Правовой статус председателя правительства рф доклад

Обновлено: 03.07.2024

Конституционно-правовой статус Правительства Российской Федерации установлен Конституцией Российской Федерации (гл. 1 и 6), а также Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 г. “О Правительстве Российской Федерации” с изменениями, внесенными Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1997 г. В основе этого статуса лежат положения ст. 10 Конституции, закрепляющей принцип разделения властей, самостоятельность органов законодательной, исполнительной и судебной власти. Согласно ст. 11 Конституции Правительство Российской Федерации является одним из органов (наряду с Президентом, Федеральным Собранием и судами), осуществляющим государственную власть в Российской Федерации.

Являясь высшим исполнительным органом государственной власти, Правительство в пределах своей компетенции организует исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, указов Президента, международных договоров Российской Федерации. Оно осуществляет контроль за исполнением федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Федерации требований Конституции и федеральных законов, а также принимает меры по устранению нарушений законодательства.

Правительство Российской Федерации состоит из Председателя, его заместителей, а также федеральных министров (ст. 110 Конституции РФ).

Председатель Правительства Российской Федерации в соответствии с Конституцией, федеральными законами и указами Президента определяет основные направления деятельности Правительства и организует его работу. Он назначается Президентом с согласия Государственной Думы. При этом Конституция Российской Федерации (ст. 111) устанавливает следующие правила назначения Председателя Правительства:

- предложение о кандидатуре Председателя Правительства вносится Президентом не позднее двухнедельного срока после его вступления в должность либо после отставки Правительства или в течение недели со дня отклонения кандидатуры Государственной Думой;

- Государственная Дума рассматривает представленную Президентом кандидатуру Председателя Правительства в течение недели со дня внесения предложения о кандидатуре;

- в случае трехкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства Государственной Думой Президент назначает Председателя Правительства, распускает Государственную Думу и назначает ее новые выборы.

Первые заместители, заместители Председателя Правительства и федеральные министры назначаются Президентом по предложению Председателя Правительства.

В качестве постоянного органа Правительства действует его Президиум в составе: Председателя, его первых заместителей, заместителей, нескольких министров (финансов, экономики, иностранных дел, обороны), а также руководителей других органов (директор Федеральной службы безопасности и др.).

Федеральным конституционным законом “О Правительстве Российской Федерации” установлено, что Правительство является коллегиальным органом, все решения его принимаются коллегиально и, следовательно, члены Правительства несут коллективную ответственность за свою деятельность, что не исключает персональной ответственности.

- Правительство Российской Федерации прекращает свои полномочия в следующих установленных Конституцией Российской Федерации (ст. 116, 117) случаях:

- вступления в должность вновь избранного Президента России;

- принятия Президентом отставки Правительства по инициативе последнего;

- принятия Президентом решения об отставке Правительства по собственной инициативе.

Во всех случаях отставки или сложения полномочий Правительство по поручению Президента продолжает действовать до сформирования нового Правительства. Это свидетельствует о важности правительственных полномочий, требующих непрерывного их осуществления.

Полномочия Правительства Российской Федерации установлены Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом “О Правительстве Российской Федерации”, рядом федеральных законов и указов Президента Российской Федерации. В ст. 113 Конституции отдельно закрепляются основы полномочий Председателя Правительства, который определяет основные направления деятельности Правительства и организует его работу.

Средиосновных полномочий Правительства Конституция (ст. 114) называет:

- разработку и представление Государственной Думе проекта федерального бюджета и обеспечение его исполнения после одобрения Федеральным Собранием, представление Государственной Думе отчета об исполнении федерального бюджета;

- обеспечение проведения в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики, единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;

- осуществление управления федеральной собственностью;

- осуществление мер по обеспечению государственнойбезопасности, реализации внешней политики Российской Федерации;

- осуществление мер по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью.

Эти конституционные полномочия Правительства конкретизируются и дополняются в федеральных законах и указах Президента.

Правительство обладает правом нормотворческой деятельности. В соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст. 115) оно издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Акты Правительства обязательны к исполнению на всей территории России.

Акты Правительства подлежат официальному опубликованию в “Российской газете” и Собрании законодательства Российской Федерации в течение 10 дней со дня их подписания. Они могут быть отменены Президентом в случае противоречия Конституции, федеральным законам и указам Президента Российской Федерации. Акты Правительства могут быть обжалованы в суд.

Многогранную деятельность Правительства обеспечивает его рабочий орган – аппарат Правительства Российской Федерации, осуществляющий свою работу в тесном взаимодействии с Администрацией Президента Российской Федерации. Порядок проведения заседаний Правительства определяется регламентом Правительства Российской Федерации, а процедура принятия его актов – Положением о подготовке проектов постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации.

1. Понятие и состав Правительства РФ. Правительство - это коллегиальный орган общей компетенции, издающий от своего имени административно-правовые акты и являющийся одним из основных институтов управления государственными делами. Правовой статус Правительства РФ определяется Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом "О Правительстве Российской Федерации" 1997 г. №2 - ФКЗ. Правительство РФ представляет собой орган государственной власти, осуществляющий исполнительную власть. Оно является коллегиальным органом, возглавляющим единую систему исполнительной власти в РФ. По общему правилу, Правительство РФ руководит деятельностью всех федеральных органов исполнительной власти, за исключением тех, руководство которыми осуществляет Президент РФ. Руководство Правительства распространяется на федеральные органы, действующие в экономической и социально-культурной сферах, руководство Президента - на федеральные ведомства, управляющие главным образом административно-политической сферой, и на само Правительство.

Президент РФ не является главой Правительства РФ, но вправе председательствовать на его заседаниях, осуществлять контроль за его действиями и решениями, в том числе за выполнением своих указов. Он назначает (с согласия Государственной думы) Председателя Правительства РФ, назначает (по предложению Председателя Правительства РФ) и освобождает от должности министров - членов Правительства. Таким образом, состав Правительства РФ не может быть определен без решающего участия Президента РФ.

В состав Правительства РФ входят: Председатель Правительства, его заместители и федеральные министры.

    возглавляет Правительство. В соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами и указами Президента РФ он определяет основные направления деятельности Правительства и организует его работу. Определение основных направлений правительственной деятельности происходит путем выбора Председателем Правительства главных участков работы, на которых должны быть сосредоточены усилия Правительства в рамках целей и приоритетов внутренней и внешней политики, определяемой Президентом РФ. Председатель Правительства РФ представляет Правительство Российской Федерации в России и за ее пределами, ведет заседание Правительства, обладая правом решающего голоса. Он подписывает правовые акты Правительства, представляет Президенту РФ предложения о поощрении министров и наложении на них взысканий.
  • Заместители Председателя Правительства РФ в соответствии с распределением обязанностей между ними координируют работу федеральных органов исполнительной власти, дают им поручения, контролируют их деятельность, участвуют при необходимости в заседаниях коллегий этих органов.
  • Федеральные министры как члены Правительства участвуют в подготовке его решений и обеспечивают их исполнение. Они не могут действовать вопреки официальной позиции Правительства. В состав Правительства входит также руководитель Аппарата Правительства, имеющий ранг министра РФ. Понятие "федеральный министр" распространяется как на руководителей министерств, так и на руководителей других федеральных ведомств, если этот ранг был им присвоен Президентом. Однако в этом случае руководитель ведомства не становится автоматически членом Правительства с правом решающего голоса на его заседании. Президентом может быть введена должность федерального министра, не являющегося руководителем федерального министерства, т.е. министра без портфеля. Таким образом, практическое количество членов Правительства РФ определяется Президентом РФ. При осуществлении своих полномочий министры подотчетны Правительству, а по вопросам, отнесенным Конституцией РФ и федеральными законами к полномочиям Президента, и Президенту РФ.
  • Президиум. Для решения оперативных вопросов Правительство РФ по предложению его Председателя может образовывать Президиум. Состав Президиума Правительства определяется не законом или указом Президента, а самим Правительством. В соответствии с Постановлением Правительства от 1 октября 1998 г. № 1145 в него входят 12 членов Правительства: Председатель Правительства, 5 его заместителей, 6 федеральных министров: финансов, обороны, иностранных дел, государственного имущества, внутренних дел, экономики и торговли. Заседания этого внутреннего рабочего органа Правительства проводятся по мере необходимости (обычно раз в неделю). Его решения принимаются большинством голосов и не должны противоречить актам, принятым на заседаниях Правительства. Любое решение Президиума может быть отменено Правительством.

На членов Правительства в связи с их пребыванием в его составе распространяются ограничения, предусмотренные Законом "Об основах государственной службы Российской Федерации" 1997 г.
2. Полномочия Правительства РФ. Общие и основные полномочия Правительства РФ определены в ст. 114 Конституции РФ и в ст. 13 Закона "О Правительстве Российской Федерации" 1997 г. В соответствии с этими нормативно-правовыми актами Правительство РФ:

  • осуществляет реализацию внутренней и внешней политики Российской Федерации;
  • осуществляет регулирование в социально-экономической сфере;
  • разрабатывает федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение;
  • обеспечивает в России единую финансовую кредитную, денежную политику;
  • осуществляет управление федеральной собственностью;
  • обеспечивает проведение единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;
  • осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью, обороны и государственной безопасности;
  • обеспечивает единство системы исполнительной власти в РФ, направляет и контролирует деятельность ее органов;
  • формирует федеральные целевые программы и обеспечивает их реализацию;
  • реализует предоставленное ему право законодательной инициативы.

Общие полномочия Правительства РФ применительно к отдельным сферам и областям жизнедеятельности государства и общества конкретизируются в восьми статьях (ст.ст. 14-21) Закона "О Правительстве РФ" 1997 г. Однако полномочия Правительства не ограничиваются их перечнем, приведенным в данных статьях. При определении компетенции Правительства РФ используется принцип общего нормирования его полномочий: Правительство осуществляет также иные полномочия, возложенные на него Конституцией РФ, федеральными законами и указами Президента РФ.

Правовыми формами реализации Правительством своих полномочий являются постановления и распоряжения, которые обязательны к исполнению в Российской Федерации. Постановления носят нормативный характер, а распоряжения издаются по оперативным и текущим вопросам и не являются нормативными актами. Все правовые акты Правительства - как распоряжения, так и постановления - могут быть обжалованы в суд. Правительство вправе также принимать обращения, заявления и иные акты, не имеющие правового характера.

В своей деятельности Правительство руководствуется принципами верховенства Конституции РФ, федеральных конституционных законов и федеральных законов, а также принципами народовластия, федерализма, разделения властей, ответственности, профессионализма, гласности и обеспечения прав и свобод человека и гражданина.

3. Организация деятельности Правительства РФ. Основной формой деятельности Правительства как коллегиального органа являются его заседания, которые проводятся не реже одного раза в месяц. Они могут носить открытый и закрытый характер. Подготовка и проведение заседания осуществляются в соответствии с регламентом Правительства РФ 6 . Все члены Правительства обязаны лично участвовать в его заседаниях, поскольку лишь они имеют право решающего голоса. Заседание считается правомочным, если на нем присутствует более половины членов Правительства.

В заседаниях Правительства могут участвовать с правом совещательного голоса представители палат Федерального собрания, Конституционного суда, Верховного суда, Высшего арбитражного суда, Генеральной прокуратуры, Счетной палаты, Председатель Центробанка и Президент Российской академии наук. В заседаниях Правительства может принимать участие на правах председательствующего Президент РФ.
По каждому из рассматриваемых на заседаниях вопросу приглашаются лица, имеющие к нему непосредственное отношение. Состав этих лиц определяется Руководителем Аппарата Правительства по предложениям государственных органов и организаций, ответственных за подготовку рассматриваемых вопросов. На заседание Правительства могут приглашаться также работники Аппарата Правительства, непосредственно готовящие материалы по повестке заседания. Особые требования предъявляются к подготовке тех решений, принятие которых предусмотрено актами Президента, а также проектов решений, рассматриваемых на заседаниях Правительства под председательством Президента. Такие проекты в обязательном порядке направляются в Администрацию Президента для согласования.

Заседания ведет Председатель Правительства. Он открывает и закрывает заседания, предоставляет слово выступающим, при необходимости проводит голосование. В случае равенства голосов при голосовании решающим является голос Председателя.
Вопросы, относящиеся к компетенции Правительства, могут рассматриваться на заседаниях как Правительства в целом, так и его Президиума. На заседаниях Правительства рассматриваются два рода вопросов:

  • решения по которым принимаются исключительно на заседаниях Правительства. Их перечень установлен ст. 28 Закона " О Правительстве";
  • вопросы, которые, с точки зрения руководства Правительства, имеют особое значение, например вытекающие из поручений Президента.

Для обеспечения деятельности Правительства создан Аппарат Правительства РФ, который работает под руководством Председателя Правительства. Возглавляет его руководитель Аппарата, являющийся как минимум федеральным министром, или заместителем председателя Правительства. Аппарат Правительства РФ осуществляет подготовку и организационное обеспечение заседаний Правительства, координирует усилия органов и организаций по обеспечению реализации полномочий Правительства, организует контроль за выполнением его решений.

Конституция РФ не устанавливает сроки полномочий Правительства. Однако косвенным образом определяется срок в четыре года: Правительство формируется в связи с избранием Президента и слагает полномочия перед вновь избранным Президентом (ст. 116). Таким образом, действует формула: новый Президент - новое Правительство. Вместе с тем предусматривается его досрочная отставка. Она возможна в следующих случаях:

  • Правительство само на основе коллегиально принятого решения подает в отставку;
  • решение об отставке единолично, по своему усмотрению без какого-либо согласования принимает Президент РФ;
  • недоверие Правительству выражается Государственной думой. Окончательное решение о судьбе Правительства в этом случае принимает Президент: он может объявить об отставке Правительства либо распустить Государственную думу;
  • вопрос о доверии Правительству ставит перед Государственной думой его Председатель. В случае отказа в доверии Президент либо принимает решение об отставке Правительства либо распускает Государственную думу.

Во всех этих случаях Правительство по поручению Президента продолжает действовать до сформирования нового Правительства РФ. Тем самым обеспечивается преемственность и непрерывность деятельности исполнительной власти РФ.

Председатель Правительства Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами, распоряжениями, поручениями Президента Российской Федерации организует работу Правительства Российской Федерации. Председатель Правительства Российской Федерации несет персональную ответственность перед Президентом Российской Федерации за осуществление возложенных на Правительство Российской Федерации полномочий.

а) разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета; представляет Государственной Думе ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой ;

б) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики;

в) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой социально ориентированной государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, поддержки, укрепления и защиты семьи, сохранения традиционных семейных ценностей, а также в области охраны окружающей среды ;

в.1) обеспечивает государственную поддержку научно-технологического развития Российской Федерации, сохранение и развитие ее научного потенциала ;

в.2) обеспечивает функционирование системы социальной защиты инвалидов, основанной на полном и равном осуществлении ими прав и свобод человека и гражданина, их социальную интеграцию без какой-либо дискриминации, создание доступной среды для инвалидов и улучшение качества их жизни ;

г) осуществляет управление федеральной собственностью;

д) осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации;

е) осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

е.1) осуществляет меры по поддержке институтов гражданского общества, в том числе некоммерческих организаций, обеспечивает их участие в выработке и проведении государственной политики ;

е.2) осуществляет меры по поддержке добровольческой (волонтерской) деятельности ;

е.3) содействует развитию предпринимательства и частной инициативы ;

е.4) обеспечивает реализацию принципов социального партнерства в сфере регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений ;

е.5) осуществляет меры, направленные на создание благоприятных условий жизнедеятельности населения, снижение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, сохранение уникального природного и биологического многообразия страны, формирование в обществе ответственного отношения к животным ;

е.6) создает условия для развития системы экологического образования граждан, воспитания экологической культуры ;

ж) осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации.

  1. Порядок деятельности Правительства Российской Федерации определяется федеральным конституционным законом.

Редакция пункта "а" части 1 приведена в соответствии с Законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. N 7-ФКЗ "О контрольных полномочиях Государственной Думы в отношении Правительства Российской Федерации", вступившим в силу со дня его официального опубликования 31 декабря 2008 г. (Российская газета, 2008, 31 декабря).

  1. На основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, указов, распоряжений, поручений Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение .
  2. Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации обязательны к исполнению в Российской Федерации.
  3. Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации в случае их противоречия Конституции Российской Федерации, федеральным законам, указам и распоряжениям Президента Российской Федерации могут быть отменены Президентом Российской Федерации .

Перед вновь избранным Президентом Российской Федерации Правительство Российской Федерации слагает свои полномочия.

  1. Правительство Российской Федерации может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом Российской Федерации.
  2. Президент Российской Федерации может принять решение об отставке Правительства Российской Федерации.
  3. Государственная Дума может выразить недоверие Правительству Российской Федерации. Постановление о недоверии Правительству Российской Федерации принимается большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. После выражения Государственной Думой недоверия Правительству Российской Федерации Президент Российской Федерации вправе объявить об отставке Правительства Российской Федерации либо не согласиться с решением Государственной Думы. В случае если Государственная Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству Российской Федерации, Президент Российской Федерации объявляет об отставке Правительства Российской Федерации либо распускает Государственную Думу и назначает новые выборы .
  4. Председатель Правительства Российской Федерации вправе поставить перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству Российской Федерации, который подлежит рассмотрению в течение семи дней. Если Государственная Дума отказывает в доверии Правительству Российской Федерации, Президент Российской Федерации в течение семи дней вправе принять решение об отставке Правительства Российской Федерации или о роспуске Государственной Думы и назначении новых выборов. В случае если Правительство Российской Федерации в течение трех месяцев повторно поставит перед Государственной Думой вопрос о доверии, а Государственная Дума в доверии Правительству Российской Федерации откажет, Президент Российской Федерации принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации или о роспуске Государственной Думы и назначении новых выборов .

4.1. Председатель Правительства Российской Федерации, Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации, федеральный министр вправе подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом Российской Федерации .

Гост

ГОСТ

Понятие и структура Правительства РФ

Правительство По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Государственный контроль подробнее РФ наряду с Президентом РФ, Федеральным Собранием По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Исправление ошибок подробнее и судами осуществляет государственную власть, коллегиальным органом системы исполнительной власти РФ.

Структура Правительства РФ По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Структура Правительства РФ и его функции подробнее представлена Председателем Правительства, заместителями Председателя Правительства и федеральными министрами (рис. 1).

Структура Правительства РФ

Рисунок 1. Структура Правительства РФ

Правительство РФ По данной теме мы уже выполнили реферат Правительство РФ подробнее , как уже говорилось выше, является коллегиальным органом, его решения принимаются на заседаниях. Решения принимаются большинством голосов, но решающим значением обладает мнение премьер-министра.

Готовые работы на аналогичную тему

Структура и персональный состав Правительства РФ определяется Президентом с учетом мнения ранее назначенного Председателя Правительства.

Председатель Правительства РФ организовывает работу Правительства, представляя Правительство внутри и вне страны, проводя заседания, подписывая акты, вынося Президенту РФ кандидатуры на должность заместителей Председателя Правительства и федеральных министров, предложения об освобождении ими занимаемых должностей, наложении дисциплинарных взысканий, которые налагаются Президентом РФ. Председатель Правительства РФ должен распределять обязанности между своими заместителями и систематически информировать Президента о работе Правительства.

Заместители Председателя Правительства РФ вырабатывают и реализовывают политику Правительства РФ, подготавливая и исполняя его решения и координируя и контролируя работу министерств.

Федеральные министры подготавливают решения Правительства РФ, принимают и исполняют их, руководя соответствующими федеральными органами исполнительной власти.

Помимо министерств существуют центральные органы государственного управления, которые называются ведомствами и состоят из:

  • государственных комитетов;
  • федеральных служб;
  • федеральных агентств;
  • федеральных комиссий;
  • федеральных надзоров и иных органов.

Если руководители этих ведомств имеют ранг федерального министра, то они входят в состав Правительства РФ. Но чаще они этого ранга не имеют. На заседания Правительства РФ Председатель может приглашать руководителей других центральных органов. Но они имеют только совещательный голос и в принятии решений не участвуют.

В состав Правительства РФ входит специализированный орган, который называется президиумом Правительства и состоит из Председателя Правительства, его заместителей, некоторых министров и руководителя аппарата Правительства. Подробный состав президиума Правительства утверждается Постановлением Правительства РФ По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Организация деятельности Правительства России подробнее .

Порядок формирования Правительства РФ

Правительство начинает формироваться с выбора Президентом РФ кандидатуры Председателя Правительства и вынесение этой кандидатуры на рассмотрение Государственной Думой. В течение недели Государственная Дума По данной теме мы уже выполнили реферат Государственная дума подробнее должна рассмотреть эту кандидатуру, после чего осуществляется тайное или открытое голосование с большинством голосов от ее общего состава. Если Государственная Дума трижды отклонила представленные кандидатуры, Президент по своему усмотрению назначает Председателя Правительства, а Государственную Думу распускает, назначив новые выборы в Думу.

Если Государственная Дума соглашается с кандидатурой, Президент назначает Председателя Правительства РФ, которые в течение недели должен представить предложения о структуре Правительства РФ и кандидатуры конкретных лиц. Президент РФ издает указ о составе Правительства РФ и производит назначения.

Правительство РФ выполняет определенные функции:

  • разрабатывает и предоставляет Государственной Думе федеральный бюджет;
  • обеспечивает проведение единой государственной политики в области науки, культуры, финансов, образования и здравоохранения;
  • принимает меры по обеспечению прав и свобод граждан, охране собственности и борьбе с преступностью;
  • обеспечивает оборону и безопасность страны;
  • управляет федеральной собственностью;
  • координирует деятельность органов исполнительной власти, министерств и ведомств;
  • принимает постановления общего характера, обязательные для физических и юридических лиц.

Полномочия Правительства РФ

В различных сферах общественной жизни Правительство РФ наделено кругом широких полномочий. Эти полномочия закреплены в федеральном конституционном законе, где приводится полный перечень этих полномочий, состоящий из $80$ пунктов.

Мы остановимся на самых основных.

В области обеспечения прав и свобод личности полномочия Правительства сводятся к следующим:

  • обеспечивает безопасность личности, законности и общественного порядка;
  • ведет борьбу с преступностью и другими общественно опасными явлениями;
  • обеспечивает деятельность органов судебной власти.

В сфере экономики полномочия Правительства РФ заключаются в:

  • регулировании экономических процессов;
  • управлении государственным сектором экономики, государственной собственностью;
  • обеспечении единой финансовой политики и единства экономического пространства, а также свободы экономическое деятельности;
  • прогнозировании социально-экономического развития страны;
  • разработки и осуществления программы развития приоритетных отраслей экономики;
  • разработки и представления Государственной Думе федерального бюджета;
  • управлении государственным внешним и внутренним долгом. Главная цель направления деятельности Правительства в этой сфере состоит в создании условий для функционирования и регулирования экономики.

В социальной сфере полномочия Правительства РФ сводятся к:

  • обеспечению проведения единой государственной социальной политики;
  • реализации конституционных прав граждан в сфере социального обеспечения;
  • развитию благотворительности;
  • принятию мер по реализации трудовых прав граждан;
  • разработке программы уменьшения безработицы;
  • проведению государственной миграционной политики;
  • принятию мер по реализации прав граждан на охрану здоровья и благополучной санитарно-эпидемиологической обстановке;
  • проведению единой государственной политики в области образования и мн. др. Главное направление в деятельности Правительства РФ в данной области заключается в государственной поддержке.

В духовной жизни общества деятельность Правительства РФ заключается в:

  • обеспечении условий для идеологического плюрализма;
  • пресечении расовой, национальной и религиозной розни;
  • предотвращение политического экстремизма.

Основные направления функций Правительства РФ в духовной сфере состоят в стимулировании и контроле за соблюдением Конституции РФ и федеральных законов.

В области обороны, государственной безопасности, внешней политики и международных отношений Правительство также осуществляет ряд полномочий. Этими полномочиями являются:

  • обеспечение государственной безопасности и обороны страны;
  • организация оснащения вооруженной техникой и материальными средствами Вооруженных Сил РФ;
  • обеспечение функционирования военного производства;
  • реализация внешней политики РФ;
  • заключение международных договоров;
  • разработка политики международного сотрудничества.

Основные направления деятельности Правительства РФ в данной области сводятся к прямому управлению и контролю.

При осуществлении своих полномочий Правительство РФ разрабатывает множество правительственных программ по различным вопросам, которые носят ориентирующий характер и содержат конкретные обязывающие положения.

Читайте также: