Понятие должностного лица как субъекта коррупционных правонарушений доклад

Обновлено: 28.06.2024

 Понятие должностного лица как субъекта коррупционных преступлений

— лица, которые могут совершать такие преступления вследствие стечения тяжелых обстоятельств, давления, оказываемого со стороны родственников, супруга, коллег .

Среди внешних обстоятельств совершения таких преступлений существуют постоянные:

— криминогенная роль социально-экономического неравенства

— отставание законодательного обеспечения борьбы с корыстными преступлениями

— недостатки в деятельности правоохранительных органов по выявлению, регистрации, раскрытию и привлечению к уголовной ответственности корыстных преступников.

С огласно части 2 статьи 20 закона о борьбе с коррупцией субъектом коррупционных правонарушений являются :

1)Государственные должностные лица (президент, депутаты палаты представителей, члены совета республики, депутаты местных советов депутатов, осуществляющие свои полномочия на профессиональной основе. Иные государственные служащие, на которых распространяется законодательство о государственной службе, сотрудники следственного комитета и государственного комитета судебных экспертиз

2)Лица, приравненные к государственных должностным лицам (члены совета республики, депутаты местных советов депутатов, выполняющие свои функции на непрофессиональной основе, лица, уполномоченные на совершение юридически значимых действий (аудиторы, ревизоры)

3)Иностранные должностные лица (должностные лица иностранных государств, должностные лица международных органов, судьи международных судов, должностные лица международных судов)

4)Лица, осуществляющие подкуп государственных должностных лиц или приравненных к ним лиц, или иностранных должностных лиц

Субъектами коррупционных преступлений являются должностные лица (ст. 210, ч.2 и ч.3 ст. 235, ч.2 и ч.3 ст. 424, ч.2 и ч.3 ст. 425, ч.2 и ч.3 ст. 426, ст. 429, 430, 455 УК РБ).

Статья 433 УК позволяет привлекать к уголовной ответственности работника госоргана, либо иной государственной организации, не являющегося должностным лицом за принятие имущества или иной выгоды имущественного характера, предоставляющих ему в пределах его служебных обязанностей выгод имущественного характера за выполняемую работу, входящую в круг его обязанностей, помимо заработной платы.

В УК РБ отсутствуют нормы об активном или пассивном подкупе должностного лица.

Государственный служащий, как лицо, состоящее на госслужбе независимо от того, является ли оно по занимаемой должности должностным лицом или не является признается потенциальным субъектом коррупционного характера.

Государственные служащие не должны :

1.Заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенное лицо, оказывать содействие близким родственникам в осуществлении предпринимательской деятельности, используя служебное положение

2.Принимать участие лично или через доверенных лиц в управлении коммерческих организаций

3.Занимать другие государственные должности за исключением случаев, предусмотренных законодательством

4.Принимать участие в забастовках

5.Заниматься в рабочее время другой оплачиваемой работой, кроме преподавательской, научной, культурной, творческой деятельности, медицинской практики по согласованию с руководителем государственного органа.

6.Выполнять работе по совместительству, кроме работы в госорганах

7.Использовать служебное положение в интересах политических партий, религиозных организаций или юридических лиц, если это расходится с интересами госслужбы

8.Принимать подарки или получать другую выгоду в виде услуги в связи с исполнением служебных обязанностей за исключением сувениров, которые вручаются на официальных мероприятиях. В случае, если стоимость сувенира превышает 5 базовых величин, то сувенир передается в собственность государства

9.Использовать во внеслужебных целях средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, другое имущество госоргана и служебную тайну

10.Иметь счета в иностранных банках. За исключением случаев выполнения государственных функций в другом государстве

11.Принимать без согласия президента РБ государственные награды иностранных государств

12.Получать от иностранных государств документы, представляющие права на льготы и преимущества в связи с политическими, религиозными взглядами или национальной принадлежности с пользоваться такими льготами и преимуществами

13.Законодательными актами могут быть установлены иные ограничения, связанные с госслужбой.

Читайте также: