Правовые проблемы эвтаназии доклад

Обновлено: 02.05.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Чибель Александра Олеговна

Целью данной работы является попытка раскрытия сущности проблемы эвтаназии с медицинской и правовой точки зрения.

рассмотреть исторический аспект представления об эвтаназии;

рассмотреть различные аспекты проблемы эвтаназии;

определить актуальность данной проблемы в России;

выявить и проанализировать формы эвтаназии;

определить актуальность данной проблемы в других странах;

Предмет исследования: выявление разницы общественных отношений, связанных с совершением акта эвтаназии в России и других странах.

Проблема: совокупность юридических, медицинских и религиозных аспектов данной проблематики.

Метод исследования: аналитический в сочетании с научно-теоретическим подходом.

Исторический аспект представления об эвтаназии

Актуальность этой проблемы обусловлена как объективными, так и субъективными факторами. Объективной причиной рассмотрения проблемы эвтаназии является вечная проблема, которая всегда привлекала и привлекает простых граждан и ученых - это проблема жизни и смерти, а точнее достойной жизни и достойной смерти. Не менее важным здесь является вопрос: "является ли жизнь высшей ценностью человека?". Если да, то " имеет ли кто-либо, кроме него, право распоряжаться этой ценностью?". Субъективной причиной являются конкретные факты практического применения эвтаназии юридически и незаконно, в правовом и вневедомственном пространствах, в нерешенных коренных медицинских, правовых и философских аспектах. Проблема понимания права человека на легкую добровольную смерть в истории философской мысли не нова. Эвтаназия, как польза для пациента и для других - говорят Сократ, Платон, Фрэнсис Бэкон, З. Фрейд и другие. В современных публикациях любых научных областей есть Цитата Ф. Бекона об обязанности врача не только в восстановлении здоровья, но и в смягчении страданий, вызванных болезнью, и если заболевание признано неизлечимым, врач обязан обеспечить больного легкой и мирной смертью. Потому что нет светлой пользы больше, чем эвтаназия. При этом можно назвать тех мыслителей, которые не разделяли этого мнения, среди них Конфуций, Пифагор, Аристотель, Эпикур, Августин и др. Как противоположность мысли Бэкона можно назвать Конфуцианскую - что мы не можем судить о смерти, когда не знаем, что такое жизнь.

Биологический и медицинский аспект проблемы заключается прежде всего в установлении категории пациентов, в отношении которых может быть рассмотрена возможность применения эвтаназии. Моральным аспектом рассматриваемой проблемы является решение следующих вопросов - является ли моральным прерывание жизни даже тяжелобольного человека и не противоречит ли сама суть медицинской профессии идее эвтаназии. Религиозный аспект проблемы характеризуется ее однозначным решением всеми конфессиями: жизнь дается человеку свыше и, таким образом, у человека отнимается право принудительно прекратить ее.

Проблема эвтаназии, находясь на стыке медицины и права, должна быть прежде всего в правовой специфике. Основной вопрос, касающийся эвтаназии в правовом аспекте, заключается в необходимости разработки правового порядка осуществления эвтаназии, если этот акт разрешен законом.

ЭВТАНАЗИЯ В РОССИИ

Впервые в Советской литературе это понятие появилось в 1986 году в Большой Советской Энциклопедии, в котором было дано следующее определение: "умышленная смерть неизлечимого больного с целью прекращения его страданий."Существуют две формы эвтаназии: активная -" разновидность добровольной или принудительной эвтаназии, когда смерть вызвана применением специальных средств"; пассивная - "разновидность добровольной или принудительной эвтаназии, когда смерть наступает в результате прекращения поддерживающей терапии". Активная эвтаназия подразумевает введение умирающим любых лекарственных или иных средств или других действий, которые влекут за собой быстрое и безболезненное наступление смерти. Пассивная эвтаназия предполагает прекращение продлевающей жизнь медицинской помощи, что ускоряет наступление естественной смерти.

В клятве врача, утвержденной Федеральным законом от 20 декабря 1999 года "О внесении изменения в статью 60 Основ законодательства Российской Федерации Об охране здоровья граждан" после Положения об обязанности врача "бережно относится к пациенту, работать только в его интересах", прямой запрет — никогда не прибегать к осуществлению эвтаназии, показывать высочайшее уважение к жизни человека. Как можно заметить, данные нормы прямо противоречат друг другу. Нельзя действовать "исключительно в интересах пациента", который умоляет о смерти, отказываясь помочь ему добровольно умереть.

Эвтаназия строго запрещена в любых ее проявлениях в России. В настоящее время под эвтаназией понимается намеренное ускорение смерти или умерщвление неизлечимого больного с целью прекращения его страданий. В целях уголовного права правильным и наиболее полным определением эвтаназии, на наш взгляд, является следующее: эвтаназия - "это умышленные действия или бездействие медицинского работника, осуществляемые в соответствии с явно и недвусмысленно выраженной просьбой информированного больного или его законного представителя с целью прекращения физических и психических страданий больного, находящегося в угрожающем жизни состоянии, в результате которых наступает его смерть. В Уголовном кодексе РФ нет отдельной статьи об ответственности за эвтаназию. Более того, нет и привилегированного состава убийства по мотивам сострадания. Осуществление таких процедур, в том числе поощрение самоубийств и даже консультирование по таким критически больным вопросам, может преследоваться в Уголовном кодексе Российской Федерации статьями 110 часть 1 (склонение к совершению самоубийства или содействие совершению самоубийства) и 105 (убийство). Помните, что даже абстрактные рассуждения о сложных вещах, таких как эвтаназия, могут рассматриваться кем-то как попытка склониться к ней. Например, органы внутренних дел.

Несмотря на эту строгую политику, в некоторых случаях можно использовать пассивную эвтаназию, а точнее - прекращение искусственного жизнеобеспечения. Например, дееспособное лицо старше 18 лет может отказаться от оказания любой медицинской помощи, в том числе даже поддерживающей жизнь терапии. Для этого в медицинском учреждении заполняется специально прописанная форма, в которой указывается хотя бы один незнакомец. Это правило применяется даже в тех случаях, когда без медицинской помощи в дальнейшем пациент умрет, а это значит, что врачи обязаны прекратить искусственно поддерживать жизнь и "выписать" неизлечимо больного пациента.

ЭВТАНАЗИЯ В ДРУГИХ СТРАНАХ

Правовые аспекты эвтаназии в некоторых странах достаточно мягкие, например, в Нидерландах разрешены активные и пассивные формы. В некоторых частях мира эвтаназия либо вообще не регулируется, либо просто не отслеживается - это относится ко многим странам Африки или Азии, где уровень жизни настолько низок, что ни государство, ни родственники не могут содержать инвалида.

Страны, в которых эвтаназия разрешена:

США-врачи Техаса, Вашингтона и Орегона могут проводить оба вида эвтаназии. Более 20 государств разрешают прекращение терапии на их территории с согласия родственников, в двух Штатах допускается детская эвтаназия;

в Бельгии и Швеции тяжелобольные пациенты старше 18 лет могут умереть, выразив свое письменное согласие;

В Дании, Австрии, Норвегии, Германии, Франции и Испании -предусматривают пассивные виды эвтаназии;

В большинстве других стран, за небольшими исключениями, закон не означает помощь в расставании с жизнью в любой форме и почти всегда запрещен законом. Этот принцип действует в России, странах СНГ и во всех мусульманских странах.

Добровольный уход из жизни - это вопрос, который воспринимается очень многими людьми как чрезвычайно острый, например, последователями той или иной религии. Здесь важно быть тактичным и деликатным!

Независимо от того, разрешено ли в стране применение смертельных инъекций или отключение от систем жизнеобеспечения, споры о правильности такого решения в любом государстве возникают на постоянной основе. Чем руководствуются противники или сторонники такого чувствительного подхода? Вот популярные аргументы, которые можно услышать в таких спорах.

возможность избавления от боли и страданий, если это невозможно по-другому - передовые формы рака, туберкулеза и др. При отсутствии перспектив и надежд на избавление от болезни многие считают правильным проведение эвтаназии больного, испытывающего сильную боль;

расходы на содержание пациентов, которые безнадежно больны - часто находятся в больницах или на попечении своих семей в течение многих лет, уже не в состоянии вернуться к нормальной жизни. Люди, серьезно больные или даже находящиеся в вегетативном состоянии, мозг которых уже мертв, нуждаются в постоянном уходе или дорогостоящих медикаментах. Поддержание жизни безнадежных прикованных к постели пациентов в некоторых странах обходится до 34 тысяч долларов в год;

для наиболее запущенных случаев добровольная эвтаназия является гуманной альтернативой самоубийству, как бы неприятно это ни звучало. В условиях низкого уровня медицинской помощи в России неизлечимые пациенты составляют до 32% всех самоубийств;

Злоба или корысть - нельзя исключать случаев, когда медицинский персонал или родственники пациента имеют не только альтруистические мотивы. Наиболее очевидным примером является желание получить наследство больного члена семьи;

вероятность медицинских ошибок - часто используется для оспаривания аргументов, но очень маловероятно со статистической точки зрения. Это подразумевает возможность неправильного диагноза или лечения, что способствует дополнительным страданиям или убирает перспективу заживления у пациентов. Все это может заставить человека или его родственников принять неправильное решение об убийстве;

религиозные мотивы - подавляющее большинство мировых религий считает абсолютно неприемлемым проведение подобных операций. Проблема эвтаназии, с точки зрения Православия или Ислама — это самое обычное убийство, даже если пациент просит об этом сам, испытывая невероятные мучения;

детская эвтаназия несправедлива с точки зрения морали, потому что вы никогда не сможете с абсолютной точностью предсказать, как будет развиваться ребенок, удастся ли обеспечить необходимый комплекс лечебных мероприятий и насколько сильно в дальнейшем проявится его жажда жизни, несмотря на болезнь или инвалидность.

Жизнь человека находится в его собственных руках, и она часто стоит многого. Поэтому любой человек должен очень серьезно подумать о необходимости таких радикальных мер, как эвтаназия. Для такого подхода и против него аргументы могут выглядеть убедительными, но право выбора всегда должно оставаться за пациентом и исходить только из его собственных интересов. Поскольку нет неизлечимых болезней, нет причин сдаваться даже для, казалось бы, самых безнадежных пациентов. Примером того, как ценна жизнь являются предсмертные просьбы таких великих людей как английской королевы Елизаветы, Бальзака и др. продлить им жизнь хотя бы на несколько дней, очень информативны и правильны слова Е. Бачурина:

Будь благодарен жизни за мгновенье, За каждый взлет, за каждое паденье, За каждый шаг, за каждый грош, За то, что все еще живешь, И не дошел черед до светопреставленья.

Список литературы:

Большой энциклопедический словарь, 2000.

Крылова Н.Е. Уголовное право и биоэтика: уголовно-правовые проблемы применения современных биомедицинских технологий:

Содержание

Содержание
Введение 3
1. Понятие об эвтаназии 4
2. Эвтаназия пассивная и активная 5
3. Эвтаназия или нет? 6
4. Правовые и этические проблемы эвтаназии 8
Заключение 15
Список использованной литератур

Работа содержит 1 файл

биоэтика.docx

Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Владимирский государственный университет

Факультет дошкольного и начального образования

студентка 5 курса

доц. Белоусов П.А.

1. Понятие об эвтаназии 4

2. Эвтаназия пассивная и активная 5

3. Эвтаназия или нет? 6

4. Правовые и этические проблемы эвтаназии 8

Список использованной литературы 16

Проблема эвтаназии порождает многочисленные дискуссии, в которых одни отвергают эвтаназию как акт убийства, другие рассматривают ее как панацею от всех бед.

Различают пассивную и активную эвтаназию. Пассивная – это отказ от жизнеподдерживающего лечения, когда оно либо прекращается, либо вообще не назначается. Пассивная эвтаназия означает недопустимость использования для сохранения жизни больного экстраординарных и чрезвычайных средств, если он не хочет их применения. Она также предполагает прекращение дальнейшего лечения, за исключением того, которое уменьшает боль, - в этих случаях по желанию пациента должны быть прекращены даже внутревенные вливания, искусственное питание. Нельзя предпринимать попыток воскрешения человека, если его сердце или легкие перестали работать. Если пациент хочет выписаться из больницы для того, чтобы умереть дома, то ему это разрешается.

Активной эвтаназией называется эвтаназия, когда пациент требует специальных средств для ускорения смерти. Под активной эвтаназией (или как ее еще называют "метод наполненного шприца") понимают введение умирающему каких-либо лекарственных или иных средств либо другие действия, влекущие за собой быстрое и безболезненное наступление смерти.

И в том, и в другом случае ключевым моментом является ''просьба больного''. То есть эвтаназия – дело сугубо добровольное, так как недобровольная эвтаназия с юридической точки зрения есть самое настоящее умышленное убийство.

Однако грань между активной эвтаназией и убийством тоже очень тонка. Именно поэтому право человека на ''хорошую смерть'' при непосредственном участии врача является предметом самых ожесточенных дискуссий.

Тем не менее, активная эвтаназия разрешена в Голландии и Бельгии. Парламенты многих других европейских государств также готовы рассмотреть подобные законопроекты.

Активная эвтаназия – это преднамеренное действие с целью прервать жизнь пациента.

Активная эвтаназия может выражаться в следующих формах:

1) "Убийство из милосердия" – происходит в тех случаях, когда врач, видя мучительные страдания безнадежно больного человека и будучи не в силах их устранить, например, вводит ему сверхдозу обезболивающего препарата, в результате чего наступает желанный смертельный исход.

2) "Самоубийство, ассистируемое врачом" – происходит, когда врач только помогает неизлечимо больному человеку покончить с жизнью.

3) Собственно активная эвтаназия – может происходить и без помощи врача. Пациент сам включает устройство, которое приводит его к быстрой и безболезненной смерти, как бы сам накладывает на себя руки.

Об эвтаназии речь идет лишь тогда, когда мы имеем дело с преднамеренным убийством. В одном случае отнимается жизнь у безнадежно, смертельно больного лица – для того, чтобы избавить его от лишних страданий, – либо при помощи прямого вмешательства (напр., инъекции барбитуратов), либо "оставив его умирать", перестав кормить больного. В другом случае лишается жизни новорожденный ребенок с тяжелыми физическими недостатками, когда его прямо убивают или обрекают на верную смерть, прекращая подачу питания и основного лечения лишь для того, чтобы не причинять новой боли его родителям. Значит, эвтаназия сама по себе ставится на уровень намерений:

  • об эвтаназии говорится лишь тогда, когда есть намерение положить конец жизни данного лица или ускорить его смерть;
  • об эвтаназии не идет речь, когда стараются облегчить страдания какого-либо лица, находящегося в последней стадии тяжелой болезни, назначая ему медикаменты, которые лишь непрямым образом могут ускорить физиологический процесс умирания. В этом случае не ставят перед собой цели "помочь умереть" пациенту, но пытаются уменьшить его боль при помощи препаратов, которые лишь в качестве побочного эффекта способны ускорить приближение конца. Смерть здесь не провоцируется преднамеренно, прямым образом, но является возможным последствием обезболивающей терапии.

Эвтаназию можно поставить в ряд различных медицинских методов:

  • эвтаназия присутствует в том случае, когда употребляется препарат, вызывающий смерть, а также, если больного лишают всего того, что ему необходимо для жизни (еда), или всего того, что для него благотворно (реанимация, которая позволила бы ему прийти в себя и самостоятельно поддерживать жизнь, или такое лечение, которое способно дать шанс на продолжение жизни в нормальных условиях);
  • эвтаназии нет в случае, когда прекращается или упускается такое лечение, которое имело бы неблагоприятное влияние на больного (напр., лечение, которое лишь продлило бы саму жизнь в нечеловеческих условиях, не облегчив состояния пациента);
  • эвтаназии нет в случае прекращения реанимации, когда состояние церебральной смерти является необратимым (всякое лечение не дает уже никакого результата, не облегчает страданий, не дает никакого шанса на дальнейшее выздоровление, а только продолжает время агонии и, кроме того, приносит невыносимые страдания семье и несоразмерные расходы государству);
  • эвтаназии нет в случае нереанимации плохо сформированного новорожденного ребенка, или в тяжелом патологическом случае, если он естественным образом ведет к смерти (когда лишь искусственно можно продолжать жизнь, без надежды на улучшение и на возникновение способности к самостоятельному существованию);
  • эвтаназии нет, если "дают спокойно умереть" больному смертельной болезнью, которая естественным образом приводит к смертельному исходу в краткий срок - в случае, когда всякая терапия позволила бы лишь на короткое время продлить жизнь в невыносимых условиях.

Под эвтаназией понимается не просто легкая, бесполезная смерть, а смерть которая соответствует желанию самого умирающего (либо желанию его родственников и близких, если умирающий безвозвратно потерял сознание) и происходит при содействии (активном или пассивном) медика. Именно этим эвтаназия определяется как контекст медицинской практики, в котором можно обсуждать проблемы эвтаназии, как таковой, и круг непосредственно причастных к ней лиц. Вместе с тем вопросы эвтаназии затрагивают глубинные слои человеческого сознания и фундаментальные ценности общества, чем объясняется острота и сложность дискуссий. Противоречивые взгляды на эвтаназию с медицинской и морально-этическую точки зрения породили и противоречивую юридическую оценку этого явления.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Целью настоящей работы является изучение морально-правовых проблем, связанных с эвтаназией, разъяснение, что такое эвтаназия и ее принципы, а также попытка выработки своей точки зрения. Проблема эвтаназии имеет не только юридическую, но и ярко выраженную нравственную сторону.

Климентьева О. А.

ГАПОУ СО «Вольский медицинский

Министерства здравоохранения Саратовской области

Преподаватель истории

Проблема эвтаназии: юридический и этический аспект.

Вопрос эвтаназии обсуждался и обсуждается многими отечественными и зарубежными юристами, философами и мыслителями, которые напрямую связывали ее с темой смерти. Особое внимание современные отечественные мыслители уделяют юридически - правовым и этическим проблемам отношения к смерти и смертности, выделяя такие аспекты, как смерть и самоубийство (Л .Трегубов, Ю.Вагин), эвтаназия и право на смерть (В.И.Акопов, С.М.Вульф, А.П.Громов, А.П.Зильбер, Ю.А.Конюшкина и др.). В настоящее время тематика эвтаназии широко обсуждается в сравнительной новой науке - биоэтике (А.Огурцов, И.Фролов, А.Громов, Б.Юдин и др.). Изучению проблем эвтаназии за рубежом посвятили свои труды: М.Дженис, С.Гроф, О.Минойс, Дж.Рейгелс, А.Э.Уолкер и др.

Таким образом, проблематика данной темы весьма актуальна, поскольку она связана с самым дорогим, что есть у человека, с его жизнью и является предметом широкого обсуждения, не только в медицинской и в юридической сфере, но и во всем обществе.

Целью настоящей работы является изучение морально-правовых проблем, связанных с эвтаназией, разъяснение, что такое эвтаназия и ее принципы, а также попытка выработки своей точки зрения.

Говоря об эвтаназии, крайне важно проводить различие между нравственным, медицинским и правовым определениями эвтаназии, т. к. в первом случае следует говорить о внутреннем смысле эвтаназии, во втором - о процедуре проведения эвтаназии, а в третьем - об установлении ответственности за данное деяние.

Добровольная эвтаназия осуществляется по просьбе компетентного пациента. При этом под компетентностью понимается способность пациента, осознать и понимать ситуацию, принимать решение. Недобровольная эвтаназия проводится с некомпетентным пациентом на основании решения родственников, опекунов и т. п. Непреднамеренная эвтаназия совершается без согласования с компетентным лицом.

Комбинируя эти формы эвтаназии, я получила четыре способа эвтаназии: добровольной и активной; добровольной и пассивной, недобровольной и активной; недобровольной и пассивной.

Церковь также полностью осуждает эвтаназию. Осуждение касается всякого посягательства на человеческую жизнь — как аборта, так и эвтаназии. Христианство культивирует отношение к смерти не как к окончательной стадии бытия, а к переходу к высшему смыслу, соединению с Богом. Христианская биоэтика отвергает активную эвтаназию как намеренное прерывание жизни, а добровольную эвтаназию расценивает как самоубийство.

Анализируя создавшееся положение, я пришла к выводу, что правы те, кто считает, что сейчас актуальным является вопрос не о том, разрешать или не разрешать врачам применение эвтаназии, а о том, когда и при каких условиях ее допускать и как при этом организовать контроль над правомерностью ее осуществления.

Принятие законодательства об эвтаназии является одной из актуальных и проблемных вопросов на современном этапе в России. К нормативно-правовым актам, содержащим нормы об эвтаназии, прежде всего, следует отнести международные нормативные правовые акты, поскольку общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ согласно п.4 ст. 15 Конституции РФ являются составной частью правовой системы России.

Обязывая врача идти до конца в борьбе с болезнью пациента, закон в то же время предоставил право больному отказаться по собственному усмотрению от медицинской помощи.

Подводя итог работы, хотелось бы отметить следующее. Понятие эвтаназии носит крайне противоречивый характер. Решение ее — задача общая — врачей и юристов, философов и богословов, одним словом, ученых всего мира, в том числе и российских. Последнее же слово всегда должно оставаться за законом.

Проанализировав заинтересовавшую меня проблему, я до сих пор не могу однозначно ответить на вопрос о возможности эвтаназии. Но, сопоставляя доводы ее противников и сторонников, могу сделать вывод о том, что безусловно, необходимо законодательно ограничить акты эвтаназии, которые были бы морально и юридически недопустимы.

Конституция Российской Федерации: [принята всенар. голосованием 12.12.1993г.] (с изм. от 30.12.2008 г.) - Саратов, 2013. – С. 10

Уголовный Кодекс Российской Федерации: - ФЗ от 13.06.1996 г. №63-ФЗ (в ред. ФЗ от 07.04.2010 г. №81-ФЗ)

Крылова Н. Е. Уголовно-правовая оценка эвтаназии // Современное право. 2007. № 1. С. 20.

Право человека на смерть проблема эвтаназии в современном мире.

2 Новый словарь иностранных слов.

3 Конституция Российской Федерации. (с изм. от 30.12.2008 г.) Саратов 2013. С.10


В настоящее время проблема эвтаназии изучена мало, о чем свидетельствует недостаточное количество специальных монографических исследований, которые полностью и объективно отражают юридический, в частности уголовно-правовой аспект эвтаназии. Однако существует большое количество литературы, которая так или иначе затрагивает проблему эвтаназии. В данном случае литература носит фрагментарный характер, что затрудняет использование полученных выводов в правовой сфере.

В качестве основного критерия классификации форм эвтаназии следует принять характер действий, направленных на умышленное убийство пациента. Учитывая этот критерий, эвтаназия может быть выполнена в двух формах: активной и пассивной. Активная осуществляется путем активных медико-социальных действий врача. Пассивное проявление эвтаназии совершается в случае отказа от проведения мероприятий по спасению жизни пациента.

Рассмотрение такого явления, как эвтаназия, невозможно без анализа ее аспектов, среди которых обычно выделяют биолого-медицинский, морально-этический, юридический и религиозный.

Многие ученые опасаются, что формальное разрешение эвтаназии может стать определенным психологическим тормозом для поиска новых, более эффективных средств диагностики и лечения тяжелобольных пациентов, а также способствовать недобросовестности в оказании медицинской помощи таким больны. И это еще одна причина необходимости юридического регулирования этого вопроса. Более распространенное мнение заключается в том, что эвтаназия с моральной точки зрения допустима только в исключительных случаях, но в таких случаях она должна быть узаконена.

Юридический аспект был рассмотрен следующими авторами: А. Г. Бабичевым, А. Н. Ворониным, С. В. Глушковым, А. А. Жижиленко, О. С. Капинус, А. В. Наумовым и др. [3].

В девятнадцатом веке началось обсуждение вопроса об убийстве из сострадания, о влиянии согласия потерпевшего на квалификацию убийства. На диссертационном уровне исследование влияния согласия потерпевшего на квалификацию убийства было впервые изучено Р. Пферсдорфом.

Международный военный трибунал в Нюрнберге квалифицировал эти действия как преступления против человечества. Вследствие этого идея любой эвтаназии была очень серьезно скомпрометирована немецкими национал-социалистами. С тех пор одним из главных аргументов противников эвтаназии является вероятность злоупотреблений, вплоть до уничтожения всех недееспособных.

В России этический кодекс российского доктора, ст. 14, который гласит:

Рассматривая религиозный аспект, хочу отметить, что ни одна мировая религия не признает эвтаназию. Эвтаназия характеризуют как самоубийство, а самоубийство является тяжким грехом во всех религиях.

Таким образом, эвтаназия не может быть рассмотрена в одном аспекте, она рассматривается в комплексе, с учетом медицинского, правового и религиозного аспектов. Существование различных мнений не позволяет рассмотреть однозначно данный вопрос, так как каждый аспект наполнен различными мнениями, подкрепленными определенными фактами. Существование различных противоречивых мнений не позволяет принять однозначное решение по вопросу эвтаназии.

Право на жизнь закреплено в акте о гражданских и политических правах, принятый в 1966 году. К первому акту в Российской Федерации, который закрепил право на жизнь относят Декларацию прав и свобод человека и гражданина 1991 года.

В 2006 году был предложен депутатами Московской городской думы законопроект, суть которой был выражен в том, чтобы отвести эвтаназии отдельное место в УК РФ. В случае причастности к эвтаназии медицинского работника предусматривалось наказание в виде ограничения свободы на срок до 2 лет с лишением права занимать должность на срок до 2 лет, а если иные лица совершили соответствующие действия — ограничение свободы на срок до 3 лет либо лишение права занимать должность на срок от 3 до 7 лет. Хотелось бы отметить, что данный законопроект предусматривал достаточно мягкое наказание.

В случае, если человек был отключен от аппаратов жизнеобеспечения, независимо от того, являлся ли он тяжелобольным, то данное деяние будет квалифицироваться по статье 105 УК РФ и последует наказание в виде лишения свободы на срок от шести до пятнадцати лет с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового.

В отличие от деяний, предусмотренных ст.124 и 125 УК РФ, в случае эвтаназии имеет место прежде всего добровольное волеизъявление пациента, который желает уйти из жизни. В настоящее время в Законе (ст. 45) говорится, что медицинскому персоналу запрещено проводить эвтаназию. Человек, который сознательно побуждает пациента к эвтаназии и осуществляет его, не может ссылаться на согласие больного и подлежит уголовной ответственности в соответствии со статьей 105 Уголовного кодекса РФ. В современных клиниках можно поддерживать жизнь пациента в течение многих лет даже при полном нефункционировании мозга. Из-за этого врачи по собственной инициативе или по просьбе близких родственников таких пациентов иногда вынуждены отключать средства поддержания жизни больного, то есть фактически проводить пассивную эвтаназию.

Хотелось бы также отметить, что от тяжести тех мер, которых законодатель применяет за совершение данного деяния, можно сделать вывод о том, насколько государство считает данное деяние общественно-опасным. Так, согласно УК Перу, Португалии, Колумбии убийство по просьбе потерпевшего наказывается лишением свободы на срок до трех лет; Германии, Грузии — до пяти лет; Кореи — до десяти лет. УК Азербайджана предусматривает за эвтаназию наказание в виде исправительных работ на срок до двух лет либо лишение свободы на срок до трех лет. Некоторые страны предусматривают более тяжкий вид наказания за пассивную форму эвтаназии, нежели за активную. Так, за пассивную эвтаназию в виде оказания помощи в самоубийстве (если оно повлекло летальный исход) виновному грозит: в Португалии — до трех лет лишения свободы; в Перу — до четырех лет, в Испании — до пяти лет; в Колумбии и Бразилии — до шести лет; в Венесуэле и Республике Корея — до десяти лет; в Италии — до двенадцати лет; в Канаде — до четырнадцати лет лишения свободы [6].

Таким образом, большинство стран квалифицируют эвтаназию как преступление, но в отличие от других стран, УК РФ не содержит привилегированные нормы об ответственности за данное деяние.

Например, 13 февраля 2014 года Бельгия приняла закон об эвтаназии для несовершеннолетних. Данный закон дает право несовершеннолетним, в случае если лицо способно самостоятельно принять решение, подать заявку на эвтаназию. Это возможно, если несовершеннолетний находится на термальной стадии заболевания, и если болезнь приносит сильные физические и психические страдания. Такое ходатайство должно быть подано с письменного согласия родителей или самих родителей, когда ребенок недееспособный, а также по рекомендации лечащего врача. В отличие от голландского законодательства, предусматривающего умышленное ускорение смерти неизлечимого пациента с 12-летнего возраста, в бельгийском законодательстве возраст для проведения не указан [7].

Анализируя данный вопрос, можно заключить, что проблема эвтаназии является одной из острых проблем современного общества, носящей противоречивый характер.

Ю. А. Чернышева считает, что для предотвращения эвтаназии необходимо внедрение программ по ее профилактике во всех медицинских учреждениях, а именно осуществлять мероприятия с целью разъяснения медицинскому персоналу об ответственности за пропаганду и проведение эвтаназии. Такого рода мероприятия проводят органы внутренних дел, поскольку обязанность по предотвращению и прекращению преступлений возложена на полицию.

Еще одним способом по борьбе с данным видом преступления является проведение ежеквартальной проверки участковым уполномоченным ОВД вместе с медицинским персоналом смертельно-больных на предмет предупреждения эвтаназии. За определенной территорией закрепляется участковый уполномоченный, который обладает полной информацией о гражданах, которые проживают на данной территории.

Родственники больного играют важную роль в системе данной профилактики. По этой причине, с ними так же проводятся разъяснительные работы по вопросу эвтаназии.

Так же, Ю. А. Чернышевой предложена такая мера предотвращения эвтаназии, как проведение консультативных мероприятий как с врачом больного пациента, так и с самим больным. Необходимым фактором в работе с неизлечимо больным человеком является привлечение психолога, с целью оказания профессиональной поддержки человеку в преодолении психологических трудностей.

Исследователи В. И. Акопов и Е. Н. Маслов считают, что в некоторых случаях будет правильным допущение пассивной эвтаназии, наряду с этим они высказывают мнение о том, что необходимо предпринимать жесткие меры по недопущению активной эвтаназии, посредством проведения мероприятий и необходимых работ [4].

На данный момент в РФ необходимо на государственном уровне поднять проблему эвтаназии, принять правовой источник, который в полном объеме охватывал бы все взаимоотношения, возникающие в связи с применением эвтаназии. При легализации данных взаимоотношений, необходимо опираться на опыт зарубежных стран, доктрину как отечественных, так и не отечественных ученых-юристов и медиков.

Решение ее надо начинать с правового обеспечения и разработки порядка жесткого контроля за каждым случаем эвтаназии. А пока врачам надо помнить, что побуждение и осуществление любой формы эвтаназии в соответствии с законодательством Российской Федерации является преступлением. Отказ от медицинского вмешательства во избежание неоднозначной трактовки должен быть обоснован и правильно документально оформлен.

  1. Бэкон Ф. Сочинения. — М. 1971. — 590 с.
  2. Котова М. Эвтаназия: сочувствие тяжелобольному или преступление? // Слово. — 2013. — № 46. — С. 139–146.
  3. Капинус О. С. Эвтаназия как социально-правовое явление: монография. — М.: Буквовед, 2006. — 400 с.
  4. Акопов В. И., Маслов Е. Н.. Право в медицине. — М.: Книга-Сервис, 2002. — 352 с.
  5. Крылова Н. Е. Эвтаназия: уголовно-правовой аспект // Вестник Московского университета. — 2000. — № 11. — С. 19–20.
  6. Лобастов О. С. Об эвтаназии // Военно-медицинский журнал. — 2009. — № 2. — С. 16–19.
  7. Дмитриев Ю. А., Шленева Е. В. Право человека в РФ на осуществление эвтаназии // Государство и право. — 2000. — № 11. — С. 56–59.

Основные термины (генерируются автоматически): эвтаназия, пассивная эвтаназия, лишение свободы, проблема эвтаназии, УК РФ, медицинский персонал, Российская Федерация, срок, активная эвтаназия, медицинская помощь.

Нафикова Лариса Николаевна

Актуальность данной темы трудно преувеличить, во-первых, из-за того, что она связана с самым дорогим, что есть у человека, с его жизнью. Во-вторых, по причине малой изученности данной проблемы в трудах учёных-юристов и не закреплённости в нормативно-правовых актах страны. Проблема эвтаназии сложный, недостаточно изученный феномен, вызывающий множество споров, как в научных кругах, так и в повседневной практике. Возникает необходимость определения этого феномена, рассмотрения его с различных сторон.

Чтобы понять проблему эвтаназии и выработать свою точку зрения, я провела исследовательскую работу.

Поставила перед собой цель: рассмотреть проблему эвтаназии, раскрыть ее суть.

Цели достигала через следующие задачи:

  1. изучить представления об эвтаназии;
  2. изучить международное и российское законодательство по проблеме эвтаназии;
  3. рассмотреть моральные аспекты применения эвтаназии; доводы за и против эвтаназии;
  1. выявить представление респондентов о готовности российского общества к обсуждению проблем эвтаназии;
  2. сделать выводы по этой проблеме.

Гипотеза: Российское общество не готово к решению проблемы эвтаназии.

Объектом исследования стало право человека на смерть при определенных физических состояниях.

Предметом исследования стали нормативно-правовые акты международного и российского права, содержащие нормы об эвтаназии.

Основными методами данного исследования стали: изучение литературы по данной теме, анкетирование, анализ, синтез, сравнение данных.

Работа по данному направлению включала в себя следующие этапы:

  1. Общее знакомство с литературой, интернет-ресурсами по данному вопросу.
  2. Сбор необходимой информации.
  3. Обработка информации, выделение наиболее значимой.
  4. Проведение эмпирической исследовательской части работы (анализ и синтез собранных материалов).
  5. Подведение итогов работы.

Глава 1. Эвтаназия

Что же такое эвтаназия? Эвтаназия была известна еще древним грекам, которые под ней подразумевали счастливую смерть без страданий и мучений.

Различают эвтаназию пассивную и активную (критерий – позиция врача), добровольную и недобровольную (критерий – позиция пациента).

Пассивная эвтаназия выражается в том, что прекращается оказание направленной на продление жизни медицинской помощи, что ускоряет наступление естественной смерти.

Под активной эвтаназией понимают введение умирающему каких-либо лекарственных или иных средств, либо другие действия, влекущие за собой быстрое и безболезненное наступление смерти (летальная инъекция).

Добровольной называется эвтаназия, которая осуществляется по просьбе осмерти со стороны пациента или его законного представителя.

Случаи умерщвления без согласия или против воли больного рассматриваются как недобровольная или принудительная эвтаназия.

Комбинируя эти формы эвтаназии, мы получаем четыре способа (ситуации) эвтаназии: добровольной и активной; добровольной и пассивной; недобровольной и активной; недобровольной и пассивной.

Рассматривая эвтаназию, нельзя не помнить о нравственных аспектах этой проблемы, ибо даже намеренное умерщвление виновного всегда является нравственным злом, а эвтаназия - намеренное умерщвление невиновного человека. Но если некоторые виды лишения жизни оправданы (необходимая оборона, крайняя необходимость, причинение смерти при задержании опасных преступников, исполнение наказания в виде смертной казни), то почему нельзя оправдать при некоторых обстоятельствах добровольную эвтаназию? Даже сильные мира сего прибегали к такому радикальному методу. Когда прославленные римские хирурги не смогли остановить смертельной болезни, Александр Македонский добровольно принял яд.

Некоторые законотворцы и лица большой политики также применили эвтаназию в отношении к себе. Это 37-й президента США Ричард Никсон, Президент Франции Франсуа Миттеран.

Следует привести доводы за и против эвтаназии.

Люди, признающие эвтаназию правом человека, чаще всего обращают внимание на следующее:

  1. сознательная и настойчивая просьба больного;
  2. невозможность облегчить страдания больного известными способами;
  3. точная и несомненная доказанность невозможности спасти жизнь, установленная коллегией врачей при обязательном единогласии;
  4. предварительное уведомление прокуратуры.

Те, кто выступает против легализации эвтаназии в России приводят следующие аргументы:

  1. большое количество диагнозов ошибочно;
  2. в результате развития медицины и фармакологии болезни, которые ещё вчера считались абсолютно смертельными, сегодня подвергаются излечению;
  3. врач - это помощник человека в сохранении жизни. Он призван служить здоровью, но не потворствовать смерти;
  4. введение законом эвтаназии приведет к злоупотреблению со стороны врачебного персонала. [7]

Глава 2. Эвтаназия и закон

2.1. Эвтаназия в законодательстве зарубежных стран и России

Противоречивые взгляды на эвтаназию с медицинской и морально- этической точек зрения породили и противоречивую юридическую оценку этого явления, что нашло отражение в законодательствах ряда стран.

Например, в Голландии в законодательство официально внесено разрешение активной эвтаназии, конечно, с определенными оговорками, предусматривающими исключение каких-либо злоупотреблений.

В Англии, напротив, принят закон о безусловном запрещении любой эвтаназии в медицинской практике. Вместе с тем, под предлогом обеспечения прав человека во многих странах в той или иной мере свободно применяется эвтаназия, даже вопреки существующим нормам закона.

На сегодняшний день эвтаназия разрешена: в Голландии, Бельгии, Люксембурге, штатах Орегон и Вашингтон (США) – активная эвтаназия); Швейцарии, Франции, Германии, Израиле – пассивная эвтаназия.

А как к этому вопросу относится законодательство Российской Федерации?

Согласно ст. 105 Уголовного кодекса РФ убийство представляет собой умышленное причинение смерти другому человеку. Очевидно, что по ряду признаков эвтаназия тождественна убийству. Объектом эвтаназии является жизнь пациента. Таким образом, эвтаназия в России считается преступлением согласно Уголовного кодекса РФ.

2.2. Отношение к эвтаназии различных групп населения

По итогам опроса среди обучающихся, вышло, что 82 процента респондентов признали эвтаназию не гуманным методом избавления от страданий. Но несмотря на эти данные, 50% обучающихся считают, что эвтаназия допустима, из них 34% за то, чтобы эвтаназию разрешили в России. Но опять же 34% не находят в эвтаназии спасение для больного. А на последний вопрос (Если близкий вам человек был бы неизлечимо болен, сильно страдал и просил вас помочь ему умереть, приняли бы вы решение об эвтаназии? - голоса распределились 50 % на 50%. /Иллюстрация 2/.

Среди сотрудников школы-интерната 42% считают эвтаназию гуманным методом, 48% считает эвтаназию допустимой, также 48% за разрешение эвтаназии в России, 44% объясняют эвтаназию как спасение для больного. И 46% решились бы на эвтаназию, если их близкий был бы безнадежно болен и просил об этом. /Иллюстрация 3/.

Мнения сотрудников врачебной амбулатории тоже разошлись. /Иллюстрация 4/.

Среди обучающихся 10-11 классов дополнительно была проведена еще одна анкета. /Иллюстрация 5/.

По ее результатам 83 % понимают эвтаназию как ускорение смерти, а также придерживаются мнения, что причиной применения эвтаназии должна быть просьба больного. Притом более 70% утверждают, что явление эвтаназии не совместимо с основными заповедями религии и по отношению к бессознательно больному она не допустима. 62% старшеклассников знакомы с этой проблемой через средства массовой информации.

Таким образом, я пришла к выводу, что большинство респондентов выступает против эвтаназии и считают это не гуманным способом.

Я выдвинула гипотезу: Российское общество не готово к решению проблемы эвтаназии. В результате моего исследования гипотеза полностью подтвердилась. Я сделала следующие выводы:

Читайте также: