Единый учет преступлений в российской федерации доклад

Обновлено: 05.07.2024

(в ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 487-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Государственный единый статистический учет осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 29 ноября 2007 года N 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации" с учетом положений настоящего Федерального закона.

3. Генеральная прокуратура Российской Федерации по согласованию с федеральными государственными органами и федеральными органами исполнительной власти, обладающими соответствующими первичными статистическими данными, утверждает формы федерального статистического наблюдения, указания по их заполнению, официальную статистическую методологию, порядок и сроки предоставления первичных статистических данных.

П. 4 ст. 51 вступает в силу с 01.01.2023.

4. Официальная статистическая информация, полученная в ходе осуществления государственного единого статистического учета, размещается Генеральной прокуратурой Российской Федерации на официальном сайте Российской Федерации, определенном Правительством Российской Федерации, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет") в форме открытых данных с учетом ограничений, установленных федеральными законами.

Перечень размещаемой в сети "Интернет" официальной статистической информации утверждается Генеральным прокурором Российской Федерации по согласованию с федеральными государственными органами и федеральными органами исполнительной власти, обладающими соответствующими первичными статистическими данными.

Положения п. 5 ст. 51 в части ввода в эксплуатацию государственной автоматизированной системы правовой статистики применяются с 01.01.2023.

5. Генеральная прокуратура Российской Федерации в целях государственного единого статистического учета осуществляет создание, развитие, ввод в эксплуатацию и обеспечение функционирования государственной автоматизированной системы правовой статистики и является ее оператором. Для эксплуатации государственной автоматизированной системы правовой статистики могут использоваться государственные информационные системы и программно-технические средства иных государственных органов, обладающих соответствующими первичными статистическими данными.

Принципы создания, функционирования и развития государственной автоматизированной системы правовой статистики, ее структура и основные функции, участники информационного взаимодействия и их полномочия, правила и способы информационного взаимодействия с другими информационными системами, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия, и условия доступа к информации, содержащейся в государственной автоматизированной системе правовой статистики, определяются Правительством Российской Федерации.

Требования к программно-техническим средствам, используемым при создании, функционировании и развитии государственной автоматизированной системы правовой статистики, состав, правила размещения и сроки хранения информации в указанной системе, порядок функционирования указанной системы и регистрации пользователей в ней, порядок и сроки ее ввода в эксплуатацию устанавливаются Генеральной прокуратурой Российской Федерации по согласованию с федеральными государственными органами и федеральными органами исполнительной власти, обладающими соответствующими первичными статистическими данными.

6. Приказы Генерального прокурора Российской Федерации по вопросам государственного единого статистического учета и государственной автоматизированной системы правовой статистики, согласованные с федеральными государственными органами и федеральными органами исполнительной власти, обладающими соответствующими первичными статистическими данными, обязательны для исполнения указанными государственными органами.

Официальный статистический учет в Российской Федерации осуществляется субъектами официального статистического учета в соответствии с федеральным планом статистических работ, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 06.05.2008 № 671-р, согласно которому МВД России является субъектом официального статистического учета и выполняет ежемесячные работы по формированию официальной статистической информации о состоянии преступности и результатах расследования преступлений, в том числе по субъектам Российской Федерации и видам преступлений.

Для анализа оперативной обстановки и разработки адекватных мер реагирования на ее изменения немаловажное значение играет четко налаженная система сбора, обработки и выдачи информации о состоянии преступности и результатах борьбы с ней.

Положением о едином порядке регистрации уголовных дел и учета преступлений (далее - Положение), утвержденным названным Совместным приказом, определен единый и обязательный для всех органов, осуществляющих дознание, предварительное следствие и судебное производство по уголовным делам, порядок учета преступлений и иных объектов учета.

На суды общей юрисдикции действие Положения распространяется в части предоставления информации о результатах рассмотрения уголовных дел, а также информации для учета преступлений по уголовным делам частного обвинения в случае вынесения судом обвинительного приговора, вступившего в законную силу.

В соответствии с требованиями Положения, помимо преступлений, учету подлежат лица, их совершившие, а также уголовные дела и принятые по ним решения, материальный ущерб, причиненный преступлениями, и обеспечение его возмещения, потерпевшие, судебные решения по уголовным делам.

Постановка на учет указанных объектов предполагает отражение в учетных документах органом дознания, дознавателем, следователем, прокурором, судьей сведений об этих объектах в строгом соответствии имеющимся в уголовном деле материалам.

На основе обработки ученых документов информационные центры МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, УВДТ, ДРО МВД России, Главной военной прокуратуры (далее - ИЦ) формируют государственную статистическую отчетность о состоянии преступности.

При этом достоверность формирования показателей статистической отчетности зависит от того, насколько правильно заполнены учетные документы.

Учету подлежит каждое преступление (на основе его юридической квалификации по конкретной норме УК РФ), по факту совершения которого независимо от времени его совершения возбуждено уголовное дело; вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела по нереабилитирующим основаниям; вынесен обвинительный приговор по делу частного обвинения.

Укрытым от учета является объект учета, если сведения о нем не отражены в учетных документах либо не включены в государственную статистическую отчетность.

Учет преступлений, а также иных объектов учета осуществляется ИЦ, на территории оперативного обслуживания которого совершено преступление.

В случае, если не представляется возможным определить место совершения преступления, оно подлежит учету по месту его выявления.

Контроль за качеством составления учетных документов осуществляется в пределах компетенции руководителями органов следствия и дознания и начальниками информационных центров, которые несут ответственность за полноту и своевременность отражения в статистической отчетности сведений об объектах учета.

В соответствии с требованиями Положения прокуроры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним военные прокуроры, а также прокуроры городов и районов, другие территориальные военные и иные специализированные прокуроры осуществляют надзор за соблюдением законности в субъектах учета (кроме судов); разрешают спорные вопросы, возникающие при учете преступлений и других объектов учета.

Прокуратура
Хабаровского края

Прокуратура Хабаровского края

30 октября 2015, 00:00

Порядок учета преступлений, а также иных объектов учета

Официальный статистический учет в Российской Федерации осуществляется субъектами официального статистического учета в соответствии с федеральным планом статистических работ, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 06.05.2008 № 671-р, согласно которому МВД России является субъектом официального статистического учета и выполняет ежемесячные работы по формированию официальной статистической информации о состоянии преступности и результатах расследования преступлений, в том числе по субъектам Российской Федерации и видам преступлений.

Для анализа оперативной обстановки и разработки адекватных мер реагирования на ее изменения немаловажное значение играет четко налаженная система сбора, обработки и выдачи информации о состоянии преступности и результатах борьбы с ней.

Положением о едином порядке регистрации уголовных дел и учета преступлений (далее - Положение), утвержденным названным Совместным приказом, определен единый и обязательный для всех органов, осуществляющих дознание, предварительное следствие и судебное производство по уголовным делам, порядок учета преступлений и иных объектов учета.

На суды общей юрисдикции действие Положения распространяется в части предоставления информации о результатах рассмотрения уголовных дел, а также информации для учета преступлений по уголовным делам частного обвинения в случае вынесения судом обвинительного приговора, вступившего в законную силу.

В соответствии с требованиями Положения, помимо преступлений, учету подлежат лица, их совершившие, а также уголовные дела и принятые по ним решения, материальный ущерб, причиненный преступлениями, и обеспечение его возмещения, потерпевшие, судебные решения по уголовным делам.

Постановка на учет указанных объектов предполагает отражение в учетных документах органом дознания, дознавателем, следователем, прокурором, судьей сведений об этих объектах в строгом соответствии имеющимся в уголовном деле материалам.

На основе обработки ученых документов информационные центры МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, УВДТ, ДРО МВД России, Главной военной прокуратуры (далее - ИЦ) формируют государственную статистическую отчетность о состоянии преступности.

При этом достоверность формирования показателей статистической отчетности зависит от того, насколько правильно заполнены учетные документы.

Учету подлежит каждое преступление (на основе его юридической квалификации по конкретной норме УК РФ), по факту совершения которого независимо от времени его совершения возбуждено уголовное дело; вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела по нереабилитирующим основаниям; вынесен обвинительный приговор по делу частного обвинения.

Укрытым от учета является объект учета, если сведения о нем не отражены в учетных документах либо не включены в государственную статистическую отчетность.

Учет преступлений, а также иных объектов учета осуществляется ИЦ, на территории оперативного обслуживания которого совершено преступление.

В случае, если не представляется возможным определить место совершения преступления, оно подлежит учету по месту его выявления.

Контроль за качеством составления учетных документов осуществляется в пределах компетенции руководителями органов следствия и дознания и начальниками информационных центров, которые несут ответственность за полноту и своевременность отражения в статистической отчетности сведений об объектах учета.

В соответствии с требованиями Положения прокуроры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним военные прокуроры, а также прокуроры городов и районов, другие территориальные военные и иные специализированные прокуроры осуществляют надзор за соблюдением законности в субъектах учета (кроме судов); разрешают спорные вопросы, возникающие при учете преступлений и других объектов учета.

Исходным моментом всякой законченной статистической ра­боты, как известно, является статистическое наблюдение, состо­ящее в характеристике каждой единицы совокупности (преступ­ник, преступление, истец, ответчик и др.) заранее разработанны­ми по научной программе признаками. Поэтому правильная орI

182 Глава IV. Статистическое наблюдение - основной метод сбора первичной информации

ганизация первичного учета, обеспечивающая точную и свое­временную регистрацию каждой единицы совокупности, — необ­ходимое условие для составления высококачественных и научно обоснованных статистических отчетов о преступности, судимос­ти, административных правонарушениях, деятельности органов вну­тренних дел, прокуратуры, юстиции и судов по поддержанию в стра­не режима законности.

Источниками информации о преступлении и преступности яв­ляются: само лицо, совершившее преступление; члены его семьи, другие родственники, знакомые, лица ближайшего окружения; очевидцы; потерпевшие; материалы уголовных дел и другие доку­менты, содержащие сведения о преступлении и преступнике, — это источники, по мнению немецких исследователей, так называемой первичной статистики, данные которой очень важны для крими­нологов. Документы первичного учета и, наконец, статистические отчеты как важнейший источник информации о преступности — это, по мнению тех же исследователей, вторичная статистика'.

Сбор полноценной, высококачественной информации о пре­ступности невозможен без научно организованного первичного уче­та — основы единого учета преступлений. Первичный учет преступ­лений— это упорядоченная система сбора, регистрации и обобще­ния информации о преступности и государственных мерах соци­ального контроля над ней и их движении путем сплошного, не­прерывного и документального учета преступлений, лиц, их со­вершивших, и процессуальной деятельности органов уголовной юстиции на этом направлении.

Основные задачи первичного учета:

— формирование полной и достоверной информации об объ­ектах статистического наблюдения;

— обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям статистической отчетности для реше-

§ 4. Единый учет преступлений и документы первичного учета

См.: Шнайдер Г.Й. Криминология. С. 75, 132.

ния практических и научных задач в области социального контро­ля над правонарушениями.

Заметим, что осуществляемая в органах уголовной юстиции си­стема единого учета преступлений в ведомственных документах ино­гда именуется централизованным учетом. Централизованная сис­тема учета предполагает, во-первых, единое организационное и методическое руководство этой работой и, во-вторых, собствен­но единый учет всех без исключения преступлений и лиц, их со­вершивших, независимо от ведомственной подчиненности орга­нов, производящих обнаружение, раскрытие преступлений, до­знание и расследование уголовных дел.

На первый взгляд, организация такого учета кажется делом очень простым, но практически она сопряжена с определенными слож­ностями, к сожалению, зачастую трудно преодолимыми.

О каких трудностях идет речь?

Известно, что государственный контроль над преступностью в нашей стране ведется не одним органом, а целой системой правоохранительных органов. И хотя все эти органы имеют дело с преступлениями и лицами, их совершившими, каждый из них учитывает их, однако такой учет является качественно неоднород­ным, поскольку производится на разных стадиях уголовного про­цесса. Функции органов заметно различаются, неодинаково и со­держание их деятельности, что вызывает различие в методах ра­боты и даже определенную ведомственную разобщенность. Послед­нее обстоятельство играет зачастую определяющую роль.

Необходимость самостоятельного учета преступлений и лиц, их совершивших, каждым из правоохранительных органов определя­ется различиями в оперативной деятельности этих органов, посколь­ку задачи раскрытия, расследования преступлений, осуждения и исправления преступников специфичны. Однако это не означа­ет, что отдельные правоохранительные органы должны собирать различные несопоставимые данные о преступлении и преступни­ке. Единство уголовной политики требует единства учета состав­ляющих этой политики, и сколь бы ни была различна по содер­жанию деятельность правоохранительных органов, она вызвана еди­ным событием — фактом совершения преступления. Единой в ко­нечном счете является и главная цель, стоящая перед названны­ми органами: выявить и пресечь преступление; раскрыть преступ­ление; осудить виновного; предотвратить необоснованное привлечение к уголовной ответственности, а также осуждение 184 Глава IV, Статистическое наблюдение - основной метод сбора первичной информации

и наказание лица, чья виновность не доказана. Связи между зве­ньями государственных органов в системе уголовной юстиции должны выражаться в максимально полной передаче информации из одного в другой, поскольку в уголовном судопроизводстве идет последовательно развивающийся процесс с нарастающей кон­центрацией информации о преступности. Отсюда главное требо­вание: в едином учете должны быть едиными все показатели, пре­дусматривающие сведения о преступлениях и преступниках, и различ­ными— показатели, отражающие особенности оперативно-служеб­ной деятельности того или иного органа уголовной юстиции.

Единый учет преступлений состоит из первичного учета, ре­гистрации и включения в статистическую отчетность предусмот­ренных уголовным законом общественно опасных деяний (преступ­лений), лиц, их совершивших, потерпевших от преступлений лиц, а также уголовных дел, материалов о преступлениях, разрешенных в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством.

Первичный учет преступлений заключается в фиксировании прокурором, следователем или работником дознания основных све­дений о преступлениях, об обвиняемых (подозреваемых) в совер­шении преступлений лицах, а также о потерпевших от преступ­лений лицах, об уголовных делах (материалах) на учетных карточ­ках (документах первичного учета) по утвержденной форме — еди­ной для органов прокуратуры и внутренних дел и их регистрации в установленном порядке.

Документы первичного учета преступлений, лиц, их совершивших,

и уголовных дел

В настоящее время все объекты уголовно-правовой статисти­ки (преступление, лицо, виновное в его совершении, и избран­ная мера наказания) учитываются в соответствующих документах первичного учета по карточной или списочной форме. С вступ­лением в действие нового уголовного законодательства статисти­ческими подразделениями правоохранительных органов и судов про­водится большая работа по приведению в соответствие с ним до­кументов первичного учета и статистической отчетности.


Существующая в наши дни в Российской Федерации система единого учета преступлений сформировалась параллельно со становлением нового государства, практически одновременно с развитием правовой системы и системы органов юстиции.

Единый учет преступлений заключается в первичном учете и регистрации преступлений и иных объектов учета.
От надлежащей постановки первичного учета зависит полнота и достоверность показателей, характеризующих состояние преступности.

Кроме преступлений, учету также подлежат лица, совершившие преступления, уголовные дела и принятые по ним процессуальные решения, материальный ущерб, причиненный преступлениями, обеспечение его возмещения, сведения о потерпевших, судебные решения по уголовным делам.

Подготовлено прокуратурой Рязанского района

Вопрос-Ответ

25 февраля 2022

С 2022 года работодатели обязаны размещать сведения о вакансиях для приема инвалидов на портале "Работа в России"

25 февраля 2022

Перевод работника-инвалида на другую работу в организации

14 февраля 2022

Новые права работодателя в области охраны труда

14 февраля 2022

В зависимости от характера совершенных действий лицо, нарушителей, в том числе несовершеннолетних, могут привлечь к административной, уголовной или гражданско-правовой ответственности.

Несовершеннолетние нарушители в возрасте до 14 лет не несут ответственность в соответствии требованиями ГК РФ, однако за их действия отвечают их родители и законные представители.

С 14 лет несовершеннолетний может быть привлечен к гражданско-правовой ответственности, а в случае недостаточности денежных средств – совместно опять же с родителями.

Оскорбление, то есть унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной или иной противоречащей общепринятым нормам морали и нравственности форме, согласно ч. 1 ст. 5.61 КоАП РФ может повлечь наложение административного штрафа на граждан в размере от 3 до 5 тысяч рублей.

Аналогичное нарушение, совершенное публично с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, включая сеть "Интернет", или в отношении нескольких лиц, в том числе индивидуально не определенных, грозит наложением штрафа от 5 до 10 тысяч рублей.
Такой ответственности подлежит нарушитель, достигший шестнадцатилетнего возраста.

Самое суровое наказание в соответствии со ст. 110 УК РФ установлено за доведение лица до самоубийства или до покушения на самоубийство путем угроз, жестокого обращения или систематического унижения человеческого достоинства потерпевшего.

Такое деяние, если оно совершено в отношении несовершеннолетнего, или в информационно-телекоммуникационных сетях (включая сеть "Интернет") наказывается лишением свободы на срок от 8 до 15 лет. Ответственности подлежит лицо, достигшее 16 лет.

Кроме того, в связи с ненадлежащим воспитанием несовершеннолетних детей может быть поставлен вопрос и об ответственности их родителей по ч. 1 ст. 5.35 КоАП РФ.

Подготовлено прокуратурой Пителинского района по материалам СПС Консультант Плюс

Читайте также: