Предупреждение криминальных посягательств в отношении детей доклад

Обновлено: 04.07.2024

Преступность среди несовершеннолетних всегда вызывает повышенное внимание. Проблема преступлений среди несовершеннолетних, является одной из самых существенных проблем общества.

Несовершеннолетние в возрасте от 12 до 16 лет совершают большое количество преступлений, и детская преступность растет. Несмотря на предпринимаемые государством усилия по предупреждению преступного поведения детей и подростков, значительных успехов в данной сфере добиться не удается.

Статистические данные свидетельствуют о том, что подростки ежегодно совершают свыше 300 тыс. преступлений, из них около 100 тыс. – дети, не достигшие возраста уголовной ответственности. Помимо этого, регистрируется ежегодно более 1 млн. административных правонарушений, совершаемых несовершеннолетними. Необходимость предупреждения преступности возникла с появлением и развитием самой преступности. Еще Платон и Аристотель считали, что борьба с испорченными вкусами и привычками окажет положительное влияние на предупреждение преступлений.

Особенности ответственности несовершеннолетних за совершенные преступления

Очень часто несовершеннолетние совершают правонарушения, а также общественно опасные деяния, не задумываясь о последствиях. Рассчитывая, на то, что, не достигнув возраста привлечения к административной или уголовной ответственности, они не понесут наказания.

В соответствии с Российским законодательством, несовершеннолетние при определенных условиях несут уголовную, административную и иную ответственность. К несовершеннолетним, совершившим преступления, могут быть применены принудительные меры воспитательного воздействия либо им может быть назначено наказание, а при освобождении от наказания судом они могут быть также помещены в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа.

Согласно части 1 статьи 20 УК РФ, по общему правилу, уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее 16-ти летнего возраста ко времени совершения преступления. Вместе с этим в части 2 вышеуказанной статьи УК РФ перечислены преступления, при совершении которых ответственность наступает с 14-летнего возраста, прежде всего, это преступления достаточно высокой степени общественной опасности.

Несовершеннолетние старших возрастных групп за свои преступления несут именно уголовную ответственность, а не какую-либо иную, с применением почти всех мер уголовного наказания. Это важное положение уголовного права служит целям общей превенции. Однако отсюда не следует, что несовершеннолетние несут ответственность наравне со взрослыми.

При назначении наказания несовершеннолетнему за совершенное преступление, рассматриваются и принимаются во внимание условия жизни и воспитания несовершеннолетнего, уровень психического развития, иные особенности личности, влияние старших по возрасту лиц. Наказание несовершеннолетних, прежде всего играет воспитательную роль и, одновременно, обучающую.

Причины формирования правонарушений среди несовершеннолетних:

  • Негативное влияние семьи, существенные изъяны в воспитании, минимальное количество денег, не позволяющее обеспечить основные потребности ребенка.
  • Негативное влияние окружения со стороны, как взрослых, так и сверстников. Включает в себя проникновение в сознание несовершеннолетнего путем СМИ, личными бытовыми контактами неверных стандартов поведения (жестокости, распущенности и т. п.).
  • Отсутствие занятости ребенка.

Советы родителям несовершеннолетних детей

Приучать ребенка к правилам жизни в обществе следует с детства. Даже малыши должны знать, что нельзя отнимать, портить или брать без разрешения чужие вещи.

И самое главное – демонстрируйте детям собственный положительный пример. Ведь чему бы вы их не учили, поступать они будут так же, как вы.

Вступительное слово: В современных социально - экономических и социально - политических отношениях новое поколения, которое, еще не начав жить, уже лишило себя ᴨерсᴨективы найти достойное место в обществе.

Рост различных форм девиантного поведения, преступности, аморальных проявлений тревожит все общество. В этой связи особую значимость приобретает профилактика противоправного поведения детей и подростков. Такая деятельность обеспечивает защиту общества от преступных посягательств, не дает неустойчивым членам общества выбрать неверный путь.

Очень важно на ранних этапах предотвратить распространение преступности среди детей и подростков, не допустить распространение культа насилия и жестокости в семьях, школах, детских домах.

Дети - это одна из наиболее уязвимых групп общества, которая может быть подвергнута негативному влиянию со стороны взрослого населения, что зачастую приводит к определенным последствиям: нарушается психическое развитие ребенка, появляются различные формы патологий, таких как наркомания, пьянство, преступность. Это может привести к необратимым последствиям, ведь преступность несовершеннолетних очень часто ᴨперерастает в рецидивную, то есть повторяющуюся преступность.

Как обезопасить детей от такого влияния? Какие меры предпринять, чтобы помочь детям сделать правильный выбор? Отчасти возможно это сделать при помощи определенных профилактических мероприятий, ведь профилактика - это не только ликвидация негативных обстоятельств, но и стимулирование различных позитивных процессов социальной жизни общества. Конечно, в случае подростковой преступности необходим другой подход, нежели в случае со взрослыми людьми. Необходимо учитывать психические и биологические особенности подростка.

Подростки представляют собой особую социальную категорию, со своими идеалами и ценностями, которые формируются под влиянием различных факторов. Эти ценности очень часто расходятся с нормами, принятыми в нашем обществе, появляются так называемые отклонения или девиации. Один из наиболее распространенных видов девиаций - это преступность. Исключительное влияние на формирование преступного поведения среди подростков оказывают такие социальные институты, как семья, школа, а также неформальная группа сверстников, поскольку большую часть своего времени подросток проводит там.

Преступность носит деструктивный для общества характер, в связи с этим профилактика преступности несовершеннолетних - неотъемлемый атрибут современного общества. В настоящее время функционирует целый комплекс организаций по борьбе с подростковой преступностью, среди которых комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы и учреждения социальной защиты населения, образования, здравоохранения, внутренних дел, опеки и попечительства, службы занятости и др.

ВложениеРазмер
doklad_preduprezhdenie_prestupleniy_sredi_nesovershennoletnih.docx 34.74 КБ

Предварительный просмотр:

Выполнила: Дамбаева З.Л.

Социальный педагог, 2016 г.

Районный семинар заместителей директоров по ВР и социальных педагогов

Вступительное слово: В современных социально - экономических и социально - политических отношениях новое поколения, которое, еще не начав жить, уже лишило себя ᴨерсᴨективы найти достойное место в обществе.

Рост различных форм девиантного поведения, преступности, аморальных проявлений тревожит все общество. В этой связи особую значимость приобретает профилактика противоправного поведения детей и подростков. Такая деятельность обеспечивает защиту общества от преступных посягательств, не дает неустойчивым членам общества выбрать неверный путь.

Очень важно на ранних этапах предотвратить распространение преступности среди детей и подростков, не допустить распространение культа насилия и жестокости в семьях, школах, детских домах.

Дети - это одна из наиболее уязвимых групп общества, которая может быть подвергнута негативному влиянию со стороны взрослого населения, что зачастую приводит к определенным последствиям: нарушается психическое развитие ребенка, появляются различные формы патологий, таких как наркомания, пьянство, преступность. Это может привести к необратимым последствиям, ведь преступность несовершеннолетних очень часто ᴨперерастает в рецидивную, то есть повторяющуюся преступность.

Как обезопасить детей от такого влияния? Какие меры предпринять, чтобы помочь детям сделать правильный выбор? Отчасти возможно это сделать при помощи определенных профилактических мероприятий, ведь профилактика - это не только ликвидация негативных обстоятельств, но и стимулирование различных позитивных процессов социальной жизни общества. Конечно, в случае подростковой преступности необходим другой подход, нежели в случае со взрослыми людьми. Необходимо учитывать психические и биологические особенности подростка.

Подростки представляют собой особую социальную категорию, со своими идеалами и ценностями, которые формируются под влиянием различных факторов. Эти ценности очень часто расходятся с нормами, принятыми в нашем обществе, появляются так называемые отклонения или девиации. Один из наиболее распространенных видов девиаций - это преступность. Исключительное влияние на формирование преступного поведения среди подростков оказывают такие социальные институты, как семья, школа, а также неформальная группа сверстников, поскольку большую часть своего времени подросток проводит там.

Преступность носит деструктивный для общества характер, в связи с этим профилактика преступности несовершеннолетних - неотъемлемый атрибут современного общества. В настоящее время функционирует целый комплекс организаций по борьбе с подростковой преступностью, среди которых комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы и учреждения социальной защиты населения, образования, здравоохранения, внутренних дел, опеки и попечительства, службы занятости и др.

Ранняя профилактика в образовательном учреждении . Так как образовательное учреждение является для несовершеннолетнего одним из основных сфер жизнедеятельности, в котором наравне с семьей происходит формирование личности подростка, его нравственно-психологических основ поведения.

Ранняя профилактика на уровне образовательного учреждения должна включать:

1. педагогику ненасилия. Педагогика ненасилия в качестве основного компонента ранней профилактики насильственных преступлений несовершеннолетних может быть включена не только в систему общего образования, но и дошкольного воспитания, так как основы агрессивного поведения личности закладываются в очень раннем возрасте. Ее основные идеи заключаются в представлении, что межличностные отношения подростков должны строиться на принципах диалога, позитивного отношения к друг другу, отвержения насилия (психического, физического) как способа решения конфликтов.

2. педагогику здорового потребительства. Данный компонент социального воспитания ориентирован, как это можно предположить, на раннюю профилактику корыстных преступлений несовершеннолетних, составляющих абсолютное большинство в структуре этой преступности.

3. педагогику духовно-нравственных основ семьи.

4. ᴨпедагогику правового воспитания. Под правовым воспитанием понимается деятельность, направленная на формирование правового сознания, правовой культуры учащейся молодежи, уважение к праву, его целям, убежденности в его необходимости и ценности, привычка и потребность в любой ситуации действовать правомерно.

Следующий этап профилактики преступности несовершеннолетних - непосредственной профилактики. Она необходима, если на предыдущем этапе не было предотвращено формирование у несовершеннолетнего склонности к правонарушениям, и он начал их совершать. На данной стадии также осуществляется нормализация условий жизни и воспитания, оздоровление среды. Вместе с тем, существенно увеличивается воздействие на самого несовершеннолетнего, включая при необходимости меры правового характера.

Сюда относятся, например, меры контроля за поведением подростков-правонарушителей со стороны подразделений ОВД по предупреждению правонарушений несовершеннолетних; меры, применяемые к родителям; принудительные меры воспитательного воздействия, применяемые судами, комиссиями по делам несовершеннолетних к подросткам-правонарушителям.

Этапы профилактической деятельности с подростками-правонарушителями.

Каждый этап уникален и представляет собой комплекс различных мер, применяемых к трудным подросткам. В общем, система профилактики преступности несовершеннолетних выглядит так:

1) ранняя профилактика (задачей является оздоровить среду и оказать помощь несовершеннолетним, оказавшимся в неблагоприятных условиях жизни и воспитания еще до того, как отрицательное действие этих условий скажется на поведении таких лиц);

2) непосредственная профилактика (не допустить ᴨпереход на преступный путь и обеспечить исправление лиц со значительной степенью дезадаптации, совершающих правонарушения непреступного характера);

3) профилактика предпреступного поведения (не допустить переход на преступный путь и создать условия для исправления лиц, систематически совершающих правонарушения, характер и интенсивность которых указывают на вероятность совершения преступления в ближайшем будущем);

4) профилактика рецидива (предупредить рецидив подростков, ранее совершивших преступления, не допустить негативного влияние этих подростков на законопослушных несовершеннолетних).

Этап ранней профилактики - один из наиболее важных этапов предотвращения преступности несовершеннолетних. На нем происходит предупреждение и устранение существенных нарушений нормальных условий жизни и воспитания несовершеннолетних, устранение источников неблагоприятного воздействия на условия жизни и воспитания несовершеннолетних, корректировка неправильного развития личности в начальной стадии, а также нормализация условий среды жизни и воспитания конкретных подростков или их определенных групп. Раннюю профилактику преступности несовершеннолетних на уровне семьи и образовательного учреждения.

Профилактическая деятельность по оздоровлению обстановки в семье должна осуществляться в следующей последовательности:

1. выявление неблагополучных семей;

2. диагностика семейного неблагополучия;

3. осуществление профилактических мероприятий по нормализации микроклимата в семье;

4. принятие адмиʜᴎϲтративных и уголовно - правовых мер воздействия на родителей, злостно нарушающих обязанности по воспитанию детей.

Необходимо придать системе профилактики целостность, различные субъекты профилактики должны работать согласованно, а регионы должны обмениваться опытом, навыками и умениями, как между собой, так возможно и с другими странами. Для большей результативности необходимо привлекать к своей деятельности различные благотворительные организации и объединения. Необходимо помнить, что мы имеем дело с молодежью, оказавшейся в трудной ситуации, нельзя закрывать глаза на ее проблемы.

Учитывая индивидуальные особенности развития каждого ребенка, их личные дела, я осуществляю индивидуальный подход к каждому из них. Нахожу более приемлемые методы и приемы организации социальной работы, режимных моментов в воспитании. К решению возникающих у ребят проблем я подхожу, учитывая их психическое и физическое состояние.

Проводится изучение контингента подростков и их семей, начиная с младших классов, выделяет учащихся и подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Поддерживается тесная связь с родителями, классными руководителями, воспитателями, учителями-предметниками, медицинским работником школы, администрацией школы и комиссией по делам несовершеннолетних, ПДН ОМВД РФ по Селенгинскому району, главами и специалистами сельских поселений.

При возникновении агрессии некоторых детей достаточно переключить на другой вид деятельности, а с другими необходимо доверительно побеседовать.

За время своей работы я узнала учащихся ближе, а также познакомилась с их семьями, получила более полное представление об их жизни. Это помогает мне планировать свою работу качественно как с группой детей, так и с каждым из них.

Некоторые дети были равнодушны к своему внешнему виду. Теперь они ходят опрятно, придерживаются школьного распорядка дня и единых требований к внешнему виду учащихся.

Тесно сотрудничаем с родителями, административными органами и органами социально-педагогической поддержки. Совместно с ПДН ОМВД РФ по Селенгинскому району разработан совместный план работы.

Такие формы работы с семьями, находящимися в социально опасном положении, дают положительный результат: уменьшилось число учащихся, пропускающих уроки без уважительной причины.

В последние годы в нашей стране значительное внимание стало уделяться исследованию вопросов защиты прав несовершеннолетних как потерпевших от преступлений. Отчасти это обусловлено мировой тенденцией усиления гарантий прав потерпевших, отчасти – тенденцией усиления гарантий прав несовершеннолетних лиц как наименее защищенной социальной группы, игнорировать которые Россия в последнее десятилетие уже не может, поскольку страна все больше интегрируется в мировое сообщество, что накладывает на нее определенные обязательства в аспекте следования международным стандартам в сфере защиты прав человека.

Любой вид жесткого обращения с детьми ведет к самым разнообразным последствиям, но их все объединяет одно – ущерб для здоровья ребенка или опасность для его жизни, не говоря уже о нарушении прав ребенка.

В своём выступлении на IV Съезде Уполномоченных по правам ребенка в субъектах РФ Павел Астахов чётко обозначил одну из главных задач уполномоченных по правам ребенка – это защита прав детей, пострадавших от преступлений насильственного и сексуального характера, в том числе – совершаемых с использованием новых информационных технологий.

По мнению заместителя начальника управления ГУОООП МВД России полковника полиции Елены Новосельцевой, тема защиты и поддержки прав несовершеннолетних на сегодняшний день не только не теряет своей актуальности, а становится все более острой. Об этом свидетельствуют и данные статистики. По данным МВД, ежегодно в России совершается более 600 тысяч правонарушений в отношении несовершеннолетних, из них 400 тысяч допускают родители в отношении собственных детей. А число преступлений, совершенных родителями по отношению к своим детям, в России за два последних года выросло на треть – с 3 до 4 тысяч.

Вопрос профилактики преступлений в отношении несовершеннолетних и обеспечении безопасности их жизни является одним из приоритетных вопросов всех ветвей власти и общественности области.

Следует отметить, что проблема жестокого обращения с детьми на территории Орловской области не остается без внимания администрации области. Этот вопрос неоднократно обсуждался на заседаниях комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Орловской области. Улучшилась профилактическая работа со стороны органов внутренних дел, органов опеки и попечительства, органов, социальной защиты, образования других субъектов профилактики. Тем не менее, исходя из обращений, поступающих в адрес Уполномоченного по правам по правам ребёнка в Орловской области, можно сделать вывод, что в условиях роста насилия в обществе жертвой жестокого обращения часто становятся дети. Они не могут сами противостоять насилию из-за своей физической и психической незрелости. Поэтому, несмотря на то, что приоритетным направлением для субъектов системы профилактики, правоохранительных органов является выявление и предотвращение фактов физического, психического и сексуального насилия в отношении детей, они по-прежнему регулярно становятся объектами преступлений со стороны взрослых.

По сведениям УМВД России по Орловской области в 2012 году в отношении несовершеннолетних совершено 704 преступления (АППГ –638), что составило рост на 10,3%.

Количество несовершеннолетних, признанных потерпевшими 806(АППГ – 722), рост на 11, 6%.

В отношении каждой такой семьи должен быть разработан индивидуальный план мер, обеспечивающих психолого-педагогическое сопровождение, направленное на коррекцию детско-родительских отношений. В этой связи настало время создания в области единого электронного банка данных детей и семей, находящихся в социально опасном положении, который позволял бы отслеживать весь цикл работы с семьей и вносить коррективы в программу реабилитации каждой из них. Большая роль в этой деятельности отводится ПДН органов внутренних дел и комиссии по делам несовершеннолетних на местах. Говоря о взаимодействии, можно утверждать, эффективность и конечный результат усилий этих структур будет тогда, когда в нее активно включатся органы местного самоуправления и лично главы муниципальных образований.

Росту числа преступлений, совершенных в отношении детей, способствовали повсеместно выявленные органами прокуратуры факты ненадлежащего исполнения своих должностных обязанностей органами опеки и попечительства области: в ряде случаев несвоевременно решаются вопросы об изъятии детей из семей, находящихся в опасном положении, не ставятся вопросы о лишении родителей родительских прав; об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей.

В частности, ввиду отсутствия контроля со стороны органов опеки г. Орла, 28.10.2012 отцом, ранее судимым по ст.156 УК РФ и лишенным родительских прав в отношении других детей, избит сын И. Несмотря на то, что этот ребенок родился за 4 дня до решения суда о лишении родителей родительских прав в отношении других детей, вопрос об изъятии этого ребенка органами опеки не ставился.

При этом из материала следовало, что физическое насилие в отношении своей дочери он допускал и ранее.

После вмешательства прокурора Колпнянского района возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ст. 156 УК РФ.

Родители зачастую даже не замечают нарушения прав ребёнка и своей жестокости по отношению к нему. Вот простейший пример: мама спешит домой, ребёнок хочет ещё поиграть, она его шлёпает – и это уже нарушение его права на неприкосновенность. Из таких мелочей, из незаметной на первый взгляд бытовой жестокости, равнодушия и непонимания образуются сначала ручейки, а затем мутные потоки произвола и насилия по отношению к детям во многих сферах нашей жизни.

Фактов нарушения прав детей, преступлений и жестокости в отношении подростков в области меньше не становится. Особо тревожит то, что возрастет число преступлений, которые ранее или не фиксировались вовсе, или были единичными. Это, прежде всего, жестокость и насилие со стороны родителей и близких подростков, педофилия, ранние половые связи, много проблем с интернетом.

Проблема жестокого обращения с детьми, насилия, сексуального совращения – это тема, с которой Уполномоченный сталкивается регулярно. Новые аспекты в этой области заключаются в том, что имеет место недооценка следственными, судебными, иными правоохранительными органами такой категории преступлений, опасности, как растление детей. Если в случае очевидного насилия, предусмотренного статьями 131, 132 Уголовного кодекса РФ, суды и следственные органы реагируют на такого рода преступления достаточно остро, то в случае совершения в отношении детей ненасильственных, псевдодобровольных половых сношений, включая гомосексуальные, инцестные отношения, развратные действия, зачастую эти события анализируются достаточно поверхностно.

Защита и восстановление нарушенных прав детей – жертв насилия, жестокого обращения, нравственного растления, сексуального совращения, других преступных посягательств признаны приоритетными направлениями деятельности как федерального, так и регионального уполномоченного по правам ребёнка.

Как отметил в своём выступлении Уполномоченный при Президенте по правам ребёнка Павел Астахов на заседании коллегии Следственного комитета под председательством руководителя СК Александра Бастрыкина, несмотря на внесение в законодательство Российской Федерации ряда существенных изменений, направленных на профилактику преступных посягательств в отношении несовершеннолетних и ужесточение ответственности за совершение указанных преступлений, виктимогенная ситуация в этой сфере продолжает оставаться неблагополучной. Для работы с детьми, пострадавшими от насилия и других преступных посягательств, как никогда требуются квалифицированные, специально подготовленные кадры детских и подростковых психологов и судебных экспертов. Как отметил Уполномоченный, таких кадров сегодня катастрофически не хватает.

Уполномоченный по правам ребенка в Орловской области отмечает, что данная проблема характерна и для нашего региона – это обеспечение следствия квалифицированными специалистами, знающими психологию подростка, методы работы с ним, имеющими полномочия оперативно принимать решения, в случае необходимости, об изъятии ребенка непосредственно с места преступления или иных мест, где есть угроза его жизни и здоровью. Есть основания полагать, что подписанные соглашения СУ и профильных Департаментов позволит снять этот вопрос, как и вопрос подготовки специалистов, имеющих право оперативно осуществлять экспертизу по фактам совершенных преступлений, что значительно сократит время их расследования. В настоящее время таких специалистов, особенно медиков, в области единицы.

Кроме того, Павел Астахов также указал на существенные изъяны в системе защиты детей от преступных посягательств: в стране отсутствует система предупреждения преступлений, совершаемых на почве педофилии, в том числе ответственность за пропаганду педофилии; не создана сеть специализированной психиатрической (сексолого-психиатрической) помощи таким лицам с расстройствами сексуального предпочтения, в том числе осуждённым к лишению свободы; в российском законодательстве отсутствуют определение детской порнографии и ответственность за сам факт её изготовления, перемещения через государственную границу и хранения без цели распространения.

Федеральный Уполномоченный предложил установить более строгие меры уголовной ответственности за совершение наиболее общественно опасных видов ненасильственных половых преступлений против несовершеннолетних, запретить процедуру примирения обвиняемого с несовершеннолетней жертвой в случаях, когда обвиняемый является родителем или законным представителем потерпевшего или имеет значительную разницу в возрасте с потерпевшим. Кроме того, среди предложений Павла Астахова –введение административной ответственности юридических лиц за правонарушения, совершённые в отношении детей, содержащихся в учреждениях интернатного типа (для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей-инвалидов и т.д.).

Уполномоченный по правам ребенка в Орловской области выражает непримиримую позицию, связанную с необходимостью ужесточения уголовной ответственности за совершение преступлений в отношении детей, ужесточения контроля за освобожденными лицами, которые совершили преступления насильственного характера против детей.

Весьма позитивную роль в этом сыграло введение в феврале 2012 года уголовно-правового запрета на применение условного осуждения за преступления против половой неприкосновенности малолетних и недавно подписанного Президентом страны запрета об условно-досрочном освобождении лиц, их совершивших. Эта практика применяется и судами области. Каждый потенциальный насильник должен знать – наказание сурово, неизбежно и пощады не будет. Может быть, это кого-либо отрезвит.

Ещё не удается детально анализировать причины, породившие каждое преступление, их обстоятельства, давать должную оценку деятельности должностных лиц, в чьих полномочиях контроль за подростками, их родителями или опекунами. Как результат, порой совершаются тяжелейшие преступления в отношении малолетних лиц, в т. ч. и родителями, родственниками, которые находились или должны были находиться под контролем полиции, органов опеки и попечительства, комиссии по делам несовершеннолетних, других структур.

Одним из важных путей совместной межведомственной работы является обеспечение безопасности несовершеннолетних, находящихся в специализированных учреждениях, детских садах, школах и больницах. Департаменты здравоохранения и социального развития, образования, молодежной политики и спорта осуществляют работу по завершению программы укрепления и обеспечения безопасности учреждений, оснащению системами ГЛОНАСС школьных автобусов, пресечению доступа в детскую среду лиц, которым запрещено заниматься соответствующими видами деятельности, связанными с контактами с несовершеннолетними.

Необходимо остановиться еще на одной проблеме в указанной сфере.

Конституцией Российской Федерации и уголовно-процессуальным законодательством всем участникам процесса гарантируется правовая защита, однако если подозреваемому и обвиняемому предоставляется бесплатная помощь адвоката, то потерпевшему, в том числе несовершеннолетнему, – нет. Это ставит последнего в неравное положение с подозреваемым и обвиняемым. Кроме того, ребенок, в силу своей психологической и возрастной беспомощности, получает большую психотравму не только в результате произошедшего, но и при участии в следственных мероприятиях.

Учитывая то, что действующее законодательство не предусматривает гарантий защиты прав несовершеннолетних потерпевших, а также особую общественную значимость данного вопроса, Уполномоченный предлагает предусмотреть в законодательстве Орловской области такие меры социальной поддержки несовершеннолетних, признанных потерпевшими в рамках уголовного судопроизводства, как бесплатная юридическая и психологическая помощь.

Отдельным направлением в работе Уполномоченного является организация межведомственного взаимодействия в сфере обучения детей и подростков правилам ответственного безопасного пользования услугами Интернет - и мобильной (сотовой) связи, другими электронными средствами связи и коммуникации, в том числе способам защиты от противоправных и иных общественно опасных посягательств в информационно-телекоммуникационных сетях, защите имущественных прав подростков.

Подводя итог вышеизложенному, можно сделать вывод, что преступность несовершеннолетних и насилие и жестокость по отношению к детям – проблема, имеющая глобальный характер, ее решение невозможно без объединения совместных усилий, активизации действий в этом направлении всех структур и ведомств, эффективного использования потенциала правоохранительных органов, органов и учреждений системы профилактики, неправительственных организаций, институтов гражданского общества.

Нам еще немало предстоит сделать, чтобы построить общество, дружелюбное к детям. Очевидно одно: сегодняшние забота, компетентность, доброта по отношению к детям, их опережающее развитие – наиболее реальный путь к экономически мощному государству, к нравственно сильной стране, к той будущей России, о которой мы мечтаем.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Родительское собрание

Цели : информирование родителей о жестоком обращении, его формах и видах.

1. Познакомить родителей с основными причинами и факторами риска жестокого обращения в семье.

2. Информировать о способах конструктивного обращения с ребенком как методах профилактики жестокого обращения в семье.

3. Формирование адекватных способов реагирования на проявление жестокости по отношении к ребенку.

Ход собрания.

Почему родители бьют своих детей?

-Родители не знают о последствиях телесного наказания, как в дальнейшем это влияет на его поведение и индивидуальность.

- Загруженный рабочий график, бытовые проблемы, материальное неблагополучие, забота о завтрашнем дне и т.д. вызывают нервное напряжение, которое некоторые родители выливают на своих детей.

За последние десятилетия в России и ее регионах произошли глубокие перемены во всех сферах: экономике, политике, социальной структуре. Воспитание ребенка, забота о его здоровье и благополучии – это трудоемкий процесс, требующий от родителей много сил и терпения. Как показывает практика, даже в благополучных семьях, где родители испытывают искреннюю любовь и привязанность к своим детям, в воспитательном процессе могут использоваться такие формы воздействия на ребенка, как телесные наказания, запугивание, лишение ребенка общения или прогулки. При этом большинство родителей хорошо понимают, что такая тактика воспитания – это нарушение прав их детей, а также причина возможных отклонений в психическом и физическом развитии ребенка. Положение ребенка в семьях с более низким уровнем культуры, в семьях, где ребенок становится обузой, а не радостью жизни, значительно хуже. Указанные выше способы воспитания, которые для первой группы семей являются скорей исключением, здесь становятся нормой. Ситуация еще более обостряется, если один или оба родителя страдают зависимостью от алкоголизма или наркомании, или если семья испытывает постоянные финансовые трудности. Поэтому проблема насилия и жестокого обращения с детьми в семье сегодня – это тот вопрос, который нужно не просто обсуждать, но и принимать меры по его решению.

Организация Объединенных Наций во Всеобщей декларации прав человека в Декларации прав ребенка провозгласила, что дети вследствие своей физической и умственной незрелости имеют право на особую заботу и помощь, включая надлежащую правовую защиту. Должна включаться поддержка ребенка и лиц, которые о нем заботятся, предупреждение и выявление, расследование и лечение в связи со случаями жестокого обращения с ребенком, а в случае необходимости возбуждение судебной процедуры.

Актуальность профилактики жестокого обращения с детьми связана с тем, что насилие в отношении детей или пренебрежение их основными потребностями оказывают негативное влияние на психическое развитие ребенка, нарушают его социализацию, порождают безнадзорность и правонарушения несовершеннолетних. Многие дети – жертвы насилия уходят из дома или детских учреждений, втягиваются в асоциальное поведение, начинают употреблять алкоголь или наркотики. Наиболее эффективным направлением защиты детей от жестокого обращения являются меры ранней профилактики. В тех же случаях, когда ребенок пострадал от той или иной формы насилия, он нуждается в психологической помощи, поскольку результаты исследований психологов убедительно свидетельствуют о том, что насилие, перенесенное в детском возрасте, неизбежно сопровождается эмоциональными и поведенческими нарушениями. Чем раньше будут выявлены неблагополучные семьи и дети, находящиеся в них, чем эффективнее будет организована профилактическая работа, тем выше будет вероятность предупреждения жестокого обращения с детьми в кровной семье.

Чрезвычайно важную роль в предупреждении насилия над детьми в семье играет право ребенка выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства.

Первое направление основывается на том, что значительная часть случаев насилия над детьми, по поводу которых граждане обращаются, являются преступлениями. Поэтому обязательным элементом помощи, оказываемой детям и их семьям, является правовая поддержка. Жестокое обращение с детьми как социальное явление обладает способностью к воспроизводству: дети, перенесшие насилие, став взрослыми, жестоко обращаются с собственными детьми.

Профилактика жестокого обращения с детьми

Жестокое обращение с детьми – это не только побои, нанесение ран, сексуальные домогательства и другие способы, которыми взрослые люди калечат ребёнка. Это унижение, издевательства, различные формы пренебрежения, которые ранят детскую душу.

Жестокое обращение с детьми (несовершеннолетними гражданами, от рождения до 18 лет) включает в себя любую форму плохого обращения, допускаемого родителями (другими членами семьи), опекунами, попечителями, педагогами, воспитателями, представителями органов правопорядка.

Четыре основные формы жестокого обращения с детьми:

Физическое насилие – преднамеренное нанесение физических повреждений.

Сексуальное насилие (или развращение ) – вовлечение ребёнка с его согласия и без такого в сексуальные действия со взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды.

Психическое (эмоциональное) насилие – периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребёнка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера.

К психической форме насилия относятся:

открытое неприятие и постоянная критика ребёнка;

угрозы в адрес ребёнка в словесной форме;

замечания, высказанные в оскорбительной форме, унижающие достоинство ребёнка;

преднамеренная физическая или социальная изоляция ребёнка,

ложь и невыполнение взрослыми своих обещаний;

однократное грубое психическое воздействие, вызывающее у ребёнка психическую травму.

Пренебрежение нуждами ребёнка – это отсутствие элементарной заботы о ребёнке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию.

К пренебрежению элементарными нуждами ребёнка относятся:

отсутствие адекватных возрасту и потребностям ребёнка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи;

отсутствие должного внимания и заботы, в результате чего ребёнок может стать жертвой несчастного случая.

Признаки и симптомы жестокого обращения с ребенком

Наличие у ребенка телесных повреждений, синяков, кровоподтеков, рубцов, ожогов;

К психическим симптомам относятся ночные кошмары и ужасы, потеря сна, необоснованные страхи;

Дети чрезмерно агрессивны, импульсивны, склонны к разрушениям, негативны и гиперактивны;

Дети проявляют склонность к насилию и могут вымещать свою враждебность и ярость на игрушках, животных и других детях.

Особенности психического состояния и поведения ребенка, позволяющие заподозрить физическое насилие :

Возраст до 3 лет:

малоподвижность, безразличие к окружающему миру;

боязнь физического контакта с взрослыми;

реакция испуга на плач других детей;

редкая улыбка и проявления радости;

плаксивость, постоянное хныканье, замкнутость, печаль

Возраст от 3 до 6 лет:

отсутствие сопротивления, примирение со случившимся;

заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость;

копирование поведения взрослых;

агрессивность, жестокое отношение к животным;

болезненное отношение к замечаниям, критике.

Младший школьный возраст :

боязнь идти домой после школы;

одиночество, отсутствие друзей;

стремление скрыть причину повреждений и травм.

криминальное или анти общественное поведение;

употребление алкоголя, наркотиков;

К педагогически оправданным наказаниям относятся:

- замечание , но сделанное так, чтобы оно дошло до сознания ребенка;

- выговор – серьезно и строго поговорить о недопустимости недостойного поведения;

- лишение ребенка чего-то приятного , без чего можно обойтись: просмотр телепередач, лакомств и др., но важно, чтобы он знал, за что наказан;

- недопустимо наказание ребенка трудом, поскольку труд должен быть радостью;

- осторожно используйте насмешки, поскольку они могут вызвать потерю родительского доверия;

- недопустимо злоупотреблять запретами, так как бесконечные запрещения вызывают у ребенка стремление противодействовать им.

Что нужно каждому ребёнку, чтобы вырасти здоровым и полноценным человеком:
1. Уважение.
2. Физическая забота.

3. Похвала и призы.

Ответственность за жестокое обращение с детьми

Российским законодательством установлено несколько видов ответственности лиц, допускающих жестокое обращение с ребенком.

Административная ответственность . Кодексом РФ об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних — в виде предупреждения или наложения административного штрафа в размере от ста до пятисот рублей (ст. 5.35 КоАП РФ).

Уголовная ответственность . Российское уголовное законодательство предусматривает ответственность за все виды физического и сексуального насилия над детьми, а также по ряду статей — за психическое насилие и за пренебрежение основными потребностями детей, отсутствие заботы о них.

Гражданско-правовая ответственность . Жестокое обращение с ребенком может послужить основанием для привлечения родителей (лиц, их заменяющих) к ответственности в соответствии с семейным законодательством.

Защита прав и достоинств ребёнка в законодательных актах

обеспечение в максимально возможной степени здорового развития личности (ст.6)

защиту от произвольного или незаконного вмешательства в личную жизнь ребёнка, от посягательств на его честь и репутацию (ст.16)

обеспечение мер по борьбе с болезнями и недоеданием (ст.24)

признание права каждого ребёнка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития (ст.27)

защиту ребёнка от сексуального посягательства (ст.34)

защиту ребёнка от других форм жестокого обращения (ст.37)

меры помощи ребёнку, явившемуся жертвой жестокого обращения (ст.39)

Уголовный кодекс РФ предусматривает ответственность:

за совершение физического и сексуального насилия, в том числе и в отношении несовершеннолетних (ст.106-136)

за преступления против семьи и несовершеннолетних (ст.150-157)

Семейный кодекс РФ гарантирует:

право ребёнка на уважение его человеческого достоинства (ст.54);

право ребёнка на защиту и обязанности органа опеки и попечительства принять меры по защите ребёнка (ст.56);

лишение родительских прав как меру защиты детей от жестокого обращения с ними в семье (ст.69);

немедленное отобрание ребёнка при непосредственной угрозе жизни и здоровью (ст.77);

утверждает право детей, обучающихся во всех образовательных учреждениях, на уважение их человеческого достоинства (ст.5) и предусматривает административное наказание педагогических работников за допущенное физическое или психическое насилие над личностью ребёнка (ст.56).

Это важно помнить родителям!

•• Уважайте своего ребенка, не делайте сами и не позволяйте другим заставлять ребёнка делать что-то против своей воли.

•• Если вы знаете, что ребёнок соседей подвергается насилию, избиению со стороны родителей, немедленно сообщите об этом в милицию.

•• Если ваш ребёнок говорит о нездоровом интересе к нему вашего мужа, прислушайтесь к его словам, поговорите с мужем, не оставляйте ребёнка один на один с ним, и если отношения зашли слишком далеко, расстаньтесь с этим человеком, нет ничего дороже счастья собственного ребенка.

•• Отец должен поговорить обо всех интересующих сына вопросах относительно половой жизни, объяснить, как предохраняться.

•• Мать должна объяснить девочке, как ей вести себя с противоположным полом, о средствах контрацепции.

•• Если вы заметили странность в поведении ребенка, поговорите с ним, что его беспокоит. В разговоре с мальчиком лучше участвовать отцу, без присутствия матери.

Читайте также: