Повышение уровня мотивации учащихся на уроках математики через различные способы деятельности доклад

Обновлено: 18.05.2024

Наше время – это время перемен. Общество заинтересовано в людях высокого профессионального уровня, способных принимать нестандартные решения, умеющих творчески мыслить.
Для этого школе необходимо не просто вооружить выпускника набором знаний, но и сформировать такие качества личности как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение применять полученные знания в практической деятельности.
В формировании таких качеств большую роль играет школьная дисциплина – математика. В новых стандартах образования говорится о том, что “одной из целей математического образования является овладение школьниками системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности”.
Не секрет, что успешность учащегося определяется не только и не столько его способностями, сколько желанием учиться, то есть мотивацией. Современные ученики прагматичны в мыслях и действиях, мобильны и раскрепощены, а это требует от педагогов применения новых подходов и методов во взаимодействии с учащимися.
Предмет математика в курсе общеобразовательной подготовки является наиболее сложным для учащихся, и перед учителем встаёт вопрос о выборе средств и методов обучения с целью обеспечения максимальной эффективности обучения данному предмету.
Важная роль в решении этой проблемы отводится новым современным образовательным технологиям, использование которых позволит решить следующие задачи:
стимулирование учебно-познавательной мотивации;
развитие самостоятельности и активности;
воспитание аналитического и критического мышления;
формирование коммуникативных навыков и презентационных умений;
саморазвитие учащихся.
Возникает вопрос. Достаточно ли учителю просто знать набор современных технологий? Конечно же, нет. На мой взгляд, необходимо умело их использовать с учетом особенностей класса, и условий, которые есть в школе, только тогда они принесут свой эффект.
Поиск инноваций в формах обучения привел меня к необходимости активно внедрять информационно - коммуникационные технологии, использовать разнообразные электронные средства обучения: электронные учебники в виде специально разработанных программ или презентаций; тренажёры, работа с которыми позволяет учащимся выполнить большое количество заданий, способствующих автоматизации умений и навыков за достаточно короткое время; программы для контроля уровня знаний, например, с помощью тестов; ресурсы Интернета с образовательной информацией в разных сферах. В своей работе использую слайдовые презентации на различных видах уроков, например, на уроках изучения нового материала, на уроках обобщающего повторения, а также при проведении уроков в нетрадиционной форме: урок-лекция, урок – путешествие, деловая игра и др. Объявление темы, задач, этапов, выводов урока в форме слайдовой презентации, активно дополненной иллюстративным материалом, повышает интерес к изучаемым темам, повышает уровень восприятия материала, увеличивает плотность и темп урока. Опыт показывает, что применение информационных технологий на уроке способно преобразить учебный процесс, сделав его более эффективным и привлекательным для учащихся, способствует повышению мотивации. На основе своего опыта я сделала вывод: эффективность урока с применением ИКТ выше, чем традиционного.

… Мотивацию учения нельзя тренировать у учащихся непосредственно, как, например, навыки чистописания, нельзя мотивации и научиться, как таблице умножения, её можно лишь стимулировать, развивать, повышать…

Причины неуспеваемости : (по схеме П.П.Борисова)

Категории неуспеваемости

I категория: глубокое и общее отставание.

II категория : частичная, но относительно устойчивая неуспеваемость.

III категория: эпизодическая неуспеваемость.

Элементы неуспеваемости

Не стремится получать новые знания теоретического характера.

Не стремится к оценке своих достижений.

Избегает трудностей творческой деятельности, пассивен при столкновении с ними.

Не владеет минимально необходимыми операциями творческой деятельности (комбинирование и использование в новой ситуации имеющихся знаний, умений и навыков).

Не стремится расширять свои знания, совершенствовать умения и навыки.

Не усвоил понятий в системе.

Типы неуспевающих

Низкое качество мыслительной деятельности в сочетании с положительным отношением к учебе

Высокое качество мыслительной деятельности в сочетании с отрицательным отношением к учебе

Низкое качество мыслительной деятельности в сочетании с отрицательным отношением к учебе

Причины, вызывающие школьную неуспеваемость:

нарушения нервной деятельности;

общая неспособность к интеллектуальному труду;

недостаточное развитие речи;

боязнь школы, учителей;

инфантилизм (т. е. детскость)

миграции (учащиеся, не владеющие русским языком или владеющие им не в полном объёме);

социально-экономическая ситуация, которая снизила материальный уровень жизни людей (родители вынуждены, кроме основной работы, подрабатывать на другой - ребёнок предоставлен сам себе.

Формы работы с неуспевающими:

Дозирование заданий для самостоятельной работы на уроке

Создание особых условий опроса

Индивидуальная форма обучения

Дифференцированная работа с временными группами

Дифференцирование домашней работы

Дополнительные занятия с неуспевающими

Стимулирование развития интересов

Активизация познавательной деятельности

Активизация самостоятельности, усиление творческих элементов в ней

Система работы со слобоуспевающими учащимися:

Выявление слабоуспевающих учащихся.

Изучение причин неуспеваемости.

Направление работы с неуспевающими: учет индивидуальных особенностей личности, учет социальных условий, учет возрастных особенностей, учет состояния здоровья, учет сформированности общих и специальных условий.

Формирование и развитие учебных навыков:

- коррекционная работа;
- индивидуальная работа;

- вовлечение в секции, факультативы;

- работа с родителями.

План индивидуальной работы с неуспевающими учащимися.

Своевременное и грамотное изучение учащихся с помощью имеющихся в школе материалов и выявления пробелов в их знаниях.

По каждой теме производить учет умений и навыков, которыми должен овладевать учащийся.

Классификация ошибок, допущенных каждым учеником в разных видах работ.

Систематическое, тщательно спланированное повторение ранее изученного материала.

Своевременные индивидуальные задания учащимся.

Учет индивидуальных заданий и своевременная их оценка.

Дополнительные занятия со слабоуспевающимися учениками во внеурочное время.

Организация взаимной помощи среди учащихся.

В своей работе использую приемы для создания эмоционального комфорта: системное одобрение; похвала; доброжелательность, улыбка, умеренные жесты; создание обстановки доверия, уверенности в успехе.

Обязательным этапом любого урока является актуализация ранее изученного. На этом этапе просматривается, как обучающиеся включаются в работу, насколько удалось сформировать внутреннюю готовность к освоению нового материала; каков общий уровень мотивации класса? Можно ли приступать к изучению нового материала? При этом разбираю несколько вопросов на повторение, организую живой диалог, с целью уточнения общего уровня усвоения знаний, создаю проблемную ситуацию перед изучением нового материала.

При изучении нового материала стараюсь использовать приемы, способствующие активизации мысли учеников. Обязательна четкость и простота изложения, наглядность, использую опорные конспекты, элементы опережающего обучения для сильных обучающихся, привлекаю обучающихся для объяснения новой темы в роли учителя, подбираю для урока задания творческого характера.

Любая деятельность должна быть оценена. Поэтому еще одним из важных условий формирования и развития внутренних мотивов учения является оценка деятельности школьников, которая отражала бы не только уровень знаний, но и степень прилагаемых усилий.

Существующая пятибалльная шкала оценивает объем и глубину усвоения знаний, умений и навыков, т.е. результат, и не оценивает личностный рост ученика. При этом оценка деятельности обучающихся должна быть адекватной самооценке самого ученика, отражать степень прилагаемых усилий, определяться сравнением настоящего уровня достижения с прежними успехами. Достижения обучающихся независимы друг от друга, у каждого своя точка отсчета, свой старт, темп и цель.

Оказание помощи неуспевающему ученику на уроке. Виды помощи в обучении:

* Создание атмосферы особой доброжелательности при опросе. Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски.

* Разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть явления.

* Поддержание интереса слабоуспевающих учеников с помощью вопросов, выявляющих степень понимания ими учебного материала.

* Привлечение к высказыванию предложений при проблемном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным учеником.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учитель математики: Смирнова Феруза Фахридиновна

Методическая тема: «Формы самостоятельной деятельности учащихся на уроках

Основным механизмом реализации современных целей образования является включение учащихся в самостоятельную учебно - познавательную деятельность.

Под самостоятельной учебной работой понимают любую организованную учителем активную деятельность учащихся, направленную на выполнение поставленной дидактической цели в специально отведенное для этого время: поиск знаний, их осмысление, закрепление, формирование развития умений и навыков, обобщение и систематизация знаний.

Формы организации самостоятельной работы

Основные виды самостоятельной работы

1 .Работа с книгой.

Выполнение практических и лабораторных работ.

Проверочные самостоятельные, контрольные работы, диктанты, сочинения.

Подготовка докладов, рефератов.

Домашние опыты, наблюдения.

Техничексое моделирование и конструирование.

Типы самостоятельных работ (в соответствии с уровнем

Приступая к изучению нового раздела, я выделяю основные понятия и идеи. Опираясь на связи с ранее изученным материалом, определяю, какие из основных понятий и идей буду давать учащимся в готовом виде, а какие учащиеся приобретут в процессе самостоятельной работы.

Работа с книгой.

В любом учебном предмете важнейшим умением является самостоятельное прочтение и осмысление прочитанного. В курсе математики это должно привести к умению учащегося самостоятельно прочитать

несложный в математическом плане учебный текст, выделить в нем основные существенные элементы, разобраться в их выводе и уметь применить прочитанное на практике, т.е. к умению самостоятельно овладеть текстом. Эта работа проводится на всех этапах обучения математике. Начальным уровнем работы по формированию навыков самостоятельного овладения учебной и справочной литературой является формирование умения воспринимать и воспроизводить информацию по контролирующим вопросам учителя. Задача учителя - обучение школьников выделению узловых моментов изучаемого текста. Умение применять изученный материал должно проверяться не одновременно с проверкой усвоения полученной информации. Даже на одном уроке эти два этапа формирования знаний должны быть разделены.

Следующим уровнем должно быть обучение умению самостоятельно вычленять в прочитанном узловые моменты. Ученик должен выделить в прочитанном тексте новые для него понятия и факты, те понятия и положения на которые опирается изложение нового материала. Учащимся ставятся вопросы такого типа:

Какие знакомые понятия были использованы в тексте?

На какие знакомые факты проводились в нем ссылки?

Какие новые понятия и факты встретились в этом тексте?

Следующий этап - обучение самостоятельному составлению плана

воспроизведения прочитанного математического текста.

Завершающий этап - воспроизведение текста по составленному плану.

1 .Изучаемые понятия? Из скольких слов состоят термины, обозначающие эти понятия?

К какому более широкому понятию относятся данное понятие? Это выражение? Число?Равенство?

Назовите ключевое слово в определении пропорции.

Какие еще понятия в математике мы определяем как равенство?

Пропорция Равенство Отношение

Приведите пример равенства, являющегося пропорцией, не являющегося пропорцией.

Произведите классификацию равенств, установите связь между классами, может ли пропорция быть уравнением? тождеством? Может ли уравнение быть пропорцией? тождеством?

Самостоятельная работа учащихся при изучении нового материала. Задача формирования у учащихся глубоких и прочных знаний основ наук может быть решена при условии одновременного решения другой-

В учебниках геометрии материал изложен очень сжато, конспективно, ученику практически невозможно самостоятельно изучить материал непосредственно по учебнику. В начале изучения геометрии в 7 классе я провожу большую работу с учащимися по формированию у них умения работать с определением понятий, доказательствами теорем, решению задач, с текстом учебника.

План: Что такое 1 метр?

Что называется длиной отрезка?

Если отрезки равны, то.

Если точка делит отрезки на 2 отрезка,то.

Что такое 1 градус?

Что называется градусной мерой угла?

Если углы равны, то .

Если луч делит угол на 2 угла, то .

На последующих уроках я отрабатываю эти понятия и утверждения, одновременно говоря и об углах, и об отрезках.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мотивация – важнейший компонент структуры учебной деятельности, а для личности выработанная внутренняя мотивация есть основной критерий ее сформированности. Он заключается в том, что ребенок получает "удовольствие от самой деятельности, значимости для личности непосредственного ее результата” (Б.И. Додонов).

Однажды мне ученик сказал на уроке: "Мне тогда все понятно, когда интересно”. Значит ребенку должно быть интересно на уроке. Надо иметь в виду, что "интерес” (по И. Герберту) – это синоним учебной мотивации. Если рассматривать все обучение в виде цепочки: "хочу – могу – выполняю с интересом – личностно – значимо каждому” (Якиманская И.С.), то мы опять видим, что интерес стоит в центре этого построения. Так как же сформировать его у ребенка? Через самостоятельность и активность, через поисковую деятельность на уроке и дома, создание проблемной ситуации, разнообразие методов обучения, через новизну материала, эмоциональную окраску урока.



"Личность – звено между мотивацией и ее реализацией” (З. Фрейд)

Мотивация – важнейший компонент структуры учебной деятельности, а для личности выработанная внутренняя мотивация есть основной критерий ее сформированности. Он заключается в том, что ребенок получает "удовольствие от самой деятельности, значимости для личности непосредственного ее результата” (Б.И. Додонов).

Однажды мне ученик сказал на уроке: "Мне тогда все понятно, когда интересно”. Значит ребенку должно быть интересно на уроке. Надо иметь в виду, что "интерес” (по И. Герберту) – это синоним учебной мотивации. Если рассматривать все обучение в виде цепочки: "хочу – могу – выполняю с интересом – личностно – значимо каждому” (Якиманская И.С.), то мы опять видим, что интерес стоит в центре этого построения. Так как же сформировать его у ребенка? Через самостоятельность и активность, через поисковую деятельность на уроке и дома, создание проблемной ситуации, разнообразие методов обучения, через новизну материала, эмоциональную окраску урока.

6 класс. Тема "Координатная плоскость”. Начинаю с построения всевозможных фигур: самолет, бегун, петух. Учителями годами накапливаются подобные рисунки для уроков. Часть материала я нахожу на страницах газеты "Математика”, а часть ребята придумывают сами. И только после этого мы с ребятами переходим к учебнику: строим точки, отрезки, треугольники, но делается это уже легко и со знанием дела.

6 класс. Тема "Диаграммы”. Удивительный получается эффект от принесенных мною рабочих диаграмм молочного завода. Рассматривая их в виде раздаточного материала, мы с учениками почерпнули настолько богатейшую информацию о заводе, что ребята сами захотели отразить работу нашей школы в виде диаграмм. Ученики предлагали: "Давайте отобразим процесс питания в школе”. Я отвечала: "Давайте”. "Давайте сравним количество учеников, посещающих начальную школу, среднее звено, старшее звено” – "Хорошо, выполняйте”. "А успеваемость?” – "Прекрасно, чертите”. "А кто какие секции посещает? А сколько девочек, сколько мальчиков?” И много других предложений.

Интересно делать то, что требует напряжения, но трудности должны быть посильными. "Неправомерное облегчение учебного материала, неоправданно медленный темп его изучения, многократные, однообразные повторения не могут способствовать интенсивному развитию” (Л.В. Занков).

Я продумала движение по ступеням: осилил одну ступеньку – иди дальше, выше. Геометрия. Тема "Подобие фигур”. Материал я разбила по следующим ступеням: I ступень – ученик должен понять, что такое подобие, гомотетия, как связана гомотетия с равенством и симметрией относительно точек к=2, к=1, к= -1…, научиться построению фигур. Далее необходимо выполнить творческое задание "Фигура моей фантазии”. II ступень – научиться доказывать подобие треугольников. III ступень – научиться решать задачи, составляя пропорции. На этом обязательный уровень заканчивается, кто его осилит, пойдет выше – к дополнительному материалу и нетрадиционным, комбинированным задачам. Но каждый пройдет только тот путь, который ему по силам, работают все. Нет сильных и слабых, есть заинтересованные и нет.

Ребятам интересно тогда, когда много наглядности. Геометрия. Тема "Преобразование фигур”. Урок проводится в виде выставки работ учеников, накопленных за годы. Эта выставка настолько поражает воображение, что все прекрасно начинают разбираться во всех видах движения и, конечно, вычерчивают свои, так как разбуженное честолюбие, гордость за свой труд – один из сильнейших приемов стимулирования деятельности учащихся. Сконструируй, сделай что-нибудь необыкновенное, и это будет храниться, служить будущим ученикам.

Интересно, если учитель использует не только материал учебника, по которому занимаются дети, но и занимательный материал, значимый для ученика.

Алгебра. 9 класс. Тема "Последовательности” приобретает совершенно другое качество после лекции, в которую включен материал о завещании Франклина потомкам, о легенде о шахматах, о глупом купце и, конечно же, "о пирамидах”, которые рано или поздно рушатся.

Ну и бесспорно ребятам интересно на уроках лабораторных работ: мы рассчитываем площади сложных фигур, измеряем расстояния между недоступными точками, с помощью зеркала определяем высоту школ, дерева при изучении темы "Пропорция” (6 класс) или темы "Подобие треугольников” (9 класс) (Приложение 1).

Важно, чтобы все, что учитель делает на уроке, было значимо ребенку, а потребности учеников 5-го класса отличаются от потребностей старшеклассников. Пятиклассникам очень важно занять достойное положение в коллективе – это ведущий мотив поведения младшего подростка, и поэтому с ним надо организовывать как можно больше коллективных дел, игровых моментов, причем для них важны даже не сами игровые действия, более значим результат игры. Мы вместе с девятиклассниками изготовили для 5-6 классов игру "Математическое ралли”. Проходя путь от старта до финиша, ребята решают задачи, отвечают на вопросы. В этой игре задания варьируются так, чтобы каждый испытал чувство успеха, чтобы каждый понимал, что без знаний не обойтись, и очень приятно видеть, как играющие помогают друг другу. А вот у старших подростков появляются другие потребности – быть популярным, ему важно утвердиться в собственном мнении, принять самого себя как значимого. Вот с этого момента необходимо переходить на уровневую систему обучения, развивающую личность. Эта система дает право ребенку самому определять уровень знаний, формы самостоятельной работы, самостоятельно разбирать теоретический материал, генерировать идеи. Главнейшей задачей, которая состоит передо мной – это "личностно-мотивированное обеспечение деятельности ученика” (критерий технологичности процесса обучения). В основу данной систем положены следующие принципы:

принцип воспитующего обучения – я учу самостоятельности, умению планировать свою деятельность, самостоятельно принимать решение, развивать волю и целеустремленность;

принцип ориентации на зону ближайшего развития – заменить и не пропустить малейший успех, закрепить его и идти дальше, выше;

принцип ориентации на успех – каждый ученик имеет право быть умным на уроке;

учет результатов учебной деятельности через систему заданий и накопительную систему оценок;

принцип диалогичности и сотрудничества – предполагает изменение моих функций. Я рядом с учениками, и мы вместе решаем их проблемы, радуемся их успехам.

Читайте также: