Права муниципальных служащих доклад

Обновлено: 08.07.2024

Статья 11. Основные права муниципального служащего

1. Муниципальный служащий имеет право на:

1) ознакомление с документами, устанавливающими его права и обязанности по замещаемой должности муниципальной службы, критериями оценки качества исполнения должностных обязанностей и условиями продвижения по службе;

2) обеспечение организационно-технических условий, необходимых для исполнения должностных обязанностей;

3) оплату труда и другие выплаты в соответствии с трудовым законодательством, законодательством о муниципальной службе и трудовым договором (контрактом);

4) отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности рабочего (служебного) времени, предоставлением выходных дней и нерабочих праздничных дней, а также ежегодного оплачиваемого отпуска;

5) получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей, а также на внесение предложений о совершенствовании деятельности органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования;

6) участие по своей инициативе в конкурсе на замещение вакантной должности муниципальной службы;

7) получение дополнительного профессионального образования в соответствии с муниципальным правовым актом за счет средств местного бюджета;

(в ред. Федерального закона от 30.03.2015 N 63-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

8) защиту своих персональных данных;

9) ознакомление со всеми материалами своего личного дела, с отзывами о профессиональной деятельности и другими документами до внесения их в его личное дело, а также на приобщение к личному делу его письменных объяснений;

10) объединение, включая право создавать профессиональные союзы, для защиты своих прав, социально-экономических и профессиональных интересов;

11) рассмотрение индивидуальных трудовых споров в соответствии с трудовым законодательством, защиту своих прав и законных интересов на муниципальной службе, включая обжалование в суд их нарушений;

12) пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Муниципальный служащий, за исключением муниципального служащего, замещающего должность главы местной администрации по контракту, вправе с предварительным письменным уведомлением представителя нанимателя (работодателя) выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов и если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

Муниципальным служащим является гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, исполняющий в порядке, определенном уставом муниципального образования в соответствии с федеральными и региональными законами, обязанности по муниципальной должности муниципальной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств местного бюджета. Лица, не замещающие муниципальные должности муниципальной службы и исполняющие обязанности по техническому обеспечению деятельности органов местного самоуправления, не являются муниципальными служащими.

Квалификационные разряды присваиваются муниципальным служащим по результатам квалификационного экзамена или аттестации и указывают на соответствие уровня профессиональной подготовки муниципальных служащих квалификационным требованиям, предъявляемым к муниципальным должностям муниципальной службы в соответствии с классификацией муниципальных должностей муниципальной службы.

Квалификационные разряды, порядок их присвоения и сохранения при переводе или поступлении муниципальных служащих на иные муниципальные должности муниципальной службы либо государственные должности государственной службы субъектов Федерации, а также при увольнении муниципальных служащих с муниципальной службы устанавливаются региональными законами в соответствии с федеральными законами.

Права и обязанности муниципального служащего устанавливаются уставом муниципального образования или нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными и региональными законами.

Муниципальный служащий имеет право на:

1. ознакомление с должностными документами, определяющими его права и обязанности по замещаемой должности;

2. обеспечение надлежащих организационно-технических условий, необходимых для исполнения должностных обязанностей;

3. оплату труда и другие выплаты в соответствии с законодательством;

4. отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности служебного времени, предоставлением выходных дней и нерабочих праздничных дней, а также ежегодных оплачиваемых основного и дополнительных отпусков;

5. получение информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей, а также на внесение предложений о совершенствовании деятельности органа местного самоуправления;

6. доступ в установленном порядке в связи с исполнением должностных обязанностей в органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации;

7. ознакомление со служебными документами о нем до внесения их в его личное дело, материалами личного дела, а также на приобщение к личному делу его письменных объяснений и других документов;

8. защиту сведений о нем;

9. должностной рост на конкурсной основе, профессиональную переподготовку, повышение квалификации;

10. членство в профессиональном союзе;

11. проведение по его заявлению служебной проверки;

12. государственное пенсионное обеспечение в соответствии с федеральным законом;

13. защиту своих прав и законных интересов на муниципальной службе, включая обжалование в суд их нарушения;

14. медицинское страхование;

15. государственную защиту своих жизни и здоровья, жизни и здоровья членов своей семьи, а также принадлежащего ему имущества и др.

Муниципальный служащий обязан:

1. соблюдать Конституцию Российской Федерации, законодательство, устав муниципального образования и муниципальные правовые акты и обеспечивать их исполнение;

2. исполнять свои должностные обязанности;

3. соблюдать при исполнении должностных обязанностей права и законные интересы граждан и организаций;

4. исполнять поручения руководителей, данные в пределах их полномочий;

5. поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего исполнения своих должностных обязанностей;

6. соблюдать служебный распорядок органа местного самоуправления;

7. не разглашать сведения, составляющие охраняемую федеральным законом тайну, а также сведения, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей;

8. сообщать о выходе из гражданства Российской Федерации или о приобретении гражданства другого государства;

9. соблюдать ограничения, выполнять обязательства и требования к служебному поведению;

10. беречь муниципальное имущество, в том числе предоставленное ему для исполнения должностных обязанностей и др.

Федеральным законом "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации" закреплен широкий перечень гарантий для муниципального служащего. Так, муниципальному служащему гарантируются:

1. условия работы, обеспечивающие исполнение им должностных обязанностей;

2. денежное содержание и иные выплаты. Размер должностного оклада, размеры и порядок установления надбавок и иных выплат к должностному окладу муниципального служащего определяются нормативными актами органов местного самоуправления в соответствии с законами субъекта Российской Федерации;

3. ежегодный оплачиваемый отпуск. Муниципальному служащему устанавливается ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью не менее 30 календарных дней. Для отдельных категорий муниципальных служащих федеральными и региональными законами устанавливается ежегодный оплачиваемый отпуск большей продолжительности. Сверх ежегодного оплачиваемого отпуска муниципальному служащему за выслугу лет предоставляется в порядке и на условиях, определяемых федеральными и региональными законами, дополнительный оплачиваемый отпуск;

4. медицинское обслуживание его и членов его семьи, в том числе после выхода его на пенсию;

5. пенсионное обеспечение за выслугу лет и пенсионное обеспечение членов семьи муниципального служащего в случае его смерти, наступившей в связи с исполнением им должностных обязанностей. На муниципального служащего в области пенсионного обеспечения в полном объеме распространяются права государственного служащего в Российской Федерации, устанавливаемые федеральными и региональными законами. Определение размера государственной пенсии муниципального служащего осуществляется в соответствии с установленным законом субъекта Федерации соотношением муниципальных должностей муниципальной службы и государственных должностей государственной службы. Максимальный размер государственной пенсии муниципального служащего не может превышать максимальный размер государственной пенсии государственного служащего по соответствующей государственной должности. В случае смерти муниципального служащего, связанной с исполнением им должностных обязанностей, в том числе наступившей после увольнения его с муниципальной службы, члены семьи умершего имеют право на получение пенсии по случаю потери кормильца в порядке, определяемом федеральным законом;

6. обязательное государственное страхование на случай причинения вреда здоровью и имуществу в связи с исполнением им должностных обязанностей;

7. обязательное государственное социальное страхование на случай заболевания или потери трудоспособности в период прохождения им муниципальной службы или после ее прекращения, но наступивших в связи с исполнением им должностных обязанностей;

8. защита его и членов его семьи в порядке, установленном законами, от насилия, угроз, других неправомерных действий в связи с исполнением им должностных обязанностей.

В случае ликвидации органа местного самоуправления, сокращения штата работников данного органа муниципальному служащему предоставляются гарантии, установленные законодательством Российской Федерации о труде для работников в случае их увольнения в связи с ликвидацией предприятий, учреждений, организаций, сокращения штата работников.

Законами субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования могут быть предусмотрены дополнительные гарантии для муниципального служащего.

Гост

ГОСТ

Правовой статус муниципального служащего – это правовое положение лиц, замещающих должности муниципальной службы, включающее в себя совокупность прав и обязанностей, а также порядок привлечения к ответственности за ненадлежащее исполнение своих обязанностей.

Законодательные основы определения правового статуса муниципального служащего

Характеристика прав и обязанностей муниципального служащего

Муниципальным служащим признается гражданин, который исполняет в предусмотренном законодательстве порядке обязанности в соответствии с занимаемой должностью муниципальной службы, получает денежное содержание, выплата которого осуществляется из муниципального бюджета.

Законодательство исключает из состава муниципальных служащих лиц, которые исполняют обязанности технического обеспечения деятельности органов муниципального управления, избирательных комиссий, действующих на территории муниципальных образований, и не замещают должности муниципальной службы.

Муниципальный служащий наделяется следующими правами:

  • знакомиться с документацией, которая устанавливает состав прав и обязанностей муниципального служащего в соответствии с замещаемой им должностью, критерии оценки качества исполнения должностных обязанностей и условия продвижения по карьерной лестнице;
  • иметь организационно-технические условия, которые требуются для исполнения муниципальным служащим его обязанностей;
  • получать оплату за труд и иные выплаты согласно трудовому законодательству, законодательству о муниципальной службе и трудовому договору;
  • отдыхать сообразно установленной нормальной продолжительности рабочего времени, предоставленными выходными днями, нерабочими праздничными днями, ежегодным оплачиваемым отпуском;
  • получать материалы, которые требуются для исполнения муниципальным служащим его должностных обязанностей, вносить предложения, направленные на совершенствование функционирования органов муниципального управления, избирательной комиссии муниципального образования; участвовать в соответствии с собственной инициативой в конкурсах на замещение вакантных должностей муниципальной службы;
  • получать дополнительное профессиональное образование согласно муниципальным нормативным правовым актом за счет средств муниципального бюджета;
  • защищать свои персональные данные;
  • ознакомиться с материалами личного дела, отзывами на профессиональную деятельность и иной документацией до внесения этой документации в личное дело муниципального служащего, приобщать к личному делу письменные объяснения муниципального служащего;
  • объединяться, создавая профессиональные союзы, с целью осуществления защиты собственных прав, профессиональных и социально-экономических интересов;
  • рассматривать индивидуальные трудовые споры согласно нормам трудового права, защищать свои законные интересы и права на муниципальной службе, включая защиту в судебном порядке;
  • получать пенсионное обеспечение согласно российскому законодательству.

Готовые работы на аналогичную тему

Муниципальным служащим предоставлено право на основе предварительного письменного уведомления представителя работодателям выполнения иной оплачиваемой работы при отсутствии возможности возникновения конфликта интересов. Исключение составляет лишь муниципальные служащие, которые замещает должность главы муниципальной администрации в соответствии с контрактом.

Наличие прав ведет к возникновению обязанностей муниципального служащего, к числу которых относятся следующие:

  • обеспечивать соблюдением требований Конституции, федеральных конституционных и собственно федеральных законов, других нормативно-правовых актов федерального, регионального и муниципального уровня;
  • обеспечивать исполнение должностных обязанностей согласно должностной инструкции;
  • обеспечивать соблюдение общегражданских прав и свобод при осуществлении должностных обязанностей вне зависимости от каких-либо характеристик физических и юридических лиц;
  • обеспечивать соблюдение правил внутреннего трудового распорядка, должностных инструкции, правил работы с информацией служебного назначения;
  • обеспечивать поддержку официального уровня, требуемого для надлежащего исполнения должностных обязанностей;
  • обеспечивать сохранность сведений, составляющих государственную и другую тайну, охраняемую законом, а также сведений, которые стали известны муниципальному служащему в процессе исполнения его должностных обязанностей;
  • информировать работодателя о выходе из российского гражданства в день такого выхода и о приобретении иностранного гражданства;
  • представлять в предусмотренном законодательством порядке информация о себе и членах семьи;
  • соблюдать ограничения и запреты, действующие в отношении муниципальных служащих;
  • письменно уведомлять представителя работодателя о возможности возникновения конфликта интересов и предпринимать меры, направленные на предотвращение такого конфликта.

Ограничения и запреты, действующие в отношении муниципальных служащих

В отношении муниципальных служащих действует ряд ограничений и запретов, призванных обеспечить надлежащее исполнение муниципальными служащими их должностных обязанностей. Примером ограничений, связанных с муниципальной службой, может выступать признание недееспособности или ограничение дееспособности муниципального служащего. Примером запретов, действующих в отношении муниципальных служащих, может выступать запрет на участие в осуществлении управления некоммерческой или коммерческой организацией за исключением случаев, прямо предусмотренных законодательством.


Следует констатировать достаточно абстрактный характер в целом установленных в Законе о муниципальной службе прав муниципального служащего. Это вполне логично с учетом того обстоятельства, что нормативный акт может содержать в себе только важнейшие общие для всех муниципальных служащих права, без существенной детализации.

Безусловно, в рамках одной статьи невозможно детально рассмотреть все права и обязанности муниципального служащего, выявить все возникающие в связи с их правовой регламентацией и практикой применения проблемы и предложит пути их решения. Поэтому остановимся лишь на наиболее актуальных, с нашей точки зрения, проблемах.

Так, например, следует обратить внимание на право муниципального служащего выполнять какую-либо иную оплачиваемую работу, которое закреплено в ч.2 ст.11Закона о муниципальной службе. Такую работу муниципальный служащий вправе выполнять при одновременном соблюдении целого ряда условий:

– если данная должность не является профсоюзной либо выборной государственной, муниципальной;

– если муниципальный служащий не становится членом органа управления коммерческой организации;

– предварительное уведомление в письменной форме представителя соответствующего нанимателя;

– отсутствует конфликт интересов.

Последнее условие представляет собой наибольший интерес, поскольку данный институт — принципиально новый для муниципальной службы в целом.

Поиски возможностей совершенствования данного понятия продолжаются. Этой теме посвятили свои публикации В. В. Астанин, А. Д. Ильяков, О. В. Казаченкова, С. Е. Чаннов, А. Дементьев, С. Качушкин, А. В. Куракин, А. М. Куренной, Э. В. Талапина, С. Н. Южаков и др.

С понятием конфликта интересов связано понятие личной заинтересованности. В данном случае при определении указанного понятия Закон о муниципальной службе также отсылает нас к ст.10 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ. Личная заинтересованность представляет собой возможность получение определенного дохода в форме денежных средств, другого имущества (имущественных прав, результатов выполненных работ, услуг имущественного характера либо каких-нибудь преимуществ (выгод) муниципальным служащим либо его родственниками или свойственниками, а также организациями и гражданами, с которыми муниципальный служащий связан корпоративными, имущественными либо какими-либо другими близкими отношениями.

Согласно Закону о муниципальной службе изменение служебного положения в целях урегулирования либо предупреждения конфликта интересов возможно как форме отстранения, так и в форме назначения на другую должность. Полагаю, что формулировка ч.3 ст.14.1 Закона о муниципальной службе не видится совсем ясной. Скорее всего, в рассматриваемом случае речь идет не обо всем времени, в период которого непосредственно происходит процесс урегулирования конфликта, а только об определенном интервале времени, в период которого происходит установление отсутствия либо наличия такого конфликта.

Необходимо отметить, что муниципальный служащий, при обнаружении признаков конфликта интересов и выполняя обязанность письменного уведомления об этом представителя нанимателя, вправе взять самоотвод, то есть заявить о дальнейшей нецелесообразности возложения на него какой-нибудь обязанности в целях предотвращения конфликта интересов.

Полагаем, что применение на практике данной процедуры самоотвода является затруднительным. В законодательстве сегодня отсутствует алгоритм проведения указанной процедуры. Достаточно эффективная реализация указанного способы возможна только в случае, когда случаи и порядок самоотвода муниципальных служащих будут детально определены в действующем законодательстве.

Непринятие конкретным муниципальным служащим мер по урегулированию либо предотвращению конфликта интересов представляет собой правонарушение, которое влечет за собой увольнение муниципального служащего.

Вышеобозначенный перечень мер урегулирования и предотвращения конфликта интересов не закрытый. Сегодня представители нанимателя применяют и другие законные меры при возникновении конфликта интересов. Так, например, в конкретном органе местного самоуправления может образовываться комиссия по соблюдению требований к поведению муниципальных служащих.

Основной проблемой данных комиссий является формальный характер их деятельности. В качестве одной их причин последнего — эпизодический характер работы данных комиссий, что, в свою очередь, обусловлено недостаточным финансированием конкретных органов местного самоуправления. Существенной проблемой также является только рекомендательный характер принимаемых комиссией решений, что аналогичным образом не способствует плодотворной работе названных комиссий. Другой проблемой выступает отсутствие необходимого числа квалифицированных кадров. Особенно это ярко видно на примере поселений. В рассматриваемом случае, прежде всего, речь идет об отсутствии специального обучения председателей, а также членов комиссий. Кроме того, имеет место недостаточное обеспечение деятельности названных комиссий в методическом плане.

Следует отметить, что существуют и внутренние проблемы функционирования данных комиссий, которые связаны с отсутствие достаточно понятных и конкретных критериев опубликования отчетов о работе комиссий. На сайтах органов местного самоуправления не содержатся конкретных решений, принятых комиссиями, отсутствуют необходимые статистические данные об их работе. Это, в свою очередь, неизбежно приводит к нарушению принципов гласности и открытости деятельности органов местного самоуправления, может способствовать коррупционным проявлениям при осуществлении муниципальными служащими своей деятельности.

Таким образом, вопросы урегулирования конфликтов интересов, возникающих в процессе служебной деятельности муниципальных служащих, требуют дальнейшего совершенствования.

Основные термины (генерируются автоматически): муниципальная служба, служащий, местное самоуправление, конфликт интересов, Российская Федерация, личная заинтересованность, предотвращение конфликта интересов, представитель нанимателя, рассматриваемый случай, служебная деятельность.

Похожие статьи

Конфликт интересов государственного и муниципального.

конфликт интересов, служащий, Российская Федерация, муниципальная служба, личная заинтересованность, земельный участок, возникший конфликт интересов, антикоррупционное законодательство.

Исполнение муниципальными служащими обязанности по.

муниципальная служба, служащий, местное самоуправление, конфликт интересов, Российская Федерация, рассматриваемый случай, представитель нанимателя, предотвращение конфликта интересов.

Конфликт интересов в государственной и муниципальной.

Статья посвящена понятию конфликта интересов государственного и муниципального служащего. Ключевые слова: государственная служба, муниципальная служба, конфликт интересов, коррупция.

Причинная обусловленность конфликта интересов на.

Конфликт интересов государственного и муниципального. Обязанностью государственного гражданского служащего является сообщать представителю нанимателя о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к.

Конфликт интересов государственных гражданских служащих.

конфликт интересов, служащий, Российская Федерация, муниципальная служба, личная заинтересованность, земельный участок, возникший конфликт интересов, антикоррупционное законодательство.

Российская Федерация, служащий, служебное поведение.

Конфликт интересов государственного и муниципального.

Российская Федерация, служащий, организационная культура, государственная служба, государственный орган, профессиональная деятельность, служебное поведение, государственная гражданская.

Профессионализация кадрового аппарата муниципальной власти

местное самоуправление, муниципальная служба, Российская федерация, создание условий, служащий, Россия, развитие, Орган, гражданское общество, городское сообщество.

Правовое положение государственных гражданских служащих.

конфликт интересов, служащий, Российская Федерация, муниципальная служба, личная заинтересованность, земельный участок, возникший конфликт интересов, антикоррупционное законодательство.

Административно-правовые механизмы противодействия.

Специфика государственной службы создает возможности для возникновения конфликта интересов — ситуации, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, влияет или может повлиять на надлежащее.

Похожие статьи

Конфликт интересов государственного и муниципального.

конфликт интересов, служащий, Российская Федерация, муниципальная служба, личная заинтересованность, земельный участок, возникший конфликт интересов, антикоррупционное законодательство.

Исполнение муниципальными служащими обязанности по.

муниципальная служба, служащий, местное самоуправление, конфликт интересов, Российская Федерация, рассматриваемый случай, представитель нанимателя, предотвращение конфликта интересов.

Конфликт интересов в государственной и муниципальной.

Статья посвящена понятию конфликта интересов государственного и муниципального служащего. Ключевые слова: государственная служба, муниципальная служба, конфликт интересов, коррупция.

Причинная обусловленность конфликта интересов на.

Конфликт интересов государственного и муниципального. Обязанностью государственного гражданского служащего является сообщать представителю нанимателя о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к.

Конфликт интересов государственных гражданских служащих.

конфликт интересов, служащий, Российская Федерация, муниципальная служба, личная заинтересованность, земельный участок, возникший конфликт интересов, антикоррупционное законодательство.

Российская Федерация, служащий, служебное поведение.

Конфликт интересов государственного и муниципального.

Российская Федерация, служащий, организационная культура, государственная служба, государственный орган, профессиональная деятельность, служебное поведение, государственная гражданская.

Профессионализация кадрового аппарата муниципальной власти

местное самоуправление, муниципальная служба, Российская федерация, создание условий, служащий, Россия, развитие, Орган, гражданское общество, городское сообщество.

Правовое положение государственных гражданских служащих.

конфликт интересов, служащий, Российская Федерация, муниципальная служба, личная заинтересованность, земельный участок, возникший конфликт интересов, антикоррупционное законодательство.

Административно-правовые механизмы противодействия.

Специфика государственной службы создает возможности для возникновения конфликта интересов — ситуации, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, влияет или может повлиять на надлежащее.

Читайте также: