Посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля доклад

Обновлено: 02.07.2024

Посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, совершенное в целях прекращения его государственной или иной политической деятельности либо из мести за такую деятельность , -
наказывается лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет с ограничением свободы на срок до двух лет, либо пожизненным лишением свободы, либо смертной казнью.

Комментарий к статье 277 УК РФ

1. Государственные деятели - это руководители и иные должностные лица высших государственных органов законодательной, исполнительной и судебной властей, а также органов прокуратуры РФ, субъектов РФ, чья деятельность носит политический характер (Президент РФ, депутаты Государственной Думы и члены Совета Федерации Федерального Собрания РФ, члены Правительства РФ, руководители министерств, федеральных агентств и служб, лица, занимающие аналогичные должности субъектов РФ, прокуроры, судьи и др.).

Общественные деятели - лица, возглавляющие руководящие органы, входящие в их состав или активно участвующие в работе политических партий, общественных движений и объединений, фондов, профессиональных союзов как на федеральном, так и на региональном уровнях.

2. Посягательство включает в себя как убийство, так и покушение на государственного или общественного деятеля (в том числе вред, причиненный при этом здоровью). Оно считается оконченным с момента совершения действий, непосредственно направленных на лишение жизни потерпевшего. Фактическое причинение смерти квалифицируется по нормам комментируемой статьи.

3. Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. Обязательными являются цель - прекратить государственную или иную политическую деятельность и мотив преступления - месть потерпевшему за такую деятельность.

4. Субъект преступления - лицо, достигшее возраста 16 лет. Действия лица в возрасте от 14 до 16 лет подпадают под признаки, указанные в п. "б" ч. 2 ст. 105 УК.

Другой комментарий к статье 277 Уголовного Кодекса РФ

1. Объектом посягательства на жизнь государственного или общественного деятеля выступает политическая система России, а также жизнь и здоровье потерпевшего. В соответствии со ст. 205.1 посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля рассматривается как преступление террористического характера (см. комментарий к указанной статье).

Потерпевшими от рассматриваемого преступления могут выступать только государственные или общественные деятели, т.е. лица, проявившие себя в какой-либо области общественной или государственной деятельности.

К государственным деятелям относятся руководители и ответственные работники высших и местных органов власти и управления, депутаты всех уровней, руководители министерств и ведомств, главы администраций республик и областей, ответственные работники Администрации Президента РФ, аппарата правительственных структур и т.п., которые последовательно и активно осуществляют свои государственные и политические функции.

К общественным деятелям относятся лица, активно участвующие в работе общественных объединений, партий, независимо от их должностного положения.

Посягательства на близких родственников и членов семьи указанных лиц не образуют данного преступления и квалифицируются по соответствующим статьям УК как преступления против личности.

2. С объективной стороны преступление выражается в посягательстве на жизнь соответствующих категорий потерпевших.

Посягательство на жизнь означает совершение действий, непосредственно направленных на убийство государственного либо общественного деятеля независимо от того, увенчались они успехом или нет. Здесь законодатель, с учетом исключительной опасности действий, момент окончания преступления перенес на стадию покушения ("усеченный состав"). Фактическое наступление смерти или причинение вреда здоровью любой тяжести либо полное отсутствие таковых охватываются признаками данного состава преступления и не требуют дополнительной квалификации при наступлении вредных последствий по статьям об убийстве (ст. 105 УК) либо умышленном причинении вреда здоровью (ст. ст. 111, 112 УК).

Не влияя на квалификацию, наличие или отсутствие вредных последствий учитывается при оценке степени вины субъекта и назначении ему меры наказания.

Если в процессе совершения террористического акта было использовано незаконно приобретенное либо хранящееся оружие, взрывчатые вещества и взрывные устройства, то действия виновного подлежат квалификации по совокупности со ст. 222 УК РФ.

3. Субъективная сторона преступления предполагает вину в форме прямого умысла, когда субъект осознает общественно опасный характер посягательства на жизнь государственного или общественного деятеля и желает его совершить. Обязательными признаками субъективной стороны при этом являются наличие либо цели - прекратить государственную или иную политическую деятельность потерпевшего, либо мотива - месть за такую деятельность. Следовательно, в этом случае преступный акт выступает "ответной мерой" за ту активную государственную и политическую деятельность, которую проводил потерпевший, либо местью за ее осуществление.

4. Субъектом преступления может быть гражданин России, иностранный гражданин либо лицо без гражданства, достигшее 16-летнего возраста.

Комментарии и консультации юристов по ст 277 УК РФ

Если у вас возникли вопросы по статье 277 УК РФ, вы можете получить консультацию юристов нашего сервиса.

Задать вопрос можно через форму связи или по телефону. Первичные консультации бесплатны и проводятся с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, совершенное в целях
прекращения его государственной или иной политической деятельности либо из мести за такую
деятельность, -
наказывается лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет с ограничением
свободы на срок до двух лет, либо пожизненным лишением свободы, либо смертной казнью.

Комментарий к Ст. 277 Уголовного кодекса

1. Потерпевшим является государственный или общественный деятель. К государственным деятелям относятся руководители и служащие органов государственной власти различного уровня, которые в рамках своей деятельности реализуют политику государства. К общественным деятелям относятся известные правозащитники, руководители и видные участники политических партий, общественных объединений, иные лица, оказывающие значительное влияние на политику государства.

2. Объективная сторона преступления выражается в форме действия (бездействия) - посягательства на жизнь потерпевшего, т.е. в его убийстве или покушении на убийство.

3. Преступление признается оконченным с момента совершения действий (бездействия), непосредственно направленных на лишение жизни потерпевшего, независимо от наступления его смерти. Квалификация деяния по ст. 277 со ссылкой на ч. 3 ст. 30 УК возможна только в случае фактической ошибки в потерпевшем.

4. Субъективная сторона преступления характеризуется умыслом и специальной целью прекращения его государственной, иной политической деятельности или мотивом мести за такую деятельность. Если указанные действия совершаются из мести за осуществление потерпевшим служебной деятельности или выполнение им общественного долга либо по мотивам политической, идеологической, национальной или религиозной ненависти или вражды, то деяние квалифицируется по соответствующему пункту ч. 2 ст. 105 УК.

5. Данное преступление следует отличать от преступлений, предусмотренных ст. 295 и 317 УК.

6. Субъект общий: лицо, достигшее 16-летнего возраста. Лицо, совершившее указанные действия в возрасте от 14 до 16 лет, подлежит уголовной ответственности по п. "б" ч. 2 ст. 105 УК (ч. 3 ст. 30).

Второй комментарий к Ст. 277 УК РФ

1. Основным непосредственным объектом преступления являются общественные отношения и интересы, связанные с обеспечением конституционного принципа политического многообразия и многопартийности; в качестве дополнительного непосредственного объекта выступает жизнь человека — государственного или общественного деятеля.

2. Объективная сторона преступления выражается в убийстве государственного или общественного деятеля или в покушении на его убийство. Государственным деятелем может быть признано лицо, занимающее достаточно высокий пост в государстве. Это представители высшего руководства РФ, члены правительства, министры либо руководители других ведомств, члены парламента и другие подобного масштаба руководящие работники, занимающие государственные должности.

Преступление признается юридически оконченным с момента покушения на жизнь потерпевшего вне зависимости от фактического наступления смерти.

3. Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. Обязательным признаком субъективной стороны является цель — прекращение государственной или иной политической деятельности потерпевшего, либо мотив — месть за указанную деятельность.

4. Субъектом преступления является лицо, достигшее возраста 16 лет.

Третий комментарий к статье 277 УК РФ

1. Объектом посягательства на жизнь государственного или общественного деятеля выступает политическая система России, а также жизнь и здоровье потерпевшего. В соответствии со ст. 205.1 посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля рассматривается как преступление террористического характера (см. комментарий к указанной статье).
Потерпевшими от рассматриваемого преступления могут выступать только государственные или общественные деятели, т.е. лица, проявившие себя в какой-либо области общественной или государственной деятельности.
К государственным деятелям относятся руководители и ответственные работники высших и местных органов власти и управления, депутаты всех уровней, руководители министерств и ведомств, главы администраций республик и областей, ответственные работники Администрации Президента РФ, аппарата правительственных структур и т.п., которые последовательно и активно осуществляют свои государственные и политические функции.
К общественным деятелям относятся лица, активно участвующие в работе общественных объединений, партий, независимо от их должностного положения.
Посягательства на близких родственников и членов семьи указанных лиц не образуют данного преступления и квалифицируются по соответствующим статьям УК как преступления против личности.

2. С объективной стороны преступление выражается в посягательстве на жизнь соответствующих категорий потерпевших.
Посягательство на жизнь означает совершение действий, непосредственно направленных на убийство государственного либо общественного деятеля независимо от того, увенчались они успехом или нет. Здесь законодатель, с учетом исключительной опасности действий, момент окончания преступления перенес на стадию покушения ("усеченный состав"). Фактическое наступление смерти или причинение вреда здоровью любой тяжести либо полное отсутствие таковых охватываются признаками данного состава преступления и не требуют дополнительной квалификации при наступлении вредных последствий по статьям об убийстве (статья 105 УК РФ) либо умышленном причинении вреда здоровью (ст. ст. 111, 112 УК).
Не влияя на квалификацию, наличие или отсутствие вредных последствий учитывается при оценке степени вины субъекта и назначении ему меры наказания.
Если в процессе совершения террористического акта было использовано незаконно приобретенное либо хранящееся оружие, взрывчатые вещества и взрывные устройства, то действия виновного подлежат квалификации по совокупности со ст. 222 УК РФ.

3. Субъективная сторона преступления предполагает вину в форме прямого умысла, когда субъект осознает общественно опасный характер посягательства на жизнь государственного или общественного деятеля и желает его совершить. Обязательными признаками субъективной стороны при этом являются наличие либо цели - прекратить государственную или иную политическую деятельность потерпевшего, либо мотива - месть за такую деятельность. Следовательно, в этом случае преступный акт выступает "ответной мерой" за ту активную государственную и политическую деятельность, которую проводил потерпевший, либо местью за ее осуществление.

4. Субъектом преступления может быть гражданин России, иностранный гражданин либо лицо без гражданства, достигшее 16-летнего возраста.


В настоящей статье автор произвел анализ проблемных аспектов в рамках уголовного законодательства, сопряженных с посягательствами на жизнь государственных или общественных деятелей. В качестве практической основы в настоящей статье использованы положения судебной практики, изложенных в Постановлениях Пленума Верховного Суда РФ.

Ключевые слова: государственный деятель, общественный деятель, жизнь, посягательство.

Рассматривая проблемные аспекты в рамках правоприменительной деятельности, отметим, что положение о неприкосновенности государственного или общественного деятеля, заключенного в содержание ст. 277 УК РФ, имеет направленность на жизнь и здоровье таких лиц.

Несмотря на использование терминов государственный либо общественный деятель, их толкования в статьях УК РФ не содержится, как и в иных положениях российского законодательства. Обращаясь к положениям специальной литературы, посвященной рассматриваемой проблематике, к

К государственным деятелям можно отнести руководящий состав и иных лиц, осуществляющих профессиональную деятельность в органах законодательной исполнительной и судебной властей, однако деятельность таких лиц должна носить обязательный политический характер.

Эта рекомендация не решит проблему установления круга лиц, признаваемых потерпевшими по ст. 277 УК РФ; ее использование лишь даст возможность определить виды соответствующих служб в Российской Федерации и не более того.

Как нам представляется, предложение Е. А. Иванченко не сможет разрешить возникшие проблемы по установлению объекта преступления. Данное предложение могло только позволить определить к каким государственным ведомствам относятся потерпевшие лица.

Поэтому судьи в рамках рассматриваемой группы общественных правоотношений не могут быть в качестве потерпевших лиц, поскольку посягательства в отношении судей квалифицируются по соответствующим статьям УК РФ (ст. 105 или 295 УК РФ). Однако, в судейском корпусе присутствуют должностные лица — руководители высших судебных органов, в компетенцию которых входит решение организационных вопросов деятельности в том числе в определении судебной политики в рамках судопроизводства. Соответственно, преступные посягательства в отношении данных лиц будут подлежать квалификации по ст. 277 УК РФ.

Мы не разделяем рассмотренные авторские позиции, поскольку, как нам представляется, уголовный кодекс России уже предусмотрел уголовную ответственность за преступные посягательства на иностранных граждан в диспозиции ст.360 УК РФ. Поэтому, считаем, что дополнение какими-либо дополнительными квалификационными признаками в т. ч. в ст. 277 УК РФ представляется нецелесообразным.

Точно так же следует расценивать как посягательство на жизнь насильственное или путем обмана введение в организм потерпевшего смертельно опасного количества наркотических средств, психотропных, сильнодействующих или ядовитых веществ с целью причинить смерть. Сказанное обуславливает необходимость хотя бы коротко остановиться на проблеме способа совершения преступления.

По нашему мнению, под ним можно понимать признак объективной стороны преступления, характеризующий прием или комплекс приемов, обеспечивающих исполнение основного общественно опасного деяния.

Среди наиболее значимых проблем в рамках квалификации преступных посягательств на жизнь и здоровье государственных и общественных деятелей с помощью общественно опасных методов. Так диспозиция ст. 277 УК РФ не содержит в себе положений о дифференциации ответственности, соответственно квалификация таких преступления будет происходить совокупно со ст. 277 УК РФ [12, с.89].

Также отметим, о существующей проблеме квалификации ст. 277 УК РФ при совершении преступных деяний в отношении двух и более лиц. В рассматриваемом случае такое деяние будет рассматриваться как одно единое преступление в рамках данной статьи.

На основании сложившейся судебной практики по ст. 295 и 377 УК РФ, можно констатировать что посягательство на жизнь государственных или общественных деятелей по ст. 277 УК РФ не квалифицируется, поэтому такие преступления квалифицируются как убийство по ст. 105 УК РФ.

Таким образом, рассмотрев проблемы применения статей уголовного закона, посвященных посягательствам на жизнь государственных или общественных деятелей следует отметить, что правоприменителю необходимо тщательно исследовать фактические обстоятельства преступного деяния, его объективные и субъективные признаки.

Статистические показатели правоприменительной практики по данному виду преступных посягательств являются достаточно незначительными, что в свою очередь свидетельствует не о достаточном уровне безопасности государственных и общественных деятелей от посягательств на их жизнь, а о сложностях правоприменителя в рамках квалификации данных преступных деяний, и также отсутствии действенного уголовно-правового механизма привлечения виновных лиц к уголовной ответственности.

1. Игнатов А. Н., Красиков Ю. А. Курс российского уголовного права. В 2 т. Т. 2. Особенная часть. — М., 2002. — 816 с.

2. Наумов А. В. Российское уголовное право. В 3 т. Т. 3: Особенная часть. — М., 2018. — 499 с.

3. Российское уголовное право. В 2 т. Т. 2. Особенная часть / под ред. Э. Ф. Побегайло. — М., 2008. — С. 578.

7. Уголовное право. Особенная часть / отв. ред. И. Я. Козаченко, З. А. Незнамова, Г. П. Новоселов. — М., 2014. — 857 с.

8. Седых А. В. Посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля по уголовному праву Российской Федерации: дисс. к.ю.н.: 12.00.08. — Казань, 2007. — 228 с.

9. Мальцев В. Уголовно-правовая охрана должностных лиц и граждан в связи со служебной или общественной деятельностью // Законность. — 1996. — № 1. — С. 9–14.

12. Токмаков С., Трошкин Е. Уголовная ответственность за посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля // Уголовное право. — 2009. — № 5. — С. 87–91.

Основные термины (генерируются автоматически): УК РФ, общественный деятель, жизнь, посягательство, Российская Федерация, Верховный Суд РФ, деятель, лицо, положение, судебная практика.

Маршакова Наталья Николаевна, старший преподаватель кафедры уголовно-правовых дисциплин Института ФСБ России (г. Н. Новгород).

Автор анализирует состав преступления, предусмотренного ст. 277 УК (посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля). В работе исследуются элементы состава преступления, соотношение данного правонарушения со сходными правонарушениями. Приводятся примеры возможных ситуаций и выдвигаются предложения по их квалификации и решению.

Ключевые слова: должностное лицо, посягательство на жизнь, преступление.

The author analyses the elements of crime provided for by article 277 (infringement on life of state or public official). The article studies elements of crime, correlation of this violation and similar violations. The author cites examples of possible situations and sets forward proposals with regard to qualification and solution thereof.

Key words: official, infringement of life, crime.

Законодатель в ст. 277 УК предусматривает ответственность за посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, совершенное в целях прекращения его государственной или иной политической деятельности либо из мести за такую деятельность (террористический акт).

Общественная опасность преступления определяется тем, что в результате совершенного деяния подвергаются угрозе основы внутренней безопасности, то есть дестабилизируется политическая обстановка в стране, обостряются противоречия в политической сфере, подрывается авторитет государства на международной арене.

Основным непосредственным объектом преступного посягательства является закрепленная в Конституции Российской Федерации политическая система России, а также жизнь и здоровье потерпевших.

Объективная сторона преступления выражается в посягательстве на жизнь государственного или общественного деятеля, то есть в умышленном убийстве или покушении на убийство. В понятие "посягательство" входит также умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека в момент его нанесения, поскольку его причинение само по себе угрожает жизни потерпевшего или при обычном его течении заканчивается смертью и не требует дополнительной квалификации.

В российских средствах массовой информации публикуются материалы о совершении различных посягательств на жизнь государственных или общественных деятелей. Так, например, 8 июня 2001 г. было приведено в действие взрывное устройство в подъезде жилого дома в Махачкале в момент выхода из него министра по национальной политике Дагестана М. Гусаева. Министр получил ожоги и ранения ног и был доставлен в больницу. По мнению автора заметки, "явно прослеживается рука тех, кто стремится раскачать ситуацию в многоэтническом Дагестане" . Способы убийства на квалификацию не влияют, однако при наличии некоторых факультативных признаков объективной стороны (способ, обстановка, место) ответственность виновного может наступать по совокупности (например, осуществление террористического акта в отношении государственного деятеля путем взрыва на митинге, демонстрации).

Бельдюгина Л. Махачкала вновь вздрогнула от взрыва // Российская газета. 2001. 9 июня.

Использование при совершении террористического акта находящегося в незаконном обороте оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств, равно как и наркотических или психотропных веществ, следует квалифицировать по совокупности со ст. ст. 222 или 228 УК РФ.

Состав преступления считается оконченным непосредственно в момент осуществления посягательства, независимо от наступления материальных общественно опасных последствий. В данном случае законодатель с учетом повышенной опасности действий момент окончания преступления перенес на раннюю стадии покушения (усеченный состав). На квалификацию не влияет и полное отсутствие вредных последствий (например, взрывное устройство сработало в то время, когда государственный деятель находился в другом здании).

Фактическое наступление смерти или факт покушения на жизнь потерпевшего охватывается признаками данного состава преступления и не требует дополнительной квалификации по ст. 105 УК и ст. 111 УК.

Действующее законодательство не содержит понятия "государственный деятель". При решении вопроса о том, стоит ли признавать то или иное лицо "государственным деятелем" применительно к комментируемой статье, следует исходить из важности поста, который занимает это лицо в государстве. Правомерно будет отнести к государственным деятелям лиц, которые в соответствии с ч. 1 ст. 1 ФЗ от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" занимают государственные должности категории "А" (Президент РФ, Председатель Правительства РФ, Председатель Конституционного Суда РФ, Председатель Верховного Суда РФ, Председатель Высшего Арбитражного Суда РФ, председатели палат Федерального Собрания РФ, руководители органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ, депутаты, министры и др.), осуществляя государственные и политические функции по реализации в жизнь политики государства .

Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. N 31. Ст. 3215.

Под общественными деятелями следует понимать лидеров общественных движений, объединений, профсоюзов, религиозных организаций, политических партий и иных общественных объединений, а также представителей СМИ, культуры, науки, образования, обладающих политическим влиянием в государстве .

Федеральный закон от 19 июля 1998 г. N 112-ФЗ "О внесении дополнений и изменений в Федеральный закон об общественных объединениях" // Собрание законодательства РФ. 1998. N 30. Ст. 3608.

Посягательства на жизнь рядовых государственных служащих или рядовых представителей общественных организаций, а также близких родственников, членов семей государственных и общественных деятелей (хотя и совершенные в связи с государственной или политической деятельностью данных лиц) комментируемого состава преступления не образуют. Данные действия следует квалифицировать по соответствующим статьям УК РФ как преступления против личности либо как посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование (ст. 295), либо как посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа (ст. 317).

Субъективная сторона состава преступления характеризуется виной в форме прямого умысла. Субъект осознает, что своими общественно опасными действиями посягает на жизнь государственного или общественного деятеля, предвидит причинение смерти потерпевшему и желает этого.

Обязательными признаками субъективной стороны являются либо цель - прекращение государственной или иной политической деятельности потерпевшего, то есть его физическое устранение как конкурента или политического противника, либо мотив - месть за указанную деятельность (например, недовольство деятельностью потерпевшего). Конкретизация совершаемого деяния путем указания на цель и мотив исключает возможность совершения этого преступления с косвенным умыслом.

В тех случаях, когда убийство государственного или общественного деятеля совершено с иной целью или по другим мотивам (например, из корысти, личных или иных побуждений), нежели указанные в ст. 277 УК, содеянное следует квалифицировать по другим статьям уголовного закона в зависимости от направленности умысла.

Если в результате посягательства на жизнь государственного или общественного деятеля помимо смерти, причинения вреда здоровью самого государственного или общественного деятеля наступают иные общественно опасные последствия (гибель граждан, разрушение зданий и т.п.), содеянное требует дополнительной квалификации по соответствующим статьям УК РФ.

Если лицо, имея намерение причинить смерть государственному или общественному деятелю, в действительности причиняет смерть или вред здоровью постороннему человеку (охраннику, водителю), ответственность наступает по совокупности за посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля и умышленное убийство иного лица.

При направленности умысла не на убийство потерпевшего, а только на причинение вреда его здоровью, состав преступления, предусмотренного комментируемой статьей, отсутствует.

Если при совершении покушения на жизнь государственного или общественного деятеля было использовано незаконно приобретенное либо хранящееся оружие, взрывчатые вещества или взрывные устройства, то действия следует квалифицировать по совокупности со ст. 222 УК.

Субъектом преступного посягательства является физическое вменяемое лицо, достигшее 16 лет. Вовлеченные в совершение преступления несовершеннолетние в возрасте от 14 до 16 лет несут уголовную ответственность за совершение преступления против личности.

Преступление относится к категории особо тяжких и наказывается лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет либо смертной казнью или пожизненным лишением свободы.

Разграничение преступлений, предусмотренных ст. 277 УК и ст. 205 УК. Разграничение посягательства на жизнь государственного или общественного деятеля от террористического акта следует проводить по объекту (объектом террористического акта является общественная безопасность, а посягательства на жизнь общественного или государственного деятеля - основы конституционного строя), объективной стороне (террористический акт осуществляется путем взрыва, поджога или иных общеопасных действий, а посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля - путем посягательства на жизнь строго определенных законом лиц) и по субъективной стороне (террористический акт осуществляется с целью нарушения общественной безопасности, устрашения населения, воздействия на принятие определенного решения органами власти, а при посягательстве на жизнь государственного или общественного деятеля - с целью прекратить государственную или общественную деятельность потерпевшего или отомстить ему за такую деятельность).

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

Читайте также: