Порядок признания забастовки незаконной доклад

Обновлено: 20.05.2024

Забастовки стали реальностью нашего времени. Если еще десять-двенадцать лет назад забастовка казалась событием экстраординарным, то последние несколько лет мы постоянно слышим про забастовки, акции отказа от работы, пикеты, голодовки и блокирования дорог. Как социальное явление забастовка представляет собой довольно сложный многоплановый процесс

Право на забастовку давно признано международным сообществом в качестве права каждого работника на защиту своих прав. В этой связи право на забастовку занимает значимое место в структуре правового статуса личности и в Российской Федерации. У нас в стране право на забастовку закреплено Конституцией РФ. Часть 4 статьи 37 Конституции России признает право на забастовку за каждым работником как крайнее средство разрешения коллективного трудового спора.

Мировая и российская практика показывает, что забастовки могут иметь место в любом предприятии (организации) при наличии коллективного трудового конфликта, независимо от социально-экономического состояния государства и методов государственного управления. В России забастовки часто используются работниками не в качестве последнего способа разрешения коллективного трудового спора, а в качестве средства оказания влияния на работодателя, администрацию предприятия, федеральные органы государственной власти, органы власти субъекта РФ.

Целью написания данного реферата является полное и всестороннее изучение всех основных аспектов, касающихся забастовок, полно и цело рассмотреть незаконные забастовки.

1.Понятие, причины и сущность забастовки

1.1.Забастовка как способ разрешения коллективных трудовых споров

Забастовка - это временный добровольный отказ работников от выполнения трудовых обязанностей (полностью или частично) в целях разрешения коллективного трудового спора.[1] В отличие от примирительных процедур разрешения коллективного трудового спора, забастовка — это ультимативное действие работников, давление на работодателя путем прекращения работы, чтобы добиться выполнения своих требований, не урегулированных в примирительных процедурах. Она является крайней, исключительной мерой разрешения коллективного трудового спора, переросшего в конфликт.

Наиболее распространенной причиной забастовок, несомненно, является невыплата заработной платы. Но и другие причины, такие, как реструктуризация некоторых отраслей промышленности, массовые сокращения производства, влекущие за собой сокращения больших групп работников, также являются распространенными причинами забастовок. Редко возникают так называемые "забастовки солидарности", которые в принципе могут быть очень сильным оружием в противостоянии двух сторон - работников и работодателей. Наше государство долгое время, до конца 80-х годов, никак не регулировало вопросы, связанные с проведением забастовок. Забастовки не были ни разрешены, ни запрещены. Только в 1989 году, после того как в регионах, где сосредоточены угольные шахты, произошли массовые забастовки, вопрос о необходимости их правового регулирования поставили на повестку дня. В Верховный Совет СССР внесли проект закона "О порядке разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов)", который и был поспешно рассмотрен и принят. Так, с августа 1989 года в СССР стали признавать существование забастовок, а также урегулировали порядок их проведения в связи с разрешением коллективных трудовых споров.

Важный шаг, касающийся забастовок, был сделан после принятия Конституции РФ 1993 года. Часть 4 статьи 37 Конституции РФ, посвященная регулированию забастовок, гласит: "Признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку".

После долгих дискуссий и споров, связанных с обсуждением в Государственной Думе проекта Федерального закона "О порядке разрешения коллективных трудовых споров", 23 ноября 1995 года (с изменениями от 6 ноября, 30 декабря 2001 г) этот Закон был подписан Президентом РФ, в связи с чем утратил силу ранее действовавший Закон СССР от 1989 года с изменениями и дополнениями, внесенными в 1991 году. Таким образом, законодательством Российской Федерации устанавливалось право на проведение забастовок в качестве одного из способов разрешения коллективного трудового спора.[1]

1.2.Гарантии работников в связи с проведением забастовки

Закон предусматривает комплекс гарантий реализации конституционного права на забастовку. К ним относится не только определение порядка проведения забастовки, полномочий органа, ее возглавляющего, обязанностей работодателя и государственных органов, но и закрепление правового положения работников в связи с проведением забастовки. Участие работника в забастовке, то есть отказ от выполнения трудовых обязанностей (полностью или частично) в целях разрешения коллективного трудового спора, является правомерным действием и не может рассматриваться как нарушение трудовой дисциплины. Тем более забастовочные действия не должны служить основанием увольнения. Признание права на забастовку предполагает предоставление трудящимся таких гарантий, которые обеспечили бы уменьшение неблагоприятных последствий в связи с реализацией этого права. Это, в первую очередь, обеспечение стабильности трудовых отношений. В докладе Комитета экспертов МОТ о свободе объединения и коллективных переговорах подчеркивается, что участие в забастовке не должно приводить к увольнению или дискриминации трудящихся. Действующее законодательство о труде в полной мере согласуется с позицией МОТ. Кодекс запрещает дискриминацию в сфере трудовых отношений, жестко ограничивает возможности работодателя расторгнуть трудовой договор по своей инициативе. Однако в настоящем Законе законодатель счел необходимым дополнительно закрепить общий принцип недопущения ущемления трудовых прав работника в связи с участием в забастовке. Работники, участвующие в забастовке, реализуют предусмотренное Конституцией право, поэтому забастовочные действия не являются основанием для привлечения к дисциплинарной ответственности. Запрещение применять к бастующим дисциплинарные санкции является одной из важнейших гарантий, установленных для работников в связи с коллективным трудовым спором и забастовкой. Однако это правило не относится к случаям нарушения обязанности прекратить незаконную забастовку или воздержаться от ее проведения (п. 1 ст.22 Закона, ст.413 Кодекса). Трудовые отношения в период забастовки продолжаются, за работниками сохраняются место работы и должность. Но в этот период работники отказываются от выполнения своих трудовых обязанностей, а работодатель соответственно освобождается от обязанности выплачивать заработную плату. Это общее правило. Во время забастовки оплачивается лишь труд работников, занятых выполнением обязательного минимума работ (услуг), и работников, не участвующих в забастовке. Это правило введено в связи с тем, что участие в забастовке является добровольным и не может рассматриваться как освобождение от работы по причинам, не зависящим от работника. По соглашению сторон коллективного трудового спора работникам, участвующим в забастовке, могут быть установлены компенсационные выплаты. В этом случае работодатель добровольно принимает на себя дополнительные по сравнению с государственными гарантиями обязательства. Закон предусматривает возможность закрепления такого рода договоренности в коллективном договоре, соглашении или соглашении, достигнутом в ходе разрешения коллективного трудового спора. Практика применения данной нормы сложилась следующим образом. Профессиональные союзы в качестве одного из своих требований практически всегда выдвигают требование о сохранении среднего заработка на период забастовки. Как правило, в случае разрешения коллективного трудового спора это требование выполняется. Профсоюзные организаторы рекомендуют даже в случае неудачной забастовки при невозможности принудить работодателя к удовлетворению всех своих требований обязательно добиться установления работникам, участвовавшим в забастовке, компенсационных выплат. В соответствии со ст.17 Конституции трудовое законодательство предусматривает гарантии не только для бастующих, но и для работников, которые в связи с забастовкой не имеют возможности выполнять свою работу и сохранить заработок в полном размере. Указанная ситуация квалифицируется как простой не по вине работника. Работодатель вправе переводить работников, не участвующих в забастовке, на другую работу с соблюдением правил ст.74 Кодекса. В том случае, если перевод невозможен, время простоя работника, не желающего участвовать в забастовке, оплачивается не ниже двух третей тарифной ставки установленного работнику разряда (оклада) - ст.157 Кодекса. Коллективно-договорными актами или соглашениями, достигнутыми в ходе разрешения коллективного трудового спора, может быть предусмотрен более льготный порядок исчисления выплат для указанной категории работников, например, оплата простоя в размере среднемесячного заработка или установление дополнительной компенсационной выплаты (например, в размере минимума оплаты труда). [2,4]

1.3.Локаут-действие работодателя на забастовку

Локаут - новое понятие в российском трудовом законодательстве. Это своего рода ответное действие работодателя на забастовку. Как правило, локаут проявляется во временной приостановке деятельности организации. Локаут может сопровождаться массовыми увольнениями работников, однако обычно он лишь приостанавливает действие трудового договора. Отношение к локауту в международной практике неоднозначно. Конституции и трудовое законодательство ряда западных стран предусматривают право трудящихся на забастовку. Право работодателей на локаут обычно лишь предполагается, прямых упоминаний о нем нет.. Отказ от использования локаутов следует признать весьма прогрессивным явлением, свидетельствующим о дальнейшей демократизации трудовых отношений и усилении защитной функции трудового права. Предоставление работникам права на забастовку изначально было обусловлено их положением "слабой стороны". Для того чтобы уравнять стороны коллективно- договорного процесса и смягчить экономическое давление работодателей, за работниками было закреплено преимущество - возможность прибегнуть к забастовке. Применение локаута сводит это преимущество к нулю. Запрещение локаута восстанавливает определенное равновесие между участниками коллективного трудового спора и служит серьезной гарантией защиты трудовых прав работников. Российское законодательство развивается в русле указанной позитивной тенденции, ограничивая работодателя в целях создания благоприятных условий для справедливого разрешения конфликтов. Законодательство предлагает определение понятия локаута, наиболее соответствующее современным социально- экономическим условиям. Локаут - это увольнение по инициативе работодателя работников в связи с коллективным трудовым спором и объявлением забастовки (ст.415 Кодекса). Для признания действий работодателя локаутом необязателен массовый характер увольнений. Это может быть расторжение трудовых договоров только с профсоюзными активистами, членами органа общественной самодеятельности и т. п. Причиной увольнения является участие в коллективном трудовом споре и забастовке. Строго говоря, запрещение локаута при наличии исчерпывающего перечня оснований увольнения по инициативе работодателя не имеет серьезного практического значения. Однако законодатель счел необходимым лишний раз подчеркнуть недопустимость подобных акций. И это вполне оправдано, поскольку на практике отсутствие запрета на локаут порождало иногда увольнения в связи с коллективным трудовым спором. Локаутом считается также ликвидация или реорганизация организации либо ее обособленного структурного подразделения. Таким образом, в процессе урегулирования коллективного трудового спора, т. е. в период проведения примирительных процедур и забастовки, категорически запрещается не только увольнение работников на основании их участия в споре, но и осуществление мероприятий по ликвидации или реорганизации. При применении рассматриваемой нормы необходимо учитывать положения ГК РФ, относящиеся к ликвидации и реорганизации юридического лица либо его обособленного структурного подразделения. Так, согласно ст.57 ГК РФ реорганизация юридического лица может быть осуществлена как по решению его учредителей или органа юридического лица, так и по решению уполномоченных государственных органов или суда. Настоящий Закон регулирует трудовые отношения и поэтому может ограничить лишь действия работодателя, но не государственных или судебных органов. Поэтому реорганизация, проводимая по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда, может иметь место и в ходе разрешения коллективного трудового спора. Равно и ликвидация юридического лица по решению суда (ст.61 ГК РФ) не должна рассматриваться как нарушение законодательства о запрещении локаута.[2,3] Если локаут все-таки имел место, работники могут обратиться в суд с иском о восстановлении на работе. В этом случае на них распространяются все предусмотренные трудовым законодательством гарантии; например, оплата времени вынужденного прогула, если он имел место. Возможно и возмещение причиненного работнику морального вреда.[5]

2.1.Признания забастовки незаконной

Важнейшим и наиболее распространенным на практике основанием признания забастовки незаконной является нарушение процедур разрешения коллективного трудового спора. К числу таких нарушений необходимо отнести:

-нарушение сроков, предусмотренных ст.3-8,14 Закона

- объявление забастовки без проведения примирительных процедур;

- проведение забастовки без определения минимума необходимых работ ( услуг) или с нарушением соглашения о минимуме;

- объявление забастовки с нарушением порядка, предусмотренного ст. 14 Закона (см. пункт 3.3 работы);

- невыполнение требований ст. 16 Закона об обеспечении общественного порядка, сохранности имущества, продолжения работы машин и оборудования, остановка которых представляет непосредственную угрозу жизни и здоровью людей;

- организация забастовки представителями работодателя (п.4 ст. 13 Закона) и др.

Судебная практика в строгом соответствии с законом исходит из того, что процедура проведения примирительных процедур и объявления забастовки должна соблюдаться неукоснительно. [2,4]

Забастовки, объявленные без прохождения примирительных процедур, признаются незаконными. Не вызывает сомнений в судебной практике и оценка забастовок, проводимых с нарушением требований законодательства о выполнении минимума необходимых работ (услуг) или объявленных с нарушением правил, установленных ст. 14 Закона (не на общем собрании, без наличия требуемого кворума и т. п.).

Основание признания забастовки незаконной, предусмотренное п.2 ст. 17 Закона (стп.413 Кодекса), основано на положениях спг.55 Конституции. Создание угрозы основам конституционного строя любой забастовкой, независимо от того, какой коллективный трудовой спор разрешается с ее помощью, какие категории работников вовлечены в забастовочное движение, в какой форме проводится забастовка и т. п., должно повлечь признание забастовки незаконной. [2]

Закон подчеркивает, что угроза должна носить реальный характер, то есть создавать предпосылки причинения вреда основам конституционного строя.

Незаконными являются и забастовки, создающие угрозу жизни и здоровью людей. Таким образом, из всех критериев, в соответствии с которыми возможно ограничение прав и свобод граждан, Закон избирает два основных, которые могут служить основанием признания незаконной любой забастовки. При рассмотрении дел о признании забастовок незаконными суду приходится оценивать как факт наличия угрозы основам конституционного строя и здоровью других лиц (не участвующих в забастовке), так и ее реальность. На сегодняшний день не существует судебной практики о признании незаконными забастовок в связи с созданием реальной угрозы основам конституционного строя, то есть по существу политических забастовок. Это свидетельствует о том, что идея законодателя об использовании забастовки лишь в качестве мирного средства разрешения коллективного трудового спора получила признание и поддержку трудящихся. Забастовки, создающие реальную угрозу здоровью других лиц, признаются незаконными.

Используя конституционную формулировку, трудовое законодательство устанавливает два критерия для признания забастовок незаконными:

а) принадлежность к определенной категории работников;

б) создание забастовкой угрозы обороне страны и безопасности государства.

Указанные критерии применяются одновременно, то есть признается, что опасность конституционно значимым целям объективно может быть причинена лишь забастовкой в органах и организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, других военных, военизированных и иных формированиях и организациях, ведающих вопросами обеспечения обороны страны; в правоохранительных органах; в организациях, непосредственно обслуживающих особо опасные виды производства или оборудования, на станциях скорой и неотложной медицинской помощи (п. а ст.413 Кодекса).

Также не допускаются забастовки в организациях, связанных с обеспечением жизнедеятельности населения (энергообеспечение, отопление и теплоснабжение, водоснабжение, газоснабжение, авиационный, железнодорожный и водный транспорт, связь, больницы), в том случае, если проведение забастовок создает угрозу обороне страны и безопасности государства, жизни и здоровью людей (п. б ст.413 Кодекса).

При решении вопроса о признании забастовки незаконной на основании критериев, предусмотренных п. б ст.413 Кодекса, необходимо учитывать, что ограничения права на забастовку объективно обусловлены характером деятельности указанных категорий работников и возможными последствиями прекращения ими работы. Однако в каждом конкретном случае подлежит специальному исследованию факт существования угрозы обороне страны и безопасности государства, поскольку именно наличие такой угрозы позволяет сделать вывод о том, что могут быть нарушены конституционно охраняемые общественные интересы.[7]

Как работаем и отдыхаем в 2022 году ?

Каждый работник наделен правами, а также ресурсами для их защиты. Сотрудник может устроить забастовку для отстаивания своих прав. Однако даже забастовка должна организовываться в соответствии с буквой закона. Соблюдение норм позволит достичь целей и не нажить проблем.

Законное обоснование права на забастовку

Право на забастовку зафиксировано в статье 37 Конституции РФ. Это высший источник закона, а потому все положения Трудового кодекса, различные ФЗ, нормативные положения, внутренние акты предприятия должны ему соответствовать.

Подробнее законность организованных протестов рассмотрена статьей 407 ТК РФ. Разберем основные правила:

  • Забастовка устраивается только тогда, когда были приняты все попытки к примирению при разрешении трудового конфликта, однако работодатель или уклоняется от примирения, или не исполняет соглашений, которые были установлены. Еще один вариант: в отношении руководителя предприятия было принято определенное решение трудовым арбитражем, но он не исполняет его.
  • Перед организацией протестного мероприятия сотрудники должны ознакомиться с положениями статьи 413 ТК РФ, в которой изложены различные ограничения и обстоятельства, препятствующие осуществлению протеста.
  • Участие в мероприятии должно быть исключительно добровольным. Трудящегося строго запрещено принуждать к принятию решения (положительного или отрицательного) относительно участия в протесте. Если это произошло, виноватое лицо несет ответственность.
  • Представители работодателя не могут никоим образом принимать участие в протесте и в его подготовке. Данное правило оговорено статьей 409 ТК РФ.

Нормативные акты, с которыми нужно ознакомиться перед организацией мероприятия, – статьи 407 и 413 ТК РФ.

Порядок проведения забастовки

При организации протестного мероприятия нужно придерживаться следующего порядка:

Только после совершения всех рассматриваемых шагов можно приступить непосредственно к забастовке.

Содержание решения об объявлении забастовки

В решении об объявлении протестного мероприятия нужно указать некоторую информацию:

  • Те обстоятельства, которые стали основанием для протеста.
  • Дата и время начала мероприятия.
  • Его длительность.
  • Ожидаемое количество бастующих.
  • Название органа, который возглавляет мероприятие.
  • Перечень представителей трудящихся, которым передана ответственность за участие в примирении.
  • Минимум работ, которые трудящиеся согласны выполнять на протяжении забастовки.

Копия решения отсылается работодателю.

Какая забастовка будет считаться законной?

Законным мероприятие признается только тогда, когда оно соответствует следующим нормам:

  • Предварительно была предпринята попытка примирения, однако работодатель проигнорировал ее.
  • Решение об осуществлении мероприятия принимало собрание, удалось получить достаточное количество голосов за забастовку.
  • Работодатель своевременно получил уведомление о проведении мероприятия.
  • Все трудящиеся участвовали в протесте добровольно, отсутствовал фактор давления.

Это основные признаки законности мероприятия.

Какая забастовка будет признана незаконной?

Протестное мероприятие признается незаконным при наличии следующих обстоятельств:

  • Не объявлена продолжительность забастовки, не учтены требования к мероприятию.
  • Событие формирует угрозу Конституции и здоровью граждан (согласно статье 55 Конституции РФ).
  • Трудящиеся не исполняют минимальные работы, прописанные в решении.

Не признаются законными протесты:

  • В процессе военного положения или ЧП.
  • В вооружённых структурах и прочих военных объединениях.
  • В структурах, отвечающих за оборону, его безопасность.
  • В спасательных, противопожарных организациях.
  • В структурах, несущих ответственность за действия в период стихийных бедствий и ЧП.
  • В правоохранительных структурах.
  • В компаниях, занимающихся обслуживанием опасных форм производств.
  • В скорой помощи.
  • В структурах, которые обеспечивают жизнедеятельность людей (к примеру, отопительные, газоснабжающие компании, поликлиники).

То есть не допускается прекращение деятельности тогда, когда это создает угрозу жизни и здоровью людей. Приведенный перечень изложен в статье 413 ТК РФ.

ВАЖНО! Руководитель не имеет права запрещать протестные мероприятия внутренними актами предприятия. В этом случае они будут противоречить Конституции. Скорее всего, суд примет сторону трудящихся.

К СВЕДЕНИЮ! Все запреты на забастовки, приведенные в ТК РФ, сложно назвать абсолютными. Связано это с тем, что они противоречат Конституции, высшему источнику власти. Согласно ее положениям, любой человек имеет право на протест.

Последствия признания забастовки незаконной

Признать мероприятие неправомерным могут только суды. После издания постановления о признании протеста неправомерным он должен быть незамедлительно прекращен. Трудящиеся обязуются начать работу не позже следующего дня после того, как получили копию судебного решения. Если сотрудники продолжают забастовку, к ним применяются методы дисциплинарного взыскания. Представительный орган, не прекращающий забастовку, должен возместить все убытки предприятия.

В статье 415 ТК РФ приведен запрет на локаут. Это увольнение трудящихся из-за их участия в мероприятии, проведенном по всем правилам. Если руководитель уволит работника по данной причине, это влечет за собой административное наказание: штраф в размере 4000-5000 рублей (согласно статье 5.34 КоАП РФ).

Ответственность также несут лица, которые принудили сотрудников участвовать или не участвовать в забастовке:

  • Штраф в размере 500-1000 руб. для граждан.
  • 1000-2000 рублей для должностных лиц.

Данные формы ответственности оговорены статьей 5.40 КоАП РФ. Штрафы выплачиваются исключительно по решению суда.




Право на забастовку и его реализация
Забастовка – это временный добровольный отказ работников от исполнения трудовых обязанностей (полностью или частично) в целях разрешения коллективного трудового спора (ч. 4 ст. 398 Трудового кодекса РФ).
Право на забастовку
Забастовка – крайняя, исключительная мера разрешения коллективного трудового спора. Право на забастовку, как способ разрешения коллективного трудового спора, признано Конституцией РФ. Это право относится к одному их основных прав и свобод человека и гражданина и может быть реализовано только с использованием установленных федеральным законом правил.

В отличие от примирительных процедур разрешения коллективного трудового спора забастовка – ультимативное действие работников, давление на работодателя, чтобы путем временного прекращения работы добиться выполнения своих требований, не урегулированных в примирительных процедурах.

Забастовка – завершающий, последний этап разрешения коллективного трудового спора (если на предыдущих этапах соглашение не достигнуто). Она может быть организована работниками или их представителями в случаях, если:
Примирительные процедуры не привели стороны к соглашению по трудовому спору.
Работодатель уклоняется от примирительных процедур.
Работодатель не выполняет соглашение, достигнутое в ходе разрешения коллективного трудового спора.
В этих и других предусмотренных законом случаях работники вправе приступить к забастовке. Представители работодателя не вправе организовывать забастовку и принимать в ней участие.

Право на забастовку может быть ограничено в исключительных случаях, установленных федеральным законом. Задача сбалансированности интересов бастующих работников и интересов общества решается в соответствии со статьей 55 Конституции РФ, в силу которой права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Кроме того, право на забастовку может быть ограничено федеральным законом.

В соответствии с трудовым законодательством (ст. 409 ТК РФ) участие в забастовке является добровольным и никто не может быть принужден к участию или отказу от участия в забастовке, иначе принуждающие лица несут дисциплинарную, административную и даже уголовную ответственность. Добровольность участия в забастовке является одним из основных условий ее правомерности, которое отражено в самом понятии забастовки.
Орган, возглавляющий забастовку
Правом объявления забастовки обладают работники организации (филиала, представительства, иного обособленного структурного подразделения), индивидуального предпринимателя, либо работники, являющиеся членами профсоюзной организации, путем принятия решения на собрании (конференции). Объявление забастовки работниками цеха, участка, отдела, бригады и т.п., не являющихся обособленными подразделениями организации, следует признать неправомерным.

Собрание (конференция) работников принимает решение об объявлении забастовки, а также об основных условиях ее проведения (дате и времени начала забастовки, ее продолжительности и т.д.). Закон не устанавливает специальных требований к процедуре голосования – тайное или открытое. Эти вопросы решаются собранием. Решение оформляется в письменной форме.

Ни представительные органы работников, ни специально созданный орган, возглавляющий забастовку, не могут определять условия ее проведения.

Решение об объявлении забастовки на уровне выше организации принимается профсоюзом (объединением профсоюзов), но затем должно быть утверждено на собрании (конференции) работников для каждой организации в отдельности. Исходя из этого можно заключить, что забастовка может проводиться только в тех организациях, работники которых приняли решение об утверждении решения собрания (конференции) об объявлении забастовки.

Работодатель не может препятствовать проведению собрания (конференции) работников по поводу объявления забастовки. Наоборот, согласно ч. 4 ст. 410 Трудового кодекса РФ работодатель обязан предоставить для собрания (конференции) помещение и создать необходимые условия для проведения этого собрания (конференции).

Трудовой кодекс РФ в ч. 6 ст. 410 предусматривает право работников на проведение часовой предупредительной забастовки при рассмотрении коллективного трудового спора на локальном уровне социального партнерства после трех календарных дней работы примирительной комиссии с предупреждением работодателя в письменной форме не позднее чем за два рабочих дня, а при рассмотрении коллективного трудового спора на иных уровнях социального партнерства – после четырех календарных дней работы примирительной комиссии с предупреждением работодателя в письменной форме не позднее чем за три рабочих дня. Орган, ее возглавляющий, обязан обеспечить минимум необходимых работ (услуг) во время ее проведения.

Предупредительная забастовка представляет собой особую акцию, цель которой – продемонстрировать готовность работников добиться удовлетворения своих требований. Прибегнуть к такой акции можно лишь один раз за все время рассмотрения коллективного трудового спора. Объявить предупредительную забастовку может представительный орган работников, участвующий в примирительных процедурах. Предупредительная забастовка может быть признана незаконной по основаниям, предусмотренным статьей 413 Трудового кодекса РФ.

На работодателя возлагается обязанность предупредить соответствующий государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров о предстоящей забастовке. Предупреждение необходимо для того, чтобы указанный государственный орган имел возможность своевременно оказать сторонам спора содействие в организации примирительных процедур.

Забастовку возглавляет орган, избранный общим собранием (конференцией) при объявлении забастовки, или соответствующий орган профсоюза.

Трудовой кодекс РФ не содержит норм о порядке формирования органа, возглавляющего забастовку. Он только называет этот орган представительным органом работников. При наличии в данной организации профсоюза, члены которого составляют не менее половины работников организации, забастовку возглавляет его выборный орган.
Права органа, возглавляющего забастовку
Основные права органа, возглавляющего забастовку, определены в ч. 2 ст. 411 ТК РФ. В частности, этому органу законодательством предоставлены полномочия, необходимые при разрешении коллективного трудового спора.

Орган, возглавляющий забастовку, имеет право:
По собственной инициативе созывать собрания (конференции) работников, где могут решаться вопросы, например, о приостановлении забастовки, организации выполнения минимума необходимых работ, о прекращении забастовки.
Требовать от работодателя (его представителя) предоставления информации по вопросам, затрагивающих интересы работников, в том числе по производственным, экономическим, хозяйственным, по предмету коллективного трудового спора.
Привлекать для дачи заключений по возникающим вопросам специалистов, например, в области права, экономики, финансов, техники.
Принимать решение о приостановке забастовки.
Принимать решение о возобновлении забастовки.
Приостановка забастовки
Орган, возглавляющий забастовку, имеет право приостановить забастовку. Такое решение принимается по причинам, которые, по мнению этого органа, являются важными, например, урегулирование принципиальных вопросов спора, принятие совместного решения о проведении переговоров.

Специальных условий, которые должны служить основанием приостановки забастовки, трудовое законодательство не предусматривает. Забастовка может быть приостановлена на определенное время, на неопределенное время либо время возобновления забастовки может быть увязано с невыполнением работодателем (его представителем) определенных условий, поставленных органом, возглавляющим забастовку.

Если забастовка приостановлена на определенное время и в решении органа, возглавляющего забастовку, об этом указано, то принятие отдельного решения о продолжении забастовки не требуется. Если забастовка была приостановлена на неопределенное время, то для ее возобновления необходимо принять решение о возобновлении.

О возобновлении забастовки работодатель (его представитель) и соответствующий государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров должны быть предупреждены в письменной форме не позднее чем за два рабочих дня, а о возобновлении забастовки, объявленной профессиональным союзом (объединением профессиональных союзов), объединение работодателей, иные представители работодателей, соответствующий государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров – не позднее чем за 3 (три) рабочих дня.

Следовательно, в зависимости от конкретных обстоятельств орган, возглавляющий забастовку, принимает решение о приостановке забастовки по собственному усмотрению, руководствуясь сложившимися обстоятельствами при разрешении конкретного коллективного трудового спора.

Обычно приостановка забастовки связана с активизацией переговоров с работодателем, появлением возможности достичь согласия и урегулировать коллективный трудовой спор. Приостановка забастовки может иметь место также для выполнения общественно необходимых работ.

Орган, возглавляющий забастовку, прекращает свою деятельность с окончанием забастовки, по достижении соглашения спорящих сторон или с признанием судом забастовки незаконной.
Обязанности сторон коллективного трудового спора в ходе забастовки
При проведении забастовки коллективные переговоры сторон должны быть продолжены до разрешения их трудового спора путем примирительных процедур. В период забастовки работодатель, органы исполнительной власти, органы местного самоуправления и орган, возглавляющий забастовку, должны принять все меры по обеспечению общественного порядка, сохранности имущества организации и работников, обеспечению работы непрерывно действующих участков и производства, машин, оборудования, остановка которых представляет непосредственную угрозу жизни и здоровью людей.

В организациях, филиалах, представительствах, иных обособленных структурных подразделениях, у индивидуального предпринимателя деятельность которых связана с безопасностью людей, обеспечением их здоровья и жизненно важным интересам общества, в каждой отрасли экономики России разрабатываются и утверждаются перечни минимума необходимых работ при забастовке. Их утверждают соответствующие федеральные органы исполнительной власти по согласованию с соответствующим общероссийским профсоюзом, а если в отрасли действует несколько общероссийских профсоюзов, то по согласованию со всеми ними. Порядок разработки и утверждения перечня необходимых работ при забастовке определяет Правительство РФ.

При определении видов работ, включаемых в минимум необходимых, закон указывает на два условия:
Включение определенных видов работ или услуг при забастовке должно быть увязано с вероятностью причинения вреда здоровью или угрозой жизни граждан.
В минимум необходимых работ или услуг при забастовке не могут быть включены работы или услуги, не предусмотренные соответствующими федеральными, региональными перечнями необходимых работ или услуг.
Разработка минимума необходимых работ или услуг на уровне организации, филиала или представительства, иного обособленного структурного подразделения, а также индивидуального предпринимателя определяется соглашением сторон коллективного трудового спора совместно с органом местного самоуправления в трехдневный срок с момента принятия решения об объявлении забастовки.

В случае недостижения соглашения между сторонами коллективного трудового спора и органом местного самоуправления по определению минимума необходимых работ или услуг, выполняемых в период проведения забастовки работниками организации, филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения, индивидуального предпринимателя, соответствующий минимум необходимых работ или услуг устанавливается органом исполнительной власти субъекта РФ.

Утвержденный и не оспоренный в установленном порядке сторонами коллективного трудового спора перечень минимума необходимых работ или услуг обязателен для сторон коллективного трудового спора. Каждая сторона должна принимать меры по выполнению указанных в перечне работ услуг.

Положения данного документа (в ред. ФЗ от 22.11.2021 N 377-ФЗ), касающиеся взаимодействия ЕЦП "Работа в России" и информационной системы работодателя с ЕПГУ, применяются с 1 сентября 2022 года.

ТК РФ Статья 413. Незаконные забастовки

В соответствии со статьей 55 Конституции Российской Федерации являются незаконными и не допускаются забастовки:

а) в периоды введения военного или чрезвычайного положения либо особых мер в соответствии с законодательством о чрезвычайном положении; в органах и организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, других военных, военизированных и иных формированиях, организациях (филиалах, представительствах или иных обособленных структурных подразделениях), непосредственно ведающих вопросами обеспечения обороны страны, безопасности государства, аварийно-спасательных, поисково-спасательных, противопожарных работ, предупреждения или ликвидации стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций; в правоохранительных органах; в организациях (филиалах, представительствах или иных обособленных структурных подразделениях), непосредственно обслуживающих особо опасные виды производств или оборудования, на станциях скорой и неотложной медицинской помощи;

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

б) в организациях (филиалах, представительствах или иных обособленных структурных подразделениях), непосредственно связанных с обеспечением жизнедеятельности населения (энергообеспечение, отопление и теплоснабжение, водоснабжение, газоснабжение, авиационный, железнодорожный и водный транспорт, связь, больницы), в том случае, если проведение забастовок создает угрозу обороне страны и безопасности государства, жизни и здоровью людей.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Право на забастовку может быть ограничено федеральным законом.

Забастовка является незаконной, если она была объявлена без учета сроков, процедур и требований, предусмотренных настоящим Кодексом.

(в ред. Федерального закона от 22.11.2011 N 334-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Решение о признании забастовки незаконной принимается верховными судами республик, краевыми, областными судами, судами городов федерального значения, судами автономной области и автономных округов по заявлению работодателя или прокурора.

Решение суда доводится до сведения работников через орган, возглавляющий забастовку, который обязан немедленно проинформировать участников забастовки о решении суда.

Решение суда о признании забастовки незаконной, вступившее в законную силу, подлежит немедленному исполнению. Работники обязаны прекратить забастовку и приступить к работе не позднее следующего дня после вручения копии указанного решения суда органу, возглавляющему забастовку.

В случае создания непосредственной угрозы жизни и здоровью людей суд вправе неначавшуюся забастовку отложить на срок до 15 дней, а начавшуюся - приостановить на тот же срок.

(в ред. Федерального закона от 22.11.2011 N 334-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

В случаях, имеющих особое значение для обеспечения жизненно важных интересов Российской Федерации или отдельных ее территорий, Правительство Российской Федерации вправе приостановить забастовку до решения вопроса соответствующим судом, но не более чем на десять календарных дней.

В соответствии со статьей 55 Конституции Российской Федерации являются незаконными и не допускаются забастовки:

а) в периоды введения военного или чрезвычайного положения либо особых мер в соответствии с законодательством о чрезвычайном положении; в органах и организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, других военных, военизированных и иных формированиях, организациях (филиалах, представительствах или иных обособленных структурных подразделениях), непосредственно ведающих вопросами обеспечения обороны страны, безопасности государства, аварийно-спасательных, поисково-спасательных, противопожарных работ, предупреждения или ликвидации стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций; в правоохранительных органах; в организациях (филиалах, представительствах или иных обособленных структурных подразделениях), непосредственно обслуживающих особо опасные виды производств или оборудования, на станциях скорой и неотложной медицинской помощи;

б) в организациях (филиалах, представительствах или иных обособленных структурных подразделениях), непосредственно связанных с обеспечением жизнедеятельности населения (энергообеспечение, отопление и теплоснабжение, водоснабжение, газоснабжение, авиационный, железнодорожный и водный транспорт, связь, больницы), в том случае, если проведение забастовок создает угрозу обороне страны и безопасности государства, жизни и здоровью людей.

Право на забастовку может быть ограничено федеральным законом.

Забастовка является незаконной, если она была объявлена без учета сроков, процедур и требований, предусмотренных настоящим Кодексом.

Решение о признании забастовки незаконной принимается верховными судами республик, краевыми, областными судами, судами городов федерального значения, судами автономной области и автономных округов по заявлению работодателя или прокурора.

Решение суда доводится до сведения работников через орган, возглавляющий забастовку, который обязан немедленно проинформировать участников забастовки о решении суда.

Решение суда о признании забастовки незаконной, вступившее в законную силу, подлежит немедленному исполнению. Работники обязаны прекратить забастовку и приступить к работе не позднее следующего дня после вручения копии указанного решения суда органу, возглавляющему забастовку.

В случае создания непосредственной угрозы жизни и здоровью людей суд вправе неначавшуюся забастовку отложить на срок до 15 дней, а начавшуюся - приостановить на тот же срок.

В случаях, имеющих особое значение для обеспечения жизненно важных интересов Российской Федерации или отдельных ее территорий, Правительство Российской Федерации вправе приостановить забастовку до решения вопроса соответствующим судом, но не более чем на десять календарных дней.

Часть девятая утратила силу. - Федеральный закон от 30.06.2006 N 90-ФЗ.

Комментарии к ст. 413 ТК РФ

1. Комментируемой статьей устанавливаются условия, при которых забастовка признается судом незаконной: нарушение сроков, порядка объявления забастовки, процедур и требований, определенных ТК. Решение суда по данному вопросу вступает в законную силу и подлежит немедленному исполнению. С этого момента работники обязаны прекратить забастовку и приступить к исполнению трудовых обязанностей не позднее следующего дня после вручения копии такого решения суда органу, возглавляющему забастовку.

2. Статья 413 ТК перечисляет случаи, когда забастовка не может быть проведена. Решение по коллективному трудовому спору в подобных случаях в 10-дневный срок принимает Правительство РФ.

В комментируемой статье рассматриваются случаи, когда неначавшаяся забастовка может быть отложена, а начавшаяся приостановлена, и определяются органы государственной власти, в компетенцию которых входит решение этих вопросов (суд, Правительство РФ).

3. См. также п. 59 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации".

Читайте также: