Правовое государство концепция и реальность доклад

Обновлено: 18.05.2024

Достижения современного человечества, общества стали возможными благодаря способности людей правильно понимать суть естественных и социальных явлений и процессов. Накопленная человечеством гигантская сумма знаний о природе, обществе и познавательной деятельности представляет собой науку. Как сложное образование, человеческое общество изучается многими предметами, история его становления и развития исследуются общественными науками. Имеется целый ряд конкретных дисциплин, предметом которых выступает какая-либо самостоятельная часть, сторона общественного бытия. К их числу относится и юридическая наука - правоведение.

Содержание

Введение…………………………………………………………. 3-4
I. Возникновение и развитие идеи правового государства. ……………………………………………………………4-11

II. Понятие и основные черты правового государства. 12-25

III. Проблемы и практика становления правового государства в России………………………………………………..……..25-32

Список использованной литературы..………….…………..…. 38

Прикрепленные файлы: 1 файл

курсовая.doc

Введение………………………………………………………… . 3-4

I. Возникновение и развитие идеи правового государства. ………………………………………… …………………4-11

II. Понятие и основные черты правового государства. . . . 12-25

III. Проблемы и практика становления правового государства в России………………………………………………..…….. 25-32

Заключение. . . …. …3 3-37

Список использованной литературы..………….…………..…. ..38

Достижения современного человечества, общества стали возможными благодаря способности людей правильно понимать суть естественных и социальных явлений и процессов. Накопленная человечеством гигантская сумма знаний о природе, обществе и познавательной деятельности представляет собой науку. Как сложное образование, человеческое общество изучается многими предметами, история его становления и развития исследуются общественными науками. Имеется целый ряд конкретных дисциплин, предметом которых выступает какая-либо самостоятельная часть, сторона общественного бытия. К их числу относится и юридическая наука - правоведение.

Правоведение - совокупность знаний о процессах и закономерностях права, правового сознания, юридических отношений. Эта наука изучает процесс возникновения права как социального явления и ищет ответы на нелегкие, за давностью лет, вопросы о том, когда данное явление возникло, какие причины вызвали его появление, какие стадии прошло право в своем многовековом развитии и почему, под влиянием каких социальных процессов происходило его развитие. Для более детального изучения структуры права и его отношения с государством, как аппарата управления общества, была создана единая отрасль науки и учебная дисциплина – теория государства и права.

Теория государства и права рассматривает различные аспекты взаимоотношений человека, общества и государства.

Цель и задачи данной курсовой работы - раскрыть такие вопросы, как возникновение и развитие идеи правового государства, дать понятие и объяснить его основные признаки, отличающие правовое государство от других. Также затронуть проблемы становления правового государства в России. Какие процессы в нашем обществе происходили ранее, какие трудности и препятствия, для построения правового государства, имеются в настоящее время, что предпринимается в стране для построения демократического общества.

I. Возникновение и развитие идеи правового государства.

Правовое государство - это такая форма организации и деятельности государственной власти, которая строится во взаимоотношениях с индивидами и их различными объединениями на основе норм права.

Правовое государство как определённая теоретическая концепция и соответствующая практика имеет долгую и поучительную историю. Человечество с древнейших времен ищет оптимальные формы со­отношения личности и государства, сочетания их интересов. В идеаль­ном варианте интересы личности должны стоять на первом месте, благо народа должно представлять высший закон для государства.

Фактически, такие высокие идеалы достигались далеко не всегда, и обычно всё останавливалось на более низких устремлениях - выгоде для государства, отдельных слоев, облеченных публичной властью. Вышеупомянутый Аристотель выделял два рода правления, один из которых направлен к выгоде правителя, а другой - к интересам подданных, общества.

С идеей правового государства связывались поиски более совершенных и справедливых форм общественной жизни. Мыслители античности (Сократ, Демокрит, Цицерон) пытались выявить такие связи и взаимодействия между правом и государственной властью, которые бы обеспечивали гармоничное функционирование общества той эпохи. Ученые древности считали, что наиболее разумна и справедлива лишь та политическая форма общежития людей, при которой закон общеобязателен как для граждан, так и для самого государства.

При постоянном ущемлении интересов людей, они всё чаще стали задумываться над тем, как сде­лать минимальными произвол и различные злоупотребления, как и с помощью какого средства, направлять государственную энергию, силу и власть на общее благо.

Рост производительных сил, изменение социальных и политических отношений в обществе в эпоху перехода от феодализма к капитализму порождают новые подходы к государству и пониманию его роли в организации общественных дел. Центральное место в них занимают проблемы правовой организации государственной жизни, исключающей монополизацию власти в руках одного лица или властного органа, утверждающей равенство всех перед законом, обеспечивающей индивидуальную свободу посредством права[5].

В процессе углубившихся представлений о праве и государстве довольно рано сформировалась идея о разумности и справедливости политической формы общественной жизни людей, при которой право, благодаря признанию и поддержке публичной власти, становится властной силой (т.е. общеобязательным законом), а публичная власть- сила (с её возможностями насилия), признающая право, упорядоченная и, следовательно, ограниченная и оправданная им одновременно, становится справедливой (т.е. соответствующей праву) государственной властью[6].

Наиболее известные идеи правовой государственности изложили прогрессивные мыслители того времени Н. Маккиавелли и Ж. Боден. В своей теории Маккиавелли на основе опыта существования государств прошлого и настоящего объяснял принципы политики, осмыслял движущие политические силы. Цель государства он видел в возможности свободного пользования имуществом и обеспечении безопасности для каждого. Ж. Боден определяет государство как правовое управление многими семействами и тем, что им принадлежит. Задача государства состоит в том, чтобы обеспечить права и свободы.

В период буржуазных революций, в условиях борьбы про­тив феодального произвола и утверждения нового строя, в разработке концепции правовой государственности значительный вклад внесли прогрессивные мыслители Б. Спиноза, Д. Локк, Т. Гоббс, Ш. Монтескье, Ж.Ж Руссо и другие. Их идеи во многом базировались на античных источниках, и они вывели про­блему соотношения государства и права на светский уровень, освобо­див её в значительной части от религиозного мировоззрения.

В трудах этих учёных проявилось стремление ввести государственное властвование в правовые границы, а также, высказано отрицательное отношение к абсолютизму государственной власти. В соответствие этому, очень большие изменения претерпела и сама трактовка государства. В связи с тем, что праву отво­дилась роль ведущей нормативной системы, государство предстает в теоретическом понимании в виде организации власти, при­званной гарантировать права и свободы индивидов, а также раз­решать возникающие между ними споры в законном порядке. Государ­ство оказывалось средством утверждения правопорядка как равнове­сия между частной собственностью и общим благом. В трактовку соот­ношения государства и права в XVI - XVII вв. были привнесены идеи, неизвестные предшествующей общественно-политической мысли, а именно: идеи правового (конституционного) закрепления государственного строя; единой для всей страны законности; верховенства общих (безличных) законов и ограничения власти правительства, субъективных прав личности; взаимной ответственности индивида и государства[7].

Экономическая, социальная и нравственная основы правового государства.

Соотношение государства и гражданского общества;

Проблемы становления правового государства в России.

Взгляды современных отечественных исследователей государства и права на проблему правового государства;

Современное правовое государство.(На примере Российской Федерации)

Введение.

Государство в своей деятельности связано и ограничено правом, стоит под правом, а не вне и над ним.

Выбирая тему курсовой работы, я сразу остановилась на проблеме правового государства. Во-первых, идея правового государства развивалась еще древнегреческими философами, такими как Аристотель, Платон и другие. Эта идея является одной из центральных в теории государства и права. Во-вторых, при ее освещении необходимо постоянно проводить сравнение между продекларированными законодательством идеями и реальной жизнью. Мы живем в стране, которая по Конституции Российской Федерации является правовым государством.

Существуя в рамках огромного исторического времени, правовое государство не было, конечно, застывшим. Оно изменялось и развивалось, отражая процессы, происходившие в этих социальных структурах. В течение длительного времени данная область деятельности была ареной ожесточенной и бесплодной политической и идеологической конфронтации. Следует также отметить, что государство и право не только зависят друг от друга, но в то же время и сохраняют определенную самостоятельность. Но это не означает, что такая взаимосвязь и взаимозависимость относится лишь к определенному типу государства и не имеет общего фундаментального характера. Независимо от типа, формы или просто преходящих обстоятельств по отношению к государству и обществу право всегда выступает прежде всего как регулятор. Оно регулирует в обществе экономические, политические и иные отношения. В этом заключается одна из его функций и назначений. Устанавливая конкретные право и обязанности сторон (граждан, должностных лиц), право вносит определенный порядок в общество и государство, создает юридические предпосылки для его активности и эффективности.

Знание основ теории государства и права дает возможность грамотно оценить публичные заявления политиков и практические шаги государственных органов власти на пути формирования правового государства. Такие знания помогают понять, на каком уровне строительства правового государства мы находимся.

Возникновение и развитие идеи правового государства.

Идея господства права в жизни народа имеет давние истоки: она родилась в противовес самовластию, произволу личности правителя.

В истории политических учений утопия Платона является одной из самых знаменитых. Она одновременно представляет и отражение ряда реальных черт современных Платону государств, например, Египта, и критику ряда недостатков греческих полисов, и рекомендует взамен отвергнутых идеальный тип общежития.

Основным принципом идеального государственного устройства Платон считает справедливость. Это понятие наполнено у Платона экономическим, политическим и социальным содержанием.

Позднее идеи античных мыслителей были развиты выдающимися мыслителями эпохи Гуманизма и Просвещения. Представители буржуазной политической мысли также развивали учения о справедливом государственном строе: Дж. Локк, Ш.-Л. Монтескье, И. Кант.

Локк предложил концепцию ограничения государственной власти. Он считал, что для обеспечения триады естественных и неотчуждаемых прав человека (жизнь, свобода, собственность) необходимо следующее:

Ограничить объём законодательной власти. Законодательная власть:

Идеи Дж. Локка способствовали формированию взглядов Ш.-Л. Монтескье. В своём политическом учении он сформулировал понятие свободы, которое включало в себя два тезиса:

Монтескье первым посчитал необходимым, чтобы в любом современном государстве были:

Кстати, теория разделения властей и концепция свободы, разработанные Монтескье, составляют фундамент одного из направлений современной западной политической мысли – политического либерализма.

И, наконец, Иммануил Кант, следовавший учению французов Руссо и Монтескье создал собственное политическое учение. Кант считал, что цель правового государства должно стать не достижение всеобщего счастья, которое каждый гражданин понимает по-своему, а создание и защита такого права, которое обеспечивает согласование внешней свободы индивида со свободой всех остальных.

По мнению Канта, идеальной формой правления была республика, под которой он понимал конституционную монархию с разделением властей.

В отечественной правовой науке идеи правовой государственности развивались в трудах В.С.Соловьёва, П.И.Новгородцева, Б.А.Кистяковского, С.И.Гессена.

Большевик Ленин (Ульянов-Бланк) пошёл ещё дальше. Заявив, что в социалистическом государстве буржуазный парламентаризм не нужен, что будут созданы новые социалистические органы народного представительства, одним из важнейших принципов которых является ликвидация разделения властей (законодательной и исполнительной), т.е. соединение законодательства с управлением. Такими органами были призваны стать Советы.

В годы правления Кобы Джугашвили (Сталина) идеи правового государства были названы буржуазными, а методы осуществления власти в стране, напрочь отвергли, даже мысли о правовом государстве в России.

2. Понятие и основные черты правового государства.

Похожие страницы:

Правовое государство история идеи и современность

. . – 624 с. 16 Коваленко А.И. Правовое государство: концепции и реальность. М., 1993. – 280 с. 17 Коваленко А.И. Правовое государство: концепции и реальность. М., 1993. – 280 с. 18 .

Правовое государство сущность и основные черты (1)

. формирования правового государства. Коваленко А.И. Теория государства и права, Москва 1994г. Коваленко А.И. Правовое государство: концепции и реальность, Москва 1993г. С. Алексеев - Государство .

Правовое государство (16)

. формирования правового государства. 2. Коваленко А.И. Теория государства и права, Москва1994г. 3. Коваленко А.И. Правовое государство: концепции и реальность, Москва 1993г. 4. С.С.Алексеев - Государство и право .

Правовое государство-концепции и пути развития

. Кафедра истории и теории государства и права КУРСОВАЯ РАБОТА на тему: ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО : КОНЦЕПЦИИ И ПУТИ РАЗВИТИЯ . . Итак, правовое государство обеспечивает: 1. Верховенство закона во всех сферах общественной жизни. 2. Реальность прав .

Понятие и сущность правового государства

. условии формирования правового государства.; Коваленко А. И. Теория государства и права. М. 1994; Коваленко А. И. Правовое государство: концепции и реальность. М. 1993г; Алексеев А.Н. Государство и право .

Гост

ГОСТ

Концепция правового государства

Правовое государство — это государство, в котором закон, как основной принцип регулирования общественных отношений, занимает верховенствующее положение, является необходимым условием разделения ветвей власти.

Принципы правового государства — это основополагающие начала, императивы, требования, составляющие содержание и смысл концепции правового государства.

Основные принципы правового государства:

  • приоритетное положение прав и свобод человека — признание высшей ценностью государства прав и свобод личности перед интересами общества, обеспечение их защиты;
  • верховенство правового закона — деятельность государственных органов власти основана на нормах права, ограничивается Конституцией и действующим законодательством; законы должны отвечать морально-нравственным требованиям гуманизма и справедливости;
  • разделение государственной власти — власть государства осуществляется на основе ее разделения на три ветви (законодательную, судебную и исполнительную); каждая ветвь выполняет строго определенные государством функции путем формирования и функционирования государственных органов;
  • наличие независимого суда, способного активно применять действующее законодательство на основе принципов законности, справедливости, неотвратимости, равенства, гуманизма.

Государство и личность в правовом государстве выступают субъектами взаимного сотрудничества и ответственности, являются партнерами. В правовом государстве применяют меры юридической ответственности. Ответственность в публичном праве реализуется через ее конкретные виды:

  • конституционно-правовая;
  • конституционно-уставная;
  • государственно-правовая (административная, дисциплинарная, уголовная);
  • муниципальная.

Легитимность государственной власти — это признание населением государственных институтов, согласие с общеобязательными принимаемыми государством нормами, соответствие решений органов государственной власти действующему законодательству, морально-нравственным, естественно-правовым императивам, ценностям, выработанным в процессе истории, представлениям о справедливости, добре и зле. Обеспечение легитимности непосредственно связано с совершенствованием демократических механизмов создания государственных институтов, реализацией права каждого гражданина на участие в государственных делах.

Концепция правового государства отражена в многочисленных работах русских философов: Б.Н. Чичерина, П.Н. Новгородцева, Б.А. Кистяковского, В.С. Соловьева, Л.И. Петражицкого, И.А. Ильина.

Готовые работы на аналогичную тему

Основные положения концепции правового государства российских философов:

Правовое государство в современном мире

В настоящее время во всем мире наблюдается рост демократизации, устремление на курс к правовому государству. Провозгласив величайшей ценностью государства естественные права и свободы человека, современные государства взяли на себя обязательства по соблюдению гарантий этих прав и свобод.

В соответствии со стандартами правового государства, оно должно уважительно относиться к субъектам-носителям собственного понимания норм, которым должно следовать общество. Это ведет к возникновению разногласий в суде, когда одна из сторон настаивает на буквальном прочтении закона, а другая указывает, что их трактовка лучше согласовывается с духом закона, с системой права, как единым целым. Такие разногласия оказывают негативное воздействие в определенности правовых норм. Противоречия между разными общественными идеалами находят свое отражение в системе права. Разрешение противоречий ведет к преобладанию определенных ценностей или к компромиссу, к расхождению между требованиями закона и предпочтениями части граждан.

Строгое соблюдение процедур принятия решений, установленных законом, способствуют неопределенности результата. Иногда это может сыграть позитивную роль в процессе демократических выборов. В отдельных случаях это находит негативное отражение на чувстве предсказуемости в отношении действий иных лиц, привести к излишнему самоограничению личной свободы.

Правовое государство представляет собой всеохватывающую политическую организацию общества, основанную на верховенстве закона, которое подразумевает приоритет закона как разновидности нормативно-правового акта в отношении подзаконных актов, широкий спектр прав и свобод, закрепленных за членами общества действующим законодательством. Любое ущемление прав человека в правовом государстве недопустимо, оно неукоснительно и обязательно обеспечивает реализацию прав и их защищает.

Принципиальную роль играет проблема правового равенства в разных сферах жизни государства и общества. Решение этой проблемы предполагает создание государством гарантий, обеспечивающих такое равенство. У правового государства всегда будут сопутствующие проблемы, вытекающие из недостаточной точности и относительной субъективности определенных законов, подзаконных актов, терминов и формулировок.

Определяющей задачей в развитии правового государства и гражданского общества является обеспечение принципа признания, защиты прав и свобод человека как основного ориентира, высшей ценности, важнейшей основы конституционализма.

Во-первых, идея правового государства развивалась еще древнегреческими философами, такими как Аристотель, Платон и другие. Мы живем в стране, которая по Конституции Российской Федерации является правовым государством.

Уже в глубокой древности зарождается идея необходимости соответствия действий власти требованиям справедливости. В дальнейшем процессе углубления представлений о праве и государстве довольно рано сформировалась идея о разумности и справедливости такой политической формы общественной жизни людей, при которой право благодаря признанию и поддержке публичной власти становится общеобязательным законом, а публично-властная сила (с ее возможностями насилия и т.д.), признающая право, упорядоченная и, следовательно, ограниченная и оправданная им одновременно, справедливой (т.е. соответствующей праву) государственной властью. Символическим выражением подобных представлений стал образ богини правосудия, олицетворяющей единение силы и права и справедливость правопорядка, в равной мере обязательного для всех.

Теоретическую основу моей курсовой составляют выдержки из работ: как классиков теории правового государства И. Канта, Ш. Монтескье, так и современных специалистов А.Б. Венегерова, В.В. Лазарева, В.Н. Хропанюк и.т.д.

Методологическую основу исследования составят материалистический диалектики как всеобщий метод познания, совокупность системного и комплексного методов, целевого подхода к изучаемой проблеме, логический, исторический, сравнительно-правовой, формально-юридический и другие научные методы познания.

Методологическую основу исследования составят материалистический диалектики как всеобщий метод познания, совокупность системного и комплексного методов, целевого подхода к изучаемой проблеме, логический, исторический, сравнительно-правовой, формально-юридический и другие научные методы познания.

Если говорить об актуальности данной темы, то размышления на нее можно найти в учебниках и научных работах ученых – правоведов, да и просто народ задается вопросом: что же такое правовое государство? Считают, что правовое государство это именно та форма государства, при которой право и свободы человека играют определяющую роль в жизни народа.

определенных предпосылок, важнейшей из которых является гражданское общество, то есть сфера реализации индивидами своих экономических, социальных, культурных, религиозных, национальных, семейных и других неполитических интересов, которые находятся за пределами государственного регулирования. Российское же общество еще не совсем созрело, чтобы обеспечить для себя условия, удовлетворяющие и реализующие свои разнообразные потребности и интересы. Наша психология опирается на то, что именно государство должно позаботиться о благосостоянии своего народа. Но даже самое развитое правовое государство не способно предоставить своим гражданам приемлемые блага для полного функционирования общества. Иначе говоря, мы сами должны разобраться, что же необходимо для нашего процветания, позаботиться о своей обеспеченности.

Современное демократическое правовое государство предполагает развитое гражданское общество, в котором взаимодействуют различные общественные организации, политические партии, в котором никакая идеология не может устанавливаться в качестве официальной государственной идеологии. Политическая жизнь в правовом государстве строится на основе идеологического, политического многообразия (плюрализма), многопартийности. Поэтому одним из путей формирования правового государства, одним из направлений этой работы является развитие гражданского общества, выступающим важным звеном между личностью и государством, в котором реализуется большая часть прав и свобод человека; утверждение принципов политического плюрализма.

Список источников информации

1.Конституция Российской Федерации

1. декабря 1993 г. // Российская газета. 1993.

2.Авакьян С. Практика российской государственности // Вестник Моск. ун-та. Сер.

18. Социология и политология. 1997. № 1.с. 43-51

4.Григорис Э.П. Теория государства и права. [учеб. пособие]

/ Григорис Э.П. — СПб.: Питер, 2003 – 312с

6.Нерсесянц В.С. История политических и правовых учений. М.: Юрист, 1995.- 548с.

Витюк В. В. Становление идеи гражданского общества и ее историческая эволюция. М.: Институт социологии РАН, 1995 – 331с.

7.Резник Ю. М. Гражданское общество как феномен цивилизации. Теоретико-методологичексие аспекты исследования. М.: Союз, 2003- 228с.

8.Салыгин Е.Н. Теократические тенденции современной государственности // Общественные науки и современность. 1996. № 5.с.23-45

Правовое государство - это государство с верховенством закона как главного принципа регулирование общественных отношений при разделе­нии государственных ветвей власти (законодательной, исполнительной, судебной) в качестве необходимого условия существования данного государства.

Основной причиной возникновения этой концепции послужило извечное стремление человека к наилучшему устройству своей жизни в обществе на основе наивысшей человеческой справедливости, что и нашло отражение в его трудах.

Основатели теории правовой государственности:

- Цицерон: «Народ – не любое соединение людей, собранных вместе каким бы то ни было образом, а соединение многих людей, связанных

- государственная власть должна быть построена на прочной конституционной основе;

- государственная власть должна действовать строго в пределах очерченных законом;

- правовое государство - гарант безопасности, свободы гражданина;

- законы существуют для обеспечения безопасности людей, имущества. Последнее - естественное право, неотъемлемое достояние человека, входящего в общество;

- неприкосновенность человека и имущества - суть гражданской свободы, которая имеет два главных вида: свободу личную иимущественную;

- содержание личной свободы сводится к следующему: а) никто не может быть наказан; б) никто не обязан отправлять службу, иначе как по закону;

- содержание вещественной свободы состоит в том, что: а) всякий может располагать своей собственностью по произволу, сообразно общему закону;

без суда собственности лишен быть не может; б) никто не обязан ни отправлять вещественной службы, ни платить повинностей иначе, как по закону или по условию, а не по произволу другого;

- децентрализация законодательной власти как важнейшее условие, гарантия от произвола исполнительной власти (т. е. наряду с Государственной думой необходимо создавать и думы местные на различных уровнях).

Либеральная программа П. А. Столыпина, изложенная им 6 марта 1907 г. в большой речи в Думе. Центральное место в ней занимали следующие вопросы:

- народ должен быть достоин свободы, ее достойны только – граждане;

- религиозная терпимость и свобода совести (были разработаны регламенты перехода из одного вероисповедания в другое, создания религиозных общин и др.);

- неприкосновенность личности (арест, обыск и цензура могли иметь место только на основании судебного постановления; адвокат допускается к подзащитному на предварительном следствии);

- совершенствование системы самоуправления;

- совершенствование трудового законодательства (введение различных видов страхования, разрешение экономических забастовок);

Концепция правового государства в работах виднейших представителей русской философии права:

- Борис Николаевич Чичерин (1828 – 1904 гг.)–крупнейший представитель русского правового либерализма;

- Павел Николаевич Новгородцев (1866 - 1924 гг.) – глава московской школы русской юриспруденции

- Владимир Сергеевич Соловьев (1853-1900 гг.) — философ, историк, правовед, автор научных трудов мирового значения;

- Леон Иосифович Петражицкий (1867-1931 гг.) — глава петербургской школы юриспруденции, основатель всемирно известной концепции правовой психологии;

- Иван Александрович Ильин (1882—1954 гг.) — выдающийся русский философ, государствовед, писатель и религиозный мыслитель.

Их основные теоретические позиции:

- жизнь человека — абсолютная ценность для общества и гoсударства;

- свобода и независимость человека возможна только в его связи с государством и обществом,

- право человека на достойное его существование, которое государство обязано обеспечить, гарантировать гражданам;

- закон выше политической или экономической власти. Его главная задача- подчинение и политики, и экономики либеральным ценностям, ставящим во главу угла высшую значимость жизни человека. Закон не должен отождествляться с какими-то внешними, вольными установлениями государства в области прав человека;

- терпимость к инакомыслию, уважение каждым человеком жизни,достоинства, свободы и независимости другого человека;

- в обществе необходимы как минимум две независимые политические силы;

- государство - есть правовая организация народа, обладающая во всей полноте своею собственной, самостоятельной и ни от кого заимствованной властью;

- для государства главное - отстаивание солидарных интереса людей в обществе.

Концепция правого государства и советская действительность:

- полное отрицание идеи о правовом государстве как буржуазной, реакционной, антисоциалистической, абсолютно не пригодной для строительства коммунизма;

- право было сведено к полицейскому праву, т. е. к волюнтаристским приказам партийных и государственных чиновников, партийным ре­шениям и государственным установлениям, которые затем облекались в форму закона. (Однако, право — это не всегда действующее законодательство. Сталинский закон, обрекавший на смерть миллионы невинных людей, тоже закон, но не право);

- господствовали представления о государстве как творце права и о правовой не связанности поведения самого государства, его чиновников, правящей партии действующим законодательством;

Принципы правового государства:

- ограничение государственной власти правами и свободами чело­века и гражданина (власть признает неотчуждаемые права граждан);

- верховенство права (правового закона) во всех сферах общест­венной жизни;

- конституционно-правовая регламентация принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную;

- наличие развитого гражданского общества;

- правовая форма взаимоотношений (взаимные права и обязанно­сти, взаимная ответственность) государства, общества и гражданина;

- верховенство и прямое действие конституции;

- соответствие внутреннего законодательства общепризнанным нормам и принципам международного права;

Принципы правового государства
Верховенство закона, суверенитет права Демократия
Разделение властей Независимость суда
Верховенство прав и свобод человека и гражданина Гражданское общество
Равенство граждан и государства Суверенитет личности как условие суверенитета общества

Вопросы для самоконтроля:

1. Определите сущность теории правовой государственности и ее роль в развитии общества?

2. Какие концепции устройства государства Вам известны?

3. Почему любое тоталитарное государство отвергает теорию правового государства?

Читайте также: