Полиция на жд транспорте доклад

Обновлено: 03.05.2024

У истоков московской железнодорожной милиции стоял Александр Васильевич Белорусов. Ему поручили сформировать железнодорожную милицию на семи вокзалах столицы и организовать контроль на станциях в пределах Московской губернии.

Нововведения не пошли на пользу делу. И в июле 1937 года совместным приказом НКВД и НКПС железнодорожная милиция была возрождена. А через год, в сентябре 1938 года, был восстановлен линейный принцип её построения.

В начальный период Советской власти охрана общественного порядка на водном транспорте была заботой Главного управления водного транспорта (Главвода) и не входила в функции рабоче-крестьянской милиции. Практика вскоре показала нежизненность такого решения. Поэтому наряду с образованием органов внутренних дел на железных дорогах зарождается речная и морская милиция.

В конце 60-х — начале 70-х годов по миру прокатилась волна нового вида преступлений — воздушного терроризма. Правительство СССР приняло решение о создании подразделений воздушной милиции. В 1978 году был введён сплошной досмотр пассажиров, их ручной клади и багажа.

26 марта 1980 года вышел приказ МВД СССР о преобразовании управлений транспортной милиции в соответствующие управления внутренних дел на транспорте МВД СССР, а линейных отделов и отделений на железнодорожном, воздушном и водном транспорте — в линейные отделы и отделения внутренних дел на транспорте. С этого момента Управление транспортной милиции на Московской железной дороге стало называться Московским управлением внутренних дел на железнодорожном транспорте (МУВДТ).

Руководство системой органов внутренних дел на транспорте было возложено на Главное управление внутренних дел на транспорте (ГУВДТ) МВД СССР.

В 2010 году Московское УВД на железнодорожном транспорте, Московское УВД на воздушном и водном транспорте и Юго-Восточное УВД на транспорте были объединены в Управление на транспорте МВД России по Центральному федеральному округу.

Зона обслуживания УТ МВД России по ЦФО распространяется на объекты железнодорожного, водного и воздушного транспорта, расположенные в Москве, Московской, Белгородской, Брянской, Волгоградской, Воронежской, Калужской, Курской, Липецкой, Орловской, Пензенской, Рязанской, Саратовской, Смоленской, Тамбовской, Тульской областях.

Протяжённость обслуживаемых железнодорожных путей около 15 000 км, на них дислоцируются 90 вокзалов, 1090 станций, более 3200 посадочных платформ. Имеется более 100 грузовых и 14 сортировочных станций, порядка 280 погрузочно-выгрузочных и 80 контейнерных площадок. Зона обслуживания включает в себя 12 аэропортов (из них восемь международных), 11 речных портов, 3 речных вокзала, 2 речных пароходства, 49 пристаней и причалов.

По мере развития транспортной системы в мире начал расти и уровень преступности в данной сфере. Тогда возник вопрос о формировании специальной службы, обеспечивающей сохранность грузов и безопасность пассажиров в то время, когда они находятся в пути или пребывают в зданиях вокзалов и аэропортов. На сегодняшний день обеспечением правопорядка на всех объектах водного, воздушного и железнодорожного транспорта занимается специальное структурное подразделение МВД РФ – Департамент обеспечения правопорядка на транспорте.

Что такое транспортная полиция?


Транспортной полицией в России принято называть структурное подразделение Министерства внутренних дел Российской Федерации, которое отвечает за безопасность и обеспечение правопорядка на водном, воздушном и железнодорожном видах транспорта.

Также в зону ответственности госструктуры входит организация специальных и воинских перевозок.

ВАЖНО! Транспортная полиция является отдельным ведомством, во главе которого находится Департамент обеспечения правопорядка на транспорте МВД России.

К основным направлениям деятельности Департамента относятся:

  • Участие в формировании государственной политики в сфере обеспечения безопасности на транспорте.
  • Совершенствование нормативно-правового регулирования в области правопорядка на транспорте.
  • Противодействие преступности и обеспечение охраны общественного порядка на транспортных объектах — в рамках имеющихся полномочий.
  • Реализация мероприятий по пресечению фактов незаконного вмешательства на транспортных объектах – в пределах своих полномочий.
  • Непосредственное управление ОВД на транспорте.

Линейные отделы ОВД

К структурным подразделениям транспортной полиции относятся линейные отделы внутренних дел на транспорте (ЛОВДТ). В России линейные отделы выполняют функции, схожие с деятельностью территориальных подразделений, но только на транспортных магистралях, их территориях и отдельных объектах.

Линейные отделы размещаются на территории крупных транспортных узлов – вокзалов, аэропортов, речных и морских портов.

Свою деятельность сотрудники осуществляют при взаимодействии с территориальными органами внутренних дел.

К основным задачам ЛО относятся:

  1. обеспечение безопасности пассажиров, сотрудников и грузов;
  2. охрана общественного порядка;
  3. предупреждение и правонарушений и своевременное их пресечение;
  4. участие в расследовании преступлений и розыске лиц, пропавших без вести либо скрывающихся от правоохранительных органов;
  5. досмотр пассажиров и багажа (при наличии обстоятельств, требующих проведения контроля);
  6. участие в ликвидации аварий, пожаров, стихийных бедствий и катастроф, оказание первой доврачебной помощи пострадавшим;
  7. охрана и конвоирование лиц, задержанных или заключенных под стражу;
  8. контроль техники противопожарной безопасности, обеспечение вверенных объектов необходимыми средствами пожаротушения.

История создания

Принципы работы на РЖД


Отдел полиции на сегодняшний день есть на каждом железнодорожном вокзале. В задачи сотрудников данного подразделения входит:

  • осуществление контроля на входе в здание вокзала;
  • обеспечение безопасности пассажиров и грузов во время поездки;
  • предупреждение возможных угроз и чрезвычайных ситуаций в поездах и на вокзалах;
  • контроль соблюдения правопорядка;
  • противодействие незаконному обороту оружия, наркотических веществ.

ВАЖНО! Железнодорожная полиция является самым крупным из всех подразделений, входящих в состав Департамента обеспечения правопорядка на транспорте МВД России.

Охрана правопорядка на воде

Первый проект создания речной полиции на территории России был разработан императором Александром II в 1867 году. Кроме выявления преступлений против личности, сотрудники органа также выполняли таможенные функции и выявляли факты контрабандной перевозки грузов.

ВАЖНО! В 1917 году речная полиция вместе с другими подразделениями правоохранительной системы, утвержденной в царской России, была ликвидирована. Но уже 25 июня 1918 года Совет народных комиссаров издал документ об учреждении речной милиции в советской России. Именно эта дата считается началом истории подразделения.

На сегодняшний день в обязанности речной транспортной полиции входят:

  1. контроль соблюдения правопорядка на водных территориях;
  2. предупреждение пожаров и иных чрезвычайных ситуаций на водных объектах;
  3. пресечение деятельности браконьеров;
  4. контроль правил эксплуатации речных судов;
  5. пресечение оказания услуг, не соответствующих требованиям безопасности для здоровья и жизни людей.

Также сотрудники речной полиции тесно сотрудничают с отделами, противостоящими незаконному обороту оружия, наркотиков, отделом по борьбе с экономическими преступлениями.

В теплое время года работа сотрудников речной полиции становится особенно напряженной: представителям органов правопорядка приходится патрулировать не только водоемы, но и пляжи.

Борьба с преступностью на воздушном транспорте

Вопрос о регулировании безопасности на воздушном транспорте возник в 60-70-х годах ХХ века. Именно в это время стали появляться первые преступники, угрожающие жизни и здоровью пассажиров и экипажа воздушного судна. Мелкие хулиганы начали обкрадывать людей в самолетах, а дебоширы – нарушать спокойствие на борту. Через некоторое время воздушные судна стали объектами для организации террористических актов.

Чтобы устранить данную проблему, 3 ноября 1970 года Совет Министров СССР принял решение об обязательном присутствии сотрудников милиции на борту каждого воздушного судна. Однако данная мера противодействия преступности оказалась неэффективной: сотрудник правоохранительных органов не мог использовать в воздухе ни приемов рукопашного боя, ни табельного оружия.

Поэтому, спустя некоторое время, было решено предпринять иные способы для обеспечения безопасности на воздушном транспорте. В частности, в 1978 году в аэропортах Российской Федерации был введен досмотр каждого пассажира, а также багажа и ручной клади путешественников. Такая практика была признана эффективной и до сих реализуется с использованием современных методов контроля.

Специфика работы

В отличие от остальных органов правопорядка, транспортная полиция имеет свои специфические особенности, к числу которых относятся:

  • большая площадь участков оперативного обслуживания;
  • высокая концентрация большого количества лиц и материальных ценностей на сравнительно небольших территориях (например, в зданиях вокзалов или аэропортов);
  • быстрота перемещения грузов;
  • сезонная работа транспорта;
  • непрерывность и взаимосвязь осуществляемых перевозок;
  • строгий режим работы, высокий уровень дисциплины.

Требования к сотрудникам МВД РФ на транспорте

Сотрудник, поступающий на службу в транспортную полицию, должен соответствовать определенным требованиям и знать основные принципы и правила работы в ведомстве. Так, полицейский, проходящий службу в любом из линейных отделов, должен:

  1. обладать высоким уровнем профессионализма;
  2. знать специфику не только своей работы, но и всех остальных подразделений транспортной полиции;
  3. уметь быстро ориентироваться при смене обстановки и в случае возникновения внештатных ситуаций;
  4. быть готовым к выполнению действий, которые могут принести ущерб здоровью (служба в полиции всегда связана с определенным риском для жизни сотрудника);
  5. обладать должным уровнем физической и психологической подготовки.

ВАЖНО! Также сотрудник транспортной полиции обязан в любое время суток оставаться на связи, не отключая мобильный телефон.

К претендентам, поступающим на службу в транспортную полицию, также предъявляются следующие требования:

  • возраст – не младше 18 и не старше 35 лет;
  • образование — не ниже среднего (полного) общего;
  • наличие российского гражданства;
  • отсутствие алкогольной и наркотической зависимости;
  • отсутствие судимостей;
  • отсутствие заболеваний, препятствующих эффективной работе в органах обеспечения правопорядка.

Полномочия


На сегодняшний день основная задача транспортной полиции заключается в том, чтобы обеспечить безопасность пассажиров и сохранность грузов, перевозимых любым видом транспорта. Для этих целей полицейские имеют право:

  1. организовать личный досмотр пассажиров;
  2. проверять грузы и багаж, при необходимости вскрывая их.

Однако для проведения подобных действий необходимо наличие серьезных оснований. Например, если человека заподозрили в транспортировке запрещенных и опасных грузов, перевозке оружия или наркотиков, а также при наличии угрозы террористических актов.

ВАЖНО! Проводить досмотр пассажира или вскрытие его личных вещей допускается лишь в присутствии двух понятых, которые также обязаны подписать протокол, составленный по итогам. Досмотр, проведенный без присутствия свидетелей, считается противозаконным.

Вопрос о безопасности пассажирских и грузовых перевозок на территории нашей страны становился все более насущным по мере развития транспортной сети. Безопасность на транспорте не могла оставаться без контроля правоохранительных органов, поэтому их формирование началось еще в царской России. Сегодня в РФ существуют сотни линейных отделов, сотрудники которых обеспечивают соблюдение правопорядка в аэропортах, вокзалах и портах.

Недавно в нашу редакцию обратился читатель, пожелавший узнать, чем линейный отдел полиции отличается от районного отдела МВД. В данной статье мы постараемся детально ответить на этот вопрос, пояснив, что такое транспортная (линейная) полиция, каковы ее структура и принципы работы, какие права и обязанности у ее сотрудников, и как разграничиваются полномочия и юрисдикция полицейских, расследующих преступления, совершенные на разных видах транспорта.

Что такое транспортная полиция

Транспортная полиция (ТП) — это структура в системе Министерства внутренних дел, занимающаяся расследованием (а также предотвращением/профилактикой) уголовных преступлений и административных правонарушений на железнодорожном, воздушном и водном транспорте. Помимо этого, в сферу деятельности транспортных полицейских входит все, что касается нарушения закона на ж/д путях, а также на территории водных портов и аэропортов.

При этом следует понимать, что любые преступления, совершенные в наземном общественном или личном транспорте, а также в метрополитене, расследуются не сотрудниками ТП, а обычной полицией, которую сами транспортные полицейские называют территориальной.

Структура транспортной полиции

Во главе ТП на федеральном уровне стоит Главное управление на транспорте МВД РФ. Ему подчиняются (по нисходящей):

Транспортная полиция

В отличие от территориальных подразделений полиции (ГУВД, ОВД), отвечающих за борьбу с преступностью в конкретных населенных пунктах, где они и расположены, линейные подразделения полиции строятся по-иному — линейному — принципу, напрямую отражающему экстерриториальность транспортных путей, охраняемых сотрудниками ТП.

Так, одно линейное управление МВД, расположенное в каком-нибудь областном центре России, может отвечать за безопасность на железной дороге (или реке), проходящей сразу по нескольким соседним регионам РФ (но в пределах одного федерального округа).

Линейные отделы и отделения МВД

Базовыми подразделениями ТП, сотрудники которых расследуют основную часть преступлений на транспорте, являются линейные отделы МВД. Организуются они в крупных населенных пунктах, по которым проходят ж/д или водные пути (либо имеется аэропорт). Внутренняя структура построения таких ЛО схожа со структурой организации обычных территориальных ОВД. Так, в любом ЛО МВД имеются:

Принципы работы на РЖД

Лучше всего обычные россияне знакомы (в том числе и по кинофильмам) с работой ТП на железной дороге. Всем известно, что очень часто в пассажирских поездах находятся наряды полиции (официально называемые нарядами сопровождения), которые охраняют порядок в поезде. Помимо этого, на каждой ж/д станции находится отдельный пункт/отделение ТП (в случае небольшого населенного пункта) или полноценный ЛО МВД (располагается на ж/д вокзале крупного города).

В сферу конкретной деятельности ТП на РЖД входят расследование и предотвращение:

    преступлений против пассажиров в пассажирских поездах;

Принципы работы на РЖД

В случае совершения преступления в пассажирском поезде порядок действий сотрудников линейной полиции РЖД таков:

Борьба с преступностью на воздушном транспорте

В отличие от полицейских некоторых зарубежных стран, сотрудники российской ТП не находятся в самолетах, совершающих рейсы над территорией России.

Помимо происшествий непосредственно в воздухе, сотрудники воздушной ТП занимаются также:

  • досмотром вещей пассажиров при их посадке на самолеты в аэропортах;
  • предотвращением и расследованием краж багажа в багажных отделениях аэропортов;
  • расследованием хищений топлива, самолетных запчастей и т. п. на территории аэродромов, подпадающих под юрисдикцию конкретных ЛО МВД России на транспорте.

Охрана правопорядка на воде

Транспортную полицию на воде в народе называют водной полицией. При этом из всех трех видов ТП (на железной дороге, на воздушном и водном транспорте) именно водная линейная полиция имеет самые ограниченные полномочия. По большому счету, в сферу ее деятельности входят лишь:

Охрана правопорядка на воде

  • охрана общественного порядка на воде — с помощью быстроходных катеров;
  • содействие иным силовым ведомствам РФ в обеспечении безопасности первых лиц страны при организации проезда автомобильных кортежей по дорогам с мостами (путем блокирования рек под мостами полицейскими катерами);
  • обеспечение безопасного судоходства по воде — совместно с водной автоинспекцией и МЧС;
  • охрана территорий портов и расследование совершенных на них преступлений;
  • кроме того, именно сотрудники водной полиции достают из рек (озер, морей) утопленников.

При этом расследованием смертей людей, обнаруженных в воде, не всегда занимается именно водная полиция, т. к. трупы нередко сбрасывают в реки с берегов, а подобные преступления подпадают под юрисдикцию обычной территориальной полиции.

Также служащие ТП на воде, в отличие от их коллег в поездах, не находятся на теплоходах, совершающих круизы по рекам и морям РФ. Они лишь могут подниматься на борт судна в порту (либо в экстренной ситуации — с катера во время движения теплохода) — при поступлении информации о криминальном происшествии на борту последнего.

Полномочия сотрудников транспортной полиции

  • проверять документы и досматривать личные вещи подозрительных лиц;
  • задерживать граждан до выяснения обстоятельств расследуемых происшествий/преступлений;
  • проводить все необходимые ОРМ;
  • вести следственные действия и т. д.

Какие требования предъявляются к сотрудникам транспортной полиции

Как и всякий полицейский, сотрудник ТП:

  • должен иметь крепкое физическое и психическое здоровье;
  • не иметь судимостей и проблем с алкоголем/наркотиками;

Работа сотрудников транспортной полиции

Никаких дополнительных требований к линейным полицейским, за очень редким исключением, не предъявляется. Исключения же весьма специфичны:

Денежное довольствие

  • окладов сотрудника ТП по его званию и должности;
  • различных надбавок (за выслугу лет, классность, особые условия службы, риск);
  • ежеквартальных и ежегодных премий за особые достижения в службе.

Никаких дополнительных финансовых преференций или, наоборот, ограничений в жалованьи 247-й Закон для сотрудников ТП не предусматривает.


Ежегодно в России отмечается 18 октября праздник День создания транспортной полиции. А действительно ли она была создана в этот день? Ведь это очень сложная государственная структура, состоящая из нескольких разделов и множества отделений по всей стране. Чем транспортная полиция занималась тогда и сейчас? Вообще для чего нужна она?

Транспортная полиция чем занимается

Первые попытки создать транспортную полицию на железной дороге

правила перевозки

Особенности работы железнодорожной полиции

По вполне понятным причинам такое положение не могло продолжаться долго. 16 марта 1867 года сам шеф жандармов генерал-адъютант граф Шувалов обратился к государю с рапортом о том, чтобы царь внес изменения в структуру и штаты жандармских управлений на железных дорогах.

Речная транспортная полиция

В России существовал не только сухопутный, но и речной вид транспорта. И хотя преступлений на речном направлении было значительно меньше, эта транспортная система также нуждалась в соответствующем контроле. Особенно работа транспортной полиции была актуальна в Санкт-Петербурге, так как это портовый город и в него, особенно в XVIII-XIX веках, прибывали крупные торговые корабли.

линейный отдел полиции

Потому в Санкт-Петербурге появилась необходимость создать специальный полицейский отдел для наблюдения за морскими и речными судами и соблюдения ими правил перевозки грузов. Помимо выявления преступлений против личности или казнокрадства, они выполняли функции таможенников и выявляли случаи контрабандного перевоза грузов. Проект по созданию речной полиции был принят 2 июня 1867 года.

Первые годы после революции

В новых условиях старые методы не работали, поэтому в СССР искали новые, более эффективные способы организации контроля и выработки новых правил перевозки грузов. Проводились регулярные проверки на вокзалах и рейды мобильных подразделений. Менялся транспорт – совершенствовались методы работы. Росла численность милиционеров. Отдельные наряды стали сопровождать пассажирские поезда. Многие методы, которые были разработаны в советское время, используются и в наши дни.

транспортная милиция

Проблемы на воздушном транспорте и способы их решения

Казалось бы, невероятно, что на самолете кому-либо в голову придет заниматься бандитизмом. Однако в конце 60-х - начале 70-х годов это была суровая правда. Впервые люди столкнулись с разгулом преступности на воздушном транспорте. Появились преступники, совершающие нападения на пассажиров и экипаж. Пассажиров обкрадывали или избивали хулиганы и дебоширы. Этот вид транспорта облюбовали террористы. Самолеты взрывали или угоняли.

В целях предотвращения преступлений на воздушном транспорте и обеспечения безопасности в СССР приняли соответствующие постановления. От 3 ноября 1970 года Совет Министров постановил об обязательном присутствии сотрудников транспортной милиции на самолете. Однако такая мера оказалась неэффективной. Милиционер не мог применять в самолете табельное оружие или использовать приемы рукопашного боя.

Борьба с преступностью на воздушном транспорте – нестандартное решение

Так как старые методы оказались в самолете неприменимы, было принято решение разработать новые способы борьбы с преступностью на воздушном транспорте. Поскольку опасный груз на самолет можно пронести только через аэропорт, то вполне понятно, что единственным способом предотвратить трагедию было провести тщательный досмотр пассажиров и их багажа.

управление министерства внутренних дел российской федерации

В 1978 году советское правительство приняло постановление о введении сплошного досмотра пассажиров и их багажа, в том числе ручной клади. В некоторых случаях допускался личный досмотр пассажиров как на внутренних, так и на международных перелетах. Эта практика была признана эффективной и применяется не только в России, но и в других странах.

Эта же система работает и в наше время и принята Управлением министерства внутренних дел Российской Федерации в качестве основного средства обеспечения безопасности на воздушном транспорте.

сотрудники транспортной полиции

Была предпринята попытка изменить порядок прохождения контроля в 1997 году. Однако последующие события показали, что отказ от личного досмотра – неправильное решение. В связи с участившимися террористическими актами с использованием воздушных транспортных средств (самый грандиозный был совершен 11 сентября 2001 года в США, когда самолет врезался в башни-близнецы) эта мера была введена вновь в августе 2004 года.

Работа Департамента

Одним из органов транспортной полиции является Департамент обеспечения правопорядка на транспорте. В его обязанности входит выявление опасных действий на объектах транспортной инфраструктуры несовершеннолетними беспризорниками, которые создают ситуации опасные не только для их жизни и здоровья, но также для других участников. Департамент выявляет таких детей и подростков и направляет в специализированные детские учреждения.

транспортная полиция россии

Структура транспортной полиции

Транспортная полиции состоит из более 500 линейных отделов полиции, чья деятельность, в свою очередь, контролируется 20 управлениями МВД на транспорте. На сегодня транспортная полиция – это сложная многоярусная структура.

В последние несколько лет, в связи с ухудшением международной обстановки, ростом преступности, терроризма, транспортная полиция, чем занимается, так это выявлением каналов незаконной поставки оружия и боеприпасов, взрывных устройств, наркотиков и других запрещенных веществ, перевозимых железнодорожным, воздушным или водным видами транспорта. Такими были сотрудники транспортной полиции как до 18 октября 1917 года, так и после.

начальник транспортной полиции

Критика транспортной полиции

Несмотря на то что без транспортной полиции ситуация была бы значительно хуже, в ее адрес нередко звучит критика. Она не всегда необоснованная. То, чем занимается транспортная полиция, невольно создает условия для злоупотреблений.

Какие требования предъявляются к сотрудникам транспортной полиции

Для того чтобы обеспечивать порядок и безопасность на транспорте, полицейский, работающий в любом из линейных отделов полиции, должен обладать высоким уровнем профессионализма, знать не только особенности своей специальности, но и то, как работают транспортные службы, уметь мгновенно ориентироваться в постоянно меняющейся обстановке. Ведь ему нередко приходится действовать в одиночку и рисковать жизнью.

Сотрудник транспортной полиции не имеет право отключать телефон и должен быть готовым к работе 24 часа в сутки. Эта работа требует постоянного напряжения. А для этого он должен обладать не только хорошей физической, но психологической подготовкой.

Полномочия сотрудников транспортной полиции

Чем занимается транспортная полиция в наши дни и какими полномочиями обладают ее сотрудники? В ее компетенцию входит осуществление проверок в случае происшествий на железнодорожном, воздушном или водном транспорте, а также территорий, на которых расположены порты, вокзалы и аэропорты.

Сотрудники имеют право проверять грузы, вскрывать контейнеры или производить досмотр пассажиров. Но делать это они могут только при наличии серьезных оснований. Например, есть информация о том, что кто-то из пассажиров провозит оружие или наркотики. Проводить проверку полицейские могут только в присутствии двух понятых. По факту проведенного досмотра обязательно составляется протокол.

Читайте также: