Практические задания с текстами доклад

Обновлено: 30.06.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ доклад.doc

Обучение русскому языку в современной школе осуществляется в условиях значительных изменений во всей системе образования. Повышение качества образования является одной из актуальных проблем. Цель образования стала соотноситься с формированием ключевых компетентностей. Одной из них является коммуникативная компетентность.

Современная жизнь ставит перед учеником новые цели: свободное владение языком, умение общаться с различными людьми в различных ситуациях, испытывая при этом чувство комфорта, уверенности в себе.

По мнению известного лингвиста и психолога А.А. Леонтьева, для полноценного общения человек должен располагать целым рядом умений: быстро и правильно ориентироваться в условиях общения, уметь спланировать свою речь, правильно выбрать содержание, найти адекватные средства выражения мысли и обеспечить обратную связь.

Текст — это центральное звено экзаменационной работы. На основе этого текста строятся тестовые задания разного типа: с выбором ответа, с кратким ответом и с развернутым — сочинением, написание которого и является самым трудным заданием для выпускника в ЕГЭ. Многие трудные задачи поможет решить использование на уроках русского языка комплексного анализа текста с 5 по 11классы. Такой вид работы на уроках русского языка является не только главным средством подготовки к ГИА, но и важнейшим заданием обучающего характера и эффективным способом проверки знаний учащихся.

1. Текст – дидактический материал, на котором построено упражнение (здесь могут быть отдельные слова, словосочетания, предложения, отрывок из текста или отрывки из нескольких текстов, целый текст).

2. Текст - сложное синтаксическое целое.

3. Текст – художественное произведение (в отличие от примечаний, комментариев к нему, предисловия, послесловия).

4. Текст – единица языка и речи, обладающая определёнными категориальными признаками.

И ещё одно определение текста, которое даётся в методическом пособии по р/р для 5 класса.

Текст (лат.) – означает плетение, связь, соединение. Родственным ему является слово текстиль. Текст должен обладать двумя основными признаками:

2) связностью предложений в тексте по смыслу и грамматически.

Работа с текстом на уроках русского языка – одно из условий развития творческого потенциала учащихся, пополнения их словарного запаса, улучшения качества речи.

Текст – это не только дидактическая единица в методике преподавания русского языка, но и литературное произведение, имеющее ярко выраженную идею, которая раскрывается через его содержание. Таким образом, правильно подобранный текст несёт в себе и важную воспитательную функцию.
Формирование коммуникативной компетенции посредством работы с текстом помогает подготовиться к ГИА и успешной ее сдаче. Способствует разностороннему развитию языковой личности ученика. И характеристиками такой личности становятся коммуникабельность, способность к сотрудничеству и социальному речевому взаимодействию, владение культурой слова, устной и письменной речью в различных сферах применения языка.

. В работе над текстом с комплексным заданием реализуется единая система работы по грамматике, правописанию и развитию связной речи учащихся, то есть принцип взаимосвязанности различных разделов курса русского языка

Существуют различные формы и методы организации работы с текстом на уроках.
Наиболее результативными, на мой взгляд, являются следующие:

Особую роль в воспитании, развитии современного школьника приобретают тексты, направленные на духовно-нравственное развитие личности: о культуре памяти, об отношении к прошлому, настоящему и будущему, о национальных традициях, о проблемах экологии и т. п. При этом самого пристального внимания учителя требует эмоциональное звучание текста, то настроение, которое передает автор.
Примерный план анализа текста любого типа речи:
1. Выразительное чтение текста.
2. Словарная работа.
3. Тема текста.
4. Идея текста.
5. Тип текста.
6. Стиль текста.
7. Выразительные средства речи и их роль.
Еще более стимулируют коммуникативно-познавательную деятельность учащихся диктанты с изменением текста (творческие, свободные, восстановленные, диктанты по аналогии, диктанты с продолжением). Применение диктантов развивает логическое мышление учащихся и учит мыслительной переработке материала.
Приемы работы с текстами-миниатюрами, а также сравнение двух текстов – это путь от восприятия текста, понятия текста (через его анализ) к созданию собственного высказывания, сочинения, что важно и для развития памяти, внимания, мышления учащихся.
Интеллектуально-речевое развитие обеспечивается такими методическими средствами как выполнение интеллектуально-лингвистических упражнений.
Ценность упражнений такого рода выражается в том, что с их помощью одновременно стимулируется и интеллектуальное, и лингвистическое развитие учащихся. Что касается интеллекта школьника, то предлагаемые упражнения интенсифицируют процесс развития целого ряда его качеств (речь, внимание, память, мышление). В свою очередь лингвистические знания, умения, навыки приобретаются учащимися в процессе активной речемыслительной деятельности. При этом во время выполнения каждого учебного задания школьник совершает несколько умственных операций, например, сравнение, группировку, обобщение и включает различные виды речи: внутреннюю и внешнюю, устную и письменную, монологическую и диалогическую.
Успешность работы с такими упражнениями подкрепляется за счет широкого использования исследовательских методов.
Особенно эффективны при развитии творческих способностей учащихся инновационные педагогические технологии (например, технология развития критического мышления). Создание синквейнов, кластеров, инсерта к тексту позволяет учащимся осмыслить всю полученную информацию, присвоить новое знание, сформировать у каждого ученика собственное отношение к изучаемому материалу.
Развитию творческих способностей содействуют также дидактические игры на уроке.

Значение такой работы велико:

воспитывается любовь к родному слову,

расширяется кругозор учащихся,

отрабатываются навыки грамотного письма, различных видов разбора;

формируется умение самостоятельной работы с текстом, умение создавать свой текст.

В результате применения методических приемов предполагается достижение следующих результатов:
• высокий уровень сформированности коммуникативной компетенции;
повышение интереса к русскому языку и литературе;
• прочное и неформальное усвоение знаний, повышение результативности обучения;
• умение анализировать, интерпретировать и создавать тексты различных стилей и жанров;
• активизация творческой деятельности – желание участвовать в различных творческих конкурсах.
Можно использовать тексты малой формы, у которых основная задача – это обучение, в то время как с текстами большого объема связаны в основном задачи контроля. Преимущество малых текстов состоит в том, что они могут быть использованы оперативно и в соответствии с грамматическими темами, сочетая в себе задачи обучения и контроля.

Текст может стать и отдельным, но постоянным фрагментом урока и соединить в уроке две его стороны: рациональную и эмоциональную.

В связи с этим я считаю, что развитие речи - это урок творчества. На таком уроке должна проявиться индивидуальность каждого ученика, должны развиваться его творческие способности, любознательность.

Речь – это сложнейшая человеческая деятельность, причем творческая деятельность, включающая в себя умение наблюдать, мыслить, фантазировать, а также слушать и слышать. Прежде выучивается говорить тот, кому есть что сказать, поэтому необходимо учить детей не техническому оформлению высказываний, а речевому мышлению, речевому творчеству, а также восприятию чужой речи. Текст и работа с ним занимает не последнее место в этом.

Современный мир – это мир текстов. Они стали основным объектом не только лингвистики, но и информатики, логики, речеведения, теории коммуникации, психологии, мифологии и других наук.

И.И.Срезневский считал, что цель изучения родного языка – не счастливые ответы на каком-нибудь экзамене, а овладение им (языком) в должной мере для жизни внутренней и вместе с тем внешней, без которой и сама внутренняя жизнь – вообще говоря – невозможна.

Таким образом, текстоцентрический подход – необходимое условие достижения нового качества образования, главным содержанием которого является формирование у учащихся ключевых компетенций.

Для реализации поставленной цели-формирования коммуникативной компетенции учащихся через работу с текстом- можно выделить следующие задачи:

1) внедрение на уроках русского языка форм и методов работы с текстом, способствующих развитию речи учащихся;

2) подбор тематического текстового материала, разработка способов

практической работы с текстом, направленной на развитие навыков

анализа, синтеза, обобщения и систематизации языковых и текстовых

3) вовлечение во внеклассную работу учащихся с целью развития их

творческих способностей, выявление одаренных в лингвистическом

Решение этих задач осуществляется в процессе формирования интеллектуальной и речевой культуры.

Главное в работе с текстом – сосредоточить внимание учащихся не только на орфографии и пунктуации, но и на содержании текста как коммуникативно – познавательной единицы.

Проблема культурного общения школьников – одна из самых важных сегодня в организации социальной учебной среды. Ведь именно коммуникативная компетентность начнёт играть основополагающую роль, помогая в профессиональной подготовке и трудовой деятельности. В современном обществе особенно ощущается потребность во всесторонне грамотных людях, свободно владеющих навыками устной и письменной речи. Профессиональные, деловые контакты, межличностные взаимодействия требуют от современного человека универсальной способности к порождению множества разнообразных высказываний, как в устной, так и в письменной речи.

Использование текста при обучению русскому языку создает условия для осуществления личностно-ориентированной педагогики –эта работа позволяет воспитывать свободную личность, наделенную субъективным опытом и реализовавшую свои способности и возможности на интеллектуальном, речевом, духовно-нравственном уровне.

Ключевой единицей русского языка является текст.Одновременно текст имеет ярко выраженную идею , которая раскрывается через его содержание.

ВложениеРазмер
rabota_s_tekstom_na_urokah_russkogo_doklad.docx 18.11 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Верхнеспасской сош

Учитель начальных классов

Конечная цель обучения русскому языку - это практическая грамотность, речевая и языковая компетентность учащихся.

Ключевой единицей курса русского языка становится текст. Он является самой крупной единицей языка и одновременно единицей речи. Одновременно текст имеет ярко выраженную идею, которая раскрывается через его содержание. Таким образом, правильно подобранный текст несет в себе и важную воспитательную функцию.

Формирование коммуникативной компетенции посредством работы с текстом не только помогает подготовиться к успешной сдаче ЕГЭ, но и способствует разностороннему развитию языковой личности ученика.

Виды деятельности при работе с текстом .

Цель работы с текстом на уроках русского языка – постижение закономерностей построения, знакомство со стилистическими, фонетическими, морфологическими, синтаксическими и орфографическими ресурсами языка. Эти цели достигаются в процессе использования следующих видов деятельности:

- нахождение границ предложений в тексте;

- деление текста на абзацы;

- восстановление деформированного текста;

- собирание текста из фрагментов;

- определение темы, главной мысли, идеи;

- дописывание концовки текста;

- создание текстов разных стилей, разных типов речи.

Предлагаю некоторые приемы работы с текстом.

1.Комплексный анализ текста .

Интерес к этому приему работы с текстом продиктован необходимостью подготовки учащихся к выпускным экзаменам. Ученики приучаются к первичным основам лингвистического комплексного анализа текста. Пример такой работы:

1) Прочитайте весь текст целиком.

2) Определите тему текста.

3) Определите количество частей и их микротемы.

Выполнение заданий данной части являются примером того, что работа с текстом при обучении русскому языку даёт возможность формировать филологическую компетенцию учащихся, позволяет им постигать культурные смыслы, заключённые в тексте, формирует систему ценностей.

2.Приёмы работы с текстом при изучении нового материала.

Этот прием подойдет в качестве проверки усвоенных ранее знаний и для работы с параграфом при изучении нового материала.

Текст – это связанное … на определённую … . В большинстве случаев текст состоит из нескольких …, связанных между собой … и посвящённых одной … .

Основные признаки текста.

1. Единство … текста.

2. Наличие … мысли текста.

На первых порах с подобными текстами или при работе с детьми минимального уровня усвоения знаний, можно помочь ребятам, подготовив слова для справок.

б) знакомство с порядком морфологического разбора имени существительного. Составление рассказа о существительном по опорным словам.

1) Имя существительное обозначает…

Отвечает на вопросы…

Начальная форма имени существительного - … падеж…числа.

2) Имена существительные имеют следующие постоянные признаки:

Имена существительные имеют следующие непостоянные признаки:….

Существительные изменяются по … и … .

3) В предложении имя существительное может быть как …, … , … , … , …

В 4 классе при работе с текстом можно использовать создание инсерта, синквейнов к тексту. Это позволяет учащимся осмыслить всю полученную информацию, присвоить новое знание, сформировать у каждого ученика собственное отношение к изучаемому материалу. Изучение новой темы, как правило, базируется на уже имеющихся у обучающихся знаний. В связи с этим вместо традиционных вопросов, позволяющих выявить, что помнят ребята по данной теме, предлагаю приём

Во время самостоятельного знакомства с теоретическим материалом (обычно параграфом учебника) учащиеся делают на полях пометки:

Затем результаты этой работы обсуждаются всеми учениками. Этот приём помогает устранить пробелы в знаниях учащихся. Очень важно, чтобы учащиеся задавали вопросы, замечая некоторые противоречия в сложившейся для них системе знаний.

  • В первой строке тема называется одним словом (обычно существительным).
  • Вторая строка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).
  • Третья строка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами.
  • Четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме.
  • Последняя строка – это синоним из одного слова (или словосочетание), который повторяет суть темы.

Многоаспектная работа с текстом позволила мне достичь следующих результатов:

• у большинства учащихся сформировалась положительная мотивация изучения русского языка и литературы;

• более эффективно происходит развитие интеллектуальных умений и навыков учащихся, формируется умение творческого подхода к решению учебных задач, совершенствуется речевое развитие;

• повысился уровень коммуникативной компетенции.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Развитие способностей младших школьников через различные виды заданий

Возрастающая потребность общества в людях, способных творчески подходить к любым изменениям, нетрадиционно и качественно решать существующие проблемы, обусловлена ускорением темпов развития обще.


Использование дидактических игр на уроках русского языка для достижения познавательной активности учащихся.


Работа с текстом на уроках русского языка и литературного чтения.

Чтение, по словам выдающихся учёных, играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека. Чтение - это и то, чему обучают младших школьников, посредством чего их воспитывают и развивают.

Формирование познавательных УУД у младших школьников при работе с текстом на уроке русского языка

Русский язык является не только предметом, но и средством обучения. А универсальные учебные действия являются неотъемлемой состовляющей основного содержания образования.


Приемы работы с текстом на уроках русского языка


Работа с текстом на уроках русского языка

работа с текстом.


"Формы, методы и приёмы работы с текстом на уроках русского языка и литературного чтения в начальных классах"

Формы, методы и приёмы работы с текстом на уроках русского языка и литературного чтения в начальных классах.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Практическая работа №4

Тема: Представление учебно-исследовательской работы.

Цель: приготовить доклад и презентацию к защите учебно-исследовательской работы.

Порядок выполнения работы:
Изучить теоретический материал, представленный в данном методическом пособии. Познакомиться требованиями к докладу и презентации учебно-исследовательской работы.
Составить план и текст доклада и приготовить презентацию к защите учебно-исследовательской работы.
В отчет по работе выписать название слайдов презентации учебно-исследовательской работы.
(доработка текста доклада и презентации осуществляется за счет времени внеаудиторной самостоятельной рбаты по учебной дисциплине)

Рекомендации по подготовке доклада
Доклад о результатах проделанной работы - это закономерный итог выполнения исследовательской работы.
Задача докладчика: точно и эмоционально изложить саму суть исследования. В ходе доклада недопустимо зачитывание работы, необходимо отразить основное содержание всех глав и разделов работы.
Чтобы не нарушить регламент, при подготовке доклада из текста работы отбирается самое главное. Иногда приходится "жертвовать” и некоторыми важными моментами, если без них можно обойтись. При изложении материала следует придерживаться отдельного плана, соответствующего структуре и логике выполнения самой исследовательской работы. Все остальное, если у аудитории возник интерес излагается в ответах на вопросы.
В течение 10 минут, когда длится выступление, важно успеть донести до зала:
Актуальность избранного направления исследования
Сведения о исследуемой проблеме.
Самые важные результаты и выводы по работе
Для того, чтобы слушатели поняли доклад, каждый среди перечисленных пунктов должен раскрываться достаточно емко. Не следует считать, что люди со стороны достаточно хорошо вникнут в выступление, если будут пропущены в нем какие-либо ключевые положения, даже если эти вещи кажутся очевидными.
Когда выступающий начинает превышать время выступления, нередко его останавливают и просят переходить к выводам. В такой ситуации велик риск, что какая-то из частей доклада получится неполной, скомканной и останется не понятой слушателями.
Необходимо составить детализированный план доклада. При составлении презентации по каждому пункту и подпункту плана создается слайд, иллюстрирующий содержание данного подпункта/пункта. В этом случае сама очередность слайдов поможет не сбиваться и сохранить логику выступления.

Рекомендации по подготовке презентации к выступлению на защите исследовательской работы.
Помните, что презентация к защите исследовательской работы должна отражать основные положения работы.
В каждой презентации должно быть:
1) название работы и информация об авторах;
2) цель и задачи;
3) актуальность;
4) сама работа, представленная в виде тезисов – кратко сформулированных основных положений. Тезисы должны быть написаны четко и конкретно не более 2-3 предложений;
5) основные выводы и рекомендации.
Деловые презентации оформляются в нейтральных и неброских тонах, рекомендуемые цвета - зеленый, нежно синий цвет, бежевый, при помощи этих цветов информация усваивается легче. Можно так же взять оранжевый и желтый, при помощи этих цветов люди обратят внимание на работу, желтый цвет например создает спокойную дружескую атмосферу. Подбирая шрифт и цвет текста, позаботьтесь о том, чтобы он легко читался и не сливался с фоном.
На протяжении всей презентации используйте сочетание не больше 3-х цветов. И выдерживайте работу в одном стиле.
Желательно на каждом слайде сделать тонкую рамку, что внимание людей было только в представляемых пределах (можно сделать надписи, на каждом слайде внизу - фамилию авторов работы, наверху - название работы).
В каждой презентации должны быть картинки, схемы, диаграммы и таблицы, но только тематические! Соотношение с текстом - картинок должно быть 2/3, то есть текста меньше чем картинок. Изображения берутся - яркие, звучащие, в которых четко отражено, то содержание, которое требуется передать. Грамотно подобранные изображения - это 70 % успеха.
Заголовки выделяются по цветовой схеме, ставиться жирный шрифт или подчеркивание.
В текстовой части слайда главные мысли, то на что требуется обратить внимание, желательно подчеркнуть или выделить.
Так же можно добавить эффекты. Эффекты должны быть выдержаны в одном стиле.
При докладе рассчитывайте, что на один слайд должно уходить в среднем от 1.5 минуты. Заранее потренируйтесь в представлении презентации и если есть необходимость, установите временные рамки показа слайдов.

Практическое занятие №9. Подготовка авторского доклада к презентации проекта

Цель работы: выработать практические навыки создания доклада к презентации проекта.

Приобретаемые умения и навыки: уметь создавать доклада к презентации проекта.

Оборудование, приборы, аппаратура, материалы: персональный компьютер, программа MS Word .

Норма време ни: 2 ч

Раздаточный материал: карточки для индивидуальной работы

Содержание учебного материала

Создание доклада к презентации проекта .

Методические рекомендации

Согласно регламенту конференции для публичного выступления каждому участнику отводится как правило не более 10 минут, поэтому для того, чтобы ваш доклад получился удачным предварительно напишите детализированный план будущего выступления, где четко пропишите, что и в каком порядке вы будете рассказывать. В вашем выступлении должны быть отражены: актуальность выбранной темы, проблема которую вы хотите решить, цели и задачи работы, методика, полученные вами результаты, выводы к которым вы пришли в ходе работы и их обсуждение (соотнести свои выводы с данными других исследователей), а также практическая значимость работы (в каких сферах деятельности можно использовать полученные вами результаты). Обратите внимание, что рассказ об актуальности работы и выводы не должны занимать много времени — оптимально, если вы уделите по минуте на каждый из этих пунктов во время доклада.

Акцент на основные результаты работы

После вашего выступления у членов жюри должно сложиться четкое представление о том какую проблему вы пытались решить, какие результаты были получены и к каким выводам в итоге Вы пришли. Излишняя популяризация и вступительные фразы не несущие информацию о самой работе, неоправданно большое внимание уделяемое анализу научных трудов других авторов неуместны.

В коротком выступлении нельзя повторять одну и ту же мысль, пусть даже другими словами — время дорого. Любая фраза должна говориться зачем-то.

Степень детализации объяснения собственных результатов должна определяться тем, насколько подготовлена аудитория к восприятию данного материала. Старайтесь вводить только те обозначения и понятия, без которых понимание основных идей доклада невозможно.

В то же время, на слайдах некоторые детали и трудные для понимания моменты, без которых невозможно в полной мере представить работу, могут быть подробно показаны в виде формул, таблиц, графиков. Рекомендуется цветом или жирным шрифтом выделять те их ключевые фрагменты, на которых Вы останавливаетесь в своем выступлении.

Методически грамотно считается, что обучающиеся должны рассказывать свой доклад

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель работы:

используя текстовый процессор научиться оформлять титульный лист реферата в соответствии с требованиями к оформлению рефератов, структуру реферата; научиться применять стили в документе; закрепить умение настраивать свойства страниц-поля, формат абцаца(отступы, интервалы).

Содержание работы :

Задание практической работы

Приложение 1. Образец оформления титульной страницы.

Приложение 2. Содержимое файла Титульный лист.doc

Приложение 3. Содержимое файла Реферат Титульный лист(Образец).pdf (дано в тестовом формате, необходимо перевести в формат PDF для того, чтобы учащиеся не имели возможность скопировать форматированный текст, а только использовали за образец)

Задание практической работы:

Порядок выполнения:

Откройте документ «Титульный лист.doc”.

Вставьте пустую страницу в начале документа(Вставка- Разрыв).

Оформите первую страницу реферата как титульную в соответствии с образцом(см Приложение 1 ).

Выделите основной текст реферата и отмените для него все форматирование, так как текст содержит различные стили.

Содержание разместите на отдельной странице используя разрыв страницы.

Для основного текста примените стиль Основной текст, со следующими измененными параметрами:

вкладка Шрифт- Кегль=14 пт

вкладка Выравнивание- По ширине

вкладка Отступы и интервалы- Слева=0

Первая строка=1,5 см

Оформите Содержание ввиде многоуровнего списка, в соответствии с образцом работы(Формат- Маркеры и Нумерация).

Оформите Литература ввиде нумерованного списка.

Отсортируйте содержимое списка Литература( меню Сервис- Сортировка).

Удалите из текста элементы ссылок на литературу вида [1][4] и т. д.

Сохраните изменения в файле под именем Титульная страница_Фамилия в личной папке и покажите учителю.


На титульном листе размещаются основные выходные сведения: имя автора, название книги, место издания, название издательства, год издания. Иногда на титульный лист выносят дополнительные сведения: имена лиц, принимавших участие в издании (ответственный редактор, переводчик и т. д.), наименование учреждения, утвердившего книгу в качестве учебника, учебного пособия и т. д. [1]

Место титульного листа в композиции книжного оформления соответствует музыкальной прелюдии [3]. Помимо вступительной и эстетической функции, титульный лист решает практическую задачу: отличает книгу от прочих, служит источником для библиографического описания [4].

Целью данного реферата является изучение истории появления понятия титульный лист, а так же выделение разновидностей титульных листов.

Первые печатные книги не имели титульного листа. Название книги (довольно обширное, как правило) и имя автора сообщались на первой странице, но никак не отделялись от текста. Сведения о печатнике, месте и времени издания размещались в колофоне, в конце книги.

Перед разворотом, на котором расположен титул, может быть помещен авантитул, или выходной лист, на котором кратко дублируются некоторые титульные данные книги: наименование серии, название издательства, издательская марка [1]. Заголовки крупных разделов книги, помещённые на отдельных страницах, называются шмуцтитулами, или вспомогательными титулами.

однополосный (одинарный) — занимает одну страницу книги. На одном развороте с одинарным титулом (на левой полосе) может помещаться фронтиспис;

двухполосные:

разворотный — используется в многотомных и серийных изданиях; располагается на двух смежных страницах книжного разворота. На левой странице (контртитуле) размещаются сведения, относящиеся ко всему изданию или ко всей серии в целом, на правой странице (основном титуле) — относящиеся к данному тому или данной книге. Если титул данного типа используется в переводном издании, слева на развороте помещается титульный лист на языке подлинника, справа — на языке перевода;

распашной — занимает две смежные страницы книжного разворота, но, в отличие от разворотного, представляет собой в графическом отношении единую плоскость: текст и другие графические элементы на левой странице разворота не повторяются на правой.

Хотя количество различных композиций титульного листа бесконечно и не подчиняется каким-то правилам, можно, с долей условности, выделить некоторые типы. Так, Б. В. Валуенко приводит три главные композиционные схемы построения однополосных симметричных титулов [6]:

Текст титульного листа равномерно и полностью заполняет плоскость наборной полосы, как в книгах XVI—XIX веков.

Текст титульного листа разделен на три группы; первая (имя автора) располагается по верхнему полю, вторая (заглавие книги) — по принципу золотого сечения, третья (место и год издания) — по нижнему полю.

Текст титульного листа разделен на две группы, расположенные по верхнему и нижнему полю полосы.

Валуенко Б. В. Наборный титул и рубрики книги.- Киев: Техника, 1967.

Чихольд Ян. Облик книги: избранные статьи о книжном оформлении. - М.: ИЗДАЛ, 2008.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3 МБОУ СОШ №39

с углубленным изучением отдельных предметов

Титульный лист

учитель информатики и ИКТ

Владыченкова Н.А.

Место титульного листа в композиции книжного оформления соответствует музыкальной прелюдии . Помимо вступительной и эстетической функции, титульный лист решает практическую задачу: отличает книгу от прочих, служит источником для библиографического описания .

Целью данного реферата является изучение истории появления понятия титульный лист, а так же выделение разновидностей титульных листов.

Первые печатные книги не имели титульного листа. Название книги (довольно обширное, как правило) и имя автора сообщались на первой странице, но никак не отделялись от текста. Сведения о печатнике, месте и времени издания размещались в колофоне, в конце книги.

Целью данного реферата является изучение истории появления понятия титульный лист, а так же выделение разновидностей титульных листов

Перед разворотом, на котором расположен титул, может быть помещен авантитул, или выходной лист, на котором кратко дублируются некоторые титульные данные книги: наименование серии, название издательства, издательская марка . Заголовки крупных разделов книги, помещённые на отдельных страницах, называются шмуцтитулами, или вспомогательными титулами.

однополосный (одинарный) — занимает одну страницу книги. На одном развороте с одинарным титулом (на левой полосе) может помещаться фронтиспис;

разворотный — используется в многотомных и серийных изданиях; располагается на двух смежных страницах книжного разворота. На левой странице (контртитуле) размещаются сведения, относящиеся ко всему изданию или ко всей серии в целом, на правой странице (основном титуле) — относящиеся к данному тому или данной книге. Если титул данного типа используется в переводном издании, слева на развороте помещается титульный лист на языке подлинника, справа — на языке перевода;

распашной — занимает две смежные страницы книжного разворота, но, в отличие от разворотного, представляет собой в графическом отношении единую плоскость: текст и другие графические элементы на левой странице разворота не повторяются на правой.

Хотя количество различных композиций титульного листа бесконечно и не подчиняется каким-то правилам, можно, с долей условности, выделить некоторые типы. Так, Б. В. Валуенко приводит три главные композиционные схемы построения однополосных симметричных титулов :

Текст титульного листа равномерно и полностью заполняет плоскость наборной полосы, как в книгах XVI—XIX веков.

Текст титульного листа разделен на три группы; первая (имя автора) располагается по верхнему полю, вторая (заглавие книги) — по принципу золотого сечения, третья (место и год издания) — по нижнему полю.

Текст титульного листа разделен на две группы, расположенные по верхнему и нижнему полю полосы.

Здесь находится заключение.

Валуенко Б. В. Наборный титул и рубрики книги.- Киев: Техника, 1967.

Чихольд Ян. Облик книги: избранные статьи о книжном оформлении. - М.: ИЗДАЛ, 2008.

Читайте также: