Понятие мозговой штурм доклад

Обновлено: 05.07.2024

Во время Второй мировой войны морской офицер США Алекс Осборн был капитаном торгового судна, которое совершало рейсы между Америкой и Европой, переправляя из Америки военную технику и продукты питания. Однажды в Атлантическом океане судно оказалось без охраны и была получена радиограмма о возможной атаке немецкой подводной лодки. Против вооруженной до зубов лодки судно было беззащитной мишенью для учебной стрельбы. По традициям времен Великих географических открытий Осборн собрал всю команду на палубе и объявил о том, что скоро они могут стать пищей для акул. Что делать?

Один из членов экипажа предложил "гениальную" идею: когда экипаж увидит пенный след торпеды, мчащейся к борту судна, надо всем морякам встать у борта и дружно дунуть на торпеду, и она, как воздушный шарик, отвернет от судна. (Известно, что торпеда пробивает обшивку торговых судов и взрывается внутри судна.) К счастью, рейс закончился благополучно, но бредовая идея лихого матроса оказалась плодотворной. Осборн поставил по бортам своего судна мощные водяные насосы и однажды действительно "отдул" сильной струей воды торпеду, чем спас судно и жизнь команде и себе. Осборн задумался: бредовая идея спасла жизни, что-то здесь есть! Может быть, в любой идее есть рациональное зерно?

Говорят, так родилась идея создания метода мозгового штурма, который в 1960-е годы был очень популярен, его считали самым перспективным, преподавали в университетах и выработали много модификаций.

Мозговой штурм – решение творческих задач в группах. Это форма учебной деятельности может быть использована в работе с учащимися разных возрастов и при изучении разных учебных дисциплин. Она наиболее эффективна для развития творческих способностей учащихся.

Особые вопросы возникают при выборе темы; можно использовать сборники творческих задач. Проблема для обсуждения должна быть сложной и предполагать много различных вариантов решений.

- сформулировать проблему для обсуждения (должна быть понятна всем участникам);

- предоставить учащимся необходимое время для обсуждения своих вариантов решения проблемы в группах с последующим обобщением;

- выслушать обобщенные и оформленные в виде текстов или рисунков идеи от каждой группы;

- обсудить со всеми учащимися класса наиболее удачные идеи, по возможности дополнить их;

- общий список идей, наиболее высоко оцененный всеми учащимися записать на классной доске;

- предложить учащимся в качестве домашнего задания разработать конкретные пути разрешения данной проблемы и оформить их как учебный проект (в виде печатного текста с иллюстрациями или компьютерной презентацией).

Возможный порядок проведения мозгового штурма в группе.
1. Разделить детей на две группы. Одна группа - "генераторы идей", другая группа - "проницательные аналитики", или "эксперты".
2. Объяснить детям правила игры, рассказать об обязанностях обеих групп. Подчеркнуть, что высказывать можно любые идеи, самые дикие и фантастичные, никто смеяться не будет. Каждый должен высказать хотя бы одну идею, чем больше, тем лучше. За все идеи выдавать фишки, можно разного цвета.
3. Поставить обеим группам задачу.
4. Попросить "генераторов" высказывать свои решения, а "аналитиков" внимательно слушать, запоминать или записывать все идеи, но молчать! Если будет гвалт у "генераторов", то это нормально, даже хорошо. Дети должны выплеснуть свои эмоции вместе со своими идеями. Время на "орание" надо неуклонно сокращать, через несколько дней дети научатся "орать" по очереди, а потом и нормально говорить по очереди.
Очень хороший прием для успокоения расшумевшегося класса предложил И. Викентьев. Заранее надо договориться с группой, что все замолкают, когда учитель громко хлопнет в ладоши и вытянет руки вперед. В течение нескольких дней надо потренировать детей - сказать: "Шумите! А когда хлопну в ладоши, в тот же миг замолкайте". Более трех повторов команды за одно упражнение делать не следует - дети могут не успокоиться, им просто понравится шуметь.
5. Все идеи детей надо умудриться записать на доске или запомнить. Уместен магнитофон.
6. Когда идеи иссякнут, надо дать слово "аналитикам". Пусть они дружелюбно оценят каждое решение и выберут несколько лучших, а также предложат свои решения.
Обязательно предоставьте возможность каждому ребенку защитить свое решение, найти ему оптимальную область или условия применения. Это очень важный момент - вырабатывается умение отстоять свое мнение или согласиться с более сильными доводами.
Похвалите всех детей, отметьте самых активных и остроумных.
7. В следующий раз поменяйте детей ролями. Скоро выявятся лучшие "генераторы" и "аналитики".
8. Вообще говоря, делить ребят на две группы не обязательно, обе операции могут выполнять одни и те же дети, но только операции надо разнести во времени.
9. Великолепным стимулом активности является погружение детей в ситуацию, когда им надо кого-то спасти, кому-то помочь, кому-то посоветовать. Только этот "кто-то" должен быть "хорошим человеком". "Давайте поможем птенчику, Красной Шапочке, Аленушке. "

Научите детей задавать себе вопросы: какие части участвуют в задаче? Какие у этих частей есть свойства, могущие помочь решить задачу?

Например, задача: надо быстро (!) охладить стакан с кипятком. Как быть? Требуется найти 10 решений.

Начните с вопроса:
- Что есть в условии задачи? Стакан, кипяток, вы, кухня и все, что есть на кухне, - это ресурс для решения задачи. Используем приемы: посредник + физический эффект (переход тепла от горячего к холодному телу).

Решения:
1. Добавить холодную воду, заварку или молоко.
2. Налить в блюдечко, в суповую тарелку, в массивную миску.
3. Много раз переливать из стакана в стакан, держа их на большом расстоянии друг от друга.
4. Добавить много варенья или сахара.
5. Переливать через воронку.
6. Погружать холодные ложки.
7. Поставить в морозилку, в кастрюлю с холодной водой, в снег.

Бывает, дети дружно повторяют ранее высказанную идею, не предлагая своих. Не обостряйте ситуацию, спросите: "А что ты предложишь свое?" Повторите вопрос ребенку лично. Бывает, дети молчат. Ни у кого нет ни одной идеи. Задайте наводящие вопросы, обратитесь к самому сообразительному или к самому бойкому ребенку. Расшевелите их. Если не удалось установить процесс генерирования, значит, предложенная тема детей не вдохновила, им скучно или они боятся принимать участие в обсуждении.

Темы мозгового штурма для детей
Сначала приведем "классические" вопросы для мозгового штурма, а в конце раздела - задачи и их решения.

- Как доставить тяжелую пирогу Робинзона к морю?
- Как измерить длину всех ядовитых змей в террариуме?
- Как обезопасить пешеходов от падающих с крыш сосулек?
- Как защитить бассейн, из которого подается питьевая вода в город, от купальщиков?
- Как обогревать людей на улицах в лютый мороз?
- Как не ссориться с мамой?
- Как спасти собаку, плывущую на льдине по реке в ледоход?
- Что бы вы предложили сделать безудержно веселое?

- Как спасти птиц в суровую зимнюю бескормицу?
- Чем можно рисовать на асфальте?
- Надо размешать сахар в стакане с горячим чаем, ложечки нет. Что делать?
- Что будет, если слоны увеличатся до размеров синего кита? (Высота слонов достигает 4,5 м, а вес 5 т, длина китов достигает 30 м, а вес более 100 т.)
- Что будет, если у зайцев в десять раз увеличить длину ног?
- Придумайте дом будущего. (Сформулируйте функции дома, улучшите их, измените на обратные, сформулируйте потребности человека, пусть дом их удовлетворяет. )
- Что будет, если уничтожить всех волков?
- Что будет в озерах, если уничтожить всех щук?

- Придумайте насекомое с необычными свойствами.
- Как сделать разноцветную льдинку?
- Как спастись герою сказки? Что ему надо сделать?
- Как курочке спасти своих цыплят от коршуна?
- Как можно поприветствовать человека?
- Как космонавтам закреплять летающие по кабине мелкие предметы (ручки, расческу, блокнот. ): магнитом, липучкой, скрепкой, пружинным прижимом, булавкой. Какие способы не подойдут?
- Аборигены Австралии ловят черепах, когда те выползают на берег. Их просто переворачивают на спину, и они становятся совершенно беспомощными. Как им помочь?
- Число людей на Земле стремительно увеличивается. Придет время, когда не будет хватать еды, воды, топлива, места. Что делать?

- Вождю племени надо определить, кого больше: мужчин или женщин? Считать он умеет только до 10, а в племени более 100 человек.
- Как проникнуть в комнату, не открывая дверей?
- Как достать сосульку с крыши?
- Как украсить класс к Новому году?
- Что можно положить в торт, чтобы он был вкусным?
- Куда в комнате можно спрятать куклу?
- Куда я спрятал конфету?
- Как обеспечить 100 %-ную посещаемость школы?
- Какие качества птиц ты хотел бы иметь?
- Как найти самого умного человека в королевстве?
- Чем полезен, а чем вреден комар?
Задачи:
1. Семья уезжает на месяц в отпуск. Надо поливать комнатные растения. Как быть?
2. Как можно определить время, если нет часов?
3. Что надо сделать, чтобы кукла Барби никогда не терялась?
4. Надо вычистить изнутри извилистую трубу. Как быть?
5. Придумайте новое невиданное природное явление. Как помочь себе фантазировать?
Ответы:
1. Понятно, что надо сделать какое-то предварительное действие. Лучше совместно использовать разные приемы. Попросить соседей приходить поливать; поставить горшки в таз с водой; наполнить бутылки водой, перевернуть их и воткнуть в землю; закопать в землю цветочного горшка фитиль (жгут из ваты), а другой конец поместить в банку с водой; отнести цветы соседям; накрыть растения стеклянными банками или пластиковыми мешками; раздарить цветы.
2. Приемлемый ответ зависит от конкретных обстоятельств. Позвонить по телефону; включить радио и ждать, когда объявят точное время; выйти на улицу и спросить прохожего; приблизительно можно определить по положению солнца или луны; по первым петухам; по количеству прохожих на улице; по чувству голода; по цветам; по положению "тарелки" подсолнуха; по поведению собаки (хочет ли она на прогулку).

3. Не выносить куклу из дома; привязать к платью; играть всегда в одном месте; класть всегда в одно и то же место; никому не давать играть; вделать в куклу автоматическую пищалку, которая через каждые полчаса подает звуковой сигнал.

4. Используем, например, прием "посредник": промыть водой с песком; продуть пылесосом; прогнать внутри трубы кошку; прокалить на костре, а потом проколотить и прочистить; прочистить вращающимся гибким тросиком.

5. Подсказка: назовите, какие природные явления вы знаете. Ветер, дождь, снег, оползни, грозы, затмения, северные сияния. Сделайте их необычными: усильте, переверните, поменяйте местами. Например: дождь из конфет и игрушек. Быстрое перемещение материков.

Мозговой штурм применим во всех сферах жизни. Это способ выйти из сложной ситуации на работе, в семье или в отношениях. Не пугайтесь названия. Это всего лишь бурная дискуссия, в которой каждый участник активно предлагает варианты решения возникшей проблемы. Почему он так популярен? Как добиться максимальной эффективности в его применении?

Кто автор метода мозгового штурма

Алекс Осборн

Мозговой штурм придумал Алекс Осборн. У него была интересная и насыщенная жизнь. Он работал на стройке, посыльным, клерком, чтобы заработать на обучение. С 21 года он был полицейским репортером, продавцом, учителем. Следующая должность – помощник управляющего на заводе.

Преимущества и недостатки метода мозгового штурма

Преимущества и недостатки метода мозгового штурма

Как любая другая методика, мозговой штурм имеет плюсы и минусы. К плюсам относятся:

  1. Развивается творческое мышление.
  2. Всем участникам приходится проявлять активное участие в работе.
  3. Одна из задач мозгового штурма — раздвинуть рамки сознания.
  4. Участники взаимодействуют друг с другом.
  5. Технология мозгового штурма проста в применении, не требует наличия какого-либо оборудования или помещения.

Интересно, что мозговой штурм, как метод обучения, применим не только для взрослых. Часто его используют в школе и даже в детском саду. Он стимулирует творческую активность, активизирует учебный процесс, помогает детям формировать собственное мнение, взаимодействовать друг с другом.

Из недостатков выделяют:

  1. Как сказано выше, активно участвовать в обсуждении должны все участники группы. Но бывает так, что работает только пара человек. Остальные молча ждут, пока процесс закончится.
  2. Из-за обилия идей и решений мероприятие часто растягивается на несколько часов.
  3. Метод окажется неэффективным, если участники не умеют работать в команде, взаимодействовать друг с другом.
  4. Иногда опытные сотрудники пытаются стать лидерами в обсуждениях, подавляя менее опытных коллег.

Также во время мозгового штурма нужно соблюдать ряд правил. Их игнорирование сводит к нулю попытки найти решение проблемы или задачи.

Популярные виды мозгового штурма

Существует несколько видов мозгового штурма. Они отличаются техникой проведения, ролью участников, результатами.

Брейнрайтинг

Брейнрайтинг

В течение 15 минут члены команды записывают идеи, но вслух их не говорят. Листочек передается по кругу. Участники, прочитав предыдущее предложение, дописывают что-то свое. Главная цель – выдвинуть как можно больше предложений. При этом нельзя критиковать до тех пор, пока мероприятие не закончится.

Мозговая атака на доске

Мозговая атака на доске

Доска размещается на видном месте. Как только в голову менеджера или другого сотрудника приходит идея, он записывает ее на лист бумаги и закрепляет на доске.

По-японски

  1. На первом происходит выделение проблемы. Ведущий представляет детали и нюансы обсуждаемой темы. Участники записывают на отдельных листках бумаги свои мысли по решаемой задаче. Причем это делают так, чтобы каждый оставил запись на всех листочках. После нужно отобрать записи, связанные друг с другом, сдать их ведущему. Он прочитает вслух. Останется только придумать название для каждого набора. В нем должна отображаться суть проблемы.
  2. Поиск решений. Этап похож на предыдущий. Только на этот раз участники записывают идеи по решению проблемы. В конце их группируют в наборы. Каждому набору придумывают название, выражающее общую суть предложений. Цель этой части мозгового штурма – выделить конструктивные, подходящие к сложившейся ситуации идеи.

Коллективная работа в этом случае сближает членов группы, учит работать вместе с коллегами, понимать их позицию.

Многоступенчатый

Если говорить кратко, здесь работают 2 группы:

  • те, кто создает идеи;
  • те, кто оценивает результаты работы.

Желательно, чтобы в первой группе были эрудированные люди с одинаковым темпераментом. Они должны до конца понимать суть проблемы. Достаточно 10 человек.

В каждую группу назначается руководитель. Его главные качества – деликатность и эрудиция. От них зависит, как быстро участники найдут нужную идею.

мозговой штурм в рабочем коллективе


Многоступенчатый штурм выглядит так:

  1. Члены первой группы высказывают идеи.
  2. Задача остается такой же, но подходы нужны новые, нестандартные. Можно выдвигать противоположные тем, что названы.
  3. Подключается вторая группа. Она объединяет все, что было сказано на первых этапах, систематизирует информацию, ищет решения проблемы.
  4. Обсуждаются трудности, которые могут появиться при воплощении идей в жизнь.
  5. Высказанные предложения собираются в несколько принципов.

Последний этап самый интересный. Это дискуссия, в ходе которой разбиваются все предложенные ранее идеи. Критиковать нужно только их, а не участников. Имена последних называть не стоит. Важно, чтобы процесс проходил без заказчиков разработки. Только так работа даст нужные результаты.

Этапы классического мозгового штурма

Этапы мозгового штурма

Генерация идей методом мозгового штурма проходит в 3 этапа:

  1. Определение проблемы. Это предварительная подготовка к работе. В ходе нее участникам обозначают роли. Кто-то будет ведущим, кто-то помощником и т.д.
  2. Поиск решений. Этот этап можно считать самым главным. От него зависит результат. Для максимальной эффективности следует соблюдать некоторые правила. Во-первых, не стоит ограничивать фантазию. Придумывайте любые, необычные и даже абсурдные идеи. Во-вторых, высказанные предложения можно объединять между собой, улучшая их. И, в-третьих, нельзя оценивать или критиковать сказанное участниками.
  3. Третий этап – группирование и оценка идей. Часто его игнорируют. И это неправильно. Именно в этот момент выделяются подходящие идеи, весь процесс сводится к единому результату.

Успех всех этапов зависит от того, насколько согласованно умеют работать участники. Также важно их мнение относительно проблемы и путей ее решения.

Кому доверить проведение мозгового штурма

креативное мышление

От того, кто проводит мозговой штурм, зависит эффективность работы группы. Поэтому ставьте на эту роль лиц, умеющих мыслить креативно, аналитически, логически, а также правильно реагирующих на критику и замечания. Также важно, чтобы они пользовались авторитетом и уважением коллег.
На лидера группы возлагается ряд обязанностей:

  1. Принимать решение о том, какой вид мозгового штурма нужен в данный момент.
  2. Собирать в группы участников.
  3. Определять проблему на этапе формирования идей.
  4. Обеспечивать условия, необходимые для активной работы каждого отдельного участника.
  5. Систематизировать, анализировать идеи.

Также лидер оценивает результаты мозгового штурма. Он принимает решение о реализации их на практике.

Можно ли проводить мозговой штурм онлайн

проведение мозгового штурма онлайн

Существует мнение, что личная встреча – лучший вариант для проведения мозгового штурма. Но на практике доказано, что общение через Skype, на форумах или в чатах не менее результативно. А порой дает и больший эффект. Почему так происходит? Есть несколько причин:

  1. Многие стесняются участвовать в обсуждениях. Спокойная же обстановка при мозговом штурме онлайн располагает их к созданию необычных, уникальных идей.
  2. Предложенные решения сразу фиксируются.
  3. В чате или на форуме члены рабочей группы могут высказываться одновременно.
  4. Этот метод проведения мозгового штурма требует минимум затрат.
  5. Полученные идеи и решения легче обработать.

При проведении мероприятия онлайн также важно соблюдать основные правила. Главное из них – высказанные идеи нельзя критиковать.

Правила для проведения эффективного мозгового штурма

Правила для проведения эффективного мозгового штурма

Как сказано выше, эффективность мозгового штурма во многом зависит от соблюдения правил его проведения. Их всего 10:

  1. Обязательно нужна подготовка. Ее начинают за пару дней до начала мероприятия. Это дает участникам возможность заранее изучить проблему и найти варианты ее решения.
  2. В мозговом штурме должно участвовать как можно больше людей. Много участников – много идей.
  3. Поставленная перед рабочими группами задача должна быть досконально изучена. Это поможет увидеть ее суть. Участники будут настроены на одну волну. Не возникнет недопонимания, противоречий.
  4. Всем, кто участвует в мозговом штурме, нужно делать записи. Чаще всего эту обязанность возлагают на ведущего. Но он тоже человек, что-то упускает или не замечает. Поэтому лучше, если участники также будут делать пометки.
  5. Это правило смело можно назвать самым главным – не критикуйте. Не стоит осуждать, даже если сказанное человеком кажется глупостью, абсурдом. Может быть, это предложение после доработки и улучшения реализуется в жизни. Помните: критика может отбить у человека желание продолжать обсуждение. А этого допустить нельзя.
  6. Если вы участник, предлагайте больше вариантов. Не стесняйтесь. Озвучивайте все приходящие в голову мысли. Делайте это даже тогда, когда кажется, что лучшее предложение уже прозвучало.
  7. Для получения идей привлекайте к работе дополнительных участников. Пусть это будут посторонние люди или сотрудники, которые не принимают участия в мероприятии.
  8. Объединяйте идеи между собой. Особенно удачен этот совет, если предложения сделаны людьми разного ранга, специальностей, должностей.
  9. Чтобы информацию было удобнее воспринимать, пользуйтесь плакатами, схемами, досками.
  10. Смоделируйте ситуацию, в которой все пойдет не так, как хотелось бы. А теперь подумайте, как повернуть ее в свою сторону? Найдите дополнительные варианты. Подготовьте себя к такому повороту событий психологически и морально.

Соблюдать эти правила мозгового штурма нужно всегда, независимо от сферы. Это может быть работа, личные и семейные отношения, бизнес. Уделите время организации процесса. Учтите его нюансы и особенности. Так вы найдете выход из любой ситуации.

11 советов как генерировать больше идей

Путешествуйте во времени

Больше идей – больше шансов найти нестандартное решение задачи. Повысить их количество помогут интересные рекомендации:

  1. Путешествуйте во времени. Подумайте, как вы решили бы проблему, находясь во времена Средневековья? Или, к примеру, живя 1 000 лет назад? А может, вы отправились в далекое будущее?
  2. Этот совет похож на предыдущий. Только путешествовать во времени вам не нужно. Представьте себя в условиях другой страны или культуры. В самых смелых фантазиях можно покинуть пределы нашей планеты.
  3. Измените себя. Вы – участник увлекательной игры. Примите ее правила. Измените образ, внешность, национальность. Это поможет увидеть проблему в новом свете.
  4. Поиграйте в ролевые игры. Здесь вы можете проявить всю свою фантазию и воображение. Почему бы не наделить себя какими-либо сверх способностями или магической силой? Или вообразить себя героем боевика или мультфильма? Посмотрите на задачу с их точки зрения.
  5. Тщательно продумывайте каждый шаг. Учитывайте даже мелкие детали.
  6. Большие задачи разделяйте на маленькие. И пусть будут тысячи деталей. Они помогут увидеть все нюансы.
  7. Обратите внимание на смежные сферы. Берите пример с тех, кто успешно решил проблему, похожую на вашу.
  8. Постарайтесь найти не меньше 100 идей.
  9. Пусть отправной точкой для ваших рассуждений будет какое-то слово или понятие. Не обязательно, чтобы они были связаны с темой.
  10. Подумайте, что мешает вам решить проблему? Или что подталкивает к принятию правильного решения? Позаботьтесь о том, чтобы мешающие факторы были устранены.
  11. Усложните или упростите проблему в несколько раз. Попробуйте решить ее в таком виде.

Эти советы помогут вам сгенерировать десятки интересных идей, из которых после получится выделить оптимальное решение.

8 типичных ошибок

ошибки при использовании мозгового штурма

Пользоваться приемом мозгового штурма несложно. Но многие все же допускают ошибки, которые снижают его эффективность:

  1. Совещание и мозговой штурм проводятся одновременно. Важно понять, что дружеские посиделки с результатом в 2-3 идеи – это не то что нужно. Мозговой штурм – серьезная техника поиска новых решений. Не стоит путать ее с обычным обсуждением рабочих моментов.
  2. Крупные задачи не разбиваются на мелкие. Времени, конечно, уйдет больше. Но и результат будет эффективнее.
  3. Нет разогрева. Рабочая группа состоит из разных людей. У каждого свои проблемы. Кто-то не выспался, кто-то столкнулся с трудностями в семейной жизни. Задача лидера расслабить, успокоить участников. Сделать это поможет разговор на отвлеченные темы.
  4. Установлен регламент. Делать так – большая ошибка. Это свободное обсуждение, дискуссия. И не обязательно высказываться по очереди. Ничего страшного, если участники кричат и перебивают друг друга.
  5. Информация не записывается на диктофон. Конечно, записи можно делать в блокнотах или на доске. Но иногда, если обсуждение слишком бурное, можно что-то упустить или не услышать.
  6. Нет запасных вариантов. Они понадобятся, если обсуждение вдруг начало замедляться. Ведущему нужно заранее найти и подготовить провокаторов. Это люди, которые в момент затишья будут выкрикивать какие-нибудь не связанные друг с другом слова и фразы. Они помогут остальным участникам вновь стать активными.
  7. Мозговой штурм не останавливается вовремя. Не стоит растягивать мероприятие на несколько дней, как это делали ранее. Для решения проблемы хватает пары часов.
  8. Полученные данные не анализируются. Систематизируйте, доработайте, реализуйте идеи. Какие-то предложения можно объединить.

Учитывайте при проведении мероприятия все перечисленные пункты. Иначе мозговой штурм не принесет нужных результатов.

Примеры мозгового штурма

судно как пример использования метода мозгового штурма

Представьте себе судно, на котором нужно перевезти железорудный концентрат. Транспортировка вызывает массу проблем, поскольку груз ведет себя как жидкость. При качке или крене судна он перетекает с одной стороны на другую. Участникам мозгового штурма нужно устранить этот недостаток.

Ведущий напоминает команде о том, что нельзя критиковать высказанные идеи. 6 специалистов выдвигают варианты решения проблемы:

  1. Насыпать груз до края. В этом случае перетекать ему некуда.
  2. Прижать концентрат большими щитами.
  3. С помощью перегородок разделить трюм на несколько частей.
  4. Забрызгать пенополиуретановой жидкостью. Так делают при перевозке зерна.
  5. Мочить груз, а после заморозить его.
  6. Намагнитить.
  7. Под груз подложить подушку. Накачать ее воздухом. Она поднимется и плотно прижмет концентрат к потолку.

Участники перечисляют десятки идей. В согласии с правилами, останавливать их нельзя. Но ведущий предлагает перейти к следующему этапу – критике. Здесь в разговор вступает аналитик. Путем обсуждений команда понимает, что идея со щитами и перегородками не подходит. Предложение использовать подушки с воздухом тоже. Их придется накачивать с помощью бортового компрессора. Все вместе оборудование будет слишком тяжелым.

Заключение

Сущность метода мозгового штурма заключается в поиске эффективных решений путем генерации сразу десятков идей. Участники высказывают не только обдуманные предложения, но и все, что приходит в голову. Благодаря этому ситуация открывается с другой стороны. Вы найдете решения, о которых раньше даже не думали.

Техники мозгового штурма в инновациях

Разработка инновационной стратегии компании и реализация локальных инновационных проектов связаны с регулярными управленческими исследованиями и проблемами, возникающими практически на каждом этапе данных процессов. Принятие решений с позиции проблемно-ориентированного мышления требует от менеджмента привлечения специальных форм коллективной работы. Мозговой штурм (МШ) является одним из действенных средств креативной групповой деятельности, как нельзя кстати подходящим к инновации.

Возникновение и становление метода

Алекс Осборн

Надо признать, что лучшие руководители советской формации прекрасно разбирались в тонкостях управленческой психологии и даже иногда педагогики. И именно социально-психологические закономерности деловых коммуникаций играли (и по сей день играют) ключевую роль для повышения креативности на совещаниях. Проводить мозговой штурм в тот момент был назначен ГИП по проблемной теме. Цели и задачам мероприятия он уделил первоочередное внимание. После их успешной формулировки с начальником отдела кадров был тщательно обсужден и подобран состав участников семинара.

Методика мероприятия предполагала формирование двух групп: генерации идей и их отбора. В первую вошли опытные и молодые конструктора, технологи из обоих отделов (численность – 10 участников), во вторую приказом были назначены три члена научно-технического совета и два заместителя руководителя института. В назначенное время на семинар были приглашены участники группы генерации. Прозвучал доклад одного из ведущих конструкторов по ходу ОКР и возникшим затруднениям. Затем слово взял ГИП. Очень доступно и спокойно он изложил, что сейчас коллегам предстоит высказать свои мысли о том, какое решение ускорит проектирование без потери качества изделия. Было наложено табу на любого рода критику.

На следующем этапе началась дискуссия без критических замечаний, которая продолжалась один час. Выступали вразнобой, все высказываемые идеи протоколировались секретарем. Назначили пятиминутный перекур, во время которого обсуждение обрело более острый характер, возросла активность неформальных лидеров коллектива, возник спор. Постепенно дискуссия перешла в комнату проектировщиков. ГИП мягко, но твердо направил выступающих, напомнив ключевую проблему, цель и задачи семинара. Так прошло еще 30 минут мозгового штурма. Всего было сгенерировано около 40 предложений, они анонимным списком легли на стол ведущему. ГИП подвел итог семинара и поблагодарил присутствующих за участие.

Через день собралась группа оценки идей. Мозговой штурм был продолжен на новой фазе, значительно спокойнее, чем предыдущий этап. Члены группы пришли уже подготовленными с пометками на полях заблаговременно предоставленных им списков. Один из заместителей директора сделал предложение по критериям отбора идей, и полемика сначала развернулась вокруг этого вопроса. Когда же он был улажен, дискуссия и голосование прошло быстро и продуктивно. Что обратило на себя внимание в тот момент? Было ощущение, что процедура затянута и слишком медленная, но результат оказался весьма добротным, а решение эффективным.

идеи мозгового штурма

Принципы и правила мозговой атаки

Причина кроется в общем усложнении ведения бизнеса, увеличении числа факторов риска, в глобализации деятельности и открытости экономики. Настоящий тренд объективен и неотвратим, особенно в условиях инновационного вызова и многократного обострения конкуренции на международных рынках. Мозговой штурм распространен в менеджменте, но его потенциал еще далеко не исчерпан в экономике инновационного типа, поскольку проблемных зон становится только больше. Прогнозирование и постановка инновационной задачи, оценка, ранжирование и управление рисками, НИР и ОКР, функциональные переходы к коммерциализации и процессуальные циклы – все это только увеличивает число применения метода.

Под дискуссией для целей рассматриваемой темы мы договоримся понимать публичное обсуждение проблемы, связанной с инновацией, которое допускает или запрещает спор между участниками, основанный на аргументации высказываемого тезиса-суждения. Правилами мозговых штурмов допускается дискуссионная форма, в которой спор сведен на нет, поскольку в споре очень сложно при оппонировании не впасть в критику, являющуюся для данной методики недопустимой. Критика является ключевым ступором креатива в коллективной творческой деятельности.

Правила проведения мозгового штурма на этапе генерирования идей состоят в следующем:

  • наложение табу на критику предложений в любой форме (вербальной и невербальной);
  • создание внутренних состояний и особой атмосферы с небольшим позитивным настроем;
  • правило расположения участников по кругу с общим визуальным контактом;
  • ведущий и помощник держатся вместе возле доски или флипчарта;
  • ограждение мероприятия от организационных сбоев, обеспечение его плавности;
  • поощрение высказываемым суждениям и идеям, особенно носящим характер инсайта, фантазии и креатива, выражаемым в краткой форме;
  • проведение этапа с поддержкой свободы ассоциаций и творческого настроя;
  • ограничение временного регламента 1 астрономическим часом;
  • правило завершения штурма на позитивном настрое и на подъеме;
  • объявление перерыва в случае снижения активности участников.

метод мозгового штурма

Алгоритм применения метода

На правилах, описанных в предыдущем разделе, базируется стадия генерирования идей. Но перед этим этапом существует еще масса задач, которые обязан выполнить постановщик задачи и назначенный ответственным за совещание ведущий. Основные этапы мозгового штурма предваряет большая подготовительная работа так называемого нулевого этапа , его последовательность состоит из действий:

  • формулирование ключевой проблемы, которую призван решить мозговой штурм;
  • определение целей совещания генерирующей группы;
  • отбор и выбор кандидата на роль ведущего совещания;
  • постановка и принятие задачи мозговой атаки;
  • коррекция задачи в ходе ее проработки на этапе отбора идей;
  • подбор участников в группу генерирования идей;
  • подбор аналитиков в группу оценки и формализации идей;
  • подбор участников в группу генерирования контридей (для отдельных модификаций метода);
  • подготовка помещения, техники, доски, принадлежностей;
  • назначение секретаря совещания и распределение ролей между участниками;
  • подготовка сценария мероприятия (в некоторых случаях);
  • психологический настрой ведущего на совещание.

Первый этап – генерирование идей. Место и время проведения основного совещания имеет значение, поскольку требуется создание особой атмосферы мероприятия и специального настроя участников на работу с тем, чтобы их ничего не отвлекало от погружения в творческий процесс. Метод мозгового штурма чаще всего подробно описывает именно этап генерирования, что не совсем полно отражает суть техники. Данный этап значительно проще провести в территориально обособленном месте, например, в отдельно снятом конференц-зале в отдалении от офиса компании. Порядок его выполнения в полноценном варианте состоит из следующих шагов.

Второй этап мероприятия выполняется другой группой экспертов-аналитиков и следует задаче анализа отбора ценных идей из списка, наработанного группой генерирования. Основные стадии данного этапа представлены на схеме ниже.

экспертиза наработанных идей

Классификация видов мозгового штурма

Рассматриваемая нами методика со временем постепенно развивается и претерпевает модификации, и в настоящее время число разновидностей метода достаточно велико. Связано это с попытками нивелировать присутствующие в нем недостатки и усилить достоинства. Главным его достоинством является доступность и высокая вовлекающая сила, которая проявляется в большинстве случаев грамотного подхода к технике. Основные плюсы и минусы метода вынесены в отдельную таблицу, представленную далее.

достоинства и недостатки МШ

Какие можно выделить виды мозгового штурма? Наиболее широкое распространение имеет традиционный или классический метод. Его отличительными чертами являются быстрый сбор, короткая длительность, объединение в одну сессию этапов генерирования и отбора идей. В последние годы развитие также получили следующие разновидности мозгового штурма.

По существу рассмотренный в настоящей статье метод является универсальным средством нахождения критических мест и поиска решений для управленческих исследований в инновационных проектах, в прогностике, в идентификации и факторном анализе рисков. Кроме того, он является одним из самых полезных инструментов проектной практики в целом, когда PM нуждается в быстрой и продуктивной мобилизации команды на оригинальный выход в ситуации. При освоении метода рекомендую начинать его применение с классической (прямой) формы. По мере достижения успеха в базовой модификации можно смелее прибегать к использованию развитых методов, что, безусловно, принесет новые более значимые эффекты.

Для решения различного рода проблем в разных сферах жизни сегодня применяется немало эффективных методов. И среди всего их многообразия особую популярность и широкое распространение получил именно метод мозгового штурма. Сегодня мы поговорим о том, что он собой представляет, а также приведём 10 правил его успешного и эффективного проведения.

Что такое метод мозгового штурма?

Основные этапы мозгового штурма и правила его построения

Постановка проблемы

Этот этап считается предварительным. Он подразумевает чёткую формулировку проблемы, отбор участников и распределение их ролей (ведущего, помощников и т.д.). Распределение, в свою очередь, зависит от специфики проблемы и формы, в которой будет проводиться штурм.

Генерация идей


  • Максимальное количество идей, без любых ограничений

  • Принимаются даже фантастические, абсурдные и нестандартные идеи

  • Идеи можно и нужно комбинировать и улучшать

  • Не должно быть никакой критики или оценивания предлагаемых идей

Отбор, систематизация и оценка идей

Заключительный, но не менее важный этап, который почему-то часто упускается из виду. Нужно понимать, что посредством этого этапа становится возможным выделить по-настоящему эффективные идеи и привести весь мозговой штурм к общему знаменателю. В противоположность второму этапу, оценка и критика приветствуются. А то, насколько данный этап пройдёт успешно, зависит от согласованности работы участников и общего направления их мнений относительно решаемой задачи и предлагаемых решений.

Как правило, для мозгового штурма создаётся две группы. В первую группу входят люди – генераторы идей, предлагающие решения. А вторая группа состоит из так называемой комиссии, занимающейся обработкой предложенных решений.

Главные плюсы метода мозгового штурма

Представленные ниже преимущества мозгового штурма основаны на идеях кандидата философских наук, социолога и доцента кафедры социологии Сибирского федерального университета П. А. Старикова.

Во-первых, совместная деятельность участников, каждый из которых имеет свой опыт, видение ситуации и знания, образует синергетический эффект, многократно усиливающий результат поиска решений.

Во-вторых , сам процесс мозгового штурма обладает особым творческим потенциалом, тем самым преобразуясь в увлекательную коллективную и даже игровую деятельность.

И, в-третьих, царящая во время мозгового штурма дружественная и позитивная обстановка позволяет его участникам не только конструктивно воспринимать любую критику, но и импровизировать и использовать максимум своего потенциала, а также служит усилению доверия и положительного настроя.

Представленные данные наглядно демонстрируют эффективность метода мозгового штурма и объясняют его востребованность и популярность среди учёных, педагогов, дизайнеров, менеджеров, политиков и других специалистов различных областей по всему миру. Ведь такая коллективная работа позволяет добиться поистине высоких и превосходных результатов. Однако многие учёные, в частности, психологи, утверждают, что если работа команды участников штурма организована неправильно, то и результаты штурма будут очень низкими, сведя достоинства метода на нет. Чтобы этого избежать следует придерживаться нескольких простых правил.

Читайте также: