Покормите птиц зимой доклад

Обновлено: 22.07.2024

Подробнее о проекте:

Оглавление

Введение 1. Подготовительный этап. 2. Основной этап. 3. Заключительный этап. Выводы

Введение

Зимнее время – это не только веселые праздники, оживленное катание с горок, отчаянная игра в снежки, но и крепкие морозы с пронизывающим ветром. Поэтому наша задача – заботиться о братьях наших меньших.

Зимующие птицы очень нуждаются в помощи. В программе проекта планируется провести наблюдения за птицами, прилетающими на кормушки с целью проследить особенности поведения птиц и их питания. На основании полученных сведений (рисунков, фотографий и наблюдений) оформить отчет о проделанной работе.

Покормите птиц зимой Пусть со всех концов К вам слетятся, как домой, Стайки на крыльцо. Не богаты их корма. Горсть зерна нужна, Горсть одна — И не страшна Будет им зима. (А. Яшин)

Актуальность: большое количество птиц гибнет в зимние холода, человек может помочь им пережить стужу.

Форма работы: проектная деятельность.

Тип проекта: информационно-практико-ориентированный.

Вид проекта: групповой.

  1. Закрепить представления о зимующих птицах, и их образе жизни, о связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц.
  2. наблюдение за зимующими птицами, их подкормка.
  1. Расширить представление о зимующих птицах.
  2. Обобщить знания, полученные при наблюдении за повадками птиц.
  3. Расширить представление детей и родителей о видах кормушек, способах их изготовление из разного материала.
  4. Заинтересовать родителей природоохранной деятельностью, довести до их сознания необходимость воспитания у детей любви и бережного отношения к птицам, формирование созидательного отношения к миру.
  5. Научить учащихся совместно с родителями организовать природоохранную деятельность.
  6. Научить детей правильно их подкармливать.
  7. Воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать в трудных зимних условиях.
  8. Смастерить кормушку и установить ее в удобном для птиц и для наблюдателя месте.
  9. Проводить регулярные наблюдения за кормушкой в течении всего периода.
  10. Оценить предпочтения разного типа корма птицами, прилетающими на кормушку.
  11. Помочь птицам пережить холода.

Ожидаемый результат: ученик, имеющий представление о зимующих птицах, умеющий совместно с родителями изготовить кормушку из разного материала. Знающий, каким кормом подкармливать птиц. Всю зиму регулярно подкармливающий птиц. Умеющий наблюдать и фиксировать наблюдения в дневнике, анализировать и делать выводы.

Родитель активный участник в проекте и способный воспитать у детей любовь и бережное отношение к птицам.

Этапы проекта. Подготовительный

Создание необходимых условий для реализации проекта:

На первом этапе, в ходе которого мы во время прогулок наблюдали за птицами, за их поведением при низкой температуре погоды, за изменениями в жизни птиц зимой. Затем вместе с родителями мы обсуждали ход проекта, выяснили возможности, средства, определили цели и задачи, которые будем решать, определили предполагаемый результат.
Для того, чтобы реализовать проект родители вместе с нами изучили познавательную и художественную литературу о птицах, населяющий наш регион, их образе жизни, о связи с окружающей средой, о том какую пользу приносят птицы людям, о необходимости подкормки птиц в зимний период, которая расширила наш кругозор. Так же мы отгадывали загадки, читали стихи, рассказы про птиц.

Кормушки могут быть разных конструкций: кормовые столики, лотки, кормушки-домики, кормушки-булавки, кормушки-крючки.

Материал, из которого изготавливают кормушки: дерево, пластик, картон.

Более удобны кормушки с дозатором. Корм в них расходуется постепенно и добавлять его приходиться реже. В качестве дозатора можно использовать пластиковую или стеклянную бутылку.

Чунихин Олег с папой сделали кормушку из дерева. В кормушке крыша, чтобы не попадал снег. Корм у нас – хлебные крошки, семечки, пшено, несоленое сало.

Основной этап

  • В течение месяца ежедневное кормление птиц.
  • Наблюдение за их поведением.
  • Использование разных кормов.
  • Учет количества птиц, их видов.
  • Ежедневное заполнение дневника наблюдений.

Мы наблюдали за воробьями и синицами. Оказалось, что эти птицы отличаются друг от друга. Сестрички-синички добрые, дружные, а вот воробья называют юркий плут, воришка, забияка. Воробьи живут и летают стайками. Так им легче добывать корм и защищаться от врагов. Едят воробьи всё подряд. На зиму переселяются поближе к жилью человека.

В беседах мы систематизировали знания о зимующих птицах. Из полученных знаний и наблюдений определили, чем и как необходимо подкармливать птиц. Предпочтение было отдано хлебным крошкам, пшену и семенам подсолнечника, так как это по вкусу почти всем птицам. В ходе обсуждения корма для птиц мы узнали, что нельзя оставлять в кормушке чёрный хлеб, солёное сало, жареные семечки – вместо помощи это наносит птицам вред

зимующие птицы 13

Заключительный этап

В итоге проведённых наблюдений мы научились:

  • делать кормушку;
  • кормить птиц различным кормом;
  • наблюдать и вести дневник наблюдений.

Мы узнали:

  • какие виды птиц остаются зимовать, а какие прилетают к нам на зиму;
  • как различить птиц по окраске;
  • какие корма предпочитают птицы.

Сделали выводы:

  1. Птицы становятся заметными и более активными с приходом тепла: чем ярче светит солнце, чем теплее, тем больше птиц на улице, тем они активнее;
  2. В ветренные дни птицы не прилетают.
  3. Из кормов голуби и воробьи предпочитают крошки от батона, а синицы- сало. Пшено едят дольше всего.
  4. Воробьи и голуби прилетают стайками, а синички — по 2-3, сороки — по одиночке.
  5. Кормушку посетили 5 видов птиц. Это воробьи, синицы, голуби, вороны и сороки.
  6. За время действия проекта птицы привыкли получать корм, поэтому подкормку необходимо продолжить.

Если страница Вам понравилась, поделитесь в социальных сетях:

татьяна шапошникова

Цель проекта:

Расширить знания детей о птицах, вызвать сочувствие к голодающим и замерзающим зимой птицам, учить проявлять заботу к ним.

Задачи:

• распространение и совершенствование знаний о природе и её защите;

• привлечение внимания учащихся к проблеме зимующих птиц, их выживанию.

• подготовить материал для практического оказания помощи птицам;

• провести комплекс мероприятий, направленных на решение данной проблемы;

Гипотеза:

Если дети будут знать больше о жизни птиц зимой, о том, какую помощь они могут оказать, то через полученную информацию дети будут бережно относиться к родной природе через оказание помощи пернатым зимой, то до весны выживут многие птицы и станут приносить большую пользу, чаще будут радовать своей красотой и пением. В зимний период каждый из нас может помочь птицам выжить.

Время проживания проекта: 2 месяца (январь-февраль 2021 года) (краткосрочный).

По составу участников: индивидуальный

Направление: краеведение

Технологическая карта проекта

Этапы реализации проекта Содержание деятельности

1. Целеполагание. Определение проблемы. С целью выявления желания ребёнка узнать об интересующей его проблеме, уточнение представлений, имеющейся информации у ребёнка использовалась модель трёх вопросов:

1. Что я знаю о зимующих птицах нашего края?

• Я знаю, что есть зимующие птицы, которые живут рядом с человеком;

• Есть зимующие птицы, которые не живут рядом с человеком, а живут в лесу;

• Что нужно птиц зимой подкармливать;

• Кормить птиц жаренными семечками нельзя;

• Что не все птицы зимой прячутся от холода, а ночуют на ветках деревьев.

3. Что я хочу узнать?

• Все ли птицы едят одинаковый корм?

• Все ли зимующие птицы похожи по окрасу?

• Все ли птицы выводят птенцов весной?

• Можно ли самостоятельно изготавливать вкусные, съедобные кормушки?

• Как часто нужно кормить зимующих птиц?

• Все ли дети знают о зимующих птицах нашего края?

• Знают ли дети как помочь зимующим птицам перезимовать и правильно кормить зимующих птиц?

• Спросить у взрослых (родителей, воспитателя);

• Провести опрос детей нашего класса;

• Прочитать в книге;

• Посмотреть в Интернете;

• Прочитать в энциклопедии;

2. Разработка проекта – план деятельности по достижению цели. Создание копилки (материальной и информационной)

2. Проведение анкетирования одноклассников;

4. Провести наблюдения за зимующими птицами.

5. Создание птичьей столовой и ежедневное кормление прилетающих к кормушке птиц.

3. Выполнение проекта –

3.1. Обработка собранной информации

2. Обработка анкетирования одноклассников. Составление диаграмм.

4. Разучивание конспекта классного часа.

• Изготовление съедобных кормушек.

5. У меня появилась новая проблема. Все ли я знаю о перелётных птицах?

Доклад Перелетные птицы

Каждый год мы замечаем, как весной в наших дворах и скверах появляется больше разных птиц. Каких птиц мы видим зимой? Ворон да воробьев, изредка, если повезет можно увидеть снегиря. Снегири в зимние месяцы питаются ягодами рябины, клена, еловых шишек. Мякоть ягод они выбрасывают, а косточками питаются. Известно, что воробьи не могут лететь более чем 15 мину, им нужно приземлиться, иначе упадут намертво. Многие зимующие птицы запасаются питанием на зиму с лета. Желуди, личинки, червяки и всевозможные зерна они прячут в траве или трещинах деревьев. Где же всю зиму были птички, которых мы видим сейчас, когда на улице природа как будто оживает? Эти птички каждую осень собираются в стайки и улетают в теплые края.

Все птицы улетают постепенно в разное время. Летят они без отдыха сотни километров к югу. Перелетные птицы обладают уникальной особенностью ориентироваться в пространстве и без света. За это отвечает орган, который помогает преодолевать магнитные полюса земли. В теплых края все перелетные птицы не вьют гнезд, потому что они нужны только для высиживания птенцов. Первыми улетают те, которые питаются насекомыми. Стрижи и ласточки открывают сезон и улетают первыми. Когда наступают холода все комарики, мошки, жучки начинают прятаться кто-то под кору деревьев, кто-то зарывается в землю и птицам становится голодно, они не могут найти себе пищи. Потом улетают те, что питаются зернышками и семенами разных деревьев и растений. А когда наступают первые заморозки и земля промерзает, они тоже остаются без пищи. Позднее всех улетают водоплавающие птицы, вы видели их летом на прудах в парках, на озерах и речках — это дикие уточки, красавцы лебеди. С наступлением первых морозов все водоемы покрываются коркой льда. Кто-то из вас подкармливал их, бросая им корочки хлеба. Завершают перелет птиц журавли. Поздней осенью можно увидеть в небе косяки улетающих птиц, и на душе становится грустно. Но с наступлением весенних деньков они возвращаются.

Возвращение пернатых домой говорит о том, что холода прекращаются. Первыми в родные края возвращаются грачи, они похожи на ворон, только у них более тонкий и прямой клюв. Грачи всеядны и строят свои гнезда высоко на деревьях. Потом прилетают скворцы. Когда скворцы прилетают домой, они поселяются в старых скворечниках, дуплах деревьев. Размер скворцов около 20 см, но размах крыльев превышает в два раза самих птиц. В детских садах, школах и дома дети с родителями мастерят скворечники для птиц. Ранней весной прилетают жаворонки, по размеру они не большие, на голове красивый хохолок, а спин5а желто-коричневого окраса. Немного позже можно увидеть зяблика и дрозда. Вслед за ними появляются ласточки, У них длинный и раздвоенный хвост, узкие крылья. Гнезда ласточек можно увидеть под крышами своего дома или сарая, потому что они часто селятся возле людей. Каждый год ласточки селятся в одних и тех же местах. Свои домики ласточки строят из травы и грязи, на дно укладывают пух. Ласточки по очереди высиживают своих птенцов. Родители с утра до позднего вечера добывают пищу своим птенцам.

Все эти птицы возвращаются домой, чтобы отложить яйца, высидеть птенцов, научить их летать и осенью с новым потомством опять улететь в теплые края. Поэтому всех перечисленных птиц называют перелетными. Птиц необходимо любить, потому что они украшают природу!

Помочь птицам выжить могут только люди. Регулярная ежедневная зимняя подкормка птиц может спасти довольно много птичьих жизней, это один из самых важных способов их привлечения.

В нашей области обитает приблизительно 250 видов птиц, многие из них с наступлением холодов улетают в теплые края, однако около 50 видов остаются зимовать на родине. По нашим наблюдениям в Сызрани зимой наиболее часто встречаются такие птицы как сизый голубь, воробей городской или домашний, сорока, синица большая, большой пестрый дятел, малый пестрый дятел, снегирь и во второй половине зимы –свиристель. Холод этим птицам не страшен, потому что у птиц очень горячая кровь. Им страшен голод. Поэтому птиц надо подкармливать. Подкормившаяся на кормушке птица начинает усиленно разыскивать корм на деревьях и кустарниках в районе расположения кормушки. В поисках пищи многие птицы жмутся к человеческому жилью. Все они нуждаются зимой в нашей помощи, в нашей заботе.

Далеко не все пернатые осенью покидают места своего гнездования и совершают перелеты в области, где не столь сильно выражены сезонные климатические колебания. Многие виды остаются на зимовку. Этот период, пожалуй, один из самых сложных в жизни птиц. Конечно, зимующие виды имеют механизмы, защищающие их от холода - это оперение и интенсивный обмен веществ. Но при недостатке корма эти приспособления не срабатывают и многие птицы замерзают в морозные ночи. Зимой птицы гибнут не от мороза, а от нехватки корма. Поэтому так важна подкормка птиц зимой и в начале весны.

оказание посильной помощи птицам, зимующим в нашей местности, пережить морозы и недостаток пищи.

Воспитать дружеское взаимоотношение между детьми.

Формировать умение помогать друг другу, общаться друг с другом, стремление радовать старших хорошими поступками.

Формировать у детей представления об окружающем мире, чтобы мир стал источником познания и умственного развития ребенка.

Продолжать воспитывать уважительное отношение к окружающему миру.

Формировать такие качества, как отзывчивость, доброжелательность, любовь к природе, животным, птицам, желание помогать им, заботиться о них.

Формировать самооценку своих поступков, учить доброжелательно оценивать поступки других людей.

Тип проекта :

групповой, краткосрочный, познавательно-исследовательский, информационный.

Реализация проекта по этапам :

1. Знакомство детей с зимующими птицами нашего города.

2. Экскурсии по территории детского сада в зимний период.

4. Рассматривание художественно – иллюстративного материала.

7. Отгадывание загадок про зимующих птиц.

6. Наблюдение за птицами на участке.

10. Просмотр познавательных роликов и мультфильмов про птиц.

3. Приготовление зимнего лакомства для птиц.

Результаты наблюдений в рамках проекта

Наблюдая за поведением птиц в городских условиях в зимнее время можно отметить некоторые особенности:

1)Домовые воробьи проявляют к человеку бесстрашие, ночуют на чердаках, в вентиляционных трубах. Зимой воробьи питаются пищевыми отходами,

брошенным зерном. Их можно встретить возле мусорных контейнеров, во дворах, возле мусоропроводов.

2)Большие синицы в городе появляются в октябре месяце, когда в лесу

корма становится меньше, исчезают насекомые. Встретить их можно повсюду. Они осматривают каждое дерево, каждый кустик в поисках

спрятавшихся насекомых или их личинок. Птица очень подвижна. В зимний

период питается в основном семенами растений. Мы наблюдали синиц в

кроне липы, добывая корм, они висели вниз головой, обследовали каждую

трещину в коре, спускались на землю, подходили близко к нашим ногам.

образ жизни помогает быстрей найти корм, согреться морозной ночью.

3)Снегири у нас в городе появились в десятых числах января. Встречаются они парами или стайками. Самцы от самок отличаются более красивым нарядом

- красной грудкой; у самок грудки серого цвета. Снегири очень любят ягоды рябины, поедая только семена из ягод, остальное выбрасывают, поэтому в местах кормежки на снегу всегда остается масса нерасклеванных ягод. Насытившись, снегири отдыхают на высоких деревьях.

4)Обычными птицами и наиболее многочисленными являются галки и сизые

голуби. Держатся эти птицы стаями. И встретить их в нашем городе можно

повсюду. Их основной корм в зимнее время пищевые отходы.

Если галки, вороны, сороки смогут прокормиться возле свалок, помоек и

мусорных контейнеров, то мелким птицам в морозные дни приходится

трудно, потому что к середине зимы рябина заканчивается, семян

клена становится меньше. Здесь должен прийти на помощь человек. Без

нашей помощи птицы в морозные зимы гибнут, поэтому развешивать

кормушки, изготовленные из простейших материалов - наша задача.

В зимнее время птицы становятся доверчивее, теряют бдительность, ведь

главная задача - найти корм. Мы визуально определили критическую дистанцию, на которую птица может подпустить человека.

Самая короткая дистанция у голубя сизого, это и понятно, голубь

практически подходит к ногам человека. А уж если их подкармливать, то

соберется большая стая. Самая длинная дистанция у сороки, так как птица эта лесная, осторожная. При виде человека не только пугается, но и начинает

Еще мы узнали, что ни в коем случае нельзя кормить птиц черным хлебом. Он вызывает заболевание, что означает для них верную гибель! Нельзя также развешивать соленое сало и мясо, от соли птицы слепнут, мокрые продукты на морозе превращаются в лед и становятся недоступны для птиц, не станут клевать пернатые жареные семечки.

Таким образом, мы пришли к выводу, что у каждого из нас дома найдется достаточное количество корма для пернатых.

Дальше мы выяснили, есть ли какие правила в изготовлении кормушек?

У кормушки обязательно должна быть крыша, иначе корм может быть засыпан снегом или залит дождем.

Отверстие в кормушке должно быть настолько широким, чтобы птица могла спокойно проникнуть внутрь кормушки и покинуть ее.

Так же надо помнить, что ни в коем случае нельзя прибивать кормушки к дереву гвоздями, иначе получится "одно лечишь, а другое калечишь"!

Работа оказалась не только полезной, но и очень приятной, мы больше времени проводили вместе и на свежем воздухе.

Для того чтобы лучше узнать своих гостей, каждому обладателю кормушки предложили пронаблюдать, какие птицы её посещают. Наблюдения проводили осторожно, чтобы не спугнуть птиц. Фотографировали кормящихся птиц.

Зима для пернатых – самая тяжелая пора. Чтобы помочь зимующим птицам, необходимо постоянно подкармливать их в течение зимы. На сооружение кормушки из подручных материалов уйдёт немного времени. Главное - в дальнейшем кормить птиц постоянно. Нерегулярное наполнение кормушки может вызвать гибель привыкших к подкормке пернатых. Во второй половине зимы, когда большая часть зимних ягод и плодов съедена или пропала, дополнительные подкормки особенно важны.

Мы рады, что смогли позаботиться о братьях наших меньших и помочь хотя бы небольшой части из армии пернатых жителей нашего города. Заботясь о птицах, мы получили прекрасную возможность наблюдать за птицами в природе, познавать их тайны.

Как мы уже отмечали, проделанная работа помогла нам ближе познакомиться с природой родного края, мы стали более дружные и приятно ощущать, что ты кому то оказываешь помощь. Поэтому будем продолжать работу по привлечению птиц и вести агитацию по их охране.

Для успешного привлечения птиц необходимо довольно подробно знать их жизнь, повадки, кормовую базу, места естественных гнездований, сроки выведения птенцов. Поэтому планируем изучать литературу для получения более точной информации по данному вопросу.

В летние каникулы и осенью будем заготавливать корм для зимней подкормки: семена арбуза, дыни, тыквы, репейника.

Список литературы, интернет ресурсы:

Анкета для родителей.

Просим вас ответить на наши вопросы.

1. Регулярно ли Вы кормите зимой с вашим малышом птиц? Если нет, то когда?

2. В какое время суток насыпаете корм?

3. Где, в каком месте Вы проводите подкормку?

(на кормушке, которую вывесили; около дома; в детском саду или другое)

4. Чем кормите птиц?

5. Кто является инициатором подкормки: Вы или ребенок?

6. Какие птицы прилетают к Вам кормиться?

7. Удаётся ли Вам с ребенком понаблюдать за поведением птиц у кормушки? Как часто?

8. Если не наблюдаете за подкормкой птиц, что Вам мешает?

9. Имеется ли интерес у ребенка к подкормке птиц, в чём это проявляется?

10. Заметили ли Вы какие – либо изменения в поведении и характере ребенка после начала подкормки птиц?

11. Используете ли Вы художественную литературу для поддержания интереса и воспитания любви к птицам?

12. Смотрите ли Вы телевизионные передачи о природе вместе с ребенком? Если да, то какие?

13. Делали ли Вы вместе с ребенком кормушки для птиц? Кто являлся инициатором: Вы или ребенок?

14. Хотели бы Вы принять участие в конкурсе по изготовлению кормушек и включиться вместе с вашим ребенком в зимнюю подкормку птиц в рамках детского сада?




















Нажмите, чтобы узнать подробности

Покормите птиц зимой.
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна —
И не страшна
Будет им зима.

Сколько гибнет их — не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.

Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.

Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.

Гипотеза: Оберегая зимующих птиц, мы сможем решить многие экологические проблемы.

Итак, Объект изучения: зимующие птицы села Суруловка

Предмет изучения: особенности обитания различных видов зимующих птиц в зимний период года.

Актуальность выбранной темы заключается в следующем: ведь подкармливая птиц, мы решаем несколько серьёзных экологических проблем.

Чтобы убедиться в этом, необходимо сделать следующие расчёты:

Во- первых: одна сделанная кормушка может спасти от смерти до 50 синиц за зиму.

Во-вторых: одна синица спасает от вредителей до 10 деревьев за сезон, следовательно, не трудно вычислить, сколько пользы принесут 50 синичек.

В- третьих: одно небольшое дерево обеспечивает кислородом трёх человек, а если 10 деревьев, то польза ещё больше возрастает.

В-четвёртых: только одна синица уничтожает за один день корма столько, сколько весит сама, т.е примерно 50 грамм, а значит за месяц около 1,5 кг вредителей, а за летний период около пяти килограммов. И это только одна птичка! А ведь их целые стаи живут рядом с нами, защищая наши сады, леса и огороды не только летом, но и зимой. Благодаря птицам в природе наблюдается экологическое равновесие.

Но мне захотелось узнать, как же птицы справляются с суровыми зимними условиями, когда нет их основного корма, как же они переносят сильные морозы и какую помощь можем оказать мы школьники для спасения наших главных природных санитаров.

Для выполнения своей исследовательской работы я поставил перед собой определённые Задачи:

Познакомиться с видовым разнообразием птиц, зимующих на территории села Суруловка

Изучить дополнительную справочную литературу для определения зимующих птиц.

Через литературные источники и наблюдения изучить образ жизни (питание, повадки) и поведение птиц зимой.

Провести анкетирование среди учащихся и педагогов школы

Организовать природоохранную деятельность зимующих птиц
(изготовление и развешивание кормушек, листовок в защиту пернатых, проводить подкормку птиц зимой , экскурсии в природу, фотографирование птиц).

Птиц зимой обязательно нужно подкармливать. Об этом мы знаем с детства, но даже не представляем себе, как много пернатых погибает зимой от голода. В снежную и морозную зиму они обречены.

Сытая птица сохраняет тепло до утра. Она ночует, нахохлившись, а на рассвете отправляется на поиски пропитания. На активную жизнь тратится много энергии, а восполнить ее может только еда, которую нужно успеть найти под снегом и льдом за короткий зимний день. Именно поэтому перелетные птицы отправляются на юг. Они очень рискуют, совершая дальние перелеты. Кочующие птицы тоже нередко зимуют там, где проще выжить. Оседлые пернатые остаются на зиму в местах гнездования. Если они обнаруживают кормушку, в которой всегда есть еда, то у птицы появляется реальный шанс дожить до весны. Февраль - самый трудный из всех зимних месяцев. Корма и запасов становится всё меньше, мучает не только мороз, но и сильный ветер, и лёд сковывающий снег. Именно в это время в нашем экологическом календаре выделяют ещё одну дату - 19 февраля День орнитолога, который традиционно отмечается в России. В этот день в 1983 году было создано Всесоюзное орнитологическое общество при АН СССР, которое с 1992 года стало называться Мензбировским орнитологическим обществом в честь основателя русской орнитологии академика М.А. Мензбира.

Итак, на основании изученного я узнал, что основными видами зимующих птиц нашего ульяновского края, а значит и села Суруловка являются: воробьи, голуби, обыкновенная и хохлатая синицы, сороки, вороны, свиристели, а птицы, которые типичны для зимовки в садах и лесопосадках окраин нашего села Суруловка были замечены следующие: серые куропатки, дятлы ( чаще всего пёстрый дятел), различные виды врановых, щеглы, большие синицы, дрозды-рябинники.
Зимуют в нашем крае не все птицы, а только приспособленные к выживанию в суровых погодных условиях. Птицы довольно успешно могут противостоять холоду в том случае, если вокруг много подходящего корма. И человек может помочь перезимовать птахам строя кормушки.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЙ:
Классификация зимующих птиц

Из справочника по орнитологии я узнал, что по характеру сезонных перелётов всех птиц можно разделить на три группы: оседлые, кочующие и перелетные.

К оседлым относятся птицы, которые в течение круглого года живут в одной и той же местности, и каких-либо регулярных перемещений по местности не совершают. Некоторые из этих птиц всю жизнь проводят в пределах небольшой гнездовой территории, не выходя за ее границы даже в зимнее время. Таких птиц можно назвать строго оседлыми. Они живут постоянно вблизи поселений человека. Там они находят достаточно пищи в течение круглого года.

Полуоседлыми называют птиц, которые после выведения птенцов выходят на поиски пищи за пределы своей гнездовой территории и проводят зиму в ближайших её окрестностях. Такие виды птиц живут всю зиму более или менее оседло, в одном или нескольких пунктах. Полуоседлость свойственна птицам, хорошо обеспеченным зимними кормами.

Группу кочующих птиц составляют птицы, которые после размножения покидают гнездовую территорию и до весны совершают беспрерывные перемещения, удаляясь на десятки, сотни и даже тысячи километров. В отличие от оседлых, для кочующих характерны постоянные передвижения в поисках пищи и отсутствие в течение зимы более или менее длительной оседлости. Если птицы и задерживаются в местах концентрации пищи, то ненадолго, так как естественные запасы кормов у них зимой бывают не столь обильными и устойчивыми, как у оседлых птиц. Направление передвижений у кочующих птиц непостоянно. Посещая во время кочевок благоприятные в отношении пищи и других условий места, птицы могут неоднократно изменять путь своего движения в самых разнообразных направлениях, но чаще в сторону теплых климатических зон. Эта тенденция особенно заметна у птиц, откочевывающих на большие расстояния (на сотни и тысячи километров).

В группу перелетных входят те птицы, которые после размножения покидают гнездовую территорию и на зиму перелетают в другие, сравнительно удаленные районы, лежащие как в пределах гнездовой области вида, так и далеко за ее границами. В отличие от кочующих, для перелетных птиц характерно наличие не только определенных направлений и сроков перелета, но и достаточно четко очерченной области зимовок, в которой птицы живут более или менее оседло, или же предпринимают незначительные кочевки в поисках корма. Передвижение к зимовкам у таких видов проходит не в форме кочевок, а в виде хорошо выраженного перелета. Направления перелета у разных видов и популяций могут быть различными, но у обитателей северного полушария чаще всего в сторону южных румбов. Зимовки обычно отстоят от мест гнездования птиц на много сотен и даже тысяч километров и лежат в заметно более теплых климатических зонах.

К перелетным относится большинство птиц нашей страны. Эти птицы не могут в зимнее время найти обычные для себя корма в местах своего летнего обитания.

Деление птиц на оседлых, кочующих и перелётных осложнено тем, что один и тот же вид в разных частях своего ареала может вести себя различно. Так, серая ворона на юге европейской части нашей страны – оседлый вид, а на севере – перелётный.

Изменение погодных и кормовых условий по годам также сказывается на характере подвижности птиц. В тёплые зимы при достаточной обеспеченности кормом некоторые перелётные для данного района виды остаются зимовать в местах своего размножения (утки, грачи, дрозды). Это свидетельствует о том, что основная причина перелётов птиц заключается в сезонных изменениях условий существования. В районах, где эти изменения по сезонам выражены резче, число перелётных видов больше.

ОПИСАНИЯ ЗИМУЮЩИХ ПТИЦ:

Сорока
Это красивая оседлая птица из семейства Врановые, рода Сороки. Ее длина 45 см. Сорока имеет характерное оперение контрастного белого и черного цвета. У нее очень длинный черный с зеленоватым отливом хвост (прекрасный руль) и черные с синеватым отливом крылья. Голова, шея, зоб, спина и верх груди черные. У брюха, низа грудки и полос на плечах окраска белая.

Длина тела поползня составляет 12-14 см. Размах их крыльев 23-27 см. Весит взрослая особь примерно 25 г. Имеют большую голову, короткую шею, коренастое тело и небольшой хвост. Клюв пернатых прямой, длинный и мощный, окрашен в серый цвет.
- 10 -
В зависимости от территории проживания оперение окрашено в различные цвета. Верх туловища обитателей северной части Европы серовато-голубого цвета, брюхо окрашено в каштановый, а шея в белый цвет.
Предпочтительная среда обитания – смешанные и хвойные леса, парки и сады. Живет преимущественно на высоких старых деревьях. Обычно поползни ведут оседлый образ жизни. Жители северных районов на зимовку улетают в южные регионы. Каждая птица живет строго на своей территории и никто не может нарушить границы чужих владений. Ведут одиночный образ жизни. Питаются как растительной, так и животной пищей. С удовольствием поедают бабочек, мух, жуков, клопов. В теплый период едят плоды и семена, любят семена подсолнуха, орехи, желуди. На зиму, когда корма почти нет, птицы делают запасы и прячут их в выемках и углублениях стволов деревьев. Птицы поют, их трели могут иметь разную частоту. У них есть цепкие когти, это позволяет поползням быстро передвигаться по веткам, даже вниз головой. Этих птиц можно встретить в домашних условиях, их легко приручить. Для поползней, живущих в дикой природе, люди часто мастерят домики, в которых птицы живут и гнездятся.
Снегирь

Птица снегирь относится к небольшим птичкам, по размеру она чуть крупнее воробья. Вес снегиря составляет приблизительно 30-35 граммов, но в тоже время телосложение у него достаточно плотное и крепкое.
- 11 -
Длина тела обычного снегиря около 18 сантиметров, а размах крыльев доходит до 30 сантиметров.
Для рода снегирей характерен половой диморфизм в окраске птиц. Самая выдающаяся часть птицы – грудка у самок имеет розово-серый окрас, а вот самцы являются обладателями карминно-красных перьев на груди. Это является главным признаком снегирей, которых по яркому оперению на груди очень легко распознать среди огромного количества представителей пернатых. Остальная же окраска птиц в основном идентична. Голова снегирей как будто покрыта сверху чёрной шапочкой, которая плавно переходит в небольшое чёрное пятно на подбородке. Спина птицы имеет голубовато-серый окрас. Крылья у снегирей достаточно яркие, так как представляют собой классическое сочетание цветов: черный и белый, которые чередуются полосами по всему крылу. Подхвостье и надхвостье окрашены в белый цвет. Клюв у снегиря широкий и толстый, он окрашен в чёрный цвет. Ноги у этой птицы крепкие и сильные, трёхпалые с маленькими, но острыми и цепкими коготками. Как и клюв ноги снегиря окрашены также в чёрный цвет. Щеки, шея, бока и живот окрашены в серо-коричневых тонах, интенсивность которых зависит от подвидовой принадлежности. Окрас оперения птенцов и молодых снегирей отличается, он более скромный и ближе к окрасу самки, чем самца.
Снегири очень любят рябину. Обычно они подлетают к дереву стайкой, и самцы, как настоящие джентльмены и знатоки хороших манер, предоставляют своим дамам выбрать самые сочные и вкусные грозди ягод.
Зимой снегири очень часто вынуждены прилетать в черту города, чтобы добыть себе корм. Летом увидеть снегирей задача не из простых, а вот зимой в морозные дни они распушают свои пёрья и превращаются в яркие шарики, которые порхают с ветки на ветку.
- 12 –
Синица

Синица большая – это самая большая по размерам птица среди всех синицевых. Принадлежит к отряду воробьинообразных. Размеры могут быть до 14 см, а вес всего 14-22 г. Яркая и красивая окраска брюшка – желтая или лимонная, с продольной черной полосой. Именно по ней синицу на фото узнает даже ребенок. Полоса на брюшке у самцов к низу расширяется, а у самок, наоборот, –сужается. Снежно-белые щечки и затылок, а сама голова черная. Со стороны спины зеленоватый или голубоватый отлив. Черный суженный, прямой, укороченный клюв и длинный хвост. Крыло серо-голубого цвета с поперечными светлыми полосками.
Многие не знают, перелетная птица синица или нет. А ведь это постоянный обитатель наших городов. Лишь в период сильного голода морозной зимой перемещаются стаи в места, более благоприятные для выживания. Стоит только появится первым лучикам солнца, еще в феврале, и данная птица-синица первой начинает радовать людей своим щебетом.
Данный вид является постоянным спутником человека, синица обитает в лесах и парках больших городов. Они за летний период съедают столько вредных насекомых. Только одна пара синиц, какая выкармливает своих отпрысков, оберегает от вредителей до 40 деревьев в саду. В зимний период большая синица является обычным посетителем кормушек. Она с удовольствием съедает крупу, семена растений.
- 13 –
Воробей

Голубь

Голубь – одна из самых часто встречающихся на Земле птиц семейства голубиные. Если раньше они жили только в жарких местностях юга Европы, Азии и Африки, то сейчас их можно встретить где угодно. Голубь — птица мира, по крайней мере так считают многие. Виной всему безобидность этого пернатого. Это произошло после того, как люди стали разводить их как домашних птиц. Во времена открытия и заселения новых земель со всем домашним скарбом они перевозили и голубей. В результате появились полудикие, так называемые городские голуби.
Голубь имеет довольно крупные размеры. Длина тела может быть до 40 см, вес почти 400 г. Цвет оперения бывает самый разный, выделяют до 28 оттенков окраса птицы.
Основной фон пепельно-сизого цвета может отливать и фиолетовыми, и пурпурными, и зелеными, и желтыми оттенками. Крылья большие, широкие. Все тело плотно покрыто перьями и пухом разного размера.
- 16 -
Но перья держатся некрепко, поэтому в местах обитания голубей всегда можно увидеть большое количество потерянных перышек.
Недалеко от жилья человека голуби всегда сыты – можно найти пищевые отходы. Также у людей уже стало традицией подкармливать ежедневно стаи городских голубей.
Галка

Галки имеют плотное и крепкое тело. Клюв небольшой, но сильный. Перья черного цвета. На солнце перья на спине отливают серебром, а на крыльях и хвосте – синевой. Нижняя часть тела имеет темно-серый окрас. Задняя часть головы серая, а шея имеет пепельный оттенок. Радужка глаз у взрослых птиц белая, но у некоторых галок глаза могут быть голубыми и даже зелеными.
Большую часть времени галки проводят в стаях, они живут отдельными парами только во время гнездования. Стаи могут достигать огромных размеров. Издалека они напоминают черные тучи, которые быстро движутся по небу. Стаи состоят не из одиночек, а из пар. Самцы и самки живут на протяжении всей жизни вместе, никогда не расставаясь.
В одиночестве живут только молодые особи, но лишь до того времени, пока не найдут себе пару. Эти птицы имеют отличную память, они могут узнать взрослого человека, который еще в детском возрасте разорил их гнездо. В этом случае галки поднимают крик, и вся стая узнает, что этот человек несет опасность.
- 17 -
Питаются галки всем подряд: личинками, живущими в коре деревьев, насекомыми, земляными червями, растительной пищей. Часто галки кормятся на городских свалках. Также птицы охотятся на грызунов, и мелких птиц.

Они воруют и поедают чужие яйца.

Небольшое туловище, которое может достигать 20 сантиметров.

Оперение серо-розовое, но крылья чёрного цвета с яркими жёлтыми и белыми полосками, да ещё небольшие красные вкрапления.

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

Новосибирская область, с.Кирза МКОУ Кирзинская СОШ Леванова Ксения 4 класс учитель начальных классов Андреева Вера Леонидовна

Актуальность проекта: в холодное время года перед зимующими птицами встают жизненно важные вопросы: как прокормиться. Доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают. Ожидаемые результаты: повышение уровня экологической культуры; развитие устойчивого интереса к представителям животного мира — птицам; освоение трудовых навыков и умений по уходу за живыми объектами: подкармливать птиц

Цель проекта: организация деятельности по оказанию помощи птицам в зимний период Задачи проекта: личностные бережного отношения к птицам, к природе ;чувства сострадания; развитие навыков. предметные повысить уровень теоретических знаний о разнообразии птиц Новосибирской области; уточнить о видах кормушек и о кормах, используемых для подкормки птиц;

Синичка стучала, стучала в окно Синичка стучала, стучала в окно Она вся замёрзла, не ела давно Не может найти ни еды, ни тепла И помощь просить к людям пришла.

Покормите птиц зимой Покормите птиц зимой, пусть со всех концов К вам слетятся, как домой, стайки на крыльцо. Не богаты их корма – горсть одна нужна. Горсть одна – и не страшна будет им зима. Сколько гибнет их – не счесть! Видеть тяжело! А ведь в нашем сердце есть и для птиц тепло. Приучите птиц в мороз - к своему окну, Чтоб без песен не пришлось нам встречать весну. А. Яшин

Читайте также: