Подготовить доклад на лингвистическую тему принципы упражнения примеры орфографических ошибок

Обновлено: 08.07.2024

Перечисленные виды работ проводятся с ошибками разных типов – речевыми, орфографическими, орфоэпическими и т.п.. Необходимо подчеркнуть, что важнее всего ошибки предупреждать; саму ошибку рассматривать как явление ненормальное; преодоление ошибок вести с опорой на теоретический материал, на положительные образы, на норму литературного языка.

  • слабое развитие познавательных способностей;
  • не видит орфограммы (нет орфографической зоркости);
  • орфограмму видит, но ошибочно её определяет;
  • допускает ошибку на одной из ступеней алгоритма проверки;
  • работает медленно, не успевает применить свои знания.

В связи с этим возрастает роль работы над ошибками.

Начальным этапом в работе над ошибками является их предупреждение. Приемы предупреждения ошибок разнообразны. Их применение на уроке зависит от характера орфограммы, этапа её усвоения, возраста учащихся, развития и индивидуальных особенностей. Как отмечает Т.Г.Рамзаева, “предупредить – это не значит только подсказать написание слов. Предупреждение – это способ развития орфографической зоркости”.

Предупреждение ошибок должно служить для овладения учащимися общих способов решения орфографических задач, т.е. выполнения в определенной последовательности умственных действий, необходимых для правильного написания слов. Наибольшие трудности вызывают решения именно задач звуко-буквенного текста, о чем свидетельствуют многочисленные и устойчивые ошибки на правописание безударных гласных; парных звонких и глухих согласных. Поэтому, готовя детей к знакомству с названными орфографическими правилами, необходимо регулярно включать в минутки чистописания, словарную работу, другие этапы урока – задания на различие гласных и согласных звуков и букв на основе их сравнения, характеристики, группировки и определение их звуковых значений, постановку ударения.

Орфография строится на основе фонематического принципа. Фонема живет в определенной позиции и в определенной морфеме. Для того, чтобы ребёнок освоил законы орфографии как системы правил, вводится термин “позиция” и объясняется какое положение (место) звука в слове и соответственно вводятся термины “слабая” и “сильная” позиции. Слабые позиции фонем являются источником орфографических ошибок учеников, поэтому ребенок должен видеть слабую позицию – ведь именно здесь требуется проверка. В сильной позиции проверять нечего – фонемы там прекрасно различаются. “Опасные места” – так называем мы слабую позицию. Каждый раз эти самые “опасные места” нужно доказывать. Узнавать, какую букву писать в слабой позиции, непросто. Этому нужно долго учиться. И здесь на помощь к нам приходит прием с “окошечком” (с пропуском орфограммы) предложенный Соловейчик М.С. Только в своей работе я использую несколько измененный прием на месте “окошечка” дети пишут карандашом предполагаемую букву, чтобы не нарушить требование графически правильного письма. Это и есть основной способ ухода от орфографических ошибок при незнании решения возникшей орфографической задачи. Умение действовать по алгоритму: обнаружив “опасное место”, если сомневаешься, пиши карандашом букву, которую думаешь нужно писать.

После того, как определили ударные и безударные слоги, учащиеся записывают слово. Важнейшее условие состоит в том, что ученики, записав слово сами, показывали “опасные места”, прописывая карандашом предполагаемую букву. Это место мы называем “окном” (т.к. буква прозрачная, невидимая), например, слова “трава, стена”. Далее ведется работа по подбору родственных, проверочных слов, где буква из слабой позиции переходит в сильную позицию, учащиеся орфографически правильно проговаривают слово и вставляют правильную букву.

Специфическая форма записи слова с записью орфограммы карандашом на месте “опасного места” (“окна”) – это способ предлагаемый детям для фиксации поставленной орфографической задачи. Важно, чтобы учащиеся при работе со словами с “опасными местами” учились, прежде всего, обнаруживать орфограмму, совершенствуя свою орфографическую зоркость.

Когда основной опорой изучения написаний являются зрительные и рукодвигательные образы (например, непроверяемые написания), учителю необходимо применять приемы, обеспечивающие легкость и прочность зрительного восприятия. Таким приемом, как указывают Н.С.Рождественский, Н.П.Каноныкин, Н.А.Щербакова и др., является вынесение на доску слов на неизученное правило или трудных для написания с указанием в них орфографической трудности, подбором однокоренных слов. Орфограммы можно обозначать разным способами – выделять цветом(пальто), размером шрифта (пАльто), расположением. Составление списков однокоренных слов должно сопровождаться разбором значения каждого отдельного слова, выделением орфограммы и морфемы, в которой она находится.

Кроме указанных приемов, для предупреждения орфографических ошибок используется выборочное комментирование (учащиеся объясняют, прежде всего написание тех слов, в которых испытывают затруднение), проговаривание трудных для написания слов (хоровое, индивидуальное), а также различные виды диктантов (предупредительный, объяснительный, выборочный и др.) и разборов (фонетический, морфемный, орфографический).

Т.Г.Рамзаева подчеркивает, что предупреждению ошибок может служить овладение учащимися общим способом решения орфографической задачи, т.е. выполнение в определенной последовательности умственных действий, необходимых для правильного написания слов. Общий способ решения орфографической задачи представляется в следующем виде: произношение слова – распознавание орфограммы – определение места орфограммы в слове – определение способа проверки – проверка – запись слова – контроль.

Предупреждение ошибок следует рассматривать как планомерную работу учителя, обеспечивающую правильное применение школьниками орфографических правил в специальных упражнениях и самостоятельных творческих работах.

Работа по предупреждению орфографических ошибок связана с работой по их исправлению. Процесс предупреждения и исправления орфографических ошибок включает последовательное выполнение определенных действий, необходимых для решения орфографической задачи. Работа по предупреждению и исправлению орфографических ошибок должна проводиться с учетом этой взаимосвязи.

Приемы исправления орфографических ошибок учащихся рассматриваются с двух сторон: с одной – вид заданий, предлагаемых учащимся с целью преодоления ошибок, с другой – вид указания учителя на ошибку при проверке письменных работ. Виды заданий перекликаются с приемами предупреждения ошибок. Это различные упражнения, использование таблиц, карточек, перфокарт и т.п.

Большинство учителей предпочитают традиционный прием указания на ошибку: зачеркивание орфографической ошибки, надписывание нужной буквы, обозначение на полях условным знаком. При этом не учитываются тип ошибки, ее причины, индивидуальные особенности учащихся, цель исправления ошибки, уровень овладения умением исправлять орфографические ошибки, цель исправления ошибки должна меняться от класса к классу и быть взаимосвязанной с уровнем овладения умением, чем старше ученик, тем больше доля самостоятельности в работе над ошибками.

Использование одного и того же приема исправления ошибки приводит к тому, что учащиеся не выполняют работу над ошибками и допускают типичные ошибки.

С целью активизации учебной деятельности учащихся в процессе выполнения работы над ошибками и осуществления индивидуально-дифференцированного подхода к исправлению ошибок, учителям рекомендуется использовать различные способы исправления ошибок. Выбор способа должен учитывать индивидуальные особенности учащихся. Учащиеся могут быть разделены на четыре группы. Каждая группа характеризуется как качественными, так и количественными показателями, что является основанием для применения того или иного способа исправления ошибки.

Ко второй группе относятся учащиеся, которые допускают в письменных работах 1-2 ошибки, частично обнаруживают и исправляют их во время само- и взаимопроверки, эпизодически выполняют работу над ошибками, и не испытывают при этом затруднений в определении характера орфограммы и в выборе способа исправления ошибки.

На протяжении обучения состав групп должен меняться в зависимости от качественных изменений показателей каждой группы, с целью развития самостоятельности учащихся в процессе работы над ошибками и исключения “привыкания” к однообразному способу исправления ошибки учителем.

В таблице 1 представлены способы исправления учителем орфографических ошибок для учащихся каждой группы.

Применение учителем разных способов указания на ошибку в процессе проверки письменных работ не только позволяет учитывать индивидуальные особенности учащихся, но и помогает правильному выбору способа исправления ошибки.

Так, 7-й способ указания на ошибку побуждает учащихся к репродуктивной деятельности, однако исключает возможность неверного выбора способа исправления ошибки. 6-й и 5-й способы содержат подсказку, которая помогает учащимся ориентироваться в памятке работы над ошибками и исправлять ошибку по образцу. Если 4-7-й способы указания на ошибку прямо или косвенно определяют ее характер, то 1-3-й требуют от учащихся самостоятельного распознания характера орфограммы, на которую допущена ошибка, и с учетом этого, выбора способа ее исправления.

Таблица 1
Способы исправления ошибок

  1. Обозначение на полях условным знаком (/) строчки, в которой находится ошибка.
  1. Подчеркивание слова, в котором находится ошибка и обозначение на полях условным знаком (/).
  2. Подчеркивание ошибки в слове и обозначение на полях условным знаком (/).
  1. Традиционный.
  2. Зачеркивание ошибки, написание правильного варианта, указание на полях номера орфограммы, на которую допущена ошибка.
  1. Зачеркивание ошибки, надписывание правильного варианта, указание на полях морфемы, в которой находится ошибка.

Зачеркивание ошибки, надписывание правильного варианта, указание на полях способа исправления ошибки.

Применение учителем разных способов указания на ошибку в процессе проверки письменных работ не только позволяет учитывать индивидуальные особенности учащихся, но и помогает правильному выбору способа исправления ошибки.

Так, 7-й способ указания на ошибку побуждает учащихся к репродуктивной деятельности, однако исключает возможность неверного выбора способа исправления ошибки. 6-й и 5-й способы содержат подсказку, которая помогает учащимся ориентироваться в памятке работы над ошибками и исправлять ошибку по образцу. Если 4-7-й способы указания на ошибку прямо или косвенно определяют ее характер, то 1-3-й требуют от учащихся самостоятельного распознавания характера орфограммы, на которую допущена ошибка, и с учетом этого, выбора способа ее исправления.

После того как ошибка зафиксирована учителем, ученик должен выполнить работу над ошибками. Чаще всего учащиеся используют приемы исправления, которые соответствуют образцу, данному учителем после письменной работы, или многократно переписывают слово. Такие способы исправления ошибки характеризуются репродуктивной деятельностью учащихся и не достигают нужного результата. Кроме того, многократно переписывая слово, учащиеся пишут его второй и третий раз с той же ошибкой, тем самым закрепляя вариант неправильного написания.

Опыт показывает целесообразность проведения отдельных уроков для работы над ошибками. Условно работу над ошибками можно разделить на 2 вида:

1) Работа над типичными ошибками, которая проводилась в классе после выполнения проведенной работы;
2) Работа над индивидуальными ошибками, которая проводилась как в классе, так и дома.

Основным содержанием урока “Работа над ошибками” должно быть:

– анализ письменных работ;
– повторение соответствующего теоретического материала;
– показ учителем приемов работ над ошибками;
– упражнения в закреплении данных орфограмм;
– задание на дом.

Чтобы не притуплялось орфографическое внимание, считаю необходимым применять такие формы работы над ошибками, которые заставляли бы детей активно мыслить, творчески работать.

Важное звено в формировании орфографического навыка – самостоятельная работа учащихся над своими ошибками.

Приемы самостоятельной работы над ошибками могут быть самыми разнообразными. Они зависят от типа правил, на которые допущены ошибки, от подготовленности класса, от умения учащихся работать самостоятельно и других условий. К этим приемам относятся:

– самостоятельное исправление ошибок, отмеченных учителем особыми знаками на полях;
– самостоятельное объяснение учащимися правописания тех слов, в которых ими были допущены ошибки;
– подбор проверочных слов данными словами;
– выбор слов из “словаря” для сопоставления и проверки;
– взаимопроверка работ учащихся;
– подбор аналогичных приёмов с данной орфограммой;
– подбор примеров, противоположных по написанию;
– письменный орфографический разбор или разбор по составу слова;
– выписывание слов и словосочетаний из текста, диктанта с определенной орфограммой и составлением с ними предложений, рассказов;
– выписывание слов из тетради “Мои ошибки” для сопоставления и анализа.

При этом не следует забывать о том, что работа над ошибками должна быть обучающей, т.е. является продолжением деятельности ученика по овладению орфографических навыков.

Нет необходимости доказывать, что приемы самостоятельной работы учащихся над ошибками, названных выше, активизируют мыслительную деятельность школьников, формируют у них умение сознательно применять изученные правила.

Для более продуктивной работы учащимся во 2-ом классе выдаются памятки, которые дети, совместно с учителем составили сами на первом уроке работы над ошибками. Первая памятка с указанием последовательности действий (ступеньки). При отработки общего способа исправления орфографических ошибок.

  1. Произнеси слово;
  2. Разбери слово по составу и определи место ошибок в слове(этот пункт вносится после изучения темы “Состав слова”;
  3. Определи характер орфограммы, на которую допущены ошибки;
  4. Вспомни (прочти) правило;
  5. Выполни указания правила в таблице;
  6. Выбери ошибки на то же правило и исправь их;
  7. Приведи примеры на то же правило.

Практика показывает, что можно выбрать общий способ исправления орфографических ошибок с учетом характера орфограммы, представляющей собой последовательного выполнения определенных действий и основывающей на общем способе решения орфографических задач.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В разработке рассмотрены основные виды орфографических упражнений, встречающиеся в начальной школе (списывание; диктант; орфографический разбор; изложение, сочинение; корректура текста), а также методика их проведения.

К орфографическим упражнениям относятся следующие виды работ:

свободное (самостоятельное) письмо – подбор собственных примеров, изложение, сочинение и др.;

корректура текста (исправление ошибок).

СПИСЫВАНИЕ – передача в письменной форме зрительно воспринимаемого слова, предложения, текста. Используется при обучении технике письма и каллиграфии, а также орфографии и грамматике (как правило, с дополнительными заданиями).

Виды списывания:

списывание с готового образца – для списывания предлагаются слова, предложения или текст без пропуска букв и дополнительных заданий; цель – списать правильно, без ошибок и искажений;

списывание с дополнительными заданиями – списывание чаще всего сочетается с выполнением заданий орфографического, грамматического, лексического или словообразовательного характера – разделить слова на слоги; выделить корень; обозначить части слова; обозначить части речи; указать род, число, падеж, склонение, спряжение; подчеркнуть главные члены предложений; подчеркнуть безударные гласные в корнях, приставках, суффиксах, окончаниях; вставить пропущенные буквы и др.;

творческое списывание – восстановление деформированных предложений или текста; изменение грамматической формы записываемых слов;

выборочное списывание – списать только слова определенной части речи, определенного спряжения; выписать словосочетания и т.п.;

списывание с группировкой – запись слов в два, три столбика с учетом содержащих в ловах орфограмм; запись слов в определенной последовательности: сначала записываются слова с безударной гласной в корне слова, затем – в приставке, далее – в суффиксе и т.д.

Обязательные условия:

закрытый образец для п. 5-8 (памятка 1);

проговаривание при записи слов – вслух (1-й этап), шёпотом (2-й этап), про себя (3-й этап);

проверка написанного (ребёнок должен понимать, что работа считается законченной, если осуществлена её проверка).

Методика проведения контрольного списывания

Текст прочитывается вслух учителем, затем – учащимися.

Проверка понимания прочитанного (2-3 вопроса).

Повторение правил списывания. Учитель напоминает, что предварительно каждое предложение следует прочитать, постараться запомнить. Во время записи нужно диктовать себе по слогам, затем выполнить проверку. Дальше так же работать со вторым предложением и т.д.

Самостоятельная запись текста учащимися.

Самопроверка. Учитель предлагает проверить записанное ещё раз – теперь уже не по предложениям, а целый текст. Написанный текст необходимо тщательно сверить с образцом.

ДИКТАНТ – вид орфографического упражнения, сущность которого состоит в записи воспринимаемого на слух или зрительно предложения, слова, текста. По основной цели проведения все диктанты делятся на обучающие и контрольные. Главная задача обучающих диктантов – научить детей правописанию, основная задача контрольных диктантов – проверить уже усвоенные знания и освоенные способы орфографического действия.

Классификация обучающих диктантов:

по объему диктуемых единиц:

словарные (отдельные слова);

по соотношению диктуемого и записываемого материала:

выборочные (Предполагает запись не всего текста, лишь тех слов, словосочетаний, предложений, в которых есть орфограммы на изучаемое правило);

по особенностям самоконтроля, который осуществляет пишущий:

предупредительные (Цель – предупреждение ошибок путём объяснения орфограмм до записи текста, слова. Применяется на первичных этапах изучения темы. Учитель диктует предложение (словосочетание, слово). Перед записью проводится орфографический анализ – учащиеся объясняют, как пишут слово и почему);

комментированные (Орфографический анализ текста производится не до записи или после неё, а совмещается с письмом текста);

объяснительные (После записи предложения или текста в целом учащиеся объясняют написание орфограмм. Это своего рода коллективная проверка написанного, развивающая внимание учащихся к орфограммам. Проводится при закреплении темы)

по степени самостоятельности пишущего:

творческие (по заданию учителя в диктуемый текст учащиеся вставляют определенные слова или изменяют грамматическую форму диктуемых слов).

по источнику восприятия:

слуховой (орфографическое упражнение, в процессе которого пишущий соотносит звуковой и буквенный составы слов, словосочетаний, предложений, текста)

зрительный (Записанный на доске текст (слова, предложения) прочитывается учащимися, анализируется, затем стирается. Школьники пишут его по памяти. После записи осуществляется проверка).

Запись под диктовку текста.

Учитель читает текст 3 раза:

весь текст – для общего восприятия;

каждое предложение с паузами – для записи;

- Послушайте первое предложение.

- Диктуйте себе по слогам.

- Проверьте предложение (прочитать ещё раз).

3) весь текст – для проверки.

Контрольный, или проверочный, диктант – вид слухового диктанта, представляет собой грамматико-орфографическое аналитико-синтетическое упражнение и проводится как полностью самостоятельная работа: учащиеся должны понять содержание текста и записать его без искажения смысла, понять каждое слово и грамматическую форму, обнаружить орфограммы и пунктограммы, проверить их, написать их без ошибок. Цель – выяснить уровень владения учащимися изученными правилами и умениями применять их на практике.

Методика проведения контрольного диктанта

Слова с неизученными орфограммами заранее записываются на доске и чётко проговариваются учителем во время диктовки. Слова с непонятным лексическим значением должны быть прокомментированы учителем до прочтения текста диктанта в целом. Постановка знаков препинания, выходящих за рамки учебной программы для начальных классов, предупреждается во время чтения текста.

Важно заранее подготовить рабочие места учеников: убрать со столов все ненужные предметы, оставив только необходимые для записи диктанта и выполнения грамматических заданий учебные принадлежности.

В начале урока учитель сообщает учащимся цель проведения контрольной работы.

Медленно и выразительно прочитывает весь текст, предлагаемый для диктанта.

Затем текст диктанта читается учителем по отдельным предложениям. Каждое предложение учитель диктует два раза подряд: первый раз для восприятия и понимания, а второй раз – для записи. Школьники должны приступать к записи предложения только по окончании его чтения учителем.

Одно из основных требований к диктующему – это достаточно громкий голос. Диктовать следует, стоя на одном месте, чтобы не заставлять учащихся каждый раз напрягать свой слух по-новому.

В процессе контрольного диктанта подсказки учителя исключаются, в том числе и при произношении слов.

Чтение должно быть медленным, но не настолько, чтобы терялась или разрывалась мысль, выраженная данным предложением. Необходимо обеспечить возможность всем учащимся успевать записывать диктуемый текст, для чего необходимо соблюдать ровный темп чтения.

Содержание грамматических заданий учитель записывает по вариантам на доске до начала урока. Перед выполнением грамматических заданий учитель прочитывает и комментирует все задания вариантов. Затем учащиеся самостоятельно, без помощи учителя выполняют грамматические задания независимо от их последовательности.

После выполнения грамматических заданий, если позволяет время, нужно дать учащимся возможность ещё раз проверить всю работу.

Со звонком с урока учитель собирает все работы учеников.

ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ РАЗБОР - вид языкового анализа; включает анализ слов, словосочетаний, предложений, текстов с целью обнаружения орфограмм, их объяснение, указание способа проверки и выполнение орфографического действия – проверки.

Виды орфографического разбора:

полный – разбору повергаются все орфограммы;

тематический, выборочный разбору подвергаются только определенные орфограммы.

Порядок орфографического разбора

Определение типа орфограммы (подведение ее под соответствующее правило).

Воспроизведение правила, которому подчиняется данная орфограмма.

Подбор проверочного слова (для проверяемых написаний) или установление, что орфограмма не проверяется, ее написание нужно запомнить.

ИЗЛОЖЕНИЕ – это письменный и устный вид работы, при котором учащиеся на основе образца строят свой собственный текст. Изложения – это пересказы прочитанного. В начальных классах – только обучающее.

Требования к изложению:

самостоятельность учащихся при изложении текста (образец не должен зазубриваться и полностью копироваться);

использование в тексте изложения лексики, оборотов речи, синтаксических конструкций, взятых из образца;

полнота передачи существенных моментов – соблюдение последовательности изложения, причинно-следственной зависимости, основных фактов.

Методика проведения изложения

Знакомство с текстом. Учитель читает текст, учащиеся внимательно слушают его, следят за сюжетной линией. Основные части текста учитель выделяет паузами. Излагаемый текст может быть прочитан не учителем, а самими учащимися.

Беседа, краткий разбор содержания по вопросам учителя. Ставится 3-4 вопроса по содержанию текста с целью определения, все ли правильно поняли, осознали прочитанное, установили причинно-следственные связи.

Повторное прочтение текста. Текст, предназначенный для изложения, прочитывается не более 2 раз, чтобы учащиеся не заучивали его наизусть.

Составление плана (можно совместить с беседой). Логическое и композиционное разделение текста, их озаглавливание. План изложения записывается на доске.

Орфографическая подготовка, словарно-лексическая работа. Анализ значений слов и их написания, наблюдение за использованием в тексте изобразительских средств языка, построение наиболее важных синтаксических конструкций. Запись на доске слов и словосочетаний, требующих особого внимания учащихся.

Предварительный пересказ фрагментов текста. Выделение опорных слов. На доске записываются опорные слова для каждого пункта плана.

Устный пересказ текста. Несколько учеников устно пересказывают текст по плану и опорным словам.

Анализ устного пересказа и его совершенствование. Коллективное исправление недостатков, уточнение отдельных моментов. При необходимости текст прочитывается еще раз.

Самостоятельное написания изложения. Оказание индивидуальной помощи.

Самопроверка и совершенствование текста учащимися. Аккуратно сделанные исправления учеников не учитываются при выставлении отметки.

Проверка изложения учителем.

12. Работа над ошибками (проводится на следующем уроке).

СОЧИНЕНИЕ как вид орфографического упражнения предусматривает самостоятельное построение текста, выражение собственных мыслей в письменной форме.

Работа над сочинением делится на 3 этапа:

Накопление материала: наблюдение, экскурсии, походы, прогулки, рассматривание картин, просмотр фильмов, спектаклей. Чтение художественной или иной литературы.

Отбор и систематизация материала в соответствии и темой и замыслом её раскрытия: беседы, обсуждение, выделение существенного, составление плана, отдельные записи, подготовка лексики и т.п.

Словесное, речевое оформление сочинения, т.е. составление самого текста, его запись, совершенствование, исправление ошибок самими учащимися, проверка.

Методика проведения урока написания сочинения

Беседа с целью упорядочения материала, если он накоплен заранее (в ходе наблюдений и др.), или его накопления (рассматривание картины). Необходимо активизировать всех учащихся, восстановить в памяти учащихся накопленный материал или обеспечить его получение.

Составление плана или его уточнение, если план был составлен заранее. В начальных рекомендуется простой план из 3-5 пунктов (без подпунктов). План сочинения должен быть записан на доске.

Речевая подготовка текста: составление отдельных словосочетаний, предложений или отдельных фрагментов текста по вопросам учителя. Лучшие варианты можно записать на доске в качестве опоры.

Устное составление, рассказывание и обсуждение вариантов текста предстоящего сочинения (при необходимости) – коллективное или индивидуальное (1-2 ученика). Учитель может в качестве образца предъявить своё сочинение.

Орфографическая подготовка к написанию трудных слов. Запись на доске и орфографический разбор отдельных слов. Особое внимание уделяется словам на изучаемое правило.

Самостоятельное письмо сочинения – основная часть урока. Самая продолжительная по времени (3 класс – 20-25 минут, 4 класс – 25-30 минут). Учитель наблюдает, оказывает индивидуальную помощь.

Самопроверка. Совершенствование написанного текста, исправление ошибок. Исправления не должны вести к снижению отметки за сочинения, наоборот, удачную замену слова, улучшение построения предложения следует поощрять. Учащиеся проверяют написание слов на изучаемое правило, устно осуществляют проверку всех орфограмм (можно подчеркнуть).

Проверка сочинений учителем.

Работа над ошибками (проводится на следующем уроке):

- зачитываются лучшие сочинения;

- коллективный анализ сочинений:

-коллективная работа над ошибками (орфографическими, пунктуационными, речевыми, логическими, содержательными и т.п.);

- индивидуальная работа над ошибками.

Требования к подбору материала.

Для наблюдений при объяснении грамматического или орфографического явления нужно отобрать наиболее простой, ясный и в то же время достаточный по своему количеству материал, чтобы учащийся мог сделать из наблюдений правильный вывод.

При отборе материала для упражнений в правописании на последующих этапах, наоборот, следует иметь в виду разные стороны языка и письма (изучается орфография – привлекаются словарные и синтаксические упражнения), а также непрерывное повторение уже изученного.

Нецелесообразно повторять один и тот же словарный, фразовый или текстовой материал на разных этапах работы. Нужно варьировать его, постепенно усложняя.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Доклад:

«Приемы работы по

предупреждению у учащихся

Учитель Сторожева Н.В.

Соколовская спецшкола - интернат для детей сирот

Одной из основных задач уроков русского языка является целенаправленная работа учителя по формированию навыков грамотного письма.

При организации и проведении систематической работы с учащимися по предупреждению орфографических ошибок, на каждом уроке можно использовать ряд приемов, которые помогают детям выполнять работу на более качественном уровне. Вот некоторые из них .

Проведение звукового (фонетического) анализа слова с последующим его проговариванием или доказательством слова по правилу;

Выписывать учителем на доске слов (словосочетаний), которые еще не изучались детьми или не изучались в данном классе

Использование таблиц, содержащих трудные случаи написания (пример: шел, сначала);

Проведение выборочного комментирования (перед записью слова учащихся должны прежде всего прокомментировать его написание в соответствии с правилом, которое изучалось на уроке).

Перечисленные приемы по предупреждению орфографических ошибок в равной степени используются учителем с целью закрепления программного материала.

Среди новых приемов хорошо известен прием выборочного комментирования. Эффективных приемов по предупреждению орфографических ошибок.

Остановлюсь на нем подробнее.

Наблюдения показывают, что не все учителя владеют этим приемом, нарушают последовательность его изложения, недостаточно глубоко определяют целевые установки, затрачивают на применение его много времени. (Например: на первом этапе для комментирования используют слишком сложные с точки зрения орфографии и структуры слова и предложения).

Основная цель этого приема заключается не только в предупреждении ошибок при письме, но и проверки учителем теоретических знаний учащихся, их интеллектуально- речевых умений.

Безусловно, реализовать сразу все цели без постепенной подготовки учащихся к выполнению этой работы практически невозможно. Нередко на этом этапе комментирования у детей возникают некоторые трудности, появляется усталость, а иногда даже пропадает желание продолжать работу. Все это не только снижает качество усвоения программного материала, но и зачастую приводит к появлению в работе учащихся орфографических ошибок.

Как же правильно организовать работу?

Чтобы лучше закрепить изученное правило, необходимо заранее разработать систему упражнений, включающих в себя задания для комментирования.

После того, как все учащиеся овладеют вниманием выделять (на слух) и проверять гласную в слове, требование к комментированию усложняется.

На втором этапе дети должны найти слово с проверяемой безударной гласной в словосочетании и прокомментировать написание.

Остальные слова учащиеся проговаривают по слогам в целях экономии времени для дальнейшего закрепления программного материала.

Упражнением, связанным с выделением из словосочетания слова на изучаемую орфограмму и его комментированием в общей системе тренировочных упражнений должно быть отведено достаточно времени, особенно с нашими учащимися. Образец такого комментирования (Высокая гора. Вы-со-ка-я гора, (ученик проговаривает слово по слогам) гора – безударная –о, проверочное слово – горы, напишу гора).

Следующий этап работы- выделение слова с проверяемой безударной гласной из предложения с последующим его комментарием. На первых порах работы с предложением не следует предлагать учащимся длинное предложение, там как его трудно запомнить.

Поэтому в целях развития памяти учащихся и их речи нужно постепенно увеличивать количество слов а предложении.

Эти этапы по выборочному комментированию остаются такими же и в старших классах.

Однако требования к работе несколько возрастают: используется более сложный словарный материал.

Если в предложении встречаются слова, правописание которых не изучалось в данном классе, и дети затрудняются в их написании, учитель использует один из вышеуказанных приемов и тем самым предупреждает ошибку.

Результативность этой работы на уроках русского языка будет в том случае, если учитель владеет методикой проведения комментирования (цель проведения, система упражнений, системность работы, дозировка во времени и т.д.)

Отсюда ошибки, обусловленные неполным различием детьми приставок и предлогов.

Недостаточно усваиваются склонения имен существительных, прилагательных, местоимений или числительных, что приводит к ошибкам в окончании слов.

Нередко можно наблюдать ошибки согласования в роде, числе, падеже.

Разнообразие ошибок указывает на те пробелы в речевом развитии, которые тормозят усвоение правил грамматики и правописания.

Основным методом обучения грамотному письму должны быть наблюдения, анализ живой речи. Следует научить детей рассуждать и объяснить то или иное явление языка, устанавливать сходство или различия между явлениями, делать выводы.

Многие слова по каждому предмету имеют трудную орфограмму, над которой в процессе изучения темы следует постоянно работать: записать в словаре, четко проговаривать, писать на доске при ответах.

Только при повседневной словарной работе учащиеся могут запомнить и правильно написать необходимые термины.

Эффективным в обучении русскому языку является применения различных видов диктанта: объяснительный, выборочный, творческий, картинно-зрительный, зрительно-слуховой и др.

Применение сигнальных карточек, дидактического материала, имеющего воспитательную направленность, речевые минутки, письмо по памяти – все это так же повышает эффективность работы по обучению грамотному письму

Многие учителя, упражнения типа списывание, относят к наиболее легким видам работ, полагая, что при его выполнении не

требуется от ученика напряжения сил, внимания. В результате списывание отдается на откуп самим учащимся, а этому виду работ надо обучать. Списывание способствует развитию орфографической зоркости, умения работать с текстом.

Учитывая недостатки в своей работе, используя опыт передовых учителей, можно добиться эффективности качества уроков по русскому языку.

Речевые ошибки: виды, причины, примеры

Речь мыслится нами как абстрактная категория, недоступная для непосредственного восприятия. А между тем это – важнейший показатель культуры человека, его интеллекта и мышления, способ познания сложных связей природы, вещей, общества и передачи этой информации путём коммуникации.

Что такое ошибки в языке? Зачем говорить грамотно?


Сто лет назад человек считался грамотным, если он умел писать и читать на родном языке. Сейчас грамотным называют того, кто не только читает и говорит, но и пишет в соответствии с правилами языка, которые нам дают филологи и система образования. В устаревшем смысле мы все грамотные. Но далеко не все из нас всегда правильно ставят знаки препинания или пишут трудные слова.

Виды речевых ошибок

Сначала разберёмся с тем, что такое речевые ошибки. Речевые ошибки – это любые случаи отклонения от действующих языковых норм. Без их знания человек может нормально жить, работать и настраивать коммуникацию с другими. Но вот эффективность совершаемых действий в определённых случаях может страдать. В связи с этим возникает риск быть недопонятым или понятым превратно. А в ситуациях, когда от этого зависит наш личный успех, подобное недопустимо.

Автором приведённой ниже классификации речевых ошибок является доктор филологических наук Ю. В. Фоменко. Его деление, по нашему мнению, наиболее простое, лишённое академической вычурности и, как следствие, понятное даже тем, кто не имеет специального образования.

Виды речевых ошибок:

типы ошибок

Примеры и причины возникновения речевых ошибок

Произносительные ошибки

Произносительные или орфоэпические ошибки возникают в результате нарушения правил орфоэпии. Другими словами, причина кроется в неправильном произношении звуков, звукосочетаний, отдельных грамматических конструкций и заимствованных слов. К ним также относятся акцентологические ошибки – нарушение норм ударения. Примеры:

Лексические ошибки

Лексические ошибки – нарушение правил лексики, прежде всего – употребление слов в несвойственных им значениях, искажение морфемной формы слов и правил смыслового согласования. Они бывают нескольких видов.

Употребление слова в несвойственном ему значении. Это самая распространённая лексическая речевая ошибка. В рамках этого типа выделяют три подтипа:

Словосочинительство. Примеры ошибок: грузинец, героичество, подпольцы, мотовщик.

Фразеологические ошибки

Фразеологические ошибки возникают, когда искажается форма фразеологизмов или они употребляются в несвойственном им значении. Ю. В. Фоменко выделяет 7 разновидностей:

Морфологические ошибки

Синтаксические ошибки

Синтаксические ошибки связаны с нарушением правил синтаксиса – конструирования предложений, правил сочетания слов. Их разновидностей очень много, поэтому приведём лишь некоторые примеры.

Орфографические ошибки

Пунктуационные ошибки

Пунктуационные ошибки – неправильное употребление знаков препинания при письме.

Стилистические ошибки

Этой теме мы посвятили отдельный материал.

Пути исправления и предупреждения речевых ошибок

Как предупредить речевые ошибки? Работа над своей речью должна включать:

  1. Чтение художественной литературы.
  2. Посещение театров, музеев, выставок.
  3. Общение с образованными людьми.
  4. Постоянная работа над совершенствованием культуры речи.

Источники

  • Беззубов А. Н. Введение в литературное редактирование. – Санкт-Петербург, 1997.
  • Савко И. Э. Основные речевые и грамматические ошибки
  • Фоменко Ю. В. Типы речевых ошибок. – Новосибирск: НГПУ, 1994.
  • Цейтлин С. Н. Речевые ошибки и их предупреждение. – М.: Просвещение, 1982.

Отзывы и комментарии

А теперь вы можете потренироваться и найти речевые ошибки в данной статье или поделиться другими известными вам примерами. Кроме того, обратите внимание на наш курс по развитию грамотности.

Читайте также: