Правовое положение частного детектива доклад

Обновлено: 07.07.2024

Частные детективные (сыскные) и охранные предприятия в Российской Федерации появи­лись сравнительно недавно (с 1992 г.) и заняли свою нишу в правоохранительной деятельности.

Частная детективная и охранная деятель­ность заключается в оказании на возмездной до­говорной основе физическим и юридическим лицам предприятиями, имеющими специальную лицензию, услуг по защите жизни и здоровья граждан, охране имущества собственников, по­иска без вести пропавших лиц и др.

Эта деятельность направлена на защиту закон­ных прав и интересов граждан и организаций, в чем проявляется ее сходство с правоохранитель­ной деятельностью. Отличие же состоит в том, что частная детективная и охранная деятельность яв­ляется предпринимательской. Она осуществляет­ся не в силу установленной законом обязанности, а на коммерческой основе и является платной. Соответственно, услугами частных охранных и детективных агентств (так в большинстве своем именуются эти службы) могут воспользоваться лишь те физические и юридические лица, которые в состоянии оплатить охранные и детектив­ные услуги. Осуществление этой деятельности до­пускается лишь при получении в установленном законом порядке от органов внутренних дел ли­цензии на право заниматься частной охранной или детективной деятельностью и прохождении государственной регистрации. На лиц, осуществляющих частную охранную и детективную деятельность, статус работников правоохранительных органов не распространяется.

Основным законом, регламентирующим оказание услуг в сфере охраны и сыска, является Закон РФ “О частной детективной и охранной деятельно­сти в Российской Федерации”.

Оказание услуг в целях охраны разрешается только предприятиям, специально учрежденным для их выполнения. Учредителями данных предприятий являются либо физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации, либо предприятия, организующие у себя службу безопасности. Учредителям выдается органом внутренних дел по месту учреждения лицензия которая подлежит обязательной государственной регистрации. Срок действия лицензии - 3 года, в дальнейшем срок лицензии продлевается на 5 лет.

Частные охранные предприятия имеют право на предоставление таких услуг, как:

- защита жизни и здоровья граждан, в ходе которой осуществляются различные мероприятия по физической защите охраняемых лиц от преступных посягательств;

- охрана имущества собственников, в том числе и при его транспортировке, осуществляемая как физическими, так и техническими средствам. Охрана может осуществляться в отношении любых объектов независимо от форм собственности, за исключением объектов, подлежащих государственной охране;

- проектирование, монтаж и эксплуатационное обслуживание средств, пожарно-охранной сигнализации;

- консультирование и подготовка рекомендаций по вопросам правовой защиты от противоправных посягательств;

- обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий.

В этих случаях, как правило, к услугам частных охранных предприятий прибегают устроители концертов, съездов каких-либо партий.

Перечень услуг является исчерпывающим. Иной деятельности, помимо вышеперечисленной, частные охранные предприятия не осуществляют.

В отличие от частной охраной деятельности, частной детективной деятельностью могут заниматься как предприятия, так и отдельные граждане. Правовым основанием для осуществления частной детективной деятельности является получение лицензии от органа внутренних дел сроком на 3 года. Лицензия продлевается на 5 лет.

Частный детектив образует индивидуальное частное детективное предприятие. Лица, зарегистрировавшие индивидуальные частные детективные предприятия, могут создавать объединения частных детективных предприятий. Объединение имеет собственное наименование, действует на основании собственного устава, но при этом частные детективные предприятиясохраняют свою самостоятельность и права юридического лица.

Частные детективные предприятия оказывают услуги в сыскной деятельности, которая заключается в сборе интересующей клиента информации такие как:

- сбор сведений по гражданским и уголовным делам. Клиентами в этом случае, как правило, выступают истец, ответчик, обвиняемый, его родствен­ники, адвокат (защитник) или представитель. Условием для осуществления этого вида услуг является обязательное в течение суток с момента заключе­ния контракта уведомление об этом частным детективом органа дознания, следователя, прокурора или суда, в чьем производстве находится дело;

- сбор информации в предпринимательской деятельности. Как правило, сыскные действия проводятся для выяснения надежности партнера клиента, для установления предприятий, осуществляющих недобросовестную конку­ренцию;

- сбор сведений об отдельных лицах при заключении с ними контрактов. Осуществляется этот вид услуг в основном в отношении лиц, с которыми предстоит заключить трудовой договор. При этом информация о частной жизни лица может быть получена только с его согласия;

- поиск без вести пропавших лиц и утраченного имущества. Хотя розыск без вести пропавших лиц является обязанностью милиции, многие гражда­не, не желая огласки или недовольные розыскными действиями милиции, обращаются к частным детективам, которые осуществляют розыскные меро­приятия, в необходимых случаях контактируя с соответствующими подраз­делениями милиции.

Перечень сыскных услуг является исчерпывающим. Частным детективам запрещается осуществлять услуги, не предусмотренные законом и направ­ленные на ограничение прав и интересов третьих лиц.

Частные детективные и охранные предприятия занимаются только одним видом деятельности - или сыском, или охраной. Для расширения возможно­сти оказания услуг образуются ассоциации частных охранных предприятий и частных детективных предприятий, в которых за каждым предприятием со­храняется самостоятельность и права юридического лица.

На некоторых предприятиях создается служба безопасности, которая яв­ляется структурным подразделением предприятия и осуществляет как охрану работников предприятия, его территории, имущества, так и сыскную деятель­ность в целях защиты от недобросовестной конкуренции, коммерческого шпионажа. Службам безопасности запрещается оказывать услуги, которые несвязаны с обеспечением безопасности своего предприятия.

Правовой статус частного детектива и частного охранника

Частными детективами и частными охранниками могут быть граждане Российской Федерации, достигшие двадцати одного года, имеющие юридическое образование или прошедшие специальную подготовку. Отсутствие юридического образования может быть заменено стажем практической ра­боты не менее 3 лет в следственных или оперативных подразделениях (для лиц, желающих заниматься частной детективной деятельностью) или в орга­нах внутренних дел и органах Федеральной службы безопасности (для лиц, желающих стать частными охранниками). Кроме того, необходимо, чтобы это лицо не состояло на учете по поводу алкоголизма, наркомании, психи­ческих заболеваний, не имело судимости за совершение умышленного пре­ступления, не было уволено из правоохранительных органов по компроме­тирующим их обстоятельствам. Работа в качестве частного детектива или частного охранника не должна совмещаться с работой в государственных ор­ганах. Частные детективные охранники не обладают правом на применение мер государственного принуждения, не могут проверять документы, вызывать к себе граждан, осуществлять принудительный осмотр автотранспорта, личный досмотр, обыск и т. д. Частным детективам запрещено осуществлять и оперативно-розыскные мероприятия, отнесенные к исключительной ком­петенции государственных оперативных служб.

Частный детектив осуществляет сбор информации, как правило, путем опроса граждан и должностных лиц, наведения справок, изучения предме­тов и документов, наблюдения с использованием средств видео-, аудиозапи­си, фотоаппаратуры. Он может использовать в случаях, определенных зако­ном, специальные средства (газовые баллончики, наручники и т. д.).

Частный охранник осуществляет меры физического и технического харак­тера по предупреждению и пресечению противоправных посягательств на жизнь и здоровье охраняемых им лиц, на имущество собственников. В случае посягательства он принимает ответные действия в соответствии с положения­ми о крайней необходимости и необходимой обороне, предусмотренными Уголовным кодексом РФ, включая меры физического воздействия, примене­ние специальных средств и огнестрельного оружия. Охранник может задер­жать лицо, застигнутое на месте совершения преступления, и немедленно пе­редать его в орган внутренних дел.

Частные детективы и охранники обязаны неукоснительно соблюдать за­коны. Они не должны прибегать к действиям, посягающим на законные права и интересы граждан, ставящие под угрозу честь, достоинство и инте­ресы иных лиц. Частным детективам запрещено собирать сведения, связан­ные с личной жизнью граждан, их политическими и религиозными убежде­ниями. Собранную информацию они не вправе разглашать, использовать вопреки интересам клиента. В то же время частным детективам и охранни­кам запрещено скрывать от правоохранительных органов ставшие им известными факты совершенных или готовящихся преступлений, выдаватьсебяза сотрудников правоохранительных органов, передавать свою лицензию третьим лицам.

Надзор за точным и неуклонным исполнением законов частными детективными и охранными предприятиями осуществляет прокуратура в пределах полномочий, установленных законом для надзора за деятельностью организаций и предприятий.

Контроль за деятельностью частных детективных и охранных предприятий, соблюдением ими Закона “О частной охранной и детективной деятельности” осуществляют органы внутренних дел. В случае выявления нарушений они вправе аннулировать лицензию.

Цель курсовой работы состоит в том, чтобы исследовать частные детективные деятельности, охарактеризовать её виды.
В соответствии с данной целью в исследовании были поставлены следующие задачи:
1. Анализ нормативно-правовых актов, определяющих порядок создания и функционирования частных детективных и охранных предприятий.
2. Определение сферы функционирования лиц, осуществляющих частную детективную и охранную деятельность, их основные права и обязанности.
3. Рассмотрение основных форм взаимодействия органов ОВД с с частными детективами и охранными предприятиями.

Прикрепленные файлы: 1 файл

КР по ОЮП.doc

Кардинальные изменения в общественной жизни, политическая, экономическая нестабильность, возникновение новых форм собственности, рост числа новых субъектов хозяйственной деятельности, стремительное развитие предпринимательства и расширение частного сектора экономики неизбежно повлекли за собой изменения в системе борьбы с преступностью в России.

В период реформ утратили прежнее значение отдельные общественные формирования, такие как добровольные народные дружины, в то же время возникли новые субъекты борьбы с преступностью. В частности, интенсивно развивался институт частной детективной и охранной деятельности.

В настоящее время около 24000 охранно-сыскных предприятий обеспечивают безопасность порядка 200 000 объектов, на которых ежегодно пресекаются тысячи преступлений. Около 700 000 сотрудников негосударственных организаций безопасности, допущенных к работе с оружием - это новый социально-профессиональный слой. 30 процентов, указанных работников, по оценкам экспертов, составляют бывшие сотрудники органов внутренних дел, государственной безопасности, других правоохранительных органов. Их профессиональная характеристика вытекает из особенностей прежней работы в правоохранительных органах, что определяет государственную психологию - желание видеть Россию сильным государством и стремление содействовать его становлению. Именно эти факторы делают этот слой объективным союзником правоохранительных органов в борьбе с преступностью.

Актуальность темы курсовой работы обусловлена теоретической и практической значимостью проблем, связанных с совершенствованием правоохранительной деятельности органов внутренних дел и негосударственных формирований, как важнейшей гарантии укрепления законности, что крайне необходимо в процессе формирования юридических и социально-политических основ правовой государственности.

Значительные изменения в общественно- политической жизни и экономическом развитии России, в процессе построения правового государства, потребовали совершенствования всех общественных отношений. В первую очередь, это относится к отношениям, обеспечивающим личную безопасность граждан, защиту их жизни, здоровья и частной собственности, как того требует Конституция Российской Федерации.

В нынешней острой криминогенной ситуации частные охранно-сыскные предприятия стали неотъемлемой частью системы внутренней безопасности государства. Они вносят существенный вклад в дело сдерживания роста преступности и борьбы с нею.

Проблема участия представителей частных охранных структур в охране общественного порядка наряду с работниками органов внутренних дел представляется весьма актуальной. Уже очевидно, что обеспечить в должной мере охрану общественного порядка и обеспечение общественной безопасности в современных условиях силами одних подразделений милиции общественной безопасности невозможно. В этих условиях органы внутренних дел стали остро нуждаться в привлечении для решения поставленных перед ними задач приданных сил.

Объектом исследования выступает частная детективная деятельность

Предметом данного исследования является процесс определения видов частной детективной деятельности.

Цель курсовой работы состоит в том, чтобы исследовать частные детективные деятельности, охарактеризовать её виды.

В соответствии с данной целью в исследовании были поставлены следующие задачи:

1. Анализ нормативно-правовых актов, определяющих порядок создания и функционирования частных детективных и охранных предприятий.

2. Определение сферы функционирования лиц, осуществляющих частную детективную и охранную деятельность, их основные права и обязанности.

3. Рассмотрение основных форм взаимодействия органов ОВД с с частными детективами и охранными предприятиями.

Методологическую базу исследования составили философский (диалектико- материалистический), общенаучные (анализ, синтез конкретно-социологический, сравнительно-правовой, функциональный, индукция, дедукция), частнонаучные (формально-юридический, статистический, социально-правовой) методы познания, позволяющие установить объективно существующие закономерности, относящиеся к сущности и содержанию правовых явлений.

Структура курсовой работы соответствует логике исследования, состоит из введения, 4 параграфов, заключения и списка источников и литературы.

ПОНЯТИЕ ЧАСТНОЙ ДЕТЕКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Настоящим Законом частная детективная и охранная деятельность определяется как оказание на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам, имеющими специальное разрешение (лицензию) органов внутренних дел организациями и индивидуальными предпринимателями в целях защиты законных прав и интересов своих клиентов.

На граждан, осуществляющих частную детективную и охранную деятельность, действие законов, закрепляющих правовой статус работников правоохранительных органов, не распространяется.

Граждане, занимающиеся частной детективной деятельностью, не вправе осуществлять какие-либо оперативно-розыскные действия, отнесенные законом к исключительной компетенции органов, которым такое право предоставлено.

Иностранные граждане, граждане Российской Федерации, имеющие гражданство иностранного государства, иностранные юридические лица, а также организации, в составе учредителей (участников) которых имеются указанные граждане и лица, могут осуществлять частную детективную и охранную деятельность и (или) принимать участие в ее осуществлении в любой форме, в том числе в управлении частной охранной организацией, только на основаниях и в рамках, предусмотренных международными договорами Российской Федерации.

В целях настоящего Закона используются следующие основные понятия:

Действия частных детективов

В ходе частной сыскной деятельности допускаются устный опрос граждан и должностных лиц (с их согласия), наведение справок, изучение предметов и документов (с письменного согласия их владельцев), внешний осмотр строений, помещений и других объектов, наблюдение для получения необходимой информации в целях оказания услуг, перечисленных в части первой статьи 3 настоящего Закона.

При осуществлении частной сыскной деятельности допускается использование видео- и аудиозаписи, кино- и фотосъемки, технических и иных средств, не причиняющих вреда жизни и здоровью граждан и окружающей среде, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В ходе осуществления своей деятельности частный детектив обязан соблюдать законодательство Российской Федерации в части защиты информации, затрагивающей личную жизнь и имущество граждан.

Предоставление лицензий частным детективам

Предоставление лицензий на осуществление частной детективной деятельности производится органами внутренних дел. Лицензия предоставляется сроком на пять лет и действительна на всей территории Российской Федерации. Решение о предоставлении либо об отказе в предоставлении лицензии принимается в срок не более сорока пяти дней. Правительством Российской Федерации утверждается положение о лицензировании частной детективной деятельности, в котором устанавливаются порядок лицензирования данного вида деятельности и перечень лицензионных требований и условий.

Гражданин, претендующий на получение лицензии на осуществление частной детективной деятельности, обязан лично представить в соответствующий орган внутренних дел заявление, в котором указываются его фамилия, имя и (в случае, если имеется) отчество, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя и данные документа, подтверждающего факт внесения записи об индивидуальном предпринимателе в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, предполагаемая территория осуществления частной детективной деятельности, и следующие документы:

  • анкету;
  • фотографии;
  • медицинскую справку о состоянии здоровья;
  • документы, подтверждающие его гражданство, наличие юридического образования или прохождение профессиональной подготовки для работы в качестве частного сыщика, либо стаж работы в оперативных или следственных подразделениях не менее трех лет;
  • сведения о потребности в технических средствах и намерении их использовать.

Органы внутренних дел вправе устанавливать достоверность сведений, изложенных в представленных документах, необходимых для принятия решения о выдаче лицензии, в том числе путем собеседования с гражданином, претендующим на ее получение, а также запрашивать соответствующие правоохранительные, лицензирующие, контролирующие и надзорные органы.

Лицензия не предоставляется:

1) гражданам, не достигшим двадцати одного года;

2) гражданам, состоящим на учете в органах здравоохранения по поводу психического заболевания, алкоголизма или наркомании;

3) гражданам, имеющим судимость за совершение умышленного преступления;

4) гражданам, которым предъявлено обвинение в совершении преступления (до разрешения вопроса об их виновности в установленном законом порядке);

5) гражданам, уволенным с государственной службы, из судебных, прокурорских и иных правоохранительных органов по компрометирующим их основаниям;

6) бывшим работникам правоохранительных органов, осуществлявшим контроль за частной детективной и охранной деятельностью, если со дня их увольнения не прошел год;

7) гражданам, не представившим документы, перечисленные в части второй настоящей статьи;

8) гражданам, в отношении которых по результатам проверки, проведенной в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеется заключение о невозможности допуска к осуществлению частной детективной деятельности в связи с повышенной опасностью нарушения прав и свобод граждан, возникновением угрозы общественной безопасности, подготовленное в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и утвержденное руководителем уполномоченного на осуществление действий по лицензированию частной детективной деятельности подразделения федерального органа исполнительной власти, в ведении которого находятся вопросы внутренних дел, его заместителями либо министром внутренних дел, начальником управления (главного управления) внутренних дел по субъекту Российской Федерации или лицами, исполняющими обязанности указанных должностных лиц;

9) гражданам, не прошедшим обязательной государственной дактилоскопической регистрации.

В случае отказа в выдаче лицензии орган внутренних дел обязан письменно информировать об этом гражданина, направившего заявление, с указанием мотивов отказа. Это решение или нарушение срока рассмотрения заявления могут быть обжалованы в вышестоящий орган внутренних дел или суд.

Гражданину, получившему лицензию на осуществление частной детективной деятельности, одновременно выдается удостоверение частного детектива.

Частные детективные (сыскные) и охранные предприятия в Российской Федерации появи­лись сравнительно недавно (с 1992 г.) и заняли свою нишу в правоохранительной деятельности.

Частная детективная и охранная деятель­ность заключается в оказании на возмездной до­говорной основе физическим и юридическим лицам предприятиями, имеющими специальную лицензию, услуг по защите жизни и здоровья граждан, охране имущества собственников, по­иска без вести пропавших лиц и др.

Эта деятельность направлена на защиту закон­ных прав и интересов граждан и организаций, в чем проявляется ее сходство с правоохранитель­ной деятельностью. Отличие же состоит в том, что частная детективная и охранная деятельность яв­ляется предпринимательской. Она осуществляет­ся не в силу установленной законом обязанности, а на коммерческой основе и является платной. Соответственно, услугами частных охранных и детективных агентств (так в большинстве своем именуются эти службы) могут воспользоваться лишь те физические и юридические лица, которые в состоянии оплатить охранные и детектив­ные услуги. Осуществление этой деятельности до­пускается лишь при получении в установленном законом порядке от органов внутренних дел ли­цензии на право заниматься частной охранной или детективной деятельностью и прохождении государственной регистрации. На лиц, осуществляющих частную охранную и детективную деятельность, статус работников правоохранительных органов не распространяется.

Основным законом, регламентирующим оказание услуг в сфере охраны и сыска, является Закон РФ “О частной детективной и охранной деятельно­сти в Российской Федерации”.

Оказание услуг в целях охраны разрешается только предприятиям, специально учрежденным для их выполнения. Учредителями данных предприятий являются либо физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации, либо предприятия, организующие у себя службу безопасности. Учредителям выдается органом внутренних дел по месту учреждения лицензия которая подлежит обязательной государственной регистрации. Срок действия лицензии - 3 года, в дальнейшем срок лицензии продлевается на 5 лет.

Частные охранные предприятия имеют право на предоставление таких услуг, как:

- защита жизни и здоровья граждан, в ходе которой осуществляются различные мероприятия по физической защите охраняемых лиц от преступных посягательств;

- охрана имущества собственников, в том числе и при его транспортировке, осуществляемая как физическими, так и техническими средствам. Охрана может осуществляться в отношении любых объектов независимо от форм собственности, за исключением объектов, подлежащих государственной охране;

- проектирование, монтаж и эксплуатационное обслуживание средств, пожарно-охранной сигнализации;

- консультирование и подготовка рекомендаций по вопросам правовой защиты от противоправных посягательств;

- обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий.

В этих случаях, как правило, к услугам частных охранных предприятий прибегают устроители концертов, съездов каких-либо партий.

Перечень услуг является исчерпывающим. Иной деятельности, помимо вышеперечисленной, частные охранные предприятия не осуществляют.

В отличие от частной охраной деятельности, частной детективной деятельностью могут заниматься как предприятия, так и отдельные граждане. Правовым основанием для осуществления частной детективной деятельности является получение лицензии от органа внутренних дел сроком на 3 года. Лицензия продлевается на 5 лет.

Частный детектив образует индивидуальное частное детективное предприятие. Лица, зарегистрировавшие индивидуальные частные детективные предприятия, могут создавать объединения частных детективных предприятий. Объединение имеет собственное наименование, действует на основании собственного устава, но при этом частные детективные предприятиясохраняют свою самостоятельность и права юридического лица.

Частные детективные предприятия оказывают услуги в сыскной деятельности, которая заключается в сборе интересующей клиента информации такие как:

- сбор сведений по гражданским и уголовным делам. Клиентами в этом случае, как правило, выступают истец, ответчик, обвиняемый, его родствен­ники, адвокат (защитник) или представитель. Условием для осуществления этого вида услуг является обязательное в течение суток с момента заключе­ния контракта уведомление об этом частным детективом органа дознания, следователя, прокурора или суда, в чьем производстве находится дело;

- сбор информации в предпринимательской деятельности. Как правило, сыскные действия проводятся для выяснения надежности партнера клиента, для установления предприятий, осуществляющих недобросовестную конку­ренцию;

- сбор сведений об отдельных лицах при заключении с ними контрактов. Осуществляется этот вид услуг в основном в отношении лиц, с которыми предстоит заключить трудовой договор. При этом информация о частной жизни лица может быть получена только с его согласия;

- поиск без вести пропавших лиц и утраченного имущества. Хотя розыск без вести пропавших лиц является обязанностью милиции, многие гражда­не, не желая огласки или недовольные розыскными действиями милиции, обращаются к частным детективам, которые осуществляют розыскные меро­приятия, в необходимых случаях контактируя с соответствующими подраз­делениями милиции.

Перечень сыскных услуг является исчерпывающим. Частным детективам запрещается осуществлять услуги, не предусмотренные законом и направ­ленные на ограничение прав и интересов третьих лиц.

Частные детективные и охранные предприятия занимаются только одним видом деятельности - или сыском, или охраной. Для расширения возможно­сти оказания услуг образуются ассоциации частных охранных предприятий и частных детективных предприятий, в которых за каждым предприятием со­храняется самостоятельность и права юридического лица.

На некоторых предприятиях создается служба безопасности, которая яв­ляется структурным подразделением предприятия и осуществляет как охрану работников предприятия, его территории, имущества, так и сыскную деятель­ность в целях защиты от недобросовестной конкуренции, коммерческого шпионажа. Службам безопасности запрещается оказывать услуги, которые несвязаны с обеспечением безопасности своего предприятия.

Правовой статус частного детектива и частного охранника

Частными детективами и частными охранниками могут быть граждане Российской Федерации, достигшие двадцати одного года, имеющие юридическое образование или прошедшие специальную подготовку. Отсутствие юридического образования может быть заменено стажем практической ра­боты не менее 3 лет в следственных или оперативных подразделениях (для лиц, желающих заниматься частной детективной деятельностью) или в орга­нах внутренних дел и органах Федеральной службы безопасности (для лиц, желающих стать частными охранниками). Кроме того, необходимо, чтобы это лицо не состояло на учете по поводу алкоголизма, наркомании, психи­ческих заболеваний, не имело судимости за совершение умышленного пре­ступления, не было уволено из правоохранительных органов по компроме­тирующим их обстоятельствам. Работа в качестве частного детектива или частного охранника не должна совмещаться с работой в государственных ор­ганах. Частные детективные охранники не обладают правом на применение мер государственного принуждения, не могут проверять документы, вызывать к себе граждан, осуществлять принудительный осмотр автотранспорта, личный досмотр, обыск и т. д. Частным детективам запрещено осуществлять и оперативно-розыскные мероприятия, отнесенные к исключительной ком­петенции государственных оперативных служб.

Частный детектив осуществляет сбор информации, как правило, путем опроса граждан и должностных лиц, наведения справок, изучения предме­тов и документов, наблюдения с использованием средств видео-, аудиозапи­си, фотоаппаратуры. Он может использовать в случаях, определенных зако­ном, специальные средства (газовые баллончики, наручники и т. д.).

Частный охранник осуществляет меры физического и технического харак­тера по предупреждению и пресечению противоправных посягательств на жизнь и здоровье охраняемых им лиц, на имущество собственников. В случае посягательства он принимает ответные действия в соответствии с положения­ми о крайней необходимости и необходимой обороне, предусмотренными Уголовным кодексом РФ, включая меры физического воздействия, примене­ние специальных средств и огнестрельного оружия. Охранник может задер­жать лицо, застигнутое на месте совершения преступления, и немедленно пе­редать его в орган внутренних дел.

Частные детективы и охранники обязаны неукоснительно соблюдать за­коны. Они не должны прибегать к действиям, посягающим на законные права и интересы граждан, ставящие под угрозу честь, достоинство и инте­ресы иных лиц. Частным детективам запрещено собирать сведения, связан­ные с личной жизнью граждан, их политическими и религиозными убежде­ниями. Собранную информацию они не вправе разглашать, использовать вопреки интересам клиента. В то же время частным детективам и охранни­кам запрещено скрывать от правоохранительных органов ставшие им известными факты совершенных или готовящихся преступлений, выдаватьсебяза сотрудников правоохранительных органов, передавать свою лицензию третьим лицам.

Надзор за точным и неуклонным исполнением законов частными детективными и охранными предприятиями осуществляет прокуратура в пределах полномочий, установленных законом для надзора за деятельностью организаций и предприятий.

Контроль за деятельностью частных детективных и охранных предприятий, соблюдением ими Закона “О частной охранной и детективной деятельности” осуществляют органы внутренних дел. В случае выявления нарушений они вправе аннулировать лицензию.

Кинчус Е.В., адъюнкт ВНИИ МВД России, старший лейтенант милиции.

Частным детективом в соответствии с Законом Российской Федерации от 11 марта 1992 г. N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" признается гражданин Российской Федерации, получивший в установленном законом порядке лицензию на частную сыскную деятельность и выполняющий услуги, перечисленные в статье 3 этого Закона.

Правовую основу данной деятельности составляют Конституция Российской Федерации, Закон Российской Федерации "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон), другие законы и иные правовые акты Российской Федерации.

На граждан, осуществляющих частную детективную деятельность, действие законов, закрепляющих правовой статус работников правоохранительных органов, не распространяется. Им запрещается проведение каких-либо оперативно-розыскных мероприятий. А работа в качестве детектива должна быть основным видом занятости. Совмещение ее с государственной службой либо выборной оплачиваемой должностью в общественных объединениях не разрешается.

Частные детективные предприятия могут создавать объединения, имеющие статус юридических лиц. Обязательным требованием для их руководителей является наличие высшего юридического образования и лицензий на частную сыскную деятельность (статья 8 Закона).

Частным детективом могут быть граждане Российской Федерации, достигшие двадцати одного года и пригодные по состоянию здоровья для занятия соответствующей деятельностью, имеющие юридическое образование либо прошедшие специальную подготовку, отличающиеся безусловной социальной репутацией и законопослушным поведением. Отсутствие юридического образования может быть заменено наличием стажа практической работы не менее трех лет в оперативных или следственных подразделениях правоохранительных органов.

Не допускаются к частной детективной деятельности граждане, состоящие на учете в органах здравоохранения по поводу психического заболевания, алкоголизма или наркомании; имеющие судимость за совершение умышленного преступления; которым предъявлено обвинение в совершении преступления (до разрешения вопроса об их виновности в установленном законом порядке); уволенные с государственной службы, из судебных, прокурорских и иных правоохранительных органов по компрометирующим их обстоятельствам; бывшие работники правоохранительных органов, осуществлявшие контроль за частной детективной и охранной деятельностью, если со дня их увольнения не прошел год.

Обязательным условием для работы в качестве сыщика является получение лицензии органа внутренних дел. Для этого гражданин должен представить в органы внутренних дел по месту жительства анкету установленного образца; фотографии; медицинскую справку о состоянии здоровья; документы, подтверждающие гражданство; документы, подтверждающие его гражданство и наличие образования (статья 6 Закона).

Одновременно претендент на лицензию должен представить сведения о потребности в специальных средствах, средствах связи и иных технических средствах и намерении их использовать в своей будущей работе.

Лицензия выдается органом внутренних дел в течение месяца со дня подачи заявления сроком на пять лет. Одновременно гражданину, получившему лицензию, выдается удостоверение личности детектива. За один месяц до истечения срока действие лицензии по ходатайству заявителя продлевается на пять лет.

Законом также определены средства и методы работы частных детективов. Частный детектив наделен широкими полномочиями. Он может проводить устный опрос граждан и должностных лиц (с их согласия); наводить справки, изучать предметы и документы (с письменного согласия их владельцев); проводить внешний осмотр строений, помещений и других объектов, а также осуществлять наблюдение.

При осуществлении частной детективной деятельности допускается использование видео-, кино-, фотоаппаратуры, средств аудиозаписи, технических и иных средств при условии, что они не будут причинять вред жизни и здоровью граждан и окружающей среде, а также средств оперативной радио- и телефонной связи.

В случае необходимости оказания частными детективами услуг, сопряженных с опасностью для их жизни и здоровья, им разрешается использовать специальные средства, виды, порядок приобретения, учета, хранения и ношения которых устанавливается Правительством Российской Федерации .

Перечень таких объектов утвержден Постановлением Правительства РФ от 14 августа 1992 г. N 587 (приложение N 2).

Законом запрещено применять специальные средства и огнестрельное оружие в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности и несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен частному детективу, кроме случаев оказания ими вооруженного сопротивления, совершения группового или иного нападения, угрожающего жизни и здоровью частного детектива.

Незаконное применение специальных средств либо их применение с превышением пределов необходимой обороны или крайней необходимости влечет уголовную или иную ответственность в зависимости от характера и последствий нарушения.

Что касается предоставления права частному детективу владеть огнестрельным оружием и применять его, вопрос остается спорным. Частный детектив, которого, как правило, отличает опыт работы в правоохранительных органах и наличие соответствующего образования, в отличие от частного охранника не вправе использовать для выполнения своей работы огнестрельное оружие, в том числе и для охраны своей жизни. Точка зрения на данную проблему юристов, допускающих возможность владения оружием частным детективом, заслуживает внимания, но лишь при наличии действенного контроля за соблюдением соответствующих правил, установить которые для этого случая должен законодатель.

Деятельность частных детективов должна осуществляться при неуклонном соблюдении законности. Частным детективам запрещается скрывать от правоохранительных органов ставшие им известными факты готовящихся или совершенных преступлений, выдавать себя за сотрудников правоохранительных органов.

Им запрещается собирать сведения, связанные с личной жизнью граждан, с их политическими и религиозными убеждениями. Настоящий запрет вытекает из установленных Конституцией Российской Федерации гарантий свободы вероисповедания, политических убеждений, права на личную и семейную тайну. Собранную для клиента информацию они не вправе разглашать, использовать ее вопреки интересам клиента или в интересах третьих лиц.

Они не должны прибегать к действиям, посягающим на иные права и свободы граждан, ставящим под угрозу жизнь, здоровье, честь, достоинство и имущество других лиц. Нарушение естественных, конституционных прав и свобод граждан, невыполнение принятых на себя обязательств влечет гражданско-правовую, административно-правовую, уголовно-правовую ответственность.

Частный сыщик не вправе вызывать граждан и требовать от них дачи объяснений, проверять у них документы, производить личный досмотр, досмотр личного транспорта, входить беспрепятственно в жилые и иные помещения и т.п.

В определенных случаях Закон допускает возможность аннулирования органами внутренних дел лицензий, выданных как предприятиям, так и частным лицам.

Частные детективы являются гражданами Российской Федерации. Поэтому на них в полном объеме распространяются все гражданские права и свободы, закрепленные в Конституции Российской Федерации. Осуществляя свою деятельность, они нередко рискуют своей жизнью, здоровьем. Поэтому государством установлен целый ряд гарантий социальной и правовой защиты этих лиц, направленных на обеспечение их трудовых, материальных, пенсионных и иных прав.

Однако российское законодательство еще далеко от состояния, отвечающего надлежащим требованиям в данной сфере деятельности. Действующая нормативная база, регулирующая эту деятельность, нуждается в совершенствовании. Опыт, накопленный обществом и государством с начала развития рыночных отношений, свидетельствует о том, что многие теоретические и практические аспекты обеспечения безопасности общества в целом, личности и собственности в частности не получили надлежащего разрешения. Необходимо повышение определенности регулирования данного вида деятельности, исключение пробелов и правовых коллизий в нормативной регламентации. Представляется целесообразным поставить вопрос и о выработке единых стандартов осуществления детективной деятельности, соответствующих международным требованиям к оказанию этого рода услуг и самой профессии, что, на наш взгляд, позволит обеспечить также должный уровень безопасности и правопорядка в стране.

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

  • Раздел I. Общие положения (ст.ст. 1-3)
    • Статья 1. Частная детективная и охранная деятельность
    • Статья 1.1. Основные понятия
    • Статья 2. Правовая основа частной детективной и охранной деятельности
    • Статья 3. Виды охранных и сыскных услуг
    • Статья 4 (утратила силу)
    • Статья 5. Действия частных детективов
    • Статья 6. Предоставление лицензий частным детективам
    • Статья 7. Ограничения в сфере деятельности частного детектива
    • Статья 8. Создание объединений частных детективных предприятий (утратила силу)
    • Статья 9. Особенности требований к договору на оказание сыскных услуг
    • Статья 10 (исключена)
    • Статья 11. Оказание услуг в сфере охраны
    • Статья 11.1. Правовой статус частного охранника
    • Статья 11.2. Лицензирование частной охранной деятельности
    • Статья 11.3. Предоставление юридическим лицам лицензий на осуществление частной охранной деятельности
    • Статья 11.4. Переоформление лицензии на осуществление частной охранной деятельности
    • Статья 11.5. Приостановление действия лицензии и аннулирование лицензии
    • Статья 11.6. Ведение реестров лицензий
    • Статья 12. Дополнительные условия осуществления частной охранной деятельности
    • Статья 12.1. Обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах охраны
    • Статья 15.1. Требования к частным охранным организациям
    • Статья 15.2. Требования к образовательным учреждениям, осуществляющим профессиональную подготовку частных детективов, частных охранников и руководителей частных охранных организаций
    • Статья 15.3. Профессиональная подготовка частных детективов, частных охранников и руководителей частных охранных организаций
    • Статья 16. Условия применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия
    • Статья 16.1. Применение физической силы
    • Статья 17. Применение специальных средств
    • Статья 18. Применение огнестрельного оружия
    • Статья 19. Социальная и правовая защита частных детективов и охранников
    • Статья 20. Контроль и надзор за частной детективной и охранной деятельностью
    • Статья 21. Ответственность за осуществление незаконной частной детективной и охранной деятельности

    Закон РФ от 11 марта 1992 г. N 2487-I
    "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации"

    С изменениями и дополнениями от:

    21 марта 2002 г., 10 января 2003 г., 6 июня 2005 г., 18 июля 2006 г., 24 июля 2007 г., 22 декабря 2008 г., 25 ноября, 27 декабря 2009 г., 15 ноября 2010 г., 7 февраля, 1 июля, 3 декабря 2011 г., 2 июля 2013 г., 5 мая, 23 июня, 21 июля, 31 декабря 2014 г., 13 июля 2015 г., 3 июля 2016 г., 5 декабря 2017 г., 26 июля, 2 августа, 27 декабря 2019 г., 11 июня 2021 г.

    ГАРАНТ:

    См. комментарии к настоящему Закону

    Президент Российской Федерации

    Москва, Дом Советов России

    11 марта 1992 года

    Частная детективная и охранная деятельность определяются как оказание на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам предприятиями, имеющими специальное разрешение (лицензию) ОВД, в целях защиты законных прав и интересов своих клиентов. На граждан, осуществляющих частную детективную и охранную деятельность, действие законов, закрепляющих правовой статус работников правоохранительных органов, не распространяется. Граждане, занимающиеся частной детективной деятельностью, не вправе осуществлять какие-либо оперативно-розыскные действия, отнесенные законом к исключительной компетенции органов дознания. Определены виды частной детективной и охранной деятельности.

    Частным детективом признается гражданин РФ, получивший в установленном законом порядке лицензию на частную сыскную деятельность и выполняющий услуги, перечень которых закреплен в Законе. Сыскная деятельность должна быть основным видом занятости частного детектива, совмещение ее с государственной службой либо с выборной оплачиваемой должностью в общественных объединениях не разрешается. Регулируются вопросы выдачи лицензий (продления их срока действия, аннулирования) частным детективам, а также лицензий на создание объединений частных детективных предприятий. Закреплены случаи, когда лицензия не выдается. Установлены определенные ограничения в сфере деятельности частного детектива. Рассмотрены положения о договоре между частным детективным предприятием (объединением) и клиентом.

    Самостоятельный раздел Закона посвящен частной охранной деятельности. За некоторыми исключениями к ней применяются правила, установленные для осуществления детективной деятельности. Охранникам запрещается использовать методы сыска. Лицо, совершившее противоправное посягательство на охраняемую собственность, может быть задержано охранником на месте правонарушения и должно быть незамедлительно передано в ОВД.

    Частным охранным предприятиям и предприятиям (объединениям) частных детективов для осуществления охранно-сыскной деятельности разрешается создавать на договорной основе ассоциации с сохранением своей самостоятельности и прав юридических лиц. Предприятия (независимо от их организационно-правовых форм), расположенные на территории РФ, вправе учреждать обособленные подразделения для осуществления охранно-сыскной деятельности в интересах собственной безопасности учредителя. Руководитель и персонал служб безопасности обязаны получить соответствующие лицензии.

    Для подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, осуществляющих детективную и охранную деятельность, могут создаваться негосударственные образовательные учреждения.

    В ходе осуществления частной детективной деятельности разрешается применять специальные средства, а при осуществлении частной охранной деятельности - специальные средства и огнестрельное оружие только в случаях и в порядке, предусмотренных Законом, и в пределах предоставленных лицензией прав.

    Частная детективная и охранная деятельность засчитывается в общий трудовой стаж и стаж для назначения пособий по государственному социальному страхованию при условии уплаты взносов в Пенсионный фонд и в Фонд государственного страхования РФ. Граждане, занимающиеся частной детективной и охранной деятельностью, работающие по найму, подлежат обязательному страхованию за счет средств соответствующего предприятия (объединения) на случай гибели, получения увечья или иного повреждения здоровья в связи с осуществлением сыскных или охранных действий.

    Контроль за частной детективной и охранной деятельностью на территории РФ осуществляют МВД РФ, иные министерства и ведомства РФ и подчиненные им органы и подразделения в пределах, установленных Законом, другими законами и иными правовыми актами РФ.

    Создание или деятельность частных детективных и охранных предприятий, образовательных учреждений и служб безопасности, не предусмотренных Законом, влекут за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

    Закон РФ от 11 марта 1992 г. N 2487-I "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации"

    Настоящий Закон вводится в действие со дня его опубликования

    Текст Закона опубликован в Ведомостях Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 23 апреля 1992 г., N 17, ст. 888, в "Российской газете" от 30 апреля 1992 г.

    В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

    Федеральный закон от 11 июня 2021 г. N 170-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 марта 2022 г.

    См. будущую редакцию настоящего документа

    Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ

    Изменения вступают в силу с 1 января 2021 г.

    Федеральный закон от 2 августа 2019 г. N 310-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 13 августа 2019 г.

    Федеральный закон от 26 июля 2019 г. N 232-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 6 августа 2019 г.

    Федеральный закон от 5 декабря 2017 г. N 391-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 января 2018 г.

    Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 227-ФЗ

    Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 230-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. N 534-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 210-ФЗ

    Изменения вступают в силу со дня государственной регистрации ликвидации Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта (20 марта 2015 г.)

    Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 5 мая 2014 г. N 126-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

    Федеральный закон от 3 декабря 2011 г. N 389-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 января 2012 г.

    Федеральный закон от 1 июля 2011 г. N 169-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 июля 2011 г.

    Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. N 4-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 марта 2011 г.

    Федеральный закон от 15 ноября 2010 г. N 301-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 27 декабря 2009 г. N 379-ФЗ

    Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 27 декабря 2009 г. N 374-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 25 ноября 2009 г. N 267-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 22 декабря 2008 г. N 272-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 января 2010 г., за исключением пункта 11 статьи 2 названного Федерального закона

    Пункт 11 статьи 2 названного Федерального закона вступает в силу с 1 июля 2009 г.

    Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 214-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 7 сентября 2007 г.

    Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 6 июня 2005 г. N 59-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 15-ФЗ

    Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

    Читайте также: