Правоохранительная деятельность органов прокуратуры рф доклад

Обновлено: 02.07.2024

Собрала для вас похожие темы рефератов, посмотрите, почитайте:

Введение

Прокуратура осуществляет свои полномочия независимо от государственных органов (законодательной, исполнительной и судебной), органов местного самоуправления и общественных объединений и не принадлежит ни к одной из основных ветвей власти.

Отделения прокурорского надзора и другие виды деятельности прокуратуры

В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор:

  1. исполнение законов федеральными органами исполнительной власти (федеральными министерствами, государственными комитетами, федеральными службами и т.д.), законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, военными органами, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и главами юридических лиц, а также соблюдение ими законов издаваемых ими правовых актов (общий надзор)
  2. за уважение прав и свобод человека и гражданина одними и теми же институтами и должностными лицами
  3. Соблюдение законодательства органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, расследования и предварительное следствие;
  4. для исполнения законов судебными исполнителями;
  5. Соблюдение законов администрациями органов и учреждений, применяющих наказания, налагаемые судом, и меры принуждения, а также администрациями мест содержания под стражей для заключенных и лиц, содержащихся под стражей.

Прочая правоохранительная деятельность:

  1. Координировать деятельность правоохранительных органов по борьбе с преступностью;
  2. международное сотрудничество;
  3. Специальные издания.

Прокуроры также участвуют в рассмотрении судами дел, протестуют против судебных решений, противоречащих закону, участвуют в законотворческой деятельности, присутствуют на заседаниях государственных органов и органов местного самоуправления, рассматривают заявления, жалобы и другие обращения.

Cистема уголовного правосудия

Прокуратура Российской Федерации представляет собой единую централизованную систему органов и учреждений с подчинением прокуроров более низкого уровня прокурорам более высокого уровня и Генеральной прокуратуре Российской Федерации.

Система Прокуратуры Российской Федерации состоит из одной системы:

  • Генеральная прокуратура Российской Федерации,
  • Следственный комитет при прокуратуре РФ;
  • Прокуратуры субъектов Российской Федерации (а также приравненные к ним военные и иные специализированные прокуратуры);
  • Городские и окружные прокуратуры (и другие территориальные прокуратуры);
  • другие специализированные (военные, транспортные, экологические) прокуроры (государственные обвинители), и
  • научных и образовательных учреждений прокуратуры;
  • печатные редакторы.

Создание, реорганизация и упразднение правоохранительных органов и учреждений, определение их статуса и компетенции осуществляются Генеральным прокурором Российской Федерации. Генеральный прокурор Российской Федерации возглавляет Генеральную прокуратуру Российской Федерации, назначается и освобождается от должности Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации. Заместители Генерального прокурора Российской Федерации (в том числе первый заместитель, Верховный военный прокурор Российской Федерации и заместители Генерального прокурора Российской Федерации в федеральных округах) назначаются и освобождаются от должности Советом Федерации по представлению Генерального прокурора Российской Федерации.

В структуру Генеральной прокуратуры Российской Федерации входят основные управления (в том числе управления федеральных округов), управления, отделы, а также Главная военная прокуратура как структурное подразделение. Государственные обвинители возглавляют Прокуратуру Российской Федерации и назначаются Генеральным прокурором Российской Федерации с согласия субъектов Российской Федерации (как правило, их законодательных (представительных) органов). Другие прокуроры (председатели территориальных и специализированных прокуратур) и директора (ректоры) научных и образовательных учреждений при прокуратуре назначаются Генеральной прокуратурой Российской Федерации.

Заключение

Прокурор при осуществлении своих функций имеет право свободно входить на территорию и в помещения поднадзорных органов, требовать представления необходимых документов и материалов, призывать должностных лиц и граждан делать заявления. Прокурор (или его заместитель) протестует против правового акта, нарушающего закон (нарушающего права и свободы человека и гражданина), или представляет должностное лицо с требованием устранить нарушение прав, обращается в суд с требованием признать этот правовой акт недействительным, принимает решение о возбуждении дела об административном правонарушении, выносит предупреждение о недопустимости нарушения прав, рассматривает и контролирует обращения граждан.

Список литературы

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Задачи прокуратуры. Место в системе правоохранительных органов

Прокуратура является одним из видов правоохранительных органов РФ, призванных обеспечить установленные в ст. ст. 1 и 2 Конституции РФ верховенство закона, функции государства по соблюдению и защите прав и свобод граждан, законности и правопорядка. В системе правоохранительных органов прокуратура занимает особое место, т. к. на нее в законодательном порядке возложена задача координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью. Ст. 129 Конституции РФ определяет прокуратуру Российской Федерации как единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации.

Как и любому другому виду правоохранительных органов, прокуратуре свойственен ряд характерных признаков, отличающих ее от других государственных органов:

- наличие полномочий осуществления правоохранительной деятельности, возложенных специальным законом;

- осуществление правоохранительной деятельности в строгом соответствии с установленными законом правилами и процедурами;

- наличие права применять меры государственного принуждения к лицам, допустившим правонарушения;

- обязательность исполнения решений, принятых правоохранительными органами, должностными лицами и гражданами.

Полномочия прокуратуры весьма широки. Основными из них являются следующие:

- надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;

- надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;

- надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно – розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;

- надзор за исполнением законов судебными приставами;

- надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу;

- уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;

- координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.

Прокуроры участвуют также в рассмотрении дел судами, в т. ч. арбитражными судами, опротестовывают противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов. Свою деятельность по выполнению вышеперечисленных функций прокуратура строит на основе принципов централизации, независимости, законности и гласности.

Принцип централизации состоит в том, что прокуратура РФ составляет единую федеральную централизованную систему органов и учреждений и действует на основе подчинения нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации.

Принцип независимости означает осуществление органами прокуратуры своих полномочий независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, а также недопустимости вмешательства в осуществление прокурорского надзора.




Принцип законности подразумевает осуществление прокурорами своих функций в строгом соответствии с действующими на территории Российской Федерации законами.

Принцип гласности состоит в информировании федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также населения о состоянии законности. При этом прокуратура действует гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации об охране прав и свобод граждан, а также законодательства Российской Федерации о государственной и иной специально охраняемой законом тайне.

Прокурорский надзор

Прокурорский надзор – деятельность государственных федеральных органов прокуратуры, осуществляемая от имени РФ и состоящая в проверке точности соблюдения Конституции РФ и исполнения законов, действующих на территории РФ.

Прокурорский надзор понимается как:

1) специфический вид государственной деятельности;

2) самостоятельная отрасль права;

3) учебная дисциплина.

Объект прокурорского надзора – предприятия, учреждения, организации и другие юридические лица, в которых проводятся прокурорские проверки исполнения законов.

Субъект прокурорского надзора – участники прокурорской надзорной деятельности

Цель прокурорского надзора – результат, на достижение которого направлена вся деятельность прокуратуры в целом, и ее важнейшая функция – надзор.

Задачи прокурорского надзора – это категория по сравнению с целями более частная, более конкретная, ограниченная. Задачи надзора более многочисленны по сравнению с целями. Они существенно различаются между собой по содержанию, по средствам их решения, по кругу субъектов – органов прокуратуры, ставящих и решающих эти задачи.

Специальные задачи – задачи стоящие только перед данным направлением прокурорского надзора (например, выявление нарушений и нарушителей законов).

Решение общих и специальных задач прокурорского надзора осуществляется путем применения прокурором правовых средств надзора.

Частные (или конкретные задачи) различаются в зависимости от направления (отрасли) прокурорского надзора, от вида применяемого правового средства, от конкретных условий, в которых осуществляется надзорная деятельность прокурора (получение полной информации о конкретном нарушении закона, своевременность истребования правовых актов для проверки их соответствия закону, обеспечение своевременности опротестования незаконных приговоров и решений суда и т. п.). Они не являются постоянными, могут возникать и отсутствовать при разных условиях.

Задачи прокуратуры. Место в системе правоохранительных органов

Прокуратура является одним из видов правоохранительных органов РФ, призванных обеспечить установленные в ст. ст. 1 и 2 Конституции РФ верховенство закона, функции государства по соблюдению и защите прав и свобод граждан, законности и правопорядка. В системе правоохранительных органов прокуратура занимает особое место, т. к. на нее в законодательном порядке возложена задача координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью. Ст. 129 Конституции РФ определяет прокуратуру Российской Федерации как единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации.

Как и любому другому виду правоохранительных органов, прокуратуре свойственен ряд характерных признаков, отличающих ее от других государственных органов:

- наличие полномочий осуществления правоохранительной деятельности, возложенных специальным законом;

- осуществление правоохранительной деятельности в строгом соответствии с установленными законом правилами и процедурами;

- наличие права применять меры государственного принуждения к лицам, допустившим правонарушения;

- обязательность исполнения решений, принятых правоохранительными органами, должностными лицами и гражданами.

Полномочия прокуратуры весьма широки. Основными из них являются следующие:

- надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;

- надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;

- надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно – розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;

- надзор за исполнением законов судебными приставами;

- надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу;

- уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;

- координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.

Прокуроры участвуют также в рассмотрении дел судами, в т. ч. арбитражными судами, опротестовывают противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов. Свою деятельность по выполнению вышеперечисленных функций прокуратура строит на основе принципов централизации, независимости, законности и гласности.

Принцип централизации состоит в том, что прокуратура РФ составляет единую федеральную централизованную систему органов и учреждений и действует на основе подчинения нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации.

Принцип независимости означает осуществление органами прокуратуры своих полномочий независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, а также недопустимости вмешательства в осуществление прокурорского надзора.

Принцип законности подразумевает осуществление прокурорами своих функций в строгом соответствии с действующими на территории Российской Федерации законами.

Принцип гласности состоит в информировании федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также населения о состоянии законности. При этом прокуратура действует гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации об охране прав и свобод граждан, а также законодательства Российской Федерации о государственной и иной специально охраняемой законом тайне.

Прокурорский надзор

Прокурорский надзор – деятельность государственных федеральных органов прокуратуры, осуществляемая от имени РФ и состоящая в проверке точности соблюдения Конституции РФ и исполнения законов, действующих на территории РФ.

Прокурорский надзор понимается как:

1) специфический вид государственной деятельности;

2) самостоятельная отрасль права;

3) учебная дисциплина.

Объект прокурорского надзора – предприятия, учреждения, организации и другие юридические лица, в которых проводятся прокурорские проверки исполнения законов.

Субъект прокурорского надзора – участники прокурорской надзорной деятельности

Цель прокурорского надзора – результат, на достижение которого направлена вся деятельность прокуратуры в целом, и ее важнейшая функция – надзор.

Задачи прокурорского надзора – это категория по сравнению с целями более частная, более конкретная, ограниченная. Задачи надзора более многочисленны по сравнению с целями. Они существенно различаются между собой по содержанию, по средствам их решения, по кругу субъектов – органов прокуратуры, ставящих и решающих эти задачи.

Специальные задачи – задачи стоящие только перед данным направлением прокурорского надзора (например, выявление нарушений и нарушителей законов).

Решение общих и специальных задач прокурорского надзора осуществляется путем применения прокурором правовых средств надзора.

Частные (или конкретные задачи) различаются в зависимости от направления (отрасли) прокурорского надзора, от вида применяемого правового средства, от конкретных условий, в которых осуществляется надзорная деятельность прокурора (получение полной информации о конкретном нарушении закона, своевременность истребования правовых актов для проверки их соответствия закону, обеспечение своевременности опротестования незаконных приговоров и решений суда и т. п.). Они не являются постоянными, могут возникать и отсутствовать при разных условиях.

Роль и место прокуратуры Российской Федерации в системе правоохранительных органов

Правоохранительная система — это сложное комплексное образование, которое интегрирует многие элементы государственно-правовой жизни общества. Существуют разные определения правоохранительной системы. А. Г. Братко определяет ее как комплекс государственно-правовых средств, методов и гарантий, обеспечивающих защиту общественных отношений от противоправных посягательств. В правоохранительной системе преобладающими институтами выступают, прежде всего, правовые, а затем — государственные. Право превалирует над государством, и это обязывает к тому, чтобы именно подобным образом рассматривать соотношение правовых и государственных структур и в самой правоохранительной системе 1 Братко А. Г. Правоохранительная система. Вопросы теории. М.: Спарк, 2004. .

Автор подчеркивает, что в соответствии с таким подходом на первое место необходимо ставить права и свободы человека, а затем уже все то, что их обеспечивает, — в данном случае правоохранительные органы. Последние представляют собой некую юридическую подсистему, согласованную по целям, средствам и методам с более широкой системой — правоохранительной.

По мнению В. В. Лазарева, правоохранительная система — это совокупность государственно-правовых средств, методов и гарантий, обеспечивающих защищенность человека от противоправных нарушений, которая включает следующие составляющие: цели и объекты правоохраны, субъекты правоохраны, правоохранительная деятельность 3 Радъко Т. Н., Лазарев В. В., Морозова Л. А. Теория государства и права. М.: Проспект, 2012. .

Приведенные выше определения не являются противоречивыми, они как бы дополняют друг друга. Поэтому можно согласиться с позицией приведенных выше авторов — данное явление характеризуется с различных сторон.

Правоохранительные органы представляют собой подсистему, ориентированную по своим целям, средствам и методам на нормативную подсистему правоохранительных норм.

О. И. Чердаков вносит еще один элемент — формирующую правовую идеологию как исходный компонент нормативной и правоохранительной подсистем, как форму систематизированного научного выражения правовых взглядов, принципов, требований общества, классов, различных групп и слоев населения.

Прокуратура Российской Федерации занимает специфическое место в системе правоохранительных органов, поскольку является органом государства, специально предназначенным для осуществления правоохраны совместно с другими органами. Прокуратура служит координирующим центром всей правоохранительной и правообеспечительной деятельности в Российской Федерации, ее основной функцией является общий надзор.

Таким образом, прокуратура представляет собой государственный орган, основным назначением которого является надзор за правильным и точным исполнением законов на всей территории РФ, в том числе и органами, ведущими борьбу с преступностью. Прокуратура в системе правоохранительных органов является своеобразным связывающим звеном между органами предварительного следствия, а также органами судебной власти (судами общей юрисдикции и военными судами).

  • надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;
  • надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;
  • надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;
  • надзор за исполнением законов судебными приставами;
  • надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу;
  • уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;
  • координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.

Прокуроры в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации участвуют в рассмотрении дел судами, арбитражными судами (далее — суды), опротестовывают противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов. Прокуратура Российской Федерации принимает участие в правотворческой деятельности.

Проблема определения статуса прокуратуры, ее функций и задач вызывает острые дискуссии среди ученых-юристов и практических работников. В государственном механизме место прокуратуры определяется по-разному, поскольку это обусловлено недостаточно четким определением правового статуса прокуратуры. В. Б. Алексеев, К. Е. Колибаб относят прокуратуру к судебной ветви власти, В. В. Долежан — к законодательной, В. Ю. Шобухин придерживается мнения об отнесении прокуратуры к исполнительной власти.

Прокуратура также не является органом исполнительной власти и не должна входить в ее состав, поскольку в данном случае ее деятельность неизбежно станет неэффективной. Сам характер прокурорских функций диктует необходимость их успешной реализации при обязательном условии независимости прокуратуры от всех ветвей власти, но при одновременном активном сотрудничестве с ними. Прокурорский надзор распространяет свое действие на широкий круг органов исполнительной власти. Надзорная деятельность органов прокуратуры является сдерживающим элементом в деятельности исполнительной власти и представляет собой одну из самых обширных областей работы органов прокуратуры. Объясняется это, прежде всего, разветвленностью системы органов исполнительной власти, ее многочисленным кадровым составом и значительным охватом сфер жизнедеятельности населения страны, что, в свою очередь, требует эффективного и оперативного прокурорского надзора за исполнением законов.

Само указание в законе на централизацию свидетельствует о том, что прокуратура является самостоятельным институтом власти. Цель прокурорской деятельности заключается в обеспечении верховенства закона, единства и укрепления законности, защите прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства. Решение стоящих перед прокуратурой задач возможно лишь при сильной и независимой позиции в государстве.

На сегодняшний день прокуратура — это многофункциональный орган надзора за исполнением законов, имеющий необходимую правовую и организационно-распорядительную базу, подготовленные кадры, материально-технические и иные условия для своей деятельности.

Из всего вышеизложенного очевидно, что осуществляемые данным институтом власти полномочия не вписываются ни в одну из ветвей государственной власти. Поэтому недопустимо ее включение в одну из ветвей. Прокуратура выполняет функции совсем иного характера, нежели те, которые возложены на законодательную, исполнительную и судебную ветви власти. В противном случае в рамках одной ветви власти будут находиться две структуры разнофункционального характера.

В заключение необходимо отметить, что в настоящее время прокуратура Российской Федерации играет активную роль в охране и защите прав и свобод граждан, интересов общества и государства, укреплении законности и правопорядка, способствуя становлению и развитию правового государства. В связи с возрастающей ролью прокуратуры необходимо, на наш взгляд, включить в Конституцию РФ отдельную главу, посвященную ее деятельности, где указать ее назначение, функции и объекты надзора.

Для обеспечения возложенных на прокуратуру задач необходимо пойти по пути освобождения прокуратуры от несвойственных ей как органу надзора функций. Прокуратура как специализированный орган высшего государственного надзора своим единственным предназначением должна иметь только одну функцию, а именно — надзорную.


правонарушений, применение к правонарушителям мер принуждения.

Выбранная тема представляется автору интересной и актуальной,

поскольку прокуратура занимает особое место среди правоохранительных

органов. Она является независимым правоохранительным органом,

обеспечивающим соблюдение законности в государстве. Деятельность

прокуратуры заключается в обеспечении верховенства закона, единства и

укрепления законности, защите прав и свобод человека и гражданина, а также

охраняемых законом интересов общества и государства.

Целью данной курсовой работы является рассмотрение основных

направлений деятельности прокуратуры, изучение системы органов

прокуратуры Российской Федерации, раскрытие понятия прокурорского

надзора и изучение основных его направлений, а также рассмотрение правового

В работе были использованы основные законодательные акты

Российской Федерации, регулирующие деятельность прокуратуры, а также

работы современных российских авторов, посвященные данной теме (учебные

пособия, периодическая литература, ресурсы сети Интернет).


1. Основные задачи и напра вления деятельности прокуратуры

Прокуратура является важнейшим правоохранительным органом

государства наравне с судом. О важности деятельности прокуратуры

свидетельствует тот факт, что конституционные нормы, закрепляющие

организацию прокуратуры (ст. 129 Конституции РФ), следуют непосредственно

Прокуратура занимает особое место среди правоохранительных органов,

поскольку не относится ни к законодательной, ни к исполнительной, ни к

судебной власти. Она является независимым правоохранительным органом,

обеспечивающим соблюдение законности в государстве.

Организация и деятельность прокуратуры, пом имо Конституции РФ,

закрепляется Законом РФ "О прокуратуре Российской Федерации", а также

Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в Закон

Российской Федерации "О прокуратуре Российской Федерации".

Цели деятельности прокуратуры заключаются в обеспечении

верховенства закона, единства и укрепления законности, защите прав и свобод

человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и

Основное содержание деятельности прокуратуры составляет

прокурорский надзор. Помимо него прокуратура осуществляет уг оловное

преследование лиц, совершивших уголовно-наказуемые деяния, координацию

деятельности правоохранительных органов в борьбе с преступностью,

участвует в правотворческой деятельности. Прокуроры участвуют в

Принципами организации и деятельности прокуратуры являются

централизация, независимость, законность и гласность.

Принцип централизации органов прокуратуры означает, что эти органы

составляют единую централизованную систему, возглавляемую Генеральным

прокурором РФ. Органы прокуратуры имеют четкую иерархию, нижестоящие

органы прокуратуры подчиняются всем вышестоящим и Генеральному

прокурору РФ . Вышестоящие прокуроры могут давать подчиненным

прокурорам обязательные для них указания и поруч ения, брать на себя

исполнение каких-либо их обяз анностей. Перед прокурорами стоят общие,

Принцип независимости в организации и деятельности прокуратуры

заключается в том, что ее органы осуществляют свои полномочия независимо

от федеральных органов государственной власти, органов государственной

власти субъектов РФ, органов государственного самоуправления,

общественных объединений. Чтобы оградить независимость

функционирования органов прокуратуры, закон запрещает прокурорам и

следователям прокуратуры быть членами выборных и иных органов,

образуемых органами государственной власти и органами местного

самоуправления. Прокуроры не могут быть членами общественных

объединений, преследующих политические цели, и принимать участие в их

Принцип законности означает, что органы прокуратуры осуществляют

свои функции в строгом соответствии с действующими на территории

Принцип гласности в организации и деятельности прокуратуры

выражается в оповещении в печати о назначении прокуроров, о которых идет

речь в Конституции РФ, в обязанност и информирования федеральных органов

власти, органов власти субъектов РФ и 'органов местного самоуправления, а

также населения о состоянии законности. Органы прокуратуры обязаны

действовать гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям

федеральных законов об охране прав и свобод граждан, а также

законодательства о государственной и иной специально охраняемой законом

Прокуратура РФ представля ет собой федеральную централизованную

систему прокурорских органов и учреждений. Эту систему возг лавляет

Другие органы прокуратуры делятся на две части. Одну составляют

территориальные прокуратуры, организованные в соответствии с

административно-территориальным и национально-государственным

устройством, установленным Конституцией РФ. К территориальным

 прокуратуры республик в составе РФ, краев, областей, автономной

области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга;

Следует учесть, что наим енование прокуратур может отличаться

своеобразием, вытекающим из особенностей территориального деления

некоторых субъектов РФ. Другая часть органов прокуратуры, также

подчиняющаяся Генеральной прокуратуре РФ , является специализированной. К

специализированным прокуратурам относятся военная, транспортная,

природоохранная, по надзору за собл юдением законов в исправительных

учреждениях и другие. Все они действуют на правах областных или районных

Транспортные прокуратуры создаются для осуществления надзора за

исполнением законов на железнодорожном, водном и воздушном транспорте –

на определенной железной дороге, ее участке, в аэропортах, морских и речных

Во всех субъектах Российской Федерации образованы меж районные

природоохранные прокуратуры со статусом районных и подчиненные

соответствующим прокурорам республик, краев, областей, автономных

Природоохранные прокуроры осуществляют надзор за исполнением

законов, направленных на защиту окруж ающей среды, экологических прав

граждан природоохранными органами, предприятиями, учреждениями,

организациями, их должностными лицами, общественными объединениями.

Так, надзор за исполнением экологических законов на территории

волжского бассейна – от истоков до Каспийского моря – осуществляет

Волжская природоохранительная прокуратура, созданная для усиления

прокурорского надзора за исполнением законов об охране природы и

окружающей среды. Аналогичные задачи решаются Московской

природоохранной прокуратурой. Эти прокуратуры и меют низовые звенья

(например, Волжская природоохранная прокуратура- 17), действующие на

правах прокуратур районов. Природоохранные прокуратуры на правах

межрайонных прокуратур созданы и в большинстве субъектов РФ.

Прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных

учреждениях свою юрисдикцию распространяют на территорию, занимаемую

несколькими учреждениями, исполняющими уголовное наказание в виде

лишения свободы. Эти учреждения, поднадзорные той или иной

специализированной прокуратуре, могут располагаться на территории разных

Военная прокуратура образует свою систему, высшим звеном которой

является Главная военная прокуратура, входящая в состав Генеральной

прокуратуры на правах структурного подразделения. Помимо нее в систему

 прокуратуры военных округов, групп войск, флотов, прокуратура

Ракетных войск стратегического назначения, прокуратура Федеральной

пограничной служ бы и прокуратуры других войск, приравненные к

 прокуратуры гарнизонов, объединений и соединений, приравненные к

В системе органов прокуратуры Российской Федерации имеются один

научно-исследовательский институт, два института повышения квалификации

работников органов прокуратуры, один учебный институт. Это Научно-

исследовательский институт проблем укрепления законности и правопорядка

при Генеральной прокуратуре Российской Федерации, Институт повышения

квалификации руководящих кадров Генеральной прокуратуры Российской

Федерации (Москва), Институт повышения квалификации прокурорских

работников Генеральной прокуратуры Российской Федерации (Иркутск) и

Санкт-Петербургский юридический институт Генеральной прокуратуры

Российской Федерации. Кроме того, образованы еще три учебных института

Прокуратуры Российской Федерации в составе Московской государственной

юридической академии, Саратовской государственной академии права и

Уральской государственной юридической академии (Екатеринбург).

Образование, реорганизация и упразднение органов и учреждений

прокуратуры, определение их статуса и компетенции осуществляются

Создание и деятельность на территории Российской Федерации органов

прокуратуры, не входящих в единую систему прокуратуры Российской

Генеральная прокуратура РФ является центральным органом,

руководящим всеми органами прокуратуры на территории РФ. Возглавляется

она Генеральным прокурором Российской Федерации, назначаемым на

должность и освобождаемым от нее Советом Федерации по представлению

Президента РФ. Срок полном очий Генерального прокурора РФ - 5 лет. Он

имеет первого заместителя и заместителей, которые назначаются и

освобождаются от долж ности Советом Федерации по представлению

Генерального прокурора. Генеральный прокурор РФ имеет также советников и

помощников по особым поручениям. Генеральный прокурор РФ руководит

деятельностью органов прокуратуры и осуществляет контроль за их работой.

Он издает обязательные для исполнения всеми работниками прокуратуры

приказы, инструкции, положения, регулиру ющие вопросы организации и

деятельности органов прокуратуры, порядок м атериального и социального

обеспечения указанных работников. Генеральный прокурор назнач ает на

должность и освобождает от нее прокуроров всех звеньев системы

прокуратуры, несет ответственность за выполнение задач, стоящих перед

В Генеральной прокуратуре образуется коллегия в составе Генерального

прокурора, его зам естителей и других прокурорских работников. Коллегия

является совещательным органом, ее решения реализуются приказами

В состав Генеральной прокуратуры РФ входя т Главное следственное

управление и Главная военная прокуратура РФ, которые возглавляются

заместителями Генерального прокурора РФ; различные управления

(управление по надзору за законностью судебных постановлений по уголовным

делам, управление по надзору за законностью судебных постановлений по

гражданским делам и др.), создаваемые в соответствии с основными

направлениями деятельности прокуратуры и отделы (отдел криминалистики,

отдел по надзору за расследованием особо важных дел в Генеральной

прокуратуре РФ и др.). Начальники управлений и отделов являются старшими

помощниками и помощниками Генерального прокурора РФ. В Генеральной

прокуратуре РФ действует научно-консультативный совет для рассмотрения

вопросов, связанных с организацией и деятельностью органов прокуратуры,

куда входят ведущие научные и практические работники органов прокуратуры.

Читайте также: