Политическая ситуация в сша доклад

Обновлено: 19.05.2024

Углубляющийся кризис политической системы США: причины, признаки, последствия

Травкина Наталья Михайловна – руководитель Центра внутриполитических исследований Института США и Канады РАН, доктор политических наук.

Васильев Владимир Сергеевич – главный научный сотрудник Института США и Канады РАН, доктор экономических наук.

Доверие к власти

Фундаментальным фактором американской политической и общественной жизни последних 60 лет является неуклонное снижение доверия к деятельности американского государства и к американской политической системе, олицетворяемой политической столицей Америки – Вашингтоном. Согласно регулярным социологическим обследованиям, проводившимся в США начиная с конца 1950-х годов, на рубеже 1950-х – 1960-х годов показатель доверия к государству и к политической системе в целом составлял 73%. (В 1964 г. степень общественного доверия достигла исторического максимума и поднялась до 77% по итогам президентских выборов 1964 г.) Однако спустя 10 лет под влиянием поражения в войне в Юго-Восточной Азии, гражданских беспорядков второй половины 1960-х годов и Уотергейтского скандала 1973–1974 гг., завершившегося позорной отставкой президента Р. Никсона в августе 1974 г., степень общественного доверия к Вашингтону упала более чем вдвое – до отметки 36% [Pew Research Center. Public Trust…].

К началу 1980-х годов общественное доверие к государству среди респондентов опустилось еще ниже – до 25%. Перелом в нисходящей тенденции произошел при президенте-республиканце Р. Рейгане. К середине 1980-х годов доверие американцев к политической системе возросло почти в два раза, достигнув 49% к 1985 г., и оставалось примерно на этом уровне и в 1987 г., когда оно составило 47% [Pew Research Center. Public Trust…].

После финансово-экономического кризиса 2007–2009 гг. доверие американского общества к официальному Вашингтону в целом продолжало падать, а после избрания в 2016 г. президентом США Д. Трампа опустилось до исторических минимумов, составив в 2019 г. всего лишь 17% [Pew Research Center. Public Trust…].

Двухпартийная система США как дуополия: механизм политической дезинтеграции

Растущий паралич в принятии ключевых государственных решений

В частности, если в начале XXI в. Конгресс США очередного созыва в среднем принимал порядка 500–600 федеральных законов, то к началу второго десятилетия их количество сократилось в два раза – примерно до 300 законов, несколько увеличившись – до 443 – во время работы Конгресса 115 созыва (с января 2017 по январь 2019 г.), когда республиканцы достаточно прочно контролировали не только Белый дом, но и обе палаты Конгресса. После того как Демократическая партия установила контроль над Палатой представителей, их число вновь резко пошло вниз, составив за 4 месяца работы Конгресса 116-го созыва (с начала января по начало июля 2019 г.) всего 29 федеральных законов. Сведения о количестве принятых федеральных законов во время работы конгрессов 106 – 116-го созывов приведены в табл. 1.

Количество принятых федеральных законов во время работы конгрессов 106 – 116-го созывов

Количество принятых федеральных законов

106 (6 января 1999 г. – 15 декабря 2000 г.)

107 (3 января 2001 г. – 22 ноября 2002 г.)

108 (7 января 2003 г. – 9 декабря 2004 г.)

109 (4 января 2005 г. – 9 декабря 2006 г.)

110 (4 января 2007 г. – 3 января 2008 г.)

111 (6 января 2009 г. – 22 декабря 2010 г.)

112 (5 января 2011 г. – 3 января 2013 г.)

113 (6 января 2013 г. – 2 января 2015 г.)

114 (6 января 2015 г. – 3 января 2017 г.)

115 (3 января 2017 г. – 3 января 2019 г.)

116 (3 января 2019 г. – 2 июля 2019 г.)

Партийно-политическая поляризация в высших эшелонах государственной власти в США

Собственно говоря, на этом реформаторская деятельность Конгресса при администрации Б. Обамы закончилась, поскольку по итогам промежуточных выборов 2010 г. демократы утеряли контроль над Палатой представителей, а по итогам промежуточных выборов 2014 г. – и над Сенатом.

Растущий авторитаризм института президентской власти

Все эти проблемы нашли отражение в череде президентских указов, которые с самых первых дней пребывания Д. Трампа у власти низверглись на Америку словно воды Ниагарского водопада. За два полных года пребывания у власти Д. Трампом было подписано 92 указа, в среднем по 46 указов в год. Для сравнения: в период своего пребывания у власти Б. Обама ежегодно в среднем подписывал 35 президентских указов; Дж. Буш-мл. за все восемь лет правления подписал 36 указов [The American…].

Именно эти условия и стали питательной средой для политиканства, крупных и мелких интриг, непрерывных политических скандалов, популизма правого и левого толка – привычных сфер деятельности американской политической элиты и государственного руководства США при администрации Д. Трампа.

Пути реформирования – отказ от многовековой политической традиции

В 2000 г. кандидат от Демократической партии, тогдашний вице-президент А. Гор набрал почти на 544 тыс. голосов, или на 0,51% от общего числа участвовавших в президентских выборах, больше по сравнению со своим соперником Дж. Бушем-мл., но проиграл ему по числу голосов выборщиков – 266 против 271. Окончательный исход голосования был решен в штате Флорида, 25 голосов выборщиков которого отошли к Дж. Бушу [Federal Election Commission. 2000…].

Еще большее несоответствие возникло по итогам президентских выборов 2016 г., когда кандидат демократов Х. Клинтон набрала на 2,8 млн голосов (или на 2,1% участвовавших в голосовании) больше по сравнению с Д. Трампом, однако по голосам выборщиков Трамп опередил Клинтон на 77 (!) голосов – за него было подано 304 голоса против 227, отданных Клинтон [Federal Election Commission. Official 2016… p. 1].

Фактическая или законодательная отмена Коллегии выборщиков и постепенный переход к прямым выборам президента США могут с течением времени иметь серьезные последствия и в конечном итоге ликвидировать систему дуополии в США. Важно иметь в виду, что в настоящее время большая часть американского общества высказывается за прямые выборы. Согласно опросу Института общественных религиозных исследований, проведенному в 2018 г., 65% опрошенных респондентов выступили в пользу прямых президентских выборов в США [PRRI… p. 22].

Относительный разрыв в голосах избирателей, поданных за двух основных кандидатов на пост президента США на президентских выборах 1824–2016 гг.

3.jpg

В случае, если США в конечном итоге перейдут на прямые выборы президента страны, американская политическая система в большей степени будет напоминать европейскую, в которой значительную роль играют третьи и четвертые партии. Американские аналитики опасаются, что в ситуации фрагментации политического спектра в американской политике могут появиться сильные крайне левые и/или крайне правые партии, что в целом будет способствовать радикализации американской политической системы. Но в любом случае очевидно, что реформирование американской политической системы может только усилить переживаемый ею глубокий кризис.

1. Более подробно см.: [Травкина, c. 107-108].

2. Если обратиться к докладам Исследовательской службы Конгресса США, где содержится перечень неотложных проблем, которые должен решить Конгресс очередного созыва, то применительно к Конгрессу 116-го созыва числятся всего несколько не связанных между собой проблем: развитие науки и техники [CRS Report. Science and Technology Issues...], развитие водных ресурсов [CRS Report. Water. ], вопросы торговли и финансов, стоящие перед США [CRS Report. International Trade. ]

Травкина Н.М. США: меняющийся алгоритм развития. М. 2018.

The American Presidency Project. Statistics. The Executive Orders. – URL: presidency.ucsb.edu/statistics/data/executive-orders (date of access: 11.06.2019).

CBO. The Effects of the Partial Shutdown Ending in January 2019. January 2019. – URL: cbo.gov/publication/54937 (date of access: 11.06.2019).

Congress.gov. H.R.1 – American Recovery and Reinvestment Act of 2009. 111th Congress (2009-2010). Actions. – URL: congress.gov/bill/111th-congress/house-bill/1/actions (date of access: 11.06.2019).

Congress.gov. H.R.3590 – Patient Protection and Affordable Care Act. 111th Congress (2009-2010). – URL: congress.gov/bill/111th-congress/house-bill/3590/actions (date of access: 11.06.2019).

Congress.gov. H.R.4173 – Dodd-Frank Wall Street Reform and Consumer Protection Act111th Congress (2009-2010). Actions. – URL: congress.gov/bill/111th-congress/house-bill/4173/actions (date of access: 11.06.2019).

Congress.gov. H.R.1 – An Act to provide for reconciliation pursuant to titles II and V of the concurrent resolution on the budget for fiscal year 2018. 115th Congress (2017-2018). Actions. – URL: congress.gov/bill/115th-congress/house-bill/1/actions (date of access: 11.06.2019).

CRS Report. International Trade and Finance – Overview and Issues for the 116th Congress. 28 January 2019.

CRS Report. Science and Technology Issues in the 116th Congress. February 6, 2019.

CRS Report. Water Resource Issues in the 116th Congress. February 7, 2019.

Federal Election Commission. 2000 Presidential Electoral and Popular Vote. – URL: transition.fec.gov/pubrec/fe2000/elecpop.htm (date of access: 27.05.2019).

Federal Election Commission. Official 2016 Presidential General Election Results. General Election Date: 11.08.2016. – URL: transition.fec.gov/pubrec/fe2016/2016presgeresults.pdf (date of access: 11.06.2019).

Geil K., Porter M. Why Competition in the Politics Industry Is Failing America. A strategy for reinvigorating our democracy. Harvard Business School. September 2017. – URL: hbs.edu/competitiveness/. /why-competition-in-. (date of access: 11.06.2019).

Jackman S. Impeachment 101: The history, process and prospect of a Trump impeachment // The United States Studies Centre at the University of Sydney. July 2017. – URL: ussc.edu.au/analysis/publication-alert-impeachment-101 (date of access: 27.05.2019).

Presidential Documents. Proclamation 9844 of February 15, 2019. Declaring a National Emergency Concerning the Southern Border of the United States // Federal Register. Vol. 84. No. 34, February 20, 2019. P. 4949-4950.

Рай может подождать

Владимир Мамонтов, журналист

Все эти помешанные на деньгах уроды, которые за свою газовую жижу готовы всех удавить. Убийцы Каддафи. Лгуны и мошенники. Которые, закатывая глаза, как святоши, тащили и тащили ракеты к нашим границам. Подробности.

Посредником в российско-украинских переговорах должен быть не Запад, а Китай

Герман Садулаев, писатель, публицист

Переговоры могут быть проведены и под Гомелем, и снова в Минске. А посредником в них должен быть Китай. Участие КНР придаст переговорам наивысший статус, полноту и значимость. Подробности.

В Париже услышали Путина

Спецоперация армии РФ на Украине

Визит Алиева на фоне заговора

Россия начала демилитаризацию Украины

Жители ДНР и ЛНР отпраздновали признание Россией

В понедельник вечером Владимир Путин выступил с телеобращением к россиянам. Глава государства заявил, что ситуация в Донбассе приобрела критический, острый характер – и на этом фоне он принял решение признать Донецкую и Луганскую народные республики как независимые государства. В самих республиках эту новость восприняли с радостью и ликованием

В Москве прошла церемония чествования олимпийцев

В Марий Эл открыли новое здание государственной филармонии

В Йошкар-Оле прошло торжественное открытие нового здания Марийской государственной филармонии имени Якова Эшпая, до этого работники филармонии 39 лет располагались в пристрое.

  • Да, так ее и представлял
  • Да, но в меньших масштабах
  • Да, но в больших масштабах
  • Нет, не ожидал
  • В фактических границах
  • В границах областей на 2014 год
  • Внутри границ Украины
  • Внутри границ России
  • Признать без условий
  • В случае прямой военной агрессии Украины
  • В случае вступления Украины в НАТО
  • Не должна признавать ЛНР и ДНР

Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Главная тема

кредитный договор

ключевая ставка

Видео


санкционный удар

Уничтожение мостов

отказ от расширения НАТО

арест активов

странности и нестыковки

беспомощные люди

олимпийская истерия

на ваш взгляд

Запад сформулировал предельно жесткий, с его точки зрения, ответ на российскую операцию по денацификации Украины. Крупнейшие банки нашей страны собираются отключить от глобальной финансовой системы SWIFT. Серьезно осложнят и работу российского Центробанка. Скажутся ли новые санкции на россиянах, не связанных с международным бизнесом, и как России ответить на очередной выпад Запада?

Точный список отключенных банков определит Евросоюз, поскольку система SWIFT базируется в Бельгии, уточнил ТАСС. В управляющих органах SWIFT уже заявили о готовности исполнить правовое предписание относительно российских кредитных организаций.

Банки в очереди на отключение

На ваш взгляд

В самом же ВТБ заверили, что санкции никак не отразятся на счетах и вкладах клиентов банка, в том числе – номинированных в долларах США и евро. В банке подчеркнули, что все счета по-прежнему активны, а средства, размещенные в ВТБ, доступны как в отделениях, так и дистанционных каналах, их по-прежнему можно использовать в полном объеме, для них также доступно проведение всех операций на территории России.

Западному бизнесу прививают страх работы с Россией

«Финансовые операции внутри России во многом уже не замыкаются на SWIFT,

Кто будет наживаться на санкциях

Тимофеев не исключает, что западные компании – в частности концерны военно-промышленного комплекса – постараются использовать антироссийские санкции к своей пользе.

Не все так плохо

На эту тему

Как ответить экономическому агрессору

С другой стороны, европейцам будет сложно отказаться от закупок российского газа, заметил собеседник. Государствам Старого Света придется приобретать топливо у других продавцов по завышенным ценам, а надо учесть, что экономика стран ЕС находится не в лучшей форме, и их в результате может ожидать острейший социально-политический кризис.

Снимок экрана 2017-09-10 в 14.57.08

Казалось бы никого не волнует что там происходит в США. В действительности же результаты внутриполитической борьбы будут иметь колоссальные последствия для прочих стран, не всех, но многих. Не помню кто недавно провел параллель между внутриполитическими разборками в США сегодня и внутриполитическими разборками в Риме эпохи Гражданских войн. Схожесть в том, что каждая колония США становится источником ресурсов для олигархических группировок, выясняющих отношения в США: Саудовская Аравия, Пакистан, Египет, Украина, Франция, Япония и т. д. вынуждены действовать в логике внутриполитической схватки в Вашингтоне. Всё как в Риме I века до н. э. - V века н. э., когда Римские провинции были вынуждены поставлять ресурсы для войн между претендентами на верховную власть в Риме и никуда деться не могли.


Даже нынешние США уместнее сравнивать с Римом не эпохи Гражданских Войн, а с Римом IV - V веков. Принципиальное отличие состоит в том, что в I веке до н.э. разборки имели место внутри римской элиты, а в IV - V веках римская элита выродиласть настолько что римлян со всех ключевых армейских и гражданских должностей вытеснили германцы, а императоры и Сенат были всего лишь марионетками германских вождей. Англо-саксы сегодня также выродились и элита США уже состоит не из англо-саксов. Англо-саксы в элите США еще представлены, но их влияние всё слабее и слабее. Т.е. если сравнивать этногенез англо-саксов и римлян, то у англо-саксов сейчас середина IV века по римской хронологии.


Но я отвлекся, про этногенез англо-саксов у меня будет отдельный пост.

Так вот, после победы Трампа на выборах в США, проигравшие элиты организовали 2 атаки на Трампа. Обе захлебнулись. Первая атака была связана с взломом серверов Демократической партии. Проигравшая олигархическая группировка обвинила в этом взломе Россию. Истерика СМИ была страшная. В действительности, ежели взлом вообще имел место то, очевидно, что Россия здесь не причём. Взлом был скорее всего организован конкурирующей олигархической группировкой. Но СМИ ведь не могут обвинить во взломе кого-нибудь из олигархов. Получится что внутренней политикой в США манипулируют денежные мешки, а это сломает привычную картину согласно которой внутреннюю политику в США делают кристально чистые политики. Поэтому обвинили русских.

Сервергейт и истерика СМИ с ним связанная продолжалась около 4 месяцев и в конце концов захлебнулась. Дело в том что внутриполитическую повестку формируют конечно СМИ, но она (повестка) не должна быть полностью оторвана от жизни. Население США в конце концов устало от сервергейта, потому что сокрушаться на предмет взлома сервера можно долго, а дальше то что? Никаких практических решений вроде "объявить войну русским" или "провести перевыборы" не родилось и стало понятно что всем уже пофиг сервергейт.

Следующая атака на Трампа оказалась лучше организована. Сначала СМИ обвинили белых в белом супрематизме (т.е. доминировании), довели люмпенов до истерики, потом канализировали ненависть люмпенов таким образом что те пошли валить памятники конфедератам, колумбам и т.д. Ну и начались столкновения. В одном из таких столкновений, в Шарлоттсвилле, погиб человек. После чего либеральные СМИ потребовали от Трампа осудить "белый супрематизм" и сторонников конфедератов. СМИ сторонников конфедератов называют нацистами, фашистами, стронниками превосходства белой расы и т.д. Хотя люди вышли просто против переписывания истории. Насколько всё-таки СМИ способны чёрное назвать белым. Чистый Оруэлл. Геббельс нервно курит, понимая что он дилетант.


Вообще это очень интересный ход - назвать врагами общества белых, которые создали США и сделали из США сверхдержаву. До такого даже Оруэлл не додумался. Это совершеннейший апофеоз. Все исторические примеры меркнут.

Так вот, Трамп отказался осуждать исключительно белых (т.е. потомков европейцев), возложил ответственность на обе стороны в равной мере. Что тут началось. Начался страшный шторм. СМИ словно с цепи сорвались. Столкновения начались по всей стране. Консервативные паблики заговорили о неминуемой Гражданской войне. Трампа осудил соратник - глава Национального Экономического Совета Гари Кон. (Но с Гари Коном всё понятно, он возглавял Голдман Сакс, т.е. ставленник Банковского Картеля. Кроме того Гари Кон - демократ.). СМИ дали утечку об уходе Тиллерсона с связи с несогласием с Трампом по неким вопросам, Тиллерсон утечку немедленно не опроверг.


А потом вдруг раз, и всё закончилось. Либеральные СМИ вдруг поменяли риторику и осудили боевое крыло левых - движение Антифа, осудили Максин Вотерс (чёрный сенатор, которая призывала убить Трампа). Резко закончилась кампания по сносу памятников. Ну т.е. видимо элиты США поняли что довели страну до края, когда впереди только Гражданская война, и испугались и дали задний ход.


Антифа, кстати, это вообще песня. Одетые во всё черное гопники, со щитами, которые нападают на митинги правых и лупят всех. Это тоже апофеоз. Вот в какой стране это вообще возможно?

Когда ситуация стала остывать, у Трампа наконец пошел вверх рейтинг (см. диаграмму)

Снимок экрана 2017-09-10 в 12.54.21

На диаграмме видно, что середина августа это кризис, а потом ситуация начала исправляться. Черная кривая это рейтинг одобрения Трампа, красная кривая - рейтинг неодобрения (всё в процентах).

Короче говоря, вторая атака проигравших элит на Трампа тоже захлебнулась. Точнее эту атаку кто-то прекратил. Кто мы не знаем. Видимо, олигархи собрались и договорились между собой. Возможно, Трамп в чем-то уступил.


В любом случае Трамп показал себя человеком сильным, принципиальным, не прогибающимся под СМИ, настоящим Президентом.


Эта история важна для понимания того насколько глупо население и насколько легко им манипулировать. СМИ (точнее олигархи, которым СМИ принадлежат) могут организовать Гражданскую войну абсолютно на ровном месте. Ну т.е. вообще на ровном месте. Например, объявить белых врагами общества. И люди с энтузиазмом пойдут убивать друг друга.


С нами, кстати, они могут сделать тоже самое. Потому что либеральные СМИ в России принадлежат тем же глобальным олигархам, что и либеральные СМИ в США. Все эти Ведомости, Коммерсанты, Новые Газеты, Газеты.Ру принадлежат тем же людям которым принадлежат Нью-Йорк Таймс, CNN, Вашингтон Пост и т.д. Не говоря уже про Facebook, ЖЖ и прочие соцсети.


Государство не может быть суверенным если оно не контролирует свои СМИ. Потому что устроить бойню в таком государстве можно на ровном месте. Это нужно очень хорошо понимать. Украина, кстати, тоже хороший пример.

Мартин Шинка 2-МО-8 24 мая 2020г.
Государство и безопасность в новей и новейшей истории России
Доклад по теме
ОЦЕНКА ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОГО ПОЛОЖЕНИЯ США В МИРЕ
(на основе первой главы монографии А.И. Подберезкина : Роль США
в формировании современной и будущей военно-политической обстановки)
ВВЕДЕНИЕ
США , как объективный и неоспоримый лидер международного сообщества, оказывают решающее влияние на развитие всей международной и военно-политической обстановки (МО и ВПО). Решающая роль США , как минимум, до 2050 года, сегодня не вызывает сомнений, а их внешняя политика (и особенно политика в области безопасности) остается главным фактором формирования ВПО в мире, несмотря на быстрое развитие других центров силы. Однако, процесс развития других центров силы не менее важен и он оказывает существенное влияние на формирование военно-политической стратегии США для дальнейших десятилетий.
В условиях, когда мир становится все более взаймосвязанным и в нем намекаются достаточно острые противоречия цивилизационного характера, от военно-политического состояния США зависит будущее не только США и их союзников по широкой западной коалиции, а также будущее мирового сообщества в целом. Очевидно, что объективная оценка состояния и роли США в мире имеет исключительно важное значение. Целью автора в рамках этого доклада – дать основные характеристики военно-политического положения США в мире в среднесрочном периоде (до 2025г.). Для того, чтобы охватить все аспекты данной проблемы, автор решил разделить доклад на четыре основные части, соответсвующие структуре первой главы монографии А.И. Подберезкина : Роль США в формировании современной и будущей военно-политической обстановки. Этими четырями частями являются: Противоборство и сотрудничество США с другими субъектами военно-политической обстановки в мире, Основная тенденция развития военной политики США —усиление противоборства с локальными человеческими цивилизациями; Оценка современного положения и будущего экономики США и Основная тенденция военно-политического развития США .
1

наэкономическую и финансовую, но и военно-политическую самостоятельность. Влияние ЛЧЦ в системе факторов значительно усилилось во втором десятилетии XXI века.
Также важно отметиь, что западная ЛЧЦ, возглавляемая США , на протяжении второй половины 20 в. в мире лидировала. Но во втором десятилетии произошло качественно событие: соотношение экономических сил между Западом и Востоком сравнялось и продолжает меняться уже не в пользу Запада. Совершенно очевидно, что китайская, индийская, исламская ЛЧЦ, насчитывающие в 21в. уже более 1 млрд. человек, могут раньше или позднее догнать западную ЛЧЦ. Эту тенденцию можно объяснить следующим образом: одним из основных факторов, определяющих степень развития отдельных ЛЧЦ, является потенциал их человеческого капитала. В странах западной ЛЧЦ степень развития последнего достаточно высокая, но стабильная. Во многих других ЛЧЦ (показательным примером здесь является китайская ЛЧЦ) человеческий капитал стремительно растет. Это создает предпосылки для возможного изменения на позиции мирового гегемона. Кроме того, право США контролировать мировую обстановку под сомнение поставили самостоятельные действия отдельных мировых игроков, противоречащие политике Вашингтона . Эту тенденцию в начале 21в. представляли Ирак , Иран , Сирия , Ливия , Афганистан , а также целый ряд других стран, к которым присоединилась Россия , Китай , Бразилия , Индия , Вьетнам и др. Но западная ЛЧЦ, и в частности ее объективный лидер США , никуда не собираются уступать со своих позиций.
Повестку дня для США на 21в. можно поэтому сформулировать следующим образом: необходимость сохранить за США возможности контроля над развитием военно- политической и финансовой обстановкой в мире в долгосрочной перспективе. Учитывая неизбежное усиление других ЛЧЦ, США осознают, что добиться этого можно только при сохранении превосходства в трех областях: технологической и научной области; в области военно-технического противоборства, ВВСТ и военных бюджетов; сохранение положения лидера западной ЛЧЦ и широкой военно-политической коалиции.
Стремлением США сохранить свою лидирующую позицию в мире можно обяснить, почему они в начале 2000-х годов сделали ставку на развитие именно военно-силовых сценариев МО и их вариантов, которые в той или иной степени должны будут реализоваться в конкретных сценариях развития военно-политической обстановки. Нападение на Афганистан , Ирак , Ливию , Сирию и др. страны можно рассматривать как конкретные действия по реализации этой политики. Это хорошо видно на примере роста военных расходов (в т.ч. на зарубежные операции) США после 2001г., т.е. в условиях доминирования США в мире. Так например, динамика развития военных расходов США после 11 сентября 2001г. показывает рост на 100% основных расходов; рост на 300% расходов на зарубежные операции.
Преследуя вышеприведенные цели, США приступили к формированию широкой военно-политической коалиции,в которую входят не только страны-члены НАТО , но и более широкий круг государств, объединенных общностью интересов: препятствование другим
4

может служить наиболее эффективной гарантией сохранения преобладающего влияния США в мире.
Другие ЛЧЦ: китайская, индийская, латиноамериканская и пр. пока находятся в стороне. Характер будущих военных конфликтов, войн и угроз во многом будет изначально предопределяться характером взаимоотношений между отдельными ЛЧЦ. Но автор полагает, что после российской и исламской цивилизации США обратят свое внимание на китайскую (в первую очередь - КНР ), латиноамериканскую (свидетелями некой прелюдии действий США на этом напрвлении мы были в прошлом году в Венесуэле ), индийскую и африканскую (обострение конфликтов можно предположить в Нигерии , ЮАР ). Нельзя исключить ни возникновение столкновений цивилизационного характера в ЮВА: Индонезии , Вьетнаме , Малайзии и на Филиппинах .
Из приведенной выше приоритетности видно стратегическое значение для США противоборства с той или иной ЛЧЦ, но последовательность действий будет зависеть от конкретного состояния ВПО в мире. Так в нарождающемся мире основным источником конфликтов будет уже не идеология и не экономика. Важнейшие границы, разделяющие человечество, и преобладающие источники конфликтов будут определяться культурой. Нация-государство останется главным действующим лицом в международных делах, но наиболее значимые конфликты глобальной политики будут разворачиваться между нациями и группами, принадлежащими к разным цивилизациям. Столкновение цивилизаций станет доминирующим фактором мировой политики. Линии разлома между цивилизациями — это и есть линии будущих фронтов.
ОЦЕНКА СОВРЕМЕННОГО ПОЛОЖЕНИЯ И БУДУЩЕГО ЭКОНОМИКИ США
Американский президент Д. Трамп в ходе выступления на Генеральной Ассамблее ООН в сентябре 2017 г. заявил, что необходимо сделать национальные интересы новой основой международного сотрудничества. Поэтому перспективы развития американской экономики важны для будущей ВПО в мире.
Результаты долгосрочного прогноза развития экономики США и их внешней и военной политики во многом определяются оценкой современного положения страны. МО и ВПО в целом являются вполне благоприятными для США . Обострение ВПО в том или ином регионе — всегда является результатом инициатив США , которые стремятся не просто сохранить, но и укрепить свое господствующее положение. Этому содействует также рост ВВП, который ускорился до 2,4% в 2017г.и до 2,8% в 2018г. за счет ожидающегося увеличения бюджетных расходов. Это контрастирует с умеренными темпами роста, которые сохраняются в еврозоне: ВВП 19 стран блока увеличится на 1,6% в 2017 и 2018гг. В Японии финансовое стимулирование и более активное участие женщин в рабочей силе помогли ускорить рост экономики до 1,2%в 2017 г. по сравнению с 1% в 2016 г. Рост в Китае замедлился с 6,7% в 2016 г. до 6,5%в 2017 г. и до 6,3% в 2018 г., а до 2025 г., вероятно, снизится
6

152 противоракеты наземного базирования (104 единицы на континентальной части страны и 48 единиц на операционных базах ПРО в Румынии и Польше ).
В заключение нужно констатировать огромное превосходство США над другими субъектами МО в ресурсах (средствах и способах) обеспечения международного контроля.
ОСНОВНАЯ ТЕНДЕНЦИЯ ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ США
В предыдущем разделе отмечена тенденция существенного роста статей бюджета США , предназначеных для обороны и ядерной энергетики. Вспомним, что масштабы использования последней никогда не беспокоили правящую элиту США , которая продемонстрировала свое отношение к этому вопросу атомной бомбардировкой Хиросимы и Нагасаки в августе 1945г. И на сегодняшний день Вашингтон форсирует программы, связанные с модернизацией тактического ядерного оружия (ТЯО). Национальное управление ядерной безопасности (NNSA) Министерства энергетики США сообщило об очередных успешных испытаниях атомной бомбы B61-12 (безядерного заряда),благодаря чему США останутся самой мощной ядерной державой. Бомбы B61 являются одним из важнейших элементов ядерной триады США .
Кроме этого, США являются единственным государством, которое размещает ядерное оружие за пределами национальной территории, в том числе в четырех странах Европы и на азиатской части Турции . Ожидается, что бомбы B61-12 пополнят ядерные арсеналы НАТО в ФРГ , Италии , Бельгии и, возможно, в Польше , чего сейчас активно добивается Варшава . Надо учесть, что ограничение ТЯО авиационного базирования не предусмотрено никакими международными договорами.Однако размещение ТЯО в государствах и регионах, граничащих с Россией , может иметь стратегический эффект, поскольку при возникновении военного конфликта время подлета тактической авиации к стратегическим объектам РФ и ее союзников составляет считанные минуты. Не исключено, что США применят ТЯО в возможном конфликте с КНДР для того, чтобы максимально быстро и без какой-либо наземной боевой операции уничтожить военные заводы Северной Кореи и ослабить боевые возможности армии противника.
В целом можно ожидать, что до 2025г. в США может быть создан потенциал сил общего назначения для ведения войн на любых театрах военных действий, превосходящий любой потенциал иного государства (включая Россию и КНР ). Подобная ВПО может подтолкнуть США к решительным действиям против новых центров силы (втч. России ) с тем, чтобы воспользоваться временным военно-техническим и военно-стратегическим превосходством над ними.
При этом следует отметиь, что роль стратегического баланса ядерных сил в сдерживании будет постепенно снижаться. У США уже нет абсолютного ракетно-ядерного превосходства, однако от этого позиции США в мире отнюдь не стали слабее за последние20– 30 лет. Наоборот, эти позиции скорее укрепились. Однако, возможно предположить, что новейшие военные технологии и ядерное оружие до 2025г. станут достоянием уже не только
8

США и России , а также Англиии Франции , но и многих других государств — от Бразилии и Ирана до Пакистана и Египта . Но значение ядерных сил субъектов ВПО и их экономического потенциала будет постепенно снижаться. Ядерный фактор становится лишь одним из факторов, определяющих состояние ВПО и влияющих на политику США .
Итак, в долгосрочной перспективе до 2040–2045 гг. ситуация в мире может существенно измениться, что неизбежно повлияет на абсолютное и относительное лидерство США . Поэтому США стремяться нейтрализовать будущее возможное ослабление позиций страны. Здесь следует иметь ввиду перспективную превентивную войну против исламских государств, а также России , но и против КНР , чей потенциал к 2025г. будет превосходить военный потенциал США . Уже на сегодняшний день можно определить несколько причин для эскалации отношений, которые могут привести к конфликту:
• китайские преследования японских судов в спорных водах Восточно-Китайского моря могут диктовать США необходимость демонстрации силы в поддержку своего союзника;
• американские военно-морские силы могут быть направлены на сдерживание попыток Китая ограничить свободув Южно-Китайском море;
• нестабильность в Северной Корее может заставить как Китай , так и Соединенные Штаты рассмотреть вопрос интервенции;
• Китай может оспаривать присутствие американских кораблей или самолетов, подозреваемых в слежке у своего побережья;
• Тайвань может объявить о своей независимости
В связи с этим следует коротко пояснить и позицию КНР . Народно-освободительная
армия
будет являться удар по вооруженным силам США , прежде чем они ударят по Китаю . Хотя Китай и не ищет войны, он не испытывает страх перед американской военной машиной, которая имеет явные преимущества. Западная ЛЧЦ выступает единым фронтом, в который входят порядка 60 государств, являясь по сути дела не только автономным центром силы, но и военно-политической коалицией. В итоге западная ЛЧЦ может представить в 2025г. совокупный военный бюджет в 2 трлн. долл., который будет недостижимдля любой ЛЧЦ и коалиции, и обеспечит ей сохранение военно-технического превосходства. Не случайно в Стратегии национальной безопасности США , предложенной еще в феврале 2015 года Б. Обамой , говорилось о том, что в основе американской военной политики лежать два принципа — военно-технического превосходства и коалиционной стратегии.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
США являются на сегодняшний день объективным мировым лидером. Они ведущую
позицию сохраняют уже несколько десятилетий, но суть мирового лидерства, содержание позиции гегемона со временем меняется. Под влиянием сформированных в конце 20- начале
КНР пришла к выводу, что лучшим способом избежать такого очередного унижения
9

В краткосрочной перспективе американская экономика, пожалуй, и вправду будет весьма сильной, как об этом заявляет президент Дональд Трамп. Однако если копнуть глубже и внимательно изучить ситуацию с недвижимостью и дефицитом бюджета, то все выглядит не столь безоблачно

Каждый, кто хоть раз участвовал в предвыборной кампании, прекрасно знает о том, что ее заключительные недели имеют решающее значение. И это снова находит подтверждение накануне промежуточных выборов в США. Если бы я написал эту аналитическую статью три недели назад, я бы с уверенностью утверждал, что демократы, скорее всего, займут большинство мест в палате представителей и что Сенат должен оставаться под контролем республиканцев.

В последние недели ситуация в Сенате не поменялась. Однако, ко всеобщему удивлению, недавние опросы показывают, что республиканцы, возможно, смогут вернуть себе контроль над палатой. Демократы больше не уверены в том, что по итогам гонки займут большинство мест. Еще не решена судьба 69 кресел, однако благодаря республиканцам разница в количестве голосов стала очень небольшой. Победа будет зависеть от результата выборов не более чем в 4-8 округах.

Насколько сильна американская экономика

Мощная поддержка Республиканской партии в основном обусловлена тем, что избиратели уверены в росте экономике и считают его достижением администрации Трампа. Индекс потребительской уверенности близок к рекордному, заработная плата снова растет докризисными темпами, а уровень безработицы ниже, чем в 2007 году.

Даже традиционный показатель безработицы U6, охватывающий долю нетрудоустроенных граждан, лиц, устроенных на неполный рабочий день или временно, а также людей, которые перестали искать работу после безуспешных попыток, несколько ниже докризисных значений: в сентябре 2018 года он составлял 7,5% по сравнению с 8% перед началом финансового кризиса.

Пока что высокая эффективность американской экономики связана в основном с масштабным влиянием налоговой реформы Трампа, что оказывает поддержку малому и среднему бизнесу, а также с увеличением импорта в преддверии введения заградительных пошлин в январе следующего года.

Не считая ситуации с жильем и автомобилями, полагаю, что президент Трамп абсолютно прав: экономика США в прекрасной форме. Проблема в том, что эти два сектора экономики, имеющих ключевое значение для ее роста, проявляют четкие признаки ослабления. Продажи автомобилей сейчас снижаются по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, и это серьезно повлияет на перспективы перехода автовладельцев на модели 2019 года.

Но самым тревожным сигналом является замедление роста на рынке недвижимости. Продажи жилья падают уже шестой месяц подряд. За последние 20 лет такое случалось всего три раза: в 1999 году, перед тем как лопнул пузырь доткомов; в 2007 году — во время ипотечного кризиса и в 2013 году. Столь устойчивый спад весьма удивителен, если учесть, что он происходит на фоне максимального уровня потребительской уверенности. Кроме того, инвестиции в жилищное строительство снизились на 4%, что ознаменовало третий квартальный спад подряд с конца 2008 — начала 2009 года.

До сих пор рынок обращал очень мало внимания на ускоряющееся замедление в сегментах жилья и автомобилей, ведь инвесторы были слишком заняты, изучая последние геополитические события по обе стороны Атлантического океана. Однако именно это является важным и большим изменением, сигнализирующим о том, что США подходят к завершению делового цикла и что нам следует ожидать снижения роста американской экономики к 2019 году.

Опасный дефицит

В краткосрочной перспективе влияния президента Трампа хватит, чтобы продлить цикл на один или два квартала, особенно путем снижения налогов для среднего класса. Такая мера может быть объявлена за несколько дней до выборов. Это может поддержать потребление и рост так же, как налоговые льготы Буша и Обамы (с той разницей, что они вводились в период резкого замедления роста), и простимулировать сторонников Трампа, чтобы они проголосовали за республиканцев.

Дональд Трамп, будучи искушенным бизнесменом, точно знает, что в бизнес-стратегии, как и в политике, краткосрочный успех часто приводит к долговременным проблемам.
Стремительно растущий при Трампе дефицит бюджета в период роста экономики ограничивает возможность правительственного вмешательства, когда случится следующий кризис, — а это вопрос максимум нескольких лет.

Дефицит в США, который растет на протяжении 12 месяцев, приближается к триллиону долларов, то есть к уровню, которого никогда не наблюдалось в период сильного роста экономики. Управление Конгресса США по бюджету прогнозирует, что дефицит федерального бюджета США может вернуться к пиковому значению финансового кризиса через 10 лет, если рецессия не случится раньше.

Ключевым и все более очевидным риском является то, что у США не получится реализовать налогово-бюджетную политику, компенсирующую эти циклические тенденции, когда этот шаг станет нужен больше всего. Способность США к быстрому восстановлению после кризиса связана как с денежным, так и с налогово-бюджетным стимулированием. Адаптационная денежно-кредитная политика ФРС была довольно решительной с начала восстановления экономики в 2010 году, но именно сочетание политических мер привело к росту оптимизма домохозяйств, и они снова начали тратить деньги.

Читайте также: