Правовое регулирование перестрахования в российской федерации доклад

Обновлено: 19.05.2024

Одной из разновидностей страхования предпринимательского риска выступает перестрахование, то есть страхование рисков возникающих в сфере профессиональной деятельности страховщиков в непосредственной связи с заключёнными ими договорами страхования. Страховщики прибегают к заключению перестраховочных договоров, чтобы облегчить для себя несение риска, передав некоторую его часть перестраховщику (так называемое перераспределение рисков).

Успешное развитие страхового рынка невозможно без его регламентирования, без обдуманных законодательных актов, определяющих порядок организации и деятельности страховщиков. Законодательство является основой экономического порядка в страховании, и государство в лице специально уполномоченных органов должно осуществлять управление этим процессом путём принятия правовых норм и осуществления надзора за их соблюдением. Законодательство о страховании может быть только федеральным. Источниками правового регулирования перестрахования являются нормативно-правовые акты разного уровня, и в первую очередь федеральные законы, а также постановления правительства, нормативные акты уполномоченных государственных органов.

Четвёртая группа - это нормативные акты, регламентирующие деятельность органов государственного надзора в сфере страхования. Функции по контролю и надзору в сфере страховой деятельности осуществляет Федеральная служба страхового надзора, находящаяся в ведении Министерства финансов Российской Федерации. Полномочия указанного органа определены Положением о Федеральной службе страхового надзора (утв. постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 330).

Этим же законом установлены и другие ограничения в отношении перестрахования. В частности п.п.2,3 ст.13 установлено: «2. Не подлежит перестрахованию риск страховой выплаты по договору страхования жизни в части дожития застрахованного лица до определенного возраста или срока либо наступления иного события.

Сведения о субъектах предлагающих услуги по перестрахованию подлежат внесению в единый государственный реестр субъектов страхового дела в порядке, установленном органом страхового надзора.

Однако, наряду с договором перестрахования в качестве подтверждения соглашения между перестрахователем и перестраховщиком могут использоваться иные документы, применяемые исходя из обычаев делового оборота.

На основании п.3 ст.25 Закона об организации страхового дела в РФ для обеспечения финансовой устойчивости - организации, занимающиеся перестрахованием должны обладать полностью оплаченным уставным капиталом, размер которого должен быть не ниже установленного вышеуказанным законом минимального размера уставного капитала, в данном случае не менее 120 миллионов рублей. В качестве ограничения также указано, что внесение в уставный капитал заемных средств и находящегося в залоге имущества не допускается. Для обеспечения исполнения обязательств по перестрахованию страховщики формируют страховые резервы. Средства страховых резервов не подлежат изъятию в бюджеты всех уровней бюджетной системы РФ и используются исключительно для осуществления страховых выплат. Перестраховщики вправе инвестировать и иным образом размещать средства страховых резервов в порядке, установленном нормативным правовым актом органа страхового надзора, на условиях диверсификации, возвратности, прибыльности и ликвидности.

Перестраховщики ведут бухгалтерский учет, составляют бухгалтерскую и статистическую отчетность и представляют их в орган страхового надзора, а также иные сведения по формам и в порядке, которые установлены указанным органом. Перестраховщики опубликовывают годовые бухгалтерские отчеты в средствах массовой информации в том числе, распространяющихся на территории, на которой осуществляется деятельность перестраховщика, после аудиторского подтверждения достоверности содержащихся в этих отчетах сведений.

Право на осуществление деятельности в сфере перестрахования предоставляется только субъекту страхового дела, получившему лицензию от Федеральной службы страхового надзора. Федеральная служба страхового надзора осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы в федеральных округах. Федеральная служба страхового надзора обладает достаточно большими полномочиями в сфере контроля и надзора за деятельностью перестраховщиков. В настоящее время готовится проект закона о страховом надзоре в РФ, который более детально установит правила в данной сфере.

В заключение можно, кратко выделить основные специфические требования, предъявляемые к перестраховочной деятельности в Российской Федерации: деятельностью по перестрахованию в РФ могут заниматься только юридические лица, имеющие уставной капитал не менее 120 миллионов рублей, получившие лицензию на перестрахование, руководящий менеджмент которых соответствует определённым требованиям.

Читайте также: