Право как фактор общественного развития доклад

Обновлено: 05.07.2024

Правосознание представляет собой основу и органическую составную часть правовой жизни организованного в государство общества. Правосознание – явление идеальное, непосредственно не наблюдаемое. Оно представляет собой сферу или область сознания, отражающую правовую действительность в форме юридических знаний и оценочных отношений к праву и практике его реализации, социально-правовых установок и ценностных ориентиров, регулирующих поведение людей в юридически значимых ситуациях.

На формирование и развитие правосознания как одну из форм общественного сознания оказывают воздействие социально – политические, экономические, культурные факторы, оно взаимосвязано и взаимодействует с политическим сознанием, моралью, искусством, религией, философией, наукой.

На нынешнем этапе развития украинского общества юридическая наука, в частности, рассматривает правосознание как одну из важнейших форм сознания человека и общества рядом с политическим сознанием, моралью, искусством, религией, наукой, философией.

Правосознание можно определить как объективно существующий набор взаимоувязанных идей, эмоций, взглядов, которые отображают критику действующего права.

Правосознание связано с глубинными мировоззренческими установками человеческого сознания, которые стойко влияют на поведение личности.

Есть правосознание убеждения, свойственное обществам развитых стран, где для большинства нарушение закона противоречит жизненным убеждениям. Люди соблюдают законы сами и требуют их соблюдения другими потому, что искренне не представляют — как можно жить иначе? Правосознание убеждения уходит своими корнями в религиозную мораль. Пусть считается, что религия как фактор общественной жизни отошла на второй план, но именно она стала фундаментом общественно-этических мировоззрений всех успешных демократий.

Есть правосознание поощрения. Оно является продолжением правосознания убеждения: более дальновидные и разумные члены общества понимают, что для общего блага следует не наказывать менее сознательных сограждан за плохое поведение, а поощрять за хорошее. Пример — американская система автострахования: если водитель в течение некоторого времени не нарушает правил, снижается размер его страхового взноса.

В современном понимании сущности правосознания право определяется как объективная реальность, что возникает за наличием субъективной реакции людей на правовые нормы. Потому правосознание является неразрывным спутником права, эффективным регулятором отношений людей, наделенных волей и сознанием. Именно в сфере психологических реакций право осуществляет ведущие принципы своей социальной сущности – гуманизм, справедливость, формальное равенство всех субъектов правоотношений.

Нужна помощь в написании доклада?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Особенности украинского правосознания могут быть выявлены лишь посредством конкретных исследований. Такие исследования, безусловно, необходимы: исторический опыт неопровержимо свидетельствует, что любые политические решения, законы, указы и т.д. оказываются неэффективными, если они противоречат культуре масс, выраженной в частности в правосознании. На основе результатов экспертных исследований, проведенных при участии научно-педагогических работников гуманитарного ВУЗа, был разработан прогноз изменения уровня правосознания личности граждан Украины на период до 2010 года. Данные этого исследования свидетельствуют о том, что к 2010 году уровень правосознания останется на прежнем уровне, если не внести в срочном порядке новые пути развития правового образования и правовой культуры.

Естественно, что воспитание правосознания начинается с усвоения нравственных ценностей, норм в семье, школе, в духовном общении. В наблюдениях над жизнью, размышлениях о нормально протекающих событиях, бытовых и социальных конфликтах, связанных с нормами права, юридическими оценками, утверждаются правовые представления, взгляды, развиваются чувства молодых граждан. В правовом воспитании большая роль принадлежит художественной литературе, средствам массовой информации.

Для оптимизации развития правового сознания в Украине в первую очередь необходимо подготовить и обеспечить общественные организации по просветительской работе литературу и учебно-методические пособиях, в которых будет четко указаны все сферы правового регулирования, правовой культуры и правового понимания. Также необходимо обеспечить издание сборников нормативных актов по правам и обязанностям человека либо банков данных о международных и украинских нормативно-правовых актов в области прав каждого гражданина, которые будут направлены в помощь для социологов, общественных деятелей, военнослужащих и других специалистов, и которые будут доступны каждому индивиду.

Следующим шагом к повышению уровня правосознания необходимо отнести развертывание и осуществление кампаний информирования общества, направленных на предотвращение проявлений дискриминации, осознание каждого члена общества возможного наказания за неправоправные действия и усиление терпимости граждан.

Последующим фактором оптимизации правового сознания в Украине может выступить разработка специальные программы юридической подготовки в области прав человека для различных категорий служащих (военнослужащие, сотрудники правоохранительных органов и пенитенциарной системы, сотрудники судебных органов, органов прокуратуры, органов местного самоуправления и т.д.) и политических деятелей, народных депутатов.

Правовое воспитание также выступает фактором формирования правосознания.

Оно представляет собой целеустремленное воздействие на сознание и культуру поведения. Все это осуществляется с целью выработки у всех граждан чувство уважения к праву и на основе личного убеждения и как следствие этого соблюдение права.

Правовое воспитание граждан в состоянии поднять индивидуальное правосознание личности и способствует уважению закона. В связи с этим вырабатывается чувство уважения к закону и привычка точно соблюдать его требования на основе своего подлинного убеждения.

Нужна помощь в написании доклада?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Правовое воспитание способствует укреплению законности и правопорядка в обществе, обеспечивает высокий уровень правосознания, проявляющийся как в законопослушании, так и в правовой активности.

Развитие правосознания гражданина, общества способствует преодолению отсталых взглядов, отклоняющегося поведения людей, предотвращению случаев произвола и насилия над личностью.

Еще одним неотъемлемым фактором правосознания является правовая культура.

Право, как и политика во многом обусловлена исторически определенным уровнем развития общества в целом, включая и уровень развития культуры. Понятие “ Правовая культура “ характеризует уровень развития права, законодательства, осведомленность о нем в обществе, состояние законности и правопорядка.

В общем понимании правовая культура — это знания каждым из них действующего законодательства, умение правильно его применять и не нарушать законность, использовать полученные правовые знания для укрепления законности и правопорядка.

О высоком уровне правовой культуры можно говорить тогда, когда человек будет являться не просто наблюдателем, а гражданином, активно решающим общественные проблемы.

Конечно, нельзя требовать от граждан знания всех законов, всех нормативных актов. Но правовая культура способствует тому, чтобы нормы права выполнялись гражданами добросовестно, ибо это ведет к укреплению правопорядка в обществе, к решению различного рода конфликтов.

Важным элементом правосознания является также знание и реализация общественных, социальных, экономических, политических и других прав и свобод человека. В оптимизации развития правового сознания в Украине важно чтобы каждый гражданин имел четкое представление о праве и мог самостоятельно расширять моральное и духовное понимание своей сущности и сущности окружающего его мира. Со стороны государства должна идти разносторонняя просвещенская деятельность для обеспечения каждого гражданина возможностью углубить понимание своих прав и обязанностей как субъект права и правоотношений.

Нужна помощь в написании доклада?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Все реформаторские и революционные движения стре­мятся к тому, чтобы проведенные в жизнь изменения закрепить в форме законов. С социологической точки зре­ния право — это совокупность формализованных санкций, регулирующих поведение индивидов, деятельность инсти­тутов, целевых объединений и т. д. Эффективность дей­ствия права основана на сложном психологическом и со­циальном механизме, в котором элементы своеобразной магии соединяются с применением физической силы и физического принуждения[193]. Не вдаваясь сейчас в эти проблемы, займемся кратко некоторыми аспектами дей­ствия права как фактора социального развития. Подчерк­нем, что право является фактором как развития, так и регресса, если оно эффективно тормозит реформы и не допускает изменений.

Как фактор развития право функционирует тогда, когда становится защитником людей, поступающих нонконформистски, когда обеспечивает защиту изобретате­лям, новаторам во всех областях, глашатаям новых идео­логий, когда оно обеспечивает им возможность выразить себя и создать новые ценности. Этот принцип, воплощен­ный в законодательстве, оказался могучим фактором прогресса[194].

Право обеспечивает также поддержку группам и инди­видам, созидающим и планирующим новый порядок, осо­бенно в тех обществах, где социальное, экономическое и культурное развитие направляется планом. Право обя­зывает все общество обеспечивать средства и содейство­вать этому плановому усилию. Право, следовательно, уни­фицирует и регулирует мобилизацию энергии и средств для достижения планируемого положения вещей. Без су-

ществования правовых форм такое плановое усилие бы­ло бы невозможно. Но это не означает., что достаточно провозгласить соответствующий закон, чтобы он автома­тически привел к нужным результатам. Это не так, од­нако одних неформальных санкций недостаточно для ру­ководства совместными усилиями таких больших общностей, как государство и нация[195].

Наконец, право является мощным фактором, регули­рующим процессы изменений и не допускающим их дез­организации. Устанавливая пределы терпимости для по­ведения, отклоняющегося от нормы, применяя репрессии по отношению к нежелательному поведению, право опре­деляет рамки социальных процессов. Разумеется, право не действует само по себе, и когда институты, наблюдаю­щие за соблюдением и нарушением предписаний права, сами подвергаются распаду, то и само право становится менее эффективным. Следует, однако, помнить, что пра­во действует главным образом посредством того, что граждане государства обладают лишь идеей существова­ния права и отдельные его предписания им неизвестны на 99%, а следовательно, даже тогда, когда институты, осуществляющие право, подвергаются дезорганизации, идея права продолжает свое воздействие.

Общие теории социального развития занимаются ус­тановлением законов развития, то есть установлением необходимых этапов, через которые должны проходить общества в своем развитии и которые вытекают из внутренних закономерностей исторического процесса. Общая теория развития — синтез и обобщение конкрет­ных исследований социальных процессов развития, про­исходящих в группах и общностях, в микроструктурах и малых общностях. Общая теория развития занимается развитием глобального общества. Примером такой теории является теория исторического материализма[196].

В рамках такой общей теории возникает прежде все­го вопрос о том, каково отношение индивидуальных моти-

ваций к процессу социального развития и какова роль индивидов в определении хода этого процесса. Некото­рые теории XIX века именно в действиях и решениях выдающихся личностей видели главную силу, движущую общество вперед. С другой стороны, не было недостатка в аргументах, что-де изменения в технике производства, изменения в производственных отношениях совершаются потому, что индивиды испытывают определенные потреб­ности, что они действуют согласно своему субъективно­му определению ситуации, а следовательно, что мотива­ции индивидов являются решающим фактором развития как микро-, так и макроструктур, малых групп и глобальных обществ. Однако такое понимание является слишком упрощенным. Рассматривая вопрос эмпирически, мы устанавливаем: в настоящий момент состояние поль­ского общества является таким-то и таким-то. В нем су­ществуют определенные отрасли промышленности, со­здающие определенные возможности работы, заработка, получения образования и т. д. Словом, это объективное состояние общества создает объективные рамки для че­ловеческих действий и стремлений. Существует опреде­ленный оптимум возможностей в этих объективных рам­ках, за которые не может выйти ни один самый гениаль­ный индивид. И никакое субъективное определение си­туации, сформулированное индивидом, не изменит этих объективных рамок. Очевидно, что в этих рамках дейст­вия индивидов дифференцированы и создают определен­ные микроположения вещей, которые суммируются, син­тезируются, нарастают и постепенно преобразуют все об­щество. Но лишь преобразования и изменения этих объ­ективных рамок создают большие возможности деятель­ности и позволяют достичь более высокого социального этапа.

основа практической юриспруденции. Деятельность государства, принятие и реализация законов, обеспечение прав граждан, поддержание общественного порядка тесно связаны с положениями политико-правовой теории.

Право, как и государство, принадлежит к числу не только наиболее важных,

но и наиболее сложных общественных явлений.

Пытаясь понять, что такое право и какова его роль в жизни общества, еще

римские юристы обращали внимание на то, что оно не исчерпывается одним

каким-либо признаком или значением. Право, писал один из них (Павел),

употребляется в нескольких смыслах. Во-первых, право означает то, что

другом смысле право - это то, что «полезно всем или многим в каком-либо

По мере развития общества к государства у людей, естественно, менялось и

представление о праве. Появилось множество различных правовых идей,

теорий и суждений, однако, изначальные основы, заложенные римскими

юристами, особенно в такой отрасли нрава, как гражданское (цивильное),

Споры о понятии права, равно, как и о соотношении государства и права,

права и законы имели место не только в далеком историческом прошлом. Они

продолжались и в XX в., имеют место также дискуссии и в настоящем.

Современные исследователи, так же как и их предшественники, выделяют в основном два подхода и два разных определения права.

Один из этих подходов, именуемый позитивистским 1 , ориентируется не

только на неразрывную связь государства и права, но и на то, что государство является единственным, исключительным источником права. Право при этом определяется не иначе, как «система общеобразовательных, формально-определенных, государственно-принудительных норм, выражающих возведенную в закон государственную волю господствующего класса и

выступающего в качестве классового регулятора общественных

При таком подходе право полностью или почти полностью отождествляется

с законом, а точнее - с нормативно - правовыми актами, исходящими от

государства и обеспечиваемыми государством.

Другой подход к праву - непозитивистский, не связывает столь жестко, как

первый, понятие права с понятием государства.


  1. Зорькин В.Д. Позитивистская теория права в России. М. 1978г.

  2. Алексеев С.С. Введение в юридическую специальность. М. 1976г. С.13.

Право при этом рассматривается как «претендующий на всеобщность и

общеобязательность социальный институт нормативного регулирования

общественных отношений в целях разумного устройства человеческого

общежития путем определения меры свободы прав и обязанностей и

представляющий собой воплощение в обычаях, традициях, прецедентах,

решениях референдумов, канонических, корпоративных, государственных и

международных нормах правового идеала, основанного на принципах добра,

справедливости , гуманизма и сохранения окружающей природной среды 3 .

При таком подходе к праву последнее не отождествляется с законом и

подзаконными актами. Закон считается правовым лишь в том случае, если он

несет в себе идеи добра, справедливости, гуманизма, если в его содержание

В этом заключается одна из главных причин того, что дающий подход,

несмотря на свою явную привлекательность, в реальной жизни, на практике

является менее распространенным и применяемым, чем первый,

Используя последний и неразрывно связывая государство с правом, и,

наоборот, теоретически и практически исходят из того, что право в реальной

жизни не иначе, как в виде общеобязательных правил поведения (норм),

которые непосредственно издаются либо санкционируются (утверждаются)

государством. За нарушение их к нарушителю применяются различные меры

Государство и право взаимозависимы друг от друга, но в тоже время они

относительно самостоятельны друг от друга. Если государство издает

правовые акты, обеспечивает их соблюдение и в случае неисполнения

содержащихся в них требований применяет принудительную силу, то право, в

свою очередь, активно воздействует на государство путем установления

общеобязательных для всех его органов, должностных лиц и организаций

правил поведения. С помощью норм права закрепляется их статус,

определяются рамки их деятельности, устанавливается их структура, порядок

деятельности и взаимоотношений.

Цели и задачи моей работы это показать, как государство влияет на право и как право влияет на государство. Моя работа показывает государство в его политической системе общества. Каким образом государство и право взаимодействует между собой, также работа расскажет, что такое правовое государство и основные признаки правового государства. Также работа даёт понятия о социальном государстве.


  1. Емельянов С.А. Право: определение понятия. М. 1992. С. 3-4.

1. ПОНЯТИЕ И ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВА

Возникновение государства - это приспособление общества к новым

условиям, которое не устраняет того, что произошло в производстве (т.е. в

экономике), а наоборот, служит тому, чтобы новые экономические отношения

частной собственности сохранились, поддерживались, развивались.

Экономические отношения - базис, причина всех трансформаций,

протекающих в надстройке, к которой относится и государство.

Государство это особая организация политических сил, находящихся у

власти. Государство отличается от родоплеменной организации следующими признаками. Во-первых, публичной властью, не совпадающей со всем населением, обособленной от него. Особенность публичной власти в государстве состоит в том, что она принадлежит лишь экономически государствующему классу, является политической, классовой властью. Эта публичная власть опирается на особые отряды вооруженных людей - первоначально на дружины монарха, а в дальнейшем - армию, полицию, тюрьмы и другие принудительные учреждения; наконец, на чиновников, специально занятых управлением людьми, подчинением последних воле экономически господствующего класса.

На содержание публичной власти и ее аппарата ( армии, полиции, тюрем и т.д.) с населения собираются налоги- которые были известны родовому строю.

Во-вторых, разделением подданных не по кровнородственному, а по территориальному признаку. Вокруг укрепленных замков монархов (королей,

князей и т.д.) под защитой их стен селилось торгово-ремесленное население,

росли города. Здесь же селилась и богатая наследственная знать.

Именно в городах, прежде всего люди связаны были не кровнородственными,

а соседскими отношениями. С течением времени кровнородственные связи заменяются соседскими и в сельской местности.

2. ГОСУДАРСТВО В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВА

Статья 3 Конституции РФ гласит, что государственная власть в Российской Федерации принадлежит народу. Народ осуществляет ее путем представительной (через выборные государственные законодательные органы;) так и путем непосредственной демократии. К формам последней относятся право на участие в референдуме, на петиции, на манифесты, а также право на объединение. Эти права граждане могут реализовывать, объединяясь в самые разнообразные общественные организации. К ним относятся политические партии, профессиональные союзы, молодежные организации, трудовые коллективы и самые разнообразные иные творческие союзы. Исходя из смысла главы I Конституции РФ, можно определить, что политическая система - это совокупность организационных форм политической деятельности народа Российской Федерации- При этом и само государство рассматривается как форма организации политической деятельности народа, причем форма основная, все остальные формы по отношению к государству имеют вспомогательный характер. Они как бы помогают негосударственными средствами в решении задач, стоящих перед государством, и создают возможность участия для всех граждан в управлении делами общества и государства, способствуют дальнейшему расширению демократических начал в государственной жизни. Основное место и роль государства в политической системе общества определяется рядом особенностей, позволяющих говорить о том, что государство - основной элемент системы.

Во-первых, именно государство является организацией всего многонационального народа РФ, т.е. организацией всех без исключения членов общества, вне зависимости от их социального, имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, рода и характера занятий и т.п. Таким образом, государство, будучи организацией всего народа, обладает гораздо более широкими социальными возможностями, чем каждый их других структурных элементов системы, взятых в отдельности.

Во-вторых, государство как официальный выразитель воли народа создает предпосылки для развития всех форм собственности.

Читайте также: