Понятие правосудия по гражданским делам доклад

Обновлено: 16.05.2024

Правосудие по гражданским делам, подведомственным судам общей юрисдикции, осуществляется только этими судами по правилам, установленным законодательством о гражданском судопроизводстве.

Комментарии к ст. 5 ГПК РФ

1. Конституционные положения, согласно которым правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом (ст. 118 Конституции РФ), возлагают на суд всю полноту ответственности за правильное разрешение каждого дела. Выполнение этой задачи возможно лишь при условии понимания судьями личной ответственности за законность и обоснованность принимаемых решений. Ничто не может быть признано оправдывающим нарушения законности при отправлении правосудия .

По аналогии с толкованием ранее действовавших гражданских процессуальных норм. См.: О дальнейшем укреплении законности при осуществлении правосудия: Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 5 декабря 1986 года N 15 // Сборник постановлений Пленумов Верховных Судов СССР и РСФСР (Российской Федерации) по уголовным делам. 1997. С. 282.

2. Осуществление правосудия только судом - это принцип, положение, отражающие сущность и демократизм российского гражданского процесса.

3. Правосудие в РФ осуществляется только судами, учрежденными в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 года N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации". Создание чрезвычайных судов и судов, не предусмотренных указанным Федеральным конституционным законом, не допускается (ст. 4 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации").

4. Под понятием правосудия, использованным в данной статье (правосудием по гражданским делам), понимается деятельность суда по разрешению гражданских дел в первой, апелляционной, кассационной инстанциях, а также в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам по существу.

5. Правосудие по гражданским делам осуществляется только судами общей юрисдикции и арбитражными судами. Деятельность арбитражных судов урегулирована АПК РФ, а деятельность судов общей юрисдикции - ГПК РФ.

6. К судам общей юрисдикции относятся Верховный Суд РФ, Верховные суды субъектов РФ (республик, входящих в состав РФ, краев, областей, города Москвы и С.-Петербурга, автономной области и автономных округов), районные (городские) суды, военные суды (ст. 1 Закона РСФСР от 8 июля 1981 года "О судоустройстве РСФСР"), иные специализированные суды, а также мировые судьи (ст. 26 и 28 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации").

7. Приведенный перечень судов общей юрисдикции исчерпывающий и расширительному толкованию не подлежит. Третейские суды, комиссии по трудовым спорам и другие формирования, имеющие отношение к разрешению гражданско-правовых споров, правосудия не осуществляют.

8. Для рассмотрения гражданских дел могут создаваться специализированные федеральные суды (ч. 1 ст. 26 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации"). Их подсудность определена статьей 25 ГПК РФ.

В соответствии со ст. 10 Конституции РФ государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную.

Судебная власть - одна из разновидностей (ветвей) государственной власти.

Судебная власть это совокупность судебных органов, независимых от иных ветвей власти, осуществляющих особый вид деятельности - правосудие.

Судебная формазащиты прав, свобод и законных интересов является основной, потому что посредством судебной защиты государство предоставляет заинтересованным лицам гарантию реализации нарушенных или оспоренных прав, свобод и законных интересов, обеспеченную силой государственного принуждения.

Деятельность суда по защите субъективных прав и законных интересов граждан и организаций именуется правосудием.

В Большом толковом словаре правосудие рассматривается в 2-х значениях: 1) как судебная деятельность; органы, осуществляющие эту деятельность; суд 2) решение и суждение, основанное на законах и справедливости[12].

Таким образом, правосудие-это деятельность суда, заключающейся в разрешении конкретных правовых вопросов в процессуальном порядке путем применения норм права к установленным фактам и отношениям.

Правосудие-деятельность суда по превращению спорных правоотношений в бесспорные, по устранению препятствий в реализации гражданских прав, ликвидации последствий правонарушений.

В соответствии с ч.1 ст.118 Конституции РФ правосудие осуществляется только судом и в полном соответствии с законом.

Из указанной нормы следует, с одной стороны, что никакой иной орган не может принимать на себя функции правосудия, а с другой-что на суд не может быть возложено выполнение каких бы то ни было функций, не согласующихся с его положением как органа правосудия.

Можно выделить следующие признаки правосудия

- осуществление правосудия только судом;

- осуществление правосудия строго в процессуальной форме (процессуальном порядке);

- рассмотрение и разрешение судом конкретных юридических дел, инициируемых сторонами;

- возможность применения в ходе (результате) осуществления правосудия государственного принуждения.

Правосудие по гражданским делам можно определить как осуществление судом правоприменительной деятельности, основанной на соблюдении демократических принципов и выражающейся в рассмотрении и разрешении гражданских дел в рамках установленного законом процессуального порядка, обеспечивающего возможность применения к правонарушителям государственного принуждения, в условиях соблюдения законности, справедливости и общеобязательности принимаемых решений.

Правосудие по гражданским деламосуществляется путем рассмотрения и разрешения в судебных заседаниях гражданских дел по спорам, затрагивающим права и интересы граждан и организаций, а также прав и интересов РФ, ее субъектов и муниципальных образований.

Понятием гражданские делаохватывается большое число разрешаемых судом правовых конфликтов, возникающих из различных правоотношений.

М.С. Шакарян определяла гражданские дела как «большое число разрешаемых судом правовых конфликтов, возникающих из различных правоотношений (исковые дела и дела, возникающие из публично-правовых отношений), а также дела особого производства, целью которых является защита законных интересов путем установления юридических фактов, правового статуса гражданина либо имущества[13].

Согласно ГПК РФ к гражданским делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, относятся: дела искового производства, возникающие из различных правоотношений; дела, возникающие из публично-правовых отношений; дела особого производства (ст. ст. 22, 122, 245, 262).

Таким образом, гражданские дела возникают:

-из гражданских правоотношений, регулируемых ГК РФ;

-из отношений, характеризующихся равноправием и диспозитивностью взаимного положения участников и регулируемых нормами семейного, трудового и иного законодательства;

-из публичных, отношений (характеризующихся неравным положением субъектов относительно друг друга и регулируемых нормами муниципального, земельного, налогового и иного законодательства).

Правосудие - это всегда компетенция государственного суда, единственного правоприменительного органа при осуществлении судопроизводства, который при рассмотрении и разрешении гражданского дела в целях защиты прав применяет нормы процессуального и материального права, фиксируя результат правоприменительной деятельности на любом из ее этапов в судебном акте (решении, судебном приказе, определении, постановлении). Своими полномочиями по осуществлению правосудия суд ни с кем не делится, выступая в роли главного, обязательного и решающего субъекта судопроизводства.

Деятельность по осуществлению правосудия начинается обычно с разрешения судом первой инстанции вопроса о возбуждении гражданского дела по иску (заявлению) заинтересованного лица, обратившегося в соответствующий суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав (ст. 3 ГПК, ст. 4 АПК). Определение суда первой инстанции о возбуждении производства начинает последовательную процедуру рассмотрения и разрешения гражданского дела по существу.

Цель работы – анализ правосудия в современной России. Для достижения цели предполагается решить ряд задач:
- определить понятие правосудия;
- рассмотреть конституционные принципы правосудия в РФ;
- проанализировать современное состояние правосудия;
- рассмотреть пути совершенствования правосудия в РФ.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ И ПОНЯТИЕ ПРАВОСУДИЯ 5
1.1 Роль правосудия в гражданском обществе 5
1.2 Отличительные признаки правосудия 7
2 ДЕМОКРАТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ (ПРИНЦИПЫ) ПРАВОСУДИЯ, ИХ ПОНЯТИЕ, ИСТОКИ И ЗНАЧЕНИЕ 9
2.1 Конституционные принципы осуществления судебной власти. 11
3 ПРАВОСУДИЕ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ 17
3.1 Анализ состояния правосудия в настоящее время 17
3.2 Перспективы совершенствования правосудия в Российской Федерации 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………

Работа содержит 1 файл

350ПравосудиеВРФ(курсовая).doc

Любой юрист обязан хорошо знать, как построены и действуют органы, активно участвующие в реализации правовых предписаний. Эти органы – основное звено механизма правоприменения, без которого не может существовать современное государство. Правосудие – одно из направлений государственной деятельности правоохранительных органов. Оно также относится к числу важнейших полномочий, осуществление которых связано с функционированием судебной власти. И в системе правоохранительной деятельности, и в составе полномочий судебной власти оно занимает центральное место. Правосудие занимает особое место в системе гарантий защиты прав и свобод личности еще и потому, что эффективность такой защиты гораздо выше, чем у других государственных органов. Суды обладают огромными полномочиями, необходимыми для защиты прав и свобод человека и гражданина.Правосудие способно предоставлять большие гарантии защиты прав и свобод личности, и вопрос заключается только в практической реализации имеющихся возможностей.Статистические данные, в частности, ежегодные доклады Уполномоченного по правам человека показывают, что ситуация в области прав и свобод человека в России, несмотря на отдельные позитивные сдвиги, продолжает по многим параметрам оставаться неудовлетворительной. Это касается как нарушения социально-экономических прав человека, так и права на свободу совести, религии, мысли и убеждений, права на судебную защиту, права на жизнь и личную неприкосновенность.

Сравнительный анализ докладов Уполномоченного показал, что идет тенденция к увеличению нарушений прав человека: 2004 год – 22 815 обращений, 2005 – 24 985 обращений, 2006 – 33 455 обращений, 2007 – 36 634 обращения, 2008 – 30 392 обращения, 2009 год – 33425 обращений. Большинство из этих жалоб принимается к рассмотрению и по ним проводится соответствующая работа. Причем, как отмечается, особую тревогу вызывают действия сотрудников правоохранительных органов, которые при исполнении своих должностных обязанностей сами становятся нарушителями многих прав человека 1

Тема правосудия в современной России очень актуальна, поскольку суд среди других органов государственной власти занимает особое место. Только суд своим решением может положить конец спору истца и ответчика, только суд может признать человека виновным в совершении преступления. Суд реализует права граждан на обжалование действий должностных лиц, рассматривает материалы о некоторых видах административный правонарушений. Никакой другой орган власти не правомочен выполнять эти задачи.

Цель работы – анализ правосудия в современной России. Для достижения цели предполагается решить ряд задач:

- определить понятие правосудия;

- рассмотреть конституционные принципы правосудия в РФ;

- проанализировать современное состояние правосудия;

- рассмотреть пути совершенствования правосудия в РФ.

Решению задач и достижению поставленной цели будет способствовать анализ материалов нормативных документов, а также учебной и специальной литературы.

1.1 Роль правосудия в гражданском обществе

Роль и значение правосудия обусловлены рядом факторов. К ним можно отнести прежде всего то обстоятельство, что отправление правосудия тесно связано с принятием решений по кардинальным вопросам реализации социально-экономических, политических и личных прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов государственных и иных организаций. Именно правосудию принадлежит решающее слово при признании конкретного лица виновным в совершении преступления и назначении ему меры наказания либо иного определенного в законе воздействия, а равно при реабилитации тех, кто незаконно и необоснованно привлекался к ответственности. Такое же слово принадлежит ему и при определении правовых последствий, вытекающих из рассмотрения споров между гражданами, связанных с реализацией, скажем, трудовых, семейных, авторских, изобретательских, жилищных, других имущественных или неимущественных прав, предоставленных им. Правосудие также является способом разрешения споров (имущественных и некоторых других), возникающих в сфере экономической деятельности между государственными и негосударственными организациями, лицами, занимающимися предпринимательством.

Судебные решения, принимаемые в процессе или по итогам отправления правосудия (приговоры по уголовным делам, решения по гражданским делам и т. д. ) и нередко именуемые в юридической литературе актами правосудия, в соответствии с законодательством наделяются особыми свойствами. Одно из них общеобязательность. Она означает, в частности, что вступивший в силу приговор, определение или постановление, являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединении, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.

Несколько иначе по закону определяется социальное и правовое значение судебных решений по гражданским делам: после вступления в законную силу они, как правило, не исполняются автоматически. Для их реализации требуется волеизъявление заинтересованного лица либо наступление какого-то другого условия. Но если, к примеру, такое волеизъявление выражено, то требование об исполнении судебного решения по гражданскому делу становится обязательным для всех и на всей территории страны.

Неисполнение судебного решения или воспрепятствование исполнению может повлечь применение различного рода санкций в отношении тех, кто повинен в этом. Например, в соответствии со ст. 315 УК злостное неисполнение государственным или иным служащим решения, приговора, определения или постановления суда либо воспрепятствование их исполнению может быть наказано различными мерами наказания, начиная от штрафа в размере от 200 до 400 минимальных размеров оплаты труда и кончая лишением свободы до двух лет.

Сущность правосудия, его роль и значение вместе с тем проявляются не только и не столько в том, что оно, будучи ведущим и весьма ответственным направлением (функцией) правоохранительной деятельности, венчается принятием общеобязательных решений по кардинальным вопросам.

1.2 Отличительные признаки правосудия

Правосудию присущ ряд других специфических признаков.

К их числу следовало бы отнести прежде всего то, что по закону этот вид государственной деятельности может осуществляться только конкретными способами, а не произвольно, по усмотрению каких-то должностных лиц или органов. И эти способы закон фиксирует вполне определенно. Статья 4 Закона о судоустройстве однозначно говорит, что правосудие должно осуществляться путем:

— рассмотрения и разрешения в судебных заседаниях гражданских дел по спорам, затрагивающим права и интересы граждан, предприятий, учреждений и организаций;

— рассмотрения в судебных заседаниях уголовных дел и применения установленных законом мер наказания к лицам, виновным в совершении преступления, либо оправдания невиновных.

Другим отличительным признаком правосудия является то, что данный вид государственной деятельности может осуществляться с соблюдением особого порядка (процедуры), который детально регламентируется законом. Как было сказано выше, закон подчеркивает, что рассмотрение и разрешение гражданских и уголовных дел должно происходить в судебных заседаниях. А это значит, что разбирательство дела и принятие по нему решения либо вынесение приговора возможно лишь при неуклонном соблюдении гражданского процессуального, арбитражного процессуального или уголовно-процессуального законодательства. Предписания эти регулируют практически все наиболее существенные вопросы, которые могут возникнуть при подготовке и проведении судебного заседания (порядок формирования законного состава суда, круг лиц, которые могут и должны участвовать в заседании, их права и обязанности, последовательность выполнения конкретных действий, правила собирания, фиксации и исследования доказательств и т. п. ). Все процессуальные предписания в конечном счете направлены на установление истины и принятие законного, обоснованного и справедливого решения по существу.

К отличительным признакам правосудия относится, наконец, также то, что оно может осуществляться только особым органом — судом (судьей). Никакой другой орган или другое должностное лицо не вправе выполнять эту деятельность.

С учетом отмеченных отличительных признаков правосудия его можно определить как осуществляемую судом правоохранительную деятельность по рассмотрению и разрешение гражданских и уголовных дел при неуклонном соблюдении требований закона и установленного им порядка, обеспечивающие законность, обоснованность, справедливость и общеобязательность судебных решений.

Демократические основы (принципы) правосудия — это общие руководящие, исходные положения, определяющие наиболее существенные стороны, данного вида государственной деятельности. Такие положения являются основополагающими для всех предписаний законодательства по вопросам организации правосудия, роли и места его органов в государственном механизме и политической системе общества.

В совокупности принципы образуют тот каркас, который служит опорой для всех конкретных законодательных предписаний, регулирующих правосудие. Предписания такого рода не могут противоречить принципам, поскольку последние в большинстве своем закреплены в законах, имеющих высшую юридическую силу, — Конституции РФ, конституционных и других федеральных законах. Они также берут свои истоки и в таких высокоавторитетных актах, как Декларация о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 года, Декларация прав и свобод человека и гражданина от 22 ноября 1991 года.

В отличие от конкретных законодательных предписаний специфика положений, именуемых принципами (основами), состоит также в том, что содержащиеся в них правила являются обязательными не только для граждан, должностных лиц и органов, призванных соблюдать и исполнять законы, но и для законодательных органов, которые, создавая новые законы или корректируя их, должны считаться с существующими демократическими требованиями или традициями в той или иной сфере, в частности в сфере организации и деятельности правосудия.

Эти требования рождены прежде всего практикой развития и совершенствования правосудия у нас в стране. Они также учитывают в разумных пределах положительный опыт других стран, а равно опыт международного сотрудничества, отраженный, к примеру, в таких международных документах, как Всеобщая декларация прав человека и Международный пакт о гражданских и политических правах, в которых можно найти немало прогрессивных положений по вопросам организации и осуществления правосудия. Эти документы признаны большим числом государств, в том числе Российской Федерацией, в силу чего являются обязательными к исполнению.

Для общей характеристики демократических основ (принципов) правосудия существенным является то, что их содержание постоянно совершенствуется. Особенно активно идет этот провес в последние годы. Заметное содействие этому процессу призвано оказать стремление реализовать пользующийся широким признанием замысел преобразовать наше государство в правовое и по-настоящему демократическое.

Полная реализация обозначенных в Конституции РФ стратегических задач в области обеспечения прав и свобод человека и гражданина, демократизации правоохранительной системы, по идее, должна привести к тому, что судебная власть станет такое же влиятельной, авторитетной и полноправной, как и другие ветви государственной власти — исполнительная и законодательная. И это, естественно, сможет стать стимулом для благоприятной корректировки содержания принципов правосудия.

2.1 Конституционные принципы осуществления судебной власти.

Осуществление правосудия только судом.

Правосудие осуществляется только судом. Судебная власть в Российской Федерации осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных, народных и арбитражных заседателей. Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя осуществление правосудия. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Судебная система РФ устанавливается Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом "О судебной системе РФ". Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судами, учрежденными в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом "О судебной системе РФ". Создание чрезвычайных судов не допускается. Присвоение властных полномочий суда преследуется по закону.

Судебная власть (правосудие) в Российской Федерации осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства (ст. 118 Конституции РФ).

В Конституции РФ гарантируется каждому право на судебную защиту (ст. 46), данное право является субъективным правом личности.

Правосудие по гражданским делам осуществляется только судами, учрежденными в соответствии с Конституцией РФ и Законом о судебной системе РФ. Судебную систему в Россий- ской Федерации составляют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов РФ.

Судопроизводство по гражданским делам осуществляется судами общей юрисдикции и федеральными арбитражными судами. Систему судов общей юрисдикции в Российской Федерации составляют федеральные суды общей юрисдикции и суды общей юрисдикции субъектов РФ.

К федеральным судам общей юрисдикции относятся:

1) Верховный Суд РФ;

2) верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суд автономной области, суды автономных округов;

3) районные, городские, межрайонные суды;

4) военные суды, полномочия, порядок образования и деятельности которых устанавливаются федеральным конституционным законом;

5) специализированные суды, полномочия, порядок образования и деятельности которых устанавливаются федеральным конституционным законом.

К судам общей юрисдикции субъектов РФ относятся мировые судьи.

В систему арбитражных судов входят арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды), арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды первой инстанции в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах, специализированные арбитражные суды.

Защита права представляет собой деятельность уполномоченных лиц по применению способов защиты, предусмотренных отраслевым законодательством (гражданским, трудовым, семейным, земельным и др.). Защита гражданских прав осуществляется в различных формах, т. е. в определенном законодательством порядке, тем или иным юрисдикционным органом. Различают общий (судебный и внесудебный), специальный (административный) и исключительный (самозащита права) порядок защиты гражданских прав.

Наибольшее распространение получил общий порядок защиты прав. В нем защиту нарушенных или оспоренных прав осуществляют суд общей юрисдикции, арбитражный суд, третейский суд в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством.

Внесудебные процедуры представлены третейскими судами и медиацией. Охрану бесспорных гражданских прав также осуществляют нотариусы и другие должностные лица, которым Законом о судебной системе РФ предоставлено право совершать нотариальные действия. Защита гражданских прав в административном порядке осуществляется лишь в случаях, предусмотренных Законом о судебной системе РФ. При этом решение, принятое в административном порядке, может быть обжаловано в суд.

Самозащита гражданских прав осуществляется самим управомоченным лицом. Судебная власть при защите гражданских прав судами осуществляется посредством гражданского судопроизводства, что является особой процессуальной деятельностью суда. Деятельность суда по рассмотрению и разрешению гражданского дела урегулирована нормами ГПК РФ. Деятельность же иных органов по защите нарушенных прав и интересов регулируется отдельными законами.

Деятельность суда (гражданское судопроизводство) и иных специально уполномоченных Законом о судебной системе РФ органов по защите гражданских прав, осуществляемая в особой процессуальной форме, именуется гражданским процессом. Гражданско-процессуальная форма используется судами и для разрешения иных дел (административных, финансовых, налоговых и др.).

В основе таких дел лежат уже не частные, а публичные интересы. Эти дела также получили наименование гражданских.

Задачами гражданского судопроизводства, согласно ст. 2 ГПК РФ, являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел.

Целью гражданского судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений. Гражданское судопроизводство должно способствовать укреплению законности и правопорядка, предупреждению правонарушений, формированию уважительного отношения к закону и суду (ст. 2 ГПК РФ)[2].

Таким образом, правосудие по гражданским делам представляет собой рассмотрение и разрешение судами, учрежденными в соответствии с Конституцией РФ и Законом о судебной системе РФ, гражданско-правовых и иных споров, связанных с защитой прав и охраняемых Законом о судебной системе РФ интересов граждан и организаций.

Читайте также: