Право и этика в интернете доклад

Обновлено: 18.05.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Учебно-исследовательская работа

по информатике

Правила поведения и этикет в сети Интернет

Появление и широкое распространение Интернета изменило жизнь современного человека до неузнаваемости. Интернет открыл перед пользователями широчайший диапазон возможностей (общение вне территориальных границ и временных рамок, оперативность получения и передачи информации, различного рода развлечения, возможность совершать покупки, проводить платежи, не выходя из дома) и скрытых угроз (кража личных данных, интернет-зависимость). В связи с этим возросло внимание к поведению человека в виртуальном пространстве.

В начале XXI века в одном из журналов впервые комплексно обсуждались этические проблемы компьютерной революции, говорилось о необходимости выработки особого морально-этического подхода в условиях неслыханно быстрого развития информационно-поисковых и информационно-логических систем, т.е. о создании этического кодекса. Замещение многих видов человеческой деятельности функциями компьютеров оказывает серьезное воздействие на нравственность, политику, социальную теорию, психологию.

В Интернете, как и в обычной жизни, приняты определенные правила общения, причем весьма специфические. Объясняется это тем, что при общении с кемлибо во Всемирной Паутине пользователь не видит своего собеседника, поэтому ему гораздо труднее передать свои чувства и эмоции. Для этого и был создан так называемый Сетевой этикет, который должен знать каждый человек, использующий Интернет в целях общения.

Не так давно появилось такое явление, как социальные сети, и буквально за пару лет они стали настолько популярны, что теперь практически у каждого интернет-пользователя есть своя страничка в той или иной социальной сети, а зачастую и в нескольких онлайн-сообществах. Многие люди полностью отказываются от живого общения, они регистрируются в различных социальных сетях, на разных форумах и предпочитают общаться там, ссылаясь на нехватку времени на живое общение.

Актуальность темы работы определяется тем, что в настоящее время количество социальных сетей в Интернете и численность их участников растет с невероятной быстротой. Социальные сети сегодня уже посещает более чем две трети онлайн-аудитории во всем мире, и это четвертая по популярности онлайнкатегория после поисковых и информационных порталов, которая опережает даже электронную почту.

Однако, несмотря на некоторую пока еще хаотическую направленность информации в Интернете, этике в ней придается уже немаловажное значение. С каждым днем вопрос об этических нормах в Сети приобретает все большую актуальность. Ведь для того, чтобы Интернет стал поистине средством массовой коммуникации людей, несомненно, нужно придерживаться определенных этических норм и ценностей. Многие пользователи компьютера не задумываются о необходимости повышать уровень информационной культуры, в том числе и сетевого этикета.

С учетом поставленной цели в работе предполагается решение следующих задач:

- изучить правила поведения в сети Интернет

Объект исследования – правила поведения и этикет в сети Интернет.

Методы исследования:

- анализ литературных источников по теме работы;  тест-опрос.

1.1. Сетевой этикет. Правила и нормы сетевого этикета

Сетевой этикет (Сетикет) – это система правил общения, поведения во всемирной сети. Придуман сетикет для того, чтобы пользователям было комфортно и легко общаться между собой. Правила не носят специального характера, но они делают сетевые коммуникации более удобными для пользователей.

Обезличенность общения в Интернете позволяет пользователям забывать о том, что они общаются с живыми людьми. Довольно сложно установить контакт с человеком, которого мы не слышим и не видим. Для решения этой проблемы и был создан сетикет.

Еще сетевым этикетом называют раздел общественной этики. Это общие принципы поведения, которых должны придерживаться пользователи. Создателем норм этики стало сообщество техников, а всемирная сеть изначально предназначалась для научной элиты. Сейчас формируются сообщества со своими нормами и правилами.

Нужно стараться поставить себя на место другого человека и понять, что он будет чувствовать, видя ваше послание. Конечно, экран и множество проводов создают определенные препятствия, но это может стать и преимуществом. Никто не сумеет увидеть выражение вашего лица, прочувствовать интонацию и увидеть жестикуляцию. Правда, это не снимает с вас ответственности, поэтому необходимо уделять особое внимание правильной формулировке фраз. Не нужно использовать двусмысленные речевые обороты, иначе вас могут неверно понять. В Интернете вы не сможете сгладить неудобный момент соответствующей мимикой.

Более того, вы можете и не понять, что собеседник чем-то обижен.

Пользуйтесь преимуществами анонимности в общении с незнакомцами. Пусть вас вначале воспримут за умение вести беседу, чувство юмора и прочие качества, а не будут оценивать по одежде, внешности, массе тела и т.д.

Не забывайте об обязательных словах приветствия, обращения, выражения благодарности, прощания и пр.

Не опускайтесь до оскорблений, даже если вас кто-то настойчиво провоцирует. Возможно, эту цель и преследует грубиян. Все равно оставайтесь вежливым.

Не разжигайте и не ввязывайтесь в конфликты. Помимо того, что это противоречит законам приличия, это может быть чревато административной (в некоторых случаях и уголовной) ответственностью. Если конфликт разгорается в паблике, несколько участников дискуссии могут испортить настроение всем остальным, помешать другим общаться и спровоцировать разрушение дружественной обстановки.

Не отказывайте в помощи, если кто-то нуждается в ней. Речь не идет о переводе денег или чем-то подобном. Ответьте на вопрос, поделитесь полезной ссылкой, посоветуйте или что-то в этом роде.

Игнор. Неприлично молчать, если вам задан корректный, вежливый вопрос по теме. Конечно, бывают исключения, когда вы физически не можете ответить и заняты другими делами. Но если вы активно общаетесь в чате или блоге и намеренно игнорируете одного из пользователей, это выглядит как пассивная агрессия. Сетевой этикет не приветствует такое поведение.

Некорректный ответ. Рекомендуется отвечать на реплики собеседника так, чтобы он понял ваше мнение, но не оскорбился. Не стоит отвечать вопросом на вопрос. Сетевой этикет предписывает уважительное отношение к собеседнику.

Оверквотинг. Одна цитата – это нормально и даже хорошо, потому что отсылает читателя к тому комментарию, на который вы отвечаете, и помогает уловить суть беседы. Но когда цитат много (тем более, если они длинные), это затрудняет чтение и мешает восприятию информации. Оверквотинга согласно сетевому этикету нужно избегать.

Нормы сетевого этикета условно разделяют на 3 группы: эмоциональные (психологические), административные, технические.

Административные правила в Интернете – названия обсуждаемых тем, допустимость рекламы, порядок цитирования. В эту группу относится допустимость флейма (словесных перепалок) между участниками.

1.2. Этикет переписки по e-mail

Общение между людьми – это естественный и жизненно важный процесс. Когда-то эпистолярный жанр был единственным доступным способом общения людей, находящихся на удалении друг от друга. Почта существовала со времен древнего Рима, если не раньше. Люди переписывались. В литературе известны даже романы и повести в письмах.

Этикет переписки по e-mail включает:

- принципы общения адресатов;

- грамотное составление писем;  их правильное оформление.

В письме нужно заполнять все поля, указывать тему (название, заголовок). Почтовый адрес получателя рекомендовано заполнять в последнюю очередь. Сам текст письма можно сохранять в отдельном файле, ведь послание не всегда доходит до адресата.

Текст должен содержать приветствие, обращение к получателю по имени и отчеству (если есть такие данные). Отсутствие ошибок, понятный контент, структурированность информации, удобный для чтения шрифт – вот основные требования к электронному письму. Тон послания не может содержать оскорблений, ругательств.

Принципы общения по e-mail идентичны правилам сетикета. Нужно грамотно строить фразы и предложения, проверять грамматику, орфографию. Не следует писать слова прописным шрифтом, злоупотреблять аббревиатурами. В самом конце электронного послания желательно использовать свою подпись.

На письма нужно отвечать, проявляя взаимное уважение к отправителям. Работа с почтой зависит от дисциплинированности получателя. Необходимо регулярно просматривать свою почту, своевременно отправлять ответы. Вовремя отправленный ответ характеризует получателя с положительной стороны.

Нельзя отправлять по электронной почте конфиденциальную информацию и публиковать информацию из личных писем без согласия их отправителей.

1.3. Нормы этикета в социальных сетях

Этика сетевого общения – это правила поведения, общения в Сети, традиции и культура интернет-сообщества, которых придерживаются большинство. Правила этикета не являются всеобщими и жестко установленными, каждое сетевое сообщество формирует свои правила. Люди, привыкшие к правилам одного сетевого сообщества, могут невольно нарушить правила другого. Поэтому практически во всех интернет-сообществах требуют ознакомиться с правилами и выразить своѐ формальное согласие на их соблюдение.

Аудитории социальных сетей насчитывают много миллионов человек. В популярных соцсетях тоже действуют правила общения. В своем профиле нельзя размещать чужие фото, видеоролики без разрешения. Нельзя пересылать другим людям информацию из закрытых профилей друзей, к которым имеете доступ.

Ваши друзья имеют право решать, кто будет видеть эти материалы.

Нельзя регистрироваться под чужими именами. Если хотите сохранить инкогнито – прибегните к псевдониму. Лучше оставьте поле для фотографии пустым, не используйте чужие изображения, особенно это касается реальных людей.

К запретам относятся обнаженные фотографии, массовый фолловинг, огромное количество кошечек, собачек. Также в социальных сетях нельзя регистрироваться под чужим именем, заниматься троллингом, ежедневно публиковать философские статусы. Нельзя размещать в своем профиле социальной сети чужие фотографии без разрешения этого человека.

Относитесь тактично к людям, которые не хотят добавлять вас в друзья. Дважды отвергнутого предложения дружбы достаточно, чтобы убедиться в том, что пользователь не хочет открывать вам свою личную информацию.

При использовании вымышленного имени не сообщайте своим друзьям заведомо ложную информацию. Вымышленные данные допустимы только с точки зрения защиты личной информации, но не предназначены для обмана собеседников.

В социальных сетях не рекомендуется сообщать о себе информацию сугубо личного характера – телефон, адрес, паспортные данные и т.п., чтобы не было риска обмана мошенниками. Не следует продолжать общение с пользователем, показавшимся вам подозрительным или неадекватным. Его можно включить в черный список или пожаловаться на него администраторам.

Анализ результатов тест-опроса показал следующие результаты.


Диаграмма 1.


Диаграмма 2.


Диаграмма 3.


Диаграмма 4.


Диаграмма 5.


Диаграмма 6.

Основная масса студентов (86%) не показывают свою переписку другим пользователям без согласия собеседника, но к сожалению, есть и такие, которые это делают (Диаграмм 7).


Диаграмма 7.

Большинство студентов размещают в своем профиле или ставят на аватарку чужие фото (Диаграмма 8). Это может ввести пользователей в заблуждение. Вымышленные данные допустимы только с точки зрения защиты личной информации, но не предназначены для обмана собеседников.


Диаграмма 8

Все (100%) студентов добавляют друзей в группы без их разрешения (Диаграмма 9).


Диаграмма 9.

53% опрошенных провоцируют пользователей с целью получения от них эмоциональные комментариев (Диаграмма 10), т.е. занимаются троллингом, создают конфликтные ситуации в сети.


Диаграмма 10.

После подсчѐта и обобщения результатов тест-опроса были сделаны следующие выводы. Основная масса студентов (57%) имеют средний уровень знаний о сетевом этикете, т.е. о сетевом этикете кое-что знают, но многие правила не соблюдают или не хотят соблюдать. Им необходимо повысить уровень знаний, изучив соответствующую информацию. 10% имеют высокий уровень знаний, о сетевом этикете они знают всѐ или почти всѐ, но нет предела совершенству. У 33% опрошенных низкий уровень знаний. Им есть чему учиться.


Диаграмма 11.

Проанализировав данные литературных источников и изучив правила поведения в сети Интернет, можно сделать следующие выводы.

В Интернете, как и в обычной жизни, приняты определенные правила общения. Законы вежливости в кибернетическом пространстве практически не отличаются от действующих правил в социуме. Но всѐ же есть некоторые отличия. Поэтому был создан так называемый Сетевой этикет, который должен знать каждый человек, использующий Интернет в целях общения. Придерживаться норм сетикета должны все пользователи для того, чтобы не допустить ошибок при общении в Интернете.

У разных форумов, чатов, социальных сетей и т.д. правила сетевого этикета могут отличаться, но есть несколько общих и простых принципов: нельзя грубить, ругаться, нужно быть вежливым и внимательным по отношению к собеседнику, постараться не делать грамматических ошибок и т.д.

Анализ тест-опроса на выявление уровня знаний студентов ОГБПОУ «КМК о сетевом этикете показал, что всего лишь 10% студентов знают правила поведения в Сети, большинство же студентов либо вообще этих правил не знают, либо знают, но плохо.

Сетевой этикет – такой же, как и обычный. Большинство стычек в Сети происходит от неумения и нежелания участников слышать друг друга. Нужно уважать своих собеседников, кем бы они не представились, и тогда жизнь в сообществе станет легкой и приятной.

1. Бордовский Г.А. Информатика в понятиях и терминах. – М.: Просвещение, 2015

2. Н. Угринович. Информатика и ИКТ. Учебник. Базовый уровень. - М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2014.

3. Базовый курс. Общение в Интернете. Современная школа, 2017

Тест-опросник на выявление уровня знаний о сетевом этикете

Ответы даются по пятибалльной шкале: 1 – никогда, 2 – иногда, 3 – часто, 4 – очень часто, 5 – всегда

7. Как часто Вы показывайте свою переписку другим пользователям без согласия собеседника?

8. Как часто Вы размещаете в своем профиле или ставите на аватарку чужие фото, видеоролики без разрешения?

9. Как часто Вы добавляете друзей в группу без их разрешения?

10. Как часто Вы провоцируете пользователей с целью получения от них эмоциональные комментариев?

Результаты:

10-20 баллов – высокий уровень знаний. О сетевом этикете Вы знаете всѐ или почти всѐ. Собеседникам легко и удобно с Вами общаться.

21-35 баллов – средний уровень знаний. О сетевом этикете Вы кое-что знаете, но многие правила не соблюдаете или не хотите соблюдать. Вам необходимо повысить Ваш уровень знаний, изучив соответствующую информацию.

Выше 36 баллов – низкий уровень знаний. Вы мало что знаете о сетевом этикете. Вашим собеседникам тяжело с Вами общаться, Вы можете их обидеть случайно или намеренно. Вам нужно изучить источники информации о сетевом этикете.


Этическая норма поведения — одна из простых форм нравственного требования к личности. С одной стороны, это элемент моральных отношений (обычай), постоянно воспроизводимый силой массовой привычки, примера, поддерживаемый общественным мнением, а с другой — форма морального сознания, оформляясь в виде повеления самому себе, требующего обязательного выполнения исходя из собственных представлений о добре и зле, долге, совести, справедливости.

Ключевые слова: этика, информационные технологии, Интернет, правила безопасности, уголовный кодекс, общение.

С развитием информационных технологий и сети Интернет стало появляться великое множество различных каналов и социальных сетей для общения и взаимодействия пользователей. С одной стороны, это огромный шаг на пути к всеобщей глобализации, так как с помощью сети Интернет люди могут связываться друг с другом находясь, где угодно, хоть на разных континентах, имея при этом лишь смартфон или компьютер с выходом в сеть. Данный факт позволяет людям всего мира обмениваться личным опытом, общаться с друзьями и совершенно незнакомыми людьми. Но развитие интернета также дало мошенникам и злоумышленникам некую свободу действий. За последние 10 лет резко возросли показатели киберпреступности, мошенничества, краж и т. д., это происходит в связи с тем, что фактически не существует каких-либо основополагающих документов или регламентов, регулирующих данный сегмент. Поэтому злоумышленники чувствуют себя относительно спокойно в сети, не опасаясь ответственности за свои действия.

В связи с острой необходимостью в регулирующих нормах в сети Интернет возникло такое понятие, как компьютерная этика. Компьютерная этика — это негласный свод правил поведения пользователей в сети. За короткое время компьютерная этика стала претендовать на право называться социальной дисциплиной, так как массовое взаимодействие пользователей в сети Интернет нуждалось в регулировании. Компьютерная этика, по мнению специалистов, охватывает ряд важнейших вопросов, касающихся психологии, информационных технологий, политики, морали. Также компьютерная этика неразрывно связано с рядом юридических и социальных вопросов. У истоков развития данной социальной дисциплины стояли не просто пользователи интернета, которые захотели, чтобы отношения в интернете регулировались и подчинялись неким законам, а авторитетные и известные личности такие как: Дж. Мур, Дебора Джонсон, Дж. Снэппер, Л.Ллойд и др., которые понимали, что с развитием компьютеров и других информационных технологий будет развиваться и киберпространство, и чем больше, шире и развитей оно становится, тем сложнее будет контролировать процессы, происходящие в нем.

Особое место в компьютерной этике уделяется безопасности. Безопасность для пользователей чрезвычайно важна, так как у многих людей в их личных технических средствах, будь то смартфон или компьютер, находится личная информация, информация о банковских счетах и т. п. В связи с этим компьютерная этика подразумевает несколько негласных правил безопасности, которые все разумные пользователи интернет-сообщества соблюдают.

Правила по безопасности, продиктованные компьютерной этикой:

– Никогда не давайте частной информации о себе (фамилию, номер телефона, адрес), если вы не доверяете своему собеседнику.

– Встреча в реальной жизни с человеком по общению в сети не всегда является хорошей идеей, потому что люди могут быть разными в электронном общении и при реальной встрече.

– Не открывайте письма электронной почты, файлы или ссылки, присланные пользователями, которых вы реально не знаете или не доверяете им.

– Всегда будьте вежливыми в электронной переписке, и ваши собеседники будут вежливы с вами.

– В электронных письмах не применяйте текст, набранный в с нажатой клавишей Caps Lock, это воспринимается в интернет-общении как крик и может вызвать неприятные эмоции у Вашего собеседника.

– Не присылайте в письме информацию большого объема (картинки, фотографии и т. п.) без предварительной договоренности с собеседником.

Если говорить о российской действительности, то в юридическом отношении компьютерная этика в России процветает и соблюдается. В Российском праве есть ряд законов, которые предусматривают ответственность за некоторые действия пользователей интернета. Ярким примером является статья 137 Уголовного Кодекса РФ. Данная статья регулирует поток информации о частной жизни лица; интересно, что информация подобного характера находится в основном в различных электронных интернет-ресурсах, то есть, данная статья, несомненно, будет котироваться и в киберпространстве, как и в реальной жизни.

  1. Зеленкова И. Л. Прикладная этика: Учебное пособие.2002
  2. Лепский В. Е., Рапуто А. Г. Моделирование и поддержка сообществ в Интернете. М.: Институт психологии РАН, 1999
  3. Правовые проблемы сетевой этики Ахундов А. Н. Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2010. № 3. С. 107115.
  4. Сложностная этика сетевых сообществ Решенин С. А. Вестник Кемеровского государственного университета. 2012. № 1. С. 232235
  5. Этика и психология компьютерной жизни Галинская И. Л. Культурология. 2001. № 2. С. 2429.
  6. Этика сети интернет. Бояркин В. В., Бояркина Л. А. Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2012. № 21. С. 6972.

Основные термины (генерируются автоматически): компьютерная этика, интернет, сеть, реальная жизнь, социальная дисциплина.

Реферат


СОДЕРЖАНИЕ

1 ПОНЯТИЕ КОМПЬЮТЕРНОЙ ЭТИКИ

2 КОДЕКС КОМПЬЮТЕРНОЙ ЭТИКИ

3 СЕТЕВОЙ ЭТИКЕТ

4 ЭЛЕКТРОННАЯ ПОЧТА

5 ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В ИНТЕРНЕТЕ

Замещение многих видов человеческой деятельности функциями компьютеров оказывает серьезное воздействие на нравственность, политику, социальную теорию, психологию. Эти процессы и изучает новая социальная дисциплина — компьютерная этика.

В Интернете, как и в обычной жизни, приняты определенные правила общения, причем весьма специфические. Объясняется это тем, что при общении с кем-либо во Всемирной Паутине мы не видим своего собеседника, поэтому гораздо труднее порой бывает передать ему свои чувства и эмоции. Для этого и был создан так называемый Сетевой этикет, который должен знать каждый человек, использующий Интернет в целях общения.

Однако, несмотря на некоторую пока еще хаотическую направленность информации в Сети, этике в ней придается уже немаловажное значение. С каждым днем вопрос об этических нормах в Сети приобретает все большую актуальность. Ведь для того, чтобы Интернет стал поистине средством массовой коммуникации людей, несомненно, нужно придерживаться определенных этических норм и ценностей.

Целю данной работы изучить этические нормы и правила работы в интернете.

Объект: этические нормы и правила.

Предмет: этические нормы и правила работы в интернете.

Для достижения выбранной цели поставлены следующие задачи:

· Привести основные понятия компьютерной этики;

· Описать кодекс компьютерной этики;

· Рассмотреть сетевой этикет;

· Рассмотреть этикет электронной почты;

· Перечислить правила поведения в интернете.

Методологической базой для написания работы послужили общенаучные методы исследования: обобщения, анализа и синтеза, систематизации, а также изучение научной и учебной литературы, технических справочников, самоучителей, материалы различных Интернет-ресурсов.

Работа состоит из введения, пяти пунктов, заключенья и списка источников. Приведены основные понятия компьютерной этики, описан кодекс компьютерной этики, рассмотрен сетевой этикет, рассмотрен этикет электронной почты, перечислены правила поведения в интернете.

1 ПОНЯТИЯ КОМПЬЮТЕРНОЙ ЭТИКИ

Компьютерная этика — это пока отнюдь не определенный свод правил, а динамичное и сложное поле исследования, лежащее на грани между компьютерными технологиями и нормативной этикой и зависящее от них.

В самом общем смысле компьютерная этика занимается исследованием поведения людей, использующих компьютер, на основе чего вырабатываются соответствующие нравственные предписания и своего рода этикетные нормы. Само употребление выражения "компьютерная этика" весьма условно, эта дисциплина очень молода, она появилась на рубеже 70-х — 80-х гг. XX столетия, и наряду с ней употребляются такие термины, как "информационная этика", "киберэтика".

Компьютерная этика представляет собой область междисциплинарного исследования и включает рассмотрение технических, моральных, юридических, социальных, политических и философских вопросов. Проблемы, анализируемые в ней, условно можно разделить на несколько классов:

1) проблемы, связанные с разработкой моральных кодексов для компьютерных профессионалов и простых пользователей, чья работа связана с использованием компьютерной техники;

2) проблемы защиты прав собственности, авторских прав, права на личную жизнь и свободу слова применительно к области информационных технологий;

3) группа проблем, связанных с появлением компьютерных преступлений, определением статуса, то есть преимущественно правовые проблемы.

2 КОДЕКС КОМПЬЮТЕРНОЙ ЭТИКИ

Наиболее яркое свое воплощение компьютерная этика получила в области разработки моральных кодексов. Весьма показательно отношение к рассматриваемой проблеме в США, где первый кодекс компьютерной этики был разработан в 1979 году. Принятие кодекса было продиктовано пониманием того, что инженеры, ученые и технологи результатами своей деятельности определяют качество и условия жизни всех людей в информационном обществе. Поэтому в преамбуле кодекса подчеркивается жизненно важная необходимость соблюдения всех норм этики при разработке и эксплуатации средств информационных технологий. Впоследствии были разработаны и приняты кодексы во многих других организациях США, связанных со сферой информационных технологий, таких как "Ассоциация разработчиков компьютерных технологий" (ACM), "Ассоциация менеджеров информационных технологий" (DPMA), "Ассоциация пользователей информационных технологий в США" (ITAA), "Ассоциация сертифицированных компьютерных профессионалов" (ICCP).

На основе этических стандартов, используемых в кодексах, "Международная федерация по информационным технологиям" (IFIP) рекомендовала принять кодексы компьютерной этики национальным организациям других стран с учетом местных культурных и этических традиций. Содержание отдельных кодексов отличается друг от друга, но в их основе лежит некоторый инвариантный набор моральных установок, которые условно могут быть сведены к следующим:

1) не использовать компьютер с целью повредить другим людям;

2) не создавать помех и не вмешиваться в работу других пользователей компьютерных сетей;

3) не пользоваться файлами, не предназначенными для свободного использования;

4) не использовать компьютер для воровства;

5) не использовать компьютер для распространения ложной информации;

6) не использовать ворованное программное обеспечение;

7) не присваивать чужую интеллектуальную собственность;

8) не использовать компьютерное оборудование или сетевые ресурсы без разрешения или соответствующей компенсации;

9) думать о возможных общественных последствиях программ, которые Вы пишите или систем, которые Вы разрабатываете;

10) использовать компьютер с самоограничениями, которые показывают Вашу предупредительность и уважение к другим людям.

Принципы, разработанные в рамках компьютерной этики.

1) privacy (тайна частной жизни) - право человека на автономию и свободу в частной жизни, право на защиту от вторжения в нее органов власти и других людей;

2) accuracy (точность) - соблюдение норм, связанных с точным выполнением инструкций по эксплуатации систем и обработке информации, честным и социально-ответственным отношением к своим обязанностям;

3) property (частная собственность) - неприкосновенность частной собственности - основа имущественного порядка в экономике. Следование этому принципу означает соблюдение права собственности на информацию и норм авторского права;

4) accessibility (доступность) - право граждан на информацию, ее доступность в любое время и в любом месте.

3 СЕТЕВОЙ ЭТИКЕТ

Сетикет, нетикет— правила поведения, общения в Сети, традиции и культура интернет-сообщества, которых придерживается большинство. Это понятие появилось в середине 80-х годов XX века.

Чаще всего под явным нарушением этикета понимают оскорбления и переход на личности, злонамеренный отход от темы, рекламу и саморекламу в не предназначенных для этого местах. Также вполне вероятно нарушением нетикета могут оказаться клевета и иная злонамеренная дезинформация (обман) или плагиат.

В целом положения (рекомендации) нетикета можно разделить на три категории:

Психологические, эмоциональные — обращаться на Ты или на Вы, использовать ли смайлики и в каком количестве, указывать ли код города в телефонах, поддерживать новичков или игнорировать их вопросы.

Административные — правила именования (заголовки) тем, правила цитирования, допустимость рекламы, допустимость флейма, собственно необходимость придерживаться тематики сообщества. Люди, привыкшие к правилам одного сетевого сообщества, могут невольно нарушить правила другого. Поэтому практически во всех интернет-сообществах требуют ознакомиться с правилами и выразить своё формальное согласие на их соблюдение. Также есть общие правила, соблюдение которых является хорошим тоном в большинстве дискуссий.

Перед тем, как становиться активным участником сетевого сообщества, желательно в течение определенного времени посещать его, оставляя минимум собственных комментариев, чтобы привыкнуть к правилам сообщества, а также узнать о некоторых его традициях.

Прежде чем задать вопрос, не поленитесь воспользоваться поиском — быть может этот вопрос уже задавали, быть может уже на него дан ответ. На поднятие старой темы реакция обычно благосклонная, в то время как возобновление темы сначала обычно не приветствуется.

Старайтесь делать свои записи удобочитаемыми. Например, не стоит писать на транслите или заменять буквы похожими символами. Естественно, если запись трудно прочитать, ее скорее всего либо проигнорируют, либо отнесутся к ней отрицательно. Несоблюдение языковых норм также нередко приводит к предвзятому отношению.

Интернет развивается, появляется всё больше пользователей. И, начиная с общения, заканчивая заработок в Интернете, люди допускают ошибки, на первый взгляд незаметные. Ошибки появляются из-за незнания сетевого этикета. Так можно доставить неприятности не только собеседникам, но и себе лично. Для избегания ошибок в Сети следует знать некоторые понятия сетевого этикета.

Если случилось так, что вы стали невольным участником флейма, наиболее разумное поведение в этой ситуации — один раз максимально четко, конструктивно и доброжелательно выразить свою позицию, и больше в дискуссию не вступать. Тогда она, скорее всего, затухнет сама.

4 ЭЛЕКТРОННАЯ ПОЧТА

Больше всего правила виртуального этикета касаются электронной почты. Для этого необходимо:

- регулярно проверять содержимое своего почтового ящика;

-безотлагательно отвечать на каждое письмо, адресованное непосредственно. Соблюдать лаконичность, иногда вполне достаточно нескольких слов. Отсутствие ответа равносильно тому, как если бы вы проигнорировали приветствие, отказались бы пожать протянутую руку или повернулись бы спиной к своему собеседнику;

-в электронном послании всегда надо указывать его основную тему. Это правило появилось не сразу, оно выработалось постепенно, явившись результатом определенных практических требований. Необходимо учесть, письма, не снабженные четко сформулированной темой, могут быть проигнорированы;

- высылая письмо незнакомому адресату, пользуйтесь обычным текстовым кодом, иначе не исключено, что он просто не сможет его получить, и услуги связи будут стоить дешевле;

-в конце каждого электронного послания обязательно следует указать свое имя, фамилию, должность и место работы, ваш номер электронной почты, а также телефон и обычный почтовый адрес, эти сведения не должны превышать четырех строк;

- не перегружайте электронное послание дополнительными материалами (фотографиями, рисунками и так далее); правильно выбирайте формат текста (текстовый формат займет в сто раз меньше места, чем документ любого приложения); большой объем дополнений высылайте только с согласия или по просьбе адресата. Уточните, имеет ли его почтовый ящик ограничения на принимаемую информацию;

- послания с приложенными исполнимыми файлами, а также документы Microsoft Office могут нести компьютерные вирусы, как правило, уничтожающие содержимое компьютера адресата; для быстрого ответа на электронное послание достаточно воспользоваться кнопкой “Ответ”, чтобы получить готовое к отправлению письмо;

- отвечая на письмо, не следует повторять всю корреспонденцию целиком, достаточно воспроизвести только те ее фрагменты, на которые вы хотите сослаться, (такое цитирование вовсе не обязательно, но является определённым жестом вежливости по отношению к вашему виртуальному корреспонденту, который мог и забыть суть своего послания или отдельных аргументов в дискуссии); каждое электронное послание одного корреспондента другому является частным, поэтому каждым пользователем должно соблюдаться правило на тайну переписки, (то есть прежде чем передать его содержание другим лицам, необходимо получить разрешение автора);

- на корреспонденцию, не адресованную лично и не от автора послания, отвечать не следует, чаще всего навязывается ненужная коммерческая информация.

5 ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В ИНТЕРНЕТЕ

Существуют основные правила поведения в интернете:

1. Помните о том, с кем общаетесь! Не забывайте, что через посредство Сети и компьютера вы связаны с живым человеком, а часто — со многими людьми одновременно. Не позволяйте одурманить себя атмосферой анонимности и вседозволенности. Сочиняя электронное послание, представьте, что все это говорите человеку прямо в лицо - постарайтесь, чтобы не было стыдно за свои слова.

2. Общаясь в Сети, следуйте тем же правилам межличностного общения, которым вы следуете в реальной жизни.

4. Бережно относитесь ко времени и мнению других людей! Обращайтесь за помощью только тогда, когда это действительно необходимо, и в этом случае вы всегда можете рассчитывать на поддержку ваших коллег. Не дергайте других пользователей по пустякам, иначе в конце концов с и просто перестанут общаться. Помните, что сетевое время не только ограничено, но для многих и весьма дорого! И помимо ваших проблем у ваших собеседников могут быть еще и собственные.

6. Не пренебрегайте советами знатоков и делитесь своими знаниями с другими! Будьте благодарны тем, кто тратит свое время, отвечая на ваши вопросы. Но и сами, получив письмо с вопросом от другого пользователя, не спешите отправлять это послание в мусорную корзину, каким бы нелепым и наивным оно ни казалось.

7. Сдерживайте страсти. Вступать в дискуссии этикет не запрещает, однако не опускайтесь до брани и ругательств, даже если ваш визави сознательно провоцирует вас на это.

9. Не публикуйте информацию из приватных писем без согласия их отправителей, не проникайте в чужие почтовые ящики и в компьютеры!

10. Не рассылайте свои письма одновременно на сотни адресов - люди ненавидят спамеров (тех, которые засоряют Сеть рекламой, непрошеными письмами массовой рассылки)!

11. После того как напишете письмо, перечитайте его и на всякий случай включите программу проверки орфографии.

12. Будьте терпимы к недостаткам окружающих вас людей! Независимо от того, соблюдают ли ваши собеседники правила сетевого этикета, соблюдайте их сами! В конце концов, предельно вежливо порекомендуйте собеседнику ознакомиться с этими правилами.

Не секрет, что проводить большую часть жизни перед монитором – как досуг, так и рабочее время – давно стало нормой для многих. Компьютеризация общества приобрела грандиозные масштабы. IT-специалисты – как люди, создающие софт и железо, обеспечивающие поддержку работы всей компьютерной инфраструктуры общества, – должны осознавать значимость своей деятельности и свою ответственность. Многие этим пренебрегают, не задумываясь над тем, что порой от них зависит благополучие десятков, сотен тысяч людей.

Когда осваиваете новую культуру - а киберпространство, конечно, имеет собственную культуру - то можете совершать некоторые ошибки. В Интернете, как и в обычной жизни, приняты определенные правила общения, причем весьма специфические. Интернет - есть система, и единого общеобязательного свода правил (законов) пользования сетью для него не установлено. Существуют, однако, общепринятые нормы работы в сети Интернет, направленные на то, чтобы деятельность каждого пользователя сети не мешала работе других пользователей.

Главное всегда помнить и не забывать, что даже посредствам неодушевлённых сетей и компьютеров общение идёт с живым человеком, а часто даже не с одним, а со многими людьми одновременно.

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Право и этика в интернете. Презентация на заданную тему содержит 20 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

Принципы, разработанные в рамках компьютерной этики 1) privacy (тайна частной жизни) - право человека на автономию и свободу в частной жизни, право на защиту от вторжения в нее органов власти и других людей; 2) accuracy (точность) - соблюдение норм, связанных с точным выполнением инструкций по эксплуатации систем и обработке информации, честным и социально-ответственным отношением к своим обязанностям; 3) property (частная собственность) - неприкосновенность частной собственности - основа имущественного порядка в экономике. Следование этому принципу означает соблюдение права собственности на информацию и норм авторского права; 4) accessibility (доступность) - право граждан на информацию, ее доступность в любое время и в любом месте.

Кодексы компьютерной этики 1) не использовать компьютер с целью повредить другим людям; 2) не создавать помех и не вмешиваться в работу других пользователей компьютерных сетей; 3) не пользоваться файлами, не предназначенными для свободного использования; 4) не использовать компьютер для воровства; 5) не использовать компьютер для распространения ложной информации; 6) не использовать ворованное программное обеспечение; 7) не присваивать чужую интеллектуальную собственность; 8) не использовать компьютерное оборудование или сетевые ресурсы без разрешения или соответствующей компенсации; 9) думать о возможных общественных последствиях программ, которые Вы пишите или систем, которые Вы разрабатываете; 10) использовать компьютер с самоограничениями, которые показывают Вашу предупредительность и уважение к другим людям.

Читайте также: