Понятие об эргономике цели задачи доклад

Обновлено: 17.05.2024


Лекции


Лабораторные


Справочники


Эссе


Вопросы


Стандарты


Программы


Дипломные


Курсовые


Помогалки


Графические

Доступные файлы (1):

n1.doc

МОУ

Высший юридический колледж

2007
Содержание.
1. Введение.
2. Что такое эргономика.
3. Структура эргономики, основные понятия эргономики.
4. Объект, предмет и задачи эргономики.
5. Методологические принципы эргономики.
6. Заключение.
7. Список используемой литературы.

1.
Введение.

2.
Что такое эргономика.


Кроме того, следует выделить междисциплинарные связи эргономики с группами общественных, естественных и технических наук. Взаимосвязь с общественными дисциплинами проявляется в том, что в основе теоретических положений эргономики лежит представление о труде как особой фундаментальной сфере человеческой деятельности, понимание того, что она не сводится к совокупности чисто механических операций, а представляет собой форму реализации и развития способностей индивида как личности. С естественнонаучными дисциплинами эргономика связана учётом физиологических, биофизических, биомеханических, психологических закономерностей трудовой деятельности. Взаимосвязь эргономики с техническими науками обусловлена тем, что она возникла на базе современной техники и тех разнообразных требований, которые технические средства предъявляют к взаимодействующему с ними человеку.
Возникновение эргономики – это процесс взаимопроникновения нескольких наук, при котором и происходит междисциплинарный комплексный подход к изучению трудовой деятельности.
5

3.
Структура эргономики, основные понятия эргономики.

6
3) Оператор-наблюдатель, контролёр. К ним относятся операторы слежения радиолокационных станций, диспетчеры энергетических, транспортных систем и т.п. Это классический тип оператора, наиболее исследованный и описанный в литературе. Для него характерен большой объём информационных потоков. Он может работать как в режиме немедленного, так и в режиме отсроченного обслуживания.
4) Оператор-исследователь. Для него характерно использование аппарата понятийного мышления и опыта, заложенных в образцово-концептуальных моделях. К числу таких операторов относятся пользователи вычислительных систем, дешифровщики объектов или изображений и т.д.
5) Оператор-руководитель. Он управляет не техническими компонентами системы или машины, а другими людьми. Это управление может осуществляться как непосредственно, так и опосредственно – с помощью технических средств и каналов связи. Большое значение в его деятельности имеет учёт не только возможностей и ограничений машинных компонентов системы, но и особенностей подчинённых. Основной режим деятельности оператора-руководителя – оперативное мышление.
В сферу изучения эргономики включают также труд, выполняемый вручную. В этом случае оператором становится человек, выполняющий трудовые действия на любом рабочем месте.

Предмет эргономики – конкретная трудовая деятельность человека, использующего машины.

Эргономика рассматривает технический и человеческий аспекты в неразрывной связи. Сочетание способностей человека и возможностей машины существенно повышает эффективность функционирования СЧМ. Поэтому решение прикладных проблем эргономики предполагает движение одновременно в двух направлениях – от требований человека к машине и условиям её функционирования и, наоборот – то требований машины и условий её функционирования к человеку. Оптимальные решения находятся, как правило, на пересечении этих направлений. Тем самым эргономика решает задачи рациональной организации деятельности людей в СЧМ, целесообразного распределения функций между человеком и машиной.
Я хочу особо подчеркнуть, что эргономика изучает определённые свойства СЧМ, которые получили название человеческих факторов. Они представляют собой интегральные характеристики связи человека и машины, проявляющиеся в конкретных условиях их взаимодействия при функционировании системы.
Знание человеческих факторов позволяет формулировать требования к профессиональному отбору и обучению персонала, техническим средствам подготовки, согласованию внешних средств трудовой деятельности и способов её осуществления. Увеличивается роль человеческих факторов применительно к задачам проектирования, создания и использования технически сложных изделий культурно-бытового назначения (радиоаппаратура, магнитофоны, телевизионная техника и др.).
Хочу отметить, что человеческие факторы всесторонне проявляются и фиксируются в такой целостной эргономической характеристике СЧМ, как эргономичность.
Под эргономичностью понимают свойство техники изменять эффективность трудовой деятельности в СЧМ в зависимости от степени её соответствия физическим, биологическим и психическим свойствам человека. Эргономичность формируется на базе таких свойств техники, как управляемость, обслуживаемость, освояемость и обитаемость. Рассмотрим эти свойства поподробнее.
Управляемость – свойство техники изменять эффективность выполнения человеком основной и вспомогательной работы при обеспечении необходимых технологических операций над предметом труда.
Обслуживаемость – свойство техники изменять эффективность выполнения человеком трудовых операций по приведению техники в состояние готовности к функционированию и поддержанию этого состояния во времени.

10
Освояемость – характеризует эффективность приспособления техники к быстрому и качественному овладению техникой, техническим и управляющим персоналом.
Обитаемость – эргономическое свойство техники, приближающее условия её функционирования к оптимальным биологическим параметрам внешней среды, при которых работающему человеку обеспечивается нормальное развитие, хорошее здоровье и высокая работоспособность.
Качественными показателями эргономичности являются:
1) по управляемости: среднее время или коэффициент занятости человека-оператора выполнением определённой единицы технологического процесса; вероятность выполнения человеком-оператором единицы технологического процесса с заданным качеством; производительность или норма времени на единицу труда;
2) по обслуживаемости: среднее оперативное время занятия человека подготовкой техники к её применению; среднее оперативное время занятостью восстановлением или профилактикой техники;
3) по освояемости: среднее календарное время профессиональной подготовки человека-оператора; уровень квалификации человека, необходимый для обслуживания техники.
В этом реферате я хочу также завести речь о задачах эргономики и о том, как они решаются.
Одной из важнейших задач эргономики является оптимизация условий труда, для чего изучаются возможности и особенности различных категорий индивидов с целью учёта полученных результатов при проектировании оборудования рабочих мест. В том числе эргономика приобретает всё большее значение и в решении комплексной проблемы реабилитации лиц, в той или иной мере утративших работоспособность.
С этой же целью в эргономике изучаются психофизические возможности и особенности людей пожилого возраста. Таким образом, эргономика создаёт научную базу для решения важной социальной проблемы по вовлечению в производительный труд указанной части населения. Я считаю это очень целесообразным, ведь такие люди тоже могут реализовать себя во многих сферах жизнедеятельности.

Я бы сказала, что эргономика призвана решать ряд проблем, связанных с оценкой точности, надёжности и стабильности работы, влияния психической напряжённости, утомления, эмоциональных факторов и особенностей нервно-психической организации оператора на эффективность его деятельности в СЧМ.
Большое значение имеет создание эргономического обеспечения научной организации и безопасных условий труда. С этой целью должна производиться разработка эргономических норм и требований, а также эргономической оценки качества промышленной продукции.
Эргономика призвана решать ряд задач методологического характера. Это связано с тем, что она как наука находится в стадии становления, активного развёртывания исследований. Разработка методологических проблем способствует построению теории эргономики и тем самым, обогащает практику конкретных исследований.
Выявление направлений исследований круга решаемых задач позволяет сформулировать общую цель или главную задачу эргономики.
Главная цель эргономики формируется как единство трёх аспектов исследования и проектирования:
1) повышение эффективности деятельности и соответственно функционирования человеко-машинных систем;
2) охраны здоровья людей;
3) всестороннего развития личности людей, участвующих в трудовом процессе.
Принятие тезиса о триедином характере главной цели эргономики позволяет избежать отрыва эргономических исследований от конкретных задач развития производства.
Также я хочу представить и основные задачи эргономических разработок, реализуемые при решении любой эргономической задачи.
1) Анализ и синтез деятельности оператора в СЧМ. В процессе анализа изучается структура деятельности оператора, выявляются цели, мотивы и способы выполнения трудовой деятельности, рассматриваются возможные режимы работы и оценивается их влияние на результаты труда.

2) Изучается комплекс эргономических свойств (характеристик) человека-оператора. Исследуется работа органов чувств человека, его центральной нервной системы, моторно-двигательного аппарата и т.д. Причём рассматриваются только оптимальные значения этих характеристик, а не экстремальные.
3) Организация рабочего места оператора с учётом комплекса его эргономических свойств, определённых ранее. Разрабатываются требования, предъявляемые к рабочему месту в целом и к отдельным его элементам, с целью обеспечения максимальных удобств и эффективности работы.
4) Профессиональная подготовка операторов, включающая в себя профотбор, профобучение, тренировку и формирование коллективов.
5) Эргономическое проектирование и оценка СЧМ.
6) Определение экономического эффекта эргономического обеспечения.
Хочу также сказать, что разработка методологии эргономики осуществляется соответственно трём уровням методологического анализа, выделяемым в философии. В эргономике можно различить три типа методологических средств:
1) методологические средства мировоззренческого характера;
2) общенаучные методологические средства;
3) специально-научные или конкретно-научные методологические средства.
Методологические средства в процессе исследовательской практики органически слиты, включены в соответствующие эргономические представления, конкретизированы применительно к различным сферам практической и теоретической деятельности. В эргономике, учитывая характер её возникновения, широко используются методологические средства смежных дисциплин, особенно психологии.

5.
Методологические принципы эргономики.
В эргономике используются следующие методологические принципы.
Принцип единства сознания и деятельности. Он означает, что сознание и деятельность не противоположны друг другу, но и не тождественны, а образуют единство. Сознание образует внутренний план деятельности, её программу. Именно в сознании образуются динамические модели и образы действительности, позволяющие ориентироваться человеку в окружающей среде и обеспечивать успешность достижения целей деятельности.
Принцип гуманизации труда означает, что ведущая, творческая роль в процессе труда принадлежит человеку. При решении таких важнейших практических вопросов, как повышение производительности, эффективности и качества труда эргономика исходит, прежде всего, из требований, предъявляемых человеком к технике, из его возможностей и особенностей деятельности. Противоположным ему является принцип симплификации (упрощения), при реализации которого стремятся к максимальному упрощению деятельности человека, выхолащиванию из неё всех творческих элементов, а сам человек низводится до придатка машины, оставаясь исполнителем лишь механических действий и движений.
Принцип активного оператора. Согласно этому принципу при определении роли человека в СЧМ очень важно, чтобы оператор осуществлял активные действия, имел своё личное отношение к выполняемым действиям, активно стремился к цели. Это связано с тем, что при пассивной позиции оператора его переход к активным действиям требует значительной затраты сил, однако эффективность его деятельности при этом может оказаться невысокой, что наблюдается, например, в работе машиниста. При активной же позиции оператора эффективность его деятельности достигает более высокого значения, а его психофизиологические затраты оказываются меньшими. Поэтому необходимо уже на стадии проектирования СЧМ определить характер будущей деятельности и уровень активности оператора.
Принцип проектирования деятельности. Проект деятельности должен выступать как основа решения всех остальных задач построения СЧМ. При разработке СЧМ наряду с техническими устройствами должна проектироваться деятельность оператора, который будет пользоваться этими устройствами. В свою очередь, эти устройства должны разрабатываться на основе и с учётом проекта будущей деятельности оператора. Таким образом, к техническим устройствам нужно подходить как к средствам сознательной деятельности человека-оператора.
14

Принцип последовательности и непрерывности учёта требований эргономики. Учёт эргономических требований должен пронизывать все этапы существования СЧМ: проектирования, производства и эксплуатации. Реализация данного принципа на практике означает внедрение системы эргономического обеспечения СЧМ на всех этапах её существования.
Принцип комплексности. Уже в самом определении эргономики как научной дисциплины предусматривается реализация данного принципа. Он обеспечивает комплексное изучение человека (группы людей) в конкретных условиях его (их) деятельности, связанной с использованием машин. Это достигается развитием междисциплинарных связей эргономики, взаимодействием её с другими науками о человеке и технике.
Я также отмечу, что основой для практической реализации рассмотренных принципов является применение системного подхода, который образует методологическую базу эргономики. Идеи системного подхода определяют многие исходные установки и теоретические положения эргономики: стремление к целостному рассмотрению человеко-машинных систем, системно-динамический взгляд на их структуру, включение деятельности человека в предмет научного рассмотрения, тенденция к научному синтезу различных аспектов исследования, стремление выявить различные характеристики связи человека и машины в конкретных условиях взаимодействия. Сложность этого заключается в том, что человек-оператор, будучи сам сложной специфической системой, функционирует в более сложной системе, состоящей из ряда подсистем со сложными взаимосвязями между ними и своими внутренними противоречиями. Таким образом, системный подход позволяет по-новому ставить и решать многие задачи эргономики.
Методологическое значение имеет также ряд теоретических положений, разработанных либо непосредственно в эргономике, либо в смежных с ней дисциплинах и органично вошедших в её состав: различие коррективной и проективной эргономики; гипотеза иерархической организации деятельности оператора; гипотеза оперативного образа и др.
В эргономических исследованиях широко используются методы (и конкретные методики), сложившиеся в эргономике, а также в других, смежных с нею дисциплинах (в социологии, психологии, физиологии и гигиене труда, кибернетике, математике и др.).

7.
Список используемой литературы.
1) Рунге В.Ф. История дизайна, науки и техники/ Учеб. Пособие. Издание в

двух книгах. Книга 1.- М.: Архитектура-С, 2006. – 368 с., ил.
2) Назаров Ю.В. Постсоветский дизайн (1987 - 2000). Проблемы, тенденции,

2002. – 416 с., ил.
3) Рунге В.Ф., Мануцевич Ю.П. Эргономика в дизайне среды. М., 2002.
4) Рунге В.Ф. Эргономика и оборудование интерьера. М., 2002.

Читайте также: