Понятие занятости граждан круг лиц считающихся занятыми доклад

Обновлено: 04.07.2024

Согласно ст. 2 закона занятыми считаются граждане:

1) работающие по трудовому договору, в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу), включая сезонные, временные работы, за исключением общественных работ.

3) занятые в подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам;

4) выполняющие работы по договорам гражданско-правового характера, предметами которых являются выполнение работ и оказание услуг, в том числе по договорам, заключенным с индивидуальными предпринимателями, авторским договорам, а также являющиеся членами производственных кооперативов (артелей);

5) избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность;

6) проходящие военную службу, альтернативную гражданскую службу, а также службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы;

7) проходящие очный курс обучения в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования и других образовательных учреждениях, включая обучение по направлению государственной службы занятости населения;

8) временно отсутствующие на рабочем месте в связи с нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой, повышением квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовкой, призывом на военные сборы, привлечением к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе (альтернативной гражданской службе), исполнением других государственных обязанностей или иными уважительными причинами;

9) являющиеся учредителями (участниками) организаций, за исключением учредителей (участников) общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов), которые не имеют имущественных прав в отношении этих организаций.

Согласно ст. 56 Трудового кодекса РФ от 30.12.2001г.[7] трудовой договор – это соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные Трудовым кодексом, законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать действующее в организации правила внутреннего трудового распорядка.

Гражданско-правовым договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей (ч.1 ст. 420 Гражданского кодекса РФ (ч.1) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (в ред. от 05.02.2007г.)[8]). Согласно ст. 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами, действующим в момент его заключения. Граждане могут быть занятыми по таким договорам, как подряд, оказание услуг, авторский договор, договор поручения, агентский договор и др.

Наиболее часто возникает необходимость разграничения договора подряда и трудового договора. Их близость предопределена тем, что оба договора охватывают правовым регулированием процесс труда. При этом сложившиеся в хозяйственной практике формы организации труда настолько сближают эти две формы правового регулирования отношений в сфере найма труда, что грань между ними становится недостаточно четкой[9].

Отличие трудового договора от гражданско-правовых договоров сводятся: 1) к предмету договора (повседневная трудовая функция в трудовом договоре и овеществленный конечный результат труда – изобретение, построенный дом, проведение конкретного мероприятия и т.д.), 2) работник подчиняется правилам внутреннего трудового распорядка, выполняет определенную меру труда, 3) обязанность работодателя организовать труд работника (ст. 22 ТК РФ).

Рассматривая предпринимательскую деятельность как одну из форм занятости считаю необходимым отметить следующее. В существующих российских условиях наиболее динамичными категориями занятых должны и будут выступать работающие за свой счет (работодатели, самозанятые, члены производственных кооперативов, учредители, помогающие члены семьи и т.п.) и на малых предприятиях.

Официальная статистика показывает, что количество малых предприятий в российской экономике за последние 15 лет не достигало и миллиона (860-890 тыс.), а на постоянной основе в секторе малого предпринимательства работали 6,5-7,5 млн. человек, что составляло 10-12 % от общей занятости[10].

Кроме постоянных работников малые предприятия активно привлекают персонал на условиях совместительства или по договорам гражданско-правового характера – таких насчитывалось до 2,5 млн. человек. Таким образом, малые предприятия, по существу, - новый частный сектор, удерживали не менее 15% занятых в экономике. Логично предположить, что данную категорию работников составляют преимущественно профессионально подготовленные и экономически активные люди, качество рабочей силы которых позволяет улавливать конъюнктуру рынка труда.

Самозанятость (работа не по найму) является важной характеристикой экономической активности населения. В переходных экономиках расширение сферы применения ненаемного труда выполняет важную роль: самозанятость предотвращает всплеск возможной безработицы. Абсолютное большинство работающих не по найму, обеспечивают занятость только самим себе. Значительное расширение сферы торговли и услуг способствовало и увеличению работающих за свой счет. Масштабы ненаемного труда обусловливаются прежде всего потребностями развития совместного труда, достигнутым уровнем развития экономики и производительности труда.

Непоследовательность в проведении реформ, в том числе в сфере социально-трудовых отношений, привела к неадекватному взаимному переплетению на российском рынке труда регулируемого (открытого) и нерегулируемого (теневого) его секторов. Наиболее заметными проявлениями этого стали вторичная и неформальная занятость. Исследователями эти формы занятости рассматриваются как разновидности нестандартной, к которой относят также неполную и случайную, а также занятость в личном подсобном хозяйстве[11].

Незанятость граждан не может служить основанием для привлечения их к административной и иной ответственности (ст.1 Закона РФ о занятости). Реализация принципа свободы труда – это свободный, добровольный акт гражданина. Он может и не реализовывать данное право, но от этого он не теряет его и в любое время может пожелать его осуществить[13].

Сущность правового регулирования обеспечения занятости населения. Право на обеспечение занятости и место соответствующих норм в составе права. Совершенствование правового механизма распределения и трудоустройства рабочей силы. Формы обеспечения занятости (проблемы правового регулирования).

Содержание

Введение
ГЛАВА 1. Общая характеристика
законодательства о занятости населения
1.1 Понятие занятости
1.2 Основные направления, цели и задачи занятости населения
ГЛАВА 2. Круг граждан считающихся занятыми.
1.2 Занятые граждане
2.2 Права и обязанности граждан в области занятости
2.3 Порядок и условия признания граждан занятыми
2.4 Безработными не могут быть признаны граждане
ГЛАВА 3. Правовой статус безработного гражданина
3.1 Права безработного гражданина
3.2 Размер, условия и сроки выплаты пособия по безработице
3.3 Снятие с регистрационного учета
ГЛАВА 4. Гарантии государства в реализации права
гражданина на труд
4.1 Трудоустройство граждан
Заключение
Список литературы
Приложения

Работа содержит 1 файл

1 Понятие занятости курсовая.doc

Министерство общего и профессионального образования Свердловской области

ПОНЯТИЕ ЗАНЯТОСТИ. КРУГ ГРАЖДАН СЧИТАЮЩИХСЯ ЗАНЯТЫМИ. ПРАВОВОЙ СТАТУС БЕЗРАБОТНОГО

Стефахина Ирина Олеговна

Курс 3 Группа 31-Ю

Форма обучения: заочная

ГЛАВА 1. Общая характеристика

законодательства о занятости населения

1.1 Понятие занятости

1.2 . Основные направления, цели и задачи занятости населения

ГЛАВА 2. Круг граждан считающихся занятыми.

1.2 Занятые граждане

2.2 Права и обязанности граждан в области занятости

2.3 Порядок и условия признания граждан занятыми

2.4 Безработными не могут быть признаны граждане

ГЛАВА 3. Правовой статус безработного гражданина

3.1 Права безработного гражданина

3.2 Размер, условия и сроки выплаты пособия по безработице

3.3 Снятие с регистрационного учета

ГЛАВА 4. Гарантии государства в реализации права

гражданина на труд

4.1 Трудоустройство граждан

Конституция Российской Федерации в ст. 37 закрепляет право каждого на труд, а также на защиту от безработицы. Основным социальным назначением прав и свобод в сфере труда является обеспечение занятости населения страны, предоставление гражданам возможностей честно зарабатывать средства к существованию, которые позволят им жить достойно. Для каждого общества степень трудовой активности населения, структура занятости, отношение к труду, связи между различными типами труда имеют принципиальное значение с точки зрения темпов развития. Стремление любого общества к полной и продуктивной занятости связано не только с тем, что именно трудом создаются материальные блага, но и с тем, что труд и вознаграждение за него позволяют человеку осознавать свою социальную роль в обществе и государстве, испытывать чувство самоуважения. Практически все важнейшие международно-правовые акты о правах и свободах человека и гражданина содержат положения о взаимообусловленности свободного труда, свободного выбора рода деятельности и профессии, защиты от безработицы. Поэтому закрепление в Конституции РФ права на защиту от безработицы в качестве неотъемлемого элемента защиты трудовых прав имеет жизненно важное значение для всех лиц наемного труда и для общества в целом. Право на защиту от безработицы предполагает обязанность государства проводить экономическую политику, способствующую занятости населения, и бесплатно помогать гражданам, не имеющим работы, в трудоустройстве или переобучении.

ГЛАВА 1. Общая характеристика законодательства о занятости населения

Отношения в сфере занятости определяются международными и национальными нормативными правовыми актами. Статьи 34, 37 Конституции РФ составляют правовую основу отношений, возникающих в сфере занятости и трудоустройства. Положения названных статьей гарантируют гражданину свободное распоряжение своими способностями к труду, включая свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Положения всех нормативных актах, регулирующих отношения в области занятости и трудоустройства должны соответствовать Конституционным нормам.

На федеральном уровне приняты и подзаконные акты, направленные на регулирование отношений в области занятости и трудоустройства. В частности, Постановлением Правительства РФ №458 от 22 апреля 1997 года утвержден Порядок регистрации безработных граждан, Постановлением Правительства РФ №875 от 14 июля 1997 года утверждено Положение об организации общественных работ.

1.1 Понятие занятости

Право граждан на обеспечение занятости и содействие в трудоустройстве является гарантией права на труд. Право на содействие обеспечению занятости состоит из прав: на трудоустройство; на бесплатную профессиональную подготовку, переобучение, в том числе по направлению органов службы занятости; на профессиональную деятельность за границей; на обжалование неправомерных действий органов службы занятости, в том числе в судебном порядке.

Таким образом, определение занятости носит общий характер. В связи, с чем названные обстоятельства подлежат проверке при решении вопроса о признании граждан занятыми.

1.2 Основные направления, цели и задачи занятости населения

Основные направления

 расширение информированности населения о возможностях трудоустройства, о наличии свободных вакантных мест;

 увеличение количества и повышение качества предоставляемых работодателями вакансий;

 развитие трудовых ресурсов в регионе;

 содействие мобильности рабочей силы;

 обеспечение продуктивной, свободно избранной занятости граждан, усиление их социальной защищенности посредством повышения профессионального мастерства, профессиональной мобильности и конкурентоспособности на рынке труда;

 социальная интеграция и поддержка граждан с особыми потребностями;

 разработка территориальной комплексной программы содействия занятости;

 распределение и контроль за использованием финансовых средств, расходуемых на реализацию основных задач и направлений деятельности центров занятости населения.

Основные задачи

 совершенствование работы по профилактике безработицы;

 сокращение длительной безработицы;

 улучшение информационного обеспечения политики занятости;

 развитие кадрового потенциала путем совершенствования системы профессионального обучения, переобучения, переподготовки и повышения квалификации незанятого и работающего населения с учетом потребностей рынка;

 повышение эффективности активных мер на рынке труда;

 организация работы по обеспечению государственных гарантий безработным гражданам.

Основная цель

 развитие эффективного и цивилизованного рынка труда, гармонично сочетающего интересы работодателей и граждан, ищущих работу, и обеспечивающего наиболее полную и продуктивную занятость и поддержание высокого уровня доходов населения;

 снижение уровня молодежной безработицы;

 адаптация несовершеннолетних граждан к трудовой деятельности.

ГЛАВА 2. Круг граждан считающихся занятыми

2.1Занятыми считаются граждане

- работающие по трудовому договору, в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу), включая сезонные, временные работы, за исключением общественных работ (кроме граждан, участвующих в общественных работах и указанных в п. 3 ст. 4 этого Закона);

- занимающиеся предпринимательской деятельностью;

- занятые в подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам;

- выполняющие работы по договорам гражданско-правового характера, предметами которых являются выполнение работ и оказание услуг, в том числе по договорам, заключенным с индивидуальными предпринимателями, авторским договорам, а также являющиеся членами производственных кооперативов, артелей;

Цели: ознакомившись с данной темой, Вы будете:

  1. Иметь представление о политике государства в сфере занятости и трудоустройства населения, основы ее правовой регламентации.
  2. Разбираться в основных понятиях занятости и трудоустройства и правовом статусе безработного.
  3. Знать правовые основы социальных гарантий граждан РФ в области занятости.

Оглавление

3.1. Государственная политика в сфере занятости и правовое регулирование занятости и трудоустройства населения

В условиях рыночной экономики при безработице в обществе возникают проблемы, которые приводят к снижению покупательной способности граждан, уровню их жизни, при этом теряются квалифицированные кадры и возрастает риск социальной напряженности.

Современный рынок труда сформировался в условиях реформирования российской экономики и продолжает испытывать негативное воздействие социально-экономического кризиса 90-х гг. ХХ в., обусловившего спад в промышленном секторе и сельском хозяйстве, снижение спроса на рабочую силу, рост общей и регистрируемой безработицы. Анализ данной ситуации показывает, что способность рынка труда к саморегулированию все еще недостаточна, поэтому, несмотря на то, что в ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация определяется как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, остается необходимость в использовании элементов государственного регулирования этих общественных отношений.

Основой государственной политики в сфере занятости и трудоустройства населения являются следующие принципы:

  • свобода выбора вида занятости, которая базируется на исключительном праве граждан по распоряжению своими способностями к труду;
  • недопустимость какого бы то ни было принуждения к труду, кроме случаев, установленных в законе;
  • обеспечение равных возможностей граждан в реализации их способностей к труду и выборе их вида занятости;
  • приоритет прав российских граждан на занятие вакантных рабочих мест;
  • направленность политики занятости на обеспечение полной и продуктивной занятости;
  • приоритет активной политики занятости;
  • направленность пассивной политики в области занятости на социальную защиту безработных граждан, стимулирование их на поиск работы и повышение конкурентоспособности граждан с ограниченными возможностями на рынке труда путем создания соответствующих условий;
  • координация мер по обеспечению занятости, предпринимаемых всеми участниками рынка.

Законодательством предусмотрены определенные гарантии государства в реализации права граждан на труд.

Гарантии гражданам РФ 1

Гарантии безработным гражданам

- свобода выбора рода деятельности, профессии (специальности), вида и характера труда;

- защита от безработицы;

- осуществление мер активной политики 2 занятости населения,

- бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве при посредничестве органов службы занятости;

- бесплатное медицинское освидетельствование при направлении органами службы занятости на профессиональное обучение;

- информирование о положении на рынке труда.

- компенсация затрат в связи с направлением на работу (обучение) в другую местность по предложению органов службы занятости.

Граждане России имеют право на профессиональную деятельность за границей, с этой целью заключаются межгосударственные соглашения, где устанавливается численность мигрантов, их квалификационный состав, условия и сроки найма. Правовое регулирование предпринимательской деятельности в этой сфере происходит на основании Положения о лицензировании деятельности, связанной с трудоустройством граждан РФ за пределами РФ, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 14 июня 2002 г. № 424.

Правовые нормы содержат меры по трудоустройству, под которыми понимается система организационных, экономических и правовых мер, направленных на обеспечение трудовой занятости населения. Среди них выделяются общие и специальные формы трудоустройства. К общим формам относятся самостоятельное или с помощью службы занятости трудоустройство и трудоустройство работодателем в порядке перевода с согласия работника, подлежащего увольнению без его вины, на другую имеющуюся работу.

К специальным формам трудоустройства относятся: организованный набор рабочей силы в отъезд, направление безработного по установленной квоте приема – обязательной для работодателя,. трудоустройство для работы за границей по контракту, направление на работу молодых специалистов, заключивших с работодателями договоры о подготовке квалифицированных кадров для их производства.

3.2. Понятие занятости и занятых граждан, правовой статус безработного

Правовой статус безработного определяется совокупностью прав и обязанностей, социальными гарантиями и компенсациями, предоставляемыми гражданину при потере работы, а также в других случаях.

Для признания граждан безработными необходимо соблюдение следующих условий:

Решение о признании гражданина безработным принимается органами службы занятости не позднее 11 дней со дня предъявления следующих документов: паспорта, трудовой книжки, документа о профессиональной квалификации, справки о среднем заработке за последние 3 месяца по последнему месту работы. По истечении 10 дней, если служба занятости не смогла предоставить гражданину подходящую работу, он признается безработным с первого дня предъявления указанных документов.

Однако безработными не могут быть признаны граждане:

  • граждане не достигшие 16-летнего возраста;
  • граждане, которым в соответствии с законодательством РФ назначена трудовая пенсия по старости (часть трудовой пенсии по старости), в том числе досрочно, либо пенсия по старости или за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению;
  • граждане, отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы от 2 вариантов подходящей работы, включая работы временного характера, а впервые ищущие работу (ранее не работавшие) и при этом не имеющие профессии (специальности) - в случае 2 отказов от получения профессиональной подготовки или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера. При этом гражданине должны знать, что им не может быть предложена одна и та же работа (профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации по одной и той же профессии, специальности) дважды;
  • граждане, не явившиеся без уважительных причин в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы в органы службы занятости для предложения им подходящей работы, а также не явившиеся в срок, установленный органами службы занятости для регистрации их в качестве безработных;
  • граждане, осужденные по решению суда к исправительным работам без лишения свободы, а также к наказанию в виде лишения свободы;
  • граждане, представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также представившие другие недостоверные данные для признания их безработными; граждане, считающиеся занятыми.

В случае отказа гражданину в признании его безработным он вправе через месяц вновь обратиться в органы службы занятости для решения вопроса о признании его безработным.

Права и обязанности безработного, которые определяют его статус, делятся на две группы: общие для всех безработных и те, которые установлены для определенных категорий безработных.

Для всех безработных общим правом является право на получение помощи от государства в поиске работы и трудоустройства, к которому относятся: право на получение бесплатной информации от органов службы занятости, право на бесплатную профессиональную ориентацию, право на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по направлению органов службы занятости, право на содействие в организации собственного дела, право граждан на обжалование действий органов службы занятости и их должностных лиц,

Право на социальную поддержку, право на бесплатное получение услуг по профессиональной ориентации и психологической поддержке, профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации по направлению органов службы занятости; обеспечение социальной поддержки; компенсацию материальных затрат в связи с направлением на работу (обучение) в другую местность по предложению органов службы занятости; бесплатные медицинское обслуживание и медицинское освидетельствование при приеме на работу и направлении на обучение; возможность заключения срочных трудовых договоров на участие в оплачиваемых общественных работах, организуемых с учетом возрастных и иных особенностей граждан. Право на сохранение общего и непрерывного стажа; право на приглашение в органы не чаще 1 раза в 2 недели, кроме случаев, когда оно связано с предложением подходящей работы или с участием в специальных программах содействия занятости.

Наряду с правами законодатель закрепляет общие обязанности безработных:

  • обязанность являться в органы службы занятости не чаще 1 раза в 2 недели, для предложения ему работы;
  • являться на переговоры с работодателем о трудоустройстве в течение 3 дней после получения направления в службе занятости;
  • ставить немедленно в известность службу занятости о самостоятельном трудоустройстве, изменении места жительства, назначении пенсии по старости или за выслугу лет, о поступлении на очное обучение.

Определенным категориям безработных: инвалидам, гражданам, имеющим на содержании лиц, которым необходим постоянный уход, помощь или надзор, молодежи до 18 лет, впервые ищущей работу, лицам предпенсионного возраста (за 2 года до возникновения права на пенсию по старости), беженцам и вынужденным переселенцам, одиноким и многодетным родителям, воспитывающим несовершеннолетних детей, детей- инвалидов и т.д. устанавливаются дополнительные права, которые при реализации повышают их конкурентоспособность на рынке труда, что выражается в предоставлении преимуществ при направлении на работу или обучение, или с повышенным уровнем материального обеспечения.

3.3. Социальные гарантии граждан РФ в области занятости

К числу социальных гарантий относится возможность участия безработных граждан в оплачиваемых общественных работах, под которыми понимается трудовая деятельность, имеющая социально полезную направленность и организуемая в качестве дополнительной социальной поддержки граждан, ищущих работу.

Организация общественных работ возлагается на органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и регламентируется Положением об организации общественных работ, утвержденных Постановлением Правительства 14 июля 1997 г. № 875, с последующими изменениями. Участие граждан в общественных работах возможно только с их согласия. В этом случае с ними заключается срочный трудовой договор сроком до 6 месяцев и, соответственно, применяются нормы ТК РФ. В то же время за ними сохраняется право на получение пособия по безработице, Однако следует иметь в виду, что к общественным работам не относятся такие виды деятельности, которые связаны с необходимостью ликвидации аварий, стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, где требуется специальная подготовка работников, их квалифицированные и ответственные действия в кратчайшие сроки.

Для безработных установлено бесплатное медицинское обслуживание, медицинское освидетельствование при приеме на работу или при направлении на обучение. Производится оплата детских путевок в оздоровительные учреждения и лагеря, а также оплачиваются расходы на поездку ребенка к этим местам. Безработным инвалидам, женам, мужьям военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, безработным гражданам и гражданам, не имеющим профессии, предоставляется возможность бесплатной профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации по направлению службы занятости с выплатой стипендии или среднего заработка в период обучения. На период временной нетрудоспособности и отпуска по беременности и родам оказывается материальная поддержка. Действия службы занятости и должностных лиц могут быть обжалованы в соответствующие государственные органы.

Орлова Елена Евгеньевна, директор Юридического института Тамбовского государственного технического университета (ТГТУ), кандидат юридических наук, доцент.

Автор проводит исследование понятия занятости как правовой категории, при этом выделяет ряд признаков, характеризующих занятость, подробно раскрывает их содержание.

Ключевые слова: занятость, безработный, заработок, принудительный труд, трудоспособные граждане, органы службы занятости.

Occupation of Population as a Legal Category: Concept and Characteristics

Orlova Elena E., Director of the Law Institute Tambov State Technical University (TSTU), Candidate of Legal Sciences, Assistant Professor.

The author considers the concept of employment as a legal category. Series of characteristic features of employment is determined and detail their contents are revealed.

Key words: employment, unemployed, earnings, forced labour, able-bodied citizens, employment service bodies.

В соответствии со ст. 1 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" занятость - это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству Российской Федерации и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход.

Закон Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" // СЗ РФ. 1996. N 17. Ст. 1915.

Занятость - это не просто деятельность, как правовая категория она характеризуется указанными в ст. 1 Закона о занятости в РФ признаками: а) направленность на удовлетворение личных и общественных потребностей; б) легальность; в) доходность .

Джиоев С.Х. Правовые проблемы содействия трудовой занятости: Моногр. М.: ТК "Велби"; Изд-во "Проспект", 2006. С. 20.

Направленность на удовлетворение личных и общественных потребностей означает, что человек включается в сферу таких отношений, объектом которых является производство материальных и нематериальных благ и которые по этой причине имеют общественно полезный характер.

Поскольку в Российской Федерации провозглашаются свобода труда и свобода выбора вида занятости, определенным образом учитываются и иные личные потребности при выборе занятости. К ним могут быть отнесены: место занятости, специфика выполняемой деятельности, режим занятости и др. Во всех случаях, выбирая сферу деятельности, в которой гражданин предполагает себя реализовать, все эти параметры, формирующие личную потребность, в той или иной степени им учитываются. В любом случае конечный выбор вида занятости всегда определяется гражданином.

Вместе с тем законодательством устанавливаются определенные формы, в рамках которых гражданин может реализовать свои способности. Поэтому, осуществляя деятельность в той или иной сфере, гражданин объективно удовлетворяет и общественные потребности. Так, осуществляя трудовую деятельность в рамках заключенного трудового договора, работник удовлетворяет общественную потребность в производстве продукции, оказании услуг. Высокая эффективность работника при выполнении трудовых обязанностей ведет к повышению количества и качества выпускаемой продукции. При этом, реализуя произведенную продукцию, предприятие получает прибыль, с которой уплачиваются налоги в государственный бюджет. Таким образом, общество косвенно заинтересовано в эффективном выполнении работником своих трудовых обязанностей. Студент, обучаясь в образовательном учреждении, удовлетворяет личную потребность в получении знаний, но в то же время, получая специальное образование, он удовлетворяет и общественную потребность в квалифицированной рабочей силе.

Корректировка тех или иных направлений социально полезной для государства и общества деятельности производится системой экономических и правовых мер.

Однако далеко не все занятия, требующие силы, энергии человека (например, любительский спорт, туризм и т.п.), могут быть отнесены к правовой категории занятости.

Под легальностью занятости можно понимать как ее содержание, так и оформление этого вида деятельности.

Занятостью считается деятельность, не противоречащая законодательству Российской Федерации. Это положение вытекает из ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации (далее - Конституция РФ), в соответствии с которой граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и другие нормативно-правовые акты. В понятии занятости четко прослеживается общеправовой принцип законности. Таким образом, занятыми могут быть признаны лишь лица, осуществляющие свою деятельность в тех сферах, которые определены законодателем, и в рамках, установленных законом. Следует отметить, что в некоторых случаях важной представляется как сама сфера занятости, так и статус субъекта, осуществляющего деятельность в данной сфере. Так, например, организовывать телевещание или радиовещание могут только юридические лица на основании лицензии, выдаваемой Министерством Российской Федерации по делам печати, телевидения и средств массовых коммуникаций. Таким образом, осуществлять деятельность в данной сфере индивидуальный предприниматель не вправе. Вместе с тем гражданин вправе в качестве работника юридического лица, имеющего соответствующую лицензию, заниматься данной деятельностью в рамках, оговоренных трудовым договором. Или, например, нормы гражданского законодательства предусматривают необходимость государственной регистрации предпринимательской деятельности. Следовательно, граждане, осуществляющие такую деятельность без регистрации, нарушают положения гражданского законодательства, и нет оснований считать их занятыми, т.е. осуществление деятельности, запрещенной российским законодательством, не может рассматриваться в качестве занятости.

Конституция Российской Федерации // Рос. газ. N 237. 1993.

С точки зрения содержания нелегальна противоправная деятельность, влекущая за собой административную или уголовную ответственность.

Однако законодатель обращает внимание только на внешнее оформление деятельности, которая признается занятостью.

Так, независимо от характера обязанностей, составляющих трудовую функцию работника, он будет признан занятым лишь при условии заключения трудового договора и надлежащего оформления приема на работу в соответствии с положениями ст. 67 - 68 ТК РФ.

Не повлияет на признание гражданина занятым и незаконный характер деятельности работодателя, по крайней мере до тех пор, пока в силу этой причины не прекратятся трудовые отношения.

Напротив, работник, выполняющий свои трудовые обязанности без надлежащего оформления, как это зачастую делается, особенно в сфере "теневой" экономики, не может быть признан по смыслу правовой нормы занятым.

Доходность как признак занятости обладает некоторыми особенностями. Особенности эти нашли свое отражение в формулировке определения занятости, а именно: занятость - это деятельность, приносящая, как правило, доход.

Можно сделать вывод, что если первые два признака являются обязательными, то доходность характерна не для всех видов деятельности, признаваемой занятостью.

Не приносит дохода очный курс обучения в общеобразовательных учреждениях, учреждениях профессионального образования и других образовательных учреждениях, хотя учащиеся этих учреждений считаются занятыми. Предпринимательство, имеющее целью извлечение прибыли (дохода), может оказаться убыточным. Нельзя отнести к источникам дохода и материальное обеспечение гражданина, проходящего военную службу по призыву.

Есть и другие примеры деятельности, отнесенной к занятости, но не приносящей доход. Так, дополнительно ст. 1 Закона о занятости в РФ провозглашает право граждан осуществлять любую не запрещенную законодательством деятельность, в том числе не связанную с выполнением оплачиваемой работы, например воспитание детей, ведение домашнего хозяйства, общественную деятельность и т.д. Тем не менее ст. 2 Закона о занятости в РФ таких граждан не относит к категории занятых, а относит к категории "неготовых" приступить к работе, так как безработными могут быть признаны лишь граждане, ищущие работу и готовые приступить к ней. Хотя об их занятости свидетельствует ст. 11 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" , предусматривающая включение в страховой стаж периодов ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидами I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет, а также период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более трех лет в общей сложности.

Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" // СЗ РФ. 2001. N 52 (ч. 1). Ст. 4920.

В связи с этим целесообразно было бы в Законе о занятости в РФ отнести к категории занятых, трудоспособных лиц, осуществляющих уход, за инвалидами I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет, а также одного из родителей в период ухода за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более трех лет в общей сложности.

Термин "заработок" означает вознаграждение за труд, которое получают работающие по трудовому договору, и все доплаты и надбавки к ним, премии, иные поощрительные выплаты.

В соответствии со ст. 131 ТК РФ оплата труда может производиться в иных формах, не противоречащих законодательству Российской Федерации. Появление этой нормы обусловлено получившей широкое распространение практикой производить оплату труда в неденежной форме (например, продукцией, которую выпускает организация, где трудится работник). При этом никакого соотношения денежной и неденежной частей оплаты труда, как правило, не устанавливалось. В соответствии со ст. 131 ТК РФ оплата труда в неденежной форме может производиться лишь в том случае, если это предусмотрено коллективным или трудовым договором и при наличии письменного заявления работника. При этом даже при согласии работника на долю неденежной формы оплаты труда должно приходиться не более 20% заработной платы. В связи с вышеизложенным целесообразно было бы в п. 1 ст. 1 Закона о занятости в РФ после слов "трудовой доход" добавить "в денежной или иной форме".

Термин "трудовой доход" используется как синоним вознаграждения за личный труд в предпринимательстве, индивидуальной трудовой деятельности, как члена кооператива и т.п.

Следует отметить, что согласно российскому законодательству о занятости учет доходов гражданина, кроме трудовых, не производится. Практика показывает, что гражданин, оставаясь формально незанятым человеком, не имеющим работы и заработка (трудового дохода), может получать довольно высокий нетрудовой доход. Это могут быть проценты по облигациям и вкладам в банках, дивиденды по акциям, алименты, пенсии, доходы от сдачи в аренду недвижимой собственности (квартиры, гаражи, земельные и дачные участки).

Исходя из содержания п. 2 ст. 1 Закона о занятости в РФ гражданам принадлежат исключительные права на распоряжение своими способностями к труду и свободу выбора любого вида деятельности, не запрещенной законом. В связи с этим М.В. Филиппова выделяет еще один признак - свободу занятости .

Курс российского трудового права / Под ред. С.П. Маврина, А.С. Пашкова, Е.Б. Хохлова. М., 2001. Т. 2. С. 329.

Действительно, основополагающий принцип трудового права России - принцип свободы труда, который закреплен в ст. 2 ТК РФ.

Запрещение принудительного труда является конституционным положением (ст. 37 Конституции РФ), где указывается, что принудительный труд запрещен.

Конституционный запрет принудительного труда реализуется в различных законах и иных нормативных правовых актах - федеральных и субъектов РФ.

Запрещение принудительного труда соответствует международно-правовым актам - Международному пакту о гражданских и политических правах (1966 г.) , Конвенциям МОТ N 29 "О принудительном или обязательном труде" (1930 г.) , N 105 "Об упразднении принудительного труда" (1957 г.) .

Международный пакт о гражданских и политических правах (1966 г.) // Ведомости Верховного Совета СССР. 1976. N 17. С. 291.
Конвенция МОТ N 29 "О принудительном или обязательном труде" (1930 г.) // Ведомости Верховного Совета СССР. 1956. N 13. С. 279.
Конвенция МОТ N 105 "Об упразднении принудительного труда" (1957 г.) // СЗ РФ от 10 декабря 2001 г. N 50. Ст. 4649.

В ТК РФ определено, что к принудительному труду относятся такие нарушения обязанности работодателя по выплате заработной платы, как ее несвоевременная выплата, выплата не в полном размере. Работа без оплаты - принуждение к труду, запрещенное Конвенцией МОТ N 95 "Об охране заработной платы" 1949 г. , а также ч. 2 ст. 37 Конституции РФ. К такому выводу пришел Верховный Суд Российской Федерации, отменив решение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) о признании незаконной забастовки работников ППТС "Якутскгортеплосеть", объявленной в связи с длительной задержкой выплаты заработной платы. Нельзя обязывать работника выполнять трудовые обязанности без выплаты заработной платы, а также нельзя требовать от лица выполнения работы, сопряженной с угрозой его жизни или здоровью.

Конвенция МОТ N 95 "Об охране заработной платы" 1949 года // Ведомости ВС СССР. 01.11.1961. N 44. Ст. 447.

Запрещая принудительный труд, ст. 4 ТК РФ перечисляет виды работ, которые не считаются принудительным трудом. Это перечисление начинается с "работы, которая выполняется в порядке несения военной службы и альтернативной гражданской службы". Согласно Федеральному закону от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" граждане, проходящие военную службу, являются военнослужащими. При призыве на военную службу лицо может быть направлено на альтернативную гражданскую службу. Работа, выполняемая в процессе исполнения воинской обязанности или прохождения альтернативной гражданской службы, не может квалифицироваться как принудительный труд.

Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" // СЗ РФ. 1998. N 13. Ст. 1475.

Не считается принудительным трудом работа, выполняемая в чрезвычайных обстоятельствах (аварии, пожары, наводнения; землетрясения и иные чрезвычайные обстоятельства, угрожающие жизни или жизнеобеспечению населения). Все работы, выполняемые в порядке исполнения наказания по вступившему в законную силу приговору суда, не считаются принудительным трудом.

К признакам свободы занятости относятся: доступность и выбор продолжительности занятости.

Доступность занятости обеспечивается проведением государственной политики , ориентированной на обеспечение равных возможностей всем гражданам России в реализации права на добровольный труд и свободный выбор занятости. На доступность занятости направлена система законодательно установленных информационных, профориентационных и образовательных услуг. Эти услуги оказываются органами государственной службы занятости населения на бесплатной основе соответствующими государственными органами по вопросам занятости (ст. 5 и 12 Закона о занятости в РФ). К таким мероприятиям можно отнести ярмарки вакансий, информирование населения и работодателей о положении на рынке труда, содействие самозанятости безработных граждан, психологическую поддержку безработных граждан, профессиональную ориентацию и т.д. .

Государственная политика содействия занятости является выражением конституционных прав граждан социального государства на свободное использование своих способностей для предпринимательской и иной экономической деятельности, включая свободное распоряжение своими способностями к труду и выбор видов деятельности. См.: Орлова Е.Е. Вопросы современной науки и практики. 2013. N 44. С. 109.
Орлова Е.Е. О соотношении понятий "содействие занятости" и "обеспечение занятости" населения // Публичное и частное право. Вып. 3 (XIX). 2013. С. 209.

Литература

  1. Джиоев С.Х. Правовые проблемы содействия трудовой занятости: Моногр. М.: ТК "Велби"; Изд-во "Проспект", 2006. С. 20.
  2. Курс российского трудового права / Под ред. С.П. Маврина, А.С. Пашкова, Е.Б. Хохлова. М., 2001. Т. 2. С. 329.
  3. Орлова Е.Е. Особенности правоотношений, возникающих при реализации права граждан на содействие в трудоустройстве // Вопросы современной науки и практики. 2013. N 44. С. 109.
  4. Орлова Е.Е. О соотношении понятий "содействие занятости" и "обеспечение занятости" населения // Публичное и частное право. Вып. 3 (XIX). 2013. С. 209.
  5. Международный пакт о гражданских и политических правах (1966 г.) // Ведомости Верховного Совета СССР. 1976. N 17. С. 291.
  6. Конвенция МОТ N 95 "Об охране заработной платы" 1949 года // Ведомости ВС СССР. 01.11.1961. N 44. Ст. 447.
  7. Конвенция МОТ N 29 "О принудительном или обязательном труде" (1930 г.) // Ведомости Верховного Совета СССР. 1956. N 13. С. 279.
  8. Конвенция МОТ N 105 "Об упразднении принудительного труда" (1957 г.) // СЗ РФ. N 12. Ст. 1348.
  9. Конституция Российской Федерации // Рос. газ. N 237. 1993.
  10. Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" // СЗ РФ. 1998. N 13. Ст. 1475.
  11. Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" // СЗ РФ. 2001. N 52 (ч. 1). Ст. 4920.
  12. Закон Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" // СЗ РФ. 1996. N 17. Ст. 1915.

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

Читайте также: