Предупреждение коррупционной преступности доклад

Обновлено: 06.05.2024

До сих пор борьба с коррупцией в России носит бессистемный характер, чувствуется отсутствие продуманной программы борьбы с этим злом. Поэтому нет ясных представлений о наиболее перспективных направлениях предупредительной деятельности, ее формах и методах, объектах и субъектах, сроках и т. д. Самое главное, не проявлена политическая воля в ликвидации коррупции, нет команды начать ее, а без этого соответствующая деятельность не будет реализовываться, поскольку неизбежно будут затронуты интересы богатых и влиятельных людей.

Основой экономических мер предупреждения коррупционной преступности должны быть следующие положения:

– взятка должна быть экономически невыгодной, она должна влечь за собой имущественный ущерб, в том числе и из-за потери доброго имени взяткодателя или взяткополучателя;

– должна быть обеспечена прозрачность реализации государственных программ, предлагающих различные расходы: существуют программы помощи районам, терпящим бедствие или природные катастрофы, без государственной поддержки эти районы просто не выживут, но денежные средства, отчисляемые на данные программы помощи, разворовываются так, что до адресатов доходят лишь малые крохи; изменить ситуацию можно, усилив государственный контроль, а также контроль со стороны общественных организаций и общественности;

– должна быть обеспечена публичность, прозрачность объявления и проведения различных конкурсов для юридических лиц, коммерческих организаций на предоставление им разрешений на экономическую деятельность в рамках государственных заказов. При распределении заказа важна репутация того предприятия (фирмы), которому он делается. Если предприятие (фирма) заведомо не способно выполнить заказ или у него плохая репутация, это может послужить сигналом, что здесь дело не чисто.

В качестве одного из претендентов в тендерах может участвовать и государство. Государственный заказ может быть секретным лишь в том случае, если связан с обороной и государственной тайной.

1. Наем чиновников по принципу компетентности. В России привыкли соблюдать определенные цензы: национальный, образовательный и т. д. В США, например, столь жестких требований нет, главное – чтобы человек отвечал профессиональным требованиям.

2. Установление тарифных ставок оплаты труда, сопоставимых с рыночным уровнем зарплаты. Необходимо, чтобы заработная плата чиновника могла конкурировать с зарплатой в коммерческих структурах и чтобы вдобавок ощущался престиж работы.

3. Профессиональное обучение кадров. Чиновники должны время от времени повышать свой профессиональный уровень, свою квалификацию, проходить курсы дополнительного образования. И хотя в целом по стране уровень образования высокий, снижение его наблюдается в районах, откуда происходит отток русскоязычного населения.

В США по выходе на пенсию из государственной структуры в течение 5 лет запрещено наниматься в частный сектор, который был заинтересован в его государственной работе. Этот опыт нужно освоить и в России.

Должен существовать государственный фонд поощрения чиновников, которые быстро и квалифицированно оказывают услуги населению, а также обеспечивают полноту таможенных и налоговых сборов. Это поощрение может выражаться в виде премий.

Важен вопрос ротации чиновников (перемещение их внутри структуры). Ротация позволяет разбить круговую поруку, разрывает сложившиеся связи. Но зачастую это просто способ избавиться от неугодных или принципиальных работников. При ротации трудно поощрить добросовестных работников.

По С.В. Максимову, к организационным мерам профилактики коррупции относятся:

– создание банков данных о функционирующих в стране хозяйствующих субъектах;

– декларация доходов (расходов), имущественного положения физических и юридических лиц, в том числе тех, кто участвовал в приватизации;

– выборочные проверки соответствия результатов приватизации заявленным целям;

– снижение числа чиновников до уровня 1991 г.;

– контроль за денежными средствами в оффшорных зонах;

– издание бюллетеней о расходах и имущественном положении высших чиновников на местах;

– издание бюллетеней о расходах и имущественном положении бюджетных организаций, органов государственной власти в центре и на местах.

Мировое сообщество уделяет большое внимание борьбе с коррупцией, ее предупреждению. Только за последнее десятилетие под эгидой Организации Объединенных Наций (ООН) приняты: резолюция ЭКОСОС (Экономический и социальный Совет ООН) по борьбе с коррупцией (1995 г.); Международный кодекс поведения государственных должностных лиц (1996 г.); Декларация о борьбе с коррупцией и взяточничеством в международных коммерческих организациях (1997 г.); Конвенция против транснациональной организованной преступности (2000 г.) и др. Не меньшая работа проведена Советом Европы, Европейским Союзом, Организацией Американских государств (ОАГ), Организацией экономического развития и сотрудничества (ОЭСР) и некоторыми другими. В части принятых документов наряду с перечислением правонарушений, попадающих, по мнению составителей, под разряд коррупционных, предприняты попытки дать обобщенное определение коррупции.

Проблема коррупции не столько криминологическая и уголовно-правовая, сколько социально-политическая. Ясно, что и стратегия превенции должна ориентироваться на меры экономические, социальные, психологические, нравственные, политические. При этом следует отчетливо понимать, что ликвидировать коррупцию, как и любое иное социальное зло того же ранга, имеющее прочные основы в экономическом, политическом, социальном устройстве общества, невозможно. Речь должна идти лишь о значительном сужении масштабов явления, введении его в цивилизованные рамки, защите населения от тотальных поборов на всех уровнях – от рядового работника жилищной конторы и милиционера до высших эшелонов власти.

Целью данной курсовой работы является – раскрыть понятие коррупционной преступности, а также обозначить основные направления борьбы и профилактики коррупционных преступлений.
Задачи данной курсовой работы таковы:
- рассмотреть понятие коррупционной преступности и ее виды;
- раскрыть причины и условия совершения коррупционных преступлений;
- обозначить меры предупреждения коррупционных преступлений.

Содержание

Введение
1. Понятие коррупционной преступности и ее виды.
2. Причины и условия совершения коррупционных преступлений.
3. Предупреждение коррупционных преступлений.
Заключение.
Список литературы.

Прикрепленные файлы: 1 файл

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ.docx

1. Понятие коррупционной преступности и ее виды.

2. Причины и условия совершения коррупционных преступлений.

3. Предупреждение коррупционных преступлений.

Настоящая работа посвящена исследованию коррупционной преступности в органах государственной власти, в деятельности государственных служащих, уполномоченных на выполнение государственных функций и связанных с ними проблем совершенствования антикоррупционного законодательства.

Не решив проблему коррупции, невозможно эффективно решать задачи государственного управления. Так греческие мыслители Платон и Аристотель относили коррупцию к политическим категориям, а Макиавелли считал ее свидетельством общего заболевания государства, разрушающего гражданскую добродетель. В свою очередь, Ш. Монтескье характеризовал ее, как дисфункциональный процесс, в результате которого хороший политический порядок или система превращаются в негодные.

Объектом исследования является проблема коррумпированности органов власти и проблема уголовной ответственности за преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления.

Целью данной курсовой работы является – раскрыть понятие коррупционной преступности, а также обозначить основные направления борьбы и профилактики коррупционных преступлений.

Задачи данной курсовой работы таковы:

- рассмотреть понятие коррупционной преступности и ее виды;

- раскрыть причины и условия совершения коррупционных преступлений;

- обозначить меры предупреждения коррупционных преступлений.

Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

В данной работе используются труды известных российских авторов. Также при написании данной курсовой работы был использованы Конституция РФ, Гражданский Кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ, Федеральный закон Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции".

Понятие коррупционной преступности и ее виды.

Этимологически термин "коррупция" происходит от лат. "corruptio", означающего "порча, подкуп". Эти два слова определяют понятие коррупции.

Так, в Юридической энциклопедии термин коррупция определяется как "преступная деятельность в сфере политики или государственного управления, заключающаяся в использовании должностными лицами доверенных им прав и властных возможностей в целях личного обогащения" 1 .

Такое понимание коррупции существует и в современной криминологии. Например, А.И. Долгова определяет коррупцию как "социальное явление, характеризующееся подкупом - продажностью государственных или иных служащих и на этой основе корыстным использованием ими в личных либо в узкогрупповых, корпоративных интересах официальных служебных полномочий, связанных с ними авторитета и возможностей" 2 .

Н.Ф. Кузнецова определяет коррупцию как "общественно опасное явление, выражающееся в подкупе служащих государственного аппарата и негосударственных структур" 3 .

Юридический энциклопедический словарь Дж. Бэллентайна слово "коррумпированный" толкует, как "извращающий назначение органов государства в целях извлечения личной выгоды, препятствующий процессу отправления правосудия". Другой авторитетный юридический словарь Г. Блэка определяет коррупцию как:

- деяние, совершаемое с намерением предоставить некое преимущество, несовместимое с официальными обязанностями должностного лица и правами других лиц;

- деяние должностного лица, которое незаконно и неправомерно использует свое положение или статус для извлечения какого-либо преимущества для себя или другого лица в целях, противоположных обязанностям и правам других лиц.

Яркую характеристику коррупции дает ученый-адвокат А.И. Кирпичников: "Коррупция - это коррозия власти. Как ржавчина разъедает металл, так коррупция разрушает государственный аппарат и разъедает нравственные устои общества. Уровень коррупции - своеобразный термометр общества, показатель его нравственного состояния и способности государственного аппарата решать задачи не в собственных интересах, а в интересах общества. Подобно тому, как для металла коррозийная усталость означает понижение предела его выносливости, так для общества усталость от коррупции означает понижение его сопротивляемости" 4 .

Наиболее емкое, на наш взгляд, понятие коррупции дает Б.В. Волженкин: "Коррупция - это социальное явление, заключающееся в разложении власти, когда государственные (муниципальные) служащие и иные лица, уполномоченные на выполнение государственных функций, используют свое служебное положение, статус и авторитет занимаемой должности в корыстных целях для личного обогащения или в групповых интересах" 5 .

Согласно Федеральному закону Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", коррупция - это злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами; а также совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица 6 .

Таким образом, коррупция - это социальное явление, заключающееся в разложении общества и государства, когда государственные служащие, лица, уполномоченные на выполнение государственных и иных управленческих функций, в том числе и в частном секторе, используют свое служебное положение, статус и авторитет занимаемой должности вопреки интересам службы и установленным нормам права и морали в целях личного обогащения или в групповых интересах.

Что касается коррупции в органах власти, то, по нашему мнению, ее можно определить как - социальное явление, заключающееся в разложении органов власти, когда государственные служащие и иные лица, уполномоченные на выполнение государственных функций, используют свое служебное положение, статус и авторитет занимаемой должности вопреки интересам службы и существующим нормам права и морали в целях личного обогащения или в групповых интересах.

Коррупционная преступность - традиционный и достаточно распространенный вид преступности в большинстве стран мира. Понятие коррупционной преступности не тождественно понятию коррупции, поскольку феномен коррупционной преступности есть лишь часть явления коррупции вообще, хотя и наиболее опасная с точки зрения общественных интересов. Вместе с тем анализ содержания рассматриваемого вида преступности невозможен без изучения существенных признаков коррупции.

Коррупционные правонарушения в отличие от аморальных коррупционных проступков запрещены нормами права и предусматривают юридическую ответственность. Выделяются три основных вида коррупционных правонарушений:

1) гражданско-правовые деликты;

2) административные проступки;

3) преступления. 7

К гражданско-правовым коррупционным деликтам относятся:

а) принятие в дар работниками государственных и муниципальных учреждений, учреждений социальной защиты и иных подобных учреждений подарков (имущества или имущественных прав) от граждан находящихся в них на течении, содержании или воспитании супругами и родственниками этих граждан; а также дарение таким работникам подарков в связи с указанными обстоятельствами

б) принятие в дар и дарение подарков государственным служащим и служащим органов муниципальных образований в связи с их должностным положением или с исполнением последними служебных обязанностей, - при условии, что стоимость любого подарка во всех случаях превышает пять минимальных размеров оплаты труда (ст. 575 ГК РФ). 8

К административным коррупционным проступкам относятся:

а) собственно административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена Кодексом РСФСР об административных правонарушениях (мелкое хищение государственного имущества путем злоупотребления служебным положением (ст. 49);

б) дисциплинарные проступки (вид административных правонарушений), выражающиеся в нарушении государственными и муниципальными служащими законодательства о государственной службе и (или) принятых в соответствии с ним иных нормативных актов (например, осуществление работником милиции предпринимательской деятельности вопреки ст. 20 Закона РСФСР о милиции).

Коррупционные преступления - это предусмотренные УК РФ общественно опасные деяния, непосредственно посягающие на авторитет публичной службы, выражающиеся в незаконном получении государственными или муниципальными служащими каких-либо преимуществ (имущества, прав на него, услуг или льгот) либо в предоставлении последним таких преимуществ.

Вместе с тем авторитет публичной службы (государственной службы и службы в органах местного самоуправления) может выступать как основным, так и обязательным дополнительным непосредственным объектом преступного посягательства либо факультативным его объектом. В этой связи коррупционные преступления могут быть разделены на три группы:

1) собственно коррупционные преступления, посягающие на авторитет государственной службы или службы в органах местного самоуправления, выступающий в качестве основного непосредственного объекта таких посягательств (коррупционные преступления в узком значении понятия);

2) коррупционные преступления, посягающие на ту же социальную ценность как на обязательный дополнительный непосредственный объект (коррупционные преступления в широком значении понятия);

3) коррупционные преступления, посягающие на названную социальную ценность как на факультативный (необязательный) объект.

К собственно коррупционным преступлениям могут быть отнесены пять видов уголовно наказуемых деяний: 1) злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ); 2) незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст. 289 УК РФ); 3) получение взятки (ст. 290 УК РФ);

4) дача взятки (ст. 291 УК РФ);

5) служебный подлог (ст. 292 УК РФ).

В число коррупционных преступлений, относящихся ко второй группе, следует включить 5 видов преступлений:

1) воспрепятствование законной предпринимательской деятельности (ст. 169 УК РФ);

2) регистрация незаконных сделок с землей (ст. 170 УК РФ);

3) контрабанда, совершенная должностным лицом с использованием своего служебного положения (п. "б" ч. 3 ст. 188 УК РФ);

4) провокация взятки (ст. 304 УК РФ);

5) организация преступного сообщества (преступной организации) для совершения любого из преступлений первой или второй группы, относящихся к числу тяжких или особо тяжких (ст. 210 УК РФ).

И, наконец, к третьей группе преступлений могут быть отнесены деяния, предусмотренные: п. "б" ч. 2 ст. 160, ст. 164, п. "в" ч. 2 и ч. 3 ст. 174; ч. 3 ст. 175; ст. 176,177,193,199, п. "в" ч. 2 или ч. 3 ст. 221, п. "в" ч. 3 или ч. 4 ст. 226; п. "в" ч. 2 или ч. 3 ст. 229; ч. 3 ст. 256; ч. 2 ст. 258 УК РФ. 9

Преступления против интересов службы в коммерческих или иных организациях, ответственность за которые предусмотрена в главе 23 УК РФ, не могут быть отнесены к числу коррупционных, поскольку они непосредственно не причиняют вреда авторитету государственной службы или службы в органах местного самоуправления. Итак, можно сформулировать следующее определение понятия коррупционной преступности (в узком значении).

Коррупционная преступность - это целостная, относительно массовая совокупность преступлений, посягающих на авторитет государственной службы или службы в органах местного самоуправления, выражающихся в незаконном получении преимуществ лицами, уполномоченными на выполнение государственных функций, либо в предоставлении данным лицам таких преимуществ, а также совокупность самих этих лиц. 10

Причины и условия совершения коррупционных преступлений.

Выделим основные признаки, которые характеризуют коррупционную преступность:

1) это, прежде всего, совокупность преступлений, совершенных определенной категорией лиц;

2) это также наличие специальных субъектов, то есть лиц, официально привлеченных к государственному управлению (государственных служащих и иных лиц, уполномоченных на выполнение публичных функций), а также лиц, занимающих должностное положение в организациях частного сектора;

3) указанные субъекты используют имеющиеся у них по должности и статусу возможности для незаконного извлечения как личных, так и узкогрупповых либо корпоративных выгод, вопреки интересам других лиц, общества и государства.

Проблема коррупции возникла еще в древних цивилизациях и, к сожалению, не потеряла актуальности в наши дни. Погрязают в недобросовестном сотрудничестве не только развивающиеся страны, но и мировые державы. При этом уровень и масштаб коррупции в стране зависит от многих условий: исторических, культурных, социальных, экономических, политических, психологических и т. д.

Российская Федерация, несмотря на высокий уровень борьбы с коррупцией на законодательном уровне, также оказалась вовлеченной в взяточнические схемы и скандалы на фоне личного обогащения.


Что такое коррупция и как она воздействует на общество

В широком смысле коррупция представляет собой явления, охватывающее все сферы функционирования общества, начиная от власти, управления и правоохранительной области, и заканчивая системами образования и медицины. По сути коррупция представляет собой злоупотребление властью, личными и общественными достижениями, публичным положением ради получения дополнительной выгоды для отдельной личности или группы лиц.

Узнайте как предотвратить мошенничество в закупках. Практика и расследование.

Одним из условий возникновения коррупции является активные действия или же бездействие публичных лиц, связанные с полномочиями, решениями и поступками для получения личной выгоды, что вступает в конфликт с интересами других организаций, государства, отдельных лиц.


Коррупция порождает расслоение общества и дезорганизует его, по сути являясь симптомом уязвимости государственного механизма. Поэтому первой мерой по профилактике коррупции должно выступать совершенствование и регулирование административно-правовой системы по минимизации рисков в государственном аппарате.

С момента принятия в Российской Федерации антикоррупционных законов начался период эффективных реформ, предполагающих системное преобразование во всех сферах жизнедеятельности.

  • профилактика возникновения коррупции – своевременное выявление и действия по устранению причин;
  • активная борьба с существующими схемами коррупциями – предполагает раскрытие и расследование коррупционных правонарушений с последующими мерами наказания;
  • ликвидация (по возможности) или ослабление последствий функционирования коррупционных схем.

Актуальные меры по профилактике коррупции

Профилактические мероприятия можно разделить на 3 группы: общие, индивидуальные и специальные. Рассматривая антикоррупционную деятельность на разрезе общества и публичного управления, остановимся на общей и специальной профилактике.

Общая профилактика представляет собой совокупность неспецифических мероприятий, которые напрямую не влияют на причины возникновения коррупции, но косвенно способствуют пресечению недобросовестного поведения. Это могут быть мероприятия, связанные с предоставлением государственных услуг.

Специальная профилактика в первую очередь ориентирована на предупреждение коррупции и проводится она специальными субъектами (кадровая служба, органы по профилактике административных и иных правонарушений, комиссии по урегулированию конфликта интересов и т. д.). Специальные профилактические меры бывают материально-технические, кадровые, предупредительные, правовые и т. д.


Кадровая политика подразумевает грамотный подбор кадров, их моральное и материальное стимулирование. Профилактикой коррупции можно считать совершенствование системы приема на службу (выбор самых добросовестных претендентов), установление критериев поведения и этического кодекса, организация антикоррупционного обучения сотрудников. На практике мы сталкиваемся со следующим уязвимым моментом в системе: компьютерное тестирование сотрудников и беглое собеседование не дает достаточной картины о морально-нравственных принципах кандидата.

Специально-предупредительным мероприятием может быть обязанность предоставления сотрудниками, а также членами их семьи и детьми сведений о наличии имущества, обязательствах имущественного характера, данных о доходах и расходах. Эта информация способствует предупреждению личного незаконного обогащения.

Материально-технические меры могут быть связаны с развитием электронных услуг, что обеспечивает взаимодействие между гражданами и органами власти. Могут создаваться ответвления официальных сайтов органов, относящихся к публичному управлению. Такие меры позволяют обеспечить прозрачность и открытость работы органов власти, доступ граждан к информации, которая не является конфиденциальной, стимулирование дисциплины в коллективах и личной ответственности каждого публичного служащего.


Правовые меры связаны с внедрением механизмов, которые жестко и эффективно устраняют причины коррупционных схем, сводят к минимуму условия для их функционирования. В первую очередь должна быть проведена антикоррупционная экспертиза законотворчества, что позволит четко определить правовой статус чиновников на всех существующих уровнях власти, внедрить административно-правовые нормы в области публичного управления.

Противодействие коррупции в организации

Учреждения любой формы собственности должны позаботиться о внедрении антикоррупционной политики и донесении ее принципов сотрудникам.

  1. Политика организации должна соответствовать законодательству и административно-правовым нормам.
  2. Заключаемые договора должны подчинятся предусмотренным антикоррупционным мероприятием Конституции страны.
  3. Личный пример руководства. Последнее должно формировать атмосферу нетерпимости к коррупционным схемам и никогда не быть уличено в участии в них.
  4. Информирование работников о принятых на предприятии антикоррупционных стандартов и мероприятий.
  5. Обеспечение неотвратимости наказания для служащих, независимо от возраста, опыта работы, должности и других условий в случае уличения их в коррупционных правонарушениях.
  6. Информирование партнеров, инвесторов, клиентов и контрагентов о внедренных в компании антикоррупционных стандартов.

Предупреждение коррупции в сотрудничестве с контрагентами и зависимыми учреждениями


В сфере антикоррупционной работы по данному направлению можно выделить 2 аспекта.

  1. Установление и развитие сотрудничества с учреждениями, которые имеют достойную репутацию и авторитет, не были скомпрометированы в коррупционных скандалах, отличаются договороспособностью и соблюдением деловой этики. Каждая компания должна внедрять мероприятия по проверке контрагентов на соответствие вышеуказанным требованиям, что позволит снизить риск вовлечения в коррупционные схемы, мошеннические и иные недобросовестные практики. Служба безопасности организаций должна собирать информацию о контрагентах (поставщики, инвесторы, кредитно-финансовые учреждения, службы логистики и т. д.) и проводить анализ всех выложенных в общий доступ сведений. Важно ознакомиться с репутацией контрагента в деловых кругах, продолжительностью функционирования на рынке, отзывами реальных клиентов, рекомендательными письмами и т. д. Особенное внимание следует уделить вышеописанным моментам при заключении договоров по поглощению и слиянию.
  2. Распространение среди контрагентов стандартов, процедур, программ и нормативно-правовых актов, способствующих сотрудничеству в сфере профилактики коррупционных схем. Так, некоторые положения антикоррупционных стандартов и выдержек из законов могут быть включены в долгосрочные контракты.

Вышеописанные аспекты должны быть применены и в отношении подконтрольных (зависимых) учреждений, дочерних структур, филиалов и т. д.

В случае объединения предприятий, организации должны вместе с партнерами разработать систему борьбы с коррупционными случаями, принять общую антикоррупционную политику и познакомить с ее положениями всех сотрудников, в том числе и высших эшелонов власти. В контракт может быть добавлено положение, что если один из участников (партнеров) будет замечен в коррупционном правонарушении, то другая (добросовестная) сторона имеет право в одностороннем порядке разорвать соглашение, так как продолжение деловых отношений может негативно сказаться на ее репутации.

Сотрудничество с правоохранительными органами в области антикоррупционной политики


Взаимодействие организации с правовыми и силовыми органами в отношении вышеупомянутого вопроса демонстрирует ее намерения следовать антикоррупционным стандартам поведения.

Сотрудничество может быть организовано различными методами.

  1. Организация может публично передать информацию в правоохранительные органы о случаях участия в коррупционных схемах, о которых ее сотрудникам стало известно. При этом может быть назначено лицо или создан специальный отдел, ответственный за предупреждение и активные меры против вовлечения фирмы в коррупционную деятельность.
  2. Организация должна создать благоприятный психологический климат, в результате которого сотрудники могут свободно заявлять обо всех случаях коррупции, не опасаясь гнева руководства и коллектива, санкций и увольнения. А для этого само руководство должно подавать пример честного и добросовестного отношения к работе, к партнерам, контрагентам и клиентам.
  3. Содействие сотрудникам контрольно-надзорных и правоохранительных учреждений в инициативе проведения инспекционных проверок работы компании по вопросам противодействия коррупционным схемам. Также содействие при проведении профилактических мероприятий по борьбе с коррупцией, участие в расследовании коррупционных преступлений в качестве свидетелей. Содействие предполагает предоставление полных сведений о факте совершения коррупционного нарушения, подготовку заявительных материалов, предоставление документов.

Участие организации в общественных инициативах по профилактике коррупции

Организации могут сотрудничать с различными сообществами, группами лиц и коллективами, объединенными под общей идеей профилактики и противодействия коррупционным схемам.

В качестве объединения усилий в вышеуказанном вопросе могут быть проведены следующие мероприятия для организаций Российской Федерации:

  • вступление в Антикоррупционную хартию отечественного бизнеса;
  • непосредственное участие в создании и расширении Реестра надежных контрагентов;
  • применение в коллективных и совместных договорах общепринятые антикоррупционные положения;
  • общественная пропаганда, внедрение программ и специального обучения по вопросам профилактики возникновения коррупционных схем;
  • публичный отказ от сотрудничества с контрагентами, репутация которых пострадала в результате коррупционных скандалов и правонарушений.

Антикоррупционная хартия приглашает к сотрудничеству различные объединения как городского, так и регионального, отраслевого, общероссийского уровня, иностранные организации, которые осуществляют свою деятельность в стране.

Антикоррупционная хартия позволяет предпринимателям вырабатывать эффективные программы по внедрению конкретных профилактических мероприятий, действовать в рамках закона для предотвращения коррупционных правонарушений.

Дополнительно для сотрудничества по вопросам противодействия коррупции открыты следующие объединения и учреждения:

Рассмотреть все профилактические меры по устранению коррупции невозможно в рамках одного обзора, так как ситуация на рынке динамично меняется, а сам вопрос достаточно содержательный. Тем не менее, вышеуказанные меры могут указать каждому конкретному учреждению или целому объединению верный путь к добросовестному и честному сотрудничеству.

Проблема коррупции в Российской Федерации встала так угрожающе остро, что мотивы и актуальность выбранной темы просто очевидны. Покупается и продается все: от оценок в школе до принятия закона в Госдуме. На сегодняшний день проблема коррупции является чрезвычайно важной и насущной в политической, экономической, социальной жизни, как России, так и всего мира. Каждый из нас знает, что это такое, и, возможно, многие уже на практике сталкивались с данным явлением. Дело в том, что коррупция существует практически во всех сферах жизни общества, она проявляется в самых разнообразных формах и вида.

Оглавление

Введение 2
1. Характеристика коррупционной преступности в Российской Федерации
1.1 Исторический аспект возникновения коррупции
1.2 Понятие, виды и механизмы коррупции с точки зрения правовых институтов
1.3 Причины и условия коррупции в Российской Федерации
2. Меры противодействия коррупционной преступности
2.1 Основные направления по борьбе с коррупцией и стратегии борьбы на примере зарубежных стран
2.2 Возможности противодействия коррупционной угрозе
2.3 Основные средства борьбы с коррупцией в Российской Федерации
Заключение

Файлы: 1 файл

Криминология Изотова.doc

Тема 20. Коррупционная преступность и ее предупреждение

1. Характеристика коррупционной преступности в Российской Федерации

1.1 Исторический аспект возникновения коррупции

1.2 Понятие, виды и механизмы коррупции с точки зрения правовых институтов

1.3 Причины и условия коррупции в Российской Федерации

2. Меры противодействия коррупционной преступности

2.1 Основные направления по борьбе с коррупцией и стратегии борьбы на примере зарубежных стран

2.2 Возможности противодействия коррупционной угрозе

2.3 Основные средства борьбы с коррупцией в Российской Федерации

Проблема коррупции в Российской Федерации встала так угрожающе остро, что мотивы и актуальность выбранной темы просто очевидны. Покупается и продается все: от оценок в школе до принятия закона в Госдуме. На сегодняшний день проблема коррупции является чрезвычайно важной и насущной в политической, экономической, социальной жизни, как России, так и всего мира. Каждый из нас знает, что это такое, и, возможно, многие уже на практике сталкивались с данным явлением. Дело в том, что коррупция существует практически во всех сферах жизни общества, она проявляется в самых разнообразных формах и вида.

Коррупция разрушает демократическое общество, мешает развитию бизнеса, как малого, так и крупного. Из рук чиновников "уполномоченные" коммерческие структуры получают разрешение заниматься видами деятельности, приносящими огромные прибыли, т.е. получают привилегию быть богатыми. В свою очередь, они платят за это государственным чиновникам взятки нового типа, которые практически нераскрываемы в ходе расследования. Массовый характер приобрели факты незаконного выделения, получения и использования льготных кредитов, перелива капиталов в теневую экономику и зарубежные банки, отмывания денег, полученных преступным путем. Эти действия неизбежно сопровождаются разного рода корыстными злоупотреблениями должностными полномочиями, значительными суммами взяток.

Коррупция - очень сложное политическое и социальное явление, в нем причина и следствие часто переплетаются между собой, и довольно часто становится трудно определить, является ли то или иное проявление коррупции следствием старого, или это проявления чего-то нового.

Теоретической значимостью данного исследования является анализ правотворчества и правоприменения, состояния и степени коррумпированности общества, отображение различных источников взглядов на эту тему, их сравнительная характеристика.

Практической значимостью данной работы является предложения о создании единой независимой комиссии по борьбе с коррупцией и ужесточению наказания за данное правонарушение.

Объектом исследования является проблема борьбы с коррупцией и мерами ее предупреждения.

Предметом исследования являются общие закономерности возникновения, функционирования и развития коррупционных отношений, их сущность, структура, основные элементы и принципы.

Целью исследования является отражение недостатков и пробелов в законодательстве, свидетельством этому служит то, что до сих пор так и не выработана государственная стратегия противодействия этому масштабному явлению, не принят ряд важнейших антикоррупционных законов и иных общественно значимых документов, а меры, которыми сегодня пытаются оказать на нее воздействие, оцениваются профессионалами в большей степени как имитация государственной активности, поскольку они изначально малоэффективны. Уголовные дела в отношении почти половины должностных лиц, привлеченных к уголовной ответственности за взяточничество, не доходят до стадии судебного рассмотрения. В отдельных случаях страдает и качество судебных решений по этой категории дел.

Нельзя не согласиться с тем, что именно коррупционные отношения, с одной стороны, провоцируют дальнейшее распространение и усиление криминальной напряженности в стране, а, с другой, ослабляют возможности государства и общества эффективно реагировать на этот процесс. Давно подтверждено, что коррупция подрывает устои государственной власти, деформирует, общественное сознание, ложиться тяжелым материальным бременем на россиян.

Коррупция стала серьезно угрожать верховенству закона, демократии и правам человека, подрывать доверие к власти, принципам государственного управления, равенства и социальной справедливости, препятствовать конкуренции, затруднять экономическое развитие и угрожать стабильности демократических институтов и моральных устоям общества.

Задачами исследования являются вопросы совершенствования борьбы с проявлениями коррупции.

Цели и задачи исследования обусловили структуру дипломной работы, которая состоит из введения, двух глав и заключения.

В первой главе показан исторический аспект возникновения коррупции, раскрывается понятие, виды и механизмы коррупции с точки зрения правовых институтов, а так же отображены причины коррупции и ситуации, в которых она возникает.

Во второй главе раскрывается основные направления по борьбе с коррупционной преступностью, показаны примеры борьбы на опыте зарубежных стран, предпринята попытка рассмотрения проблемы борьбы с коррупцией, что тоже представляет определенный теоретический и практический интерес.

В заключении подводятся итоги исследования, формулируются выводы, выделяются вопросы, имеющие наибольшую ценность для деятельности юридических органов задействованных в сфере борьбы с коррупцией. Рассматриваются вопросы укрепления законности и правопорядка, осуществления эффективного метода борьбы с указанным злом.

1. Характеристика коррупционной преступности в Российской Федерации

1.1 Исторический аспект возникновения коррупции

В Российском уложении о наказаниях уголовных и исправительных 1845г. (в редакции 1885г., действовавшее в России до октября 1917г.) уже различался состав получения взятки - мздоимства и лихоимства.

Впервые цивилизованное человечество столкнулось с явлением коррупции в самые древнейшие времена, позже находим ее признаки по существу повсеместно.

К сожалению, Россия в смысле наличия коррупционных отношений не была и не является исключением из общего правила. Их формирование и развитие также имеет многовековую историю. В частности, одно из первых письменных упоминаний о посулах как незаконном вознаграждении княжеским наместникам относится еще к концу XIV века. Соответствующая норма была закреплена в так называемой Двинской уставной грамоте (Уставная грамота Василия I),[2] а позже уточнена в новой редакции Псковской Судной грамоты. Можно предположить, что эти источники лишь констатировали наличие подобных деяний, которые явно имели место намного раньше своего официального нормативного закрепления.

Интересен и предлагаемый перечень форм коррупционного поведения, в частности подкупов. Они бывают, различны: подарки, посулы, обещания, предложения услуг собственных своих покровителей, прельщения всякого рода; угадывают склонности Судей, отыскивают знакомства их и связи; если кого-то из них не успеют задобрить лично, то стараются подкупить в родственнике, в друге, в благодетеле.

Тем не менее, все эти благие рекомендации в принципе так и остались нереализованными, а чиновничий аппарат все более и более погружался в пучину коррупции. Не случайно нравы, царившие в чиновничьей среде, в том числе коррупционные деяния и их участники, получили яркое отображение не только в исторических документах, но и произведениях великих русских писателей Н.В. Гоголя, М.Е. Салтыкова-Щедрина, И.И. Лажечникова, А.В. Сухово-Кобылина, А.П. Чехова и многих других.

Читайте также: