Представьте что вам поручено сделать доклад на тему роль политических партий в жизни общества

Обновлено: 28.06.2024

Одним из важнейших субъектов политических отношений в либеральной демократии являются партии. Именно в них конкретно выражаются основополагающие принципы демократии – политический плюрализм, представительство, выборность должностных лиц.

Основные партии в их взаимодействии, взаимоотношении, взаимных конфликтах и взаимной ротации у власти рассматриваются как единая партийная система, во многом –определяющая жизнеспособность и функционировании всей политической системы в целом.

Говорить о партиях – это, значит, поднимать вопросы об их месте и роли в политической системе, их функциях, социальном составе и электорате, их организационной структуре, типах, формах и т.д.

Политическую жизнь общества можно рассматривать в разных аспектах. С одной стороны, ее важнейшим атрибутом является взаимосвязь существующих политических институтов, состав­ляющих так называемую политическую систему общества. С дру­гой стороны, она выражается в совокупности происходящих в об­ществе политических процессов, в которых задействованы разно­образные политические, институты. Ниже же речь пойдет о политических партиях, политической системе общества и о роли этих политических партий в функционировании политической системы общества…

Усвоить историю и историографию политических партий трудно без понимания некоторых теоретико-методологических проблем. Среди них на первое место выдвигается определение сути партии как обще­ственно-политического явления.

Среди субъективных факторов отметим осознание своих политических идеалов передовыми элементами общества. Основная масса людей к этому еще, может быть, не готова — тогда формирующаяся партия разъясняет им свои цели и задачи. Ис­торический опыт свидетельствует о том, что нередко устремления класса (слоев, групп) сознают раньше не их непосредственные пред­ставители, а выходцы из других классов (слоев, групп), более обра­зованные, но уже порвавшие связь со средой происхождения. Это интеллигенты; именно они в большинстве случаев становятся организаторами и вождями партий. Причины этого явления разные. Установлено, что сознание не всегда адекватно отражает интересы лю­дей. Известно, что партии по политической структуре не отличаются так резко, как классы в экономической жизни общества. На партию и ее программу влияют национальные, религиозные и другие обще­человеческие факторы. Наконец, тот или иной класс вследствие своей неоднородности (социальной и национальной) может иметь несколько партий, зачастую вступающих между собой в борьбу.

В целом же вопрос о социальной и классовой базе партий сла­бо изучен. В связи с этим приведем несколько положений из политологии.

Первое. Социальная база партии включает в себя не только классы, но и слои и группы, людей. Второе. Социальный состав — не зеркальное отражение социальной базы, так как у большинства партий, кроме ее основного классового костяка, имеются примкнувшие представители других слоев и групп. Третье. Социаль­ная база и политика партии диалектически взаимосвязаны, определяющей здесь является социальная база , но и политика может играть известную независимую роль. Четвертое . Исторический опыт России и других стран свидетельствует о том, что далеко не всегда политические партии проводят в жизнь и отстаивают те программные цели, которые они декларируют, а следовательно, зачастую неадек­ватно выражают интересы тех социальных слоев, от имени которых они выступают. Пятое. Социальная база — явление не статичное, а динамичное, она меняется в зависимости от стратегии и тактики партии. Шестое. Облик партии, в том числе и ее социальная база, зачастую связан с субъективным фактором — линией поведения ее лидеров.

Устойчивость политической системы, по мнению Д. Истона, во многом определяется обратной связью. Наличие инфор­мации о состоянии системы и реакции людей на деятельность властей должны побуждать последние к соответствующим дей­ствиям. Поддержка обществом политической системы и в ко­нечном счете ее жизнеспособность напрямую зависят от спо­собности властей реагировать на внешние и внутренние сигна­лы, снимать напряженность в обществе.

Американский политолог, пионер в исследовании полити­ческой культуры, профессор Стенфордского университета Гебриел Алмонд характеризует политическую систему как поддер­живающую порядок в обществе. Все ее институты выступают как взаимодействующие элементы, обеспечивающие удовлетво­рение потребностей системы через выполняемые ее элемента­ми функции. При этом Г. Алмонд основное внимание уделяет не институтам политической системы, а выполняемым систе­мой функциям, в первую очередь взаимодействию с внешней средой, взаимосвязи внутри системы, а также функциям адап­тации и сохранения системы.

В отечественной литературеполитическую систему общества нередко определяют как совокупность взаимосвязанных и взаимо­действующих государственных и общественных институтов, осу­ществляющих политическую власть в обществе, а также отно­шения между ними по поводу власти. По сути она есть механизм, с помощью которого осуществляются власть в обществе, руко­водство и управление им. Деятельность политической системы общества направлена на регулирование существующих в обще­стве политических отношений и происходящих в нем полити­ческих процессов.

К элементам политической системы общества относят госу­дарство, политические партии, общественные объединения, союзы, группы давления, церковь, средства массовой инфор­мации и другие институты общества, способствующие форми­рованию власти и нуждающиеся в ее поддержке для реализации своих интересов.

Первым и главным институтом политической системы об­щества стало государство — в отличие от других ее элементов наиболее влиятельный субъект осуществления власти. Поэтому государство по праву считается ядром политической системы любого общества.

Другим важным институтом политической системы общест­ва являются политические партии, представляющие интересы различных классов и социальных общностей. Они появились значительно позднее возникновения государства. Параллельно с развитием партий стали формироваться общественно-полити­ческие движения, различные лоббистские группы. Во многих со­временных обществах значительное влияние на государствен­ную власть оказывает также церковь.

По времени появления в политической системе общества одним из самых молодых ее элементов можно считать средства массовой информации. Они оказывают весьма существенное влияние на развитие и функционирование современного обще­ства и его политической системы. Это касается прессы и осо­бенно радио и телевидения.

В силу диалектического характера существования мира, об­щества и самой политической системы все ее элементы, или политические институты, тесно взаимосвязаны. Так, государст­во осуществляет все важнейшие функции управления обществом. Но многие из этих функций, хотя и иными средствами, осуществляют другие политические институты. Например, куль­турно-образовательную функцию в немалой степени осуществ­ляют наряду с государством и общественные объединения, а также средства массовой информации, пропагандируя, публи­куя, показывая различные произведения культуры, формируя у населения потребность определенного отношения к культуре, образованию. Политические партии, придя к власти в государ­стве, через государственные органы и своих представителей проводят определенную политику и также осуществляют управ­ление обществом.

Взаимоотношения между элементами или институтами по­литической системы общества не остаются неизменными. Из­менения в их соотношении, усиление одних и ослабление других институтов политической системы зависят от множества объективных и субъективных факторов. Значимость этих ин­ститутов определяется степенью их влияния на общественно-политическую и иную жизнь общества.

4 . Роль политических партий в функционировании политической системы общества.

И еще раз понятие политической партии, поскольку они играют весьма значительную и все более возрастающую роль в современной политической системе общества.

Политическая партия (от лат. партис — часть чего-либо) — это организованная группа единомышленников, представляющая интересы определенной части народа и ставящая своей целью их реализацию путем завоевания государственной власти или уча­стия в ее осуществлении.

Политические группы, именовавшиеся партиями, были из­вестны еще в Древней Греции со времен Аристотеля. Тогда они представляли собой, как правило, группы в поддержку какого-либо политического деятеля (так называемые клиентелы). Обеспечивая известную координацию своих действий и усилий, клиентелы быстрее достигали поставленных целей в интересах определенной личности и ее приближенных.

Политические партии в их современном понимании воз­никли сравнительно недавно — в XIX в. Наиболее ярко пар­тийное влияние и противостояние выразились в это время в Англии и в США. Позднее, к началу XX в., политические пар­тии стали все больше отражать и отстаивать интересы уже не столько отдельных индивидов, сколько определенных слоев населения, классов и других социальных групп.

Политические партии существенно отличаются от внешне похожих на них других политических объединений (союзов, движений и т.п.) по ряду специфических признаков. Признаки политической партии :

· Основная цель деятельности — завоевание и осуществле­ние политической власти в обществе.

· Наличие детально разработанной политической про­граммы и устава партии.

· Наличие организационной структуры в центре и на местах.

· Активное участие в выборных кампаниях. Сила политических партий во многом определяется их ор­ганизованностью, соединением усилий их членов. В силу этого обстоятельства они способны гораздо в большей степени, чем отдельные индивиды или другие общественные группы, влиять на политику и общественное мнение. Путем своего представи­тельства в структурах власти партии более эффективно решают вопросы реализации политических интересов представляемой ими политической общности и соответствующих социальных групп.

Выделяют различные виды партий :

1. По социальному признаку — в зависимости от того, какие социальные слои (страты) представляет данная пар­тия. При этом может быть четко выраженная ориентация на определенный социальный слой (класс). Встречаются также межклассовые и смешанные партии, представляющие более широкие слои различных социальных общностей. В результате возникают партии: буржуазные (в том числе мелко- и средне-буржуазные), крестьянские, рабочие, партии служащих и др. Как правило, политические партии декларируют свои особые интересы как благоприятные для всего общества и его слоев.

2. По идейному (идеологическому) признаку различа­ют консервативные, либеральные, социалистические, коммуни­стические, националистические, клерикальные (религиозные) и другие партии.

3. По организационной структуре (класси­фикация французского социолога Мориса Дюверже (р. 1917 г.) выделяют:

· Кадровые партии — характеризуются значительной внут­рипартийной свободой, отсутствием фиксированного членства. Местные комитеты, состоящие из активистов, не стремятся к расширению собственных рядов. Их деятельность направлена главным образом на выяснение мнений и ожиданий избирате­лей, подбор кандидатов во власть. Как правило, активность та­ких партий ограничена периодом предвыборной борьбы.

· Массовые партии имеют жесткое фиксированное членст­во, уплату членских взносов. Они проводят постоянную орга­низационную и идеологическую работу. Им свойственна высокая партийная дисциплина. Фракции таких партий в парламен­тах весьма зависимы от решений высших партийных органов. Организационная основа массовых партий — первичные орга­низации (ячейки). Во многом внутренняя организация и работа таких партий отражает их понимание необходимости устройст­ва жизни общества.

Между этими двумя полюсами политических сил находится весьма обширный и разнородный по составу так называемый политический центр. Как правило, это умеренные политиче­ские силы, не стремящиеся к резким изменениям в обществе, предпочитающие реформаторские, эволюционные пути разви­тия в целях улучшения благосостояния общества и его членов. Компромисс, сотрудничество, попытка максимального учета различных общественных интересов — стержень их повседнев­ной политики.

5. По отношению к существующему ре­жиму различают партии правящие и оппозиционные.

Как правило, это возможно только в условиях парламент­ской республики, в то время как президентской республикой может руководить президент, представляющий в парламенте партию меньшинства. И в этом случае даже победа на выборах не обеспечивает ведущей политической партии статуса правя­щей (Так, например, успех ЛДПР в 1993 г., или КПРФ в 1995 г. на выборах не дал им возможности сформировать правительст­во России в условиях президентской республики). Поэтому главный признак правящей партии — возможность самостоя­тельного формирования правительства.

· Оппозиционными партиями считаются те, которые лише­ны реальной возможности влиять на формирование правитель­ства и находятся в очевидной оппозиции к политике дейст­вующего правительства. Их сверхзадача — завоевание власти на следующих выборах и смена существующего правительства. Для этого ими активно используются критика существующего пра­вительства за его ошибки, жесткий контроль за действиями властей, проверяемых на соответствие конституции и законам, предложения обществу альтернативных проектов развития страны.

Партийные системы. Под партийной системой понимают со­вокупность существующих в обществе политических партий и их взаимосвязь. С ростом неоднородности общества, как пра­вило, пропорционально увеличивается и количество сущест­вующих партий, отражающих интересы определенных социаль­ных общностей. Традиционно выделяют три разновидности партийных систем: монопартийную, двухпартийную и много­партийную.

Двухпартийная система характерна в основном для стран, в которых существует устойчивая однородная социальная и

культурная среда с традиционными ценностями, поддерживае­мыми большинством членов данного общества. В этом случае лишь две ведущие партии (даже при формальном наличии других) составляют реальные конкурирующие политические структуры. Они различаются в основном подходами к решению практически одних и тех же задач (республиканцы и демократы — в США, лейбористы и консерваторы — в Великобритании). В Западной Европе двухпартийная система часто представлена партиями либерального курса (минимальное вмешательство го­сударства, стабильность условий, саморазвитие рынка) и сто­ронниками социал-демократического развития (высокая соци­альная защищенность, усиление влияния государства на эко­номику в виде увеличения налогового давления на большой капитал). Такие политические качели (партии, сменяющие друг друга у власти) позволяют достаточно эффективно сочетать и развитие экономики, и интересы различных слоев населения.

Многопартийная система предполагает реальную борьбу за власть более чем двух партий. В конечном счете, раздроблен­ность политических сил приводит партии со сходной политиче­ской ориентацией к необходимости поиска компромисса и объ­единения для создания межпартийной коалиции в парламенте в целях завоевания большинства и возможности формирования коалиционного кабинета министров. Недостатки данной систе­мы — частые правительственные кризисы при обычном расхо­ждении интересов внутри правительственной коалиции или при невозможности ее создания.

В настоящее время в России появилось много различных политических партий. Они постоянно развиваются, ведут между собой политическую борьбу, идет их развитие, объединение и выработка совместных позиций.

Для усиления влияния на государственные структуры и для выдвижения своих представителей в структуры властные.

По моему мнению развиваются партии различной политической направленности: демокративной, либеральной, прокоммунисти­ческой и т.д. Рассматривать конкретную партию надо в конкретной си­туации.

Но ясно одно - возрождение России требует не просто взаимодействия партий, но и взаимодействия просто политических сил. Они должны сотру­дничать друг с другом на разумных условиях.

[1] Гамбаров Ю.С. Политические партии России в их прошлом и настоящем. СПб., 1904 г.

Читайте также: