Предания и мифы народов доколумбовой америки и их отражение в современной культуре доклад

Обновлено: 06.07.2024

Коренные народы Северной Америки некогда были властителями своей родины. Увы, история распорядилась так, что прибывшие чужестранцы вытеснили и истребили большую часть аборигенов. Несмотря на то, индейские племена до наших дней хранят старинные предания и легенды, которые рассказывали их предки.

Мудрые и загадочные индейцы являются хранителями тайных знаний и древнего фольклора, в котором раскрывается сложная система их верований, отношения с окружающим миром, почитание природы. О чём могут поведать нам легенды индейцев Северной Америки?

Появление людей и земли

Одним из самых могущественных племён индейцев в прежние времена считались гуроны, занимавшие обширные территории североамериканских земель. Они оставили немало интересных сказаний и историй, связанных с традиционными верованиями и взглядами на мир.

Распространённая легенда гурнов рассказывает нам о происхождении земли и людей, что, конечно, связано с почитанием природных сил. Как гласит она, когда-то давным-давно не было в мире ничего, кроме воды. Животные обитали лишь в ней, поскольку суши не существовало.

Индейские племена жили в гармонии с природой, отсюда их культура и мудрость

Индейские племена жили в гармонии с природой, отсюда их культура и мудрость

А потом вдруг с небес упала женщина. Её заметили две гагары, что подхватили женщину и понесли на своих крыльях. Вот только для птиц эта ноша была слишком тяжела, а гагары боялись, что спасённый ими дар небес утонет в воде.

Тогда они позвали на помощь всех зверей, обитавших в глубинах моря. И тогда из толпы собравшихся животных раздался голос Великой Морской Черепахи. “Поместите женщину на мою спину, – сказала она. – Там ей ничто не грозит”.

Однако Великая Черепаха заявила, что для жизни женщине потребуется земля. Каждый из морских обитателей стал нырять, но никто из них не смог достичь дна. И тогда очередь дошла до жабы. Она сделала прыжок и скрылась в воде. Через некоторое время жаба появилась с маленькой горсточкой земли.

Поднося её раз за разом женщине, жаба помогла создать сушу на спине Великой Черепахи. В дальнейшем островок земли покрыли деревья и цветы, превратившись в край людей.

Откуда взялся огонь?

Жизнь индейских народов нельзя было представить без огня, который они чтили, словно высшее божество. У племени ковичан сохранилась легенда о появлении пламени. Как рассказывается в ней, в далёком прошлом предки индейцев обходились без огня, поскольку в их краях всегда было жарко.

Мясо убитых животных они поедали сырым или высушивали под палящими лучами солнца. Однако климат менялся, а с наступлением прохладных дней люди вынуждены были строить жилища.

Во время строительства к индейцам прилетела птица горихвостка. “Скоро будет ещё холоднее, – пропищала она. – Вам нужен огонь”. Конечно, люди в то время не знали, что такое огонь, а потому попросили птицу объяснить.

“На конце моего хвоста находится пламя, – ответила горихвостка. – На нём можно готовить пищу, а главное – оно способно согреть даже в самые лютые морозы. Завтра я прилечу снова, а вы должны приготовить смолистых веток. Я полечу прочь, а вы помчитесь следом. Огонь же достанется лишь самому выносливому и сильному из вас, тому, кто никогда не лгал другим”.

С появлением огня жизнь индейцев изменилась / sfw.so

С появлением огня жизнь индейцев изменилась / sfw.so

На следующее утро всё произошло так, как и говорила горихвостка. Она позвала людей, и вслед за птицей побежали все представители племени. Дети и старики, мужчины и женщины пытались догнать птицу, но это было очень непросто. Многие останавливались, не в силах продолжать погоню и считая, что нет нужды в приобретении огня.

Другие выбивались из сил, а третьи думали, что горихвостка и вовсе обманывает людей, потешаясь над ними. В итоге за птицей бежал лишь один человек. Молодой мужчина тешил себя надеждой, что он станет обладателем пламени, а значит, его будут почитать не меньше, чем вождя.

Однако и его силы были на исходе. “Постой! – крикнул он птице. – Разве ты не видишь, что я оказался самым выносливым? я никогда не совершал зла, не обманывал других. Отдай мне огонь”.

Горихвостка обернулась и рассмеялась: “Это действительно так, но пламени ты не получишь, поскольку думаешь только о себе”. Тогда птица молнией полетела в сторону индейской стоянки. Она оказалась в вигваме, где сидела молодая женщина, не участвовавшая в погоне за огнём.

Птица спросила её, почему та не присоединилась к своим соплеменникам. “Мой отец болен, – объяснила женщина. – Я не могу оставить его даже на недолгое время”. Горихвостка поняла, что именно этому человеку можно доверить огонь, который тоже нуждается в постоянном присмотре. Возвратившиеся люди с изумлением смотрели на костёр, что горел у одного из вигвамов – он стал даром птицы горихвостки.

Легендарная птица горихвостка /© Аскар Исабеков / birds.kz

Легендарная птица горихвостка /© Аскар Исабеков / birds.kz

Почему олени не едят людей?

Очень забавное предания из поколение в поколение передавали индейцы саук, что в большинстве своём занимались охотой и оленеводством. Они верили, что в древнейшие времена олени охотились на людей. Да, именно так – они были плотоядными животными.

Однажды находчивый охотник и вождь Висакё повстречал оленя. Он был единственным человеком, которого эти звери остерегались. Висакё спросил, куда отправляется его рогатый друг, олень же ответил, что идёт охотиться на людей. Проводив его взглядом, охотник нарвал целый мешок лесных яблок.

Свою ношу он повесил на спину и отправился туда, где недавно скрылся олень. Увидев силуэт человека, зверь бросился к нему и впился зубами в мешок, думая, что это спина. Кислый вкус лесных плодов вызвал отвращение оленя, и тот выплюнул схваченные яблоки. С тех пор олени считают людей несъедобными.

Гора Дикобраз

Многие древние народы мира, в том числе и индейцы, постоянно давали красноречивые названия различным местам, с которыми были связаны предания. Одна из легенд племени канза, знаменитых охотников на бизонов, открывает нам суть названия горы Дикобраз.

Когда-то в далёком прошлом канза столкнулись со страшным бедствием – голодом. Охотники не могли найти никакую добычу, а бизоны словно бы исчезли с лица земли. Тогда молодой вождь одного из племён решил взойти на высокую гору, чтобы увидеть, нет ли поблизости стад животных.

Индеец гурон из некогда могущественного племени в Северной Америке

Индеец гурон из некогда могущественного племени в Северной Америке

Обернувшись, вождь не увидел никого, но потом понял, что говорит с ним дикобраз, стоящий на скале. Конечно, юноша был потрясён, что зверь разговаривает, однако поведал ему о своей беде. “Посмотри, как я лежу, – заметил дикобраз. – Моя голова указывает на север. Вот и твоему племени следует пойти к северным землям, чтобы найти бизонов”.

Молодой вождь выполнил наставления животного, а вскоре племя канза уже праздновало самую удачную охоту за последние годы. В честь дикобраза, спасшего народ, люди назвали гору, где, как гласит предания, некогда встретились мужчина и колючий зверь.

Почему заяц коричневый?

У индейских народов немало забавных историй о появлении отличительных особенностей разных животных, характерных черт, что являлись ориентирами для охотников. Наверняка вы знаете, что летом зайцы приобретают буро-коричневую окраску.

Но если сегодня мы понимаем, что это связано с сезонной сменой шерстяного покрова, то в древности всё объяснялось совершенно иначе. В одной из легенд индейцев айова рассказывается, что молодой заяц однажды увидел следы на дорожке у своего дома.

Он спросил бабушку, кто мог оставить их так рано утром. “Вероятно, тот, кто встал раньше тебя”, – улыбнулась она в ответ. Но зайца это не успокоило.Вечером он установил силки, а на следующее утро увидел, что в них кто-то попал. Спросив, кем является его пленник, заяц понял, что поймал солнце.

Неразрывная связь индейцев с природой породила их легенды. 1923 год / © Эдвард Кёртис

Неразрывная связь индейцев с природой породила их легенды. 1923 год / © Эдвард Кёртис

Вот только светило ему заявило, что людям вряд ли понравятся выходки ушастого зверя, схватившего солнце в сеть. Тогда заяц принялся спешно выпутывать пленника из силков. Раскалённое и яркое, оно жгло его лапки и ослепляло глаза.

Конечно, солнце получило свободу, однако от его жара заяц так загорел, что его шерстка стала коричневой. Так и происходит: чем больше солнца появляется по весне, тем больше темнеет шерсть зайцев.

Пламя – символ мира

Огромное значение для индейцев имел огонь. Он был не только воплощением тепла и домашнего очага, но и символом мира. Об этом нам рассказывает предания племён пассамакводов. С древних времён между ирокезскими и алгонкинскими народностями велось множество войн.

Самый старший из вождей выступил с речью, отметив, что столкновения народов уже отмечены кровопролитиями, разрушениями и смертями. Он призвал всех старейшин захоронить свои луки и стрелы, чтобы не допускать братоубийственных войн. На целых семь солнц собравшиеся удалились в Вигвам Молчания, чтобы всё детально обдумать.

К финальному дню Совет вождей постановил зажечь Вечный Огонь Мира, что позволит сохранить последующие поколения, унесёт в прошлое былые разногласия. Индейцы отмечают, что этот огонь горел до появления бледнолицых на их землях. Увы, с прибытием европейских завоевателей народы вновь вынуждены были вернуться к войнам и сражениям.

Вечный Огонь Мира горел до появления бледнолицых завоевателей / pxhere

Вечный Огонь Мира горел до появления бледнолицых завоевателей / pxhere

Наказание для бизона

Многие североамериканские индейцы были известны как славные охотники на бизонов. Именно поэтому у них существовало немало поверий и сказаний, связанных с этими могучими животными.

У племени оджибве есть история о том, почему бизоны держат наклонённой свою голову. Как рассказывается в ней, давным-давно царём всех животных считался бизон. Этот зверь не имел тогда своего горба, а его голова всегда была гордо поднята вверх.

Властитель прерий больше всего любил носиться по просторам, не обращая внимания ни на что вокруг. Однажды во время такого досуга бизон раздавил копытом маленькую птичку, что не успела спастись.

И тогда Нанабозо, сын небесного духа, явился к зверю. “Как ты посмел губить созданий, созданных мною? – воскликнул Нанабозо. – За свой проступок ты будешь наказан. Отныне у всех бизонов вырастет горб, а свою голову они будут держать опущённой, стыдясь самоуверенности своего предка”.

Многие индейские предания напоминают волшебные сказки, но в них кроется загадочный мир души эти народов. Индейцы Северной Америки даже в наше время стараются не потерять древние верования и единство с природой, которыми так гордились их предки. Любовь ко всему миру заметна в каждой из их легенд.

К моменту испанского завоевания Америки крупнейшими народами Центральной части континента были ацтеки, тольтеки, сапотеки, миштеки и майя.

Мифология индейских народов Америки очень архаична. К числу наиболее древних принадлежат мифы о маисе, который индейцы Центральной Америки начали культивировать около 5 тысяч лет до н.э. Очень древними считаются также мифы о получении огня, о происхождении людей и животных. Позже возникли мифы о растениях, добрых духах и происхождении Вселенной.

К древнейшим временам относится вера в главную богиню Центральной Америки, имя которой осталось неизвестным. Ученые называют ее "богиней с косами" по множеству культовых статуэток, найденных археологами.

Индейцы народа ольмеков широко распространили культ ягуара, который оберегал посевы от травоядных животных.

Мифология инков: Maнко Капак

Мифология инков

На землях, расположенных к северу от озера Титикака, люди жили как дикие звери. У них не было ни селений, ни религии, ни закона. Эти существа не умели обрабатывать землю и ходили обнаженными. Питались они растениями, дикими ягодами и сырым мясом, а от непогоды скрывались в пещерах.

Инти, бог-Солнце, решил приучить к цивилизации этих существ. Он попросил своего сына Айара Манко и свою дочь Маму Окльо спуститься на землю, чтобы создать великую империю. Они должны были преподать людям правила культурной жизни и научить их почитать своего создателя - Солнце.

Мифология инков: братья Айар

Мифология инков

После великого потопа, опустошившего землю, на горе Пакаритамбо, находящейся в двенадцати милях от Куско, появились братья Айар. Четверо молодых людей и четверо молодых женщин, их сестер и супруг, отправились в путь с горы, называемой Тампу Токко. Это были Айар Манко и его жена Мама Окльо, Айар Качи и Мама Кора, Айар Учу и Мама Рахуа и, наконец, Айар Аука и его жена Мама Хуако.

Видя плачевное состояние земель и бедность живущих на них людей, четверо братьев решили поискать местность более плодородную и цветущую, на которой они могли бы устроиться. Они взяли с собой членов десяти айлью (племен инков, которые состояли из десяти родов), и направились на юго-восток.

Мифы ацтеков: Гуичолы и маис

Мифология ацтеков

Людям племени гуичолов надоело есть то, что они не любят. Им хотелось раздобыть что-то такое, что можно готовить каждый день, но всякий раз по-разному.

Один молодой гуичол был наслышан о маисе и о знаменитых блюдах, которые из него готовили - о чилакиле, тортиллье и тортилльевом супе. Но маис рос очень далеко, на другой стороне горы. Он не испугался этого и пустился в путь. Вскоре он увидел цепочку муравьев, и так как он знал, что некоторые из них служили хранителями маиса, то последовал за ними. Однако когда молодой человек заснул, муравьи сгрызли его одежду, оставив ему только лук и стрелы. Раздетый и изголодавшийся гуичол разгоревался, но именно в этот момент на ближнюю ветку дерева села птица. Парень нацелил на нее лук, но птица отговорила его стрелять. Она назвалась матерью маиса и пригласила его следовать за собой в Дом маиса, где она позволит ему взять с собой все, что он искал.

Мифы ацтеков: Маисовая гора

Мифология ацтеков

Боги долго размышляли над тем, что дать людям для пропитания.

Однажды в окрестностях Теотиуакана Кетцалькоатль встретил красного муравья, несущего маисовое зерно. Заинтересовавшись, Кетцалькоатль спросил его, где он его нашел. Муравей притворился, что не слышит вопроса, и продолжал свой путь. Однако бог настаивал, и муравью пришлось признаться, что он добыл это зерно в "Горе, которая нас кормит", после чего пригласил его следовать за собой.

Мифология инков: озеро Титикака

Мифология инков

Когда-то давным-давно озеро Титикака представляло собой плодородную долину, населенную счастливыми и беспечными людьми. Всего у них было в достатке, земля их была изобильна и давала им все, в чем они нуждались. Люди на этой земле не ведали ни зависти, ни злобы, ни смерти.

Апу, боги гор, хранили людей от несчастий. Они наложили на них только один запрет: никто не должен был подниматься на вершины гор, где горел Священный Огонь.

Долгое время люди даже не думали нарушать этот запрет. Однако бес - злой дух, обреченный на вечную жизнь во мраке, не мог вынести зрелища людей, живущих в долине столь мирно. Он ухитрился разделить людей, посеяв между ними несогласие. Он предложил им доказать свою храбрость и разыскать Священный Огонь, пылающий на вершинах гор.

Мифология инков: Палья Хуаркуна

Мифология инков

Тупак Юпанкви, сын солнца и "Человек всех добродетелей", как называли его хуравику (ученые люди Куско), праздновал победу над неукротимым племенем Пачис. На празднование собралась вся империя, чтобы отметить его триумф.

Однако собравшимся суждено было стать свидетелями зловещего предзнаменования: раненый кондор с огромными крыльями, теряя силы, упал на самую высокую гору Анд, окрашивая снег своей кровью. Великий жрец, глядя, как он умирает, объявил что близится конец царству Манко Капака, первого Инки и основателя Империи, что придут незнакомые люди в гигантских пирогах, чтобы навязать им свою религию и свои законы.

Мифология майя: Первые люди

Мифология майя

Боги задумали создать новых существ, способных говорить и собирать урожай, который давала земля. Но эти новые существа должны были также воздавать почести своим создателям.

Тогда боги слепили из грязи тело первого человека. Они отделывали его со всей тщательностью, не забывая никаких деталей. К несчастью, результат оказался плачевным: беззубые, с пустыми глазницами, лишенные всякого изящества, эти существа не могли держаться на ногах и рассыпались под действием воды. Тем не менее, новое существо обладало даром речи и приятным голосом, доселе неслыханном в этом мире. Жаль только, что оно не понимало, о чем говорит. Несмотря ни на что, боги решили, что эти хрупкие существа должны жить. Они будут бороться за выживание, плодиться и улучшать свою жизненную среду в ожидании высших существ, которые со временем их заменят.

Мифы ацтеков: Похищение огня

Мифология ацтеков

Давным-давно люди не знали огня и всю пищу вынуждены были есть сырой. Табаосимоа, древние жители, собрались, чтобы решить, как раздобыть что-нибудь, что даст им тепло, которое позволит им готовить свои продукты. Они спорили и голодали, и в то же время у них над головами проплывал, чтобы погрузиться в море, огненный шар, который они не могли достать.

Мифы ацтеков: Солнце и Луна

Мифология ацтеков

Первое Солнце, Солнце Тигра, родилось в 955 году до н.э. После долгой эпохи, длившейся 676 лет, и Солнце, и люди были поглощены тиграми.

Второе Солнце было Солнцем Ветра. Его унес Ветер, а все живущие на земле, пытаясь спрятаться от бури в ветвях деревьев, превратились в обезьян.

Затем пришло третье Солнце, Солнце Дождя. На землю обрушился огненный дождь, и люди превратились в индюков.

Четвертое Солнце, Солнце Воды, было разрушено наводнениями. Все жившие в эту эпоху превратились в рыб. Воды заливало все сущее в течение 52 лет.

Задумчивые боги собрались в Теотиуакане:
- Кто возьмется теперь вернуть на землю восход?
Господин улиток, известный своей силой и красотой, выступил вперед:
- Я буду Солнцем! - сказал он.
- Кто еще?
Молчание.

Все посмотрели на Маленького Прокаженного Бога, самого уродливого и несчастного из всех, и решили:
- Ты будешь тоже!

Мифология майя: Сотворение мира

Тескатлипока: мифология индейцев майя и ацтеков

Давным-давно на земле не было ни людей, ни животных, ни камней, ни деревьев. Не было ничего. Это была бескрайняя и печальная равнина, покрытая водами. В сумеречной тишине обитали божества Тепев, Кукумац и Хуракан. Они разговорились и пришли к соглашению о том, что надлежало сделать.

Они разожгли свет, который впервые осветил землю. Море отступило, обнажая землю, которую можно было обрабатывать и на которой расцветали цветы и деревья. Прекрасное благоухание вознеслось к небу от только что сотворенных лесов.

Мифология инков: Эльдорадо

Мифология инков: Эльдорадо

Мифология инков: Эльдорадо

Царь города Гуатавита влюбился в прекрасную молодую женщину из соседнего племени. Он женился на ней, и у них родилась дочь. Однако царь слишком много занимался своими делами, при этом предаваясь разгулу, обманывая и забывая свою супругу. Тем не менее оба продолжали нежно любить свою дочь.

Однажды во время большого праздника царице приглянулся молодой и красивый воин. Они полюбили друг друга и не скрывали своей любви, смеясь над неведением царя. В конце концов царь узнал об их любовных встречах и поспешил захватить их врасплох.

Мифология и культура майя, ацтеков и инков доколумбовой Америки

До испанского завоевания (в XVI веке) территория Центральной Америки была заселена индейцами различных языковых групп. У индейцев Мезоамерики (Месоамерики) (ацтеков, тольтеков, сапотеков, миштеков, тарасков, майя и др.) с первых веков до н.э. существовали раннеклассовые государственные образования Общее представление о мифологии индейцев Центральной Америки

Вероятно, уже у первых жителей Центральной Америки в период позднего палеолита существовали мифы Мифология и культура майя

майя индеец америка мифология

Историю и культуру народа майя принято делить на три основных периода, границы между которыми весьма подвижны:

период формирования (1500 г. до н. э. - 250 г. н. э.);

Древнее царство (250 - 900 гг. н. э.);

Новое царство (900 г. н. э. - XVI в.).

Цивилизация майя сложилась на Мексиканском полуострове Юкатан и горной Гватемале. Племена майя начали свое развитие в культурном плане около 2-го тыс. до н.э. Именно тогда начался период в истории майя, который теперь называют архаическим. В этот период на Юкатане и прилегающих областях сменили друг друга две культуры - "окос" и "квадрос", в то время появились прекрасные керамические изделия, поверхность глиняных сосудов была покрыта штампованным узором из полос, который создавали при помощи волокон агавы. В это время известны каменные метейты и мано, керамические грузила.

Культура майя начинает своё формирование с 500 г. до н.э. по 300 гг. н.э. Особенно это заметно на человекообразных фигурках из глины, где присутствуют физические характеристики населения той эпохи. Образцом являются и орнаменты, украшающие первые постройки майя. Именно тогда в южных областях Гватемалы начинают появляться крупные культовые центры. Стремительно развиваются Исапа на побережье Тихого океана и горные области Гватемалы. В позднем архаическом периоде появляется Каминальхуйю - древнейший центр майяской культуры, неподалеку от нынешнего Сьюдад де Гватемала. В конце этапа "мамом" на Петене появляются небольшие поселения Вашактун и Тикаль. В Исапе развивается религия майя, теперь отличная от первобытных верований. Появляется образ ночного божества и божества дождя, позднее известного как Чак, "длинногубого бога". В Исапе найдено огромное число стел с изображением этого божества.

Пантеон классического периода у майя был весьма обилен и сложен. Первоначально это были местные божества, которые с ростом племенных и государственных объединений Мифология и культура ацтеков

Ацтеки были очень воинственным народом, обитавшим в долине Анауак, территория которой была впоследствии расширена в результате длительных завоевательных войн и превращена в основную политическую зону Теночтитлан, столицу ацтекского государства, численность населения которого была 60000 человек.

Ацтеки имели обширные знания в области астрономии, которые унаследовали от более древних культур. Цивилизация ацтеков наследовала также архитектуру пирамид, скульптуру и живопись. Ацтеки добывали и обрабатывали золото, серебро, уголь. Они построили множество дорог и мостов.

У ацтеков было развито искусство танца и множество видов спорта; театр и поэзия. Они имели игру в мяч очень похожую на сегодняшний баскетбол. И, согласно легенде, капитану команды, которая проиграла, отрубали голову.

Ацтеки имели очень хорошо поставленное образование, преподавались такие дисциплины, как: религия, астрономия, история законов, медицина, музыка и искусство войны.

Основные мотивы ацтекской мифологии - вечная борьба двух начал (света и мрак, солнца и влаги, жизни и смерти и т.д.), развитие вселенной по определённым этапам или циклам, зависимость человека от воли божеств, олицетворяющих сил природы, необходимость постоянно питать богов (некоторых - ежедневно) человеческой кровью, без чего они погибли бы. Смерть богов означало бы всемирную катастрофу. Это представление обуславливало практику обязательных человеческих жертвоприношений Мифология и культура инков

Инки наделяли сверхъестественными силами самые разнообразные предметы, природные явления, места и даже горы, которые до сих почитают некоторые перуанские крестьяне. Такие своеобразные святыни они называют одним общим словом - "уака" (святое место).

Испанский священник и летописец отец Бернабе Кобо заметил, что инки не делали различия между земным и небесным. Термин "уака", по его словам, они "применяли по отношению ко всем святым местам, предназначенным для молитв и жертвоприношений, как и ко всем богам и идолам, которым поклонялись в таких местах". Он составил список 350 уака, в нем фигурировало все - от гор, скал, источников до древних гробниц и полей сражений, на которых императоры покрывали себя неувядаемой славой. И это только в одном районе Куско. Отец Кобо также описал, что они из себя представляли: они располагались вдоль целой серии линий, называемых "секе", которые исходили из одного определенного места, Кориканчи, расположенной в самом сердце Куско. Каждая из таких секе, вместе со всеми своими уака, становилась предметом забот и исключительной ответственности определенного клана, который ухаживал за этим местом и по торжественным случаям приносил жертвоприношения.

Археологи подметили, что места расположения некоторых уака связаны с восходом и заходом солнца по определенным дням и посему они могли служить своеобразным ритуальным календарем. Но такой вывод, как и прочие заключения о культуре, не оставившей после себя никаких письменных памятников, остается лишь догадкой.

Ландшафты и природные условия бывшей инкской империи отличались большим разнообразием. В горах между 2150 и 3000 м над у.м. расположены умеренные климатические зоны, благоприятные для интенсивного земледелия. На юго-востоке огромная горная цепь разделяется на два хребта, между которыми на высоте 3840 м находится обширное плато с озером Титикака. Это и другие высокогорные плато, простирающиеся к югу и востоку от Боливии вплоть до северо-западных районов Аргентины, называются альтиплано. Эти безлесные травянистые равнины находятся в зоне континентального климата с жаркими солнечными днями и прохладными ночами. На альтиплано жило множество андских племен. К юго-востоку от Боливии горы обрываются и сменяются необозримой ширью аргентинской пампы.

Культура инков сформировалась относительно поздно. Задолго до появления инков на исторической арене, еще в III тысячелетии до н.э., на побережье обитали оседлые племена, которые занимались изготовлением хлопковых тканей и выращивали маис, тыквы и бобы.

Имея в прошлом древнюю и высокую культурную традицию, инки были скорее наследниками, нежели родоначальниками перуанской культуры.

Легендарный первый инка Манко Капак основал Куско приблизительно в начале 12 в. Город лежит на высоте 3416 м над у.м. в глубокой долине, пролегающей с севера на юг между двумя крутыми хребтами Анд. Как повествует предание, Манко Капак во главе своего племени пришел в эту долину с юга. По указанию бога Солнца, своего отца, он швырнул золотой жезл себе под ноги и, когда тот был поглощен землей (добрый знак ее плодородия), основал в этом месте город. Исторические источники, частично подтвержденные данными археологии, указывают, что история возвышения инков, одного из бесчисленных андских племен, начинается в 12 в., а их правящая династия насчитывает 13 имен - от Манко Капака до Атауальпы, убитого испанцами в 1533.

Инкское искусство тяготело к строгости и красоте. Ткачество из шерсти лам отличалось высоким художественным уровнем, хотя и уступало по богатству декора тканям народов Косты. Широко практиковалась резьба из полудрагоценных камней и раковин, которые инки получали от прибрежных народов.

В области материальной культуры самых впечатляющих свершений инки достигли в архитектуре. Хотя инкская архитектура уступает майяской по богатству декора и ацтекской - по эмоциональному воздействию, ей не найдется равных в ту эпоху ни в Новом, ни в Старом Свете по смелости инженерных решений, грандиозным масштабам градостроительства, искусной компоновке объемов. Инкские памятники, даже находящиеся в руинах, изумляют своим количеством и размерами. Представление о высоком уровне инкского градостроительства дает крепость Мачу-Пикчу, выстроенная на высоте 3000 м в седловине между двумя пиками Анд. Инкское зодчество отличается необыкновенной пластичностью. Инки возводили здания на обработанных поверхностях скал, пригоняя каменные блоки друг к другу без известкового раствора, так что строение воспринималось как естественный элемент природного окружения. В случае отсутствия скальных пород использовались обожженные на солнце кирпичи. Инкские мастера умели резать камни по заданным образцам и работать с огромными каменными блоками. Крепость (пукара) Саскауаман, защищавшая Куско, - это, несомненно, одно из величайших творений фортификационного искусства. Длиной в 460 м, крепость состоит из трех ярусов каменных стен общей высотой 18 м. Стены имеют 46 выступов, углов и контрфорсов. В циклопической кладке фундамента встречаются камни весом более 30 т со скошенными краями. На строительство крепости ушло не менее 300 000 каменных блоков. Все камни - неправильной формы, но пригнаны друг к другу так прочно, что стены выдержали бесчисленные землетрясения и сознательные попытки разрушения. В крепости имеются башни, подземные переходы, жилые помещения и внутренняя система водоснабжения. Инки начали строить в 1438 и закончили через 70 лет, в 1508. По некоторым оценкам, в строительстве было задействовано 30 тыс. человек.

1.Башилов В. Древние цивилизации Перу и Боливии. М., 1972

2.Березкин Ю. Инки. Исторический опыт империи. Л., 1991

.Березкин Ю. Мочика. Л., 1983

.Зубрицкий Ю. Инки-кечуа. М., 1975

.Инка Гарсиласо де ла Вега. История государства инков. Л., 1974

.Культура Перу. М., 1975

Теги: Мифология и культура майя, ацтеков и инков доколумбовой Америки Реферат Культурология

Когда первые европейцы попали на Американский континент, они столкнулись с цивилизацией, которая очень сильно отличалась от всего, что им прежде приходилось видеть. Местные жители не имели представления о многих понятиях, давно и прочно укоренившихся в Старом Свете. Народы доколумбовой Америки не использовали колесо, не делали железных орудий и не ездили на лошадях.

Тем удивительнее тот факт, что индейцам, как назвали коренных американцев выходцы из Европы, удалось построить несколько довольно развитых цивилизаций. У них были города, государства, длинные мощеные дороги между населенными пунктами, письменность, астрономия, а также уникальные художественные артефакты.

культура доколумбовой америки

Цивилизации доколумбовой Америки возникли независимо друг от друга в двух географических регионах - в Мезоамерике и в Андах. Вплоть до испанского завоевания эти районы были центрами интеллектуальной и культурной жизни континента.

Мезоамерика

Эта географическая область охватывает территории центральной и южной Мексики, Белиза, Гватемалы, Сальвадора, Гондураса, Никарагуа и Коста-Рики. Первые люди появились здесь в 12 тысячелетии до нашей эры. Города и государства возникли в третьем тысячелетии до нашей эры. С тех пор и до начала испанской колонизации в Мезоамерике возникло несколько развитых культур.

Самой ранней была цивилизация ольмеков, которые жили на побережье Мексиканского залива. Они оказали огромное влияние на традиции всех последующих народов, заселявших этот регион.

Культура ольмеков

Наиболее древнее искусство доколумбовой Америки представлено весьма необычными и загадочными артефактами. Самым известным памятником цивилизации ольмеков являются гигантские головы, изготовленные из базальтовых валунов. Их размеры варьируются от полутора метров до 3,4 метра, а весят они от 25 до 55 тонн. Поскольку у ольмеков не было письменности, предназначение этих голов неизвестно. Большинство ученых склоняются к версии, что это скорее всего портреты древних правителей. На это указывают детали головных уборов, а также тот факт, что лица скульптур не похожи друг на друга.

искусство доколумбовой америки

Еще одно направление ольмекского искусства - нефритовые маски. Они были выполнены с большим мастерством. Уже после исчезновения ольмекской цивилизации эти маски были обнаружены ацтеками, которые собирали и хранили эти их как ценные артефакты. Вообще, культура доколумбовой Америки сформировалась под сильным влиянием этого древнего народа. Рисунки, статуэтки и скульптуры ольмеков обнаруживаются за сотни километров от некогда заселенных ими территорий.

Цивилизация майя

Следующая великая культура Мезоамерики возникла около 2000 года до нашей эры и просуществовала до эпохи европейского колониализма. Это была цивилизация майя, оставившая после себя огромное множество произведений изобразительного искусства и архитектурных памятников. Наивысший подъем культуры майя пришелся на период с 200 по 900 годы нашей эры. В эту эпоху доколумбова Америка переживала расцвет градостроительства.

Фрески, барельефы и скульптуры майя выполнены с большим изяществом. Они довольно точно передают пропорции человеческого тела. У майя была письменность и календарь, они также создали детальную карту звездного неба и умели прогнозировать траекторию движения планет.

Изобразительное искусство майя

Цветные изображения плохо сохраняются во влажном климате. Поэтому до наших дней дошло не так уж много настенных росписей майя. Тем не менее фрагменты таких изображений повсеместно обнаружены в древних городах этого народа. Сохранившиеся фрагменты свидетельствуют, что искусство доколумбовой Америки не уступало лучшим произведениям классических цивилизаций Старого света.

Майя достигли высокого мастерства в изготовлении керамики, в том числе расписной. Из глины они лепили не только посуду, но и статуэтки, изображавшие богов, правителей, тотемных животных, а также сценки из повседневной жизни. Майя делали украшения из драгоценных камней и занимались резьбой по дереву.

доколумбова америка

Сохранилось множество скульптур и барельефов, в которых отражена история доколумбовой Америки того периода. Художники майя часто оставляли запечатленными в камни важные события общественной жизни. На многих изображениях присутствуют надписи, что очень помогает историкам в трактовке представленных на них сюжетов.

Архитектура майя

Культура Америки во времена майя переживала свой расцвет, что не могло не отразиться и на архитектуре. В городах помимо жилых домов было множество специализированных зданий. Будучи увлеченными астрономами, майя строили обсерватории для наблюдения за небесными объектами. Также у них были площадки для игры в мяч. Их можно считать предшественниками современных футбольных полей. Сами мячи делали из сока каучукового дерева.

Майя воздвигали храмы в виде ступенчатых пирамид, на вершине которых находилось святилище. Строились также специальные платформы, достигавшие четырех метров в высоту и предназначавшиеся для проведения общественных церемоний и религиозных обрядов.

Теотиуакан

На территории современной Мексики находится заброшенный город древних индейцев с отлично сохранившимися строениями. Нигде архитектура доколумбовой Америки не достигала таких высот (в прямом и переносном смысле), как в Теотиуакане. Здесь расположена Пирамида Солнца - гигантское сооружение высотой 64 метра и с основанием более 200 метров. Раньше на его вершине стоял деревянный храм.

народы доколумбовой америки

Рядом находится Пирамида Луны. Это второе по величине строение Теотиуакана. Оно было построено уже после Пирамиды Солнца и посвящалось великой богине земли и плодородия. Помимо двух больших, в городе есть несколько более мелких четырехъярусных ступенчатых сооружений.

Изображения в Теотиуакане

Почти во всех зданиях в городе есть фрески. Фон в них, как правило, красный. Другие цвета используются для изображения персонажей и прочих деталей рисунка. Сюжеты фресок по большей части символические и религиозные, иллюстрирующие мифы доколумбовой Америки, но встречаются и сцены повседневной деятельности. Также есть изображения правителей и сражающихся воинов. В Теотиуакане много скульптур, в том числе таких, которые являются элементами архитектуры зданий.

Культура тольтеков

Сегодня мало что известно о том, какой была доколумбова Америка в период между закатом цивилизации майя и возникновением ацтеков. Считается, что в это время в Мезоамерике жили тольтеки. Сведения о них современные ученые черпают в основном из ацтекских преданий, в которых реальные факты часто переплетены с вымыслом. Но археологические находки все же позволяют получить некоторые достоверные сведения.

цивилизации доколумбовой америки

Столицей тольтеков был город Тула, находящийся на территории нынешней Мексики. На его месте сохранились остатки двух пирамид, одна из которых была посвящена богу Кетцалькоатлю (Пернатому змею). На ее вершине стоят четыре массивные фигуры, изображающие тольтекских воинов.

Культура ацтеков

Когда испанцы приплыли в центральную Америку, они встретили там могущественную империю. Это было государство ацтеков. О культуре этого народа мы можем судить не только по архитектурным памятникам. Благодаря испанским хронистам, описавшим увиденную ими цивилизацию, сохранились сведения о поэтическом, музыкальном и театральном искусстве ацтеков.

Поэзия ацтеков

Стихотворное искусство доколумбовой Америки, по всей видимости, имело давние традиции. Во всяком случае, к моменту появления испанцев у ацтеков уже были поэтические конкурсы, проводившиеся при большом скоплении народа. В стихотворениях, как правило, присутствовали метафоры, слова и фразы с двойным смыслом. Существовало несколько литературных жанров: лирическая поэзия, военные баллады, мифологические сказания и т. д.

Изобразительное искусство и архитектура ацтеков

Столицей ацтекской империи был Теночтитлан. В его застройке доминировали архитектурные формы, которые изобрели предшествующие цивилизации доколумбовой Америки. В частности, над городом возвышалась 50-метровая пирамида, напоминающая аналогичные сооружения майя.

Рисунки и барельефы ацтеков изображают как сцены из повседневной жизни, так и разнообразные исторические и культовые события. Есть на них и картины человеческих жертвоприношений, которые проводились во время религиозных празднеств.

культура америки

Одним из самых необычных и таинственных артефактов ацтеков является Камень Солнца - большая круглая скульптура, диаметром почти 12 метров. В центре ее изображен бог Солнца, окруженный символами четырех прошедших эпох. Вокруг божества начертан календарь. Считается, что Камень Солнца служил жертвенным алтарем. В этом артефакте культура доколумбовой Америки раскрывает сразу несколько своих граней - астрономические знания, жестокие ритуалы, художественное мастерство сливаются в единое целое.

Культура инков

Народы доколумбовой Америки достигли высокого уровня развития не только в центральной части континента. На юге, в Андах, процветала уникальная цивилизация инков. Этот народ географически был оторван от мезоамериканских культур и развивался обособленно.

Инки достигли высокого мастерства во многих видах искусств. Огромный интерес представляют их узоры на тканях, называемые токапу. Их предназначение состояло не только в том, чтобы сделать одежду более нарядной. Каждый из элементов узора был также и символом, обозначающим какое-либо слово. Располагаясь в определенной последовательности, они образовывали фразы и предложения.

Музыка инков

Музыкальное искусство доколумбовой Америки отчасти сохранилось в Андах, где живут потомки инков, до наших дней. Есть также литературные источники времен колонизации. Из них мы знаем, что инки использовали разнообразные духовые и ударные инструменты. Музыка сопровождала религиозные обряды, многие песни были связаны с циклом полевых работ.

Мачу-Пикчу

Инки прославились также уникальным городом, построенным высоко в горах. Его обнаружили в 1911 году уже покинутым, поэтому настоящее его название не известно. Мачу-Пикчу на языке местных индейцев означает "старая вершина". Здания в городе сложены из камня. Блоки настолько точно подогнаны друг к другу, что мастерство древних строителей удивляет даже современных специалистов.

художественные достижения народов доколумбовой америки

Культура Северной Америки

Индейцы, обитавшие к северу от нынешней Мексики, не возводили каменных построек, таких как Пирамида Солнца или Мачу-Пикчу. Но художественные достижения народов доколумбовой Америки, живших в раойне рек Миссисипи и Миссури, также довольно интересны. В этом регионе сохранилось множество древних курганов.

Помимо простых насыпей в виде холма, в долине реки Миссисипи встречаются ступенчатые платформы, а также курганы, в очертаниях которых угадываются фигуры различных животных, в частности змеи и крокодила.

Влияние искусства доколумбовой Америки на современность

Цивилизации древних индейцев остались в прошлом. Но нынешняя культура Америки несет на себе отпечаток древних доколониальных традиций. Так, национальные костюмы коренных народов Чили и Перу очень похожи на одежду инков. В картинах мексиканских художников часто обнаруживаются стилистические приемы, характерные для изобразительного искусства майя. А в книгах колумбийских писателей фантастические события причудливо вплетаются в реалистичный сюжет с привычной для ацтекской поэзии легкостью.

Искусство и культурадоколумбовой Америки

№ слайда 1

Искусство и культурадоколумбовой Америки

Культураольмеков и ацтеков

№ слайда 2

Культураольмеков и ацтеков

Ацтекская империя

№ слайда 3

Главный храм ТЕНОЧТИТЛАНА

№ слайда 4

Главный храм ТЕНОЧТИТЛАНА

Археологический комплекс у г.Теотиуакан - один из лучших, сохранившихся от древн

№ слайда 5

Археологический комплекс у г.Теотиуакан - один из лучших, сохранившихся от древней культуры ацтеков. Хорошо сохранились две крупнейшие пирамиды - Солнца (225 м. в основании и 65 м. в высоту) и Луны (около 150 м. в основании и 42 м. высотой), а также храм самого "популярного" из богов майя - Кетцалькоатля. Дорога мёртвых

Древние воины Туле

№ слайда 6

Древние воины Туле

Пирамида Солнца Крупнейшее здание города Теотиуакан. Располагается между пирамид

№ слайда 7

Пирамида Солнца Крупнейшее здание города Теотиуакан. Располагается между пирамидой Луны и Киудаделой в тени массивной горы Серро-Гордо, является частью большого храмового комплекса. Высота пирамиды 63,5 метра.

Пирамида Луны Второе по размеру строение после пирамиды Солнца в городе Теотиуак

№ слайда 8

КАЛЕНДАРЬ АЦТЕКОВ, вырезанный на камне весом более 24 тонн.

№ слайда 9

КАЛЕНДАРЬ АЦТЕКОВ, вырезанный на камне весом более 24 тонн.


№ слайда 10

Коатликуэ (Coatlicue) -

№ слайда 11

Коатликуэ (Coatlicue) - "она в платье из змей", Коатлантонан - "наша змеиная мать". Богиня земли и огня, мать богов и звёзд южного неба. В ней одновременно заключено начало и конец жизни. Её изображали в одежде из змей. Она - мать бога солнца Уитцилопочтли. По мифу, Коатликуэ была благочестивой вдовой и жила вместе со своими сыновьями - Сенцон Уицнауа ("четыреста южных звёзд") и дочерью Койольшауки - богиней луны. Каждый день Коатликуэ поднималась на гору Коатепек ("змеиная гора"), чтобы принести жертву. Однажды на вершине горы к ней упал с неба шар из перьев, который она спрятала за пояс; этот шар мгновенно исчез. Вскоре Коатликуэ почувствовала, что она беременна. Узнав об этом, дети пришли в ярость, и дочь посоветовала братьям убить опозорившую себя мать. Но дитя в чреве Коатликуэ обещало защитить её. Когда убийцы приблизились, Уицилопочтли, родившись, напал на них и обратил в бегство, а Койольшауки отрезал голову. Коатликуэ - олицетворение земли, из которой каждый день появляется солнце (Уицилопочтли), прогоняя луну и звёзды. Одновременно Коатликуэ - богиня смерти, т.к. земля пожирает всё живущее.

ГИПСОВАЯ МАСКА ИЗ ТЕНОЧТИТЛАНА свидетельствует о высокой степени развития ацтекс

№ слайда 12

ГИПСОВАЯ МАСКА ИЗ ТЕНОЧТИТЛАНА свидетельствует о высокой степени развития ацтекской скульптуры.

Ацтеки проявили себя как искуснейшие строители, скульпторы, резчики по камню, го

№ слайда 13

Ацтеки проявили себя как искуснейшие строители, скульпторы, резчики по камню, гончары, ювелиры, ткачи. Особым почетом пользовалось искусство изготовления изделий из ярких перьев тропических птиц. Перьями украшали щиты воинов, одежды, штандарты, головные уборы. Ювелиры работали по золоту, жадеиту, горному хрусталю и бирюзе, проявляя необычайное мастерство в создании мозаик и орнаментов.

Культура ацтеков впитала в себя богатые традиции народов, живших на территории Ц

№ слайда 14

Культура ацтеков впитала в себя богатые традиции народов, живших на территории Центральной Мексики, главным образом, тольтеков, миштеков и других. У ацтеков были развиты медицина и астрономия, имелись зачатки письменности. Искусство их переживало расцвет в 14 - начале 16 вв. Основными монументальными сооружениями были четырехгранные каменные пирамиды с храмом или дворцом на усеченной вершине (пирамида в Тенаюке к Северу от Мехико) . Дома знати строились из адобов и облицовывались камнем или штукатури лись; помещения распологались вокруг внутреннего двора. Стены культовых зданий украшались рельефами, росписями, узорной кладкой. Монументальная культовая скульптура - статуи божеств, орнаментированные алтари - поражает грандиозностью, тяжеловестностью (статуя богини Коатликуэ высотой 2,5 м) . Знаменит так называемый "Камень Солнца". Всемирно известны реалистические каменные скульптурные изображения голов: "Воин-Орел", "Голова мертвого", "Печальный индеец". Особенно выразительны небольшие каменные или керамические фигурки рабов, детей, животных или насекомых. На ряде архитектурных памятников сохранились остатки стенных росписей с изображениями божеств или шествующих воинов. Ацтеки мастерски выполняли украшения из перьев, полихромную керамику, мозаику из камня и раковин, вазы из обсидиана, тончайшие ювелирные изделия. Богатая и самобытная культура ацтеков была уничтожена в результате испанского завоевания 1519-21 г. г.

Каннибализм

№ слайда 15

Человеческие жертвоприношения, составлявшие важнейшую часть ацтекских религиозны

№ слайда 16

Человеческие жертвоприношения, составлявшие важнейшую часть ацтекских религиозных обрядов, практиковались для того, чтобы снабжать богов энергией и тем отсрочить неизбежную гибель человеческого рода. Жертвоприношения, считали ацтеки, необходимы для поддержания устойчивого жизненного цикла; человеческая кровь питала Солнце, вызывала дожди и обеспечивала земное существование человека. Некоторые формы жертвоприношений ограничивались кровопусканиями посредством шипов растения магуэй, но часто жертву убивали жрецы, распарывая ножом грудь и вырывая сердце. При одних обрядах в жертву приносили избранника, которому выпала честь воплощать собою божество, при других убивали множество пленников.

Культура майя

№ слайда 17

Календарь майя

№ слайда 18

Бог Кецалькоатль Бог Камаштли

№ слайда 19

Бог Кецалькоатль Бог Камаштли

Изображения цифр майя от 0 до 19 при помощи системы точек и чёрточек.

№ слайда 20

Изображения цифр майя от 0 до 19 при помощи системы точек и чёрточек.

Храм Воинов. На переднем плане статуя бога Чак Мооля. Чичен-Ица, Юкатан. Культур

№ слайда 21

Храм Воинов. На переднем плане статуя бога Чак Мооля. Чичен-Ица, Юкатан. Культура майа.


№ слайда 22

Чичен - Ица Священный город народа Ица, известный как Чичен-Ица, расположен в 75

№ слайда 23

Копан. Площадка для игры в мяч (майя)

№ слайда 24

Копан. Площадка для игры в мяч (майя)

Культура инков

№ слайда 25

Древняя империя инков

№ слайда 26

Древняя империя инков

В переводе с языка кечуа - Старая Гора. Древний город инков, расположенный на ве

№ слайда 27

В переводе с языка кечуа - Старая Гора. Древний город инков, расположенный на вершине горного хребта на высоте 2057 метров над долиной реки Урубамбы. Мачу-Пикчу

храм солнца - образец нехарактерной для инков круглой формы Руины храма Солнца в

№ слайда 28

храм солнца - образец нехарактерной для инков круглой формы Руины храма Солнца в Мачу-Пикчу

Перед Храмом Солнца сохранилась система водоснабжения

№ слайда 29

Перед Храмом Солнца сохранилась система водоснабжения

Храм Солнца

№ слайда 30

Врата Солнца в Тиауанако

№ слайда 31

Врата Солнца в Тиауанако

Поля инков располагались ступенчатыми террасами Священная долина инков

№ слайда 32

Поля инков располагались ступенчатыми террасами Священная долина инков

Золотая маска инков

№ слайда 34

Золотая маска инков

Тропа инков

№ слайда 35

Кипу. Узелковое письмо инков.

№ слайда 36

Кипу. Узелковое письмо инков.

Золото инков

№ слайда 37


№ слайда 38

Чтобы скачать материал, введите свой email, укажите, кто Вы, и нажмите кнопку

Нажимая кнопку, Вы соглашаетесь получать от нас email-рассылку

А пока Вы ожидаете, предлагаем ознакомиться с курсами видеолекций для учителей от центра дополнительного образования "Профессионал-Р"
(Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№3715 от 13.11.2013).

Читайте также: