Методический доклад по вокалу интонация

Обновлено: 19.05.2024

Чистота певческой интонации зависит от многих факторов, в первую очередь, от степени развития музыкального слуха, и в дальнейшем уже от степени развития профессиональных певческих навыков.

Точное интонирование или чистая интонация – верная передача высоты музыкальных звуков.

В пении всё взаимосвязано. Развитие одних вокальных навыков помогает развиваться другим вокальным, а также творческим, музыкальным навыкам. Такое взаимодействие постепенно формирует голосовой аппарат.

1. Чистота интонации и музыкальные способности .

Умение петь, чисто интонируя, обычно считается главным признаком музыкальности и служит доказательством хорошего музыкального слуха.

Однако специальные исследования показали, что умение петь отнюдь не являются единственным доказательством музыкальной одарённости. Кроме того, есть и другие признаки наличия музыкальных способностей.

Борис Михайлович Теплов доказывает, что основные музыкальные способности могут проявляться с различной силой, но все они поддаются развитию. Музыкальные способности развиваются успешно в результате планомерного педагогического воздействия на детей, учитывая индивидуальные особенности их музыкальности.

Но музыкальные способности – приобретаемое свойство личности, не заложенное в человеке от рождения. Предпосылками музыкальных способностей являются задатки. Разные задатки по-разному развиваются, но даже при минимальном воздействии на их развитие и при неблагоприятных условиях – задатки, к примеру, высокого уровня могут развиваться достаточно быстро. Наличие музыкальных задатков, а также строение артикуляционного и дыхательного аппаратов, объем глотки – все это предпосылки успешного обучения навыкам вокала.

Отсутствие чистоты интонирования еще не указывает на неспособность к пению. Это высказывание относится к дошкольному и младшему школьному возрасту, когда большинству детей очень сложно правильно передать мелодию песни только потому, что они ранее совсем не пели или не задумывались над правильной интонацией.

Главные компоненты мелодического слуха :

  • Ладовое чувство — эмоциональный компонент музыкального слуха.
  • Музыкальные и слуховые представления .

Одно из проявлений ладового чувства — интерес и любовь к слушанию музыки. Ладовое чувство так же проявляется в узнавании мелодии, в чувствительности к точности музыкальной интонации. Исследования доказали, что при восприятии мелодии у слушающего имеется ладовая настройка, благодаря которой он воспринимает мелодию как нечто целое, а не как простую последовательность отдельных интервалов. Проведённые опыты доказали, что не только взрослые, но и дети воспринимают мелодию как комплекс звуков в их соотношении с тоникой.

Развитие ладового чувства осуществляется на основе развития музыкальных представлений в процессе неоднократного восприятия музыки.

Музыкальные и слуховые представления - представление звуковысотного и ритмического движения мелодии.

Вместе с тем и представление мелодии только тогда становится точным, когда в нём сохраняются и звуковысотные, и ритмические соотношения.

Поэтому нельзя развивать ладовое чувство и музыкальные представления отдельно от музыкально-ритмического чувства.

Умение чисто интонировать возникает только на определённом этапе развития музыкальных представлений, сначала при опоре на непосредственное восприятие мелодии, когда пение поддерживается инструментом или голосом педагога, дающим точное звучание.

Более высокой ступенью является самостоятельное пение знакомых мелодий без сопровождения (без опоры на фортепиано или педагога).

Когда мелодия поётся сразу после прослушивания, но без сопровождения, можно считать, что уже есть элементы пения по представлению, но близко связанные с восприятием и поющий опирается на свежее впечатление.

2. Чистота интонации и певческий голос .

Чистота интонации в пении возникает в результате обучения правильному звукообразованию, дыханию и дикции . В пении очень важно умение сохранить правильное певческое звучание. Сохранению правильного певческого звучания способствует правильное формирование гласных, поющихся на певческом дыхании.

Хорошее открывание рта, активная работа губ и языка в соединении с правильным звукообразованием и дыханием облегчает правильное произношение слов и способствует точной, чистой интонации.

благоприятную почву для обучения вокалу. В данном процессе задействован механизм музыкально-слуховых представлений, активизируя внимание на запоминании звукового эталона. Интонация может улучшиться только при реальных попытках запомнить пример звучания Причины неверного вокального интонирования:

· отсутствие слухо-голосовой координации.

· Нарушение строения голосового аппарата.

При подобном варианте стоит обращаться к помощи врача-ларинголога.

· Слаборазвитый музыкальный слух.

· Плохая артикуляция.

· Неудобная тональность.

· Внутренняя зажатость;

· Застенчивость, поскольку некоторые обучаемые испытывают затруднение продемонстрировать их навыки и умения педагогу или сверстникам;

· Невнимательность.

Для устранения проблемной интонации были рассмотрены и проанализированы методики следующих авторов:

Вокальная методика М.И. Глинки. Михаил Иванович Глинка (родоначальник русской школы пения). При его среднем голосе, как он сам о нем отзывался – небольшой диапазон, без особой силы и красоты – его современники с восторгом отзывались об удивительном исполнении произведений его авторства.

1. Чтобы прямо попадать на ноту;

2. Обращать больше внимания на верность, а потом на непринужденность голоса;

3. Петь не громко и не тихо, но вольно;

4. Не делать крещендо, взять ноту, держать ее в равной силе;

5. Стараться уровнять все ноты.

Упражнения данной методики выстроены поступенно и подходят как для взрослых певцов, так и могут использоваться в работе с детьми.

Приемы развития слуха и голоса Г.П Стуловой:

· повтор обучаемым отдельных звуков после показа инструмента;

· прямое подстраивание голоса к звучанию рояля или голоса преподавателя;

· пластическое интонирование движения музыкального рисунка, мелодии;

· пропевание с отсутствием музыкального сопровождения;

· вычленение из песни оборотов, вызывающих затруднение интонирования, с целью сделать из него упражнение для исполнения в разных тональностях;

· транспонирование песни в другие тональности с целью нахождения более удобной для исполнения;

· вычленение звука или нескольких из интервала или аккорда для их исполнения;

· предчувствие первого звука песни, представление его в уме до воспроизведения;

· начиная со стаккато поем звуки, поступенно вверх, переходя на легато (добиваемся непринужденного звучания);

· освобождаем нижнюю челюсть, хорошо открывая при пении рот (гласная У), при таком пении происходит избавление гортани от напряжения;

· упражнение дается на слух, но следует подкрепить его зрительным способом;

· при подстраивании к голосу, задаваемый образец должен быть воспроизведен в высокой певческой позиции;

Если данные приемы не особо способствуют улучшению интонирования, то ему рекомендуется плотно закрыть уши. Данный прием возможен и по отношении к другим ученикам, послушать себя, закрыв одно ухо.

· углублению насыщенности звучания голоса;

· приданию полетности звука;

· преумножению силы звучания;

· и в целом раскрепощенное, свободное звучание при процессе пения.

Данный методический комплекс включает в себя шесть групп упражнений, связанных между собой:

· гимнастика артикуляционного аппарата;

· тренаж голосовых сигналов доречевой коммуникации;

· упражнения для грудного регистра у женщин и детей;

· тренировочная программа на переход из грудного в фальцетный регистр;

· упражнения фальцетного регистра у женщин и детей.

В изучении вопроса развития интонации обучающихся особенно интересна вторая группа упражнений, предлагаемых Емельяновым.

Упражнение 3. Положение рта то же. Суть упражнения заключается в переключении регистров с грудного на фальцетный и обратно, легкими, скользящими глиссандными интонациями.

Упражнение 5. Отличается от предыдущих тем, что не нуждается в определенном положении, состояние при выполнении повседневно-комфортное. Сначала фальцетом издается высокий полетный звук, при помощи глиссандо спускаемся в грудной регистр к скрипящему звуку из предыдущего упражнения. Польза упражнения состоит в развитии связи пространсвенного ощущения с голосообразующими движениями. Из наиболее часто применяемых педагогами заданий – рисование движением голоса бронтозавра

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ОБРАЗНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ИНТОНАЦИОННЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В КЛАССЕ СОЛЬНОГО ПЕНИЯ.

Методы и приемы развития интонации путем активизации ассоциативно-образного мышления.

1. Наглядный метод: наглядно – слуховой (показ педагогом вокального произведения, прослушивание аудиоматериала и т.п.); наглядно-зрительный (показ репродукций, иллюстраций, наглядно-образных пособий и т.д.); наглядно-двигательный (использование движений рук, пластическое и мануальное интонирование).

Показ педагога позволяет ребенку увидеть целостную картину произведения, вызывает определенные положительные эмоции, что стимулирует ученика к дальнейшему творчеству.

2. Словесный метод – к нему относятся беседа с детьми, рассказ, диалог и т.п.

В музыкальном воспитании этот метод понимается не столько как передача необходимой информации, сколько как образно – психологический настрой, направленный на духовное общение ребенка с музыкальным искусством. То есть для словесного пояснения музыки речь должна быть не бытовой, а образной.

3. Практический метод, его еще называют художественно-практическим — это формирование у учащихся умения понимать, оценивать и анализировать средства художественной выразительности произведений, а также умения применить эти знания на практике, в частности, в процессе пения.

В музыкальной педагогике существуют свои, специфические методы, направленные на более глубокое понимание музыкального языка:

1. Метод сопереживания позволяет учащимся сравнить и почувствовать музыкальное произведение через актуализацию собственного жизненного опыта;

2. Метод сравнения и сопоставления, сравнение двух и более различных образов, выявление их сходств и различий;

3. Метод ассоциативных сопоставлений. Обращаясь к красочным метафорам, сравнениям педагог вызывает у ребенка те или иные душевные состояния, находит в нем определенный эмоциональный отклик;

4. Близко к этому методу стоит эмоционально-образный метод, который основывается на образном и ассоциативно – образном мышлении учащихся. Многие педагоги-вокалисты используют в своей практике именно этот метод обучения пению.

Развитие вокального слуха у детей начинается от самого рождения в связи с интонационным и фонетическим освоением речи. Даже дети с 4-летнего возраста, довольно четко различают на слух, что такое легкий или более густой по тембру звук голоса; есть ли в голосе вибрато и какое оно по качеству; близкая или далекая вокальная позиция; звонкий или не звонкий голос; напряженный или свободный он; округлый или плоский, ровно ли звучит по тембру гласные; постепенно ли по всему диапазону менялся тембр или скачком. Нужно только да

Оценить 165 1

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

Новосибирской области

Методический доклад на тему:

Вокально-интонационные навыки

Разработала:

Сандзюк Елена Сергеевна,

преподаватель

Любое, красиво звучащее музыкальное произведение, не может не вызвать отклика в душах слушающих его. Проникновенно, продуманно и прочувствованно исполненное вокальное произведение, заключает в себе ещё большую силу воздействия на человека, пробуждая эмоциональные переживания и яркие впечатления посредством не только музыки, но и слова.

О предварительной работе при этом никто и не задумается, т. к. она и не видна в случае профессиональной подготовки исполнителя.

А умению работать над вокальным произведением, доводить его исполнение до готовности и концертного уровня, обучают уже с младшего возраста в детских школах искусств на отделениях сольного пения, где учащиеся приобретают на уроках вокала необходимые вокально-технические навыки, развивают творческое воображение, воспитывают у себя эстетическое мышление, пополняют кругозор, обучаясь в процессе работы над произведением пониманию замысла авторов музыки и словесного текста и умению донести до слушателя задуманное композитором и поэтом, проявляя через исполнение своё личное отношение к этому.

Важно отметить, что вся работа над вокальным произведением, конечно же, предполагает непрерывную одновременную работу над чистотой интонации, над певческим дыханием, над оформлением звука, т. е. над артикуляцией, над дикцией, над высокой певческой позицией и над звуковедением вместе с динамическими оттенками. В зависимости от возраста обучающихся и их вокальных данных, можно и нужно вести работу над тембровой окраской голоса, над резонированием звука.

Все эти вокально-технические навыки приобретаются и отрабатываются как при распевании, на вокальных упражнениях, так и при работе над произведениями и объединяются в единое выражение – вокальная работа. Остановимся на роботе и развитиии вокально-интонационных навыков. Чистое интонирование - это:
1. "Знание" вокальным аппаратом звуковысотности каждой ноты на физиологическом уровне.

Развитие вокального слуха у детей начинается от самого рождения в связи с интонационным и фонетическим освоением речи. Даже дети с 4-летнего возраста, довольно четко различают на слух, что такое легкий или более густой по тембру звук голоса; есть ли в голосе вибрато и какое оно по качеству; близкая или далекая вокальная позиция; звонкий или не звонкий голос; напряженный или свободный он; округлый или плоский, ровно ли звучит по тембру гласные; постепенно ли по всему диапазону менялся тембр или скачком. Нужно только дать толкования этим слуховым ощущениям. Сделать их вокально - слуховое восприятие осознанным.

Систематический анализ звучания певческого голоса приводит к развитию: у детей очень тонких вокально-слуховых навыков, что является кратчайшим путем к собственному воспроизведению правильного певческого звука.

В процессе обучения пению вокальный слух, взаимодействуя с голосом, развивается параллельно с ним, немного опережая уровень практических умений ученика. Тесная взаимосвязь слуха и голоса в процессе обучения пению обусловлена общностью законов познания, основанных на ряде умственных операций: вокально-слуховое восприятие, представление и воспроизведение голосом.

Вокально-слуховое восприятие нужно специально формировать. Задача заключается в том, чтобы научить детей не только слушать, но и слышать человеческий голос, замечать различные оттенки его тембра, силу и интонацию, особенности дикции, вокальную позицию, по звуку определять его режим заботы: регистровый механизм, степень напряженности работы голосообразующей системы, характер дыхания, артикуляции и резонирования, эмоциональную выразительность.

Под вокально-слуховыми представлениями понимаются представления о качествах певческого звука по интонации, динамике, тембру и ритмическим отношениям, как основным носителям музыкального смысла, а также представления о способе звукообразования заданного эталона, т. е. то, что относится к понятию о вокальном слухе.

Качество восприятия вокальных явлений и их вокально-слуховые представления обеспечивают условия для полноценного воспроизведения, а в конечном итоге, для формирования певческих навыков. Воспроизведение характеризуется звучанием певческого голоса и обеспечивается, прежде всего, качествами восприятия звука и его вокально - слухового представления, а также сфомированностью певческих навыков, способностью осознанного управления голосообразующей системы.

Таким образом, одним из решающих условий вокального развития детей в процессе обучения пению является планомерное и последовательное формирование вокально-слуховых представлений, лежащих в основе вокального слуха ребенка.

Определяя основные понятия, он пишет: «Вокальный слух - это, прежде всего не только слух, а сложное музыкально-вокальное чувство, основанное на взаимодействии слуховых, мышечных, зрительных, осязательных, вибрационных, а может быть, и еще некоторых других видов чувствительности.

1.Багадуров В. М. Вокальное воспитание детей. - М.: Музыка,2002 г.

2.Бычков. Ю. Н. Проблемы детского музыкального воспитания. РАМ им. Гнесеных, 2004 г.

4.Виноградов К. П. Работа над дикцией в вокальном ансамбле. – М.: Музыка, 2007 г.

5.Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. – М., 2006 г.

6.Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренаж. - СПб.: Лань, 2007 г.

Чистая интонация - это важный критерий качества слуха, а вокально-интонационные упражнения можно смело назвать основным методическим средством развития музыкальных способностей.

ВложениеРазмер
vospitanie_intonatsionnogo_sluha_na_urokah_solfedzhio_v_dmsh_i_dshi.docx 312.78 КБ
Онлайн-тренажёры музыкального слуха

Теория музыки и у У пражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД НЯГАНЬ

музыкально - теоретических дисциплин:

В музыкальном образовании одной из дисциплин способствующих воспитанию музыканта, формированию его музыкального вкуса является сольфеджио.

В работе над интонационными упражнениями нужно достигать качества пения: чистоты интонации, строя, правильного дыхания, умения петь распевно.

Предмет сольфеджио является одним из наиболее важных в цикле музыкально-теоретических дисциплин. Основой предмета сольфеджио служит воспитание грамотного, профессионального музыкального слуха, которое предполагает целый комплекс навыков. Это, прежде всего, развитие музыкальной памяти, умение беглого сольфеджирования, осмысление различных элементов музыки, работа над диктантом. Выполнение всех вышеперечисленных задач невозможно без развития навыков вокального интонирования. Чистая интонация - это важный критерий качества слуха, а вокально-интонационные упражнения можно смело назвать основным методическим средством развития музыкальных способностей. Весь процесс работы над развитием интонации в течение всего срока обучения неизбежно делится на несколько этапов, зависящих от постепенно приобретаемых учащимися теоретических и практических навыков.
Первый этап – первоначальное формирование вокально-интонационной координации. Речь идет о развитии самой способности интонировать звуки разной высоты. Конечно, в музыкальную школы обычно поступают дети, которые этим навыком в определенной степени уже владеют, и этот этап с ними за ненужностью можно пропустить. Тем не менее, для некоторых учащихся владение своим голосом представляет некоторую трудность (гудошники, узкий диапазон). Умелое использование дыхания – один из верных путей раздвижения границ певческого диапазона у ребенка, так как именно культура певческой атаки определяет характер работы голосовых связок. Как правило, у детей сила звука ограничена, что приводит к мягкой звуковой атаке и, следовательно, к воспроизведению спокойного, мягкого звука средней силы. Однако такая атака звука будет губительной для детей инертных и вялых. Значительная утечка воздуха при пении у таких детей приводит к плохому звукообразованию. Поэтому для вялых детей пригодной является атака твердая, обеспечивающая интенсивную работу голосового аппарата, а мгновенность начала звука помогает точности интонирования.

Преподаватель сольфеджио должен помнить, что важным критерием проверки правильного дыхания служит качество звука. Прерывистый, вялый звук – показатель плохого дыхания. Мышечный тонус плечевой зоны (поднимание ребенком плеч при вдохе) – также плохой показатель, поскольку включает не нужные для пения мышцы гортани, что в свою очередь ведет к крикливому, напряженному пению, и, соответственно к потере интонационной чистоты.

Третий этап – формирование первоначальных навыков сольфеджирования. Предполагается, что к этому моменту ученик уже должен овладеть основами музыкальной грамоты. Точнее говоря, этот процесс нужно начинать одновременно с изучением музыкальной грамоты. На этом этапе приходится решать много различных задач и проблем, а поэтому, в каком-то смысле, он может считаться основополагающим в формировании навыка вокального интонирования. Приобретение навыка интонирования мелодического движения по ступеням мажорного лада является одной из задач первого года обучения. Теоретический материал на уроках сольфеджио в первом классе следует давать в виде сказок, рассказов, картинок и т. п. Постепенно в сказках и рассказах знакомить детей с понятиями лад, ступени устойчивые, неустойчивые, тональность, тоника, звукоряд, и т.д. В легкой интересной форме ребята осваивают теорию, которую закрепляем на практике интонационными упражнениями.

F:\Марина Реферат\Ладушки.jpg

C:\Users\User\Desktop\Марина Реферат\Рука.jpg

Когда дети при пении дублируют мелодию на нотном стане, они лучше усваивают движение мелодии (поступенное или скачками), а также соотношение исполняемых звуков по высоте, относительно друг друга.

F:\Марина Реферат\У кота.jpg

Приобретение навыка интонирования мелодического движения по ступеням мажорного лада является одной из задач первого года обучения.

В заключении хотелось бы отметить, что каждый преподаватель вправе не только выборочно использовать необходимые упражнения, но и вводить свои собственные, в зависимости от конкретных педагогических задач. Главное–помнить о том, что вокально-интонационные упражнения, несмотря на их неоспоримую ценность, не являются самоцелью, а лишь основным методом общемузыкального развития. Чистое пение само по себе имеет безусловный приоритет разве что у учащихся, занимающихся вокалом или хоровым пением.

В результате первого года обучения при приобретении вокально-интонационных навыков учащиеся должны владеть такими понятиями как: - нотный стан, клавиатура, клавиши, регистры, октавы;
- скрипичный и басовый ключи;

- знаки ключевые и случайные. Знаки альтерации: диез, бемоль, бекар;

- мажорный и минорный лады, строение мажорной гаммы, тон, полутон;

- звукоряд, гамма, тональность;

- тоника, устойчивые и неустойчивые звуки, вводные звуки, опевание;

- мажорное и минорное трезвучия;

- интервалы от примы до октавы без тоновой величины.

Таким образом, можно сделать выводы, что развитие вокально – интонационных навыков - важнейшая форма работы на уроке сольфеджио.

Что же такое правильное интонирование и как интонировать чисто? Интонирование — это чистое воспроизведение звуков (ноты) голосом. Умение услышать ноту и точно спеть её — это и есть правильная интонация.


Что такое интонация в вокале и как интонировать чисто, чтобы попасть в ноты?

Есть несколько причин, почему люди не попадают в ноты. Часто бывает так, что у человека просто нет координации слуха с голом. Даже если человек имеет хороший музыкальный слух, он может петь фальшиво. Внутри себя он слышит правильные ноты, но воспроизвести их также правильно не может. В таком случае необходимо начать изучать сольфеджио, то есть петь распевки и отдельные ноты под аккомпанемент. Это поможет наладить координацию и чистое интонирование.

Неправильная постановка голоса

Неправильно подобранный репертуар

Конечно, фальшь в пении может происходить из-за психологических зажимов. От волнения на сцене или перед компанией друзей исполнитель теряет контроль над голосом и может не попадать в ноты. В таком случае нужно постоянно практиковаться, заниматься, работать над собой и понимать, что в те минуты, когда вы поёте, все внимание направлено только на исполнение — необходимо удержать это внимание, настроиться на позитив и понравится слушателям. Прожить и рассказать историю, которая заложена в песню.


Много практики пения на публике решит эту проблему как нельзя лучше. Вы поймете, что же такое правильное интонирование и как интонировать чисто.

В ходе регулярных занятий вокалом интонация всегда становится чище.

5 советов по работе над интонацией

Вот 5 советов по работе над интонацией:

  1. Пойте интервалы в распевках.
  2. Пойте распевки с разными мелодическими рисунками.
  3. Подбирайте мелодию песни на слух на фортепиано (виртуальном пианино, в приложении с пианино).
  4. Поставьте приложение для улучшения слуха.
  5. Пойте песни в период работы над слухом только под оригинал. С громким звуком и в наушниках, чтобы вам себя было плохо слышно, а оригинал — громко. Это поможет подстроиться под ноты.

Заключение

Индивидуальные занятия помогут вам ускорить процесс освоения чистого интонирования и не растягивать занятия на несколько лет. Ведь не всегда вы сами сможете услышать свои ошибки.

Мы обучаем онлайн, вы можете обучаться у нас из любой точки мира и в удобное для вас время. До встречи на уроке!


Пробный урок по скайпу
  • Протестируем ваш голос и слух
  • Определим цели и составим ваш личный план обучения!
  • Покажем упражнения и подберём нужный курс


Пройдите стартовый курс
  • Раскроете силу, яркость и тембр своего голоса
  • Уберете зажимы, которые мешают петь и общаться
  • Избавитесь от страха выступать на публике и полюбите свой голос

Уроки Вокала. Как петь низкие ноты правильно

Алена Квитко - До и После обучения в школе Петь Легко

Уроки Гитары - Как улучшить звучание гитары? Правая рука.

Мифы о вокале

Уроки гитары. Как уменьшить боль в пальцах для новичков?

Как новичку адаптироваться к урокам вокала

Курсы вокала Пять бесплатных уроков!

Курс игры на гитаре Закажи уроки прямо сейчас!

Подпишитесь Вконтакте Будьте всегда в курсе

Следите на Instagram И делитесь с друзьями

Смотрите на YouTube Видео о вокале и гитаре

Читайте также: