Доклад на тему цифровизация процессов в сфере начального общего образования

Обновлено: 16.05.2024

Оценить 682 0

Доклад по теме:

учитель начальных классов

МКОУ СОШ №1 с.Дивное

Очевидно, что традиционная педагогическая модель должна претерпевать существенные изменения. И вопрос не в том, применять или не применять эти технологии, и даже не в том, как их применять, а в том, как найти новое прочтение учебного процесса, в котором любое развитие новых технологий расширяло бы возможности педагогики.

Пути назад нет. Для того чтобы соответствовать нашим ученикам, и по большому счету новым вызовам, мы должны стать просвещенными пользователями, уважающими системный подход в построении образовательной среды, организации учебно-исследовательского пространства.

Что же дает введение в действие проекта для учеников, их родителей и педагогов?

Проект позволит обеспечить обновление содержания образования и даст возможность нашим школьникам свободно и в тоже время безопасно ориентироваться в цифровом пространстве.

Благодаря проекту у родителей появится больше возможностей изучать интересы и способности своего ребёнка.

Для педагогов цифровизация снизит административную нагрузку, высвобождая время для повышения качества своих образовательных программ.

Изменится роль учителя, который станет куратором, ориентирующим ребёнка в соответствии с его запросами и приоритетами, максимально индивидуализирует траектории обучения школьников.

В рамках проекта будут созданы цифровая платформа и информационный ресурс, которые обеспечат возможность использования и интеграции существующих на рынке решений (в том числе электронных журналов и дневников), будут обеспечены конкурентная среда и возможность взаимодействия государственного и частного сектора в сфере образования.

Система включает в себя:

 модульные основные образовательные программы уровней общего образования, разработанные с учетом примерных основных образовательных программ, размещенных в федеральном реестре;

 онлайн – курсы по учебным предметам 1-11 кл., включая подготовку к ОГЭ и ЕГЭ, а также контент для обучения высокомотивированных и одаренных детей (подготовка к олимпиадам, интенсивные курсы, сборники межпредметных задач, сборники проектно-исследовательских заданий);

 контент для дошкольного образования (для детей 5-7 лет);

 контент для детей с ОВЗ по 5 адаптированным программам

 методические рекомендации для учителей, включая тематическое планирование, по всем учебным предметам (46 пособий);

 систему оценивания образовательных результатов;

 систему профессионального развития педагогов.

Таких образовательных платформ несколько, но все они апробируются в различных регионах страны.

Не вредят ли гаджеты здоровью детей?

Техническое обеспечение школ, работающих в МЭШ, полностью соответствует требованиям СанПин. В интерактивных панелях используются немерцающие ЖК-дисплеи без вредных излучений. Яркие экраны позволяют проводить уроки при нормальном освещении, не требуя затемнения в классе.

Еще очень рано давать категоричные оценки. Процесс познания весьма сложный и у каждого человека он индивидуален, но это вовсе не значит, что есть общие закономерности. Что лучше, традиционный способ обучения или видео-уроки, вопрос, который должна решить ПРАКТИКА – как единственный критерий истины.

1. Гелбрейт Дж. Новое индустриальное общество. М.: 2009. 212 с.

3. Казанцев В. Государственная стратегия развития России и роль приоритетных национальных проектов в ее реализации. // Автореф. дис. на соискание уч. степени канд. полит, наук. - М.: ВУ, 2008. С. 65.

4. Матненко А. С. Приоритетные национальные проекты и бюджетная деятельность государства. - М.: Русь, 2007. С. 47.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам


Цифровизация в начальной школе как инструмент для развития самоконтроля учащихся

Современное общество является динамичной системой, непрерывно развивается и ставит перед собой всё новые, на первый взгляд сложные задачи. Для их достижения создаются и усовершенствуются различные цифровые технологии, которые являются неотъемлемой составляющей нашей жизни. Сетевые коммуникации, компьютеры, мультимедиа уверенным шагом вошли в наше общество. Уже трудно представить себе, чтобы случилось, если бы хоть на один день люди отказались от взаимодействия с цифровыми технологиями. Ведь они наделяют нас широким спектром возможностей, а именно: обмен накопленным опытом и знаниями; общение людей вне зависимости от их местоположения; осуществление сложных и объёмных математических вычислений; появление дистанционного обучения и многое другое. Следует отметить, что приобщение человека к благам цифрового мира начинается с самого детства. Ребёнок ежедневно видит, как родители, окружающие его люди пользуются различными цифровыми технологиями, поэтому он привыкает к их постоянному присутствию. В раннем детстве они уже становятся активными потребителями, просматривая любимые мультфильмы и детские программы. В дошкольном возрасте дети с интересом знакомятся с мобильными телефонами, планшетами, игровыми приставками. К 6-7 годам, что соответствует младшему школьному возрасту, дети не только умеют использовать, но и применяют в своей практической деятельности различные цифровые технологии, становясь частью современного информационного общества.

Значительный вклад цифровые технологии внесли в сферу образования, сделав её более доступной. На данный момент существует множество онлайн-занятий, дистанционных курсов, обучающих интерактивов, что позволяет детям, особенно, с ограниченными возможностями здоровья, получить качественное образование, не подвергая себя излишним нагрузкам.

Цифровые технологии играют огромную роль и в классно-урочной форме обучения. Они помогают сделать информацию более наглядной, занимательной, что способствует улучшению уровня усвоения нового материала младшими школьниками

Говоря об образовании, в частности младших школьников, важно отметить, что с помощью электронно-образовательных ресурсов они могут найти любую необходимую им учебную информацию; заниматься саморазвитием, изучая удивительный мир науки. Как мы видим, цифровые технологии обладают огромным познавательным потенциалом. Социально важным фактором является способность самообучения, а этому способствуют цифровые технологии

В традиционной системе обучения целью являлось формирование предметных знаний, умений и навыков, в рамках действующего федерального государственного образовательного стандарта во главу угла поставлено формирование универсальных учебных действий, развитие умений самостоятельно осуществлять учебные действия.

Задача современного школьного образования состоит не только в том, чтобы подготовить ребенка к дальнейшему развитию и самообразованию, развить умение самостоятельно оценивать себя, принимать решения, определять содержание своей деятельности и находить способы ее реализации. Школа должна развивать у учащихся универсальную интеллектуальную способность человека – самоконтроль.

Самоконтроль относится к числу обязательных признаков сознания и самосознания человека. Он выступает как условие адекватного психического отражения человеком своего внутреннего мира и окружающей объективной реальности.

Именно младший школьный возраст является наиболее благоприятным для формирования самоконтроля.

Традиционно приемами самоконтроля на уроках являются самостоятельное выполнение задания по данному ранее алгоритму, подбор нескольких способов выполнения задания и выбор самого рационального, выполнения задания по наводящим вопросам и т.д.

Иногда практикуется на уроках осуществление учащимися самоконтроля с использованием компьютера. Ученикам даётся задание для самостоятельного выполнения, затем высвечиваются количество баллов за правильные ответы, по которым выставляются оценки. В данном случае у учащихся есть возможность проверить себя, оценить свои знания по данной теме

Для формирования пооперационного (пошагового) самоконтроля, ко­торый состоит в выявлении полноты, правильности и последовательности произведенных действий, необходимо использовать следующие тестовые задания: на дополнение, на выбор решения, на постановку вопроса по теме, задания на восстановление последовательности. Пооперационный контроль относится не только уже к выполненным действиям, но и к планируемым, что обеспечивает возможность анали­зировать работу над учебным заданием еще до фактического его выпол­нения, предполагать, прогнозировать результат.

Предложенные варианты заданий нацеливают ученика на осознанный контроль своих действий, анализ их содержания, последовательности, правильности и соответствия заданным схемам и образцам. При выпол­нении заданий учащиеся планируют, сопоставляют и оценивают извест­ные способы решения, сознательно отбирают рациональные, продумыва­ют последствия их выполнения.

Таким образом, грамотное использование возможностей современных цифровых технологий в начальной школе способствует:

  • -активизации познавательной деятельности, повышению качественной успеваемости школьников;
  • -достижению целей обучения с помощью современных электронных учебных материалов, предназначенных для использования на уроках в начальной школе;
  • -развитию навыков самообразования и самоконтроля у младших школьников; повышению уровня комфортности обучения.

Исходя из вышесказанного предлагаю использовать на уроках в самостоятельной деятельности учащихся цифровые технологии для развития самоконтроля. Это также будет способствовать развитию интереса к предметам и положительной самооценки.

Использование цифровых технологий в детском саду диктуется стремительным развитием информационного общества, широким распространением мультимедийных технологий, электронных информационных ресурсов, а так же сетевых технологий в качестве средства обучения и воспитания. Использование современных цифровых технологий в детском саду открывают все новые и новые возможности в обучении и воспитании детей.

В условиях эпидемиологической ситуации и режима повышенной готовности жить и работать на самоизоляции пришлось по-новому. Сегодня не осталось тех людей, кого бы ни коснулись изменения. Образование вышло на новый формат взаимодействия всех членов этого процесса. Перестраиваться пришлось и дошкольной системе образования. Новые образовательные технологии в данный период времени стали новыми средствами сотрудничества с родителями и детьми, когда произошло изменение роли и функции участников педагогического процесса. Здесь велика роль взрослого – педагогу необходимо было создать условия для образовательной деятельности, предложить материал в интересной и доступной форме, чтобы родители, показав его, смогли заинтересовать. Применение цифровых технологий обеспечивает такие условия, при которых любой человек (педагог, ребенок, родитель) с помощью своего мобильного телефона, ноутбука или планшета может двигаться внутри цифрового мира и получать необходимую помощь и информацию. Применение цифровых образовательных ресурсов оправдано, так как позволяет активизировать деятельность воспитанников, дает возможность повысить качество педагогического процесса и профессиональный уровень педагогов, разнообразить формы взаимодействия всех участников образовательного процесса.

Я предлагаю вам посмотреть глубже область применения цифровых технологий педагогами ДОУ и влияние цифровизации на жизнь дошкольного учреждения.

Области применения цифровых технологий педагогами ДОУ.

Цифровые инструменты, которые помогают в работе ДОУ?

1. Ведение документации.

В процессе работы педагог заполняет документацию: перспективные и календарные планы, отчеты, мониторинг выполнения программы, диагностику, готовит материал для родительского уголка. А также составляет отчет о сделанной работе: электронные таблицы и обмен файлами через электронную почту помогает не только беречь ресурсы, а также помогает понимать динамику процессов в каждом дошкольном учреждении.

2. Методическая работа, повышение квалификации педагога.

Сетевые электронные ресурсы – это удобный способ распространения новых методических разработок и дидактических пособий, доступный педагогам независимо от места их проживания. Методические разработки в виде электроном виде могут быть использованы во время подготовки воспитателя к образовательной деятельности, для изучения новых методик, при подборе наглядных пособий к образовательной деятельности. Участие в различных педагогических проектах, дистанционных конкурсах, викторинах, олимпиадах является важным аспектом в работе педагога. В таких мероприятиях очное участие часто невозможно из-за финансовых затрат удаленности региона, и других причин. А дистанционное участие доступно всем. Но…

Мы не можем знать всех деталей, как работает технология или починить браузер, если вдруг зависнет вебинар. Чем выше компьютерная грамотность педагога, тем лучше услуги и счастливее сотрудники и дети.

Какие же существуют цифровые устройства, применимые в моей образовательной деятельности для дошкольного образования? Это всем нам хорошо известные компьютеры, ноутбуки, планшеты, проекторы, экраны, интерактивные доски.

3. Воспитательно-образовательный процесс.

Выделяют 3 вида образовательной деятельности с использованием цифровых технологий :

1. Образовательная деятельность с мультимедийной поддержкой.

При использовании презентации, образовательная деятельность получается эмоциональнее, интереснее. Также презентация является прекрасным демонстрационным материалом и наглядным пособием, что способствует хорошей результативности занятия.

2. Образовательная деятельность с компьютерной поддержкой

Чаще всего такая образовательная деятельность проводятся с использованием игровых обучающих программ. В работе с детьми воспитатели используют в основном развивающие, обучающие и диагностические игры. В настоящее время выбор компьютерных игровых программ достаточно широк.

3. Образовательная деятельность с интерактивной доской

При использовании интерактивной доски обогащается не только

знания ребенка, но и опыт педагога. Практикуем различные

форматы, вместе с детьми создаём новые истории и включаем в сценарии материалы из других мероприятий. Изучаем возможности всемирной сети, чтобы научить дошкольников ориентироваться в цифровом мире : понимать, как он устроен, и уметь ценить реальные знания.

4. Использование в сотрудничестве с родителями.

Современные родители мало обращают внимание на папки-передвижки в группах, плохо замечают объявления, пока воспитатель не обратит на них внимание. Родителям удобнее общаться с педагогами и получать информацию о своем ребенке с помощью цифровых технологий : сайт детского сада, чаты в ВК, Viber, WhatsApp и др.

Внедрение цифровых технологий имеет преимущества перед традиционными средствами обучения:

1. Даёт возможность расширения использования электронных средств обучения, так как они передают информацию быстрее.

2. Движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание детей и способствует повышению у них интереса к изучаемому материалу. Высокая динамика занятия способствует эффективному усвоению материала, развитию памяти, воображения, творчества детей.

3. Обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста. При этом включаются три вида памяти: зрительная, слуховая, моторная.

4. Слайд-шоу и видеофрагменты позволяет показать те моменты из окружающего мира, наблюдение которых вызывает затруднения: например, рост цветка, вращение планет вокруг Солнца, движение волн, вот идёт дождь.

5. Также можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать и увидеть в повседневной жизни (например, воспроизведение звуков природы; работу транспорта и т. д.).

6. Использование цифровых технологий побуждает детей к поисковой исследовательской деятельности, включая и поиск в сети Интернет самостоятельно или вместе с родителями;

7. Цифровые технологии – это дополнительные возможности работы с детьми, имеющими ограниченные возможности.

При всех неизменных плюсах использования цифровых технологий в дошкольном образовании возникают и следующие проблемы:

1. Материальная база ДОУ.

Как уже отмечалось выше для организации занятий необходимо иметь минимальный комплект оборудования: ПК, проектор, колонки, экран или мобильный класс. Далеко не все детские сады на сегодняшний день могут позволить себе создание таких классов, а так же приобретение интерактивного оборудования.

2. Защита здоровья ребенка.

Использование цифровых технологий в дошкольных учреждениях требует тщательной организации как самих занятий, так и всего режима в целом в соответствии с возрастом детей и требованиями Санитарных правил.

3. Недостаточная ИКТ – компетентность педагога.

Педагог не только должен в совершенстве знать содержание всех компьютерных программ, но и разбираться в технических характеристиках оборудования, уметь работать в основных прикладных программах, мультимедийных программах и сети Internet.

Опыт в использования современных технологий в ДОУ, невелик и требует доработок. Но хочется верить, что опыт такого взаимодействия не останется невостребованным после окончания режима самоизоляции и поможет в работе с детьми, которые по каким-либо причинам не могут посещать детский сад. Если каждый педагог будет владеть и грамотно использовать новые современные технологии - то подача и закрепления учебного материала будет разнообразной, и у детей будет желание и интерес к познавательному развитию в целом.

Педагог - это в первую очередь личность, а новые цифровые технологии это лишь инструменты в его руках, которыми он должен владеть в совершенстве.

Новые куклы

Новые куклы Скоро Новый год и я заранее готовлю подарки знакомым и родным. Сделала тетушек-домовушек. Лепила конкретно под каждого человека, кому перейдет.

Новые куклы

Новые куклы Неизвестное доселе увлечение И. А. Крылова Тема кукол у нас на сайте одна из самых популярных. С какими только куклами мы не познакомились.

Новые письма — новые друзья. Посткроссинг на МAAM

Новые письма — новые друзья. Посткроссинг на МAAM Прибавляются, прибавляются на нашей карте белые голубочки. Дети рады, им так интересно. Зато я в некоторой панике, загружена так, что.

Новые приключения кукурузиков Не судите строго, друзья! Вот такая история пришла в голову! Как кукурузики превратили Ветер в друга. В Кукурузии стране всем живется.

Новые работы дочери

Новые работы дочери Здравствуйте, дорогие коллеги и друзья! В нескольких постах блога ("Разноцветные резиночки 2 и 3") были представлены игрушки, фигурки и.

Новые силуэтные аппликации ко Дню подснежника

Новые силуэтные аппликации ко Дню подснежника 19 апреля – День подснежника. Этот белоснежный, хрупкий, нежный цветочек символизирует надежду. По одной древней легенде, когда Бог изгнал.

Новый учебный год — новые успехи, новые достижения и замечательный сложившийся коллектив. Фотоотчёт

Новый учебный год — новые успехи, новые достижения и замечательный сложившийся коллектив. Фотоотчёт Ещё продолжаются отпуска,народ путешествует, копошится на дачах и огородах, оздоравливает детей на море, гостит у любимых родственниках.

Подготовила:
Учитель информатики
Ефремова А.П.

Информационно-образовательная среда образовательного учреждения

Информационно-образовательная среда образовательного учреждения

Информационно-образовательная среда образовательного учреждения

Учебный процесс в информационно-образовательной среде по сравнению с традиционным процессом обучения позволяет: увеличить возможность выбора средств, форм и темпа изучения образовательных областей; обеспечить доступ к…

Учебный процесс в информационно-образовательной среде по сравнению с традиционным процессом обучения позволяет: увеличить возможность выбора средств, форм и темпа изучения образовательных областей; обеспечить доступ к…

Учебный процесс в информационно-образовательной среде по сравнению с традиционным процессом обучения позволяет:

увеличить возможность выбора средств, форм и темпа изучения образовательных областей;
обеспечить доступ к разнообразной информации;
повысить интерес учащихся к изучаемым предметам за счет наглядности, интерактивной формы представления учебного материала;
повысить мотивацию самостоятельного обучения, развития критического мышления;
развивать учебную инициативу, способности и интересы учащихся.

Характер взаимодействия участников учебного процесса отражается в принципах педагогики сотрудничества

Характер взаимодействия участников учебного процесса отражается в принципах педагогики сотрудничества

Характер взаимодействия участников учебного процесса отражается в принципах педагогики сотрудничества.

демократичность (свобода выбора,
равноправие);
- открытость (свобода критики);
- альтернативность (множественность
способов деятельности);
- диалогичность;
- рефлексивность (осознание целей,
содержания, способов деятельности).

Учитель выступает как организатор и координатор учебной деятельности

Учитель выступает как организатор и координатор учебной деятельности

Учитель выступает как организатор и координатор учебной деятельности.

Роль каждого педагога — дать каждому ребенку возможность проявить себя

Роль каждого педагога — дать каждому ребенку возможность проявить себя

Роль каждого педагога — дать каждому ребенку возможность проявить себя.

В связи с этим учитель использует различные типы уроков:
урок- диалог,
урок-деловая игра,
урок- презентация,
урок- исследование,
урок — размышление,
урок — защита проекта и т. д.

Видеоуроки на видеохостинге youtube

Видеоуроки на видеохостинге youtube

Цифровая школа - в первую очередь это педагоги, обладающие знаниями в области информационных и коммуникационных технологий, готовые и умеющие применять новые технологии на уроках и…

Цифровая школа - в первую очередь это педагоги, обладающие знаниями в области информационных и коммуникационных технологий, готовые и умеющие применять новые технологии на уроках и…

в первую очередь это педагоги, обладающие знаниями в области информационных и коммуникационных технологий, готовые и умеющие применять новые технологии на уроках и в других аспектах своей профессиональной деятельности, владеющие основами работы в сети Интернет, готовые к постоянным изменениям, обучению и самообучению.

Читайте также: