Предупреждение экологических правонарушений в производственной сфере доклад

Обновлено: 28.06.2024

Экологическая преступность порождается как общими так и специфическими причинами.

К общим причинам относятся:

· неблагоприятная социально – экономическая ситуация в стране;

· неэффективность или отсутствие технических средств охраны и очистки окружающей среды;

· низкая экологическая культура населения, а также эффективность экологического воспитания и просвещения граждан;

· недостаточное финансирование, техническое оснащение, кадровое и иное обеспечение природоохранных служб

· несовершенство федерального и регионального законодательства об охране окружающей среды. Региональное законодательство в отдельных случаях противоречит федеральному, в результате чего экологические преступники могут безнаказанно причинять ущерб природе.

Качественный анализ экологических преступлений позволяет выделить специфические причины данного вида преступности, которые зависят от субъекта, типа и характера экологического преступления.

Отдельные граждане, как правило, совершают следующие преступления:

· незаконная охота (ст. 258 УК РФ)

· незаконная порубка деревьев и кустарников (ст. 260 УК РФ)

· незаконная добыча водных животных и растений (ст. 256 УК РФ)

2) по неосторожности – уничтожение или повреждение лесов (ч.1 ст. 261 УК РФ)

Причинами умышленных экологических преступлений, совершаемых российскими гражданами являются:

· недостатки в планировании, обеспечении и осуществлении различных промыслов;

· отсутствие достаточного развития правомерных средств удовлетворения потребностей;

· традиции природопользования (занятие охотой, рыбной ловлей, вырубкой леса);

· недостаток материальных средств;

· неэффективное действие законодательства, которое регламентирует уголовную и административную ответственность за экологические преступления;

· низкий уровень экологического правового сознания и др.

В отношении иностранных граждан, совершающих на территории России указанные преступления, основными факторами следует признать:

· просчеты государственных должностных лиц в организации перемещения частных лиц через границу;

· недостатки охраны государственной границы;

· коррумпированность ряда российских должностных лиц, которые дают разрешение на деятельность, наносящую ущерб экологии;

Для руководителей производственных, транспортных, сельскохозяйственных и добывающих предприятий характерны следующие виды экологических преступлений:

· нарушения правил охраны окружающей среды при производстве работ (ст. 246 УК РФ)

· загрязнение вод (ст. 250 УКРФ)

· загрязнение атмосферы (ст. 251 УК РФ)

· загрязнение морской среды (ст. 252 УК РФ)

· порча земли (ст. 254 УК РФ)

· нарушение правил охраны рыбных запасов (ст. 257 УК РФ)

Основными (специфическими) причинами этих преступлений являются:

· низкая технологическая культура: относительная и абсолютная (относительный аспект заключается в том, что технологический уровень России значительно отстаёт от развитых промышленных стран, абсолютный – в том, что отдельные виды производства невозможно сделать экологически чистыми, от них можно либо отказаться, либо вывезти их в отсталые страны);

· недостатки материальных средств у отечественных производителей для обеспечения экологической безопасности производственной деятельности, сельского хозяйства, транспорта, добывающей промышленности;

· нежелание производителей повышать себестоимость продукции за счет установки на производстве экологического оборудования.

Должностные экологические преступления отличаются, как правило, высокой общественной опасностью, нередко причиняют огромный экологический вред.

Экологические преступления как уже было упомянуто, могут совершаться как умышленно, так и по неосторожности. Для лиц, совершающих правонарушение умышленно, характерны: эгоизм, пренебрежительное отношение к общественным интересам, игнорирование экологического законодательства, низкий уровень профессиональной подготовки, жестокость и др.

Должностные экологические преступления по неосторожности совершаются, как правило, лицами, которым свойственны легкомыслие, чувство вседозволенности, бесконтрольности, некомпетентность и др.

Наряду с характеристикой причин экологических преступлений, совершаемых должностными лицами и лицами, не занимающими должностного положения, целесообразно выделить причины сугубо ситуативных экологических преступлений, совершаемых на уровне индивидуального противоправного поведения.

Имеется в виду вандализм с хулиганской мотивацией.


Например, уничтожение лесных массивов. Прежде всего это лесные пожары, возникающие вследствие разведения костров, как правило, лицами, находящимися в нетрезвом состоянии. Для этих и подобных правонарушений характерна высокая латентность. В то же время ущерб от этих преступлений весьма велик.

Анализ ситуативно – личностных факторов указанной категории правонарушений показывает что для данной категории лиц присущ: правовой и экологический нигилизм, вседозволенность, раскрепощенность, безнаказанность и т.д.

Для борьбы с экологической преступностью выделяют 2 группы мер её предупреждения: общие и специальные.

Осуществление общих мер предупреждения этого вида преступлений связано с результатами действий социальных процессов в сфере взаимодействия общества и природы. Именно на макроуровне формируется долгосрочное антикриминогенное воздействие, способное формировать правомерное экологическое сознание и поведение, законность и правопорядок в сфере экологии.

Субъектами предупреждения всех уровней являются государство, ведомства, предприятия, общественные организации и формирования, отдельные граждане.

К общим мерам предупреждения экологических преступлений относятся меры социально- экономического характера, в частности:

· совершенствование промышленного производства и прежде всего горнодобывающих, металлургических, энергетических и иных отраслей производства, интенсивно воздействующих на окружающую среду;

· совершенствование сельскохозяйственного производства, развитие оптимальных технологий, направленных на бережливое отношение к земле, сохранению среды обитания диких животных;

· интенсивное развитие и эксплуатация современных видов транспорта на основе ресурсосбережения, уменьшения вредного воздействия на атмосферу, почву, воду.

Большую роль в предупреждении экологических преступлений должны сыграть соответствующие комитеты и комиссии, образуемые при структурах исполнительной и законодательной власти.

Важное значение в предупреждении данного вида преступности имеет и постоянное совершенствование экологоправового сознания как на общественном, так и на индивидуальном уровне.

К числу мер, направленных на совершенствование экологоправового воспитания относятся:

· формирование и развитие системы экологического воспитания граждан;

· пропаганда и информационная обеспеченность норм, устанавливающих ответственность за экологические преступления;

· информирование граждан об экологических угрозах;

· повышение социальной активности граждан, их нетерпимость и противодействия этим правонарушениям и др.

К специальным мерам предупреждения экологических преступлений относятся:

· контроль за экологически значимым поведением, включая соблюдение уголовно – правовых запретов;

· информирование соответствующих инстанций (адресатов) о выявленных факта экологических правонарушений либо обстоятельств, им способствующих;

· установление специального режима и перестройка технологии;

· нормативное запрещение определенных экологически вредных действий и др.

Объектами контроля являются отдельные природные комплексы, территории, водоемы, животный мир и т.п. Кроме того, контроль следует осуществлять за поведением отдельных групп людей и отдельных граждан (например, браконьеров).

· ведомственные органы контроля и др.

Методы контроля включают:

· наблюдение за состоянием природных объектов путем обходов, патрулирования, проведение рейдов, проверок;

· установление пропускного режима;

· изъятие орудия совершения экологических правонарушений и т.п.

Особое место в системе предупреждения экологических правонарушений занимает прокурорский надзор за исполнением природоохранного законодательства, надзор а исполнением законов об охране природы осуществляют м природоохранные прокуратуры.

Эффективными мерами профилактики экологических преступлений являются:

· представления, протесты и предостережения прокурора;

· представления следователей и частные определения судрв;

· решения и постановления общественных организаций, трудовых коллективов, собраний граждан.

· Важное профилактическое значение имеет дальнейшее совершенствование законодательства, регламентирующее охрану природы.

Срочно?
Закажи у профессионала, через форму заявки
8 (800) 100-77-13 с 7.00 до 22.00

Экологические преступления — это уголовно наказуемые деяния, посягающие на природную среду, разнообразные отношения по ее охране и воспроизводству.

В настоящее время общепризнано, что среди острейших, жизненно важных задач, стоящих перед человечеством, особое место принадлежит задачам преодоления экологического кризиса, достигшего планетарных масштабов, оздоровления окружающей среды, восстановления утраченных природных ресурсов. Совершенно очевидно, что предупреждение экологической преступности как составной части обеспечения экологической безопасности также относится к числу насущных задач российского государства.

Показатели статистики явно не внушают спокойствия, и состояние окружающей среды с каждым днём становится всё менее стабильным.

С целью борьбы с преступлениями и административными правонарушениями в области охраны окружающей среды в 2002 г. была разработана и одобрена Экологическая доктрина Российской Федерации, в которой сформулированы приоритеты государства по комплексному обеспечению экологической безопасности в стране. Наблюдается тенденция постепенного ужесточения норм российского уголовного и административного законодательства в отношении ответственности за экологические правонарушения. Однако должного результата эти меры пока не принесли, и сложившаяся в стране экологическая ситуация не улучшается.

Обращает на себя внимание не только устойчивая тенденция роста экологической преступности, но и организованность, и профессионализм ее форм. Примерно от 70% до 80% совершенных преступлений имеют транснациональный характер .

Нередко экологические преступления являются одновременно экономическими и совершаются по корыстным мотивам. Например, по самым сдержанным экспертным оценкам, объемы промыслового использования морских биологических ресурсов в 10—20 раз превышают научно установленные нормы вылова, нелегальный экспорт рыбной продукции составляет не менее 2,5 млрд. долларов в год, а контрабанда животных и растений, находящихся на грани исчезновения, уступает по масштабу только обороту наркотиков .

Более 20% территории страны находится в районах экологического бедствия, 80 млн. россиян живут в зоне запредельного загрязнения, 1/3 россиян пьет некачественную воду. В стране сокращается рождаемость и увеличивается смертность населения. Каждый десятый ребенок появляется на свет генетически неполноценным, более 50% населения имеет ослабленное здоровье, идет постоянная депопуляция населения.

Отражением и детализацией глобальных экозадач и экофункций государства следует считать правовую регламентацию общественных отношений, прямо или косвенно связанных сохранением и улучшением качества окружающей среды, иными словами - формирование системы экологического законодательства .

Важной характеристикой указанного Закона является то, что он определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды.

Указом Президента РФ также утверждена Концепция национальной безопасности Российской Федерации. Одной из основных идей данной Концепции является повышение роли государства в сохранности окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, действенность управления и контроля в области охраны окружающей среды.

В УК РФ 1996 г. выделена отдельная 26-я глава "Экологические преступления". Сделано это в истории отечественного уголовного законодательства впервые и, конечно, не случайно: экологические угрозы стали одной из острейших проблем современности, в их разрешении многое зависит от эффективности уголовно-правовых средств, практики их применения. Глава 26-я УК включает 17 статей, предусматривающих ответственность за загрязнение вод, атмосферы, морской среды, порчу земли, нарушения правил охраны и использования недр, рыбных запасов, уничтожение или повреждение лесов, незаконную охоту и др. Необходимо иметь в виду, что серьезный экологический вред могут причинять также преступления, предусмотренные другими главами УК, например, нарушения правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта, нарушения правил безопасности на объектах атомной энергетики, незаконное обращение с радиоактивными материалами, в некоторых случаях хулиганство и т.д.

Отношения в системе "человек (общество) - природа" глубоко деформированы, экологическая ситуация в России, как и во всем мире, крайне напряженная. Экологические потери эквивалентны 15-20% ВВП, около 15% территории страны относится к зоне экологического неблагополучия и бедствия, почти 2/3 населения живет в условиях опасного загрязнения воздуха.

Рассматриваемые преступления занимают видное место в ряду экологических угроз, которые в совокупности создают вполне реальную возможность уничтожения самой биологической основы жизни на Земле. Уже сейчас в стране фиксируется гибель по причинам экологического характера сотен тысяч людей и ухудшение здоровья многих миллионов.

Экологический контроль представляет собой одну из основных функций государственного предупреждения экологических нарушений. Его конечной целью является поддержание благоприятного качества окружающей природной среды посредством обеспечения выполнения экологических правил и норм всеми субъектами, деятельность которых связана с использованием природных ресурсов или влияет на состояние окружающей природной среды.

Объектами экологического контроля являются:

природная среда, ее состояние и изменения;

деятельность по выполнению обязательных планов и мероприятий по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей природной среды;

соблюдение законодательства, правил и нормативов в области природопользования и ох­раны окружающей природной среды.

К числу мер, направленных на совершенствование эколого-правового воспитания, относятся:

обеспечение внутреннего и внешнего согласия людей с правовыми запретами;

пропаганда и информационная обеспеченность норм, устанавливающих ответственность за экологические преступления;

повышение социальной активности граждан, их нетерпимости и противодействия этим правонарушениям и др.

повышение самосознания граждан, путём пропаганды в СМИ

Эффективность предупреждения экологических преступлений предполагает активное применение профилактических мер как общего, так и специального характера.

К последним, помимо уже упомянутых, относятся: совершенствование контроля за экологически значимым поведением, включая соблюдение уголовно-правовых запретов; информирование соответствующих инстанций (адресатов) о выявленных фактах экологических правонарушений либо обстоятельствах, им способствующих; меры по изменению характера деятельности групп лиц, связанных с экологией; установление специального режима и перестройка технологии и управленческих функций и процессов; нормативное запрещение осуществления определенных экологически вредных действий и др.

Объектами контроля являются отдельные природные комплексы, территории, участки, водоемы, атмосферный воздух, животный мир, воды, лесные массивы и т. п. Кроме того, контроль следует осуществлять за поведением отдельных групп людей и отдельных граждан (например, браконьеров).

Похожие страницы:

Экологические правонарушения (2)

. -правовые меры предупреждения экологических правонарушений Обстоятельства, способствующие совершению экологических правонарушений. Под обстоятельствами, способствующими совершению экологических правонарушений, понимаются .

Понятие и особенности ответственности за экологические правонарушения

. -правовые меры предупреждения экологических правонарушений Обстоятельства, способствующие совершению экологических правонарушений. Под обстоятельствами, способствующими совершению экологических правонарушений, понимаются .

Понятие и состав экологического правонарушения (1)

. 2009г. Оглавление. введение понятие экологического правонарушения состав экологического правонарушения заключение Введение. В настоящее время . В связи с этим основополагающим является предупреждение экологических правонарушений и наказание за них. Для того .

Экологическая экспертиза, паспортизация и ответственность за экологические правонарушения

. за экологическое правонарушение 5 Дисциплинарная ответственность за экологические правонарушения 5 Материальной ответственностью за экологические правонарушения 6 административная ответственность за экологические правонарушения .

Понятие экологических правонарушений

. , способствующих совершению экологических правонарушений, и разработка мер по их предупреждению. При этом . Закон на страже землепользования. Предупреждение земельных правонарушений. М., 1985 Желваков Э.Н. Экологические правонарушения и ответственность. М.: .

Читайте также: