Предоставление социальных услуг доклад
Обновлено: 30.06.2024
Итак, остановимся подробнее на наиболее значимых положениях данного Закона.
Номенклатура организаций социального обслуживания
(В соответствии с Постановлением Правительства МО от 05.11.2014 №936/43)
Стационарные:
✔ Дома-интернаты;
✔ Специальный дом;
✔ ПНИ
✔ СОЦ
✔ Пансионат
Полустационарные:
✔ СРЦН;
✔ Социальный приют;
✔ Центр социальной помощи семье и детям;
✔ Реабилитационные центры;
✔ ЦСО;
✔ КЦСОН;
✔ Кризисный центр;
✔ ЦСА
На дому:
✔ КЦСОН;
✔ ЦСО
Виды социальных услуг:
✔ Социально-медицинские (наблюдение, диагностика, лечение, контроль за приемом лекарств на дому и т.д.)
✔ Социально-психологические (психологическая помощь при стрессах, в различных ситуациях и т.д.)
✔ Социально-педагогические (обучение детей, организация досуга инвалидов и т.д.)
✔ Социально-трудовые (помощь в освоении новых профессий, помощь с трудоустройством
и т.д.)
✔ Социально-правовые (оформление и восстановление документов, защита прав в суде —
любая юридическая помощь)
✔ Услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг
(в том числе, детей-инвалидов, имеющих ограничение жизнедеятельности)
✔ Социально-бытовые (покупка за счет гражданина продуктов, уборка, помощь по дому и т.д.)
✔ Срочные социальные услуги (временное предоставление жилья, разовое обеспечение
одеждой, едой, лекарствами)
Кто может рассчитывать на получение социальных услуг?
Согласно ст.15 Закона, гражданин признается нуждающимся в социальном обслуживании при
наличии следующих обстоятельств:
✔ полная или частичная утрата способности к самообслуживанию в силу заболевания, травмы,
возраста или наличия инвалидности;
✔ наличие в семье инвалидов, детей-инвалидов, нуждающихся в постоянном постороннем уходе;
✔ наличие детей, испытывающих трудности в социальной адаптации;
✔ отсутствие возможности обеспечения ухода (в том числе временного) за инвалидом, ребенком,
детьми;
✔ наличие внутрисемейного конфликта, в том числе с алкоголиками, наркоманами, игроманами,
психически нездоровыми, наличие насилия в семье;
✔ отсутствие определенного места жительства (в том числе у выпускников детских домов, не
достигших 23 лет);
✔ отсутствие работы и средств к существованию;
✔ наличие иных обстоятельств, которые нормативными правовыми актами субъекта Российской
Федерации признаны ухудшающими или способными ухудшить условия жизнедеятельности
граждан.
Бесплатные социальные услуги гарантированно предоставляются:
1) несовершеннолетним детям;
2) лицам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций, вооруженных межнациональных
(межэтнических) конфликтов.
3) гражданам, имеющим доход, размер которого не превышает среднедушевого дохода,
установленного в данном регионе при котором соцуслуги оказываются бесплатно.
Регионы могут расширить перечень получателей бесплатных соцуслуг!
Платные социальные услуги:
Если гражданин не имеет право на бесплатное получение услуги, он может получить ее за
определенную плату (полную или частичную). Размер платы рассчитывается по установленным
тарифам в регионе.
Согласно ст.32 Закона, тариф за обслуживание на дому и в полустационарной форме не
должен превышать разницу в 50% между среднедушевым доходом человека и максимальной
величиной среднедушевого дохода в регионе. Тариф за обслуживание в стационаре не может
превышать 75% от среднедушевого дохода.
Основанием для рассмотрения вопроса о предоставлении социального обслуживания является поданное в письменной или электронной форме заявление гражданина или его законного представителя о предоставлении социального обслуживания либо обращение в его интересах иных граждан, обращение государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений непосредственно в уполномоченный орган субъекта Российской Федерации либо переданные заявление или обращение в рамках межведомственного взаимодействия.
- Гражданин признается нуждающимся в социальном обслуживании в случае, если существуют следующие обстоятельства, которые ухудшают или могут ухудшить условия его жизнедеятельности:
- полная или частичная утрата способности либо возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности в силу заболевания, травмы, возраста или наличия инвалидности;
- наличие в семье инвалида или инвалидов, в том числе ребенка-инвалида или детей-инвалидов, нуждающихся в постоянном постороннем уходе;
- наличие ребенка или детей (в том числе находящихся под опекой, попечительством), испытывающих трудности в социальной адаптации;
- отсутствие возможности обеспечения ухода (в том числе временного) за инвалидом, ребенком, детьми, а также отсутствие попечения над ними;
- наличие внутрисемейного конфликта, в том числе с лицами с наркотической или алкогольной зависимостью, лицами, имеющими пристрастие к азартным играм, лицами, страдающими психическими расстройствами, наличие насилия в семье;
- отсутствие определенного места жительства, в том числе у лица, не достигшего возраста двадцати трех лет и завершившего пребывание в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- отсутствие работы и средств к существованию;
- наличие иных обстоятельств, которые нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации признаны ухудшающими или способными ухудшить условия жизнедеятельности граждан.
- Уполномоченный орган субъекта Российской Федерации принимает решение о признании гражданина нуждающимся в социальном обслуживании либо об отказе в социальном обслуживании в течение пяти рабочих дней с даты подачи заявления. О принятом решении заявитель информируется в письменной или электронной форме. Решение об оказании срочных социальных услуг принимается немедленно.
- Решение об отказе в социальном обслуживании может быть обжаловано в судебном порядке.
- Индивидуальная программа является документом, в котором указаны форма социального обслуживания, виды, объем, периодичность, условия, сроки предоставления социальных услуг, перечень рекомендуемых поставщиков социальных услуг, а также мероприятия по социальному сопровождению, осуществляемые в соответствии со статьей 22 Федерального закона № 442-ФЗ.
- Индивидуальная программа составляется исходя из потребности гражданина в социальных услугах, пересматривается в зависимости от изменения этой потребности, но не реже чем раз в три года. Пересмотр индивидуальной программы осуществляется с учетом результатов реализованной индивидуальной программы.
- Индивидуальная программа для гражданина или его законного представителя имеет рекомендательный характер, для поставщика социальных услуг - обязательный характер.
- Индивидуальная программа составляется в двух экземплярах. Экземпляр индивидуальной программы, подписанный уполномоченным органом субъекта Российской Федерации, передается гражданину или его законному представителю в срок не более чем десять рабочих дней со дня подачи заявления гражданина о предоставлении социального обслуживания. Второй экземпляр индивидуальной программы остается в уполномоченном органе субъекта Российской Федерации.
- В случае изменения места жительства получателя социальных услуг индивидуальная программа, составленная по прежнему месту жительства, сохраняет свое действие в объеме перечня социальных услуг, установленного в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства, до составления индивидуальной программы по новому месту жительства в сроки и в порядке, которые установлены настоящей статьей.
- Социальные услуги предоставляются гражданину на основании договора о предоставлении социальных услуг, заключаемого между поставщиком социальных услуг и гражданином или его законным представителем, в течение суток с даты представления индивидуальной программы поставщику социальных услуг.
- Существенными условиями договора о предоставлении социальных услуг являются положения, определенные индивидуальной программой, а также стоимость социальных услуг в случае, если они предоставляются за плату или частичную плату.
- Отношения, связанные с исполнением договора о предоставлении социальных услуг, регулируются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
- Гражданин или его законный представитель имеет право отказаться от социального обслуживания, социальной услуги. Отказ оформляется в письменной форме и вносится в индивидуальную программу.
- Отказ получателя социальных услуг или его законного представителя от социального обслуживания, социальной услуги освобождает уполномоченный орган субъекта Российской Федерации и поставщиков социальных услуг от ответственности за предоставление социального обслуживания, социальной услуги.
- Гражданину или получателю социальных услуг может быть отказано, в том числе временно, в предоставлении социальных услуг в стационарной форме в связи с наличием медицинских противопоказаний, перечень которых утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения. Такой отказ возможен только при наличии соответствующего заключения уполномоченной медицинской организации.
Порядок и условия предоставления социальных услуг на дому:
Размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг в форме социального обслуживания на дому рассчитывается на основе тарифов (приведены в разделе "Тарифы") на социальные услуги, но не может превышать пятьдесят процентов разницы между величиной среднедушевого дохода получателя социальной услуги и предельной величиной среднедушевого дохода, установленной частью 5 статьи 31 Федерального закона № 442-ФЗ.
Плата за предоставление социальных услуг производится в соответствии с договором о предоставлении социальных услуг, предусмотренным статьей 17 Федерального закона №442-ФЗ.
В рамках длящихся правоотношений для получателей социальных услуг, у которых право на получение социальных услуг возникло в соответствии с действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона порядком предоставления социальных услуг в субъекте Российской Федерации, вновь устанавливаемые размеры платы за предоставление социальныx услуг поставщиками социальных услуг в субъекте Российской Федерации и условия ее предоставления в соответствии с настоящим Федеральным законом не могут быть выше размеров платы за предоставление этим лицам соответствующих социальных услуг, установленных по состоянию на 31 декабря 2014 года, а условия предоставления соответствующих социальных услуг не могут быть ухудшены по сравнению с условиями, установленными по состоянию на 31 декабря 2014 года.
- Социальные услуги в форме социального обслуживания на дому, в полустационарной и стационарной формах социального обслуживания предоставляются бесплатно:
- несовершеннолетним детям;
- лицам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций, вооруженных межнациональных (межэтнических) конфликтов.
- Социальные услуги в форме социального обслуживания на дому и в полустационарной форме социального обслуживания предоставляются бесплатно, если на дату обращения среднедушевой доход получателя социальных услуг, рассчитанный в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, ниже предельной величины или равен предельной величине среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно, установленной законом субъекта Российской Федерации.
- Нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут быть предусмотрены иные категории граждан, которым социальные услуги предоставляются бесплатно.
- Порядок определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно для целей настоящего Федерального закона устанавливается Правительством Российской Федерации.
- Размер предельной величины среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно устанавливается законами субъекта Российской Федерации и не может быть ниже полуторной величины прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации для основных социально-демографических групп населения.
1.2 3 . Плата за предоставление социальных услуг в форме социального обслуживания граждан на дому получателями социальных услуг, которые на момент вступления в силу настоящего постановления находились на социальном обслуживании на дому (за исключением случая, указанного в подпункте 1.2 4 настоящего пункта), производится ежемесячно в размере 20 процентов от разницы между величиной среднедушевого дохода получателя социальных услуг и величиной прожиточного минимума, установленной для пенсионеров в Смоленской области, при условии, что среднедушевой доход получателя социальных услуг выше полуторной величины прожиточного минимума, установленной по основным социально-демографическим группам населения в Смоленской области. При этом размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг не может превышать 13 процентов величины прожиточного минимума, установленной для пенсионеров в Смоленской области. В случае предоставления социальных услуг семейной паре или родственникам, проживающим на одной жилой площади, размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг для каждого составляет 80 процентов от установленного в соответствии с настоящим подпунктом размера платы за предоставление социальных услуг в форме социального обслуживания граждан на дому.
1.2 4 . Плата за предоставление социальных услуг в форме социального обслуживания граждан на дому получателями социальных услуг, которые по состоянию на 11.08.2014 находились на социальном обслуживании на дому,производится ежемесячно в размере 20 процентов от разницы между величиной среднедушевого дохода получателя социальных услуг и величиной прожиточного минимума, установленной для пенсионеров в Смоленской области, при условии, что среднедушевой доход получателя социальных услуг выше полуторной величины прожиточного минимума, установленной по основным социально-демографическим группам населения в Смоленской области. При этом размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг не может превышать 11 процентов величины прожиточного минимума, установленной для пенсионеров в Смоленской области. В случае предоставления социальных услуг семейной паре или родственникам, проживающим на одной жилой площади, размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг для каждого составляет 80 процентов от установленного в соответствии с настоящим подпунктом размера платы за предоставление социальных услуг в форме социального обслуживания граждан на дому.
Порядок и условия предоставления срочных социальных услуг
Предоставление срочных социальных услуг в целях оказания неотложной помощи осуществляется в сроки, обусловленные нуждаемостью получателя социальных услуг, без составления индивидуальной программы и без заключения договора о предоставлении социальных услуг. Основанием для предоставления срочных социальных услуг является заявление получателя социальных услуг, а также получение от медицинских, образовательных или иных организаций, не входящих в систему социального обслуживания, информации о гражданах, нуждающихся в предоставлении срочных социальных услуг. Подтверждением предоставления срочных социальных услуг является акт о предоставлении срочных социальных услуг, содержащий сведения о получателе и поставщике этих услуг, видах предоставленных срочных социальных услуг, сроках, дате и об условиях их предоставления. Акт о предоставлении срочных социальных услуг подтверждается подписью их получателя.
Размер платы за дополнительные платные услуги рассчитывается исходя из тарифов, утвержденных приказом директора СОГБУ "Новодугинский КЦСОН" и приведенных в разделе "Тарифы".
$APPLICATION->IncludeComponent( "bitrix:menu", "left_menu", array( "ROOT_MENU_TYPE" => "top", "MENU_CACHE_TYPE" => "A", "MENU_CACHE_TIME" => "3600", "MENU_CACHE_USE_GROUPS" => "Y", "MENU_CACHE_GET_VARS" => array( ), "MAX_LEVEL" => "3", "CHILD_MENU_TYPE" => "left", "USE_EXT" => "N", "ALLOW_MULTI_SELECT" => "N", "COMPONENT_TEMPLATE" => "left_menu", "DELAY" => "N" ), false ); );?>
Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации
(с изменениями на 11 июня 2021 года)
Документ с изменениями, внесенными:
Принят
Государственной Думой
23 декабря 2013 года
Одобрен
Советом Федерации
25 декабря 2013 года
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона
1. Настоящий Федеральный закон устанавливает:
1) правовые, организационные и экономические основы социального обслуживания граждан в Российской Федерации;
2) полномочия федеральных органов государственной власти и полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере социального обслуживания граждан;
3) права и обязанности получателей социальных услуг;
4) права и обязанности поставщиков социальных услуг.
2. Действие настоящего Федерального закона распространяется на граждан Российской Федерации, на иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, беженцев (далее - граждане, гражданин), а также на юридических лиц независимо от их организационно-правовой формы и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих социальное обслуживание граждан.
Статья 2. Правовое регулирование социального обслуживания граждан
Правовое регулирование социального обслуживания граждан осуществляется на основании настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
1) социальное обслуживание граждан (далее - социальное обслуживание) - деятельность по предоставлению социальных услуг гражданам;
2) социальная услуга - действие или действия в сфере социального обслуживания по оказанию постоянной, периодической, разовой помощи, в том числе срочной помощи, гражданину в целях улучшения условий его жизнедеятельности и (или) расширения его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности;
3) получатель социальных услуг - гражданин, который признан нуждающимся в социальном обслуживании и которому предоставляются социальная услуга или социальные услуги;
4) поставщик социальных услуг - юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы и (или) индивидуальный предприниматель, осуществляющие социальное обслуживание;
5) стандарт социальной услуги - основные требования к объему, периодичности и качеству предоставления социальной услуги получателю социальной услуги, установленные по видам социальных услуг;
6) профилактика обстоятельств, обусловливающих нуждаемость в социальном обслуживании, - система мер, направленных на выявление и устранение причин, послуживших основанием ухудшения условий жизнедеятельности граждан, снижения их возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности.
Статья 4. Принципы социального обслуживания
1. Социальное обслуживание основывается на соблюдении прав человека и уважении достоинства личности, носит гуманный характер и не допускает унижения чести и достоинства человека.
2. Социальное обслуживание осуществляется также на следующих принципах:
1) равный, свободный доступ граждан к социальному обслуживанию вне зависимости от их пола, расы, возраста, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений и принадлежности к общественным объединениям;
2) адресность предоставления социальных услуг;
3) приближенность поставщиков социальных услуг к месту жительства получателей социальных услуг, достаточность количества поставщиков социальных услуг для обеспечения потребностей граждан в социальном обслуживании, достаточность финансовых, материально-технических, кадровых и информационных ресурсов у поставщиков социальных услуг;
4) сохранение пребывания гражданина в привычной благоприятной среде;
Статья 5. Система социального обслуживания
Система социального обслуживания включает в себя:
1) федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального обслуживания (далее - уполномоченный федеральный орган исполнительной власти);
2) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление предусмотренных настоящим Федеральным законом полномочий в сфере социального обслуживания на территории субъекта Российской Федерации (далее - уполномоченный орган субъекта Российской Федерации), в том числе на признание граждан нуждающимися в социальном обслуживании, составление индивидуальной программы предоставления социальных услуг (далее - индивидуальная программа);
(Пункт в редакции, введенной в действие с 13 февраля 2018 года Федеральным законом от 14 ноября 2017 года N 324-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
3) организации социального обслуживания, находящиеся в ведении федеральных органов исполнительной власти;
4) организации социального обслуживания, находящиеся в ведении субъекта Российской Федерации (далее - организации социального обслуживания субъекта Российской Федерации);
5) негосударственные (коммерческие и некоммерческие) организации социального обслуживания, в том числе социально ориентированные некоммерческие организации, предоставляющие социальные услуги;
6) индивидуальных предпринимателей, осуществляющих социальное обслуживание;
7) организации, которые находятся в ведении уполномоченного органа субъекта Российской Федерации и которым в соответствии с настоящим Федеральным законом предоставлены полномочия на признание граждан нуждающимися в социальном обслуживании и составление индивидуальной программы на территориях одного или нескольких муниципальных образований (далее - уполномоченные организации).
(Пункт дополнительно включен с 13 февраля 2018 года Федеральным законом от 14 ноября 2017 года N 324-ФЗ)
Статья 6. Конфиденциальность информации о получателе социальных услуг
1. Не допускается разглашение информации, отнесенной законодательством Российской Федерации к информации конфиденциального характера или служебной информации, о получателях социальных услуг лицами, которым эта информация стала известна в связи с исполнением профессиональных, служебных и (или) иных обязанностей. Разглашение информации о получателях социальных услуг влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. С согласия получателя социальных услуг или его законного представителя, данного в письменной форме, допускается передача информации о получателе социальных услуг другим лицам, в том числе должностным лицам, в интересах получателя социальных услуг или его законного представителя, включая средства массовой информации и официальный сайт поставщика социальных услуг в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет").
3. Предоставление информации о получателе социальных услуг без его согласия или без согласия его законного представителя допускается:
1) по запросу органов дознания и следствия, суда в связи с проведением расследования или судебным разбирательством либо по запросу органов прокуратуры в связи с осуществлением ими прокурорского надзора;
2) по запросу иных органов, наделенных полномочиями по осуществлению государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания;
3) при обработке персональных данных в рамках межведомственного информационного взаимодействия, а также при регистрации субъекта персональных данных на едином портале государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталах государственных и муниципальных услуг в соответствии с законодательством об организации предоставления государственных и муниципальных услуг;
4) в иных установленных законодательством Российской Федерации случаях.
Глава 2. Полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере социального обслуживания
Статья 7. Полномочия федеральных органов государственной власти в сфере социального обслуживания
1. К полномочиям федеральных органов государственной власти в сфере социального обслуживания относятся:
1) установление основ государственной политики и основ правового регулирования в сфере социального обслуживания;
2) утверждение методических рекомендаций по расчету подушевых нормативов финансирования социальных услуг;
3) утверждение примерного перечня социальных услуг по видам социальных услуг;
4) утверждение порядка размещения и обновления информации о поставщике социальных услуг, включая требования к содержанию и форме предоставления указанной информации, на официальном сайте поставщика социальных услуг в сети "Интернет";
5) управление федеральной собственностью, используемой в сфере социального обслуживания;
6) ведение единой федеральной системы статистического учета и отчетности в сфере социального обслуживания;
7) федеральный государственный контроль (надзор) в сфере социального обслуживания;
7_1) создание условий для организации проведения независимой оценки качества условий оказания услуг организациями социального обслуживания;
(Пункт дополнительно включен с 1 января 2015 года Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 256-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 12 мая 2019 года Федеральным законом от 1 мая 2019 года N 91-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
8) международное сотрудничество Российской Федерации и заключение международных договоров Российской Федерации в сфере социального обслуживания;
9) иные относящиеся к сфере социального обслуживания и установленные федеральными законами полномочия.
2. К полномочиям уполномоченного федерального органа исполнительной власти относятся:
1) выработка и реализация государственной политики в сфере социального обслуживания, а также выработка мер по совершенствованию социального обслуживания;
2) координация деятельности в сфере социального обслуживания, осуществляемой федеральными органами исполнительной власти, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, общероссийскими общественными организациями и иными осуществляющими деятельность в сфере социального обслуживания организациями;
3) методическое обеспечение социального обслуживания, в том числе в части, касающейся профилактики обстоятельств, обусловливающих нуждаемость в социальном обслуживании;
4) утверждение примерной номенклатуры организаций социального обслуживания;
5) утверждение методических рекомендаций по расчету потребностей субъектов Российской Федерации в развитии сети организаций социального обслуживания;
6) утверждение правил организации деятельности организаций социального обслуживания, их структурных подразделений, которые включают в себя рекомендуемые нормативы штатной численности, перечень необходимого оборудования для оснащения организаций социального обслуживания, их структурных подразделений;
7) утверждение рекомендуемых норм питания и нормативов обеспечения мягким инвентарем получателей социальных услуг по формам социального обслуживания;
8) утверждение примерного порядка предоставления социальных услуг;
9) утверждение порядка осуществления мониторинга социального обслуживания в субъектах Российской Федерации, а также форм документов, необходимых для осуществления такого мониторинга;
10) утверждение рекомендаций по формированию и ведению реестра поставщиков социальных услуг и регистра получателей социальных услуг;
11) утверждение рекомендаций по организации межведомственного взаимодействия исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации при предоставлении социальных услуг, а также при содействии в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам (социальном сопровождении) (далее также - социальное сопровождение);
12) утверждение рекомендаций по определению индивидуальной потребности в социальных услугах получателей социальных услуг;
13) утверждение формы заявления о предоставлении социальных услуг, примерной формы договора о предоставлении социальных услуг, а также формы индивидуальной программы;
(Пункт в редакции, введенной в действие с 13 февраля 2018 года Федеральным законом от 14 ноября 2017 года N 324-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
14) утверждение порядка направления граждан в стационарные организации социального обслуживания со специальным социальным обслуживанием;
15) утверждение примерного положения о попечительском совете организации социального обслуживания;
16) утверждение порядка предоставления социальных услуг, а также порядка утверждения перечня социальных услуг по видам социальных услуг организациями социального обслуживания, находящимися в ведении федерального органа исполнительной власти;
17) иные предусмотренные нормативными правовыми актами Российской Федерации полномочия.
Cоциальные услуги должны стать доступнее для граждан, поскольку теперь получить их бесплатно они смогут как в государственных, так и в частных компаниях.
Граждане, имеющие право на бесплатные социальные услуги (например, на санаторно-курортное лечение, паллиативную медпомощь), смогут выбирать, где их получить - в привычном государственном учреждении или у специально отобранной частной компании. Той компании, которую выберет человек, государство оказанную услугу оплатит. Бюджетное финансирование будет идти по принципу - деньги следуют за потребителем. Фото: ipopba / iStockphoto
С 1 сентября вступает в силу закон, согласно которому коммерческие организации, занятые в социальной сфере, наравне с государственными получают доступ к бюджету. Представлять сферу соцуслуг коммерческие организации смогут по шести направлениям. Это социальное обслуживание населения (за исключением стационарного), санаторно-курортное лечение, оказание паллиативной медицинской помощи, туризм, спортивная подготовка и занятость населения.
В минфине пояснили, что субсидию на оказание соцуслуг смогут получить только лучшие организации. Одних определит госзаказчик по результатам конкурса. В нем сможет принять участие любая организация или индивидуальный предприниматель, но выиграет тот, кто предложит лучшие условия оказания услуги. Победитель заключит госконтракт и получит финансирование на выполнение госзаказа. Получить его теперь можно авансом.
Других поставщиков соцуслуг выберут сами граждане с помощью социального сертификата. Той компании, которую выберет человек, государство оказанную услугу оплатит. В этом случае бюджетное финансирование основано на принципе - деньги следуют за потребителем.
При этом частным и государственным организациям предоставят равные права в вопросах налогообложения. В минфине подчеркнули, что госуслуги, оказываемые в соответствии с госзаданием, освобождены от уплаты НДС.
Кроме того, бизнес сможет заключать с государством долгосрочные соглашения, а не только на период бюджетного планирования, как сейчас. "Это позволит решить проблему ограниченности ресурсов негосударственных организаций при выходе на рынок соцуслуг, она неоднократно отмечалась экспертами", - пояснили в министерстве.
Первые соцзаказы появятся не ранее 2021 года. До этого момента будут разработаны и приняты подзаконные акты, определены пилотные регионы. Их до конца сентября утвердит правительство. Именно в них будет сформирован и размещен в открытом доступе соцзаказ. Тогда же определятся объемы финансирования. По предварительной информации в 2021 году в апробации примут участие 28 регионов, а в 2022 году к ним присоединятся еще 15.
При этом большая часть соцуслуг, которые смогут предоставлять частные организации в рамках госзаказа, находятся в компетенции регионов или муниципалитетов, подчеркивают в минфине. В числе самых востребованных - социальное обслуживание на дому и в полустационаре. В этой сфере некоммерческий сектор представлен уже с 2014 года, но в каждом регионе число коммерческих компаний разное. Где-то их количество достигает 80% от общего числа поставщиков социальных услуг, а где-то менее 5%.
Увеличение количества частных исполнителей госуслуг повысит их доступность и качество за счет развития конкуренции. "Такой подход позволит государству перейти от контроля затрат к мониторингу и контролю качества оказываемых услуг, то есть от процесса к результату. Также появится инструмент перераспределения ресурсов в соцсфере: вовлечение негосударственных организаций на постоянной основе в соцзаказ позволяет расширять занятость, обеспечить переток инноваций из негосударственной сферы в государственную, его простоту и эффективность. Лучшие практики негосударственных исполнителей смогут быть обобщены и в короткий срок внедрены госучреждениями, а их разработчики получат стимул для дальнейшего развития", - сообщили в пресс-службе ведомства.
Закон принят на пять лет. А его положения, которые касаются формирования соцзаказа, могут применяться с 2021 до 2024 года.
Привлекать к оказанию госуслуг в рамках соцзаказа минздрав намерены социально ориентированные некоммерческие организации (НКО). Минздрав разработал проект регламента оценки качества госуслуг, предоставляемых НКО. Документ размещен для общественного обсуждения. Получить госзаказ в сфере здравоохранения частники смогут по двум направлениям: санаторно-курортное лечение и оказание паллиативной медицинской помощи. Отбирать поставщиков услуг будут по конкурсу. При этом заказчик вправе ограничить круг участников только социально ориентированными НКО.
Получить госзаказ смогут некоммерческие организации, которые оказывают одну общественно-полезную услугу на территории более половины регионов на протяжение одного года или более. При этом они не должны быть иностранными агентами и иметь задолженности по налогам и сборам. Каждая такая организация должна быть включена в реестр поставщиков соцуслуг, отсутствовать в реестре недобросовестных поставщиков, иметь в штате или привлеченных по гражданско-правовому договору квалифицированных работников.
Читайте также: