Понятие и подходы к определению политики субъекты политики доклад

Обновлено: 18.05.2024

Политика: объем, содержание, понятие. Группа социологических, институциональных, субстанциальных и антропологических трактовок политики. Стратификационные и правовые дефиниции. Власть как политическая субстанция. Политика как отношения друзей-врагов.

Рубрика Политология
Вид контрольная работа
Язык русский
Дата добавления 05.03.2011
Размер файла 22,3 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

1. Политика (мир политического): объем и содержание, понятие. Многообразие определений политики

Политика как сфера деятельности по руководству обществом входит в жизнь каждого человека достаточно рано. Содержание мира политики:

1) Наука- в той мере, в какой политика слита со знаниями, идеями, опирается на них.

2) Субъекты и объекты политических взаимодействий.

3) Отношения соц. Субъектов по оводу государственной власти.

4) Установки, интересы цели различных соц. Групп и полит. Институтов.

5) Регулирование и согласование соц. интересов групп, классов, обеспечение целостности общества, разрешение конфликтов.

6) Практическая деятельность по реализации желаемых моделей будущего, программ, курсов.

7) Участие в делах государства, влияние на власть различ. полит. сил (партий, граждан).

8) Деятельность по управлению (политика как искусство возможного).

Политика обеспечивает целостность общества благодаря взаимодействию ее структурных элементов. Поскольку политика - это прежде всего сознательная деятельность участвующих в ней людей, постольку первым ее элементом являются субъекты политики (индивиды, слои). Субъекты политики вступают в политические отношения, т.е. отношения распределения и использования гос. власти на основе полит интересов, целей, установок верований, идеалов, которыми они руководствуются в своей деятельности. Соотнося их с реальными условиями собственного бытия, субъекты политики осознают содержание своих политических интересов. Так формируется система оценок, смыслов и утверждений, которые составляют содержание политического сознания. Эл-ты: полит. Власть (содерж возможность и способность навязывать свою волю другому), полит организация 9 совокупность гос. и негос. институтов, выражающих интересы личности, группы), полит. Культура (тип отношения к полит. явлениям, обнаруживающихся в поведении)

Политика существовала не всегда. Ее появление отразило процесс усложнения соц. Жизни, обусловленной постоянным развитием человеческих потребностей и видов массовой продуктивной деятельности, призванных удовлетворить их.

Такой разброс обыденных представлений о политике связан не только с недостаточно четкими, ограниченными или просто ошибочными знаниями о ней различных людей, но в первую очередь со сложностью, многогранностью, богатством проявлений этого феномена.

Мир политического представляет собой сложное, многослойное, многообразное и вместе с тем изменчивое общественное и культурное явление, которое невозможно рассматривать с помощью четко очерченной схемы. Этим понятием охватываются такие категории, как власть и властные отношения, государственно-политическая организация общества и весь комплекс ее институтов: государственно-правовой, партийный, избирательный, механизм принятия решений и т.д. Структурными и системными компонентами политики являются политическое господство и управление; конституционное закрепление власти; политическое неравенство; механизм правления в рамках различных государственно-политических систем; отношения людей с институтами власти; механизмы обеспечения единства, жизнеспособности и бесперебойного функционирования общества; политическая социализация и коммуникация средств массовой информации. Для правильного понимания сущностных характеристик мира политического необходимо учесть один важный момент. Что касается мира политического в целом, то в нем есть и объединяющее всех членов общества начало.

Разнообразные научные определения политики могут быть систематизированы и подразделены на несколько групп, каждая из которых внутренне дифференцирована. Критериями выделения таких групп служат используемые для характеристики политики общие исследовательские подходы: социологический, субстанциальный (выясняющий материю, основу явления) и системный, а также акцентированные в определениях политики ее важнейшие конституирующие качества и функции в обществе. В соответствии с этими подходами можно выделить три группы определений политики: социологические, субстанциальные и научно сконструированные, связанные со специфической интерпретацией политики.

2. Группа социологических трактовок политики. Экономические дефиниции

Социологические определения политики, основываясь на социологическом подходе, характеризуют ее через другие общественные явления: экономику, социальные группы, право, мораль, культуру, религию. В соответствии с отражаемой сферой общества их можно подразделить на экономические, стратификационные (социальные), правовые, этические (нормативные) и т.д.

Экономические определения политики, наиболее ярко представленные в марксизме и других концепциях экономического детерминизма, характеризуют политику как надстройку над экономическим базисом, как концентрированное выражение экономики, ее потребностей и интересов. Политика как специфическая область общественной жизни в этом случае утрачивает свою самостоятельность, сохраняя лишь относительную, ограниченную автономию. В целом же она определяется объективными экономическими законами, не зависящими от воли политических авторов (субъектов).

Определения политики в духе экономического детерминизма подчеркивают лишь один из важнейших источников политики. Обычно они гипертрофируют влияние экономических потребностей на политику, недооценивают ее самостоятельность. Опыт истории, и прежде всего более чем 70-летнее существование командно-административного социализма, свидетельствует, что не только экономика оказывает сильное влияние на политику, но и последняя может выступать по отношению к экономике командной, главенствующей силой. Поэтому с точки зрения науки представляется более плодотворным рассматривать взаимоотношение экономики и политики как взаимодействие равнозначных и равноправных областей общественной жизни.

3. Стратификационные и правовые дефиниции политики

Важной составной частью социологических определений политики являются ее стратификационные дефиниции. Они трактуют политику как соперничество определенных общественных групп: классов и наций (марксизм) или заинтересованных групп - за реализацию своих интересов с помощью власти (А. Бентли, Д. Трумэн и другие). Если марксистские трактовки политики как борьбы между классами в современном мире во, многом утратили свое влияние, то теория заинтересованных групп получила широкое распространение и развитие, и в частности она представлена в плюралистических концепциях демократии, трактующих политику в современном демократическом государстве как соперничество разнообразных заинтересованных групп, обеспечивающее баланс, равновесие общественных интересов.

В современной научной литературе широко представлены и Противоположные правовым концепциям политики теории. Они рассматривают право как порождение политики, важнейшее средство ее реализации, инструмент создания стабильного политического порядка. Право непосредственно создается государством и основано на политической воле и государственной целесообразности.

4. Этические определения

Правовая трактовка политики непосредственно примыкает к ее этическим (нормативным, ценностным) дефинициям. Это ярко проявляется в концепциях, признающих догосударственное существование естественного права в форме моральных принципов человеческого сообщества: В целом же нормативные понятия политики - важное направление ее социологической трактовки. Используемый в них нормативный подход предполагает рассмотрение политики исходя из идеалов, ценностей, целей и норм, которые она должна реализовать. Анализируемая под этим углом зрения политика представляет собой деятельность, направленную на достижение общего блага. Ее высшей ценностью является общее благо, включающее такие более частные ценности, как справедливость, мир, свобода и др., целью - служение этому общему благу, нормами - конкретные правила, законы, ведущие к его достижению.

Нормативные трактовки политики имеют как сильные, так и слабые стороны. Их достоинство состоит в том, что в них выражается гуманистический идеал, в соответствии с которым должна строиться политика. Такой идеал ориентирует участников политики на общественно ценное поведение. В то же время нормативный подход оперирует достаточно многозначными, не всегда четко определенными категориями, допускающими возможность различной трактовки общественного блага. Тем самым создаются предпосылки для маскировки, камуфлирования корыстных интересов различных политических сил.

Слабость данного подхода проявляется также в большом расхождении понимания политики как деятельности по достижению общего блага и реальности, которая свидетельствует о широком распространении в политике эгоистической мотивации. Кроме того, не все действия по обеспечению общего блага являются политическими. Многие люди совершают общественно полезные, благородные поступки, движимые нравственными или религиозными мотивами.

Несмотря на отмеченные недостатки - нормативный подход, отражая важный аспект политики, имеет полное право на существование. В нем выражается стремление людей, общества окультурить, гуманизировать и рационализировать политику, внести в нее нравственное начало. В нормативных трактовках отражается влияние на политику нравственности, культуры, религиозных ценностей. Поэтому нормативные дефиниции политики, наряду с экономическими, стратификационными и правовыми, входят в группу ее социологических трактовок.

5. Группа субстанциальных определений политики. Власть как политическая субстанция

6. Институциональные и антропологические трактовки политики

Современные антропологические концепции политики разделяют не все идеи Аристотеля, однако, как и он, считают политику органически присущей человеческому роду, укорененной в коллективной природе человека, его индивидуальной свободе, в общественном разделении труда и вытекающем из этого сложном и противоречивом взаимодействии индивидов.

7. Конфликтно-консенсусные определения

Конфликтные дефиниции политики акцентируют внимание на противоречиях, которые лежат в основе политики, определяют ее динамику. С точки зрения таких противоречий политика рассматривается как деятельность по насильственному и мирному разрешению конфликтов. Хотя общую окраску политике придает конфликт, она обычно невозможна без определенного консенсуса, согласия ее участников, основанного на их общей заинтересованности в общественном порядке, на признании правомерности власти и необходимости подчинения закону и т.п.

Особенно важна роль консенсуса, объединяющего политических субъектов фактора в демократическом государстве, где предотвращение и разрешение конфликтов осуществляется на базе признания подавляющим большинством граждан таких основополагающих ценностей, как свобода личности, права человека, воля большинства, а также автономия и право на собственное мнение меньшинства. Как отмечает известный американский политолог С.Ф. Хантингтон, при полном отсутствии социальных конфликтов нет политики, а при полном отсутствии социального консенсуса, общественной гармонии невозможны политические институты.

политика дефиниция власть стратификационный

9. Группа научно сконструированных трактовок политики. Деятельностные, телеологические и системные определения

Динамический, процессуальный характер политики раскрывают ее деятельностные определения. Они характеризуют политику как процесс подготовки, принятия и практической реализации обязательных для всего общества решений. Такая интерпретация политики позволяет проанализировать важнейшие стадии ее осуществления. К таким стадиям относятся: определение целей политики, принятие решений; организация масс и мобилизация ресурсов для реализации этих целей; регулирование политической деятельности; контроль за ней; анализ полученных результатов и определение новых целей политики. Деятельностная интерпретация политики широко используется, в частности, в теории политических решений.

Телеологические определения политики, как это видно из характеристики, данной Парсонсом, широко используются в рамках системного анализа общества. С системной точки зрения политика является относительно самостоятельной системой, сложным социальным организмом, целостностью, отграниченной от окружающей среды - остальных областей общества - и находящейся с ней в непрерывном взаимодействии. Политическая система заботится о самосохранении и призвана удовлетворять целый ряд общественных потребностей, важнейшая из которых интеграция общества.

Системная интерпретация политики получила детальное обоснование и развитие в разнообразных теориях политических систем, первыми и наиболее значительными из которых были концепции американских политологов Д. Истона и Г. Алмонда.

Рассмотренные выше трактовки политики не исчерпывают твоего многообразия ее определений, хотя и отражают важнейшие из них. Такое обилие научных характеристик объясняется прежде всего сложностью политики, богатством ее содержания, многообразием свойств и общественных функций. Обобщая различные дефиниции, можно определить политику как деятельность социальных групп и индивидов по артикуляции (осознанию и представлению) своих противоречивых коллективных интересов, выработке обязательных для всего общества решений, осуществляемых с помощью государственной власти.

Подобные документы

Содержание политики. Функции политики. Политика как наука и искусство. Формирование политики. Человек как субъект политики. Политическая жизнь. Демократия как устойчивый политический порядок.

контрольная работа [26,0 K], добавлен 10.09.2007

Политика. Политика как социальное явление. Основными принципами проведения социальной политики. Структура политики. Компоненты политики: внутренняя и внешняя политика, экономическая политика, социальная политика.

контрольная работа [17,9 K], добавлен 23.04.2007

Системно-функциональный и деятельностный походы к изучению многомерного мира политики в отечественной политологии. Понятие власти как общественного явления, подчинения интересов членов общества единой политической воле путем убеждения и принуждения.

контрольная работа [42,4 K], добавлен 16.08.2015

Сущность, содержание и механизм осуществления внешней политики. Международные отношения: понятие, структура и типы. Мировая политика и международное право. Внешнеполитическая концепция. Место Беларуси на международной арене. Приоритет внешней политики.

реферат [27,8 K], добавлен 15.11.2008

Политология как наука о политической системе общества и об управлении посредством ее обществом. Основные экономические, стратификационные (социальные), правовые, этические (нормативные) трактовки политики. Возникновение и эволюция политической мысли.

курсовая работа [37,2 K], добавлен 25.07.2010

Различные подходы к определению сущности политики, ее происхождение и основные функции. Взаимодействие политики с экономикой, юридической сферой, моралью. Понятие и структура власти, классификация ее ресурсов. Значение политических отношений в обществе.

реферат [23,1 K], добавлен 20.01.2012

Понятие и содержание внешней политики, ее главные цели и функции, принципы формирования, средства реализации. Международные отношения: субъекты и классификация. Общие положения концепции внешней политики РФ, приоритеты и решение глобальных проблем.

4. Научные подходы к определению политики

I. Социологический
С позиции всего общества
1. Экономическое
Концентрированное выражение
экономики, элемент надстройки
общества
2. Стратификационное
Соперничество социальных групп,
классов, наций
3.Правовое
Деятельность гос-ва по охране
естественных прав и свобод ч
4. Этическое
Деятельность, направленная на
достижение общего блага

II. Субстанциональный
1. Властное
С позиции того что лежит в основе
2. Институциональное
Деятельность политических
институтов, прежде всего гос-ва и
партий
3. Антропологическое
Способ коллективного
существования людей, форма
цивилизованного общения на
основе права
4. Конфликтологическое
Деятельность по насильственному
или мирному разрешению
конфликтов
Деятельность, направленная на
обретение, удержание и
использование власти

III. Научные
1. Деятельностное
Процесс подготовки, принятия и
практической реализации
обязательных для всего
общества решений
2. Телеологическое
Деятельность по
эффективному достижению
коллективных целей
3. Системное
Самостоятельная система,
часть общественной системы,
отделенная от окружающей
среды и черпающая из неё
ресурсы

7. Политика – это самостоятельная сфера жизни общества особая разновидность деятельности Ч

критерии
Директивный Функциональный
Коммуникативный
Определение
политики
Д по
Разделение
руководству и полномочий и
управлению О обязанностей при
их согласовании
Универсальное
средство
обеспечения
целостности О и
механизм
регулирования
конфликтов
Представители
Вебер
Платон
Парсонс,
Истон
Аристотель
Макиавелли
Маркс
Дарендорф
Дейч
Недостатки
Сужение до
отношений по
поводу гос.
власти
Акцент на том, кто
принимает
решения?
-----------------------Маркс – сужение до
сферы господства и
подчинения

Важнейшие признаки политики
Сфера отношений по поводу власти
Способ организации общественной жизни
Деятельность субъектов политики (политических элит, лидеров, народа)

10. 2. Причины появления политики

• Это явление социальное, она возникает только в
О, которое представляет собой взаимодействие
индивидов, наделенных сознанием и волей.
• На заре развития человечества в примитивных
обществах политика отсутствовала, т.к.
Существовало равенство – естественное
совпадение соц. интересов – согласованное
поведение (чтобы выжить)
Взаимодействие основывалось на естественных
связях

Развитие Ч
Совершенствование трудовой деятельности
Общественное разделение труда
Прибавочный продукт
Частная собственность
Выделение личности
из коллектива
Индивидуальные
интересы
Имущественное неравенство
Расширение территории, появление конфликтов
Потребность согласовать
разнообразные интересы
Политика

12. 3. Функции политики

1. интеграционная
Поддержание целостности общества,
обеспечение порядка и стабильности
2. целеполагающая
Разработка коллективных целей,
приоритетов общественного развития,
выражение интересов различных групп и
слоев
3. мобилизационная
Организация масс на достижение
коллективных целей
4. социализаторская
Приобщение индивида к политической
культуре, вовлечение в политическую
жизнь
5. распределительная
Контроль и распределение ценностей и
благ
6. коммуникативная
Укрепление и расширение
взаимоотношений между государствами,
народами
7. консенсусная
Предотвращение конфликтов в обществе

4.
Структура
политики
Субъекты
политики
Пол.
сознание
Политические
отношения
действия
Объекты
политики
Пол.
культура
Цель
Средства
Результат

Субъекты
политики
Личность
Политик
Обыватель
Социальные
общности
Класс
Слой
Проф. группа
Нация
Народ
Пол.элита
Институты
Политические
Гос-во
Партия
ОПдв-ние
Неполитические
Кооперативы
Профсоюзы
Клубы
Общества

15. 5. Виды политики

критерии
1.
По гос. функциям
Внутренняя
Внешняя
2. По масштабу
распространения
виды
•Экономическая, финансовая, налоговая,
инвестиционная, аграрная
•Социальная, национальная, демографическая,
молодежная, классовая
•Культурная, религиозная, научно-техническая
•Государственная, партийная, военная, кадровая
•Локальная
•Региональная
•Международная
•Мировая
3. По целям (приоритетам •Нейтралитета
деятельности)
•Национального примирения
•Большого скачка
•Компромиссов
•Открытых дверей
•Большой дубинки

4. По характеру
•Декларируемая
•Реальная
•Действенная /
Эффективная
5. По идеологическому •Либеральная
содержанию
•Консервативная
•Радикальная
•Революционная
•Демократическая
6. По срокам действия •Краткосрочная
•Долгосрочная
•Перспективная

17. 6. Соотношение политики и морали

18. Темы для эссе:

В широком понимании политика — это создание, сохранение и обогащение наиболее общих правил общежития (Э. Хейвуд). Иными словами, политика – это неотъемлемая и насущно востребованная потребность государственно-организованного сообщества людей. Э. Хейвуд полагает, что широкое понимание политики объединяет несколько измерений: политика как искусство государственного управления; как публичный процесс; как разрешение общественных конфликтов через дискуссии и компромисс; политика как власть.

В узком понимании политика – это деятельность социальных групп и индивидов, направленная на осознание и представление своих коллективных интересов, на выработку обязательных для всего общества решений.

  • особая сфера человеческой деятельности, цель которой – регулировать и согласовывать социальные интересы групп, социальных слоев, обеспечивать целостность общества, разрешать конфликты;
  • политические действия, практика;
  • совокупность отношений между людьми, живущими в обществе, отношения между лидерами и обществом;
  • политические принципы, убеждения, мнения или симпатии отдельной личности;
  • политическое руководство в разнообразных сферах;
  • в массовом сознании: управление каким-либо процессом;
  • способности сознательно ставить цели и определять средства их достижения, а также умения соизмерять затраты и результаты;
  • искусство достижения и умелого использования государственной власти.

Политика — деятельность классов и иных социальных групп, связанная с определением содержания и форм, задач и функций государства, а также его взаимоотношений с другими государствами.
Российская социологическая энциклопедия

↑ Структура политики

Структура политики - это совокупность организационных форм, институтов, систем правления и организационных норм, придающих стабильность политике и позволяющей регулировать отношения в обществе. Политика обеспечивает целостность общества благодаря взаимодействию ее структурных элементов.

Структуру политики составляют: участники (субъекты) политической деятельности и общественные явления, связанные с политическим процессом, а именно – политические отношения, политическая власть, политические организации, политическое сознание и политическая культура.

Субъекты политики - непосредственные участники политической деятельности (индивиды, социальные группы, слои, массы, организации).

Субъекты политики вступают в политические отношения

Политические отношения – это отношения между различными классами и иными социальными слоями с целью осуществления политической (прежде всего государственной) власти. По своей сущности политические отношения представляют собой политическую борьбу, т.е. соперничество между различными общественными силами, цель которых – завоевать политическую власть. Политическая борьба может носить гармоничный характер, когда борьба за власть (соперничество) осуществляется в правовых рамках и если конституция предусматривает равные возможности всем общественным силам участвовать в политике и в политических отношениях. Однако политическая борьба может выливаться в политический конфликт.

Далее в результате осознания субъектами политики своих политических интересов формируется политическое сознание.
Политическое сознание — совокупность взглядов, идей, убеждений, отражающих коренные интересы различных социальных групп, возникающие в связи с осуществлением политической власти, участием в политической жизни общества. В политическом сознании получает отражение отношение различных социальных слоев к общественному строю, к системе власти, к государству и политическому режиму, партиям и общественным движениям.

Характер взаимодействия участников политической жизни зависит от уровня политической культуры.

Политическая культура — это воплощенное в жизнь политическое сознание, что выражается в характере и способах духовно-практической деятельности, направленной на закрепление, воспроизводство и развитие политических и социальных интересов.

Выражать интересы личности, группы и общества призвана совокупность государственных и негосударственных институтов или политическая организация.

Также одним из элементов политики является политическая власть.

Политическая власть – способность политических сил оказывать влияние на общество, разрабатывать и осуществлять политику на основе баланса сил и интересов, подчиняя этому людей.

Объекты политики – непрерывно меняющиеся общественные проблемы, решение которых требует адекватного реагирования всей системы политических институтов, принятия соответствующих управленческих решений.

↑ Типы политики

  • экономическую,
  • социальную,
  • национальную,
  • научно-техническую,
  • экологическую,
  • культурную,
  • военную,
  • налоговую,
  • демографическую,
  • религиозную,
  • государственную,
  • партийную,
  • молодежную.

↑ Функции политики

Политика выполняет в обществе ряд значимых функций:

1) обеспечение целостности и стабильности общества;
Осуществление этой функции возможно благодаря способности политики формулировать общие цели, определять социальные ориентиры, разрабатывать проекты будущего в процессе общественного прогресса;

2) мобилизация и обеспечение эффективности общей деятельности;
Политика обеспечивает реализацию общих целей с помощью создания мотивационного механизма;

3) обеспечение общественного порядка и создание гарантий осуществления прав и свобод человека;
Политика создает гарантии прав и свобод личности, обеспечивает общественный порядок, гражданский мир.

4) предотвращение и регулирование социальных (этнических, региональных) конфликтов.
Политика обеспечивает взаимодействие различных групп общества, управляет социальными процессами и регулирует их.

В рамках современной политологии феномен политики описывается исходя из нескольких подходов: социологического, субстанциального и системного.

Группа социологических определений политики (или социологический подход) основана на характеристике политики через другие общественные явления: экономику, право, мораль, культуру. Среди социологических определений можно выделить несколько вариантов.

а) экономическиеопределения политики наиболее ярко представлены в марксизме: политика есть концентрированное выражение экономики. Политика как специфическая сфера общественной жизни утрачивает свою самостоятельность.

б) правовые определения основаны на понимании политики как производной от права. Яркий примерправового определения политики — теория общественного договора (Б. Спиноза, Т. Гоббс, Ж-Ж. Руссо). Теория общественного договора трактует политику как вид деятельности, по защите естественных прав человек.

в) нормативно-этические (ценностные) определения сводят политику к деятельности, направленной на достижение общего блага. Ценности правильного политического устройства — справедливость, мир, свобода.

г)культурологические определения рассматривают политику как форму коллективного, совместного существования людей. Качество политики зависит от культурных составляющих — менталитета, ценностных ориентации, норм, воплощающихся в моделях поведения.

Группа субстанциальных (сущностных) определений ориентирована на раскрытие первоосновы, внутренней сущности политики.

а) силовые или директивные (властные) определения. В них политика — это действия, направленные на власть, ее обретение, распределение, удержание и использование. Сущность власти определяется через механизмы социального господства. Основные теоретики: Н. Макиавелли, М. Вебер, К. Маркс.

в) конфликтно-консесуальные определения показывают то, что политика связана с интересами и деятельностью больших групп людей. Социум не монолитен, он имеет сложную структуру.

г) антропологические определения отражают источник политики, лежащий в природе самого человека.

Третья группа включает системные (телеологические определения политики). Политика — это не застывшее, законченное явление, а постоянно возобновляющийся процесс. Процесс подготовки, принятия и практической реализации обязательных для всего общества решений.

С системной точки зрения политика является самостоятельной подсистемой социума, имеющей центр принятия решений и окружение, связанные механизмами обратной связи.

Политика — это деятельность больших масс людей (классов, групп) по поводу борьбы за власть, ее

завоевание и использование.

Политология как наука. Функции и методы политологии. Взаимосвязь политологии с другими общественными науками.

Политология — это наука о политике, о конкретно-исторических политических системах, об их структуре и механизме их функционирования и развития.

Разнообразные методы, применяемые политической наукой, позволяют глубоко и всесторонне познать ее предмет. Среди традиционных:

1) исторический метод, т.е. описание личностей, событий, политических кризисов и внешней политики в хронологическом порядке.

2) описательный, т.е. описание государственных органов, их функций, структуры, роли, которую они играют в политической жизни.

3) институциональный метод придает особое значение изучению формальных государственных структур, таких, как исполнительные, законодательные, судебные органы, административные учреждения и т.д.

4) сравнительный метод предполагает сопоставление однотипных политических явлений: политических систем, партий, электоральных систем.

5) социологическийподход предполагает выяснение зависимости политики от общества, социальной обусловленности политических явлений, в том числе в том числе влияния на политическую систему экономических отношений, социальной структуры, идеологии и культуры.

6) психологический метод ориентирует на изучение субъективных механизмов политического поведения, индивидуальных качеств, черт характера, бессознательных психологических процессов и типичных механизмов психологических мотиваций.

Вторая группа методов носит инструментальный характер и относится к организации и процедуре познавательного процесса. Это анализ и синтез, индукция и дедукция, сочетание исторического и логического анализа, мысленный эксперимент, моделирование, математические и кибернетические методы.




Третью группу изучения политической жизни составляют эмпирические методы, т.е. получение первичной информации о политической жизни. К ним относятся: использование статистики, анализ документов, анкетные опросы, лабораторные эксперименты, теория игр, наблюдение, осуществляемое исследователем

Политология выполняет такие функции, как

1) оценочная;

2) политическая социализация, формирование гражданственности, политической культуры населения;

3) рационализация политической жизни.

Тесная связь характерна для политологии и философии. Философия, являясь общеметодологической основой любой науки, рассматривает и наиболее общие вопросы политики. Политическая философия осуществляет мировоззренческое осмысление политики и ее природы, выявляет универсальные законы и принципы во взаимоотношениях общества, государства и личности, разрабатывает теорию познания политики, соотношение объективного и субъективного, материального и духовного, рационального и иррационального в политике..

Наиболее тесно политология связана с социологией и, особенно, с политической социологией. С точки зрения объекта и методов исследования политология и политическая социология часто отождествляются, однако различия в предмете их исследования существуют.

Экономические науки, изучающие процессы производства, обмена и распределения материальных благ, интересуют политолога с точки зрения того, как взаимодействуют экономика и политика, как формируются экономические, а значит, и политические интересы больших социальных групп.

Политология тесно соприкасается и с правовыми науками, так как политические и правовые отношения неразрывно связаны между собой. Правовые нормы и отношения получают обязательный характер лишь в системе политической власти, которая, в свою очередь, не может нормально функционировать без правового оформления. Политология по отношению к правовым наукам является более общей теорией. Очевидна связь политологии с психологией. Знание психологии помогает раскрыть субъективные механизмы политического поведения индивидов и групп, влияние убеждений, ценностных ориентаций и установок людей на их поведение, психологические особенности различных типов политических лидеров. Стили политического руководства также имеют важное значение в политике.

Определенная взаимосвязь имеется между политологией и географией. Географическая среда, природно-климатические факторы оказывают существенное воздействие на внутреннюю и внешнюю политику.

Современная политическая наука проявляет интерес к антропология, биология, демография.

Авторитарный режим

Авторитарные режимы, выражая интересы соответствующих социальных слоев и групп, определенного политического класса, обычно содействуют развитию рыночных отношений в экономике и социуме при общем директивном контроле над ними. Эти режимы используют широкий ряд политических методов и приемов сохранения своей власти и руководства обществом. Среди них: создание соответствующей политико-правовой базы режима, использование государственных ресурсов для обеспечения благоприятных результатов выборов, формальный (или направляемый) политический плюрализм, который выражается в том, что власти прибегают к избирательному запрещению или временной приостановке деятельности некоторых партий, общественных объединений, профсоюзов и т.д. Характерен также контроль над основными средствами массовой информации, которые выступают апологетами режима.

Парламент может выразить вотум недоверия правительству, что влечет за собой отставку правительства либо роспуск парламента и проведение досрочных выборов. В большинстве стран с парламентской формой правления членство в правительстве совместимо с сохранением депутатского мандата. Глава правительства (премьер-министр, канцлер) реально является первым лицом в политической иерархии. Президент же фактически занимает в ней более скромное место, осуществляя главным образом представительские и церемониальные функции. Глава государства избирается, как правило, парламентским путем, т.е. либо парламентом, либо особой коллегией, создаваемой на основе парламента.

•Полупрезидентская (смешанная) — Австрия, Финляндия, Франция, Болгария, Польша. Сочетают сильную президентскую власть с эффективным контролем Парламента за деятельностью Правительства. Правительство несет двойную ответственность.

Эта форма правления стремится сочетать сильную президентскую власть с эффективным контролем парламента за деятельностью правительства. Она не имеет таких устойчивых типичных черт, как парламентская и президентская республики и в различных странах существенно отличается в ту или иную сторону. Ее главная отличительная черта – двойная ответственность правительства перед президентом и парламентом.

Понятие политики. Многообразие подходов к определению сути политики

В рамках современной политологии феномен политики описывается исходя из нескольких подходов: социологического, субстанциального и системного.

Группа социологических определений политики (или социологический подход) основана на характеристике политики через другие общественные явления: экономику, право, мораль, культуру. Среди социологических определений можно выделить несколько вариантов.

а) экономическиеопределения политики наиболее ярко представлены в марксизме: политика есть концентрированное выражение экономики. Политика как специфическая сфера общественной жизни утрачивает свою самостоятельность.

б) правовые определения основаны на понимании политики как производной от права. Яркий примерправового определения политики — теория общественного договора (Б. Спиноза, Т. Гоббс, Ж-Ж. Руссо). Теория общественного договора трактует политику как вид деятельности, по защите естественных прав человек.

в) нормативно-этические (ценностные) определения сводят политику к деятельности, направленной на достижение общего блага. Ценности правильного политического устройства — справедливость, мир, свобода.

г)культурологические определения рассматривают политику как форму коллективного, совместного существования людей. Качество политики зависит от культурных составляющих — менталитета, ценностных ориентации, норм, воплощающихся в моделях поведения.

Группа субстанциальных (сущностных) определений ориентирована на раскрытие первоосновы, внутренней сущности политики.

а) силовые или директивные (властные) определения. В них политика — это действия, направленные на власть, ее обретение, распределение, удержание и использование. Сущность власти определяется через механизмы социального господства. Основные теоретики: Н. Макиавелли, М. Вебер, К. Маркс.

в) конфликтно-консесуальные определения показывают то, что политика связана с интересами и деятельностью больших групп людей. Социум не монолитен, он имеет сложную структуру.

г) антропологические определения отражают источник политики, лежащий в природе самого человека.

Третья группа включает системные (телеологические определения политики). Политика — это не застывшее, законченное явление, а постоянно возобновляющийся процесс. Процесс подготовки, принятия и практической реализации обязательных для всего общества решений.

С системной точки зрения политика является самостоятельной подсистемой социума, имеющей центр принятия решений и окружение, связанные механизмами обратной связи.

Политика — это деятельность больших масс людей (классов, групп) по поводу борьбы за власть, ее

Читайте также: