Наскальные рисунки в россии доклад с картинками

Обновлено: 01.06.2024

Это тоже искусство, которое помогает ребенку постичь мир.
Через наскальную живопись осуществлялась связь поколений, передавались знания, накапливающиеся веками, предметы искусства являлись родовыми реликвиями; осуществлялась связь общества с религией (бо́льшая часть изображений использовалась для проведения обрядов и ритуалов). Это искусство развивало человека, его представления о красоте, о прекрасном.
Часто наши предки в своих рисунках обращались к теме смерти и уходу из этого мира. В качестве типового символа у большинства народов рисовали лестницу, поднимающуюся в небо. Народы Сибири использовали для этого своеобразные личины – маски своих шаманов, похожие на духов. Позднее появились отдельные знаки, так солнце изображалось в виде круга с точкой посередине, вода – в виде зигзагообразной линии. Такие петроглифы можно встретить у разных народов, чаще всего они использовались при создании календарей.

Екатеринбург:
1. Северская писаница — На северном отроге горы Медвежка, в трёх километрах северо-восточнее посёлка Северка, в окрестностях Екатеринбурга находится уникальный археологический памятник времён неолита. Гранитные скалы матрацевидной формы, площадью пять на пятнадцать метров, содержащие древние наскальные рисунки, были открыты совсем недавно – в 1985-м году, во время школьной экспедиции под руководством учителя В.Н. Пронина.

Чита:
1. Титовская сопка — Расположена на юго-западной окраине города Чита в районе стрелки рек Ингода и Чита. На склонах Титовской Сопки известны древние наскальные рисунки и погребения от эпохи бронзы до средневековья.

Алтай:
1. Калбак-Таш — Петроглифы Калбак-Таша. Алтай
Место, называемое Калбак-Таш, находится на правом берегу Чуи, между селами Иодро и Иня (в 12 км от первого и в 18 — от второго)

Мурманск:
1. Канозерские петроглифы — Канозерские петроглифы — группа наскальных изображений на островах в озере Канозеро в юго-западной части Кольского полуострова Мурманской области России.
2. Чальмны-Варрэ — В 1973 близ урочища Чальмны-Варрэ экспедицией Н. Н. Гуриной и В. Я. Шумкина обнаружены шесть камней, на плоской поверхности которых высечены различные изображения. Они высечены на поверхности шести валунов, самый крупный из которых имеет площадь почти 7 м². Число изображений на них колеблется от 2—3 до 60. Изображены сцены охоты на оленей и лосей, камлания шамана, рождения олененка
Сейчас в Чальмны-Варрэ доступны для осмотра пять камней с петроглифами, шестой в марте 1988 года был вывезен в музей истории, культуры и быта кольских саамов в селе Ловозеро.

Иркутск:
1. Шишкинские писаницы — Вблизи деревни Шишкино, в Иркутской области, на отвесных скалах, тянущихся на три с половиной километра вдоль правого берега реки Лены, располагается уникальный комплекс из семисот петроглифов, появившихся в период, начиная с позднего неолита (около десяти-пятнадцати тысяч лет назад) и заканчивая современным нам XIX веком.
Когда-то древние горы из красного песчаника содержали около двух-трёх тысяч изображений, но многие из них исчезли под влиянием естественных климатических и вандальных человеческих действий. Шишкинские писаницы были открыты в начале XVIII столетия руководителем одной из Великих Северных Экспедиций – Г.Ф. Миллером. Мировую известность иркутские петроглифы получили в середине прошлого века благодаря научным трудам советского академика А.П. Окладникова.

Урал:
1. Шайтанская писаница — Река Реж рождается в 10 километрах к северо-востоку от озера Аятского от слияния двух небольших речек — Аять и Большой Сап. Круто поворачивая на северо-восток и сливаясь с Нейвой, она даёт начало Нице, важному притоку Туры.
Пункты с наскальными рисунками обнаружены в верхнем и среднем течении Режа. Первый из известных — писаница на Шайтан Камне. Шайтан — название многих скал на реках и озёрах Урала. Их обычно связывают с манси-вогулами. Однако само слово шайтан (злой дух, черт) не мансийское, а тюркское. Топонимы такого рода прежде всего отражают отношение тюрков-мусульман (а также и русских переселенцев, взявших слово шайтан в свой лексикон) к местам религиозного поклонения язычников.
Шайтан Камень представляет собой отвесную 40 метровую стену из гранитов серых цветов, протянувшуюся вдоль реки на 400 метров с нанесенными не нее рисунками.

Респ. Башкортостан (д. Гадельгареево)
1. Пещера Шульган-Таш (Капова) — Это карстовая пещера, выработанная подземными водами в каменноугольных известняках массива Шульган-Таш Географическое положение:
3 ,5 к м к ю го – ю го-востоку от д.Гадельгареево, в заповеднике Шульган-Таш.
В залах этой пещеры сохранилась уникальная для России палеолитическая живопись — изображения мамонтов, лошадей, носорогов, быков и абстрактных фигур, выполненные красной охрой, — доказывающая существование Уральского очага палеолитической культуры (второго после Юго-Западной Европы). Там же сохранился культурный слой этой эпохи. Пещера Шульганташ (Капова) включена в Глобальный реестр геологических памятников.

Бурятия:
1. Ба́га-Заря́ — Гора, расположенная в 3 км к югу-юго-востоку от села Бага-Заря — одно из самых замечательных местонахождений писаниц (петроглифов) в Юго-Западном Забайкалье. Когда они были обнаружены в 1948 году, насчитывалось более 150 наскальных рисунков, сейчас осталось не более 50-ти. На скалах и отдельных камнях серого гранита были изображены в стилизованной манере козлы с крутозагнутыми рогами, олени, лани, верблюды, кабаны, рыбы и целые сцены охоты. Все рисунки были высечены резцом. Изображения более 80-ти писаниц хранятся в библиотеке села. Зарубино Джидинского района Бурятии.

Петроглифы Бурятии Петроглифы Бурятии Петроглифы Бурятии Шайтанская писаница Капова пещера Капова пещера Капова пещера Шишкинские писаницы. Иркутск Шишкинские писаницы. Иркутск Шишкинские писаницы. Иркутск Шишкинские писаницы. Иркутск Щеглец Шишкинские писаницы. Иркутск Шишкинские писаницы. Иркутск Красноярские писаницы Красноярские писаницы Красноярские писаницы Красноярские писаницы Красноярские писаницы Красноярские писаницы Красноярские писаницы Чальмны-Варрэ Чальмны-Варрэ Онежские петроглифы Онежские петроглифы Канозерские петроглифы Канозерские петроглифы Калбак-Таш Калбак-Таш Онежские петроглифы Онежские петроглифы Калбак-Таш Калбак-Таш Титовская сопка. Чита Титовская сопка. Чита Петроглифы Сикачи-Аляна Петроглифы Сикачи-Аляна Петроглифы Сикачи-Аляна Петроглифы Сикачи-Аляна Северская писаница Северская писаница Боярская писаница Северская писаница Сулекская писаница Сулекская писаница Сулекская писаница Сулекская писаница Сулекская писаница Томская писаница. Кемерово Томская писаница. Кемерово Томская писаница. Кемерово Томская писаница. Кемерово Томская писаница. Кемерово Томская писаница. Кемерово Томская писаница. Кемерово

Тайный ребус от далеких предков из Красноярского края. Фото/khakasia.com


О том, как жили наши предки, мы судим по находкам археологов. Но самыми красноречивыми, пожалуй, можно считать наскальные рисунки древних и первобытных людей. Ведь это не просто бездушные предметы, а своего рода летопись той жизни, которая происходила в разных уголках планеты. Например, именно благодаря петроглифам мы знаем, что в самых дальних регионах России, где сейчас климат довольно суров, тысячелетия назад во всю кипела жизнь и водились довольно экзотические для современного россиянина животные.

Петроглиф на Чукотке. /Фото:bibliotekar.ru

Петроглифы, или, как их у нас еще называют, писаницы в России в основном находят на открытой местности, а не в замкнутых пещерах. В качестве краски предки современных художников использовали оксиды железа, угль или охру. Иногда в охру добавляли жир или кровь животных. Состав некоторых красок до сих пор не раскрыт. Больше всего наскальных рисунков в нашей стране найдено в окрестностях Байкала, Онежского озера и Белого моря. Писаницы находят на Урале и Алтае, Забайкалье и Якутии, а также в Карелии.

На юге Урала жили носороги, мамонты и бизоны

Капова пещера, расположенная на Южном Урале, хранит рисунки, которым примерно 16 000 лет. Почти все они выполнены красной краской, которая изготовлена путем смешивания охры и животного жира. На стенах изображены хижины, лестницы, геометрические фигуры.

Самые древние рисунки, как установили ученые, сделаны в эпоху палеолита, когда на планете жили кроманьонцы. Древние художники оставили после себя десятки изображений мамонтов, носорогов, бизонов, а также более привычных для этого региона животных – например, лошадей.

Здесь жили бизоны и мамонты. /Фото:dostoyanieplaneti.ru

В Южной Сибири ездили верхом на оленях и варили в котлах из бронзы

На склонах Боярского хребта в Сибири, помимо фигур людей и зверей, изображено много бронзовых котлов. Аналогичные, только не нарисованные, а настоящие, находят в тех же краях археологи. Еще Геродот писал, что скифы варили в таких емкостях мясо жертвенных животных, а их кости кидали в огонь. Боярские изображения, на которых наши предки именно это и делают, говорят о том, что ритуальные жертвоприношения практиковались когда-то и в этой части планеты.

Копия фрагмента Боярской писаницы./Фото:arheologija.ru

Копия фрагмента Боярской писаницы./Фото:arheologija.ru

Представители тагарской культуры, которые жили здесь тысячелетия назад, оставили на скальных стенах данные и о своих жилищах. На писанице можно увидеть как дома из сруба, так и подобия юрт. Кстати, в качестве погребальных сооружений древние люди обычно возводили конструкции, имитирующие дома, в которых жили.

Боярские наскальные рисунки. /Фото:perevalnext.ru

По древним рисункам можно судить и о животных, которых разводили скотоводы на Cреднем Енисее. Помимо лошадей, овец, коз и коров, это яки, длиннорогие туры, северные олени. Например, один неизвестный художник запечатлел стадо оленей, причем на одном из них сидит человек. Это означает, что на Среднем Енисее тысячи лет назад были распространены одомашненные северные олени, которых предки использовали также, как лошадей.

Прообразы икон: они существовали задолго до появления египетских пирамид

Настоящей сенсацией для ученых стало обнаружение в Курагинском районе Красноярского края огромного количества наскальных рисунков, которые называют Шалаболинской писаницей. По словам археологов, это явление мирового масштаба, ведь изображения на несколько тысяч лет старше Египетских пирамид. Многочисленные рисунки, найденные на берегу реки Тубы на высоте от 1,5 м до 150 м, очень интересны и познавательны: здесь изображены и стада животных, и сцены охоты, и человек, который доит лосиху, и даже некие химеры – животные, которых на самом деле не существовало.

Наскальный рисунок. /Фото:dostoyanieplaneti.ru

Ученые считают, что с помощью фантастических зверей авторы хотели донести зрителям какую-то ритуально-магическую информацию, и эти биоморфные объекты служили им для поклонения. Многие исследователи Шалаболинской писаницы видят в ее изображениях прообразы современных икон. Считается, что весь этот трехкилометровый скальный массив использовался для совершения религиозных ритуалов.

Некий странный ритуал. Шалаболинская писаница/ Фото:www.khakasia.com

Древние художники Шалаболинской писаницы использовали охру, битумную тушь, а также применяли технологии выбивки, шлифовки, полировки и гравировки.

В верховьях реки Лены жили верблюды?

В Иркутской области на отвесных скалах в верховьях Лены красуются древние рисунки людей в лодках, а также животных (в том числе и мифических), сцены охоты и дальних походов.

Шишкинская писаница / Фото:wiki-org.ru

Скала у реки Лены. / Фото:nature.baikal.ru

Шишкинские писаницы, как назвали эти петроглифы ученые, одни из самых древних: самым ранним около 15 тысяч лет. На тех изображениях, которым примерно 4 тысячи лет, запечатлены байкальская нерпа, медведи, олени, а также. верблюды.

Верблюды. /Фото:worldrockart.ru

Древние петроглифы в Якутии

Как на юго-западе, так и на северо-востоке Якутии местные ученые также находят наскальные рисунки. По предварительным данным, они были сделаны 6 тысяч лет назад. Одна из таких писаниц, Малотарынская, расположена на высоте более 1000 метров над уровнем моря. Этот объект тоже, скорее всего, был древним святилищем.

На одной из групп рисунков можно увидеть фигуры людей, большая часть которых нарисована вниз головой. По мнению ученых, художник таким образом изобразил духов умерших либо шаманов, которые спускаются в царство мертвых. Также обнаружены изображения животных и птиц, но каких конкретно – ученым пока установить не удалось. Нарисованы они, предположительно, еще до появления здесь современных эвенов и юкагиров.

А всадник с одного из наскальных рисунков даже украсил официальный герб республики Саха (Якутия).

Символ Якутии. /Фото:ykt.ru

Петроглиф Якутии. /Фото:mtdata.ru

Хребет Черского – еще одно место в Якутии, где наши предки оставили след. Рисунки расположены в такой непроходимой местности, что добраться до них специалистам помогли местные жители на снегоходах. На большом камне нацарапан огромных размеров ромбовидный человек. Интересно, что с этим местом у эвенков связана древняя легенда: некая девушка решила соревноваться с солнцем, но поплатилась за это и окаменела, и произошло это, мол, именно здесь.

А еще в Якутии было обнаружено руноподобное письмо, расшифровать которое еще предстоит ученым.

На территории современной Якутии раньше писали рунами. / Фото с youtube

Даже в древности люди ходили на лыжах

У Белого моря в Карелии, на островах реки Выг, также обнаружены рисунки, на которых изображены люди, животные и какие-то непонятные символы. Есть даже странная композиция, представляющая собой следы, перемешанные с разными животными, которые ведут к странному антропоморфному божеству.

Рисунки датируются 4–5,5 веками до н.э. Есть тут изображения наших предков на лодках, а также зафиксировано самое древнее на территории Европы изображение человека, который передвигается на лыжах.

Искусство представляет собой одно из древнейших проявлений человеческого духа. Творить человек начал почти одновременно с тем как появился на свет. Даже в каменных орудиях первобытности можно увидеть определенную эстетику – не просто так, человек обтачивал камень с двух сторон делая его симметричным. Ведь наличие острых краев с двух сторон не давала особого преимущества в техническом плане. Иногда даже наоборот. А значит что-то другое возбуждало чувство в первобытном человеке, когда он придавал симметрию своим орудиям.

Но тем не менее, главным проявлением первобытного искусства остается наскальная живопись. Именно о ней мы сегодня и поговорим. Именно исследование декорированных пещер дало археологам и историкам большинство материалов по первобытной живописи. В географическом плане пещеры, содержащие на своих стенах рисунки, расположены на территории между Атлантическим океаном и Уралом. Наибольшее их количество приходиться на Францию и Испанию. Но есть пещеры и на территории России, в которых есть роспись, петроглифы. Поговорим сначала именно о России, а потом перейдем к общим замечаниям о пещерной живописи. Тут нужно сразу оговориться, что говорить мы будем о наскальной живописи в целом, а не только о росписях на стенах пещер.

Петроглифы на территории России зачастую называют писаницами, то есть росписями камней, стен пещер. Особенностью первобытной живописи в России является то, что зачастую росписи находятся на открытых местах, а не в пещерах. Наскальные изображения в России встречаются повсюду: на Алтае, Урале, в Якутии, Забайкалье и Карелии. Впервые росписи на территории России были открыты в начале XIX века, в ходе разведки полезных ископаемых.

Чаще всего наскальная живопись в России обнаруживается на берегу водоемов. У озера Байкал, у Онежского озера, на Белом море. Как правило, и ниже мы поймем почему, в качестве места для нанесения рисунка избиралось какое-то укромное местечко – гроты или небольшие пещеры. В качестве краски художники первобытных времен использовали чаще всего охру, в которую добавлялись животные жир и кровь, что делало рисунок более долговечным. Наиболее часто встречаются росписи красного цвета (в чем вы убедитесь посмотрев на соответствующие рисунки). Другие цвета встречаются намного реже. Охра хорошо впитывалась в скальную породу и именно поэтому рисунки смогли сохраниться до наших дней. Тематика росписей на скалах в России в целом такая же как и в Европе – сцены охоты или ритуальных действий. В качестве объектов, наносимых на скалы выступали не только люди но также и звери, рыбы, всевозможные (в том числе и геометрические) символы. В целом на стены пещер и открытые участки скал и камни переносилось само мировосприятие первобытного человека, где весь космос оказывался взаимосвязан, одухотворен, а человек по представлениям древних находился в мистической, либо же родственной связи с животными.

К самым известным местам с петроглифами на территории Росси относятся:

А также многие другие.

При нанесении наскальных рисунков человек пользовался разнообразными техниками – скалывая, царапая или высекая формы на скале. Человек воспринимал объекты окружающего мира достаточно реалистично, верно передовая пропорции. В целом всему комплексу наскальной живописи присуща некая единая стилистическая манера, что говорит об определенных базовых культурных выражениях у древних людей.

А теперь вернемся к вопросу о расположении рисунков в укромных местах. Это же относится и к пещерной живописи. Рисунки в пещерах, как правило, находятся на значительном расстоянии от входа в пещеры. По этой причине исследователи решили, что эти пещеры, оформленные рисунками, имели для первобытных людей значение своего рода святилищ, сакральных мест, где можно было встретиться с духами, поговорить с предками и вообще проводить особые ритуалы. Это воззрение только подтверждается тем фактом, что многие из пещер, в которых были обнаружены рисунки были просто на просто необитаемы. Зачастую, чтобы добраться до расписных стен, необходимо пройти сотни метров, иногда спускаться по веревки и прочие сложности. Именно такими (сложными) являются расписные пещеры Кабаре, Ньо, Ласко и Трех братьев. Именно в пещере Ласко вам бы пришлось воспользоваться веревкой, чтобы сквозь глубокую шахту попасть в нижнюю галерею, где располагаются палеолитические росписи.

Ученые сходятся в одном – изображения на скалах и стенах пещер обладают определенным смыслом. Но каким? Что представляют собой наскальные росписи: образы, которые возникали у древнего человека, когда он сталкивался с чудом окружавшего его мира, как бы оно не проявлялось, или же символы, скрывающие за собой какой-то высокий смысл?

Открытия новых пещерных рисунков происходит до сих пор. Вот что написал по поводу важного археологического открытия журнал Science 20 октября 2000 года:

В качестве претендента на звание старейшей росписи в мире иногда представляют комплекс рисунков с юга Франции, из грота Шове. В качестве краски местные художники использовали эмульсию каменного угля, которая содержала органические отложения, благодаря чему рисунки удалось проанализировать радиоуглеродным методом. В результате специалисты пришли к выводу, что местным рисункам от 30 до 32,5 тысяч лет.

К числу самых известных наскальных рисунков относится тот, который аббат Брейль, священник, интересовавшийся археологией обнаружил в пещере Трех Братьев. На стене пещеры Брейлем был обнаружен рисунок странного существа (по видимо либо духа-покровителя, либо шамана) совмещавшего в себе признаки человека и многочисленных животных, в том числе клюв и глаза совы, оленьи рога и так далее.

Перечислять все сокровища палеолитического искусства можно бесконечно долго, но пространство текста должно быть весьма ограничено. Нет сомнений, что наскальная живопись являлась выражением особого отношения человека к окружающему его миру, в этом отношении сплетались анимистических и мистические мотивы. Человек через искусство стремился установить связь с миром, который порой представал перед ним в столь пугающей форме.

Древние наскальные рисунки на территории России - Истоки искусства, слайд 1

Слайд 4

Древние наскальные рисунки на территории России - Истоки искусства, слайд 4

Слайд 5

Древние наскальные рисунки на территории России - Истоки искусства, слайд 5

КЕМЕРОВО, ТОМСКАЯ ПИСАНИЦА. ПЕТРОГЛИФЫ

Слайд 6

Древние наскальные рисунки на территории России - Истоки искусства, слайд 6

Специалисты выделяют на берегах Томи три стилистические группы: изображения нанесенные краской, рисунки, выбитые сплошь или контуром на скале, фигуры глубоко прорезанные на каменной поверхности.

Слайд 7

Древние наскальные рисунки на территории России - Истоки искусства, слайд 7

Наскальные рисунки под Кисловодском
Наскальные рисунки, относящиеся к третьему тысячелетию до нашей эры, обнаружили археологи в ущелье Хасаут недалеко от Кисловодска (Ставропольский край)

Слайд 8

Древние наскальные рисунки на территории России - Истоки искусства, слайд 8

Слайд 9

Древние наскальные рисунки на территории России - Истоки искусства, слайд 9

Древняя письменность из Сочи
В одном из ущелий Усть-Джегутинского района Карачаево-Черкесии археологи сделали громкое открытие.
Ученые обнаружили таинственные наскальные надписи, датируемые еще первым тысячелетием нашей эры.

Слайд 10

Древние наскальные рисунки на территории России - Истоки искусства, слайд 10

Утес Саган-Заба. Байкал.
Рисунки выполнены в разные эпохи и относятся к бронзовому - позднему железному векам (II тыс. лет до н.э. - I тыс. лет н.э.), т.е. самому древнему рисунку около 4000 лет.

Слайд 11

Древние наскальные рисунки на территории России - Истоки искусства, слайд 11

. Недавно, недалеко от поселка Ерофей Павлович нашли наскальный рисунок, изображающий кого-то очень похожего на носорога. Это очередной петроглиф из ранее обнаруженных в семи районах Приамурья. Возраст рисунков предварительно совпадает с датировкой всемирно известных изображений бизонов в пещерах Альтамиры.
Петроглифы Приамурья

Слайд 12

Древние наскальные рисунки на территории России - Истоки искусства, слайд 12

В настоящее время петроглифы известны в семи районах Приамурья, всего чуть меньше 20 памятников древнего наскального искусства. Возраст рисунков равен примерно 10-12 тысячам лет, изображения являются одними из древнейших в России и в мире. Это – свидетельство того, что на территориях современных Приамурья и Франции древние культуры появились примерно одновременно.

Читайте также: