Федерализм в германии доклад

Обновлено: 05.07.2024

Первоначально конституция закрепила федеративное устройство государства в составе 11 земель (включая города Бремен и Гамбург); позднее (в 1952 г.) три земли объединились в одну, а в 1957 г. в состав ФРГ была включена Саарская область. Наконец, при объединении двух германских государств на территории ГДР было образовано 5 новых федеральных земель.

В настоящее время в составе ФРГ 16 земель (включая город Берлин). Каждая из федеральных земель отличается величиной территории и численностью населения, уровнем экономического развития, историческими традициями, языковыми диалектами и т. д. Так, крупнейшей по территории является земля Бавария (ее площадь 70.554 кв. км), наименьшей — город Бремен (404 кв. км), крупнейшей по количеству населения — земля Северный Рейн — Вестфалия (17,68 млн. человек), наименьшей — город Бремен (0,68 млн. человек). В Гамбурге находится самый крупный в мире морской порт, Рурская область — центр земли Северный Рейн — Вестфалия — является самой крупной промышленной агломерацией Европы.

Согласно основному закону земли (субъекты федерации) обладают особым правовым статусом (они имеют свои конституции, законодательство, представительный орган земли — парламент, исполнительную власть земли — правительство и т. д.), однако они не суверенны; суверенитетом обладает только федерация в целом.

Особенностью основного закона ФРГ является отсутствие в нем специального раздела, регулирующего вопросы федеративного устройства государства. Однако положения, касающиеся этой проблемы, содержатся практически в каждом из разделов конституции. Основное внимание в основном законе уделено определению принципов взаимоотношений центра (федерации) и земель (ее субъектов), а также земель между собой.

В ней четко установлено, что конституционный строй земель должен соответствовать основным принципам республиканского демократического и социального правового государства в смысле основного закона ФРГ (абз. 1 ст. 28), что федерация гарантирует соответствие конституционного строя земель требованиям основного закона, записанным в данной статье.

В нем, далее, подчеркивается, что осуществление государственных полномочий и решение государственных задач является делом земель, поскольку основной закон не устанавливает или не допускает другого регулирования (ст. 30) и вместе с тем отмечается, что федеральное право имеет преимущество перед правом земель (ст. 31). Иными словами, речь идет о предполагаемом отнесении компетенции в пользу земель, т. е. федерация может решать публичные дела только, если это допускает основной закон. Вместе с тем федеральное право всегда имеет перевес над правом земель.

Основной закон допускает возможность применения федерального принуждения. Оно возможно только в случае, когда земля не выполняет возложенных на нее основным законом и другими федеральными законами обязанностей. Федеральное правительство с согласия Бундесрата может принять необходимые меры, чтобы побудить землю к выполнению своих обязанностей (ст. 37).

Все учреждения федерации и земель должны оказывать друг другу взаимную правовую и административную помощь (абз. 1 ст. 35), а для сохранения или восстановления общественного порядка или безопасности земля в особо важных случаях может просить о направлении сил и подразделении федеральной пограничной охраны для оказания помощи полиции земли. Земля также может в случае стихийного бедствия или особо тяжкой катастрофы просить о направлении ей для оказания помощи полицейских сил другой земли, подразделении федеральной пограничной охраны и вооруженных сип (абз. 1 ст. 35). В свою очередь, если стихийные бедствия или катастрофа угрожает территории более чем одной земли. Федеральное правительство может в той мере, в какой это необходимо для эффективной борьбы с ними, давать правительствам земли указания о предоставлении полицейских сип в распоряжение других земель, а также направлять подразделения федеральной пограничной охраны или вооруженных сил для поддержки полицейских сил и т. д. (ст. 35).

Гарантии равного статуса земель получили отражение в основном законе. Каждый немец имеет в любой земле равные права и обязанности (ст. 33); в высших учреждениях федерации должны использоваться в надлежащем соотношении чиновники всех земель, а в других учреждениях федерации набор сотрудников производится, как правило, из жителей тон земли, где эти учреждения действуют (ст. 36). Основной закон говорит об обеспечении единого уровня жизни на всей территории федерации (п. 2 абз. 3 ст. 106).

Конкурирующая компетенция включает свыше 25 вопросов, и прежде всего: гражданское право, уголовное право и исполнение приговоров, судоустройство, судопроизводство, адвокатура, нотариат; право союзов и собраний, охрана немецкого культурного достояния от вывоза за границу, гражданство в землях и др. Земля обладает законодательными полномочиями в сфере конкурирующей компетенции лишь тогда и постольку, когда и поскольку федерация не пользуется своими законодательными правами. Вместе с тем предусмотрено, что федерация имеет право законодательства в этой сфере, если существует необходимость в федеральном законодательном регулировании, так как: 1) вопрос не может быть эффективно урегулирован законодательством отдельных земель; 2) регулирование вопроса законодательством земли могло бы нарушить интересы другой земли или страны в целом; 3) это необходимо для сохранения правового или экономического единства страны (ст. 72).

Федерация наделена правом (при наличии указанных выше предпосылок, т. е. в пп. 1–3) издавать: общие предписания по таким вопросам, как правовое положение лиц, состоящих на публичной службе земель, общин и иных корпораций публичного права; общие принципы высшего образования; общее положение печати и кино; охота, охрана природы и забота о ландшафтах; отвод земель, организация территорий и водоснабжение; регистрация жителей и выдача удостоверений личности (ст. 75).

Как свидетельствует практика, используя нормы основного закона, регулирующие вопросы конкурирующей компетенции, а также возможности издания общих предписаний, федерация значительно расширила свои законодательные полномочия за счет земель.

В основном законе достаточно подробно урегулированы вопросы, касающиеся финансовых взаимоотношений федерации и земель. Федерация и земли раздельно несут расходы для решения своих задач, если конституцией не предусмотрено иного (абз. 1 ст. 104-а). Если однако, земли действуют по поручению федерации, то последняя несет связанные с этим расходы (абз. 2 ст. 104-а). Федерация может предоставлять землям финансовую помощь для особо важных инвестиций, как и для инвестиций общин и объединений общин в случаях необходимости предотвращения нарушений общего экономического равновесия, для выравнивания экономических различий на территории федерации или для оказания помощи в экономическом развитии (абз. 4 ст. 104-а). Конституция ФРГ содержит и нечасто встречаемые в таком же законодательстве нормы о детальном распределении налоговых поступлений. Федерация и земли самостоятельны и независимы в ведении своего бюджетного хозяйства (абз. 1 ст. 109), вместе с тем они должны учитывать требования единого экономического баланса страны (абз. 2 ст. 109).

Правовой статус субъектов федерации детально не рассматривается в основном законе 1949 г. Не рассматривается и статус городов (Берлин, Гамбург, Бремен), обладающих таким же статусом. Вследствие этого и ряда иных причин некоторые немецкие ученые рассматривают земли как государственные образования, имеющие особый правовой статус[24]; другие авторы считают, что ФРГ составляют государства, обладающие признаками суверенитета[25], а города Берлин, Гамбург и Бремен в официальных документах прямо именуются, как города-республики. На наш взгляд, ближе к истине стоят те авторы, которые не рассматривают земли в качестве суверенных государств, поскольку, во-первых, они таковыми по основному закону не являются; во-вторых, нигде не закреплено право выхода земель из состава ФРГ; в-третьих, как уже говорилось, конституционный строй земель должен соответствовать общим принципам, сформулированным в основном законе (ст. 28); в-четвертых, установлено, что федеральное право имеет перевес над правом земель (ст. 31).

Высшим законодательным органом земли является представительный орган (ландтаг, гражданское собрание, палата депутатов), формируемый путем всеобщих, равных, прямых выборов при тайном голосовании. Ландтаги избираются на четыре или пять лет. Мандат депутата ландтага является свободным; на депутата распространяется иммунитет и индемнитет. В большинстве земель действуют однопалатные ландтаги; в Баварии парламент имеет две палаты.

Ландтаги принимают законы и осуществляют надзор за их исполнением, контроль за деятельностью исполнительной власти; они избирают премьер-министра. В землях законодательство может приниматься и путем референдума.

Большинство ландтагов могут принимать решения о самороспуске; основной закон ФРГ не предусматривает такого права в отношении Бундестага.

Правительство земли (нередко именуемое кабинетом) состоит из премьер-министра (по немецкой терминологии — министра-президента) и министров. В городах Берлин, Гамбург и Бремен министры называются сенаторами. Премьер-министр определяет направления правительственной политики; в рамках этой политики каждый министр самостоятельно руководит доверенной ему отраслью. Важной сферой деятельности земельных правительств является подготовка законопроектов, назначение чиновников в органы земли, а также проведение в жизнь федеральных законов (например, в области налогообложения). Премьер-министр руководит деятельностью правительства, осуществляет право помилования, представляет землю во внешних отношениях и др.

Вопрос 1 Межбюджетные отношения и бюджетный федерализм

Вопрос 1 Межбюджетные отношения и бюджетный федерализм Межбюджетные отношения, как установлено в Бюджетном кодексе РФ, – это взаимоотношения между публично-правовыми организациями по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления

10.1. Федерация и федерализм: понятие и сущность

10.1. Федерация и федерализм: понятие и сущность В качестве одной из основ конституционного строя ст. 1 Конституции РФ закрепляет федеративное устройство России, что отражает официальное название государства. Среди сравнительно небольшого числа федераций мира положение

Американский федерализм

Американский федерализм Конституция 1787 г. преобразовала Соединенные Штаты из Конфедерации в федерацию. Конституция и ныне продолжает служить правовой основой американского федерализма. Федерация была образована с целью усиления государственной власти путем ее

Федерализм и местное управление

Федерализм и местное управление Швейцария имеет федеративную форму политико-территориального устройства; она включает 23 кантона, три из которых разделены на полукантоны. Унтервальден включает попукантоны Нидвальден и Обвальден; он был образован при создании

Индийский федерализм и его особенности

Индийский федерализм и его особенности Первоначально конституция Индии 1950 г. закрепила федеративное устройство государства в форме союза трех различных по своему положению в федерации групп штатов, которые не учитывали национальный состав населяющих их

Федерализм и местное управление

Федерализм и местное управление В территориальном отношении Бразилия разделена на штаты (всего 25), федеральный округ, в котором находится столица страны, муниципалитеты. Кроме того, в составе федерации находятся три федеральные территории, подчиняющиеся центральной

50. Германский федерализм, местное самоуправление и управление

50. Германский федерализм, местное самоуправление и управление Германия состоит из 16 земель (в том числе три города – Берлин, Гамбург, Бремен). Субъекты обладают довольно высокой степенью автономности. По своему статусу земли – регионы с государственной структурой и

92. Бразильский федерализм, местное самоуправление и управление

92. Бразильский федерализм, местное самоуправление и управление Бразильская федерация обладает своеобразием: в качестве ее составных частей названы не только штаты и федеральный округ, но и административно-территориальные единицы, на которые разделены штаты, –

Федерализм

Федерализм Конституция отправлялась от принципа федерализма. Он распространялся не только на политическое, но и на правовое устройство. Штаты обладали гарантированным федеральной властью равноправием, в том числе в сфере законодательства и права. Вместе с темим

Функция "чтения" служит для ознакомления с работой. Разметка, таблицы и картинки документа могут отображаться неверно или не в полном объёме!

СодержаниеВведение 3Основная часть 5Заключение 21ЛИТЕРАТУРА 24

Образование современного германского государства явилось результатом поражения фашизма во второй мировой войне.

5 июня 1945 г. в Берлине была подписана декларация о поражении Германии и взятии на себя верховной власти в отношении Германии правительствами СССР, США, Англии и Временным правительством Франции, а 6 июня было опубликовано краткое изложение заключенных ранее соглашений: о зонах оккупации и о контрольном механизме в Германии. На Потсдамской конференции в июле-августе 1945 г. работа по созданию четырехстороннего контрольного механизма в Германии была в основном завершена. Контрольный совет, состоящий из главнокомандующих оккупационными войсками четырех держав, военные администрации в зонах, межсоюзническая комендатура Берлина, разделенного на четыре сектора, приступили к практической деятельности.

Режим союзного управления продержался до 1949 г., когда произошел раскол страны и образовались два немецких государства: Федеративная республика Германия (7 сентября) и Германская демократическая республика (7 октября), просуществовавшая до 3 октября 1990 г.

Интеграция Германской Демократической Республики в состав Федеративной Республики Германии осуществилась путем добровольного присоединения. В результате ГДР исчезла с мировой арены как юридический и, в том числе, как международно-правовой субъект, став частью единой Германии. Единый Берлин был объявлен столицей ФРГ. Воссоздание единого германского государства произошло на основе первоначальной редакции статьи 23 Основного закона ФРГ. Эта статья, перечислявшая земли ФРГ, устанавливала, что .

Основной закон определил Федеративную Республику Германию как . ФРГ состоит из 16 земель, конституционный строй которых должен соответствовать основным принципам республиканского, демократического и социального правового государства. Положения Основного закона, касающиеся этих принципов, равно как и прав человека, разделения Федерации на земли и принципов участия земель в законодательстве, не могут быть изменены при внесении поправок в Основной закон. Для этого требуется принятие специального закона двумя третями голосов членов обеих палат парламента.

Ныне Германия состоит из 16 земель. Три из них представляют собой крупнейшие города — Берлин, Гамбург, Бремен (в состав этой земли входит и небольшой портовый город Бремерхафен — Бременская гавань в переводе). Гамбург и Бремен представляют собой отдельные земли не потому, что крупнее их нет (Франкфурт-на-Майне, Кельн, Дюссельдорф, наверно, им не уступают), а потому, что в свое время, когда существовала Ганза, они были самостоятельными торговыми

Образование современного германского государства явилось результатом поражения фашизма во второй мировой войне.

5 июня 1945 г. в Берлине была подписана декларация о поражении Германии и взятии на себя верховной власти в отношении Германии правительствами СССР, США, Англии и Временным правительством Франции, а 6 июня было опубликовано краткое изложение заключенных ранее соглашений: о зонах оккупации и о контрольном механизме в Германии. На Потсдамской конференции в июле-августе 1945 г. работа по созданию четырехстороннего контрольного механизма в Германии была в основном завершена. Контрольный совет, состоящий из главнокомандующих оккупационными войсками четырех держав, военные администрации в зонах, межсоюзническая комендатура Берлина, разделенного на четыре сектора, приступили к практической деятельности.

Режим союзного управления продержался до 1949 г., когда произошел раскол страны и образовались два немецких государства: Федеративная республика Германия (7 сентября) и Германская демократическая республика (7 октября), просуществовавшая до 3 октября 1990 г.

Интеграция Германской Демократической Республики в состав Федеративной Республики Германии осуществилась путем добровольного присоединения. В результате ГДР исчезла с мировой арены как юридический и, в том числе, как международно-правовой субъект, став частью единой Германии. Единый Берлин был объявлен столицей ФРГ. Воссоздание единого германского государства произошло на основе первоначальной редакции статьи 23 Основного закона ФРГ. Эта статья, перечислявшая земли ФРГ, устанавливала, что .

Основной закон определил Федеративную Республику Германию как . ФРГ состоит из 16 земель, конституционный строй которых должен соответствовать основным принципам республиканского, демократического и социального правового государства. Положения Основного закона, касающиеся этих принципов, равно как и прав человека, разделения Федерации на земли и принципов участия земель в законодательстве, не могут быть изменены при внесении поправок в Основной закон. Для этого требуется принятие специального закона двумя третями голосов членов обеих палат парламента.

Основная часть

Ныне Германия состоит из 16 земель. Три из них представляют собой крупнейшие города — Берлин, Гамбург, Бремен (в состав этой земли входит и небольшой портовый город Бремерхафен — Бременская гавань в переводе). Гамбург и Бремен представляют собой отдельные земли не потому, что крупнее их нет (Франкфурт-на-Майне, Кельн, Дюссельдорф, наверно, им не уступают), а потому, что в свое время, когда существовала Ганза, они были самостоятельными торговыми городами-республиками. 1

Федеративное устройство Германии можно считать наследием эпохи феодальной раздробленности: Пруссия, присоединяя те или иные земли, представлявшие собой королевства, герцогства и т. п., нередко сохраняла за ними определенную государственно-политическую обособленность. Федеративное устройство по Имперской конституции 1871 г., оформившей объединение Германии, и Веймарской конституции 1919 г. опиралось на эти исторические единицы. Пруссия же по территории и численности населения далеко превосходила все остальные субъекты федерации подобно тому, как это имело место с Россией в Советском Союзе.

Союзные державы-победительницы упразднили Пруссию как государственное образование. Прочие земли частью были соединены с бывшими прусскими провинциями (например, Саксония-Ангальт), частью слиты (например, тогдашний Вюртемберг-Баден), а частью остались в границах прежних прусских провинций (Бранденбург) и прежних земель (Бавария). Это было сделано до образования ФРГ. Можно констатировать, что по сравнению с Веймарской республикой структура вновь созданной Федерации была оптимизирована, хотя определенная неравномерность между землями существует и теперь. Так, по площади крупнейшая земля Бавария (70,5 тыс. кв. км) превосходит самую малую — Бремен (0,4 тыс. кв. км) в 1.176 раз, а по численности населения крупнейшая земля Север- ный Рейн — Вестфалия (17,68 млн. жителей) больше самой малой земли — того же Бремена (0,68 млн. жителей) в 26 раз.

Согласно ст. 31, федеральное право имеет перевес над правом земель. Толкуется это положение, однако, ограничительно: оно действует только в случае, когда федеральное правотворчество осуществляется в рамках федеральной компетенции.

Землям принадлежит право законодательства (ст. 70), поскольку Основным законом законодательные полномочия не передаются Федерации, а разграничение компетенции между Федерацией и землями определяется положениями Основного закона об исключительном и конкурирующем законодательстве. Здесь, таким образом, сформулирована презумпции законодательной компетенции земель.

В сфере исключительного законодательства Федерации земли могут законодательствовать лишь тогда и постольку, когда и поскольку они прямо уполномочены на это федеральным законом (ст. 71). К этой сфере ст. 73 отнесла 12 позиций (иностранные дела, оборону, федеральное гражданство, свободу передвижения, почтовую и телесвязь и др.).

В сфере конкурирующего законодательства, согласно ст. 72, земли могут законодательствовать тогда и постольку, когда и поскольку по соответствующим вопросам отсутствуют федеральные законы. Федерация же должна законодательствовать в этой сфере тогда и постольку, когда и поскольку это в общегосударственных интересах необходимо для установления равноценных условий жизни на федеральной территории либо сохранения правового или экономического единства. Федеральным законом можно определить, что федеральное законодательное регулирование, необходимость в котором отпала, может быть замещено правом земель.

Статья 74 определяет сферу конкурирующего законодательства, перечисляя 28 позиций (гражданское, уголовное, уголовно- исполнительное право, судоустройство и судебный процесс, адвокатура, нотариат, юридическое консультирование, акты гражданского состояния, право союзов и собраний, пребывание и поселение иностранцев, производство и использование ядерной энергии в мирных целях и др.). При этом установлено, что законы об ответственности государства, которая включена в указанный перечень, нуждаются в согласии Бундесрата. Все остальные, этого не требуют. В ст. 74-а дополнительно установлено, что оплата и снабжение лиц, состоящих на публичной службе в публично-правовом отношении службы и верности, включая федеральных и земельных судей, входят в сферу конкурирующего законодательства, если не находятся в сфере законодательства исключительно федерального, и что законы по этим вопросам принимаются с согласия Бундесрата.

В ст. 75 установлено право Федерации издавать рамочные предписания для законодательства земель при наличии тех же условий, что и в сфере конкурирующего законодательства. Сфера рамочной компетенции содержит шесть позиций (общие принципы высшего образования, общие правоотношения печати, распределение земельных участков, водное хозяйство, защита природы и др.). Рамочные предписания могут вдаваться в подробности регулируемых отношений или содержать нормы прямого действия лишь в исключительных случаях. В случае издания Федерацией рамочных предписаний земли должны привести свои законы в соответствие с ними в течение установленного законом соразмерного срока. 1 И здесь Федерация может констатировать отпадение необходимости в федеральном регулировании.

В тех случаях, когда в силу изменения соответствующих статей Основного закона соответствующие вопросы ушли из федераль- : ной компетенции, продолжает действовать федеральное право, но может заменяться правом земель (ст. 125-а). Сомнения по этому вопросу разрешаются Федеральным конституционным судом (ст. 126).

Согласно ст. 83, исполнение федеральных законов возложено на земли, поскольку Основной закон не определяет или не допускает иного, т. е. опять же презюмируется компетенция земель. В этой связи, по ст. 84, они регулируют учреждение властей и административное производство, если иное не установлено федеральными законами, принимаемыми с согласия Бундесрата. Федеральное правительство может с согласия Бундесрата издавать общие административные предписания.

Федеральное правительство осуществляет надзор за тем, чтобы земли исполняли федеральные законы согласно действующему праву. С этой целью оно может направлять уполномоченных в верховные органы власти земель и с их согласия, а если согласие не дается, то с согласия Бундесрата — также в их нижестоящие органы. Если недостатки в исполнении федеральных законов в землях, выявленные Федеральным правительством, не устраняются, то Бундесрат по инициативе Федерального правительства или земли постановляет о том, имело ли место нарушение землей права. Это постановление может обжаловаться в Федеральный конституционный суд.

Принятый с согласия Бундесрата федеральный закон может возложить на Федеральное правительство полномочие давать в особых случаях отдельные указания по исполнению федеральных законов. Кроме случаев, которые Федеральное правительство сочтет неотложными, указания должны направляться верховным органам власти земель.

Если земли исполняют федеральные законы по поручению Федерации, то, согласно ст. 85, учреждение органов для этого остается делом земель, поскольку иное не предписано федеральным законом, принятым с согласия Бундесрата.

Федеральное правительство может с согласия Бундесрата издавать общие административные Предписания и регулировать единообразную подготовку чиновников и служащих. Руководители властей среднего уровня должны назначаться с его согласия. Власти земель подчиняются указаниям компетентных верховных федеральных властей. Указания, кроме неотложных, по мнению Федерального правительства, случаев, должны направляться верховным органам власти земель, которые обеспечивают исполнение указаний. 1

Похожие страницы:

Федерализм в современных условиях понятие и перспективы развития сравнительный анализ

. . - № 5.- С. 106 - 115. Электронные ресурсы Бусыгина И.М. Германский федерализм: история, современное состояние, потенциал реформирования . Логос.- 2005.- С. 563. 23 Бусыгина И.М. Германский федерализм: история, современное состояние, потенциал реформирования .

. Многие прежние концепции германской историографии оказались дискредитированными. . Ее диссертация "Единство государства и федерализм в старой Франции и во . геополитической трактовки принципиальной противоположности германского "континентального" и британского .

Межбюджетные отношения и модели бюджетного федерализма: понятие и виды

. коренное отличие германского кооперативного федерализма от американского конкурентного федерализма заключается в . институционального наследства", позволяют рассматривать германскую модель кооперативного федерализма в качестве наиболее перспективной .

Бюджетный федерализм (7)

Сущность и принципиальные модели бюджетного федерализма

. бюджетного федерализма ………………………………..…. ….5 Модели бюджетного федерализма……………………………..………..….…9 2.1. Американская модель……….…………………………………..………..11 . Канадская модель……………………..………………………………..…12 . Германская модель .

Гост

ГОСТ

Государственный строй Германии

ФРГ (Федеративная Республика Германия) собой представляет конституционную федерацию, учрежденную на основе Конституции 1949 года. Система отношений Федерации и земель, и земель между собой можно охарактеризовать как кооперативный федерализм (так как имеет место законодательно оформленное их сотрудничество между собой).

Федеративная Республика Германия включает 16 земель и в том числе три города, такие как Гамбург, Берлин, Бремен.

Политическую систему страны можно разделить на два уровня:

  • федеральный (на нем принимаются общегосударственные решения, а также решаются вопросы международного значения)
  • региональный (решаются задачи уровня федеральных земель).

Каждый из уровней имеет свои органы законодательной, исполнительной, а также судебной власти.

Основные принципы федеративного устройства Германии

На федеральном уровне исполнительная власть представлена федеральным правительством, возглавляемого федеральным канцлером.

Местное самоуправление

В ФРГ земли делятся на округа (число которых превышает 50). В свою очередь, округа делятся на районы, а также на города со статусом районов (всего их имеется около 630). Районы делятся на общины (при этом у некоторых городов имеется статус общины). В мелких землях может и не быть деления на округа.

Готовые работы на аналогичную тему

Конституция земель регулирует организацию и положение административно-территориальных единиц страны.

Существует четыре модели организации местного самоуправления, а также управления в общинах:

  • южногерманская (характерна для Баварии); представительным органом является совет общины, а бургомистр – это исполнительный орган (при этом, ведущую роль играет совет)
  • северогерманская (Нижняя Саксония). Здесь основной особенностью является то, что представительный орган (который избирается населением данной земли) избирает директора общины, а также исполнительный комитет (решающую роль также играет совет)
  • совет – бургомистр (Саар, Пфальц). Население избирает представительный орган. Бургомистра (наделенного достаточно широкими полномочиям) избирает представительный орган. По своей должности, бургомистр является председателем представительного органа.
  • совет – магистратура (земля-город Гамбург, земля Гессен). Население выбирает представительный орган. Исполнительный орган – коллективная магистратура, которую избирает совет. Бургомистр занимается в основном текущими делами, в то время, как наиболее важные, сложные, стратегические вопросы решаются коллегиально. Министерство внутренних дел, а также вышестоящие районные и окружные управления министерств осуществляют правовой надзор за деятельностью муниципальных органов. Административные суды осуществляют судебный контроль.

В ответственности земель находится большинство судебных разбирательств. Что касается федеральных судов, то они, главным образом, проверяют решения судов земель на предмет формальной законности, а также занимаются пересмотром дел.

Опыт германского федерализма является очень ценным с практической и с теоретико-правовой точки зрения.

Читайте также: