Права и обязанности доклад 9 класс

Обновлено: 02.05.2024

(1 слайд) Тема моего проекта – Права и свободы граждан РФ.

(2 слайд) Наше общество – это система связей, объединенных экономическими, семейными, групповыми, этническими, сословными и многими другими отношениями и интересами.

(3 слайд) Общество не может существовать без порядка и стабильных отношений

(4 слайд) Таким рычагом, который организовывает, регулирует и наводит порядок в общественных отношениях, является право.

(5 слайд) Право вбирает в себя все социально ценное: от обычаев, морали, религии и до достижений мировой культуры и цивилизации.

(6 слайд) В результате оно приобретает значительную самостоятельность по отношению к обществу и получает возможность активно воздействовать на него.

(7 слайд) Актуальность данной работы заключается в том, что современные тенденции развития России придают особое значение ценности прав и свобод.

(8 слайд) Изменение системы социальных ориентиров и потребностей обусловило необходимость соответствующих преобразований во всех областях общественной жизни.

(10 слайд) Таким образом, ценность права — это его способность служить целью и средством для удовлетворения социально справедливых, прогрессивных потребностей и интересов граждан, общества в целом.

(11 слайд) Целью данной работы является изучение роли прав и свобод в обществе, их значении в жизни людей и государства в целом.

(12 слайд) Задачи проекта:

- Изучить источники и отрасли права;

- Исследовать область права, связанную с детьми и особенности правового статуса несовершеннолетних.

(13 слайд) Теоретическое значение проекта: состоит в том, что изучение данной темы позволило получить более подробную информацию о роли и значении права в жизни общества, его особенностях и характерных чертах.

(14 слайд) Практическое значение проекта: состоит в том, что данная работа может быть использована педагогами на уроках обществознания с целью ознакомления учащихся с правами людей, их содержанием и особенностью, а также для более глубокого изучения данного вопроса.

Основная часть

(15 слайд) Я начал свою работу с того, что стал искать информацию по данной теме.

(16 слайд) Я выбрал пять направлений:

1. История возникновения права.

2. Источники права.

3. Отрасли права.

4. Права ребенка.

5. Особенности правового статуса несовершеннолетних.

(17 слайд) В ходе своей работы я пришел к определенным выводам, с которыми хотел бы вас ознакомить.

- Одной из самых древних потребностей общества людей стало стремление к порядку и справедливости Благодаря таким качествам, как мудрость и здравый смысл, человек создал институт права, предназначением которого стало - предотвращение конфликтов и столкновений, а при их возникновении – помощь в решении сложного вопроса мирными, культурными, цивилизованными способами.

(18 слайд) - Итак, право – это особый социальный регулятор. Оно обычно исходит от государства и закрепляется в законе или другом нормативном акте.

(19 слайд) - А свобода — это самостоятельность людей, выражающаяся в их способности и возможности делать собственный выбор и действовать в соответствии со своими интересами и целями.

(20 слайд) - Право – это совокупность всех принятых государством общеобязательных норм, устанавливающих определенные права и обязанности как отдельных лиц, так и организаций.

(21 слайд) - Право развивает в людях чувства справедливости, правды, добра, гуманности.

(22 слайд) - Право защищает и охраняет интересы людей, устанавливает юридическую ответственность нарушителям.

(23 слайд) - Право вводит жесткие критерии оценивания поведения людей с точки зрения его правомерности или противоправности.

(24 слайд) - Право возникло с появлением государства и связано с ним крепкими узами. Как невозможно существование государства без права (последнее организует политическую власть, выступает зачастую средством проведения политики конкретного государства), так и права - без государства (которое устанавливает, применяет и гарантирует юридические нормы.

(25 слайд) - Государство, контролирующее выполнение обществом правовых предписаний и, в случае их нарушения, применяющее различные юридические санкции, можно назвать правовым.

(26 слайд) - Основными источниками права на территории Российской Федерации являются нормативно-правовые акты.

(27 слайд) - Отрасль права – это совокупность взаимосвязанных правовых норм, регулирующих относительно самостоятельную область человеческих отношений. То есть, составные части системы права, сгруппированные по предмету своего регулирования, составляют отрасль права.

- Можно выделить следующие основные отрасли права: конституционное, административное, гражданское, земельное, семейное, трудовое, уголовное.

(28 слайд) - Важное место в правовой системе занимают права несовершеннолетних, которые подразделяются на: личные, политические, экономические и социальные.

(29 слайд) - В нашей стране правовым статусом несовершеннолетних считается юридически закрепленное положение физических лиц в возрасте от 14 до 18 лет, основанное на единстве прав, свобод и обязанностей несовершеннолетних.

1. Что такое права человека?

2. Какие права вы знаете?

3. Нужны ли обязанности людям?

4. Какое место в жизни человека занимают права?

76% смогли назвать основные права человека.

89% опрошенных считают, что обязанности являются неотъемлемой частью жизни каждого человека.

100% считают, что права человека занимают важное место в жизни людей.

Анкетирование показало, довольно хорошее знание моими одноклассниками своих прав и обязанностей.

(32 слайд) В результате проделанной работы мы узнали о роли и значении прав и свобод в жизни общества. Право – это важная составляющая в жизни каждого человека. Знать свои права и свободы, придерживаться их, а также уважать права других – это обязанность гражданина.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ОСНОВНЫЕ ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА

Для общения и взаимодействия людей, разрешения и предотвращения конфликтов между ними важное значение всегда имели проблемы познания, совершенствования и реализации права. Тысячелетия понадобились для того, чтобы люди в большинстве своем начали постепенно, сначала интуитивна, а затем все более осознанно, понимать смысл права в их жизни. Но и в настоящее время эти проблемы продолжают оставаться актуальными, проявляясь как в внутри личностном плане, так и в межличностных связях, во взаимоотношениях между различными объединениями, странами и сообществами. Человек среди всех других живых существ обладает разумом, комплексом эмоциональных качеств и способен ощущать и осознавать право, соблюдать правовые установления, приспосабливаться к правовой действительности. Словом, человек живет в правовой системе и в силу ряда социально - экономических, политических и других факторов прогрессивного развития не может существовать без права.

В течение длительного времени качества человека (жизнь, свобода, собственность) и их защита были неразделимы и регулировали отношение между людьми. В процессе общения людей, при реализации естественных потребностей, интересов и прав постепенно вырабатываются привычки, стереотипы, которые, с одной стороны, обеспечивают свободу действий, а с другой - ограничивают ее разумными пределами. Устанавливается общепринятая мера, т.е. норма поведения. Человек осознает себя человеком в социальном смысле, а это и есть сознание своих прав и обязанностей по отношению к другому человеку. Человек уже с помощью права оценивает свои действия, поступки других людей в качестве правильных или неправильных, справедливых или несправедливых.

ПОНЯТИЕ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА.

Возникновение понятия "права человека", т.е. осознание этой проблемы как научной, неразрывно связано с появлением и распространением идей естественного права. Еще в V - IV вв. до н. э. древнегреческие мыслители (Ликофрон, Антифон и др.) утверждали, что все люди равны от рождения и имеют одинаковые, обусловленные природой права. Аристотель одним из основополагающих считал право на частную собственность, которое отражает природу самого человека и основано на его любви к самому себе. В период феодализма многие естественно - правовые идеи облекались в религиозную оболочку. Позднее они получили отражение и дальнейшее свое развитие в трудах Локка, Монтескье, Руссо, Канта, Бентама и других мыслителей. С развитием общественных отношений права человека из идеальной категории постепенно превращались в реальную действительность, закреплялись в государственно - правовых и международно-правовых документах, выступали критерием демократичности той или иной системы правового и государственного устройства.

Права человека - неотъемлемые свойства каждого человека и существенные признаки его бытия. Государство не "дарует" права, оно только закрепляет их в законе и обеспечивает реализацию. В этом случае его можно считать правовым. Если государство игнорирует естественные права человека или, более того ущемляет, уничтожает их, препятствует их осуществлению или создает условия для реализации прав только для определенной группы лиц, сословия, класса, то оно характеризуется как антидемократическое (авторитарное, тоталитарное т.п.).

Права человека - это естественные возможности индивида, обеспечивающие его жизнь, человеческое достоинство и свободу деятельности во всех сферах общественной жизни.

Наряду с категорией права употребляется термин свободы: свобода совести, свобода вероисповедания, свобода мысли и свобода слова и т.д. По смыслу и содержанию эти категории можно считать равными. Также используются такие термины как "права гражданина" и "права личности".

Права человека имеют естественную природу и неотъемлемые от индивида, они внетерриториальны и вненациональны, существуют независимо от закрепления в законодательных актах государства, являются объектом международно-правового регулирования и защиты. Они характеризуют человека как представителя рода человеческого и в этом смысле выступают наиболее общими и тоже время лишь основными ( коренными ) правомочиями, необходимыми его нормального существования. В случае закрепления прав человека в законодательных актах конкретного государства оно становятся и правами гражданина данного государства.

Права гражданина есть совокупность естественных правомочий, получивших отражение в нормативно — правовых государственных актах, и приобретенных правомочий, выработанных а ходе развития общества и государства. Права гражданина обязательно закрепляются в конституциях и иных законодательных актах и также обязательно государством декларируется и обеспечивается их защита. Они квалифицируют человека как члена государственно — организованного сообщества.

Права личности понимают как правомочия, принадлежащие конкретному индивиду в конкретной ситуации. Объем их может зависит от социально — экономического положения, общественно - политического статуса человека, условий его работы и проживания. Права личности характеризуют индивидуальные особенности человека, степень его социальной зрелости, способность осознавать право и отвечать за свои действия.

ОСНОВНЫЕ ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА

Основные права и свободы человека и гражданина закрепляются в международно-правовых актах и конституциях конкретных государств. Одним из общепринятых критериев их классификации являются сферы жизнедеятельности общества, в которых реализуются те или иные интересы и потребности личности. В соответствии с данным критерием различают гражданские (личные), экономические, политические, социальные, культурные, экологические и информационные права.

Политические права определяют возможности активного участия граждан в управлении государством и в общественной жизни. К ним относятся право человека на гражданство, избирательные права, свобода союзов и ассоциаций, демонстраций и собраний, права на информацию, свобода слова мнений, в том числе свобода печати, радио и телевидения, свобода совести и многие другие.

Экономические права связаны с обеспечением свободного распоряжения индивидами предметами потребления и основными факторами хозяйственной деятельности: условиями производства и рабочей силой. Это право частной собственности, право на владение, пользование и распоряжение своим имуществом как единолично, так и совместно с другими лицами, право на участие в кооперативной, акционерной, муниципальной, государственной собственности, право на предпринимательскую деятельность, право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

Социальные права отражают уровень материального развития конкретного государства и общества и их способность обеспечивать достойный уровень жизни и социальную способность индивида. Среди них наиболее важное значение имеют право на труд, социальное обеспечение, право на жилище, право на отдых, охрану здоровья и медицинскую помощь.

Культурные права влияют на духовно - культурные отношения, обуславливают независимость и самобытность формирования духовного мира личности. В данную группу входят право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, свободу совести и вероисповедания, право на образование, свободу литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, право на доступ к культурным ценностям.

Экологические права призваны обеспечивать нормальные условия жизни на Земле и на конкретной территории. Это право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии, на возмещение ущерба, причиненного здоровью человека или имуществу экологическими правонарушениями.

Информационные права характеризуют новую эпоху развития личности и общества. От их закрепления и соблюдения зависит реализация вообще правового статуса личности. Сюда относятся, свобода мысли и слова, право искать, получать, передавать, производить и получать информацию любым законным способом, свобода массовой информации.

Коллективные права. Права человека носят характер индивидуального права. Однако существует и коллективное право. Субъекты его разнообразны. Это семьи, производственные коллективы и т.д. Права человека и права народов призваны взаимно дополнять друг друга. Причем права человека являются в этом взаимоотношении основополагающими, имеют более высокий статус. Вез их соблюдения права народа остаются для самих составляющих его граждан иллюзией, используемой власть имущими в своих корыстных целях.

Право наций на самоопределение призвано создавать государственно - правовые гарантии для уважения прав человека и учета в политике специфических этнических, лингвистических, религиозных и других коллективных интересов. При соблюдении прав человека и создании прочных политических и иных гарантий учета особых интересов этических общностей, их право на суверенитет и государственную независимость в современных условиях растущей интеграции и взаимозависимости народов во многом утрачивает смысл.

Права человека находятся в постоянном развитии, отражают динамику общественных отношений и рост правосознания граждан. Примером может служить возникновение права на информацию и закрепление его в ст. 29 Конституции РФ.

В ряде международно-правовых и внутригосударственных документов допускаются ограничение некоторых прав и свобод ввиду общественной безопасности, экологического равновесия и т. п. В законодательстве ФРГ, Франции, Италии устанавливаются допустимые пределы частной собственности, подчеркивается необходимость ее использования в интересах общества. В Швейцарии свободная продажа и купля земли ограничена соображениями целесообразности. Например, земли сельскохозяйственного назначения при замене владельца не могут быть использованы по иному назначению.

ОБЯЗАННОСТИ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА

Права человека становятся реальностью лишь в том случае, если они неразрывно связаны с обязанностями людей. Обязанность - это мера общественно необходимого поведения человека, призванная вместе с правами и свободами обеспечивать баланс, устойчивость правового регулирования.

Обязанности можно подразделять на естественно - правовые, носителями которых выступают человек и общество, и юридические, носителями которых являются гражданин, государство, его органы и которые отражены в позитивном праве.

Естественные обязанности соответствуют основным естественным правам человека (право на жизнь - обязанность "не убей", право собственности - обязанность "не укради") и они так же, как права, по мере развития общества постепенно конкретизируются и закрепляются в виде юридических обязанностей в законодательстве. В ряде стран законодатель устанавливает обязанности каждого человека и обязанности гражданина. Так, в ст. 58 Конституции РФ закреплена обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, в ст. 59 записано: "Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации".

Основные обязанности граждан обычно закрепляются в конституциях И детализируются в текущем законодательстве. Это обязанности уважать права и свободы других лиц, платить законно установленные налоги и сборы, сохранять памятники истории и культуры, уважать и соблюдать законы нести воинскую повинность и т.д. В конституциях государств устанавливаются и обязанности трудиться (Япония), воспитывать детей (Россия, Италия), заботиться о своем здоровье (Уругвай).

ГАРАНТИИ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА

Гарантии - это система условий, средств и способов, обеспечивающих всем и каждому равные правовые возможности для выявления приобретения и реализации своих прав и свобод. По сфере действия различают международно-правовые гарантии, гарантии в рамках региональных международных сообществ, внутригосударственные и автономные гарантии.

Международно-правовые гарантии закрепляются во Всеобщей декларации прав человека, международных пактах и других документах. Их осуществлением занимаются ООН, ее органы, а также организации, действующие под эгидой (ЮНЕСКО), через различного рода международные программы и проекты.

Важное значение в этом плане имеет деятельность Совета Безопасности, комитетов Генеральной Ассамблеи, Международного Суда ООН и специализированных учреждений - Комитета по правам человека, Комитета по правам ребенка, Комитета против пыток. Обязательства по реализации основных прав и свобод возлагают на себя и государства, не являющиеся членами ООН.

Гарантии региональных международных сообществ (Европейский Союз, Совет Европы, Совет государств Балтийского моря, Организация африканского единства, Организация американских государств, Ассоциация государств Юго - Восточной Азии, Содружество Независимых Государств) осуществляется также через различные учреждения на основе соответствующих нормативно - правовых актов.

Внутригосударственные гарантии закрепляются в конституциях и иных законодательных актах государств, обеспечиваются соответствующими материальными средствами. Конституция РФ в ст. 17 признает и гарантирует права и свободы человека и гражданина согласно общепринятым принципам и нормам международного права. В ст. 18 Конституции права и свободы объявляются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, органов местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Контроль за соблюдением конституционных положений и защита прав граждан входят в компетенцию Конституционного суда РФ, Комиссия по правам человека, Уполномоченного по правам человека, а также органов суда и прокуратуры.

Под автономными понимаются гарантии, получившие отражение в законодательстве составных частей федеративных государств. Во всех конституциях и уставах субъектов Российской Федерации содержатся положения о признании и гарантированности прав и свобод человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права. По содержанию и видам деятельности гарантии подразделяются на экономико-правовые, политико-правовые, социально - правовые и правовые.

Правовой статус личности - это правовое положение человека, отражающее его фактическое состояние во взаимоотношениях с обществом и государством.

Классификация правовых статусов личности в первую очередь проводится по сфере действия и структуре правовых систем. Различают общий (международный), конституционный (базовый), отраслевой, родовой (специальный) и индивидуальный правовые статусы личности.

Общий (международный) правовой статус личности включает в себя помимо внутригосударственных права, свободы, обязанности и гарантии, выработанные международным сообществом и закрепленные в международно-правовых документах. Защита его предусмотрена как внутренним законодательством, так и международным правом.

Конституционный (базовый) статус личности объединяет главные права, свободы, обязанности и их гарантии, закрепленные в основном законе страны. Его характерным признаком является стабильность, которая обусловлена особенностями самой человеческой жизни и предполагает установление в обществе нормального правопорядка, темпы производства материальных и духовных ценностей, свободное развитие личности. Конституция РФ в ст. 135 содержит некоторые гарантии стабильности статуса, определяя достаточно сложный порядок пересмотра статей гл. 2, содержащие нормы о правах и свободах человека и гражданина.

Отраслевой статус личности состоит из правомочий и других компонентов, опосредованных отдельной или комплексной отраслью правовой системы - гражданским, трудовым, административным правом.

Рядовой (специальный) статус личности отражает специфику правового положения отдельной категории людей, которые могут иметь какие-то дополнительные субъективные права обязанности: военнослужащих, пенсионеров. Инвалидов, работников Крайнего Севера.

Индивидуальный статус характеризует особенности положения конкретного человека в зависимости от его возраста, пола, профессии, участия в управлении государственными делами и т.д.

Права и свободы, составляя основу правового статуса личности, не могут быть реализованы без других его компонентов: без корреспондирующих правам юридических обязанностей, без юридической ответственности в необходимых случаях. Без правовых гарантий, без правоспособности и дееспособности как определяющих черт волевого и осознанного поведения человека.

По мере развития общества естественно - правовые качества человека приобретают характер масштаба свобод, меры справедливости и равенства для всех людей. Возникают правовая нормативность, общая урегулированность отношений, и право становится социальной ценностью как всеобщая форма и способ нормальной жизни общества. С возникновением социальных групп, слоев, классов и государства у человека появляется возможность активно вмешиваться в процесс правотворчества, создавая новые нормы, приспосабливая сложившиеся правила и обычаи к интересам общества или конкретного слоя, класса.

В праве раскрываются и используются новые ценностные качества мощного средства, воздействующего на общественные отношения оно выступает самым надежным и эффективным посредником между человеком и государственными структурами.

Таким образом, все то общее, что существует в природных и социальных качествах вне зависимости от расовых. Национальных различий, пола, религиозной и идеологической приверженности. Обусловливает и общие черты любой правовой системы прошлого и современности. Право в единстве природного, социального и политического выступает в виде важнейшего свойства бытия человека Человек - существо разумное, справедливое, а значит, правовое.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Мальцев В.А. Основы политологии: Учебние для вузов. - М.: ИТРК РСПП, 1998.

Корельский В.М. , Превалова В.Д. Теория государства и права. - М.: НОРМА - ИНФРА, 1998.

Права и свободы человека перечислены во \(2\) главе Конституции РФ и тематически охватывают все сферы жизни общества. В связи с этим их принято разделять на \(5\) групп.

Права человека.jpg


1. Личные (гражданские) права обеспечивают существование человека, развитие его личности, принадлежат каждому человеку с рождения, независимо от национальности, дохода, возраста. К ним относят право:

  • на жизнь;
  • на свободу и личную неприкосновенность;
  • на неприкосновенность жилища;
  • на личную, семейную тайну;
  • на защиту чести и достоинства;
  • на равенство перед законом;
  • на возмещение вреда, причинённого деятельностью государства;
  • на свободное передвижение;
  • на свободу совести;
  • на запрет высылки граждан за пределы РФ;
  • на двойное гражданство.

Свобода совести — это право человека выбирать, какую религию исповедовать, или не исповедовать никакой.

  • на свободу мысли и слова;
  • на объединения (общественные организации, партии, профсоюзы);
  • на мирные собрания граждан (митинги, шествия, пикетирования);
  • на участие в управлении делами государства;
  • на участие в выборах и референдумах;
  • на доступ к государственной службе;
  • на обращение в государственные органы.

3. Экономические права обеспечивают свободное распоряжение экономическими ресурсами и трудом. К ним относят право:

  • на свободное использование труда;
  • на частную собственность и её защиту;
  • на наследование;
  • на свободное владение, пользование и распоряжение землёй и природными ресурсами;
  • на трудовые споры и забастовки;
  • на отдых и иные трудовые права.

4. Социальные права обеспечивают благосостояние и достойный уровень жизни человека. К ним относят право:

  • на защиту детства, семьи и материнства;
  • на социальное обеспечение по возрасту или состоянию здоровья;
  • на жилище;
  • на охрану здоровья и бесплатную медицинскую помощь;
  • на благоприятную окружающую среду;
  • на бесплатное образование.

5. Культурные права обеспечивают духовное развитие и реализацию творческих способностей человека. К ним относят право:

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сегодня без правовых знаний не прожить, так как каждый человек, начиная с детского возраста, находится в социуме. Изучение системы прав, предоставляемых гражданам, способствует развитию чувства собственного достоинства, а изучение обязанностей - формированию ответственности.

Термин "законопослушание" не имеет своего самостоятельного значения и используется чаще всего как синоним термина "правомерное поведение", рассматривается большинством исследователей как компонент более широкого явления - "правовой культуры личности".

Таким образом, конкретных прав без обязанностей не бывает.

-определение правовых гарантий ребенка в области образования.

-выявление соблюдения/нарушения различных прав детей в образовательном учреждении.

-исследование отношения к праву и знания прав, обязанностей, законов субъектами образовательного процесса: детьми, родителями и педагогами.

-анализ представлений детей, родителей и педагогов о возможности защиты прав.

Все ребята, принявшие участие в опросе, согласились с тем, что нормы права рождены обществом для обеспечения своей жизнедеятельности, и один из важнейших признаков права, - общеобязательность. И если одни соблюдают законы потому, что почитают их, и признают их важность, то другие над этим могут и не очень задумываться, а просто ведут себя "как все". Третьи не нарушают норм права из-за боязни наказания.

Главной причиной всех правонарушений - является неуважение к закону.

Исходя из этого, я решил, что правовое воспитание следует сосредоточить на формировании в правосознании учащихся в такой совокупности, которая включала бы:

а) знание системы основных правовых предписаний, правильное понимание и уяснение их содержания и значения;

б) глубокое внутреннее уважение к праву, законам, законности и правопорядку;

в) умение самостоятельно применять правовые знания на практике, согласовывать повседневное поведение и личное отношение к реальной действительности.

г) привычку поведения в точном соответствии с полученными правовыми знаниями;

д) прочный и устойчивый духовный правовой иммунитет (невосприимчивость) к совершению любых нарушений правовых норм.

-определить правовые гарантии ребенка в области образования.

-выявить соблюдение и нарушения различных прав детей в образовательном учреждении.

-исследовать отношение к праву и знания прав, обязанностей, законов субъектами образовательного процесса: детьми, родителями.

-проанализировать представления детей и их родителей о возможности защиты прав.

Объект исследования: субъекты образовательного процесса: дети и их родители, педагоги.

В ходе исследования я взял интервью у директора школы Н.И. Ероховой, также провел опрос среди учащихся начальной школы, в среднем звене - это ученики 6-7 классов и старшеклассников.

В настоящее время достаточно актуален вопрос о соблюдении и защите прав ребенка, о построении в обществе правовых отношений.

3. Литературные источники

2.Опрос младших школьников, учащихся средней школы и старшеклассников, родителей.

Гипотеза: Изучение системы прав, предоставляемых гражданам, способствует развитию чувства собственного достоинства, а изучение обязанностей - формированию ответственности.

Продукт проекта: отчетные материалы по проекту.

План исследований:

2. Изучение специальной литературы

2.2. С. Сироткин. Старшеклассникам о праве и правах человека. Беседы. М., 2000 г. – с. 52

2.4.Гражданский Кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ //

5. Опрос учащихся и их родителей

Сегодня без правовых знаний не прожить, так как каждый человек, начиная с детского возраста, находится в социуме.

Государство признает детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно значимой и творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности.

Вечная задача педагогики – воспитание умного, доброго, честного и сильного человека, сегодня как никогда остро встаёт перед школой. Современные школьники должны обучаться в духе мира, терпимости, равенства, уважения к человеческим правам и свободам.

Изучение системы прав, предоставляемых гражданам, способствует развитию чувства собственного достоинства, а изучение обязанностей - формированию ответственности.

Древние римляне к своим гражданам, совершившим противоправный поступок, связанный с понятием чести, достоинства, моральных норм, в отдельных случаях по решению суда применяли наказание, которое называлось "infamia" - объявление бесчестия, подчеркивая тем самым, что они нарушили главную гражданскую обязанность - быть законопослушными.

Что значит сегодня законопослушание? Термин "законопослушание" не имеет своего самостоятельного значения и используется чаще всего как синоним термина "правомерное поведение", рассматривается большинством исследователей как компонент более широкого явления - "правовой культуры личности".

2. Изучение специальной литературы

Гражданские права в российском правовом обиходе называют личными правами, поскольку гражданские права обеспечивают личное пространство свободы, положение свободного человека, неприкосновенность личности.

Государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана на следующих принципах:

Вместе с правами у ребёнка появляются и обязанности в школе. И что бы здесь не было недоразумений, обратимся к Федеральному Закону. Целью государственной политики в интересах детей является: формирование правовых основ гарантий прав ребенка.

Права и свободы человека и гражданина существуют в неразрывной связи с обязанностями индивида перед обществом и его членами, каждое право порождает обязанность и наоборот. Учащиеся 9-11 классов с этим полностью согласились, но честно признались, что как-то над этим не задумывались.

А в Уставе школы обязанности учащихся прописаны и, придя в 10 класс, они читали договор, в котором нельзя не прочитать об обязанностях.

Каждый ученик обязан:

-соблюдать Устав и правила общеобразовательного заведения;

-посещать занятия, входящие в основную образовательную программу, в соответствии с расписанием;

-бережно относиться к имуществу школы;

-уважать честь и достоинство других учеников и работников школы;

-выполнять требования работников школы по соблюдению правил внутреннего распорядка.

И все-таки, право является основным регулятором отношений в обществе. Отношение к праву в обществе показывает уровень правовой культуры населения. Знание законов и общая правовая культура являются одними из важных условий соблюдения прав.

Школа формирует у учащихся основную систему правовых и нравственных представлений. Поэтому особую значимость приобретает оценка ребят их правового положения в школе, нормативного регулирования школьной жизни, и возможности самому влиять на управление собственной жизнью и школьными делами.

3. Собственные исследования

Отвечая на вопрос о соблюдении прав ребенка в школе, более половины ребят – 57% ответили, что права подростков в школе, в основном, соблюдаются; 43% - права подростков соблюдаются редко, Таким образом, получается, что каждый четвертый ребенок считает, что его личные права в школе нарушаются.

Но чем недовольны ученики, в чем ущемляют их права.

Одним из условий сохранения здоровья учащихся является своевременное и качественное питание.

Группа продленного дня (15 уч-ся) питаются платно, за счет родителей (27 руб., в день).

Дети- инвалиды питаются бесплатно.

По данным нашего исследования, большинство детей регулярно проходят медицинские осмотры, прививки в школе. Это свидетельствует о том, что школа играет важную роль в обеспечении медицинского контроля состояния детей.

С.А. Бондарева, завуч школы, показала мне график проведения факультативов и кружков в школе. Ребятам есть, где проявить себя: и в спорте, и в изучении края, и различных предметных кружках и факультативах.

ВСТАВИТЬ РАСПИСАНИЕ КРУЖКОВ

Л.М Геталова – руководитель кружков от Шумячского ДДТ рассказала, что в школе от Дома творчества организовано несколько кружков, куда ходят в основном учащиеся младших классов и средней школы. Старшеклассников больше интересуют кружки, занимаясь в которых, можно серьезнее подготовиться к ЕГЭ по разным предметам, ребята участвуют в различных конкурсах и соревнованиях за пределами района.

Читайте также: