Подготовить доклад на тему роль ислама в развитии арабской культуры

Обновлено: 07.07.2024

Рождение арабской культуры связано с возникновением халифата. В VII -VIII вв. арабы покорили народы Сирии, Месопотамии, Египта и Северной Африки.

a) социально-политическое сплочение населения всего халифата;

b) распространение единого языка межнационального общения (мусульманин обязан знать арабский, так как что служение Аллаху производится только на священном языке Корана);

c) интеграция арабо - мусульманской культуры.

Изобразительное искусство не выражало идеи Корана, так как только Аллах может создавать живое, установлен запрет на реалистическое творчество. Мусульманские художники изображают стилизованные (условные, не существующие в природе) предметы, либо абстрактные картины в виде орнаментов. Одним из таких видов изобразительного искусства является арабеска - орнамент, включающий композиции переплетений стилизованной растительности, геометрических фигур и элементов искусства каллиграфии (изящных надписей арабской вязью). Арабеска - тонкий растительный или геометрический орнамент, включавший стилизованные надписи.

Появились новые типы монументальных построек: мечети, башни-минареты, медресе, мавзолеи, крытые рынки, караван-сараи. Жаркий климат требовал сооружения открытых и подземных водопроводов, искусственных водоемов, фонтанов. Возникли оригинальные конструкции из глины, кирпича, камня: разнообразные формы арок, системы сводчатых перекрытий.

В области архитектуры ислам выработал систему эстетических категорий, понятия-символы:

· джамал - божественно совершенная красота, которую олицетворяет купол мечети;

· джалал - божественное величие, которое подчеркивается высотой минарета;

· сифат - божественное имя, выраженное красотой арабской письменности, каллиграфии на внешних стенах мечети.

Основная идея всей культовой архитектуры ислама - прославление божественной силы.




Сформировались свои литературные языки: арабский, персидский, турецкий. Главным достоинством арабской литературы считали красноречие, персидской - идейное содержание и остроумие, а турецкой - правдивость и искренность.

Арабской литературе характерна: образность языка прозы и поэзии, особые жанры поэзии (касыда, газель, рубай).

a) касыда - небольшая поэма, состоящая из двустиший (бейтов), связанных особой системой рифм - моноримом (стихотворение, все строки которого имеют однозвучную рифму по типу аа, аа и т. д.);

b) газель - лирическое стихотворение из 7 или 14 бейтов (двух-строчий). В первом двустишии, как правило, рифмуются обе строчки (аа), далее следует рифмовка через строку;

c) рубай - стихотворная миниатюра, четверостишие, в котором заключена законченная мысль, максима, мудрость, философский вывод, подтекст, намек или мудрое суждение.

Арабы не восприняли античное литературное наследство (в отличие от науки и философии), но на них большее влияние оказала индийская литература в персидской обработке. К наиболее знаменитым поэтам и прозаикам относятся:

· Рудаки (IХ-Х вв.), прозванный Хорасанским соловьем;

· Омар Хайяма (1040-1123 гг.);

До XVI века поток знаний шел прямо от ислама в Европу. Работы мусульманских ученых постоянно переводились на латинский и другие европейские языки, использовались как учебники и практические пособия. Европейские ученые и мыслители постоянно посещали мусульманские научные центры.

Таким образом, арабо-мусульманская культура объединила в единой религиозной системе различные племена. Ислам предложил арабскому миру идею централизации и объединения, новый образ мышления и образ жизни.

Арабо-мусульманской культуре в целом характерна нерасчлененность духовной и практической сфер деятельности человека, неразделенность религиозной и светской власти, слитность законоположений и этики, юриспруденции и праведного образа жизни.

Рождение арабской культуры связано с возникновением халифата. В VII -VIII вв. арабы покорили народы Сирии, Месопотамии, Египта и Северной Африки.

a) социально-политическое сплочение населения всего халифата;

b) распространение единого языка межнационального общения (мусульманин обязан знать арабский, так как что служение Аллаху производится только на священном языке Корана);

c) интеграция арабо - мусульманской культуры.

Изобразительное искусство не выражало идеи Корана, так как только Аллах может создавать живое, установлен запрет на реалистическое творчество. Мусульманские художники изображают стилизованные (условные, не существующие в природе) предметы, либо абстрактные картины в виде орнаментов. Одним из таких видов изобразительного искусства является арабеска - орнамент, включающий композиции переплетений стилизованной растительности, геометрических фигур и элементов искусства каллиграфии (изящных надписей арабской вязью). Арабеска - тонкий растительный или геометрический орнамент, включавший стилизованные надписи.

Появились новые типы монументальных построек: мечети, башни-минареты, медресе, мавзолеи, крытые рынки, караван-сараи. Жаркий климат требовал сооружения открытых и подземных водопроводов, искусственных водоемов, фонтанов. Возникли оригинальные конструкции из глины, кирпича, камня: разнообразные формы арок, системы сводчатых перекрытий.

В области архитектуры ислам выработал систему эстетических категорий, понятия-символы:

· джамал - божественно совершенная красота, которую олицетворяет купол мечети;

· джалал - божественное величие, которое подчеркивается высотой минарета;

· сифат - божественное имя, выраженное красотой арабской письменности, каллиграфии на внешних стенах мечети.

Основная идея всей культовой архитектуры ислама - прославление божественной силы.

Сформировались свои литературные языки: арабский, персидский, турецкий. Главным достоинством арабской литературы считали красноречие, персидской - идейное содержание и остроумие, а турецкой - правдивость и искренность.

Арабской литературе характерна: образность языка прозы и поэзии, особые жанры поэзии (касыда, газель, рубай).

a) касыда - небольшая поэма, состоящая из двустиший (бейтов), связанных особой системой рифм - моноримом (стихотворение, все строки которого имеют однозвучную рифму по типу аа, аа и т. д.);

b) газель - лирическое стихотворение из 7 или 14 бейтов (двух-строчий). В первом двустишии, как правило, рифмуются обе строчки (аа), далее следует рифмовка через строку;

c) рубай - стихотворная миниатюра, четверостишие, в котором заключена законченная мысль, максима, мудрость, философский вывод, подтекст, намек или мудрое суждение.

Арабы не восприняли античное литературное наследство (в отличие от науки и философии), но на них большее влияние оказала индийская литература в персидской обработке. К наиболее знаменитым поэтам и прозаикам относятся:

· Рудаки (IХ-Х вв.), прозванный Хорасанским соловьем;

· Омар Хайяма (1040-1123 гг.);

До XVI века поток знаний шел прямо от ислама в Европу. Работы мусульманских ученых постоянно переводились на латинский и другие европейские языки, использовались как учебники и практические пособия. Европейские ученые и мыслители постоянно посещали мусульманские научные центры.

Таким образом, арабо-мусульманская культура объединила в единой религиозной системе различные племена. Ислам предложил арабскому миру идею централизации и объединения, новый образ мышления и образ жизни.

Арабо-мусульманской культуре в целом характерна нерасчлененность духовной и практической сфер деятельности человека, неразделенность религиозной и светской власти, слитность законоположений и этики, юриспруденции и праведного образа жизни.

Шамаиль

Купцы Булгары

Ислам и письменная культура

У булгар была своя древняя письменная культура, основанная на рунических письменах. С принятием ислама стала распространяться и арабографическая письменность. Её использовали не только в письме, но и для украшения архитектурных сооружений, ювелирных украшений, бытовых предметов и т. д.

Аяты из Корана на стене мечети

Поскольку ислам запрещает изображения живых существ, в декоративном искусстве стали широко распространяться орнаменты из геометрических фигур, растений, каллиграфия. Например, стены мечетей украшались растительными орнаментами и аятами из Корана. Использование каллиграфии как орнамента дало толчок для появления шамаилей.

Шамаили — это настенные панно, картины, имеющие охранно-ритуальное значение. Наряду с сурами Корана они обычно содержат философские изречения, афоризмы, цитаты из поэтических шедевров Востока, сочетающиеся с орнаментально-живописным фоном. В их изготовлении чаще всего использовались зелёный, голубой, синий цвета.

Мусульманский календарь

Булгары, став мусульманами, использовали мусульманское летосчисление, основанное на лунном календаре. В нём, в отличие от солнечного календаря, год короче на 10 дней, так как в месяцах по 29 и 30 дней. Вот поэтому известный вам месяц Рамазан, во время которого мусульмане соблюдают пост, каждый год переходит на 10 дней вперёд и приходится на разное время года. Параллельно продолжал использоваться и бытовавший прежде календарь животного цикла.

Основы ислама

Пять столпов ислама

Если молитва и шахада — обязанность каждого мусульманина, то пост, закят и хадж являются обязательными только для здорового человека с определённым имущественным достатком. Если язычники верили, что можно обеспечить человеку благополучное пребывание в загробном мире просто верно соблюдая все похоронные обряды и ритуалы, умилостивив божеств щедрыми дарами, то с исламом распространилось убеждение, что только сам человек своими добрыми делами, благочестивой жизнью и соблюдением всех религиозных предписаний может заслужить рай после смерти. Теперь от человека требовалось не формальное, внешнее соблюдение религиозных обрядов, а искренняя вера и преданность своей религии, которую следовало подтверждать не только словами, но и своими каждодневными добрыми делами.

Ислам и нравственность

Рукопожатие

Как мы видим, многое в нашей современной жизни пришло к нам с исламом и с веками стало неотъемлемой частью жизни и культуры нашего народа.

Ф. Яхин. Как зародился ислам

Сулейман Худжа (легенда)

История возникновения ислама; его направления - хариджиты, сунниты, шииты. Распространение религии за пределами Аравии. Разделение ислама в результате политической борьбы за престол халифата. Основные мусульманские праздники. Структуры и сюжеты Корана.

Рубрика Религия и мифология
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 22.08.2011
Размер файла 25,3 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

История возникновения ислама и его роль в формировании культуры арабских народов

Ислам возник среди арабов Хиджаза, северо-западной области Аравийского полуострова, в начале VII века. Следует отметить, что ислам возник не сразу, его появлению предшествовали различные причины этого времени, как политические, так и экономические. В древности каждое племя имело своих богов. Но постепенно верования более мощных в экономическом и политическом отношения племен вытесняли богов прочих племен. Наиболее влиятельным было племя курейшитов (именно ему принадлежало древнее святилище Кааба, находящееся в Мекке). Племенного бога мекканских курейшитов - Аллаха - сторонники ислама объявили единственным и всемогущим, положив тем самым начало монотеистической религии арабов. Следует отметить, что еще до этого в Аравии уже были приверженцы монотеистических религий. Так, здесь были еврейские эмигранты из Римской империи, исповедовавшие иудаизм, христианство. Именно, поэтому на формирование ислама оказали влияние иудаизм, христианство, зороастризм, манихейство и обрядовые пережитки старо-арабских культов.

На рубеже VI-VII веков Аравия переживала политический, социальный, идеологический кризис. Не было общепризнанного аравийского политического центра. Междоусобные войны разоряли хозяйство. Родовой строй кочевников разлагался. Социальные противоречия, особенно среди городского населения, например Мекки, обострились. Обособленные племенные культы, многобожные верования препятствовали объединению племен в одну народность. Разрешить этот кризис можно было лишь путем выработки новых идей, направленных на объединение племен, создание централизованного государства, уничтожение племенного многобожия, смягчение социальных противоречий. В исторических условиях средневековья это могло сделать только новая религиозная идеология. Этой идеологией стал ислам.

Возникновение ислама связано с именем пророка Мухаммеда, одного из видных мекканских ханифов. Пророк ислама - реальное историческое лицо. Он происходил из племени курейшитов, рано осиротел, был пастухом. Затем женился на богатой вдове Хадидже, стал купцом в Мекке. Около 610 года он выступил с проповедью монотеистической религии, названной им исламом. В своих проповедях Мухаммед призвал к вере в единого Бога Аллаха, к соблюдению простых норм морали, к ограничению ростовщичества, к оказанию богатыми благотворительной помощи неимущим. Переселившись из Мекки в Медину, он организовал общину, члены которой признали его своим пророком. Новое учение было принято в других регионов полуострова не сразу. Так, лишь в 630 году мекканская знать приняла новое учение, и Мекка превратилась в центр ислама. С этого момента мусульманское феодально-теократическое государство получило название Арабский халифат. Халифы, считавшиеся преемниками, заместителями Мухаммеда, а позднее и представителями Аллаха на земле, сосредоточили в своих руках всю полноту светской и духовной власти. Ислам превратился в господствующую религию арабского государства.

В ходе ведения завоевательных войн происходило распространение ислама за пределами Аравии. В конце VII века ислам проник в южные районы Средней Азии, на Северный Кавказ, 9-10 веках - в Волжско-камской бассейн и в Приуралье, в IX веке - в Северно-Западную Индию, в глубь африканского континента.

В середине VII века в исламе оформились три направления:

Суннизм представляет собой ортодоксальное направление, которое имеет большое количество приверженцев. Он распространен в Средней и Малой Азии, Закавказье, Поволжье, Сибири, на Урале. Почти 90% мусульман относится к суннитам. В отличие от других направлений, в суннизме не возникли особые секты. Только в новое время как религиозно-политическое движение появились ваххабиты.

Разделение ислама на суннизм и шиизм произошло в результате политической борьбы за престол халифата. Шииты как сунниты, признают святость Корана, традиционную мусульманскую обрядность.

В исламе нет церкви как специального института, поскольку не признается какой-либо посредник между Богом и человеком. Богослужение может совершать любой член уммы (религиозной общины). Культ требует исполнения пяти столпов ислама:

§ ежедневная пятикратная молитва (намаз);

§ соблюдение поста в месяц рамадан (ураза);

§ добровольный налог, предназначенный в помощь неимущим единоверцам (закят);

§ паломничество (хотя бы раз в жизни) в Мекку (хадж);

Так, молитва совершается на заре, в полдень, во второй половине дня, на закате солнца и с наступлением ночи. Молитве предшествует ритуал омовения. Священным местом для мусульман является мечеть.

В исламе существует обряд инициации (суннат), совершаемый над мальчиками 7-10 лет - обрезание плоти.

Мусульманский культ представляет собой некий цикл, содержащий в себе суточные, годичные, т.е. соразмерные всей человеческой жизни, ритмы.

В шариате (комплексе правил поведений мусульманской общины) связаны в единую систему законы, регулирующие всю общественную и личную жизнь мусульман. Источником шариата и его составной части - мусульманского права (фикх) являются Коран и Сунна. Сунна - это сборник хадисов, т.е. изречений и деяний Мухаммеда. Шариат начал оформляться в VII веке.

Сначала все действия мусульман разделялись на два вида - запретное (харом) и одобренное. По шариату устанавливаются пищевые нормы, запрещается игра на музыкальных инструментах, украшение дома художественными картинами и скульптурами человека или животных, вступление в брак с иноверцем, если тот не примет ислам.

Согласно шариату, основными мусульманскими праздниками являются: Курбан-Байрам (великий праздник жертвоприношения), Ураза-Байрам (малый праздник разговения). Отмечается также мавлюд (день рождения Мухаммеда), мирадж (вознесение Мухаммеда на небо). К праздничным дням в исламе относится пятница.

Постепенно, мусульманское право становится основой законодательство для многих стран. Однако государства мусульманской традиции, сохранив основу этого права, предприняли серьезные законодательные реформы. Например, мусульманское право регулирует не все проявления межличностных отношений, предоставляя место обычаю, административной регламентации. Оно создает и другую возможность приспособления к современному миру - применение юридических стратагем и функций. Так, как мусульманское право разрешает мужу полигамию и развод с женой. Однако действие соответствующих норм можно существенно ослабить, дав женщине, возможность потребовать возмещение ущерба, если муж развелся с ней без достаточных оснований. Процентный заем запрещен мусульманским правом, но можно обойти этот запрет, прибегнув к двойной купле-продаже и пр.

Сегодня ни одно из мусульманских государств не руководствуется исключительно мусульманским правом. Повсюду обычай или законодательство вносят либо дополнения, либо исправления в это право, хотя, в принципе, его авторитет является бесспорным.

Структуры и сюжеты Корана

Основные положения мусульманской религии изложены в Коране. По представлениям мусульман, текст Корана создан самим Аллахам. Аллах передавал Коран Мухаммеду частями в Мекке и Медине между 610 и 632 гг. новой эры, через архангела Джабраила (Архангел Гавриил). Полный текст Корана был собран после смерти Мухаммеда, а при халифе Османе составлен текст (Мусхаф), который объявили каноническим. Согласно Корану, Мухаммед - обычный смертный, не способный творить чудеса. Главное чудо, подтверждающее его пророческую миссию, это и есть Коран.

Коран - религиозная книга, священная для приверженцев всех направлений. Она служит основой мусульманского законодательства, как религиозного, так и гражданского.

По шариату, мусульманин несет следующие обязанности перед Кораном:

Верить в то, что Благородный Коран является Словом Всевышнего Аллаха и учиться читать его в соответствии с правилами произношения (таджвида).

Коран необходимо читать в чистых местах. Нельзя читать Коран возле людей, занятых другими делами или рядом с прохожими.

Держать Коран на высоких (полках) и чистых местах. Нельзя держать Коран на низких полках и нельзя класть на пол.

Строго следовать (насколько хватает сил) всем Предписаниям, указанным в Коране. Всю свою жизнь строить в соответствии с нравственными принципами Священного Корана.

Существующий текст Корана содержит 114 сур (глав Корана) разной длины (от 3 до 286 аятов, от 15 до 6144 слов), каждая из которых содержит одно откровение. Из них 86 получены в Мекке и 28 в Медине. Мекканские суры более короткие и мистические.

Большинство сур (за редким исключением - 1, 12, 55, 113 - 114) объединяют разнохарактерные отрывки, различные откровения, произнесенные в разное время и по разным поводам. До сих пор до конца неясны как принцип такого соединения, так и то, когда и под чьим руководством это было сделано. Очевидно, что в целом ряде случаев имела место сознательная переработка текстов: Пророк мог выступать с одной и той же проповедью в разное время и перед различной аудиторией; сведение текстов воедино, по-видимому, происходило и тогда, когда Мухаммед надиктовывал их своим секретарям.

Значительная часть текста Корана, особенно ранние суры, представляет собой рифмованную прозу (садж'). Мухаммед в этом следовал традиции публичных выступлений доисламских аравийских прорицателей и ораторов. Суры раннего периода - это короткие обращения, исполненные поэтической краг соты и силы. Мухаммед передает в них часто вне понятной нам логической последовательности поток идей и образов, внезапно возникших в его сознании под воздействием идеи всемогущества единого Бога-творца. Эти суры отражают смятение и страх перед Аллахом и Судным днем, неуверенность, горечь и отчаяние, вызванные тщетностью попыток обратить своих соплеменников в истинную веру. Более поздние увещевания и поучительные притчи, как правило, спокойны и сухи, появляется связность изложения, прослеживается аргументация. Для позднемекканских и особенно для мединских сур характерны уже длинноты и некоторая монотонность изложения.

Содержание Корана состоит из проповедей, предписаний, регулирующих разные виды общественных отношений, в нем содержаться бытовые правила, нормы поведения. Основная часть Корана представляет собой полемику - диалог между Богом и противниками ислама. Многие сюжеты Корана - о сотворении мира, грехопадении, рае, аде и прочие - схожи с библейскими.

Художественные традиции мусульманской культуры

В историю мировой культуры значительный вклад внесла культура мусульманских стран, объединенных историко-культурными и художественными традициями, образом жизни, связанным с религией - исламом. Мусульманские страны достигли больших успехов во многих областях знания и творчества: в литературе и поэзии, философии и медицине, математике и астрономии, географии и истории.

Мусульманский мир создал новые типы монументальных построек: мечети (Купол Скалы, аль-Азхар), башни-минареты, медресе, мавзолеи, крытые рынки, караван-сараи. Жаркий климат требовал сооружения открытых и подземных водопроводов, искусственных водоемов, фонтанов. Возникли оригинальные конструкции из глины, кирпича, камня: разнообразные формы арок, системы сводчатых перекрытий. Оригинальностью отличались и все виды декоративного искусства - от орнаментации зданий до украшения бытовой утвари. Мощный подъем характерен для художественных ремесел, расцвет которых пришелся на X-XV века. Благодаря активной переводческой деятельности арабов многие достижения античной философии и науки были сохранены на Востоке и переданы народом Европы. Великой заслугой мусульман является изобретательность в создании архитектурного узора. Он, то представляется в виде кажущейся ажурной арабески вырезанной на мраморных плитках, то искрится глазурью кирпичиков, составляющих огромные белые буквы на терракотовой глади стены.

Важная роль, которую в искусстве играла математика, основывалась не только на выдающихся достижениях точных наук. Она вытекала из самой природы архитектуры, музыки и орнамента, где строгая логика чисел и ритмических построений обрели особую эстетическую ценность.

В мусульманской культуре славились художественные изделия из металла. На поверхность кувшинов, чаш, блюд они наносили изящную сетку орнамента. Богатством узоров славились красочные арабские ткани, поливная керамика, художественные изделия из горного хрусталя и стекла, резьба по дереву, по кости, а также предметы ювелирного искусства.

Частью высокоразвитой мусульманской культуры является и философия - фальсафа. Универсализм и энциклопедичность были характерными чертами философов арабо-мусульманской культуры. Арабоязычная философия развивалась под большим влиянием учения Аристотеля. Среди крупнейших представителей аристотелизма: Фараби, Киниди и др. Противником аристотелизма был Газали.

В современном исламе можно выделить - модернизм и традиционализм. Модернизм предполагает очищение ислама от различного рода архаических элементов, чрезмерных ограничений и излишних запретов. К защитникам традиционализма относятся приверженцы средневекового ортодоксального ислама. Они не признают нововведений, реформ.

ислам мусульманский праздник коран

Список литературы

2. Мир исламской культуры // Культурология: учеб. пособие / под ред. С.А. Хмелевской. - М., 2002. - С. 80-94.

3. Майсюк, А.В. Ислам и проблемы социальной стабильности / А.В. Майсюк // Ислам, общество и культура: материалы Междунар. науч. конф. / Омс. гос. ун-т; редкол.: Л.М. Дмитриева [и др.]. - Омск, 1994. - С. 102-104.

4. Почта, Ю.М. Возникновение ислама и мусульманского общества: философ.-метод. анализ / Ю.М. Почта. - М.: Изд-во Рос. ун-та дружбы народов, 1993. - 145 с.

5. Родионов, М.А. Ислам классический / М.А. Родионов. - СПб.: Азбука-класика: Петербург. Востоковедение, 2004. - 224 с.

6. Ханников, А.А. Возникновение ислама / А.А Ханников // Ислам / А.А. Ханников. - Минск, 2006. - С. 7-54.

7. Ханников, А.А. Исламские праздники и обряды / А.А. Ханников // Ислам / А.А. Ханников. - Минск, 2006. - С. 186-215.

Подобные документы

Родина ислама: история зарождения мировой религии. Роль личности пророка Мухаммеда в становлении догматов вероучения. Основные черты ислама. Раскол ислама - шииты, сунниты, ваххабиты. Северо-Кавказский ваххабизм как разновидность исламского радикализма.

курсовая работа [92,0 K], добавлен 18.09.2008

Понятие ислама как одной из мировых религий, причины и темпы его распространения в современном мире, основные догмы и идеология. История возникновения и развития, священные книги, роль мечети и религиозные праздники мусульман. Трезвые традиции ислама.

презентация [991,0 K], добавлен 13.11.2013

Религиозная характеристика стран Западной Азии. История возникновения и развития религии ислама. Характеристика ислама как основной религии стран Западной Азии. Суннизм и шиизм – главные направления ислама. Роль религии в развитии культуры стран Азии.

реферат [36,1 K], добавлен 20.02.2012

История возникновения ислама. Отличительные черты религии, ее воздействие на культуру и обычаи многих народов Азии и Африки. Роль мечети в исламе. Мусульманские праздники, традиции древнего культа камней, деревьев и других, одушевленных вещей и явлений.

презентация [1,2 M], добавлен 17.10.2013

Предпосылки возникновения и распространения ислама, его история. Связь веры с традиционным образом жизни и их взаимное влияние. Процесс принятия ислама различными народами. Сущность ритуальных обязанностей мусульманина и последствия принятия ислама.

реферат [41,3 K], добавлен 18.02.2012

Этапы становления и развития Аравии до возникновения ислама на ее землях. Становление государственности в данной среде, основные религиозные верования и традиции арабов. Легенда возникновения Ислама. Шариат как мусульманское право. Халифат Абу Бекрa.

реферат [21,9 K], добавлен 11.11.2010

Ислам – третья и последняя из развитых монотеистических религий. Аравия до ислама, формирование классового общества. Культ язычества в доисламской Аравии. Основные предпосылки возникновения ислама. Учение Мухаммеда, Коран – священная книга мусульман.

Немногие специалисты могут рассказать о культуре ислама кратко. Ведь она создавалась под многовековым влиянием религии, именно её устои и особенности лежат в основе наук, искусства, ремесел. В мусульманских странах слишком много запретов, которые отражаются на их мировоззрении. Но и строгие ограничения не мешают таким государствам развиваться в разных направлениях.

Культура ислама

Важность религии

Все принципы отражены в главной книге мусульман — Коране. Последователи религии верят в бессмертную душу и загробную жизнь. При этом они соблюдают пять предписанных правил:

Мусульманин совершает молитву

  1. Верить нужно только в Аллаха и его посланника Мухаммеда.
  2. Необходимо 5 раз в день совершать молитвы.
  3. Обязательно подавать в пользу бедных милостыню.
  4. В месяц Рамадан все должны соблюдать пост.
  5. Хотя бы раз в жизни мусульмане совершают паломничество в Мекку — хадж.

После смерти пророка Мухаммеда в 632 году религия раскололась на два течения — шиизм и суннизм. Но все мусульмане верят в единого бога, ангелов, священные книги, пророков и посланников, существование ада и рая. Позже появилось такое понятие, как предопределение. То есть считается, что всё происходящее в мире и жизни каждого человека обусловлено волей всевышнего.

Ислам значительно повлиял на культуру тех государств, в которых он распространён. Это отражается в особых религиозных традициях, архитектуре и науке, искусствах. Коран регулирует даже этичное поведение человека, социальные отношения, юридическую деятельность.

Развитие наук

Божественные откровения ислама побуждали древние цивилизации к изучению наук. Сначала люди пытались истолковать Коран, чтобы приобрести необходимые знания. На основе религиозного наследия и началось развитие:

  • математики;
  • астрономии;
  • химии;
  • истории и географии;
  • медицины.

Арабская система цифр

В древних мусульманских странах развивалась химия. Местные ученые часто работали с разными веществами, металлами, полезными ископаемыми и минералами. Они добывали и перерабатывали их.

Ислам дал начало и таким наукам, как физика и астрономия. Многие ученые написали особые работы, которые были переведены на европейские языки. Исследования мусульман позволили открыть некоторые звёзды, объяснили движение космических объектов. В исламских странах люди верили в астрологов и их предсказания.

Мусульмане работали над созданием трактатов по географии. Они составили атлас из 71 карты и написали первый в мире учебник. В 13 веке в исламских странах появился глобус. А некоторые географы путешествовали практически через весь земной шар. Хотя считается, что мыс Доброй Надежды открыл Васко да Гама, на самом деле на тех берегах задолго до этого события уже обитали мусульмане. Они плавали туда с торговыми целями и с намерением распространить свою веру.

Тесно взаимосвязаны мусульманская культура, религия и медицина. Врачеванием в тех странах занимались многие учёные. А Ар-Рази составил самую большую медицинскую энциклопедию. В её основу легли опыты и наблюдения из его врачебной практики, а также знания из священного Корана.

Искусство ислама

  • каллиграфия;
  • миниатюра;
  • керамика;
  • ковроткачество.

Ковроткачество в исламе

В исламе запрещено изображать человека, хотя на самом деле в Коране нет четких указаний по этому поводу. Но истинные правоверные считают, что некоторые предания и поступки пророка Мухаммеда не разрешают рисовать не только людей, но и любых других живых существ. Ислам осуждает изготовление идолов как объектов поклонения, защищает своих приверженцев от многобожия. А также запрещено изображать человека с четкими чертами лица, так художник может уподобить его самому Создателю. Из-за таких принципов Коран никогда не иллюстрируется, в мечетях также нет изображений святых. Но мусульмане часто используют миниатюры, рисуют уменьшенные человеческие фигуры.

В связи с подобными запретами хорошо развилась каллиграфия. Так называют умение писать разборчивым и четким почерком. Сначала мастера копировали священные тексты из Корана, но позже создавали собственные орнаментально-ритмические композиции. В некоторых случаях каллиграфия сочетает в себе буквы с растительными или геометрическими узорами.

Узорные кирпичные кладки

В исламе зародилась миниатюра, в основу которой легли традиции настенной живописи. Довольно быстро этот вид искусства распространился и в другие восточные страны, где редко соблюдают запрет на изображение живых существ. В Азербайджане, Иране и Турции развилась архитектурная керамика. Мастера создавали узорные кирпичные кладки, особым образом облицовывали здания, а также расписывали фаянсовые сосуды.

Мусульманские страны известны своими коврами. До сих пор в этих государствах продают изделия, сотканные вручную. Самыми дорогими считаются ковры из Персии, Турции и Азербайджана. Они довольно дорогие, зато благодаря высокому качеству могут прослужить не одно десятилетие.

Мусульманская литература

Уже появились авторы, которые создают философские романы. Первыми были Ибн ан-Нафис и Ибн Туфайль. Основы исламской литературы составляют книги разных мусульманских народов. Достойные произведения пишут арабы, иранцы, турки и азербайджанцы. А также ценится литература Индонезии, Пакистана, Сомали, Урду.

Некоторые книги были переведены на латинский и английский языки. Они послужили вдохновением для известных писателей: Даниэля Дефо, Данте Алигьери, Шекспира. На мировоззрение этих творцов повлияли мусульманские сюжеты.

Особенности архитектуры

В реферате об исламской культуре стоит рассказать также и об архитектуре. Изначально мастера строили только культовые сооружения — минареты, мавзолеи и мечети. Но позже появилась необходимость в создании библиотек, общественных бань, госпиталей, крытых рынков и цитаделей. Современные жители мусульманских городов привыкли использовать культурное наследие своих предков. Они ищут места, где уже есть старые здания, и преобразовывают их на современный манер. Даже древние цивилизации ислама во время завоевания городов не разрушали сооружения, а просто переделывали их.

При строительстве мусульмане пользуются критерием полезности. Архитекторы старались разрабатывать универсальные методы возведения зданий. Они применяли их как при строительстве дворцового павильона, так и для создания мощной цитадели. А мусульманские математики разработали специальные способы преобразования простейших геометрических фигур в сложные конструкции.

Архитектура стран Востока

Архитектура стран Востока отличается изысканными формами и богатой отделкой. Архитекторы сочетают полировку, мозаику, роспись и резьбу. Они предпочитают работать с мрамором, стеклом и деревом. Некоторые здания снаружи выглядят непритязательными, но за их стенами скрываются красивые внутренние дворы с мраморными фонтанами.

Практически во всех дворцах и богатых домах есть собственные сады или оранжереи. Выращиванию разных растений и цветов архитекторы уделяли особое внимание, так как флора очень ценится в мусульманских странах. Как в случае с изобразительным искусством, так и в зодчестве запрещено использовать изображение людей. Фрески и мозаики могут передавать разные природные явления или исторические события, но лица и тела человека на них не будет.

Мусульманская культура довольно оригинальная и самобытная. Она завораживает своим глубоким смыслом, эстетикой и красотой. Ее невозможно перепутать ни с одной другой мировой культурой.

Читайте также: