Правила ведения деловых бесед доклад

Обновлено: 18.05.2024

Цель данной работы состоит в том, чтобы как можно точнее рассмотреть, как проходит подготовка и проведение деловой беседы в организациях. Исходя из цели, поставлены следующие задачи: рассмотреть план деловой беседы, правила проведения деловой беседы, принципы, структуру беседы.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………..3
1. Подготовка и проведение деловой беседы: этапы, ошибки, последовательность, сущность моделирования хода беседы………….4
2. Структура деловой беседы…………………………………………………5
1. Фаза I. Начало беседы……………………………………………………..6
2. Фаза II. Передача информации…………………………………………..9
3. Фаза III. Аргументация…………………………………………………..9
4. Фаза IV. Опровержение доводов собеседника…………………………12
5. Фаза V. Принятие решения…………………………………………….13
3. Заключение………………………………………………………………..15
Список литературы……………………………………………………………16

Файлы: 1 файл

деловое общение.docx

Министерство образования и науки российской федерации

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО- ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Регистрационный номер ______________________________

Факультет Группа 971 Курс 2
Студентка Лебедева Ольга Игоревна
Шифр 1757(студ) № контрольной работы 1
Дисциплина Деловое общение
Тема Подготовка и проведение деловой беседы
Рецензент Сандер Валентина Викторовна
Дата получения к/р Дата возвращения к/р
Оценка Подпись преподавателя
(зачет, незачет)
  1. Подготовка и проведение деловой беседы: этапы, ошибки, последовательность, сущность моделирования хода беседы………….4
  2. Структура деловой беседы…………………………………………………5
    1. Фаза I. Начало беседы……………………………………………………..6
    2. Фаза II. Передача информации…………………………………………..9
    3. Фаза III. Аргументация……………………………………………… …..9
    4. Фаза IV. Опровержение доводов собеседника…………………………12
    5. Фаза V. Принятие решения…………………………………………….13

    Деловая беседа — это осмысленное стремление одного человека или группы людей посредством слова вызвать желание у другого человека или группы людей к действию, которое изменит хотя бы одну из сторон какой-либо ситуации или установит новые отношения между участниками беседы.

    В современной трактовке деловые беседы означают устный контакт между партнерами (собеседниками), которые имеют необходимые полномочия со стороны своих организаций для их проведения и разрешения конкретных проблем.

    Основными функциями деловой беседы являются: начало перспективных мероприятий и процессов; контроль и координирование уже начатых мероприятий и процессов; обмен информацией; взаимное общение работников из одной сферы деятельности; поддержание деловых контактов; поиск, выдвижение и оперативная разработка рабочих идей и замыслов; стимулирование движения творческой мысли в новых направлениях.

    Взаимосвязь этики в широком смысле и деловой этики можно проследить на логической последовательности отдельных проблем восприятия людьми друг друга. Благоприятная основа для знакомства, для дальнейших взаимоотношений во многом закладывается в первые моменты встречи. Существенную роль при этом играет внешний облик человека, его соответствие ситуации, что демонстрирует уважительное отношение к другому. Немаловажную роль играет в данном случае такая кажущаяся мелочью деталь, как этика приветствия, рукопожатия и представления человека человеку. Эти начальные нюансы взаимоотношений важны как в повседневной, так и в деловой жизни.

    Цель данной работы состоит в том, чтобы как можно точнее рассмотреть, как проходит подготовка и проведение деловой беседы в организациях. Исходя из цели, поставлены следующие задачи: рассмотреть план деловой беседы, правила проведения деловой беседы, принципы, структуру беседы.

    1. Подготовка и проведение деловой беседы: этапы, ошибки, последовательность, сущность моделирования хода беседы

    Известно, что специальная методика ведения бесед помогает лишь в семи случаях из десяти достигнуть максимального результата, а в остальных он лишь хороший. Отсутствие умения вести деловую беседу, в частности у юриста, менеджера является пробелом в их профессиональной подготовке и экономически обходится намного дороже, чем это кажется на первый взгляд. Правильное проведение деловых бесед способствует приросту производительности труда на 20-30%. Некоторые фирмы за рубежом имеют в своих штатах специалистов, идеально владеющих искусством деловой беседы.

    Подготовка к беседе включает в себя:

    • предварительный анализ участников и ситуации;
    • инициатива проведения беседы и определение ее задач;
    • определение стратегии и тактики;
    • подробный план подготовки к беседе.

    2. Оперативная подготовка:

    • сбор материалов;
    • отбор и систематизация материалов;
    • обдумывание и компоновка материалов;
    • рабочий план;
    • разработка основной части беседы;
    • начало и окончание беседы.
    • контроль (т.е. проверка проделанной работы);
    • придание окончательной формы беседы.
    • мысленная репетиция;
    • устная репетиция;
    • репетиция беседы в форме диалога с собеседником.

    Планирование беседы сводится к следующим действиям:

    • составление и проверка прогноза деловой беседы;
    • установление основных, перспективных задач беседы;
    • поиски подходящих путей для решения этих задач (стратегии);
    • анализ внешних и внутренних возможностей для осуществления плана беседы;
    • определение и разработка среднесрочных и краткосрочных задач беседы, их взаимосвязи и очередности;
    • разработка мероприятий для реализации указанных задач (разработка программы работы, плана по отдельным элементам беседы) и др.
    1. Структура деловой беседы состоит из 5 фаз:
    2. Начало беседы.
    3. Передача информации.
    4. Аргументирование.
    5. Опровержение доводов собеседника.
    6. Принятие решений.

    В отношении любого выступления, любой беседы действуют 10 общих правил, соблюдение которых сделает ваше выступление, если не совершенным, то по крайней мере корректным:

    К перечисленным правилам можно добавить следующие основные черты живой речи:

    • в любой деловой беседе ценны содержание и техника изложения;
    • следует ограничиваться фактами и подробностями в беседе рассуждениями по теме;
    • беседу лучше планировать с различными возможными вариантами;
    • необходимо иногда повторять и делать выводы из сказанного;
    • следует обращаться непосредственно к собеседнику, учитывая, что личное влияние в деловых отношениях имеет большое значение.
      1. Фаза I. Начало беседы

    Задачи первой фазы беседы.

    -установление контакта с собеседником;

    -создание приятной атмосферы для беседы;

    -привлечение внимания к предмету собеседования;

    -пробуждения интереса к беседе;

    -перехват инициативы (в случае необходимости).

    1. Сбор специальной информации по проблемам, запросам и пожеланиям собеседника и его фирмы.

    2. Выявление мотивов и целей собеседника.

    3. Передача запланированной информации.

    5. Анализ и проверка позиции собеседника.

    6. По возможности предварительное определение конечных результатов беседы.

    Аргументирование. Следующая фаза деловой беседы - аргументирование. В этой фазе формируется предварительное мнение, занимается определенная позиция по данной проблеме, как со стороны инициатора беседы, так и со стороны собеседника.

    Принятие решения и завершение беседы. Основные задачи, решаемые в конце беседы, следующие:

    1.Достижение основной, или в самом неблагоприятном случае, запасной (альтернативной), цели.

    2.Обеспечение благоприятной атмосферы в конце беседы, независимо от наличия или отсутствия взаимопонимания.

    3.Стимулирование собеседника к выполнению намеченных действий.

    4.Поддержание (в случае необходимости) в дальнейшем контактов с собеседниками и их коллегами.

    5.Составление развернутого резюме беседы, понятного для её участников, с четко выделенным основным выводом.

    Деловая беседа – это особая форма коммуникации между людьми, которые наделены полномочиями и выступают от имени организаций, которые они представляют. В ходе деловой беседы происходит обмен мнениями, озвучиваются позиции сторон по каким-либо вопросам, целенаправленно обсуждается конкретная проблема для нахождения вариантов ее решения.

    Ведение деловой беседы

    Такая форма беседы может рассматриваться в понятии запланированного или организованного разговора на определенную тему, а также ориентированного на конкретные задачи, проблемы и т.д., которые должны быть решены в ходе беседы.

    Как построить беседу, какие вопросы в ней осветить, как изложить свою точку зрения в беседе так, чтобы ее приняли или хотя бы подумали над ней – это круг основных вопросов, с которыми сталкиваются предприниматели. Искусство постигается с трудом, и искусство ведения деловой беседы не является исключением из правила.

    Особенности деловой беседы:

    • в результате бесед редко принимаются какие-либо официальные решения, но участники получают возможность продумать свои последующие действия;
    • официальные решения по итогам бесед принимаются далеко не всегда, однако участники получают информацию для размышлений и последующих действий.
    • сознательный учет уровня своего собеседника, его положения, полномочий, ответственности, опыта работы и других особенностей, которые могут оказать влияние на ход беседы;
    • беседа всегда носит рациональный характер, собеседники излагают свои мысли кратко и доходчиво, избегая двусмысленности в толковании своих высказываний, так как наличие информации, которая не относится непосредственно к сути вопроса, осложняет восприятие собеседником сути вопроса, ради которого эта беседа была организована;
    • последняя особенность вытекает из предыдущей: в беседе необходим простой язык, не перегруженный сложными словами и предложениями – это основное условие доступности информации для собеседника.

    Этапы деловой беседы

    Беседа отличается от переговоров тем, что она менее жестко регламентирована, ориентирована на конкретную личность и чаще всего она происходит между представителями одной организации, вместе с тем, ей присуща определенная последовательность этапов. Технике ведения деловых бесед необходимо следовать на любой встрече.

    Условно, беседа состоит из четырех этапов, которые соответствуют основным фазам диалога.

    Этапы и фазы деловой беседы

    Этап деловой беседы

    Описание фазы деловой беседы

    В процессе подготовки к беседе инициатор должен определить ее целесообразность и необходимость.

    Начальный этап деловой беседы.

    Теперь необходимо как бы подготовить собеседника к разговору: создать атмосферу взаимопонимания, заинтересовать собеседника и установить с ним контакт, который облегчит проведение беседы.

    Содержательный этап деловой беседы

    Эта фаза характеризуется обсуждением интересующей проблемы, предоставление подготовленной информации, определением позиции собеседника по обсуждаемой проблеме.

    Заключительный этап деловой беседы.

    Успешное окончание беседы означает закрепление достигнутых результатов. Дополнительной задачей этого этапа является обязательное заверение в дальнейшем плодотворном сотрудничестве.

    Следует отметить, что соответствие этапов и фаз деловой беседы является объективным и не зависит от их восприятия собеседниками.

    Правила деловой беседы

    Для успешного ведения дел, необходимо знать общепринятые правила и нормы делового общения, уметь вести переговоры и беседы. Цивилизованное общение является неотъемлемой частью современного делового мира.

    Хотя беседа является более раскрепощенной формой делового общения, чем переговоры, совещания, собрания и т.д., она также имеет определенные правила, которые необходимо соблюдать, при организации деловой беседы. При ведении деловой беседы нужно неукоснительно следовать следующим основным правилам:

    1. Высказываться кратко и по существу (русские любят поговорить и зачастую неясно выражают свои мысли – это раздражает делового человека);
    2. Осторожно использовать слово "я";
    3. Опираться только на факты, а не на домыслы;
    4. Не увлекаться деталями;
    5. Избегать назидательности;
    6. Искать пути урегулирования сложного вопроса, а не его обострения;
    7. При встрече с агрессивно настроенным партнером избегать конфликтов.

    Проведение деловой беседы

    Деловая беседа сопутствует таким управленческим действиям, как консультирование, переговоры, встречи, прием сотрудников, партнеров, посетителей и т.д.

    Виды деловой беседы:

    • по характеру беседы бывают официальными и неофициальными, так называемыми рабочими;
    • по направленности – целевыми, преследующими конкретные задачи, и общими;
    • по степени свободы – регламентированными, т.е. проводимыми по определенным правилам, и не регламентированными, например, дружеский разговор.

    Сравнивая деловую беседу с другими формами межличностного коммуникативного взаимодействия, можно отметить, что для нее характерен тесный контакт, легкость в общении и наличие моментальной обратной связи. С помощью беседы на практике можно добиться развития более простых отношений между руководителем и подчиненными, между сотрудниками одного уровня внутри компании, между представителями разных организаций, в том числе и государственных. Деловая беседа может проводиться в кабинете руководителя, в рабочем помещении персонала компании, в специальном зале для совещаний, также нередки случаи, когда беседа может проходить и вне стен организации. Представителей сторонних организаций принимают либо в специальной переговорной комнате, либо на рабочем месте или в кабинете пригласившего.

    Вступительная часть деловой беседы не должна превышать 5% времени, отведенного для нее. Снятие напряжения и нервозности, которые могут возникнуть возлагается при этом на хозяина или старшего по служебному положению.

    В течение основной части беседы инициатор играет доминирующую роль, постепенно, но планомерно и настойчиво доводя его собственные идеи и намерения до своих собеседников. Время от времени вставляются уточняющие вопросы, чтобы выяснить, правильно ли собеседник понял изложенную точку зрения, воспринял рассматриваемую ситуацию. Но такие вопросы должны задаваться спокойно, доброжелательно, аргументировано, не вызывая ощущения в попытке категорично утвердить свою точку зрения. Такой метод поведения позволяет удержать собственные позиции в разговоре, в то же время не превращая собеседника во врага, а помогая ему правильно понять сложившееся положение дел и подводя к наиболее желательному исходу беседы.

    Сигналом к завершению беседы является подведение инициатором итогов беседы, он показывает возможные варианты действий, подчеркивает важность проведенной беседы и как бы призывает к началу активной деятельности.

    После беседы инициатор должен обязательно сделать критический взгляд на нее и определить, была ли достигнута цель беседы, на все ли вопросы были получены четкие однозначные ответы, были ли они удовлетворительны, насколько собеседники были откровенны, считать ли результат беседы удовлетворительным. Также необходимо ответить на вопрос, есть ли необходимость в продолжении обсуждения затронутых в беседе вопросов, а также времени их последующего обсуждения.

    Правила ведения деловой беседы

    Универсальные правила проведения деловой беседы:

    1. Привлечение внимание собеседника – это самое начало беседы. В случае неудачи диалог не состоится.
    2. Пробудить в собеседнике заинтересованность – в этот момент происходит передача информации. Если собеседники уверен в полезности предложений, он адекватно воспримет то, что ему говорят.
    3. Принцип детального обоснования – аргументируйте свои предложения. Вызвав у партнера интерес, убедите его в правильности действий, если он согласится с предложенными идеями, тогда их реализация принесет ему пользу.
    4. Выявить интересы и устранить сомнения собеседника – нужно нейтрализовать замечания и опровергнуть возражения. Если собеседник понимает целесообразность сделанных предложений, но действует осторожно или не ясно представляет себе перспективы, то нужно выяснить и разграничить его интересы.
    5. Преобразовать интересы собеседника в окончательное решение – непосредственно принятие решения. Как только это будет достигнуто, деловую беседу можно завершать.

    Рекомендации по ведению деловой беседы:

    1. Заранее составьте план беседы, обработайте наиболее важные формулировки.
    2. Применяйте знания психологии: периодически воздействуйте на собеседника, чередуйте благоприятные и неблагоприятные факты, моменты. Все завершайте и заканчивайте беседу на положительной ноте.
    3. Помните о мотивах собеседника: ожидания, преимущества, позиция, самоутверждение, справедливость, самолюбие.
    4. Не задавайте вопросов, на которые собеседник может ответить "Нет", облегчайте его ответы вопросами, на которые легко дать ответ "Да".
    5. Повторяйте мысли, основные тезисы своего собеседника, но не повторяйтесь сами.
    6. Не отклоняйтесь от темы деловой беседы.
    7. Избегайте превосходной формы в своих выражениях.
    8. Внимательно слушайте собеседника.
    9. Никогда не пренебрегайте значением предубеждений собеседника, они могут сыграть значительную роль в принятии решения.
    10. Никаких недоразумений и двояких толкований! Все фразы должны быть точны и однозначны. Деловую беседу отличает ясность, наглядность, систематичность, простота и понятность. В случае неясности сразу нужно уточнить у собеседника, что он подразумевает.
    11. Уважайте своего партнера: ведение деловой беседы – это техника общения, поэтому нужно быть внимательным и предупредительным к собеседнику, ценить его аргументы, даже если они слабы.
    12. Проявляйте вежливость, дружеский настрой, дипломатию и тактичность. Это не снизит определенность вашей позиции, просьбы, намерения, но будет препятствовать возникновению у собеседника какого-либо сопротивления. Вежливость должна быть в меру, а дипломатичность означает осторожность и сообразительность.
    13. Сохраняйте непреклонность в своей позиции, но будьте хладнокровны, даже в случае накала в процессе беседы.
    14. Облегчайте собеседнику восприятие ваших тезисов и предложений. Учитывайте его внутреннее сомнение. Собеседнику следует дать время, чтобы он сам убедился в правильности ваших предложений и положений.
    15. Используйте разные тактические приемы при ведении деловой беседы.
    16. При проведении деловой беседы следует ориентироваться либо на достижение своей цели, либо на поиск приемлемого компромисса.

    Выводы

    Деловая беседа – один из наиболее востребованных стилей общения в профессиональной деятельности специалистов. Она может быть успешной для обеих сторон, когда собеседники четко представляют цель общения, используют речевые этикетные средства и профессиональные речевые клише.

    В процессе бесы происходит установление контактов между участниками, уточняются решаемые задачи, происходит обмен информацией, ставится проблема, требующая решения, определяются позиции, которые занимают участники беседы, затем происходит обмен мнениями по обсуждаемой проблеме и в конце беседы подводятся итоги, которых достигли участники.

    Понятие и содержание деловой беседы, ее отличительные признаки и свойства, функции и этапы. Деловая беседа как вид делового общения, используемые правила этикета при ней. Подготовка и проведение деловой беседы, основные требования к ней на сегодня.

    Рубрика Этика и эстетика
    Вид реферат
    Язык русский
    Дата добавления 04.05.2012
    Размер файла 19,3 K

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Введение

    Деловое общение - это сложный многоплановый процесс развития контактов между людьми в служебной сфере. Его участники выступают в официальных статусах и ориентированы на достижение цели, конкретных задач.

    Деловое общение сегодня проникает во все сферы общественной жизни. В коммерческие, деловые отношения вступают предприятия всех форм собственности, частные лица. Компетентность в сфере делового общения непосредственно связана с успехом или неуспехом в любом деле: науке, искусстве, производстве, торговле.

    Цель данной работы рассмотреть один из важнейших и наиболее часто встречающихся видов делового общения - деловую беседу, отметть ее особенности и отличительные черты среди других типов делового общения, а также изучить аспекты подготовки и проведения деловой беседы в соответствии с правилами официального этикета.

    Для достижения цели работы мною поставленныследующие задачи:

    - раскрыть понятие деловой беседы, - рассмотреть беседу как вид делового общения, - изучить этапы подготовки и проведения деловой беседы.

    1. Понятие деловой беседы

    Деловая беседа является основной и наиболее распространенной формой делового общения.

    Под деловой беседой понимают речевое общение между собеседниками, которые имеют необходимые полномочия от своих организаций и фирм для установления деловых отношений, разрешения деловых проблем или выработки конструктивного подхода к их решению.

    Деловая беседа является наиболее благоприятной, зачастую единственной возможностью убедить собеседника в обоснованности вашей позиции, с тем чтобы он согласился и поддержал ее. Таким образом, одна из главных задач деловой беседы - убедить партнера принять конкретные предложения[3].

    1.1 Деловая беседа выполняет ряд важнейших функций

    1. Поиск новых направлений и начало перспективных мероприятий;

    2. Обмен информацией;

    3. Контроль и координирование уже начатых деловых мероприятий;

    4. Взаимное общение работников из одной деловой среды;

    5. Поиски и оперативная разработка рабочих идей и замыслов;

    6. Поддержание деловых контактов на уровне предприятий, фирм, отраслей, стран[6].

    1.2 Основными этапами деловой беседы являются

    - подготовка к деловой беседе;

    - установление места и времени встречи;

    - начало беседы: вступление в контакт;

    - постановка проблемы и передача информации;

    - опровержение доводов собеседника;

    - анализ альтернатив, поиск оптимального или компромиссного варианта либо конфронтация участников;

    - выход из контакта[6];

    2. Деловая беседа как вид делового общения. Деловой этикет

    деловой этикет беседа общение

    Деловое общение может быть как письменным, так и устным:

    Письменные виды делового общения - это многочисленные служебные документы: деловое письмо, протокол, отчет, справка, докладная и объяснительная записка, акт, заявление, договор, устав, положение, инструкция, решение, распоряжение, указание, приказ, доверенность и другие.

    Что представляет собой деловая беседа как разновидность делового общения?

    Деловая беседа - это осмысленное стремление одного человека или группы людей посредством слова вызвать желание у другого человека или группы людей к действию, которое изменит хотя бы одну из сторон какой-либо ситуации или установит новые отношения между участниками беседы.

    Деловая беседа отличается от иных видов официального общения присущими ей соответствующими функциями, а именно:

    * начало перспективных мероприятий и процессов;

    * контроль и координирование уже начатых мероприятий и процессов;

    * взаимное официальное общение работников из одной сферы деятельности;

    * поддержание деловых контактов;

    * поиск, выдвижение и оперативная разработка рабочих идей и планов;

    * стимулирование движения творческой мысли в новых направлениях.

    Деловые беседы обладают многими достоинствами, которых лишены собрания, письма, телефонные разговоры. Деловые беседы, во-первых, проводятся в тесном контакте, позволяющем сосредоточить внимание на одном собеседнике или очень ограниченной группе людей. Во-вторых, предполагают непосредственное общение. В-третьих, создают условия для установления личных взаимоотношений, которые могут стать впоследствии основой неформальных контактов, то есть позволяют собеседникам лучше узнать друг друга, что облегчает их общение в дальнейшем.

    Деловая беседа является наиболее благоприятной и зачастую единственной возможностью убедить собеседника в обоснованности вашей позиции, с тем чтобы он с ней согласился и поддержал ее. Как правило, одна из главных задач беседы - убедить собеседника принять конкретное предложение.

    Важным свойством деловой беседы является и то, что во время беседы, кроме выполнения запланированных функций, можно получить оперативную деловую информацию. Беседа способствует расширению интеллектуальных возможностей и активизации коллективного разума ее участников при принятии важных управленческих решений.

    Специфической особенностью делового общения (в том числе, и деловой беседы) является его регламентированность, то есть подчиненность установленным правилам и ограничениям. Эти правила определяются типом делового общения, его формой, степенью официальности и теми конкретными целями и задачами, которые стоят перед общающимися, а также национальными культурными традициями и общественными нормами поведения. Все эти правила и составляют деловой этикет, соблюдение которого является обязательным в деловом общении[4].

    Деловой этикет предполагает:

    * высокую коммуникативную культуру (то есть, искусство говорить и слушать);

    * умение объективно воспринимать и правильно понимать партнера;

    * честность и порядочность намерений собеседников, тактичность и справедливость;

    * соблюдение общественных норм поведения.

    3. Подготовка и проведение деловой беседы

    Организация деловой беседы или участие в ней предполагает наличие у человека определенных навыков и соблюдения некоторых правил.

    Прежде всего, необходимо уяснить цель беседы, то есть её функциональную направленность. Бесспорно, что подготовка беседы, проводящейся в связи с внедрением нового проекта и беседы, проводящейся для поддержания деловых отношений, будет отличаться. Есть деловые беседы, не требующие тщательной подготовки - это, например, беседа в ходе регулярных встреч с давними деловыми партнерами, обсуждение текущих рабочих вопросов. Гораздо более сложна для подготовки беседа, направленная на установление деловых контактов или заключение выгодной сделки.

    Для того чтобы изложить важнейшие моменты подготовки деловой беседы, возьмем за основу определение деловой беседы, уже приведенное нами выше - это устный контакт между партнерами (собеседниками), которые имеют необходимые полномочия со стороны своих организаций для проведения беседы и разрешения конкретных проблем[3].

    Можно выделить три этапа подготовки и проведения деловой беседы:

    2) коммуникативный (собственно, беседа)

    Докоммуникативный этап включает в себя:

    - планирование, оценку собеседников и обстановки;

    - анализ и редактирование материала, подготовку тезисов.

    Подготовка к проведению беседы начинается с предварительных мероприятий.

    Место беседы выбирается с учетом его влияния на ожидаемый результат. Для лиц, не работающих в фирме, наиболее удобным местом будет служебный кабинет принимающего или специальная комната для гостей, оборудованная всем необходимым. Обстановка в любом случае должна быть спокойной, уединенной, исключать неожиданное появление посторонних, шум, звонки. Во многом ее определяет даже цвет стен, освещенность, мебель и характер ее расстановки.

    С сотрудниками можно встречаться и на их рабочем месте. Допустимо проведение деловых бесед и вне службы, например, в ресторане, кафе или даже в домашних условиях. Главное, чтобы ваш собеседник чувствовал себя свободно и раскованно и мог полностью переключиться на деловой разговор.

    Затем следует выбрать наиболее удачный момент и только потом договариваться о встрече. В этом случае инициатива будет в ваших руках, и поэтому контролировать ситуацию будет легче.

    Когда беседа уже назначена, составляется план ее проведения. Сначала следует определить стоящие перед вами цели и тему обсуждения, оценить будущих участников общения и обстановку, а затем разработать стратегию достижения целей и тактику ведения беседы.

    Важнейшей стадией работы по подготовке будущего контакта является сбор материала. Собранные материалы целесообразно дополнить собственными примечаниями, затем систематизировать информацию и написать (либо обдумать) тезисы.

    Перед беседой полезно попытаться составить портрет собеседника, определить его сильные и слабые стороны, то есть установить его психологический тип, политические убеждения, общественные позиции, социальное положение, религиозные убеждения, хобби и т.п.

    Все это поможет определить, с кем - сторонником или противником - придется иметь дело, выработать наиболее приемлемую тактику, которой следует придерживаться в процессе беседы. Уже непосредственно перед самой встречей желательно узнать, в каком настроении находится партнер, какие у него есть проблемы, как в данной ситуации помочь решению его личных проблем, что, безусловно, придает любой беседе более благоприятное направление.

    Знание будущего партнера помогает не только получить представление о его личных качествах, но, самое главное, понять его видение предмета, о котором пойдет речь, интересы, с ним связанные[10].

    Далее следует коммуникативный этап беседы, включающий в себя установление контакта, изложение и обоснование позиции, выяснение позиции собеседника, совместный анализ проблемы или обсуждение вопросов, и, наконец, принятие решений.

    Начало беседы будет максимально продуктивным, если вы сумеете установить контакт с собеседником, создать рабочую атмосферу и привлечь внимание к предстоящему разговору.

    Начальный этап беседы имеет прежде всего психологическое значение. Первые фразы часто решающим образом воздействуют на собеседника, т.е. на его решение выслушивать вас дальше или нет.

    Неплохо, если вы улыбаетесь, произнося первые слова. Улыбка в деловых взаимоотношениях порождает атмосферу доброжелательности и способствует успеху любых переговоров.

    Правильное начало беседы предполагает указание цели беседы, название темы и объявление последовательности рассматриваемых вопросов.

    Следующий этап беседы - это информирование собеседников и получение от них ответной информации. Здесь уместно вспомнить об основных языковых и этических требованиях к деловому разговору: это требования правильности, точности, краткости и доступности.

    Кроме вышеперечисленных требований к деловой речи, существует еще одно - доступность речи. Известно, что каждый слышит то, что понимает. Поэтому речь должна быть максимально доступной для вашего собеседника. Свои мысли следует излагать как можно проще и доходчивее. Хорошим приемом для достижения доступности речи является использование примеров или наглядного материала - показ слайдов, фотографий, картинок, чертежей, карт.

    Помимо соблюдения основных требований к деловой речи, следует помнить и о психологических, вербальных и невербальных, методах ведения разговора. Существует множество рекомендаций, касающихся именно психологических аспектов проведения беседы, учитывающих психологический тип собеседника, цель беседы и т.д.

    Хотелось бы более подробно остановиться на бизнес-аргументации, так как крупные сделки чаще всего заключаются на таких условиях, которые были поддержаны аргументацией. То же можно сказать и о решении рабочих вопросов, обсуждении проектов. Аргументация всегда была и остается важной составляющей деловой беседы.

    Используя аргументацию, акцент в развертывании доводов делается на создание представления о выгоде решения для собеседника. Аргументами служат разнообразные пояснения, ссылки на ситуацию на рынке, прогнозы в экономике (либо любой другой обсуждаемой сфере деятельности), на примеры других, а также на собственные трудности или достижения, возможность или невозможность выполнения оговариваемых действий.

    Одни и те же аргументы не следует повторять несколько раз[6], [1], [5].

    В процессе деловой беседы эффективными методами убеждения считаются следующие:

    - ссылки на авторитетное мнение;

    - сравнения из области, хорошо знакомой собеседнику;

    - метод опроса, основанный на вопросах собеседнику;

    - условное согласие (с незначительными возражениями);

    - формальное принятие замечаний;

    - доказательство бессмысленности тех или иных позиций, которых придерживается собеседник;

    Что касается невербальных методов делового общения, то важно помнить об уместности тех или иных жестов, о мимике и других аспектах невербального общения. В условиях служебного или делового взаимодействия жесты и мимика, как правило, нейтральны, но, периодически, допустимо и даже необходимо уметь передавать свои эмоции - улыбкой, взглядом, сдержанным восклицанием или смехом. Профессиональные менеджеры, политики, бизнесмены обязательно владеют искусством невербального общения.

    Важно уметь вести себя естественно и непринужденно, выглядеть уверенно (но не самоуверенно), для чего следует избавляться от бессознательных жестов и телодвижений.

    Во время деловой беседы необходимо уметь не только правильно говорить, но и слушать собеседника. Выделяют два вида слушания: рефлексивное и нерефлексивное. В деловом общении преобладает рефлексивный вид слушания, когда присутствует выражение реакции на сообщаемое.

    Обычно в финале деловой беседы резюмируют все, что прозвучало в ходе беседы. Всем присутствующим должна быть ясна и понятна каждая деталь обобщающего вывода, не должно быть места лишним словам и расплывчатым формулировкам. В обобщающем выводе должна преобладать одна основная мысль, изложенная чаще всего в виде нескольких положений, которые последовательно выражают ее в максимально сжатой форме[11].

    После этого следует посткоммуникативный этап деловой беседы. Собственно, это письменная запись, фиксирующая достигнутые договоренности, позиции сторон, подписание договоров, если это было намечено и т.д. Окончание деловой беседы - это прощание с собеседником, одобрение его решения и благодарность за сотрудничество, выражение надежды на дальнейшее сотрудничество.

    Также посткоммуникативный этап включает в себя период уже после деловой беседы, когда собеседники анализируют итоги беседы самостоятельно либо с руководителями - это возможно как в письменной, так и в устной форме.

    Таковы наиболее общие и распространенные способы подготовки и проведения деловой беседы. Конечно, здесь описание структуры деловой беседы представлено сжато, так как подробное объяснение каждого этапа, а также курс деловой риторики, безусловно, очень объемны[8].

    В современном мире все деловые процессы построены, так или иначе, на личных контактах. Деловое общение является важной составляющей профессиональной жизни делового человека.

    Деловой разговор как особая разновидность устной речи имеет свою специфику. К нему предъявляются требования соблюдать правильность, точность, краткость и доступность речи, а также правила служебного речевого этикета.

    В силу своей важности деловая беседа всегда требует предварительной подготовки. Как показывает практика, из 10 бесед, которые подготовлены заранее, 7 проходят успешно, в то время как из 10 неподготовленных бесед успешными становятся только 3.

    Кроме подготовки беседы, существуют правила ее проведения. Структурно деловая беседа разделяется на этапы, каждый из которых важен и требует определенных теоретических и практических навыков. Подобные требования сделали необходимостью изучение правил деловой беседы (и делового общения в целом) для каждого уважающего себя бизнесмена, политика, руководителя.

    В данной работы были изложены основные рекомендации по подготовке и проведению деловой беседы.

    Список литературы

    1. Баева О.А. Ораторское искусство и деловое общение: Учебное пособие. - М.: Новое знание, 2001.

    3. Кузин Ф.А. Культура делового общения. Практическое пособие. - 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Ось-89, 2002.

    5. Мельникова С.В. Деловая риторика (речевая культура делового общения): Учебное пособие. - Ульяновск: УлГТУ, 1999.

    6. Снелл Ф. Искусство делового общения. - М., 1997.

    7. Якокка Л. Карьера менеджера. - М., 1999.

    9. Проведение деловых бесед и переговоров. Как добиться своей цели. - Воронеж, 2001 г.

    10. Сухарев В.А. Быть деловым человеком. - М, 2006

    11. Честара Дж. Деловой этикет. - М., 1997

    Подобные документы

    Деловая беседа как устный контакт между людьми, связанными отношениями дела, их достоинства, порядок проведения и основные функции. Методика подготовки и планирования деловой беседы. Этапы и приемы беседы, значение ее завершения для успеха дела.

    реферат [21,8 K], добавлен 10.09.2009

    Нормы и правила делового этикета. Основные методы влияния на людей: убеждение, внушение, принуждение. Особенности диалогового общения, правила ведения деловой беседы. Профессиональный этический кодекс юриста. Кодекс чести судьи и этика адвоката.

    реферат [22,8 K], добавлен 03.09.2011

    История развития принципов этики делового общения. Факторы, сопутствующие проведению успешной деловой беседы. Правила в отношении одежды и внешнего вида, вербального этикета. Приветствие при официальном знакомстве. Культура делового общения по телефону.

    курсовая работа [41,7 K], добавлен 09.12.2009

    Нормы и правила этики деловых отношений. Подготовка и проведение деловой беседы. Типы вопросов, используемых в процессе беседы и их назначение. Специфика телефонного разговора. Специфика подготовки и проведения переговоров с иностранными партнерами.

    контрольная работа [39,1 K], добавлен 26.02.2009

    Подготовка деловой беседы: этапы, ошибки, последовательность, сущность моделирования хода беседы. Типы вопросов, используемых в процессе беседы и их назначение. Тактика постановки вопросов. Направления и значение анализа результатов переговоров.

    контрольная работа [34,7 K], добавлен 26.02.2009

    Общие сведения об этической культуре. Сущность, история развития и основные заповеди делового этикета. Одежда и внешний облик человека. Культура телефонного общения. Понятие и этапы деловой беседы. Основные требования к деловой переписке и протоколу.

    курсовая работа [42,6 K], добавлен 07.06.2010

    Установленный порядок поведения в сфере бизнеса и деловых контактов. Виды делового этикета. Принципы этикета в ходе деловой беседы. Шесть заповедей Джен Ягера. Методы влияния или воздействия на людей. Правила налаживания отношений между собеседниками.

    Деловые переговоры – форма делового общения. Цель их проведения – достигнуть соглашения между теми, кто в них участвует. Ведение деловых переговоров необходимо для обсуждения проблем, поиска их решений, способных удовлетворить все стороны переговорного процесса. Современный деловой человек должен знать все нюансы и особенности их проведения, чтобы успешно развивать свой бизнес.

    Функции деловых переговоров:

    • Информационная – в процессе общения может происходить только обмен информацией;
    • Коммуникативная – наладка новых отношений, деловых связей;
    • Контроль, координирование действий – при налаженных деловых связях партнеры чаще просто уточняют некоторые моменты;
    • Регулятивная – решение возникающих проблем, для прекращения спорных ситуаций.

    Как вести переговоры?

    Проведение деловых переговоров, цель которых – заключить выгодное для всех сторон соглашение – непростой процесс. Он состоит из нескольких этапов. И каждый этап имеет свои особенности.

    Подготовка

    От этой стадии зависит 90 процентов успеха. На подготовительном этапе необходимо:

    Определить проблему, найти тех, кто сможет решить ее:

    • Понять интересы всех сторон, четко сформулировать план, программу деловой беседы;
    • При необходимости подобрать представителей делегации;
    • Организовать встречу, учесть все организационные моменты, связанные с подготовкой к переговорному процессу.

    Прояснение

    Требует осторожного поведения. Не рекомендуется сразу же начинать торговаться. Изначально необходимо наладить контакт с партнером, узнать о том, каковы его интересы.

    Выдвижение предложений

    Торги

    Стороны стремятся достичь желаемой цели путем уступок, обмена того, что имеет различную цену, ценность для каждой стороны.

    Принятие решений

    Предфинальная стадия переговоров. Не рекомендуется торопиться. Лучше еще раз подумать, выгодно ли достигнутое соглашение или нет.

    Финальная стадия – закрепление договоренностей

    Требует обязательной фиксации достигнутого соглашения, чтобы избежать отказа сторон от решения, которое было принято на переговорах.

    Виды и формы деловых переговоров

    Наиболее часто встречаемые формы деловых переговоров

    Стороны обмениваются мнениями. Процесс взаимный. Каждая из сторон принимает на вооружение все высказанные соображения, позиции, факты, независимо от того, кто является их автором.

    Передача информации с одной стороны. Как правило, в форме наставления, инструкции. Цель – заставить другую сторону прийти к желаемому соглашению.

    Склонение собеседника к желаемой цели путем убеждения с использованием логических рассуждений, имеющих вес аргументов, серьезных для решения конкретной проблемы фактов.

    Другими словами такую форму деловых переговоров можно назвать словесным состязанием. Каждая из сторон старается отстоять свое мнение.

    Разновидность спора, но более мягкого, так как при дискуссии отстаивание позиции происходит на основе аргументов, доказательства, проверенных фактов.

    Также различаются следующие виды деловых переговоров:

    Правила и особенности деловых переговоров

    Основные правила деловых переговоров

    Сбор информации

    Необходимо собрать информацию не только о партнере, его цели, мотивации, но и проработать содержание будущей беседы. Это правило необходимо соблюсти на подготовительной стадии переговорного процесса.

    Составление плана переговоров

    Такое правило упрощает процесс ведения делового разговора, а также позволяет иметь под рукой пути решения конфликтных ситуаций, если таковые возникнут.

    Контроль среды

    Важно правильно выбирать место для организации деловых переговоров. На правильность выбора влияет условия, длительность переговорного процесса, другие факторы. Интересный факт! Практика показывает, что тот, кто занимается организацией встречи, добивается на переговорах большего успеха.

    Сдержанность при высказываниях противоположной стороной

    Не отвергайте мысли, идеи оппонента сразу же, как он их высказал. Рекомендуется записывать их, анализировать, и, взяв инициативу в свои руки, обсудить мнения, идеи оппонента с ним.

    • Ультимативная тактика предполагает жесткое ведение переговоров, когда одна из сторон сразу выкладывает свое решение. Результат – или оппонент согласится, или уйдет. Минус – возможная потеря потенциального партнера.
    • Тактика эмоциональных качель, когда используются приемы, позволяющие менять настроение оппонента. Высказываются то обвинения, то приятные слова. Подобное поведение мешает противоположной стороне сосредоточиться на своем предложении. Результат – оппонент соглашается на предложение при условии, что является психологически неустойчивым человеком.
    • Ультиматум, который предъявляется в конце беседы. Представляет собой симбиоз двух вышеперечисленных тактик. Сначала общение, потом резкий ультиматум. Результат – ослабленный оппонент соглашается на предложение.
    • Метод навязывания, когда из сторон преследует цель – сломать сценарий переговоров и навязать свое видение деловой беседы.
    • Быстрый ход переговоров. Оппонент настроен на определенную продолжительность переговорного процесса, к примеру, на 40 минут. А другая сторона сразу же заявляет, что переговоры продлятся всего 15 минут. И она остается в выигрыше, так как подготовка переговоров была проведена ею с расчетом на 15-минутный срок, а оппонент готовился к 40-минутному разговору.

    Профессиональная этика деловых разговоров

    • Особенностей организации деловой встречи;
    • Поведения участников переговоров;
    • Выбора одежды и аксессуаров;
    • Ритуалов употребления алкогольных напитков;
    • Речи, жестов и многого другого.

    Как научиться правильно и грамотно вести переговорный процесс? В этом могут помочь проводимые нашей компанией эффективные тренинги на тему ведения деловых переговоров, которые позволяют изучить эту область деловой активности и применить полученные знания на практике. Перечень тренингов достаточен, чтобы освоить технику проведения успешных переговорных процессов, узнать о нормах деловой культуры и этикета.

    Результат обучения – получение навыка ведения профессиональных деловых переговоров, сложных и/или жестких по своим особенностям, освоение манипуляторного поведения и других инструментов, способных обеспечить 100-процентый результат, который вы желаете достигнуть.

    Заключение

    Ведение деловых переговоров – непростая сфера активности бизнесменов любого уровня. Организация, проведение переговорного процесса имеют множество особенностей, требует соблюдения определенных правил. Необходимо уметь грамотно вести деловую беседу и добиваться поставленной цели.

    Это, несомненно, достаточно специфичная область работы деловых людей, которая имеет большой вес в их деятельности и влияет на развитие бизнеса. Поэтому необходимо иметь большой комплекс знаний, обладать навыками, которые позволяют деловому человеку успешно добиваться выгодного для него соглашения даже на весьма сложных деловых переговорах.

    Читайте также: