Православный храм как образ мира древнерусского человека доклад 6 класс

Обновлено: 03.07.2024

Презентация на тему: " Православный храм: архитектура и символика христианский храм – сложный символ, под видом земного приоткрывающий нам неизвестное Горнее. христианский храм." — Транскрипт:

1 Православный храм: архитектура и символика христианский храм – сложный символ, под видом земного приоткрывающий нам неизвестное Горнее. христианский храм – сложный символ, под видом земного приоткрывающий нам неизвестное Горнее.

2 Основные принципы архитектуры храма, его внутреннего устройства и росписи передаются в церковном предании. Основные принципы архитектуры храма, его внутреннего устройства и росписи передаются в церковном предании. Детальное раскрытие символика храма получает в IV–VIII вв. в трудах святых отцов – творцов канонов: Максима Исповедника, Софрония, Германа, Андрея Критского, Иоанна Дамаскина, Симеона Солунского. Детальное раскрытие символика храма получает в IV–VIII вв. в трудах святых отцов – творцов канонов: Максима Исповедника, Софрония, Германа, Андрея Критского, Иоанна Дамаскина, Симеона Солунского.

4 храм есть образ мира В основании полагается камень с изображением храма и 12 других камней, в ознаменование того, что Церковь покоится на Христе и 12 апостолах. В основании полагается камень с изображением храма и 12 других камней, в ознаменование того, что Церковь покоится на Христе и 12 апостолах. Храм имеет четыре стены, соответствующие четырем сторонам света, они строятся равновеликими и образуют куб. Храм имеет четыре стены, соответствующие четырем сторонам света, они строятся равновеликими и образуют куб. Стены означают народы; их четыре, потому что они принимают сходящихся с четырех сторон Стены означают народы; их четыре, потому что они принимают сходящихся с четырех сторон Петр Карнатский (XII в.) Петр Карнатский (XII в.)

5 Православный храм Православный храм делится на три части: притвор, сам храм (средняя часть) и алтарь. Православный храм делится на три части: притвор, сам храм (средняя часть) и алтарь. алтарь область бытия Божия, алтарь область бытия Божия, собственно храм область ангельского мира собственно храм область ангельского мира притвор- область земного бытия. притвор- область земного бытия.

9 иконостас Иконоста́с - алтарная перегородка, более или менее сплошная, от северной до южной стены храма, состоящая из нескольких рядов упорядоченно размещённых икон Иконоста́с - алтарная перегородка, более или менее сплошная, от северной до южной стены храма, состоящая из нескольких рядов упорядоченно размещённых икон Иконостас показывает становление и жизнь Церкви во времени. Иконостас показывает становление и жизнь Церкви во времени.

10 иконостас верхний ряд – праотеческий, представляет ветхозаветную Церковь от Адама до закона Моисеева верхний ряд – праотеческий, представляет ветхозаветную Церковь от Адама до закона Моисеева Второй ряд – это лица, стоящие под законом, это ветхозаветная Церковь от Моисея до Христа Второй ряд – это лица, стоящие под законом, это ветхозаветная Церковь от Моисея до Христа Третий ряд – праздничный, здесь изображена земная жизнь Христа Третий ряд – праздничный, здесь изображена земная жизнь Христа Четвертый ряд – символизирует моление Церкви за весь мир. Четвертый ряд – символизирует моление Церкви за весь мир. Нижний (местный) ряд – изображения местночтимых святых, а также икона того праздника, которому посвящена церковь. Нижний (местный) ряд – изображения местночтимых святых, а также икона того праздника, которому посвящена церковь.

13 Своды, столпы, купол. Над четырьмя стенами главной части храма возвышается свод, обычно в виде полусферы, подобно тому как над четырьмя сторонами света простирается небо. Над четырьмя стенами главной части храма возвышается свод, обычно в виде полусферы, подобно тому как над четырьмя сторонами света простирается небо. Столпы. На четырех столпах, поддерживающих купол, изображены те, кто проповедовал слово Божие, христианскую веру, Истинные столпы Церкви – апостолы, епископы, подвижники, мученики. Столпы. На четырех столпах, поддерживающих купол, изображены те, кто проповедовал слово Божие, христианскую веру, Истинные столпы Церкви – апостолы, епископы, подвижники, мученики. В куполе изображается Глава Церкви – Христос Вседержитель. В куполе изображается Глава Церкви – Христос Вседержитель.

15 крест Крест – главный христианский символ Самого Христа и символ крестного пути. Вид креста указывает и на таинство Троицы: Крест – главный христианский символ Самого Христа и символ крестного пути. Вид креста указывает и на таинство Троицы: своей вертикалью он указывает нам на Бога Отца, поперечной перекладиной – на Сына и Святого Духа своей вертикалью он указывает нам на Бога Отца, поперечной перекладиной – на Сына и Святого Духа

16 форма главы – полусфера – образ ровного сияния или света Бога, сходящего с неба. Образ пламени – символ молитв, обращенных верующими к Богу форма главы – полусфера – образ ровного сияния или света Бога, сходящего с неба. Образ пламени – символ молитв, обращенных верующими к Богу

17 Многоглавие храмов Одна глава знаменует единство Бога. Одна глава знаменует единство Бога. Две главы соответствуют двум естествам Богочеловека Иисуса Христа. Две главы соответствуют двум естествам Богочеловека Иисуса Христа. Три главы знаменуют Святую Троицу. Три главы знаменуют Святую Троицу. Четыре главы обозначают Четвероевангелие и его распространение на четыре стороны света. Четыре главы обозначают Четвероевангелие и его распространение на четыре стороны света. Пять глав обозначают Господа Иисуса Христа и четырех евангелистов. Пять глав обозначают Господа Иисуса Христа и четырех евангелистов. Семь глав знаменуют семь таинств Церкви, семь даров Святого Духа, семь Вселенских соборов. Семь глав знаменуют семь таинств Церкви, семь даров Святого Духа, семь Вселенских соборов. Девять глав связаны с образом небесной Церкви, состоящей из девяти чинов ангелов и девяти чинов праведников. Девять глав связаны с образом небесной Церкви, состоящей из девяти чинов ангелов и девяти чинов праведников. Тринадцать глав – знамение Господа Иисуса Христа и двенадцати апостолов. Тринадцать глав – знамение Господа Иисуса Христа и двенадцати апостолов. Двадцать пять глав могут быть знамением апокалиптического видения престола Святой Троицы и двадцати четырех старцев или обозначать похвалу Пресвятой Богородице, в зависимости от посвящения храма. Двадцать пять глав могут быть знамением апокалиптического видения престола Святой Троицы и двадцати четырех старцев или обозначать похвалу Пресвятой Богородице, в зависимости от посвящения храма. Тридцать три главы – число земных лет Спасителя. Тридцать три главы – число земных лет Спасителя.

18 Символика материала Камень – символ прежде всего Самого Христа. Камень – символ прежде всего Самого Христа. Дерево – символ Древа жизни райского сада, в котором пребывают праведные души. Дерево – символ Древа жизни райского сада, в котором пребывают праведные души.

19 Задание для любознательных: Какого цвета бывают главы (купола) храмов и что символизируют эти цвета? Какого цвета бывают главы (купола) храмов и что символизируют эти цвета?

20 Успенский собор Московского кремля Что нового вы узнали о православном храме? Что нового вы узнали о православном храме?

21 литература 1. Кудрявцев М.П. Русский храм // К Свету С Кудрявцев М., Кудрявцева Т. Русский православный храм: Символический язык архитектурных форм // К Свету С Троицкий Н. Христианский православный храм в его идее // К Свету С Лосев А.Ф. Диалектика мифа. М., С Мокеев Г.Я., Кудрявцев М.П. О типичном русском храме XVII в. // Архитектурное наследство С. 70–79 6. Троицкий Н.И. Иконостас и его символика // Православное обозрение Кн. 4


Характерные черты Древнерусской культуры: 1. Выделяются две культуры: элитарная и народная. 2. Начинает развиваться зодчество, ремесло, появляется единый архитектурный стиль, развивается устное народное творчество, летописание, возникает ювелирное и художественное искусство. 3. Возникает религиозная (церковная) культура. Особенности: 1. Храм стал основой политической и культурной жизни, кроме того он служил укрытием при внешней опасности. Поэтому на первый план выходит зодчество. Мозаика, фрески, формируется иконостас. 2. Влияние византийской культуры. 3. Народ является и заказчиком и исполнителем. 4. Уже появились черты церковной культуры, но она еще не стала религиозной. 5. Прослеживается связь человека с природой. Значение древнерусской культуры: 1. Возникают памятники искусства, которые возвеличивают народ, рассказывают о его истории. 2. Оформляется единый архитектурный стиль: четырехстолбный, трехнефный, однокупольный храм. Архитектура православного храма унаследовала византийские традиции, вобравшие в себя, в свою очередь, греческое, римское и малоазийское архитектурное наследие.1. крестово-купольный тип храмазаимствован из Византии, появился на Руси в Х веке и получил широкое распространение в русской православной церкви. Такой храм несет в себе целую систему символов, отражающих религиозные взгляды и отношения.Храм издавна рассматривался как образ мира (космогонический образ).Храм делится на три пространственные зоны: алтарь, собственно храм и притвор, которые символизируют трехчастную структуру мира, Вселенную в христианской понимании.Так алтарь символизирует место пребывания Бога, непостижимое для человека.Средняя часть храма, отделенная алтарной преградой, рассматривается как символ бытия небесного – сферы, где живут ангелы и праведные люди в потустороннем мире.Наконец, притвор символизирует окружающий человека земной мир, подчиненный законам времени и пространства.Храм, как модель мира, строго сориентирован по сторонам горизонта.к востоку, т.е. к свету, к светлому раю, обращена главная часть храма – алтарь, западная часть отождествляется со страной мрака, холода и смерти. В христианстве, особенно в его православной ветви, часто встречается уподобление храма кораблю (Ноеву ковчегу), несущему верующих на восток, к спасению.Такой образ совместим с внешним примитивным восприятием крестово-купольного храма:купола – паруса, апсида – нос корабля, колокольня – мачта и т.д.В православном храме заложена также и антропологическая символика. Еще в Византии трехчленное деление внутреннего пространства храма уподобляли тройственному составу человека: дух (алтарь); душа (центральное помещение); тело (притвор).Интересно, что “очеловечивание” храма нашло яркое отражение в русских названиях частей храма: купол называется главою; поставлена глава на барабан – шею; основание храма – подошва; окна – очи; защитные от дождя выступы над окнами – бровки и т.д.


Важное место в архитектуре храма занимает числовая символика.

Так, символично число куполов: один купол символизирует единство Бога; два соответствуют естеству Иисуса (богочеловек); три символизируют Святую Троицу; четыре – четыре Евангелия, пять – четырех евангелистов и Христа; семь – семь таинств церкви; девять – число ангельских чинов; двенадцать – апостолов и т.д. Символическое значение имеют любые архитектурные детали храма, а также все предметы, находящиеся в нем.Так, например, обычно своды крестово-купольного храма опираются на четыре массивных столба, символизирующих четыре Евангелия.Основной частью алтаря является престол – возвышение, символизирующее гроб Господень или престол Святой Троицы и т.д.Следует отметить, что символическая трактовка архитектурных форм и убранства храма остается неизменной во всем периоде существования православных храмов


17. Религиозные верования восточных славян.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Занятие по ИЗО в 7-м классе 1 урок 4 четверть

Цель: познакомить учащихся с русскими православными храмами, их историей.

Оборудование: альбом, карандаш, ластик.

- Здравствуйте ребята! Сегодня мы поговорим о богатом прошлом нашей России – о православных храмах.

1. Что такое храм, собор и церковь.

2.Познакомимся с историей их создания

3.Будем осваивать навыки построения фронтальной композиции храма.

Храм – это культовое здание для выполнения религиозных обрядов. Храмом можно назвать и христианскую церковь, и мусульманскую мечеть, и буддийский храм.

Итак, храмом на Руси называют здание церкви.

Чем же здание церкви - храм - отличается от собора?

Собор – это главный храм города или монастыря, где богослужение проводит Высшее духовное лицо.

В центре любого города на самом высоком и красивом месте, посреди большой площади строили храм.

Первые храмы на Руси стали строить с принятием христианства.

Храм-здание, в котором происходят религиозные обряды: венчания, крещения, отпевания. Приходят верующие с целью душевного исцеления.

В соборах русские воины давали клятву, уходя в бой, защищать Родину. Обращаются в храмы и в радости и в горе.

hello_html_7f2caa4c.jpg

Церковь Покрова на Нерли

Православный храм своим силуэтом напоминает горящую свечу, символизируя пламенность молитвы человека, обращенной к Богу. Строение храма выражает единство мира земного (кубическое основание) и небесного (купола, взмывшие ввысь).

Возводились церковные здания из дерева, камня и кирпича. Издавна в России строительным материалом служил лес, из него возводились все жилые и хозяйственные постройки, оборонительные сооружения.

В древности и храмы были деревянными, но потом по традиции, перенятой у Византии, их стали строить из камня, который был намного прочнее и долговечнее дерева, не боялся пожаров, бывших в те времена обычным явлением.

Несмотря на всю тяжеловесность строительного материала, зодчие православных храмов добивались удивительной легкости своих творений, устремленных ввысь.

Внешний вид православного храма напоминал богатыря, стоявшего на страже: прочные стены, небольшие щелевидные оконца, шлемовидный купол горит золотом.

Храмы бывают шатровые и купольные.

Шатровые храмы — особый архитектурный тип. Они бывают деревянными и каменными. Вместо купола здание храма завершается шатром.

Церковь Вознесения в Коломенском

Мы рассмотрим устройство купольного храма.

Устройство купольного храма.

Главным входом в собор служит – паперть, боковые двери называются – порталом.

Стены собора имеют очень мало окошек, похожих на узкие щели. Зато внутри помещения - свет льётся из-под купола – сверху, т.е. это свет, идущий с небес!

Главным украшением собора являются купола. Каждый купол стоит на барабане.

Красой он чудною сияет,

Где жизни цель, конец пути, -

То крест Христов; он озаряет,

Чтоб не во мраке нам идти.

Крест на куполе выражает идею храма как Дома Божия

Количество глав храма раскрывает в числовой символике иерархию устроения небесной Церкви.

Одна глава знаменует единство Бога

hello_html_m43ee4220.jpg

Две главы соответствуют двум естествам Богочеловека Иисуса Христа.

Три главы знаменуют Святую Троицу.

hello_html_248243a4.jpg

hello_html_100c81c9.jpg

Четыре главы обозначают Четвероевангелие и его распространение на четыре стороны света

hello_html_1269ac27.jpg

Пять глав обозначают Господа Иисуса Христа и четырех евангелистов.

hello_html_m461d72c1.jpg

Семь глав знаменуют семь таинств Церкви, семь даров Святого Духа, семь Вселенских соборов

Девять глав связаны с образом небесной Церкви, состоящей из девяти чинов ангелов и девяти чинов праведников.

hello_html_m10f58352.jpg

Тринадцать глав – знамение Господа Иисуса Христа и двенадцати апостолов.

Цвет купола тоже символичен:

Золотой - символ небесной славы, храм посвящен Христу

Голубые и синие – Пресвятой Богородице, на голубом фоне - звезды – Рождеству Христову.

Зеленые купола посвящались Троице и символизировали Святой Дух

Серебряные купола - посвящались святым

Творческая работы : Перед вами стоит задача нарисовать храм. Можно не следовать строгим архитектурным канонам, но попытаемся нарисовать строение, которое напоминало бы храм. Часто церкви ставили на холмах, на возвышенностях, чтобы они были видны издалека, и сияние куполов освещало дорогу к храму. Поставим наш храм на холме, для этого карандашом нарисуем склоны холма, а на заднем плане нарисуем линию, которую будем оформлять как вдалеке растущий лес.

hello_html_1e2a3e6c.jpg

hello_html_m29a4ccd2.jpg

hello_html_7593325d.jpg

Русские художники Юон, Сибирский, Поленов на своих полотнах изображали известные храмы и соборы, показывая торжество национального зодчества.

Практическая работа.

Выполнить рисунок с изображением храма. Техника выполнения акварель, гуашь, цветные карандаши, восковые мелки – на выбор.

Как возникла крестово-купольная система, у кого учились древнерусские зодчие, из каких материалов строились храмы, как они устроены внутри и снаружи и, наконец, где можно увидеть хорошо сохранившиеся образцы древнерусской храмовой архитектуры

1. Как храм устроен внутри

Композиция развивается с запада на восток, от входа — к алтарю. Она символи­зи­рует путь, который должен пройти христианин, чтобы соединиться с Богом. Первое помещение, притвор (в западной традиции — нартекс), означает мир, еще не обновленный, лежащий во грехе. Во время службы здесь стоят верую­щие, отлученные от причастия и находящиеся под епитимьей, а также огла­шенные — только готовящиеся принять крещение. Далее следует основной объем, неф, — символ Ноева ковчега и святилища скинии. Это место, где обре­тают спасение крещеные миряне, допущенные к причастию. Наконец, самая важная часть храма, доступ в которую для большинства людей ограничен, — алтарь с престолом. Там происходит главное событие литургии — хлеб и вино становятся телом и кровью Иисуса Христа.

2. Как храм выглядит снаружи


Успенский собор Московского Кремля Иллюстрация Галины Кребс

3. Как устроен иконостас

4. Что находится за иконостасом


Престол Иллюстрация Галины Кребс

Как уже говорилось, иконостас закрывает от взглядов мирян самую важную часть храма — алтарную. Когда открыты Царские врата, за ними можно уви­деть престол — освященный стол, покрытый специальными тканями, в том числе антиминсом Антиминс — плат с вшитыми частицами святых мощей. , на котором стоят священные предметы для богослу­жения. Вдоль стены апсиды тянется ступенчатая скамья с горним местом (обычно епископским креслом) посередине. Такая же полукруглая скамья, кафедра, использовалась в Древнем Риме в судебных базиликах. Царские вра­та — не единственные проходы. Справа и слева от них находятся диаконовские двери. Северная ведет в жертвенник — пространство, где у стены расположен еще один стол, тоже называемый жертвенником. На нем готовят дары для та­инства причащения: хлеб и вино, которые становятся телом и кровью Иисуса Христа. За южной дверью помещается диаконник — помещение для хранения церковной утвари и одеяний.

5. О чем рассказывают мозаики и росписи


Отечество. Купол Архангельского собора Московского Кремля Иллюстрация Галины Кребс

6. Как возникла крестово-купольная система


Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском Иллюстрация Галины Кребс

Первыми строителями и учителями местных мастеров стали византийцы и умельцы из стран, находившихся под влиянием Константинополя. В Во­сточно-Римской империи (то есть в Византии) к концу первого тысячелетия нашей эры уже сложился тот тип православного храма, который и сегодня является основным в восточнославянских землях, — с вписанным крестом в плане, с куполами под главками, поднятыми на барабанах, и с крестово-купольной конструкцией. Такие храмы восходили к еще более древнему типу зданий — римским базиликам, большим крытым форумам. Именно базили­ку — продолговатое здание, предназначенное для судебных заседаний, где кресло судьи помещалось в специальной полукруглой пристройке-апсиде, — взяли за образец христиане первых веков, когда им разрешили строительство собственных сакральных сооружений.

7. Как строились древнерусские храмы

Всего за первые сто лет после крещения Киевская Русь вырастила собственных зодчих, умевших обжигать кирпич и выкладывать из него стены, арки и своды. Практически сразу облик храмов — даже тех, что строили греки, — стал отли­чаться от византийских образцов. Он стал более целостным: элементы визан­тийских церквей жили собственной жизнью, тогда как части древнерусских храмов были неотделимы от общей композиции.

К XII веку в каждом княжестве появились собственные строительные бригады, а сооружения в разных частях Руси получили свои стилевые отличия. Одно­вре­менно на Руси (по крайней мере, во Владимиро-Суздальском княжестве) могли работать и западноевропейские артели. В этих случаях конструкция и ком­по­зи­ция зданий оставались восточнохристианскими, а вот в декоративном оформ­ле­нии фасадов легко заметить черты доминировавшего тогда на Западе роман­ского стиля.

Константинопольские мастера научили древнерусских строителей использо­вать особый кирпич — плинфу, известную еще со времен Древнего Рима. Плинфа — сравнительно тонкая керамическая плита, которую удобно сушить и обжигать. В XII веке с Запада пришла другая древняя технология. Наружные поверхности каждой стены выкладывали из тщательно отесанного известняка, а промежуток заливали раствором с каменным ломом. Так, например, постро­ены белокаменные храмы Владимиро-Суздальского княжества.

Основным же строительным материалом на Руси всегда было дерево, и дере­вянная архитектура оказала большое влияние на каменную. Некоторые ком­позиционные приемы, ставшие популярными в каменных постройках в XVI–XVII веках, могли восприниматься не как вновь изобретенные или воспринятые из строительной практики других стран, но как продолжение отечественной традиции деревянного зодчества. Среди таких приемов — шатровые перекры­тия, а также восьмерик на четверике — эффектное сочетание квадратного в плане объема внизу и установленной на него восьмигранной призмы.

8. Что изменилось после Орды

В русском храмовом зодчестве никогда не отказывались от крестово-купольной системы — в крупных сооружениях она применяется и сейчас. Однако в не­больших храмах чаще использовали бесстолпные конструкции, то есть те, в ко­торых своды опираются прямо на стены, а не на колонны или столбы внутри здания. Такие памятники создавались и в домонгольский период, но в XVI и XVII веке их стало гораздо больше. Одно из таких конструктивных реше­ний — шатровые перекрытия, которые придавали православному храму ассо­циирующийся с готикой прозападный вид. В 50-х годах XVII века патриарх Никон запретил подобные композиции как не соответствовавшие византий­ским традициям. Еще один способ обойтись без внутренних опор — заверше­ние квадратного в плане объема похожим на тюбетейку сомкнутым сводом или его производными. На такой свод сверху ставились декоративные главки, чаще всего на глухих, без окон, барабанах.

Чтобы расширить пространство, к церквям стали пристраивать трапезные. Если в монастырях так назывались помещения для приема пищи с небольшими встроенными церквями, то в данном случае к храму, наоборот, прибавлялось дополнительное сооружение, где никто не трапезничал, но название сохрани­лось.

9. Видим ли мы древнерусские храмы в их перво­начальном виде

К сожалению, нет. Практически ни один из древних храмов не дошел до нас в первозданном виде. Многие были разрушены, большинство перестраивались. Менялась кровля, растесывались узкие окна-бойницы, появлялась штукатурка и чу­жеродный декор. Реставраторы стремятся вернуть этим постройкам перво­на­чальный облик, однако многое приходится додумывать, исходя из известных аналогов и собственных представлений о том, что казалось красивым много веков назад.

На территории современной России полнее всего домонгольская архитектура представлена в Новгородской земле (куда монголы так и не дошли). Прежде всего, это грандиозный храм Святой Софии (1045–1052) и Георгиев­ский собор Юрьева монастыря (1119–1130) в самом Новгороде. Сюда же можно отне­сти Георгиевскую церковь в Старой Ладоге (примерно 1180-е годы) — сегодня это село Ленинградской области. В Пскове неплохо сохранился Спасо-Преобра­женский собор Мирожского монастыря (1136–1156). Три небольшие церкви XII века можно увидеть в Смоленске — лучше всего сохранился храм Михаила Архангела (1191–1194).

Наконец, белокаменное зодчество Древней Руси можно увидеть на террито­ри­ях, принадлежавших Владимиро-Суздальскому княжеству. Из самых ранних — это Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском (1152–1157), Ус­пен­ский собор во Владимире (1158–1160, обстроен новыми стенами с дополне­нием угловых барабанов в 1185–1189 годах), дворцовый комплекс с собором Рожде­ства Пресвятой Богородицы в Боголюбово близ Владимира (1158–1165) и по­строен­ная неподалеку церковь Покрова на Нерли (1165), а также Дмитриевский собор во Владимире (1194–1197).

Читайте также: