Доклад развитие творческих способностей учащихся через использование информационных технологий

Обновлено: 17.05.2024

Оценить 1731 0

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Развитие творческих способностей учащихся через использование информационно-коммуникативных технологий

Агапова С.В.

учитель начальных классов

2015г.

В настоящее время приобретает большее значение развитие информационных и коммуникационных технологий. Происходит активное проникновение информационных технологий во все области образования. В связи с этим встает вопрос пропедевтики информационной культуры еще в начальных классах.

Формирование и развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста представляют собой один из важнейших вопросов , решаемых в начальной школе . И чем раньше дети будут развивать свои способности , тем выше будет их творческий потенциал . Развитие творческих способностей осуществляется на каждом уроке , и средства информационно-коммуникационных технологий непосредственно способствую т формированию этих способностей .

Во-первых, основная цель образования заключается в том, чтобы готовить подрастающее поколение к будущему, к появлению новых возможностей, которые предоставляет жизнь. С моей точки зрения, той способностью, которая позволяет эффективно реализовать эту цель, является творческое мышление, креативность.

Во-вторых, мы живем в век информации; в обществе произошли бурные изменения, осуществившиеся за относительно короткий срок. Чтобы адекватно реагировать на эти изменения, человек должен активизировать свои творческие способности, развить в себе творчество. Творчество детей необходимо развивать в процессе всего обучения в младшей школе. И одно из актуальных значений приобретает проблема развития творческих способностей личности средствами информационно-коммуникационных технологий .

Д ля того, чтобы дети развивали творческие способности, необходимо постоянно создавать ситуацию творческой деятельности, способствующей раскрытию и развитию природных даных, средствами информационно-коммуникационных технологий.

Если внимательно рассмотреть поведение человека, его деятельность в любой области, то можно выделить два основных вида поступков. Одни действия человека можно назвать воспроизводящими или репродуктивными. Такой вид деятельности тесно связан с нашей памятью, и его сущность заключается в том. Что человек воспроизводит или повторяют уже ранее созданные и выработанные приемы поведения и действия.

Кроме репродуктивной деятельности в поведении человека присутствует творческая деятельность, результатом которой является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действий, а создание новых образов или действий. В основе этого вида деятельности лежат творческие способности.

Таким образом, в самом общем виде определение творческих способностей выглядит следующим образом.

Творческие способности – это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.

Использование ИКТ в учебном процессе начальных классов общеобразовательной школы имеет широкий спектр, для использования в качестве средства, позволяющего учителю влиять на организацию педагогического труда, используя в подготовке к проведению уроков. Использование ИКТ в обучении самими учащимися начальных классов позволяет во время овладения работы с компьютером упражняться в изучении ряда учебных предметов начальной школы с использованием компьютерных программ. Работа с компьютером учащихся начальных классов, несмотря на вышеупомянутые аспекты, может быть фактором влияния на его личностные качества.

Повышение эффективности возможно, с одной стороны, за счет использования технологий, ориентированных на развитие творческой личности, с другой - использование информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе.

Информационные технологии - с одной стороны, это мощный инструмент для получения ребенком разнообразной информации, с другой - эффективное средство для повышения интереса к обучению, а также мотивации наглядности, научности и прочее.

Современные информационно-коммуникационные технологии предоставляют новые перспективы для развития образования и качественно и принципиально меняют дидактические подходы, а также сами методологические основы организации обучения. А для этого необходимо создание принципиально новой парадигмы приобретения знаний, которая бы способствовала более эффективному формированию интеллекта, творческих способностей детей, развития целостного мировоззрения.

Наибольший эффект в развитии творческих способностей младшего школьника может оказать: ежедневное включение в учебный процесс творческих заданий и упражнений с использованием средств информационно-коммуникационных технологий; реализация кружковых или факультативных занятий по специально разработанной программе; вовлечение учащихся в творческое взаимодействие прикладного характера со сверстниками и взрослыми за счет подключения семьи учащихся; дидактические и сюжетно-ролевые игры на уроках и во внеурочное время; творческие мастерские. Все это позволит конкретизировать и решить задачу развития творческих способностей младших школьников через систему творческих заданий. Младшие школьники с удовольствием участвуют в различной интеллектуальной и творческой деятельности: проблемные уроки, уроки — игры, уроки-экскурси исследование, урок-путешествие, урок — творческий отчет, урок-проект, через средства ИКТ, которые помогут ученику взрастить в себе интерес, потребность и привычку к творческой и интеллектуальной деятельности.

Иллюстрации необходимы тогда, когда объект изучения недоступен непосредственному наблюдению, а слов учителя оказывается недостаточно, чтобы дать представление об изучаемом явлении. Информация, помещенная на слайдах, заставляет учащихся пройти через все этапы мышления.

По сравнению с традиционной формой ведения урока, заставляющей учителя постоянно обращаться к мелу и доске, использование презентаций высвобождает большое количество времени, которое можно употребить для дополнительного объяснения материала.

Рассмотрим некоторые пути и эффективность использования информационно-компьютерных технологий в работе с учащимися начальной школы:

ежегодное участие школьников в дистанционных предметных олимпиадах, интернет-олимпиадах, марафонах;

районные творческие конкурсы (рисунки, фотоискусство, литературное творчество), творческие работы к урокам с использованием средств ИКТ – в течение года;

участие в школьных мероприятиях — в течение года;

Итак, мы пришли к выводу, что применение компьютерной техники на уроках улучшает восприятие мира, развивает логическое мышление, память, воображение, внимание, что способствует развитию творческих способностей учащихся начальной школы.

Бондаревская В.М. Ребенок и новые информационные технологии: позитивные и негативные последствия новой культуры человеческой жизни// Компьютер в школе и семье . - 2000 . - № 1 . - С. 49 - 52.

Государственный стандарт начального общего образования (Постановление КМУ № 462 от 20.04.2011).

Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. — М.: Просвещение, 2011. — 233 c.

Дереклеева , Н . И . Мастер -к ласс по развитию творчески х спос о бностей учащихся / Н . И . Дереклеева . – Москва: 5 за знания, 2008. – 224 с.

Жебровский Б.М., Ломаковская Г.В. О концепции информатизации школ г. Киева / / Компьютер в школе и семье. - 2000. - № 1. - С. 3 - 5.

Из опыта работы.

Предлагаю систему познавательных задач, позволяющую целенаправленно осуществлять работу по развитию творческих способностей детей.

Упражнение используется на этапе проверки домашнего задания для тренировки внимания и быстроты реакции.

Учитель предлагает детям среагировать на утверждения, которые могут быть составлены верно или заведомо неправильно. Если учащиеся считают, что утверждение правильно, они ставят в тетради 1, если нет – 0.

В любом предмете, почти на каждом уроке есть понятия, которые можно выразить в виде числа. Проверяя степень усвоения, учитель действует следующим образом: называет понятия опосредованно, через число и предлагает совершить действие между полученными числами.

Число сторон в треугольнике умножьте на количество углов в квадрате.

Ученики не отвечают вслух на вопрос учителя, а молча записывают в тетрадь первую букву ответа. При правильном выполнении задания у детей получается какое-либо слово. (С этим можно потом поработать: дать ему определение, составить предложение и т.п.).

Как называется часть суток после ночи? (утро – У).

Часть речи, обозначающая действие предмета? (глагол – Г).

Упражнение используется на этапе проверки домашнего задания для развития логического мышления.

Задание: в каждом ряду три слова по определённому основанию связаны между собой, а четвёртое – отличается. Найдите его, ответ обоснуйте.

Корова, медведь, лиса, заяц.

Дуремар, Мальвина, Айболит, Пьеро.

Вычитаемое, уменьшаемое, сумма, разность.

Тренировка быстроты реакции, сообразительности, внимания на этапе изучения нового материала.

Ребусы. Этот вид задания является подготовительным к решению логически-поисковых задач, если в слове присутствуют такие части, как В, ПОД, НА, НАД, числа и т.д., то можно научить детей подбирать варианты их чтения и разгадывания:

Анаграммы. Как можно быстрее поменяйте буквы в слове местами и получите…

Пример: ЛГУО – угол, РЗОЕО – озеро, ОРУК – урок.

Творческое задание целесообразно использовать на этапе рефлексии. Необходимо определить вид логической связи и на этом основании вместо знака вопроса написать ответ.

Применение ИКТ - это большой шаг вперед в решении задач, стоящих перед современной школой. Поэтому изучение и использование компьютерной технологии в учебном процессе – важнейший компонент подготовки учащихся к дальнейшей трудовой жизни. Применение ИТ способствует повышению интереса у учеников к обучению, развивает его всесторонне.

ВложениеРазмер
ispolzovanie_informacionnyh_tehnologiy_v_razvitii_tvorcheskih_sposobnostey_uchashchihsya.doc 39 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ

Муниципальное общеобразовательное учреждение Лицей №15 города Саратова

В связи с модернизацией системы образования, возрастающую роль в образовательном процессе приобретают информационные технологии, так как работа с компьютером является

- средством получения информации;

Кроме того, применение ИКТ - это большой шаг вперед в решении задач, стоящих перед современной школой. Поэтому изучение и использование компьютерной технологии в учебном процессе – важнейший компонент подготовки учащихся к дальнейшей трудовой жизни. Применение ИТ способствует повышению интереса у учеников к обучению, развивает его всесторонне. Наша школа несколько лет работает над проблемой развития творческих способностей учащихся. Мы стараемся все больше использовать информационные технологии:

1) для реализации потенциальных возможностей талантливых детей;

2) для проектной и исследовательской работы учащихся;

3) для диагностики успешного обучения и овладения конкретными знаниями;

4) для компьютерного сопровождения на уроках, что способствует обеспечению качества образования;

5) для внеклассных мероприятий, используя информационные ресурсы.

В нашей школе для всех учащихся являются доступными 2 компьютерных кабинета, с выходом в Интернет, компьютеры в библиотеке, в предметных кабинетах, мультимедийный проектор, медиатека. Для проведения уроков с использованием Интернета в расписании работы кабинета информатики предусмотрены предметные часы, каждую неделю учителя подают заявку на проведение таких уроков. В школе активно развивается сотрудничество учеников и учителей по созданию информационных образовательных ресурсов. Старшеклассники готовят программы, которые помогают учителю при объяснении нового материала. Эти работы можно использовать в качестве дополнительной информации к теме, или наглядного материала.

Я считаю, что мультимедийные технологии способствуют лучшему усвоению и закреплению учебного материала. Одной из дидактических преимуществ технологии мультимедиа, по сравнению с традиционными, заключается в том, что создается обучающая среда с ярким и наглядным представлением информации раскрывающей практическую значимость темы, содержащей исторические факты.

Широкие возможности компьютера стали точкой соприкосновения двустороннего процесса обучения: учитель – ученик. Совместная работа учащихся и преподавателей по созданию презентаций и сайтов позволяет поднять качественный уровень обученности школьников, развить творческие способности, повысить познавательную активность, заинтересованность, определить профессиональные склонности, облегчить адаптацию выпускников к последующей жизни в современном информационном пространстве.

В нашем лицее уже два года работает летняя школа для одаренных детей. Два класса формируются из учащихся 7-8ых классов. Программа летней школы состоит как из развлекательной, так и из познавательно-развивающей программы. Познавательно-развивающая программа состоит из лекционно-практических занятий по выборочным главам из курса математики, физики и ВТ. Занятия длятся две недели в первых числах июня месяца. На этих уроках ребят обучают основам проектной деятельности, умению быстро находить нужные сайты в Интернет. Занятия заканчиваются тренингами на компьютерах и защитами проектов по выбранным темам. Таким образом, мы стараемся в рамках предпрофильной подготовки на более раннем обучении выделить группу одаренных, творческих детей и в дальнейшем из них создать ядро команды, которая будет заниматься научно-исследовательской деятельностью в старших классах.

Следует отметить ряд проблем, с которыми мы встретились. К ним можно отнести отсутствие помощника учителю при создании программ для тестирования, итоговых уроков. Учитель математики не владеет теми навыками, которыми владеет программист. В свою очередь программист не владеет глубиной материала, которым владеет учитель-предметник. Учитель не владеет информацией о тех сайтах, на которых дается наиболее полная информация по всем предметам в помощь приготовления уроков. Нет полной информации по этому вопросу. А учителю необходимо учиться работе с современной техникой, без которой современный урок уже не может быть. Необходимо иметь центры в каждом районе города, где учитель получит исчерпывающую информацию или консультацию.

Анализируя проделанную работу по применению ИТ в процессе обучения, могу сказать о том, что реализация такого подхода позволяет мне:

- создать определенный эмоциональный настрой и развить эмоциональный интерес к предмету;

- организовать самостоятельную работу учащихся; реализовать дифференцированный подход;

- развивать творческий потенциал учащихся; логическое мышление;

- развивать навыки самоконтроля;

- обеспечить учащихся учебно-методическими материалами, дидактическими и раздаточными средствами обучения и контроля знаний;

В дальнейшем я планирую продолжить работу по накоплению материала, по разработке и усовершенствованию методики внедрения ИТ, поиску оптимальных методов и форм их осуществления и сочетания со средствами традиционного обучения.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие информационного общества, научно-технические преобразования, рыночные отношения требуют от каждого человека высокого уровня профессиональных и деловых качеств, предприимчивости, способности ориентироваться в сложных ситуациях, быстро и безошибочно принимать решения.

Государство перед школой ставит задачу подготовить школьников к жизни в этом быстро изменяющемся мире.

Внедрение ИКТ на уроках математики создают предпосылки для интенсификации образовательного процесса. Они позволяют широко использовать на практике психолого-педагогические разработки, обеспечивающие переход от механического усвоения знаний к овладению умением самостоятельно приобретать новые знания. Компьютерные технологии способствуют раскрытию, сохранению и развитию личностных качеств обучаемых.

В 2006 году в рамках НПО в кабинете появились электронная доска SMART , проектор и компьютер. Овладеть всем этим мне помогли мои ученики.

Скажи мне-

И я забуду;

Покажи мне-

И я запомню.

Китайская притча.

Мы воспринимаем

10% из того, что мы ЧИТАЕМ;

20 % из того, что мы СЛЫШИМ;

30% из того, что мы ВИДИМ;

50% из того, что мы ВИДИМ и СЛЫШИМ;

70% из того, что обсуждаем с другими;

80% из того, что мы ИСПЫТЫВАЕМ лично;

95% из того, что мы ПРЕПОДАЕМ кому-то еще.

Ульям Глассер

Внедрение ИКТ осуществляю по направлениям:

- использование мультимедийных презентаций;

- работа с ресурсами Интернета;

- использование готовых обучающих программ;

Презентация позволяет:

-наглядно представлять материал;

- интенсифицировать процесс объяснения нового материала;

- регулировать объем и скорость информации;

- повышать познавательную активность обучающихся.

Но наряду с положительными, есть и отрицательные аргументы.

Большая затрата времени учителя при подготовке мультимедийного урока.

При работе с ИКТ необходимо соблюдать нормы САНПИНА:

Непрерывная работа за компьютером

для 5-х классов- 15 минут; для 6-х – 7 классов - 20 минут;

Работа с ресурсами интернета.

- значительно сокращается время поиска нужной информации;

- учащиеся приучаются ориентироваться в большом информационном потоке и производить отбор информации.

В 9-х и 11-х классах один раз в неделю учащиеся выполняют вариант с сайта А. Ларина. Каждый понедельник сдают работу с полным подробным решением. Разрешаю пользоваться Форумом Ларина, но решение должно быть свое.

Результаты ЕГЭ 2017 года: 48% учащихся набрали больше 70 баллов. Ученик 11б класса Волков Игорь набрал 94 балла. По результатам ОГЭ Мазур Анна из 32 баллов получила 30 баллов.

Проектная деятельность учащихся.

Общество становится все более зависимым от информационных технологий, поэтому учащиеся могут применять возможности компьютера в исследовательской деятельности, использовать многогранные возможности Интернета в образовательных целях.

К урокам обобщения и систематизации знаний и способов деятельности предлагаю учащимся выполнить проектные и творческие работы: компьютерные презентации или веб-странички об истории развития этой темы, о применении изучаемого материала в других областях знаний. Выполнение творческих заданий предполагает использование учащимися информационно-коммуникационных технологий, освоение проектно-исследовательской деятельности: работу с Интернет-ресурсами, создание презентаций и веб-страниц как представления результатов самостоятельной исследовательской деятельности. Затем эти работы представляются и защищаются перед учащимися класса, коллективно анализируются и рецензируются результаты выполнения.

Такой вид работы развивает творческие, исследовательские способности учащихся, повышает их активность, способствует приобретению навыков, которые могут оказаться весьма полезными в жизни. Информационные технологии создают условия для самовыражения учащихся: плоды их творчества могут оказаться востребованными, полезными для других. Подобная перспектива создает сильнейшую мотивацию для их самостоятельной познавательной деятельности в группах или индивидуально.

Таким образом, использование компьютера на уроках – это не дань моде, не способ переложить на плечи компьютера многогранный творческий труд учителя, а лишь одно из средств, позволяющее интенсифицировать образовательный процесс, активизировать познавательную деятельность, увеличить эффективность урока.

В Муниципальной научно-практической конференции

Благодаря новой форме интеллектуальных состязаний были созданы широкие возможности для творческого взаимодействия и саморазвития одаренных детей. Интернет-олимпиады позволили им проявить свои способности, ориентировали участников на собственное выявление смысла окружающих явлений, исследование фундаментальных объектов, отыскание закономерностей, определение места Интернет-технологий в своем самообразовании. Умение кратко и четко формулировать собственные мысли, аргументировано доказывать свою точку зрения, добывать информацию из разнообразных источников и обрабатывать ее с помощью самых современных технологий, приобретенных участниками в процессе Интернет -олимпиад, делают сегодня эту форму работы с одаренными детьми особенно актуальной.

Мои ученики ежегодно занимаются в интернет - кружке при Меташколе. Каждый понедельник проверяем, какие задания не выполнили. Разбираем вместе. Ребята участвуют в открытых математических Интернет- олимпиадах, различных конкурсах при Меташколе. После окончания учебного года ученики получают свидетельство .




Благодаря этой работе в классе появился победитель и призер районной олимпиады по математике Волков Илья.



В наши дни огромное количество различных конкурсов позволяют реализовать свои способности. Открыть в себе новые качества. И, конечно, это невозможно без применения ИКТ.

Огромный плюс, что результаты олимпиад и конкурсов появляются сразу. Я поощряю ребят оценкой и дарю на память памятки по математике.

Год число победителей


С 2015 г Фоксфорд организует дистанционные олимпиады по предметам по сезонам. За год проходим 3 сезона. У каждого ученика есть свой кабинет. По результатам олимпиады здесь выкладываются результаты олимпиады. Я, как учитель, могу следить как решают олимпиады учащиеся, что не получается.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Развитие творческих способностей обучающихся начальной школы при использовании современных ИКТ.

Необходимость новых знаний, информационной грамотности, умения самостоятельно получать знания способствовала возникновению нового вида образования - инновационного, в котором информационные технологии призваны сыграть системообразующую, интегрирующую роль.

В настоящее время для достижения высот в развитии творческого потенциала детей необходимым условием является использование на уроках ИКТ-технологий.

К. Д. Ушинский заметил:

Сейчас это уже не схемы, таблицы и картинки, а более близкая детской природе научно — познавательная игра. Мультимедиа — это взаимодействие визуальных и аудио — эффектов под управлением интерактивного программного обеспечения с использованием современных технических и программных средств, они объединяют текст, звук, графику, фото, видео в одном цифровом представлении . Мультимедиа технологии открывают принципиально новые методические подходы в системе общего образования. Они позволяют повысить эффективность обучения, вовлекая в процесс восприятия учебной информации большинство чувственных компонентов обучаемого Мультимедиа — это средство или инструмент познания на различных уроках. Мультимедиа способствует развитию мотивации, коммуникативных способностей, получению навыков, накоплению фактических знаний, а также способствует развитию информационной грамотности. Мультимедиа вносит и этический компонент — компьютерная технология никогда не заменит связь между учениками. Она только может поддерживать потенциал их совместного стремления к новым ресурсам и подходит для использования в различных учебных ситуациях, где ученики, изучая предмет, участвуют в диалоге со сверстниками и преподавателями относительно изучаемого материала . Разумное использование в учебном процессе наглядных средств обучения играет важную роль в творческом развитии — наблюдательности, внимания, речи, мышления учащихся. Правильно созданные и разработанные уроки с применением мультимедиа приложения, естественно лучше любой текстовой информации помогают ученикам войти в курс дела, построить модель преподаваемых знаний. Преимущества мультимедиа: интерактивность учеников, ускоренное обучение в сравнении с текстовой информацией, лучшее запоминание и применение знаний, возможность отработки практических приемов, доступность информации. Разумное использование в учебном процессе наглядных средств обучения играет важную роль в творческом развитии — наблюдательности, внимания, речи, мышления учащихся. . Применение средств информационных технологий на уроках служит не только формированию элементарной компьютерной грамотности учащихся, но и способствует развитию внимания, памяти учащихся, информационно-коммуникативной компетенции, воображения и творческого мышления .Правильно созданные и разработанные уроки с применением мультимедиа приложения, естественно лучше любой текстовой информации помогают ученикам войти в курс дела, построить модель преподаваемых знаний. Преимущества мультимедиа: интерактивность учеников, ускоренное обучение в сравнении с текстовой информацией, лучшее запоминание и применение знаний, возможность отработки практических приемов, доступность информации. Уроки с применением мультимедиа помогают решить такие дидактические задачи, как усвоение базовых знаний по предмету; систематизирование усвоенных знаний; формирование навыков самоконтроля; формирование мотивации к учению в целом и к определённому предмету в частности. При этом внедрение современных технологий в педагогическую деятельность должно быть не просто необходимостью, а быть осознанным процессом при непрерывном образовании и самообразовании учителя в этой области.

. Использование ИКТ на уроках русского языка в начальной школе

В тематическое планирование по русскому языку можно включить следующие виды работ с компьютерной поддержкой:

1) работа с текстом и предложением (один из сложных видов работы, дети с трудом членят речь на предложения);

2) работа со словарными словами (анализ ошибок контрольных работ на ММО указал на необходимость тщательной работы со словами с непроверяемыми написаниями);

3) работа со скороговоркой (данный жанр способствует формированию и развитию правильной чистой речи, помогают совершенствовать такие качества чтения, как правильность и беглость);

4) сочинение с использованием аудио-видео средств;

5) помощь компьютера при различных видах разбора;

7) контрольные задания (рабочие тесты, контрольные тесты),

Материалы этого диска часто используются на этапе отработки знаний, умений и навыков или после контрольного диктанта для отработки типичных ошибок).

Направления модернизации образования должны определяться не столько наличием в школе компьютерной техники и программных средств, сколько готовностью учителей начальных классов к переменам в соответствии с запросами и проблемами общества. Одним из таких видов работы может быть создание видеороликов. Их использование на уроках литературного чтения позволяет организовать работу над формированием всех универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных).

В основу буктрейлера может быть положено любое произведение: книги определенного жанра (фантастика, приключения, детективы), изучаемые на уроках внеклассного чтения, книги, написанные одним автором и т. д. При составлении буктрейлера надо помнить, чтобы удержать внимание смотрящего, ролик не должен превышать 3 минут.

- обеспечить высокую степень дифференциации обучения (почти индивидуализацию);

- усовершенствовать контроль знаний;

- рационально организовывать учебный процесс, повысить эффективность урока;

- формировать навыки подлинно исследовательской деятельности; - обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.

Рассмотрим некоторые пути и эффективность использования информационно-компьютерных технологий в работе с учащимися начальной школы.

1. Ежегодное участие школьников в дистанционных предметных олимпиадах.

2. Создание ученических проектов, презентаций, защита портфолио и т. 3.Использование материалов сети Интернет.

4. Самостоятельная работа учащихся с компьютерными программами на компакт-дисках.

Выполненные с использованием технологий мультмедиа , компьютерные программы на компакт-дисках имеют универсальный характер (энциклопедии, справочники) и хорошо приспособлены для самостоятельной работы школьников (под руководством учителя) во время подготовки к предметным олимпиадам.

Развитие мышления и творческих способностей в проектной деятельности с использованием ИКТ . Для учащегося наибольший эффект мультимедийные технологии дают при их использовании в следующих случаях:

для более глубокого восприятия учебного материала;

в проектной деятельности;

в презентационной деятельности;

при создании мультимедийных докладов, рефератов, сочинений;

при работе в локальной и глобальной сети.

на уроках учащиеся выполняют творческие проекты.

В начальной школе предусматривается выполнение учащимися творческих проектов. Учителя привлекает в этом методе возможность развития активности, самостоятельности, творчества, индивидуальности учащихся.

Проектная деятельность учащихся состоит из трех этапов:

I этап – поисково-исследовательский . На данном этапе перед учащимися ставится задача реализации полученных знаний и умений на практике по выполнению изделия. Учащиеся вбирают объект труда, конкретизируют тему проекта и выбирают модель изделия, описывают его в соответствии с планом и занимаются поиском и обработкой дополнительной информации по объекту проекта. Источником информации могут быть как классические (специальные книги по предмету, иллюстрированные каталоги и альбомы, журналы), так и современные (медиадиски, Интернет). С целью сохранности бумажной литературы учащиеся копируют нужную информацию, используя сканер, ксерокс и цифровой фотоаппарат, принтеры. Таким образом, они экономят время и силы. Доступ в Интернет предоставляет громадные возможности выбора источника информации: базовая информация на серверах сети; оперативная информация, пересылаемая по электронной почте; разнообразные базы данных ведущих библиотек, научных и учебных центров; информация о гибких дисках, компакт-дисках, видео- и аудиокассетах, книгах и журналах, распространяемых через Internet–магазины. Перед учащимися встает проблема поиска и отбора необходимой для исследования информации, решение которой во многом зависит от умения осуществлять информационный поиск в сети Internet (поскольку в сети насчитывается более 6 млрд. документов по самым разным проблемам). Если раньше решением этой проблемы занимались учителя информатики, то сейчас учителя-предметники всех категорий должны владеть технологиями информационного поиска в сети Internet и обучать этому учащихся.

II этап – технологический . Это самый длительный этап по времени, в ходе которого учащиеся создают свой объект проекта (изделие). Если объект проекта – вещь, созданная своими руками, то использование компьютера на данном этапе проектной деятельности не предусматривается.

III этап – заключительный . Проводится защита проекта. В зависимости от темы проекта, класса, уровня подготовки учащихся могут использоваться те или иные способы защиты. Для защиты крупных проектов используются другие технологии, учащиеся используют презентации как один из видов защиты своего проекта

Во время поиска формируются умения и навыки самостоятельной работы с учебным материалом, с использованием средств ИКТ: искать информацию в библиотеке, в книге, в словаре, справочнике, в компьютерной базе данных, в электронном документе, в Интернете с использованием поисковых систем. О высокой результативности применения электронных средств обучения и имеющими повышенный познавательный интерес детьми свидетельствуют успехи школьников - (грамоты за участие в олимпиадах). Комплексное использование всех методов и форм работы с компьютером создаст оптимальные условия для личностно-ориентированного обучения, развития критического мышления школьников, их задав тему проекта, необходимо задавать домашние задания, связанные со сбором материала по теме проекта. По результатам подготовки домашнего задания можно устраивать дискуссии, создавая игровые ситуации. Презентации проекта следует готовить совместно с педагогом в программе PowerPoint, входящего в комплект интегрированного пакета Microsoft Office.
Второе условие: создание мультимедийной игровой среды обучения иэмоционально-положительного тона общения. Младший школьник, за-
нимающийся творческой деятельностью, нуждается в возможности созидать, не боясь негативного восприятия продукта деятельности. Для проявления творческих способностей необходима своеобразная обстановка -мультимедийно-игровая среда.
Мультимедийная игровая среда обучения - учебно-информационное пространство, где осуществляется взаимодействие учащихся и педагогов через информационные системы (всемирная сеть Интернет, учебноинформационные среды, обучающие системы для создания Интернет-проектов, дистанционные образовательные курсы и т. д.), основанные на мультимедийных и игровых технологиях. При организации мультимедийной игровой среды обучения важно систематическое и регулярное использование мультимедийных технологий в учебном процессе. Мультимедийная игровая среда обучения является полифункциональным средством обучения, положительно воздействующим на результативный, личностный и процессуальные аспекты мотивационной сферы обучаемых.
Игре, как феномену человеческого явления, в педагогике и методике преподавания уделяется большое внимание. Педагоги рассматривают игру как важный метод обучения младших школьников (Ф. К. Блехер, А. С. Ибрагимова, Н. М. Конышева, М. Т. Салихова и др.). Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересным и увлекательным творческо-поисковую деятельность учащихся. Использование мультимедийных игр в учебном процессе обеспечит достаточную мотивацию, способную вызвать интерес к содержанию проблемы и достижению успеха. Рефлексивная, поисковая, мыслительная и организационная направленность мультимедийной игровой среды обучения сформирует у учащихся творческое отношение к действительности.

Новые информационные технологии, применяющиеся методически грамотно, повышают познавательную активность учащихся, что, несомненно, приводит к повышению эффективности обучения

Результативность применения ИКТ и ожидаемые результаты.

положительная мотивация на уроках с применением ИКТ, создание условий для получения учебной информации из различных источников (традиционных и новейших);

обретение компьютерной грамотности и оптимальное использование информационных технологий в учебном процессе;

умение разрабатывать современные дидактические материалы и эффективное их использование в учебном процессе;

возможность организации промежуточного и итогового контроля знаний с помощью компьютерных программ.

повышение уровня использования наглядности на уроке,

повышение производительности урока.

появляется возможность организации проектной деятельности учащихся по созданию презентаций.

создавая или используя информационные технологии, вынуждена обращать огромное внимание на логику подачи учебного материала, что положительным образом сказывается на уровне знаний учащихся.

применение ИКТ способствует развитию познавательного интереса учащихся и умения оперировать полученными знаниями.

Использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе способствует:

Развитию интереса учащихся к изучаемому предмету;

Стимулированию активности и креативности учащихся при подготовке материалов, в работе с литературой, внеклассной работе;

Формированию навыков коллективной работы при обсуждении проблем;

Обеспечению объективного контроля знаний, качества усвоения материала учащимися.

Компьютеры позволяют сэкономить время и сделать работу более эффективной: осуществить поиск информации, решить большее количество задач (и уменьшить домашнее задание), проанализировать результаты, воспользоваться графическими возможностями компьютера, способствуют развитию интереса учащихся к изучаемому предмету, стимулированию познавательной и творческой активности и самостоятельности учащихся, формированию коммуникативных навыков, обеспечению объективного контроля знаний, качества усвоения материала учащимися.

Информационно-коммуникационные технологии способны решать многие педагогические задачи, предоставляют совершенно новые возможности для творчества, приобретения и закрепления профессиональных навыков, позволяют реализовать новые формы и методы обучения. Мультимедийные уроки поднимают процесс на новый качественный уровень, благодаря чему у учащихся развивается исследовательский интерес. Они чувствуют себя способными и готовыми к коммуникации на основе полученных знаний и опыта. Современному ученику намного интереснее воспринимать информацию именно в такой форме, нежели при помощи устаревших схем и таблиц. Использование компьютера на уроке повышает эффективность усвоения материала и развитию творческого мышления.

Здоровьесберегающие требования к учебным занятим

с использованием компьютерных средств в начальной школе

В соответствии с современными требованиями, представляется невозможным использование ИКТ на всех этапах урока сразу, это приведет к информационной и учебной перегрузке, а также физиологически не оправдано для учащихся начальной школы [4].

Для занятий с детьми допустимо использовать лишь такую компьютерную технику, которая имеет санитарно-эпидемиологическое заключение о безопасности для здоровья детей. Важным показателем эффективности урока с использованием ИКТ является режим учебных занятий. Для детей 6 лет норма не должна превышать 10 минут, а для детей 7-10 лет - 15 минут. Количество уроков с применением ИКТ - не более 3-4 уроков в неделю.

Бредихин А. Н., Савоненко М. Н. Использование информационных коммуникативных технологий на уроках математики с целью формирования познавательных универсальных учебных действий

[Текст] // Педагогическое мастерство: материалы V междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2014 г.). — М.: Буки-Веди, 2014. — С. 66-67.

Подоляк Д. О., Зайцева А. С. Развитие творческих способностей учащихся начальной школы посредством использования мультимедиа проектора [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Уфа, ноябрь 2013 г.). — Уфа: Лето, 2013. — С. 10-

Современный мир отличается от предыдущих поколений динамичным развитием во всех областях, застрагивающих жизнь людей, а ребёнок находится в центре этого развития. В начальной школе у ребенка происходит смена деятельности с игровой на учебную, которая в некоторых случаях сопровождается психологическими проблемами. А использование возможностей компьютера позволяет учителю в большей степени обеспечить для обучающегося более плавный переход к данной деятельности.

Школа, к сожалению, пока не в полной мере достигает обозначенного результата – это выпускника, способного активно и компетентно действовать в современном мире. Из-за чего увеличивается разрыв между тем, что способна предъявить школа обществу, и тем, что общество ожидает от школы. И тем самым возникает большое количество проблем, главной из которых является проблема качества образования.

По моему мнению, формирование условий для стимулирования познавательной активности учащихся через использование современных информационно - коммуникационных технологий является тем самым элементом, способным создать баланс между лучшими методами традиционного обучения и новым пониманием самого процесса обучения.

Информационно-коммуникационные технологии – это совокупность технологий, обеспечивающих фиксацию информации, ее обработку и информационные обмены, такие как: передачу, распространение, раскрытие.

К информационно-коммуникационным технологиям относят компьютеры, программное обеспечение и средства электронной связи. Но также часто к ним относят технологии управленческого консультирования и проектирования, бизнес и административных процессов, так как результаты проектирования, как правило, подразумевают использование компьютеров и электронной связи.

Информационные технологии можно классифицировать по их функциональному назначению. А. В. Дворецкая выделяет следующие виды информационных технологий: презентации, обучающие игры и развивающие программы, дидактические материалы, программы - тренажеры, системы виртуального эксперимента, электронные учебники, электронные энциклопедии.

Презентации – это наиболее распространенный вид представления демонстрационных материалов. Они особенно интересны тем, что их может создать любой учитель, который имеет доступ к компьютеру, с минимальными затратами времени. А также они активно используются для представления ученических проектов.

Обучающие игры и развивающие программы ориентированы на дошкольников и младших школьников. К этому типу относятся интерактивные программы с игровым сценарием. Выполняя различные задания в процессе игры, учащиеся развивают тонкие двигательные навыки, пространственное воображение, логическое мышление и, возможно, получают дополнительные навыки при работе на клавиатуре.

Дидактические материалы – это сборники задач, диктантов, упражнений, а также примеры рефератов и сочинений, представленных в электронном виде, в виде простого набора файловых текстов.

Программы – это тренажеры, которые выполняют функцию дидактических материалов.

Системы виртуального эксперимента – это программные комплексы, позволяющие обучаемому проводить такие эксперименты, которые были бы невозможными по соображениям безопасности.

В электронных энциклопедиях объединены функции демонстрационных и справочных материалов. В соответствии со своим названием они являются электронным аналогом обычных справочно-информационных изданий. В отличии от своих бумажных аналогов такие энциклопедии обладают дополнительными свойствами и возможностями такими, как: поддерживают удобную систему поиска по ключевым словам и понятиям, удобная система навигации на основе гиперссылки, возможность включать в себя аудио и видеофрагменты.

Технические средства обучения получили широкое распространение, и выходят в свет тематические электронные издания по истории, энциклопедии, альбомы, учебники, комплекты мультимедийных презентаций. Такие материалы базируются на электронных носителях и проектируются на экран с помощью мультимедийного проектора.

Специфические особенности информационных технологий позволяют оценить их роль в реализации целей образования младших школьников. Во-первых, информационные технологии дополняют содержание и методику изучения материала, который увеличивает возможность обогащения и систематизации чувственного опыта учащихся. Особенно в тех случаях, когда в реальной учебной ситуации это восприятие невозможно или затруднительно.

Во - вторых, информационные технологии обеспечивают условия для индивидуального процесса обучения как учащихся, испытывающих трудности в обучении, так и для успешных учеников.

В-третьих, уровень наглядности значительно выше, чем в учебниках с печатной основой. Причем наглядность более высокого уровня, так как она реализуется с помощью анимации, звукового сопровождения, видеофрагментов.

Информационные технологии выполняют ряд дидактических функций:

Образовательная функция ориентирована на формирование знаний, умений и навыков, которые обеспечивают готовность младших школьников к дальнейшему обучению, к осознанному усвоению знаний естественнонаучного и обществоведческого содержания.

Развивающая функция ориентирована на формирование в процессе изучения окружающего мира важнейших компонентов учебной деятельности. В результате работы школьников с использованием информационных технологий усиливается развивающий эффект обучения: формирование качественных характеристик восприятия, воображения, внимания, памяти и особенно мышления.

Воспитывающая функция определяет возможность формирования правильных взаимоотношений с окружающим миром. Его эстетических, нравственных, этических и правовых норм. Возможность индивидуальной работы с информационными технологиями создает благоприятное условие для развития учебно-позновательной мотивации, осознанного личностного принятия норм в природной и социальной среде.

Одна из целей применения информационных технологий состоит в повышении уровня познавательного интереса учащихся.

Во-первых, информационно-коммуникативные технологии помогают организовать самоконтроль знаний учащимися в работе с тестами, предоставляет возможность им систематизировать знания, повторять, закреплять изученный материал, решать интерактивные упражнения, развивать образное мышление, память.

Одним из основных достоинств уроков с использованием информационно-коммуникативные технологий является усиление наглядности, что способствует воспитанию художественного вкуса учащихся, совершенствованию их эмоциональной сферы.

Обучающий эффект уроков с медиоподдержкой усилен звуковой иллюстрацией, музыкальным сопровождением, анимированными и звуковыми эффектами. Эти эффекты сопровождаются вопросами развивающего характера, которые вызывают учащихся на диалог, комментирование происходящего.

Уроки с использованием презентационного материала, мультимедийных пособий, приобретают новую окраску, проходят эмоционально, выразительно, в игровой форме, что в итоге способствует повышению качества усвоения учебного материала.

Проектный подход применим к изучению любой школьной дисциплины и особенно эффективен на уроках, имеющих целью установление меж предметных связей, таких как литература, окружающий мир, изобразительное искусство, музыка.

Для развития познавательного интереса у младших школьников на уроках окружающего мира можно использовать следующие направления: создание слайд-презентаций к учебнику, подготовка индивидуальных карточек для обучения, использование готовых электронных учебных материалов.

Таким образом, информационно-коммуникативные технологии позволяют активировать познавательную деятельность учащихся, проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне, обеспечить высокую степень дифференциации обучении, а также повысить объём выполняемой на уроке работы.

В заключении хотелось бы добавить, что применение новых информационных технологий в традиционном начальном образовании даёт возможность творчески работающему учителю расширить спектр способов предъявления учебной информации, позволяет осуществлять гибкое управление учебным процессом, является социально значимым и актуальным. Использование современных информационно - коммуникационных технологий может благоприятно способствовать развитию интеллектуального и творческого потенциала младшего школьника.

Список использованной литературы:

1. Шумакова Н.Б. Исследование как основа обучения. Москва – 2003.

2. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании. Москва – 1994.

4. Фоминова А.Н., Шабанова Т.Л. Педагогическая психология: Учебное пособие, 2-е изд., перераб., дополн. – 2013.

Читайте также: