Самбо в школе доклад

Обновлено: 02.07.2024

Статья посвящена изучению вляния занятий самбо на физическую подготовленность школьников. Известно, что содержание программы школьного физического воспитания не предусматривает занятия единоборствами. В ходе анализа физического воспитания школьников, в процессе педагогической практики в школе мы пришли к выводу, что внедрение самбо в учебный процесс сталкивается с некоторыми сложностями. Поэтому наилучшим вариантом привлечения учащихся к занятиям физической культурой средствами единоборств являются внеклассные занятия в секции СОШ. Нами был проведен педагогический эксперимент по выявлению эффективности самбо как средства физического воспитания. Практическая работа не ограничивалась только спортивными тренировками. В учебном процессе школьников организован тщательный подбор и использование элементов упражнений самбо с учетом их соответствия соревновательным упражнениям и преимущественной направленности воздействия. Анализ результатов тестов отражает высокую эффективность воздействия средств самбо на физическую подготовленность школьников. Все это позволяет утверждать целесообразность использования самбо как эффективного средства физического воспитания школьников 10-12 лет.


1. Бавыкин Е.А. Скоростно-силовая тренировка как фундамент специальной физической подготовки в комплексных единоборствах // Теория и практика физической культуры. – 2014. – № 2. – С. 20–22.

3. Кадочкин А.Н. Функциональная подготовленность и эффективность деятельности юных спортсменов, специализирующихся в единоборствах // Теория и практика физической культуры. - 2010. – № 12. – С. 95–97.

4. Кузнецов В. Координационные способности и основы их развития // Основы безопасности жизнедеятельности / В. Кузнецов, Г. Колодницкий. – 2003. – № 4. – С. 53–59.

5. Литвинов С.А. Построение занятий восточными единоборствами с использованием современных образовательных технологий // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2013. – № 4. – С. 19–24.

7. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. – М. : Академия, 2004. – 790 с.

Актуальность исследования. Единоборства в современной жизни очень быстро развиваются. Этому способствует уровень жизни, появление новых талантливых специалистов (тренеров, спортивных педагогов, инструкторов). Однако физическое воспитание современной школы не предусматривает в своей программе занятия единоборствами. Дети имеют возможность заниматься ими только в специально оборудованных залах, которых не так много.

Введение в процесс физического воспитания учащихся единоборств в программе дополнительного образования даёт возможность творчески использовать программу физической культуры в школе. Самбо – это комплекс физических упражнений, сочетающих общефизическую и специальную подготовку во взаимодействии с психологическими устоями, предполагающими реализацию через систему физической культуры высших ценностей, самосовершенствование как физическое, так и духовное [2]. В связи с этим необходимо отметить, что практика единоборств как физкультурно-оздоровительная система насчитывает достаточно много лет. Самбо доступно школьному возрасту без существенных ограничений.

В ходе анализа физического воспитания школьников, в процессе педагогической практики в школе мы пришли к выводу, что внедрение самбо в учебный процесс сталкивается с некоторыми сложностями. Поэтому наилучшим вариантом привлечения учащихся к занятиям физической культурой средствами единоборств являются практические занятия в секции СОШ, как дополнительные занятия.

Целью исследования явилось определение влияния занятий самбо на развитие физических качеств учащихся 10–12 лет, занимающихся в секции самбо и дзюдо в системе дополнительного образования.

Для решения поставленных задач исследования нами преимущественно использовался комплекс методов: теоретический анализ и обобщение литературных данных по данной проблеме, педагогический эксперимент - метод педагогического наблюдения; методы строго регламентированного упражнения (повторный метод, сложная двигательная функция); соревновательный метод; словесные методы (описание, объяснение, беседа, разбор, комментарии, замечания и т.д.); наглядные методы (непосредственная наглядность, опосредованная наглядность); статистический метод.

Чтобы развивать физические качества для? применения? в спортивной жизни школьников, необходимы все составля?ющие элементы, особенно взаимодействие учебной и тренировоч?ной дея?тельности [4].

Элементы самбо, как средство физического воспитания,? довольно широко применяются? в процессе обучения. При этом более эффективными в плане обучения? и тренировки спортсменов являются? те приёмы, которые обладают простотой и надёжностью в применении, целесообразны в работе, дают возможность дозировать нагрузки, соответствуют биомеханической структуре соревновательного упражнения [1].

Надо отметить, что в практику школьного спорта упражнения? самбо, как средство физического воспитания, первоначально входили лишь как самостоятельные занятия?, обеспечивающие дополнительную физическую нагрузку, и как специализированные приспособления? для? отработки тех или иных элементов техники. Затем появились программы, дающие возможность количественно и качественно оценить действия? спортсменов непосредственно в ходе упражнения?, с? обратной связью и срочной информацией, в которых программируется? одновременно несколько показателей жизнедеятельности спортсмена.

Следует учитывать, что в школе учатся дети с разными возможностями усвоения материала школьной программы и разного уровня физического развития. В связи с этим очень примечателен опыт работы одной из школ г. Чебоксары.

Так, кадетская школа № 14 г. Чебоксары Чувашской Республики обучается по программе подготовки кадетов полицейской направленности. В программу подготовки обучающихся в данном учебном заведении, помимо занятий по физической культуре, включаются обязательные занятия дополнительного образования по самбо.

Практическая работа не ограничивалась только спортивными тренировками. В учебном процессе школьников организован тщательный подбор и использование элементов упражнений самбо с учетом их соответствия соревновательным упражнениям и преимущественной направленности воздействия [5].

Из анализа работы данной школы можно сделать вывод, что рациональное применение средств самбо в физическом воспитании и системы тренировки во внеурочных формах физического воспитания детей школьного возраста даёт возможность:

– целенаправленно решать вопросы управления учебно-тренировочным процессом учащихся и более эффективно проводить обучение их технике спортивных упражнений;

– расширить круг средств и методов, применяемых в физической, технической, тактической, морально-волевой и теоретической подготовке учащихся;

– соблюдать принцип сопряжённости, т.е. соответствие специальных упражнений основным соревновательным движениям, благодаря чему не только развиваются физические качества, но и одновременно совершенствуется техническое мастерство;

– применять упражнения локального и регионального характера, способствующие укреплению относительно слабых звеньев мышечной системы детей школьного возраста;

– многократно повторять сложно-координационные упражнения в заданном режиме.

В педагогическом эксперименте участвовали мальчики 10-12 лет, из которых один класс из параллели был контрольным (15 человек), а оставшиеся – экспериментальными (15 мальчиков, занимающиеся по программе самбо).

Нормативы физической подготовленности для зачисления в группы начальной подготовки

Целесообразность использования самбо, как эффективного средства физического воспитания школьниках 10-12 лет.

ВложениеРазмер
Исследования. 51.12 КБ

Предварительный просмотр:

Актуальность исследования. Единоборства в современной жизни очень быстро развиваются. Этому способствует уровень жизни, появление новых талантливых специалистов (тренеров, спортивных педагогов, инструкторов). Однако физическое воспитание современной школы не предусматривает в своей программе занятия единоборствами. Дети имеют возможность заниматься ими только в специально оборудованных залах, которых не так много.

Введение в процесс физического воспитания учащихся единоборств в программе дополнительного образования даёт возможность творчески использовать программу физической культуры в школе. Самбо – это комплекс физических упражнений, сочетающих общефизическую и специальную подготовку во взаимодействии с психологическими устоями, предполагающими реализацию через систему физической культуры высших ценностей, самосовершенствование как физическое, так и духовное [2]. В связи с этим необходимо отметить, что практика единоборств как физкультурно-оздоровительная система насчитывает достаточно много лет. Самбо доступно школьному возрасту без существенных ограничений.

В ходе анализа физического воспитания школьников, в процессе педагогической практики в школе мы пришли к выводу, что внедрение самбо в учебный процесс сталкивается с некоторыми сложностями. Поэтому наилучшим вариантом привлечения учащихся к занятиям физической культурой средствами единоборств являются практические занятия в секции СОШ, как дополнительные занятия.

Целью исследования явилось определение влияния занятий самбо на развитие физических качеств учащихся 10–12 лет, занимающихся в секции самбо и дзюдо в системе дополнительного образования.

Для решения поставленных задач исследования нами преимущественно использовался комплекс методов: теоретический анализ и обобщение литературных данных по данной проблеме, педагогический эксперимент - метод педагогического наблюдения; методы строго регламентированного упражнения (повторный метод, сложная двигательная функция); соревновательный метод; словесные методы (описание, объяснение, беседа, разбор, комментарии, замечания и т.д.); наглядные методы (непосредственная наглядность, опосредованная наглядность); статистический метод.

Чтобы развивать физические качества для? применения? в спортивной жизни школьников, необходимы все составля?ющие элементы, особенно взаимодействие учебной и тренировоч?ной дея?тельности [4].

Элементы самбо, как средство физического воспитания,? довольно широко применяются? в процессе обучения. При этом более эффективными в плане обучения? и тренировки спортсменов являются? те приёмы, которые обладают простотой и надёжностью в применении, целесообразны в работе, дают возможность дозировать нагрузки, соответствуют биомеханической структуре соревновательного упражнения [1].

Надо отметить, что в практику школьного спорта упражнения? самбо, как средство физического воспитания, первоначально входили лишь как самостоятельные занятия?, обеспечивающие дополнительную физическую нагрузку, и как специализированные приспособления? для? отработки тех или иных элементов техники. Затем появились программы, дающие возможность количественно и качественно оценить действия? спортсменов непосредственно в ходе упражнения?, с? обратной связью и срочной информацией, в которых программируется? одновременно несколько показателей жизнедеятельности спортсмена.

Следует учитывать, что в школе учатся дети с разными возможностями усвоения материала школьной программы и разного уровня физического развития. В связи с этим очень примечателен опыт работы одной из школ г. Чебоксары.

Так, кадетская школа № 14 г. Чебоксары Чувашской Республики обучается по программе подготовки кадетов полицейской направленности. В программу подготовки обучающихся в данном учебном заведении, помимо занятий по физической культуре, включаются обязательные занятия дополнительного образования по самбо.

Практическая работа не ограничивалась только спортивными тренировками. В учебном процессе школьников организован тщательный подбор и использование элементов упражнений самбо с учетом их соответствия соревновательным упражнениям и преимущественной направленности воздействия [5].

Из анализа работы данной школы можно сделать вывод, что рациональное применение средств самбо в физическом воспитании и системы тренировки во внеурочных формах физического воспитания детей школьного возраста даёт возможность:

– целенаправленно решать вопросы управления учебно-тренировочным процессом учащихся и более эффективно проводить обучение их технике спортивных упражнений;

– расширить круг средств и методов, применяемых в физической, технической, тактической, морально-волевой и теоретической подготовке учащихся;

– соблюдать принцип сопряжённости, т.е. соответствие специальных упражнений основным соревновательным движениям, благодаря чему не только развиваются физические качества, но и одновременно совершенствуется техническое мастерство;

– применять упражнения локального и регионального характера, способствующие укреплению относительно слабых звеньев мышечной системы детей школьного возраста;

– многократно повторять сложно-координационные упражнения в заданном режиме.

В педагогическом эксперименте участвовали мальчики 10-12 лет, из которых один класс из параллели был контрольным (15 человек), а оставшиеся – экспериментальными (15 мальчиков, занимающиеся по программе самбо).

Нормативы физической подготовленности для зачисления в группы начальной подготовки

Самбо — отечественный вид борьбы, привлекающий мужчин, юношей и подростков к постижению искусства самообороны без оружия в сложных жизненных ситуациях.

Этот вид борьбы объединил элементы многих национальных видов борьбы. Как спортивное единоборство с двумя видами — спортивным и боевым — самбо существует с 1938 г.

Главная задача самбистов, вступивших в единоборство, — добиться чистой победы над противником, бросив его на спину, и остаться при этом стоять на ногах либо использовать болевые приемы, заставляющие противника признать себя побежденным.

Занимаясь самбо, юноша проходит всесторонние испытания своей воли, выдержки, трудолюбия, развивает настойчивость в достижении поставленных целей, самодисциплину, самоконтроль чувств и эмоций, становится зрелым и мужественным.

Высокие моральные и волевые качества самбиста должны сочетаться с отличными физическими качествами и двигательными способностями.

Разнообразие используемых в самбо технических приемов предъявляет высокие требования к психомоторной способности: необходимо быстро и точно координировать работу многих звеньев движения при выполнении подсечек, подножек, бросков, подхватов, зацепов, вертушек и других атакующих действий и контрприемов.

Правила борьбы распределяют спортсменов на весовые категории с учетом возраста. Наилегчайший вес у подростков — 29 кг, максимальный вес — более 71 кг (весовые категории различаются на 3 кг). У юношей младшего возраста минимальный вес — от 35 кг, а максимальный — свыше 77 кг. Для взрослых установлено 10 весовых категорий от 48 кг до 100 кг и более.

Время схваток ограничено с учетом возраста и составляет 4, 6 или 8 мин.

Результаты схваток оцениваются как чистая победа, перевес по баллам и перевес с минимальным преимуществом.

Действия чрезмерно азартных и агрессивных борцов регламентирует перечень запрещенных приемов, ведущим к травмам.

Школа спортивного самбо сочетает изучение технических приемов и освоение навыков самостраховки при падениях на спину, на бок и на живот, а также страховки партнера при проведении приемов. В арсенал технических приемов и специальных навыков входят:

1) захваты за руки, за ноги, за куртку, за пояс; удобный захват — залог успешного проведения молниеносных бросков;

2) передвижения, которые создают контролируемый контакт с опорой и выбор устойчивой позиции для проведения атакующих действий;

3) приемы борьбы в стойке, выводящие соперника из равновесия;

4) подсечки, подножки, зацепы — приемы борьбы ногами, которые нацелены на выигрыш очка и развитие атакующих комбинаций.

В борьбе лежа используются приемы удержания соперника в течение 20 или 10 сек., что оценивается соответственно 4 и 2 баллами.

Броски в самбо требуют акробатической ловкости и смелости и выполняются во всех направлениях: через бедро, через голову, через спину, через грудь.

Совершенствование техники, координации, механизмов управления движениями самбиста сочетается с тренировкой взрывных усилий, статической и динамической силы и скоростно-силовой выносливости.

Самбисты должны обладать высокой вестибулярной устойчивостью, уметь сохранять равновесие при неожиданных нарушениях контакта ног с опорой (ковром) во время бросков, рывков, толчков.

Экономия энергии, противодействие утомлению и поддержание концентрированных усилий достигаются умением своевременно расслаблять мышцы, освобождать свою нервную систему от чрезмерных напряжений, перераспределять усилия и внимание. Посредством специальной аутогенной психорегулирующей тренировки с самовнушением самбисты осваивают приемы кратковременной мышечной релаксации и восстановления равновесия нервных процессов.

Тот, кто выбирает борьбу средством своего физического развития, должен критически оценить свое телосложение, пропорции, вес, силовые качества. Например, длина рук влияет на качество бросков: борцы с более короткими конечностями проявляют большую относительную силу и более эффектно проводят броски.

Каждый молодой человек может выбрать себе вид борьбы, соответствующий совокупности присущих ему особенностей телосложения, психологических качеств, склонностей, моторных способностей. Освоив школу самбо как прикладного вида единоборств, он может попробовать свои силы в других видах борьбы.

Физическая подготовка самбиста, как и борцов других школ, требует использования упражнений из игровых видов спорта, атлетической гимнастики и легкой атлетики для полноценного и гармоничного развития всех функций организма.

Физическая культура и спорт представляет собой общественное явление, тесно связанное с экономикой, культурой, общественно-политическим строем, состоянием здравоохранения, воспитанием людей.

Несмотря на значительные успехи в спорте, статистика свидетельствует о том, что основная часть молодежи пассивно относится к занятиям физическим упражнениям.

Высокая образовательная, оздоровительная и воспитательная значимость спортивной борьбы (особенно борьбы “Самбо”) привела бы к ее включению в учебный план и в учебные программы практически во все учебные заведения России. В частности, раздел борьбы “ Самбо “ в общеобразовательные школы, начиная с третьего класса.

Самбо - национальный вид спорта и он является достоянием России. Чувство патриотизма воспитывается не на пустом месте, этот фактор обязательно должен присутствовать в наших начинаниях.

“У борьбы-самбо в России все еще впереди, этот замечательный вид спорта обретет достойный статус”. (Заслуженный тренер России В.Е.Погодин)

Данный проект направлен на изучение темы: “Уроки борьбы ( Самбо) в школьной программе”, по предмету “Физическая культура”. Школьникам предлагалось изучить такие составляющие здоровья, как влияние уроков борьбы “Самбо”, что такое вредные привычки и отказ от них, активный образ жизни.

“Мудрец стыдится своих недостатков,
но не стыдится исправлять их.”
Конфуций

Создание условий для формирования человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство является одной из актуальных проблем.

Проблема.

О здоровье школьников сегодня пишут много и по-разному. Как правило, большинство статей, посвященных проблеме ухудшения их здоровья.

Одним из решений этой проблемы является ответственное отношение к своему здоровью самих ребят и работников которые работают в области образования.

Актуализация проекта.

Реализация проекта осуществлялась на территории АНОО “Сосновоборская частная школа” и МБОУ ДО “ДЮСШ” г.Сосновый Бор и МОУ “Копорская школа” Ленинградской области в зале борьбы .

Возраст, на который рассчитан проект 9-17 лет.

“Кто постигает новое, лелея старое,
Тот может быть учителем.”
Восточная мудрость

1. По доминирующей в проекте деятельности –исследовательский.

2. По признаку - открытый координацией.

3. Характер контактов – внутренний.

4. Приняли участие – 13 человек.

5. Продолжительность – 3года.

Главная цель: показать эффективность уроков борьбы “Самбо” в школьной программе.

  • повышение уровня информированности учащихся школы о борьбе “Самбо”;
  • привлечение детей к урокам борьбы “Самбо”;
  • укрепление психического и физического здоровье детей через занятие борьбой;
  • формирование у учащихся положительной мотивации к здоровому образ жизни и отвлечение их от вредных привычек.
    изучить и проанализировать литературу, которая даст ответ на вопрос, как влияют уроки борьбы на здоровье школьников;
  • провести анализ данных исследований ;
  • описать мероприятия, для развития борьбы “Самбо” .

“Мы никогда не получим то,
чего мы хотим,
пока не будем благодарны за то,
что имеем.”
Омар Хайям

Борьба самбо – недорогой вид спорта, и каждая школа может проводить уроки по этой дисциплине вне зависимости от степени материальной обеспеченности. А учителя по физической культуре имеют возможность проводить в залах борьбы, уроки по гимнастике, игры на ковре и эстафеты.

Учителя только открываю двери
Дальше Вы идете сами.
Китайская мудрость.

Уроки по борьбе “Самбо” можно проводить в приспособленных залах борьбы (рис. А), в школьных спортивных залах (рис. Б) а также в спортивных залах для борьбы дзюдо (рис. В, Г).

“Не бойся, что не знаешь
- бойся, что не учишься.”
Конфуций.

Научный поиск в решении данного вопроса являлся решающим. Причем ценность научного подхода состоял в способности заглянуть в перспективу.

В начале проекта учащимся предлагается ответить на вопросы анкет:

а) какие виды спорта на их взгляд входили бы в школьную программу по физической культуре;

б) отношение школьников к вредным привычкам. И как в дальнейшем изменялось их мнение.

Количество учащихся: мальчиков 9; девочек 4. Всего 13 человек.

Также использовался метод контрольных испытаний, что давал определить уровень развития физических качеств.

Уровень физических качеств при занятиях борьбы “Самбо” .

Челночный бег 3х10м.

ловкость из 100% :

  • сдали 45%; время 9.3 (м) секунд и ниже;
  • сдали 25%; время 10.0 (д), секунд и ниже.
  • сдали 75%; время 9.3 (м), секунд и ниже;
  • сдали 50%; время 10.0 (д), секунд и ниже.
  • сдали 78%. время 9.0(м), секунд и ниже ;
  • сдали 75%. время 9.9(д), секунд и ниже .

Бег 30м.

быстрота – из 100%:

  • сдали 56%; время 6.0 (м) секунд и ниже ;
  • сдали 50%; время 6.3 (д), секунд и ниже.
  • сдали 67%; время 5.9 (м), секунд и ниже;
  • сдали 50%; время 6.2 (д), секунд и ниже.

Подтягивание на в/перекладине(м); на н/перекладине(д).

силы из 100%;

  • сдали 34%; количество раз 1 (м);
  • сдали 25%; количество раз 10 (д).
  • сдали 34%; количество раз 2 (м);
  • сдали 67%; количество раз 11 (д);
  • сдали 78%; количество раз 2 (м);
  • сдали 75%; количество раз 11 (д);

Кросс 1000метров.

выносливость из 100%.

  • сдали 34%. время 5.15(м), минут и ниже ;
  • сдали 25%. время 5.30(д), минут и ниже.
  • сдали 78%. Время 4.50(м), минут и ниже ;
  • сдали 75%. время 5.15(д), минут и ниже.
  • сдали 87%. время 5.00(м), минут и ниже ;
  • сдали 75%. время 5.10(д), минут и ниже .

10 кувырков на время

гибкость из 100%.

  • сдали 67 %; время 18 секунд (м) и ниже ;
  • сдали 75 %; время 18 секунд (д) и ниже.
  • сдали 87 %; время 16 секунд (м) и ниже;
  • сдали 75 %; время 16 секунд (д) и ниже.
  • сдали 100 %; время 14 секунд (м) и ниже ;
  • сдали 100 %; время 14 секунд (д) и ниже

Уровень весоростового показателя за один учебный год в классе:

  • у школьников вес вырос в среднем от 1,5-3 кг,
  • рост от 2-3.5 см;
  • у школьников вес вырос в среднем от 2-3,5 кг,
  • рост от 2.5-4 см;
  • у школьников вес вырос в среднем от 2,5-4 кг,
  • рост от 3.5-6 см.

Это дает нам почву для размышления о пользе спортивной борьбы на уроках по физической культуре

РАЗНООБРАЗИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
для развития уроков борьбы “САМБО”

1. Утренняя зарядка.

ПУЛЬСОМЕТРИЯ

Время измерения Пульс за 10 с. Пульс за 1 мин. Упражнения до и после, которых подсчитывается пульс
1 0 12 72 В покое до начала тренировки
2 2мин 40сек 25 150 После бега – 150 м
3 4мин 30сек 15 90 После разновидностей ходьбы
4 6мин 30сек 20 120 После разновидностей беговых упражнений
5 9мин 30 сек 23 138 После прыжковых упражнений
6 14 мин 30 сек 25 150 После разновидностей передвижения
7 16 мин 50 сек 24 144 После упражнений стоя
8 27 мин 00 сек 25 150 После упражнений сидя
9 36 мин 10 сек 24 144 После упражнений лежа
10 45 мин 30 сек 25 150 После специальных упражнений борца
11 47 мин 00 сек 28 168 После прыжков со скакалкой (200)
12 48 мин 30 сек 21 126 После сгибания и разгибания рук (4*10)
13 49 мин 40 сек 22 132 После поднимания туловища из положения “лежа” на спине (5*10)
14 50 мин 00 сек 19 114 После отдыха (20 сек)
15 52 мин 00 сек 21 126 Приседания руки за головой (5*10)
16 54 мин 00 сек 17 102 После упражнений на дыхание
17 55 мин 00 сек 12 72 После отдыха (60 сек)

2. Урок по борьбе “Самбо”.

3. Летний оздоровительный - школьный лагерь.

Примерная учебная документация секции борьбы самбо в школьном оздоровительном лагере.

месяц Понедельн. вторник среда четверг пятница суббота Воскрес.
июнь 10.30-12.00 10.30-12.00 10.30-12.00

2.Примерный план-график расчета учебных часов на июнь-месяц

а) бросок через спину

а) спортивные игры;

б) кроссовая подготовка или плавание;

4. Тренировочные занятия.

Человек который смог сдвинуть гору,
|начинал с того, что перетаскивал с
место на место мелкие камушки.”
Конфуций

5. Соревнования.

“Человек способен сделать путь великим,
но великим человека делает путь.”
Конфуций

1. Включение в уроки физической культуры элементы борьбы “Самбо” оказывает позитивное влияние на динамику развития школьников, уверенность в свои силы и что такое вредные привычки.

2. Оптимальный возрастной период 9-13 лет и физические возможности позволяют школьникам заниматься борьбой “Самбо” на уроках по физической культуре.

Эта работа не является догмой. Над ней надо очень много работать.

Путем координации совместных усилий мы можем решить эту проблему.

“Жизнь пронесется, как одно мгновенье, ее цени, в ней черпай наслажденье.
Как проведешь ее – так и пройдет, не забывай: она – твое творенье.”
Омар Хайям

Ключевые слова: урок по физической культуры, физические качества.

Читайте также: