Правовые основы деятельности правительства рф доклад

Обновлено: 17.05.2024

Принцип разделения властей на протяжении столетий имеет руководящее значение для организации государственного механизма. Вместе с тем, как ни удивительно, за три сотни лет не создано признанного понятия ветви государственной власти Однако вместе с тем данный принцип выдержал испытание временем и занимает ведущее место в конституционном конструировании властных структур. Он является необходимой предпосылкой формирования правового государства. Обращает на себя внимание организационно-правовой потенциал принципа разделения властей. Его реализация предполагает не только выявление и необходимое обособление функций управления делами государства, но и создание и развитие системы государственных учреждений, относящихся к различным ветвям власти и составляющих вместе с тем единый комплекс осуществления государственной власти.

Актуальность данного исследования заключается в том, что в современных условиях в России особое значение приобретает эффективное функционирование исполнительной власти, создание оптимальной системы органов, осуществляющих повседневное государственное управление. Исполнительная власть является объективной необходимостью, она все чаще выступает как организующая деятельность государства. Именно эта ветвь власти обладает разветвленной системой разнообразных государственных органов с многочисленным кадровым составом государственных служащих как в центре, так и на местах. Реальные характеристики этой ветви власти демонстрируют ее значимость для оценки состояния деятельности государственных механизмов.

Особую актуальность приобретают проблемы, касающиеся исполнительной власти, в условиях проведения административной реформы, которая имеет многоаспектный характер и направлена на должную организацию государственных дел. Конечно, административная реформа касается в первую очередь системы исполнительной власти и ее роли в обеспечении государственного управления делами общества и государства. Однако она затрагивает и другие ветви власти в отдельности и их взаимосвязи. Разделение властей не отменяет взаимодействия ветвей власти, единства государственной политики по принципиальным вопросам, а, наоборот, направлено на сплочение единства действий всех ветвей в русле основных целей и задач государства. Две основные модели организации государственной власти - разделение властей и единство государственной власти - не имеют исключительного характера.




Цель данной работы – рассмотреть правовой статус Правительства РФ.

Общие положения деятельности Правительства Российской Федерации

Правовая основа деятельности Правительства Российской Федерации

Статья 10 Конституции РФ закрепляет принцип разделения властей. Согласно данной статье, Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. В соответствии со ст. 11 Конституции Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации. По сути, часть вторая статьи 1 Закона дублирует положения ст. 110 Конституции РФ о целевом направлении деятельности Правительства и отнесении данного органа к исполнительной ветви власти.

Третья часть статьи 1 Закона закрепляет две основных характеристики Правительства, как органа государственной власти:

Правительство возглавляет систему органов исполнительной власти;

Статья 2 Закона определяет источники правового регулирования деятельности Правительства РФ. К таким источникам относятся: Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, иные федеральные законы и указы Президента РФ.

Не случайно статья 2 Закона на первом месте среди нормативных актов, на основании которых осуществляется деятельность Правительства РФ, называет Конституцию РФ. Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации (ч. 1 ст. 15 Конституции РФ).

- когда закрепленные нормой Конституции положения, исходя из ее смысла, не требуют дополнительной регламентации и не содержат указания на возможность ее применения при условии принятия федерального закона, регулирующего права, свободы, обязанности человека и гражданина и другие положения;

- когда суд придет к выводу, что федеральный закон, действовавший на территории Российской Федерации до вступления в силу Конституции Российской Федерации, противоречит ей;

- когда суд придет к убеждению, что федеральный закон, принятый после вступления в силу Конституции Российской Федерации, находится в противоречии с соответствующими положениями Конституции;

- когда закон либо иной нормативный правовой акт, принятый субъектом Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, противоречит Конституции Российской Федерации, а федеральный закон, который должен регулировать рассматриваемые судом правоотношения, отсутствует.[2]

Следующей по объему, после Конституции, юридической силой обладают Федеральные Конституционные законы. Они принимаются по вопросам органически связанным с Конституцией и регулируют наиболее важные правоотношения. Закон регламентирует основы деятельности Правительства Российской Федерации: его состав и порядок формирования; полномочия Правительства РФ; саму организацию деятельности (полномочия отдельных членов Правительства, порядок проведения заседаний Правительства и т.д.); закрепляет основы взаимоотношений Правительства с Президентом РФ, Федеральным собранием, судебными органами, органами государственной власти Субъектов РФ; определяет порядок обеспечения деятельности Правительства РФ. Закон состоит из 47 статей (статья 5 Исключена. - Федеральный конституционный закон от 31.12.1997 N 3-ФКЗ), разделенных на 10 глав.[3]

Среди Федеральных Законов, регламентирующих отдельные вопросы деятельности Правительства, в первую очередь необходимо назвать кодифицированные нормативные акты: Гражданский кодекс, Бюджетный кодекс и др.

К иным Федеральным законам относятся:

К следующей группе источников, составляющих нормативную основу деятельности Правительства РФ, относятся нормативные Указы Президента РФ. В Законе не случайно акцентируется внимание на том, что источниками правового регулирования являются только нормативные Указы Президента. Нормативные указы издаются Президентом на основании конституционных полномочий или в случае пробелов в законодательстве. Ненормативные Указы Президента - это акты применения им какого-то закона. Ненормативные указы не могут быть источником права.[4]

Содержание

1. Общие положения деятельности Правительства Российской Федерации. 4

1.1 Правовая основа деятельности Правительства Российской Федерации. 4

1.2 Основные принципы деятельности Правительства Российской Федерации 10

2. Структура Правительства Российской Федерации. 13

2.1 Статус Правительства Российской Федерации. 13

2.2 Федеральные министерства, службы и агентства. 15

3. Полномочия Правительства Российской Федерации. 19

3.1 Общие вопросы руководства федеральными министерствами и иными федеральными органами исполнительной власти. 19

3.2 Общие полномочия Правительства Российской Федерации. 23

Список литературы.. 32

Введение

Принцип разделения властей на протяжении столетий имеет руководящее значение для организации государственного механизма. Вместе с тем, как ни удивительно, за три сотни лет не создано признанного понятия ветви государственной власти Однако вместе с тем данный принцип выдержал испытание временем и занимает ведущее место в конституционном конструировании властных структур. Он является необходимой предпосылкой формирования правового государства. Обращает на себя внимание организационно-правовой потенциал принципа разделения властей. Его реализация предполагает не только выявление и необходимое обособление функций управления делами государства, но и создание и развитие системы государственных учреждений, относящихся к различным ветвям власти и составляющих вместе с тем единый комплекс осуществления государственной власти.

Актуальность данного исследования заключается в том, что в современных условиях в России особое значение приобретает эффективное функционирование исполнительной власти, создание оптимальной системы органов, осуществляющих повседневное государственное управление. Исполнительная власть является объективной необходимостью, она все чаще выступает как организующая деятельность государства. Именно эта ветвь власти обладает разветвленной системой разнообразных государственных органов с многочисленным кадровым составом государственных служащих как в центре, так и на местах. Реальные характеристики этой ветви власти демонстрируют ее значимость для оценки состояния деятельности государственных механизмов.

Особую актуальность приобретают проблемы, касающиеся исполнительной власти, в условиях проведения административной реформы, которая имеет многоаспектный характер и направлена на должную организацию государственных дел. Конечно, административная реформа касается в первую очередь системы исполнительной власти и ее роли в обеспечении государственного управления делами общества и государства. Однако она затрагивает и другие ветви власти в отдельности и их взаимосвязи. Разделение властей не отменяет взаимодействия ветвей власти, единства государственной политики по принципиальным вопросам, а, наоборот, направлено на сплочение единства действий всех ветвей в русле основных целей и задач государства. Две основные модели организации государственной власти - разделение властей и единство государственной власти - не имеют исключительного характера.

Цель данной работы – рассмотреть правовой статус Правительства РФ.

Общие положения деятельности Правительства Российской Федерации

Правовая основа деятельности Правительства Российской Федерации

Статья 10 Конституции РФ закрепляет принцип разделения властей. Согласно данной статье, Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. В соответствии со ст. 11 Конституции Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации. По сути, часть вторая статьи 1 Закона дублирует положения ст. 110 Конституции РФ о целевом направлении деятельности Правительства и отнесении данного органа к исполнительной ветви власти.

Третья часть статьи 1 Закона закрепляет две основных характеристики Правительства, как органа государственной власти:

Правительство возглавляет систему органов исполнительной власти;

Статья 2 Закона определяет источники правового регулирования деятельности Правительства РФ. К таким источникам относятся: Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, иные федеральные законы и указы Президента РФ.

Не случайно статья 2 Закона на первом месте среди нормативных актов, на основании которых осуществляется деятельность Правительства РФ, называет Конституцию РФ. Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации (ч. 1 ст. 15 Конституции РФ).

- когда закрепленные нормой Конституции положения, исходя из ее смысла, не требуют дополнительной регламентации и не содержат указания на возможность ее применения при условии принятия федерального закона, регулирующего права, свободы, обязанности человека и гражданина и другие положения;

- когда суд придет к выводу, что федеральный закон, действовавший на территории Российской Федерации до вступления в силу Конституции Российской Федерации, противоречит ей;

- когда суд придет к убеждению, что федеральный закон, принятый после вступления в силу Конституции Российской Федерации, находится в противоречии с соответствующими положениями Конституции;

- когда закон либо иной нормативный правовой акт, принятый субъектом Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, противоречит Конституции Российской Федерации, а федеральный закон, который должен регулировать рассматриваемые судом правоотношения, отсутствует.[2]

Следующей по объему, после Конституции, юридической силой обладают Федеральные Конституционные законы. Они принимаются по вопросам органически связанным с Конституцией и регулируют наиболее важные правоотношения. Закон регламентирует основы деятельности Правительства Российской Федерации: его состав и порядок формирования; полномочия Правительства РФ; саму организацию деятельности (полномочия отдельных членов Правительства, порядок проведения заседаний Правительства и т.д.); закрепляет основы взаимоотношений Правительства с Президентом РФ, Федеральным собранием, судебными органами, органами государственной власти Субъектов РФ; определяет порядок обеспечения деятельности Правительства РФ. Закон состоит из 47 статей (статья 5 Исключена. - Федеральный конституционный закон от 31.12.1997 N 3-ФКЗ), разделенных на 10 глав.[3]

Среди Федеральных Законов, регламентирующих отдельные вопросы деятельности Правительства, в первую очередь необходимо назвать кодифицированные нормативные акты: Гражданский кодекс, Бюджетный кодекс и др.

К иным Федеральным законам относятся:

К следующей группе источников, составляющих нормативную основу деятельности Правительства РФ, относятся нормативные Указы Президента РФ. В Законе не случайно акцентируется внимание на том, что источниками правового регулирования являются только нормативные Указы Президента. Нормативные указы издаются Президентом на основании конституционных полномочий или в случае пробелов в законодательстве. Ненормативные Указы Президента - это акты применения им какого-то закона. Ненормативные указы не могут быть источником права.[4]

Читайте также: