ответственности.

Государственные органы должны заняться поиском цивилизованных демократических форм разрешения противоречий и социальных конфликтов, поставить профилактику преступности на лидерское место, признать на государственном уровне приоритет роли социальной детерминации в причинном комплексе.

10. Понимая преступность как социальное явление, криминологи идут по пути ее преодоления в плоскости коренных преобразований в обществе, в сфере экономики, социальной жизни, идеологии, воспитания человека.

Преступность мигрантов можно искоренить лишь нейтрализацией порождаемых преступностью социальных противоречий.

В дипломной работе собраны рекомендации криминологов России, подобран практический материал, освещены основополагающие при решении данной проблем положения Концепции развития органов внутренних дел и внутренних войск МВД России. Только совместными усилиями государства, общественности, органов исполнительной и распорядительной власти могут быть разрешены все вытекающие последствия от вынужденной миграции и криминальной миграции.

11. Необходимо совершенствовать комплекс специально-криминологических мер общего характера. Основные положения данного комплекса рассмотрены и предложены в дипломной работе.

Нормативно-правовые акты Российской Федерации.

1. Конституция Российской Федерации.

2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях

8. Федеральный закон от 11 июля 2011 г. N 186-ФЗ "О ратификации Соглашения о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей"

9. Концепция регулирования миграционных процессов в Российской Федерации. Утв. Правительством РФ от 1 марта 2003 г.

13. Концепция государственной миграционной политики российской федерации на период до 2025 года (утв. Президентом РФ от 13 июня 2012 г.).

17. Приказ ФМС России от 28.06.2010 N 147.

18. Приказ Минздравсоцразвития России от 18.06.2010 N 455н

19. Приказ Минздравсоцразвития России от 13.07.2010 N 514н

20. Приказ Минздравсоцразвития России от 28.06.2010 N 482н

21. Пост. ФАС МО от 26.07.2007 N КА-А40/5975-07, от 13.05.2008 N КА-А40/3775-08

22. Пост. ФАС МО от 21.09.2009 N КА-А40/9252-09

Учебники, учебные пособия и монографии.

24. Алексеев Г.Е. Миграция и причины конфликтогенности. Особенности международной миграции на юге России и Украины. Материалы международной научно-практической конференции. Ростов-на-Дону. 2008.

25. Алексеев А.И. Криминология: курс лекций. М., 2011.

26. Бабаев М.М. Методы анализа влияния различных факторов социально- экономической ситуации на состояние оперативной обстановки. М., 2009

27. Витвицкая С.С., Вьюнов Ю.И., Кашуба Ю.А., Перекрестов В. Н. К вопросу о профилактике конфликтных ситуаций с участием беженцев, вынужденных переселенцев, внутренне перемещенных лиц. Ростов-на-Дону, 2001.

28. Галуза Е.В. и др. Миграционные процессы в современной России. Учебное пособие. Ростов-н/Д. 2004.

29. Геворкян Г. Преступные этнические формирования // Законность. 2009. № 9;

30. Гольдин Г.Г Политические и правовые проблемы миграции/ Учебное пособие М.,2012.

31. Горевая Н.Н. Роль институциональных организаций. Обеспечения социальной безопасности в защите населения. Теоретико-методологический аспект. Журнал Общество и право. № 1, 2013 г.

32. Горшколепова И.В., Алексеев Г.Е. Политико-правовые аспекты регионального управления миграционными процессами. Правовое и политическое взаимодействие. Сборник тезисов всероссийской научно-теоретической конференции. Ростов-на-Дону. 2004

33. Курс демографии. М., 2011.

34. Кулматов Т.Ш. Правовой режим перемещения граждан государств - участников Содружества Независимых Государств // Журнал российского права. 2013. № 10

35. Регент Т.М. Проблемы регулирования миграционных процессов // Миграция. 2010. № 1.

36. Справка о результатах служебной деятельности УДМ ГУВД Ростовской области за 2012 год.

37. Тишков В.А. Вынужденные миграции (комментарий к программе действий) // Вынужденные мигранты: интеграция и возвращение. М., 2011.

38. Ягодин С.Б. Государственная миграционная политика как составляющая национальной безопасности России. - М.: Юрист, 2010.

Введение…………………………………………………………………………. 3
Понятие и криминологическая характеристика преступности мигрантов……4
Специфика детерминации и причинности преступности мигрантов………. 10
Особенности борьбы с преступностью мигрантов……………………………15
Заключение……………………………………………………………………….22
Список использованной литературы…………………………………………. 23

Содержимое работы - 1 файл

Реферат по криминологии.doc

Понятие и криминологическая характеристика преступности мигрантов……4

Специфика детерминации и причинности преступности мигрантов………. 10

Особенности борьбы с преступностью мигрантов……………………………15

Список использованной литературы…………………………………………. 23

Миграция населения, как социальный процесс естественно повлекла за собой различные по своему характеру последствия: экономические, демографические, социальные. Отрицательные последствия миграции нередко порождают антиобщественное поведение, способствуют правонарушениям, затрудняют борьбу с ними, либо осложняют работу по предупреждению преступлений и иных нарушений закона. В связи с этим некоторые ученые-криминологи рассматривают миграцию как один из факторов, влияющих на состояние преступности в обществе, как одну из причин, детерминирующих преступность.

Проблемы, испытываемые некоторыми регионами уже на протяжении более десяти лет, связанные с нахождением на их территории и дальнейшим пребыванием различных категорий мигрантов, позволяют предположить, что существует определенная зависимость между количеством мигрантов и уровнем преступности в конкретном регионе.

Таким образом, самым крайним проявлением криминализации миграционных процессов является преступность мигрантов.

Целью данной работы является изучение миграции как процесса, влияющего на преступность в целом.

1. дать основные понятия по теме;

2. рассмотреть криминологические характеристики преступности мигрантов;

3. определить причины, влияющие на преступность мигрантов;

4. выявить особенности предупреждения преступности мигрантов.

Понятие и криминологическая характеристика преступности мигрантов

Когда говорят о преступности мигрантов, то имеют в виду всю совокупность преступлений, совершаемых мигрантами. Специфика таких преступлений определяется особенностями самих групп мигрантов и их положения в обществе.

По мнению большинства демографов, миграция – процесс перемещения людей через границы тех или иных территорий со сменой навсегда или на время постоянного места жительства либо с регулярным возвращением к нему.

В соответствии с этим понятием основными формами миграции являются[1]:

 стационарная, когда люди переселяются на новое место жительства на постоянной основе, получают прописку, устраиваются на работу и т. д.;

 сезонная, связанная с временным переездом для выполнения конкретных народнохозяйственных задач (различные промыслы: рыбные, старательские и т. п.);

 маятниковая, когда люди совершают ежедневные переезды от места работы к месту жительства и обратно;

 эпизодическая, связанная с временной переменой места жительства на период, зависящий от целей приезда (командировки, туристические поездки, посещение родных и близких, поездки для отдыха и другие личные цели).

Криминальная активность иностранцев и лиц без гражданства, по данным статистики и криминологических исследований, часто связана с организованным криминальным бизнесом. В связи с этим в криминологических исследованиях последних лет получил распространение термин криминальная миграция, имеющий операциональное значение для определения миграций, осуществляемых с преступными целями[2].

Значительные потоки мигрантов оказывают существенное влияние на криминологическую ситуацию соответствующих регионов, создают дополнительные трудности для оперативно-профилактической деятельности правоохранительных органов.

Особо сложной для выявления и проведения профилактики является специфическая группа временных мигрантов, официально не сменивших постоянное место жительства, объединяющая все их разновидности. Упрощенно их можно назвать приезжими, т.е. лицами, место пребывания которых не является местом их постоянного проживания.

В криминологии уже давно принято выделять для изучения контингент преступников-приезжих, влияющих на криминальную ситуацию соответствующего региона. Их выделение осуществляется с помощью сопоставления двух критериев: места совершения преступления и места постоянного проживания преступника. При их несовпадении лицо, совершившее преступление не на своей территории, относится к категории преступников-приезжих. Все они – мигранты, но не все относятся к категории приезжих, так как значительная часть стационарных мигрантов-переселенцев, получивших жилье и прописку, по формально-юридическому признаку относятся уже к местным жителям.

В уголовной статистике выделяются среди всех преступников местные жители и приезжие, т.е. лица, местными жителями не являющиеся. К сожалению, в нынешнем своем виде уголовная статистика не позволяет согласовать демографическую классификацию мигрантов с уголовно-правовой классификацией преступников-приезжих, так как уголовная статистика не выделяет отдельные категории мигрантов, и основная группа стационарных мигрантов разбивается на тех, кто уже устроился и отнесен статистикой к местным жителям, и тех, кто находится в стадии устройства, еще не прописан и т.д., и в связи с этим входит в число приезжих[3].

Криминологическое значение изучения преступности приезжих определяется рядом обстоятельств[4]:

 во-первых, она оказывает заметное влияние на криминальную ситуацию в стране, регионе;

 во-вторых, это влияние резко возрастает в условиях социальных кризисов; например, Россия за период перестройки и реформ приняла более миллиона вынужденных переселенцев, а еще около миллиона русских, проживающих в странах ближнего зарубежья, стали потенциальными мигрантами;

 в-третьих, возникает целый ряд новых экономических, социальных, политических и идеологических проблем, в том числе затрагивающих международно-правовые аспекты: положение иностранцев на территории государства, обеспечение их безопасности и т. п.

Экономические интересы России во многом связаны с ее участием в международной рыночной системе и другими факторами, привлекающими в страну иностранцев дальнего зарубежья. Однако иностранцы нередко попадают в такие криминальные условия, что если сами и не совершают преступления, то легко становятся их жертвами. Кроме того, дестабилизация экономического положения в стране привлекла криминально ориентированных иностранцев, в том числе организованных преступников, наживающихся на мошеннических операциях в экономической сфере, наркобизнесе, торговле оружием и др.[5]

Массив мигрантов неоднороден по своему составу, по мотивации и целям приезда, длительности пребывания, демографическим, этническим:, социальным характеристикам.

Необходимо выделять среди мигрантов следующие группы:

 граждане данного государства, имеющие определенное местожительство;

 иностранные граждане и лица без гражданства, имеющие определенное местожительство;

 лица, не имеющие определенного места жительства. В числе иностранцев и лиц без гражданства криминологами отдельно изучаются:

б) граждане стран, входивших ранее в состав СССР, но не вошедших в указанное Содружество;

в) иные иностранные граждане;

г) лица без гражданства, в том числе постоянно проживающие в России.

Криминологами фиксируются не столько количественные, сколько качественные особенности преступности приезжих. Для них характерно совершение преступлений, требующих высокого криминального профессионализма и организованности. Этим особенно отличается преступность иностранцев и лиц без гражданства. Преступники-приезжие — граждане РФ отличаются от иностранцев, во-первых, более высокой долей участия в совершении тяжких и особо тяжких преступлений (9,9%) и, во-вторых, более частым совершением преступлений в сфере экономической деятельности (12,2%)[7].

Кроме того, прослеживается тесная связь между ростом чисел преступников-приезжих и лиц, не имеющих постоянного источника доходов, безработных. С 1993 по 2003 г. в общем числе преступников в России доля лиц, не имеющих постоянных легальных источников доходов, выросла с 33,1 до 53,7%. Эти лица в большей мере склонны к различного рода миграциям в поисках легальных и нелегальных источников доходов; среди них много беженцев, вынужденных переселенцев, проблемы которых на новом месте их пребывания не решаются или решаются неудовлетворительно. Среди преступников-приезжих, по данным разных авторов, они составляют подавляющую часть, поэтому, как правило, чем выше доля приезжих, тем выше и доля лиц, не имеющих постоянного источника доходов.

Негативные последствия миграционных процессов сказываются на росте численности лиц, не имеющих определенного места жительства. В настоящее время их удельный вес составляет около 1,5% от общего числа лиц, совершивших преступления в стране. Хотя для них в меньшей степени, чем для других категорий мигрантов, характерны организованность и профессионализм преступной деятельности, однако в общем числе преступников их доля тем выше, чем выше степень тяжести совершаемых преступлений и уровень применяемого насилия. В числе лиц, совершивших тяжкие и особо тяжкие преступления, удельный вес лиц без определенного места жительства составил 2,8%, причем в числе убийц к 2004 г. он достиг 5,4%. Криминологически значим и тот факт, что эти лица усиленно вооружаются, о чем свидетельствует быстрый рост числа лиц без определенного места жительства, совершивших преступления, связанные с оружием, и это позволяет прогнозировать дальнейший рост тяжких насильственных преступлений, совершаемых данной категорией лиц с применением оружия. В числе преступников, использующих в своей антиобщественной деятельности организованность и профессионализм, доля лиц без определенного места жительства, как правило, значительно ниже. Их преступность чаще носит примитивный характер[8].

Вместе с тем лица без определенного места жительства, характеризующиеся низким уровнем образования, бродяжничеством, алкоголизацией и деморализацией личности, могут использоваться лидерами организованных преступных формирований на самых простых, низких ролях, связанных с совершением тяжких общеуголовных преступлений.

Преступники без определенного места жительства – это особая категория мигрантов, около 60% которых ранее судимы, большинство злоупотребляют алкоголем или являются хроническими алкоголиками; многие страдают серьезными соматическими и психическими заболеваниями. Налицо глубокая социальная, нравственно-правовая и психологическая деградация личности. Поэтому сам факт существования такой категории лиц представляет значительную угрозу безопасности и здоровью населения, свидетельствует об ухудшении социальной и криминологической ситуации в стране.

Специфика детерминации и причинности преступности мигрантов

Преступность приезжих детерминируется всем комплексом обстоятельств, обусловливающих сохранение преступности в стране. Этим же обстоятельствам принадлежит ведущее, базовое место и в причинном комплексе данной преступности. Они являются фундаментом указанного комплекса, на который наслаиваются и с которым взаимодействуют специфические обстоятельства, возникающие у мигрантов, особенности их проблемной жизненной ситуации.

Выделяются три линии детерминации преступности приезжих[9]:

 комплекс причин и условий, влиявших на формирование личности до возникновения проблемной жизненной ситуации, обусловившей цели миграции;

 факторы, обусловившие проблемную жизненную ситуацию, сформировавшие цели миграции, ее стимулировавшие;

 комплекс обстоятельств, оказывающих влияние на мигрантов после их приезда в тот или иной населенный пункт.

Специальные исследования преступности мигрантов дают новые яркие подтверждения тому, что неблагополучие в экономической, политической, социальной и духовной сферах приводит к неразрешимым противоречиям, проблемам и конфликтным ситуациям, стимулирующим рост уровня криминализации общества. Среди населения возникают и ширятся слои, живущие за чертой бедности, бездомные, безработные, разочарованные в защищаемых законом ценностях и готовые на любые, в том числе антиобщественные, способы обеспечения своих потребностей, оказывающиеся в острых стрессовых ситуациях и испытывающие разные психологические воздействия[10]. В ряду неблагоприятных последствий экономического и политического кризисов стоит и вынужденная миграция населения, несущая с собой целый ряд негативных факторов, вплоть до потери части генофонда нации. Вынужденные миграции чаще всего связаны с утратой мигрантами своего прежнего социального статуса, потерей жилья, работы. В местах прибытия наиболее острыми для них являются проблемы жилья, трудоустройства. Последняя особенно обострилась в условиях безработицы. Такие миграции резко отличаются от вызванных производственной необходимостью организованных переселений, например в регионы страны, испытывающие недостаток в трудовых ресурсах. В последних случаях мигранту, как правило, гарантировались место работы, зарплата и жилье. В отличие от них беженцы и вынужденные переселенцы, уже понесшие значительные экономические и социальные потери, в местах своего переселения тоже оказываются в худших условиях, что весьма осложняет процесс их адаптации.


В настоящее время проблема преступности мигрантов — иностранных граждан является весьма актуальной. Поскольку наблюдается повышенное внимание со стороны общества и государства к вопросам корреляции миграции и преступности.

Реалии таковы, что ни одно государство мира не сможет полноценно развиваться, если будет полностью обособленным от всего мирового сообщества. Абсолютно все государства находятся в тесной взаимосвязи между собой. Поскольку их объединяют всевозможные экономические, социальные, общественно-политические, культурные, научные и иные связи.

В настоящий момент наблюдается стойкая тенденция к увеличению масштабов миграционных потоков. Это объясняется стремительным развитием различных общественных институтов, технологий, а также увеличением скорости обмена информацией и ресурсами. Мигранты, покидая страну исхода, преследуют различные цели, в том числе для осуществления преступной деятельности.

В силу своих особенностей преступность иностранцев представляет относительно самостоятельный объект криминологического исследования. Поскольку для отнесения преступления к данной категории необходимо наличие специального субъекта преступления — иностранного гражданина. В современной криминологии преступность иностранных граждан рассматривается как разновидность преступности мигрантов.

В последние годы наблюдается тенденция к устойчивому росту внимания со стороны специалистов различных отраслей науки к проблеме миграции, в том числе предупреждению и пресечению преступлений, совершаемых мигрантами (иностранными гражданами).

Говоря о преступности мигрантов, подразумевают всю совокупность преступлений, совершенных мигрантами. Специфика указанных преступлений характеризуется особенностями самих групп мигрантов и их положением в обществе.

Трудные жизненные ситуации, экстремальные условия, вызванные различными социально-экономическими и политическими кризисами, создают принципиально новые явления в миграции и её криминологически значимых характеристиках.

Характеризуется преступность иностранных граждан необходимо отметить такой признак как высокая латентность. Поскольку она регистрируется именно как преступность мигрантов только в том случае, если будет раскрыто преступление и изобличено виновное лицо

Показатели преступности мигрантов в субъектах РФ могут сильно разниться. Вклад мигрантов в преступность конкретного региона определяется, прежде всего, интенсивностью миграционного потока, который, как правило, выше в крупных населенных пунктах.

Особую тревогу вызывает миграция, которая приобретает ярко выраженный криминальный характер. Мигранты либо в нарушение действующего законодательства пересекают границу РФ, либо, используя легальные способы и документы, прибывают с целью занятия преступной деятельностью [3, c.157].

Характеризуя преступность мигрантов на территории Российской Федерации, следует отметить, что существует определенный преступный этнопрофессионализм, т. е. занятие преступной деятельностью как промыслом, являющимся основным источником дохода, требующим специализации знаний, навыков, умений и относящим исполнителей к криминальной среде и криминальной субкультуре.

В юридической литературе под личностью преступника-мигранта понимается совокупность социально-психологических свойств и качеств, а также социально-демографические особенности их формирования, которые при определенных ситуативных обстоятельствах приводят мигранта к совершению преступления.

В настоящее время ряд ученых выдвигает гипотезу о влиянии менталитета на характер девиантного, в том числе преступного поведения [5]. Уровень толерантности между иммигрантами и местным населением, задаваемый их ментальностью, оказывает существенное влияние на характер их девиантного, в том числе преступного поведения.

Характеризуя личность преступника-мигранта можно выделить ряд признаков:

− повышенная степень маргинальности;

− склонность к частой смене места жительства;

− отсутствие постоянных источников доходов;

− принадлежность к различным этническим группировкам, характеризующимися сплочённостью и конспиративностью.

В настоящий момент необходимо формирование эффективной государственной политики в сфере предупреждения и пресечения преступности мигрантов.

Основными направлениями миграционной политики в сфере борьбы с преступностью мигрантов являются:

Основные термины (генерируются автоматически): преступность мигрантов, Российская Федерация, гражданин, мигрант, правовое положение, преступная деятельность, деформация правосознания, личность преступника-мигранта, преступное поведение, территория России.

Похожие статьи

Взаимосвязь нелегальной и криминальной миграции.

миграционная преступность, Российская Федерация, Преступление, криминальная миграция, Россия, организованная преступность, процесс, мигрант, организованная преступная деятельность, Преступность.

О преступности, связанной с незаконной миграцией, как новом.

Россия, Российская Федерация, нелегальная миграция, мигрант.

Современное состояние и динамика преступности в России показывают, что она

Случаи выявления массового пребывания нелегальных мигрантов на столичных рынках летом 2013

Вот и получается, что для проверки нелегальных мигрантов, находящихся на территории или.

Факторы детерминации организованной преступности.

миграционная преступность, Российская Федерация, Преступление, криминальная миграция, Россия, организованная преступность, процесс, мигрант, организованная преступная деятельность, Преступность.

Незаконная миграция как угроза национальной безопасности РФ.

Россия, Российская Федерация, нелегальная миграция, мигрант, США, Западная Европа, миграционный учет. Правовая регламентация ответственности за организацию. Ключевые слова: организация незаконной.

Совершенствование политики предупреждения и пресечения.

Российская Федерация, иностранный гражданин, нелегальная миграция, нелегальная трудовая миграция, электронная магнитная пластиковая миграционная карта, мигрант, миграционный кодекс РФ, миграционный учет.

Общая криминологическая характеристика преступности.

Основные термины (генерируются автоматически): Россия, организованная преступность, российская федерация, государственная власть

Российская Федерация, террористическая деятельность, террористический характер, террористический акт, преступление, УК РФ.

Нелегальная миграция в России и методы борьбы с ней

Проблемы с нелегальными мигрантами есть во многих странах, в том числе в государствах

России в общем списке отведено почетное второе место. По статистике экспертов ООН

Правовую основу миграционного учета в Российской Федерации составляют Конституция.

Объективная сторона организации незаконной миграции.

Мигранты - иностранные граждане и лица без гражданства в данном случае несут

Организация незаконного пребывания мигрантов в Российскую Федерацию может быть

Однако это не означает, что руководство преступлением охватывает и деятельность по.

Похожие статьи

Взаимосвязь нелегальной и криминальной миграции.

миграционная преступность, Российская Федерация, Преступление, криминальная миграция, Россия, организованная преступность, процесс, мигрант, организованная преступная деятельность, Преступность.

О преступности, связанной с незаконной миграцией, как новом.

Россия, Российская Федерация, нелегальная миграция, мигрант.

Современное состояние и динамика преступности в России показывают, что она

Случаи выявления массового пребывания нелегальных мигрантов на столичных рынках летом 2013

Вот и получается, что для проверки нелегальных мигрантов, находящихся на территории или.

Факторы детерминации организованной преступности.

миграционная преступность, Российская Федерация, Преступление, криминальная миграция, Россия, организованная преступность, процесс, мигрант, организованная преступная деятельность, Преступность.

Незаконная миграция как угроза национальной безопасности РФ.

Россия, Российская Федерация, нелегальная миграция, мигрант, США, Западная Европа, миграционный учет. Правовая регламентация ответственности за организацию. Ключевые слова: организация незаконной.

Совершенствование политики предупреждения и пресечения.

Российская Федерация, иностранный гражданин, нелегальная миграция, нелегальная трудовая миграция, электронная магнитная пластиковая миграционная карта, мигрант, миграционный кодекс РФ, миграционный учет.

Общая криминологическая характеристика преступности.

Основные термины (генерируются автоматически): Россия, организованная преступность, российская федерация, государственная власть

Российская Федерация, террористическая деятельность, террористический характер, террористический акт, преступление, УК РФ.

Нелегальная миграция в России и методы борьбы с ней

Проблемы с нелегальными мигрантами есть во многих странах, в том числе в государствах

России в общем списке отведено почетное второе место. По статистике экспертов ООН

Правовую основу миграционного учета в Российской Федерации составляют Конституция.

Объективная сторона организации незаконной миграции.

Мигранты - иностранные граждане и лица без гражданства в данном случае несут

Организация незаконного пребывания мигрантов в Российскую Федерацию может быть

Однако это не означает, что руководство преступлением охватывает и деятельность по.

Сложности борьбы с рассматриваемой преступностью определяются прежде всего разнородностью контингента мигрантов. С одной стороны, общие меры безопасности населения, применяемые повсеместно, призваны обеспечить правопорядок, охрану прав и законных интересов любых граждан, находящихся на территории страны.

Поэтому чем выше уровень безопасности населения, тем соответственно выше и уровень защищенности приезжих, иностранцев и других подобных лиц. С другой стороны, интересы борьбы с преступностью требуют специфических подходов к разным контингентам населения, в том числе к мигрантам.

При этом, поскольку на криминологическую ситуацию влияют количественные и качественные параметры потока приезжих, интересы охраны правопорядка предполагают как сокращение по возможности или оптимизацию количества приезжих, так и создание надлежащих условий их пребывания, снижающих вероятность возникновения криминогенных ситуаций.

Достижение этих целей возможно только путем совершенствования политической, экономической и духовной сторон жизни общества, т. е. общепрофилактическими мерами. То, что борьба с преступностью зависит в первую очередь от проведения эффективной политики реформ в России, а уже затем от состояния специально-предупредительной и правоохранительной деятельности, особенно ярко доказывается анализом преступности мигрантов.

Посредством только специальных, без учета общесоциальных, мер нельзя нейтрализовать негативные последствия миграции. Так, дополнительные рабочие места могут стабильно создаваться только на базе роста производства, успешной социально-экономической политики. В то же время изложенное не исключает признания важности специальных межгосударственных миграционных программ.

Именно они способны обеспечивать разрешение большинства проблем, связанных с миграцией, особенно вынужденной.

Закон о беженцах и вынужденных переселенцах, а также целый ряд специальных нормативных актов способны давать положительный эффект только при наличии соответствующих экономических и социальных гарантий их осуществления.

Таким образом, фактор повышенного притока приезжих должен учитываться как в широком аспекте — при регулировании социально-экономического развития страны, региона, города, так и в более узком — при управлении процессом борьбы с преступностью.

Особо следует подчеркнуть общепрофилактическое значение надлежащего обслуживания приезжих. Существует масса нерешенных проблем, создающих для приезжих ряд материальных, организационных и психологических трудностей. Они могут быть связаны, например, с недостатками транспортного и иного об-служивания, слабой социальной помощью нуждающимся в ней приезжим, слабой материальной базой их временного бытового устройства и т. д. Последнее обстоятельство существенно тормозит строительство специальных гостиниц вблизи вокзалов для транзитных пассажиров и других лиц, приехавших на короткие сроки, развитие частного гостиничного хозяйства, создание единой службы централизованного размещения иногородних и мно- гие другие полезные инициативы, значение которых весьма значимо.

Общепрофилактические меры одинаково важны как для местного населения, так и для разных контингентов приезжих, в том числе иностранцев. Но для иностранцев наряду с этим важно также надлежащее правовое регулирование их пребывания на территории страны.

В числе таковых, например, правовое положение иностранцев, пользующихся привилегиями и дипломатическим иммунитетом от административной и уголовной юрисдикции нашей страны.

Приоритет общепредупредительных мер еще не означает их первоочередности; напротив, такие меры должны сочетаться и взаимодействовать одновременно с мерами специально-преду-предительными и правоохранительными. При этом равенство перед уголовным законом иностранцев и лиц без гражданства как в случае охраны их бизнеса, так и в случае совершения ими преступлений не исключает, а, наоборот, предполагает дифференциацию профилактических, оперативно-розыскных, процессуальных и иных мер воздействия в отношении граждан стран СНГ, других стран, входивших ранее в состав СССР, или стран дальнего зарубежья.

В настоящее время основу специально-предупредительных мер, направленных на оказание всесторонней помощи иностранным гражданам и осуществление контроля за их пребыванием, составляет административно-правовая деятельность подразделений милиции общественной безопасности и паспортно-визовой службы органов внутренних дел.

Оказание помощи иностранным гражданам в осуществлении их прав и законных интересов реализуется в деятельности всех структурных звеньев системы МВД. Тем не менее паспортно-визовая служба координирует их работу по участию в обеспечении контроля за соблюдением правил пребывания иностранцев и лиц без гражданства на территории РФ. Специально-профилактическая роль паспортно-визовой службы определяется самим характером ее функций, в число которых входит выдача паспортов, осуществление прописки и выписки, регистрация иностранных граждан и лиц без гражданства, выдача им документов на право проживания, оформление разрешений на въезд в Российскую Федерацию и выезд за границу и т. д.

Результативность профилактического воздействия на преступность во многом зависит от совместной согласованной деятель-ности субъектов профилактики. Единство системы профилактики диктует необходимость взаимодействия как по вертикали — с вышестоящим звеном системы, так и по горизонтали — с аналогичными и другими органами в различных регионах, не являющимися вышестоящими.

Именно второй вид координации и взаимодействия заключает в себе более широкие неиспользованные в практике возможности борьбы с преступностью приезжих .

Для активизации противодействия преступности, связанной с иностранцами, в большинстве органов внутренних дел субъектов Федерации были созданы специальные подразделения уголовного розыска. Это дало свои положительные результаты. Вместе с тем для повышения эффективности их функционирования, как показала практика, важно не допускать недостатков по раскрытию и расследованию преступлений мигрантов; решить проблему переводчиков; повысить уровень подготовки и специализации сотрудников, непосредственно занятых борьбой с такой преступностью. Большую помощь в борьбе с преступностью иностранцев, особенно носящей транснациональный характер, оказывает Интерпол. Он осуществляет прямые контакты с зарубежными кол- летами по вопросам розыска преступников, экстрадиции и другим правовым проблемам. Кроме того, национальное бюро Интерпола содержит информацию, которая в определенной мере может быть использована правоохранительными органами, ведущими борьбу с преступностью иностранцев и в отношении иностранцев.

Важным условием достижения положительных результатов в борьбе с преступностью мигрантов является уровень информационного обеспечения такой деятельности. К сожалению, в России долгие годы отсутствовал даже статистический учет преступности приезжих. В настоящее время он существует, но не избавлен от многих недостатков: неполноты, нестабильности, исключающей возможность сравнения; ведомственного характера, приводящего к несопоставимости ряда данных, и др.

Крайне отрицательно на состоянии борьбы с преступностью мигрантов сказывается отсутствие глубоких научных разработок проблем борьбы с преступностью приезжих и даже публикаций на данную тему.

Необходимо создание единого централизованного банка данных, содержащего всю информацию, требующуюся органам, ведущим борьбу с преступностью в целом и с преступностью мигрантов в частности.

Для этого целесообразно осуществить прежде всего разработку системы показателей, всесторонне характеризующих:

преступность приезжих с учетом отдельных регионов, отраслей и объектов, мест ее наибольшей концентрации, периодов ее наибольшей активизации;

преступников-приезжих с выделением различных континген- тов, требующих дифференцированного профилактического подхода;

обстоятельства, способствующие преступности мигрантов; состояние правоохранительной и иной деятельности по борьбе с такого рода преступностью.

Рассмотрение профилактики преступности как области социального управления предполагает необходимость разработки специальных планов (программ), направленных на борьбу с преступностью приезжих, либо включение соответствующих мероприятий в общие программы борьбы с преступностью. При этом необходимо финансовое и материально-ресурсное обеспечение реализации таких программ.

Читайте также: