Пластика в жизни и на сцене доклад

Обновлено: 02.07.2024

Пластическая подготовленность начинается с манеры держаться на сцене. Зритель никогда не простит артисту неполноценную в художественном отношении игру, которая выражается прежде всего в неумении стоять и ходить по сцене. Дилетантизм – это неестественность поведения на сцене, при котором видна нецелесообразность тех или иных движений артиста. Старые русские провинциальные актеры умели достойно и пластично играть даже тогда, когда мастерства в изображении чувств и характеров им не хватало.

Таиров часто строил свои спектакли-стилизации на чередовании и столкновении слова и пластики. Зрелище в большой степени держалось за счет двух основных элементов телесного выражения – позы и жеста.

Поза и жест дают огромные возможности создателю зрелища. Хороший театр нередко преподносит суть людей и характеров в стилизационных формах. Почему у народов, стоящих на примитивных ступенях цивилизации, культура театра так высока. Потому что в пластическом отношении этот театр никогда не бывает плох. Жизнь здесь передается через движение и музыку. Этот театр сродни танцу, в котором свободная игра тел заменяет слово.

Помнится, в нашу страну приезжал театр одной из африканских стран. Спектакль являл собой смесь нежных любовных сцен и кровавых сражений. В лирических сценах поза и жест были благородными и сдержанными. Особенно прекрасна была статуарность некоторых мизансцен – прием неожиданного застывания в позе. В чарующей сцене клятвенного объяснения влюбленных Она медленно опускается на колени, руки висят, голова поникла, затем Она кладет себя у Его ног и лбом прикасается к растопыренным пальцам его рук. Это поза артистами фиксируется (то есть на какой-то миг персонажи каменеют). Затем – целая серия абстрактных, необъяснимых жестов, которые делают понятным одно – влюбленные стали близки. Однако при этом они друг до друга не дотронулись. Прикосновение лба и руки было единственным их прикосновением.

В сценах сражений пластические решения были драматургически выражены во все нарастающей ритмической подвижности групп. Пестрая смена маршировок и поединков, стремительный темп сложнейшей акробатической игры – тела перебрасывались друг через друга в бесконечных сальто-мортале, актеры прыгали в бешеных ритмах, моментальные перестроения, фронтальные, диагональные, рубленые, превращают сражение в огромную оргию движущихся тел, конечностей, оружия. Все это исполняется с неслыханным темпераментом, баснословно ритмично и точно под музыку. В финале все застывают. Потом вдруг падают наземь – все! – и победители и побежденные. А может быть, это уже актеры показывают, что они утомлены такой игрой. Но это не конец. Упав, они все начинают агонизировать, публично умирать. Вернее, они показывают агонию, страдают от своей массовой смерти. Но вдруг снова оживают, снова вскакивают, снова пляшут с тем же исключительным накалом страстей, пока в момент кульминации не образуют пирамиду человеческих тел.

Это так называемая точка сцены, самый сильный зрелищный акцент в движении, концовочный ударный эффект, необходимый для аплодисментов. Попутно заметим, что точка – подобный последнему аккорду, требующий особого режиссерского внимания, зрелищный элемент.

Конечно, приемы статуарности, застывания, фиксации не обязательно применять в чисто пластических сценах или пантомимах. С большой пользой для искусства они оказываются примененными в драме, в том числе сугубо психологической, где стилизация имеет другой, менее явный смысл.

Артист балета не играет на сцене, а изображает игру. Балет – искусство условно-реалистическое, движение в нем соединено с музыкой, а сюжет существует в этой музыке пунктирно, неопределенно, хотя угадать его вполне можно. Мим играет не только вещи и персонажи, но и слух, и вкус… Вот он показывает тишину, а вот он сам и молния, и гром… Вот он ест кислый лимон, а вот объедается тортом…

Каждое движение имеет значение. Иногда жест является вспомогательным, он подчеркивает создавшуюся эмоцию – есть жесты страха, удивления, гнева, сладострастия, внимания, гордости, боли и т. д. и т. п. А есть жесты обыденные, означающие действия – борьбу с ветром, поездку в автомобиле, чтение книги и др.

Характер жеста должен быть установлен до начала пантомимической игры. Он бывает комическим или трагическим. Разница между ними простая: комический жест – быстрый, аритмичный, как бы случайный; трагический жест – плавный, замедленный, единственно возможный.

Большое значение имеет так называемая концентрация взгляда. Публика верит в то, что видит артист. Если артист концентрирует свой взгляд в определенном направлении, то и зритель будет ожидать действия из этого направления. У артиста драмы может быть отсутствующий взгляд. Артист-мим смотрит всегда заинтересованно: его взгляд многозначен и целенаправлен.

Сделаем несколько пантомимических этюдов и попутно выясним, из чего конкретно могут состоять наши действия. Итак:

Как нюхают цветы.

Как нюхают духи.

Установим отличия наших действий в каждом из этих этюдов. Далее изобразим:

Как пьют молоко.

Как пьют ледяную воду.

Как пьют кипяток.

Как пьют коньяк.

Как пьют лекарство.

Как пьют (случайно) уксус.

В этих этюдах мы проверим свою фантазию и заставим себя искать каждый раз другую пластику, ибо только через нее мы сможем передать зрителю название нашего напитка.

В нашей обыденной жизни то и дело возникает огромное количество проблем, мы только перестали их замечать и делаем почти все уже автоматически.

Не лезут перчатки.

Не сходится пояс.

Все это, изображенное нами даже с достаточной точностью, не будет театром, так как не имеет сюжета, не несет драмы, не создает образ-обобщение. Но вот мы дополним те же действия атмосферой. Смотрите…

Перчатки не лезут на руки начальника в присутствии мелкого служащего.

Пояс не сходится в присутствии любимой женщины.

Пуговица оторвалась на банкете и упала в тарелку.

Этюды сразу приобрели драматургию, в них появилось нечто, позволяющее творить не только само действие, но и характер изображаемого персонажа.

Ярким выражением пластической формы бывают поза подчинения и поза угрозы.

В позе подчинения – олень кладет голову на круп самки, и это движение фрагментированно передает брачный ритуал.

Человек сумел в театре художественно осмыслить позу и жест. Ярче всего это проявилось в жанре пантомимы, но это особый вид искусства, о котором надо и говорить особо.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Малый трактат о пластике

Малый трактат о пластике В последнее время все чаще и чаще можно слышать, что актеры утеряли культуру слова. Это, конечно, верно. И оттого, может быть, утеряно еще более ценное — искусство трагедии…Театр — искусство не для слепых. Актерское искусство не только слышимое, но

Жест[108]

Жест[108] Нет, мне вовсе не нужен язык, Мне для речи достаточно рук, Выражать я руками привык И смятенье, и гнев, и испуг. Там в лесу меня всякий поймет Речь, как птица, сидит на руке Взмах ладони и смелый полет — Лгать нельзя на таком языке. Этот жест — первобытный

Малый трактат о пластике

Малый трактат о пластике В последнее время все чаще и чаще можно слышать, что актеры утеряли культуру слова. Это, конечно, верно. И оттого, может быть, утеряно еще более ценное – искусство трагедии.Но театр – искусство не для слепых. Актерское искусство не только слышимое,

7 ЖЕСТ ГОСПОЖИ К.

7 ЖЕСТ ГОСПОЖИ К. Ранней весной 1942 года облавы, уже вошедшие в систему, вдруг прекратились. Если бы это случилось на два года раньше, люди могли бы почувствовать облегчение, порадоваться, вновь обрести надежду, что жизнь станет легче. Но после двух с половиной лет

Глава 23 НЕУДАЧНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ И БЛАГОРОДНЫЙ ЖЕСТ

Глава 23 НЕУДАЧНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ И БЛАГОРОДНЫЙ ЖЕСТ Паганини – это пылкая душа, на службе у которой скрипка. Э. Гийом, 1839 Паганини весьма заботила одна проблема, которая уже несколько лет не давала ему покоя, – следовало оформить усыновление Акилле. Трудности, возникшие при

Прощальный жест

Прощальный жест …Полковник Бертон Эндрюс, который уже целый год, с октября 1945-го, выполнял функции коменданта Нюрнбергского дворца правосудия, был настроен ни в коем случае не допустить, чтобы кто-нибудь из приговоренных военных преступников, которых он опекал, ушел от

Два артиста

Два артиста Бывают люди в искусстве и в науке, которые действуют, заботясь о том, чтобы их талант послужил им на пользу во внешнем смысле этого слова, то есть заботясь о карьере, о признании, о положении. Но есть и другие — думающие только о том, чтобы их действия приносили

Букет артиста

Букет артиста Когда человеком овладевает большая мечта, наполняя все его существо едким жаром невыполнимых желаний, трудной и горькой становится его жизнь.Людмила, тощая, глазастая девочка с жидкими каштановыми косичками, возмечтала, что она, когда вырастет, станет

Феномен артиста

Феномен артиста О Николае Крючкове написаны книги и сотни статей, очерков, рецензий, заметок, рассыпанных по журналам, альманахам, газетам и другим периодическим изданиям. Их авторами были не только театральные критики и журналисты, но и простые зрители, которые выражали

ЧЕТВЕРТЫЙ ЭТАП. КАЖДОЕ ДВИЖЕНИЕ, ПОЛОЖЕНИЕ, ПОЗА ДОЛЖНЫ БЫТЬ ОПРАВДАНЫ, ЦЕЛЕСООБРАЗНЫ, ПРОДУКТИВНЫ

ЧЕТВЕРТЫЙ ЭТАП. КАЖДОЕ ДВИЖЕНИЕ, ПОЛОЖЕНИЕ, ПОЗА ДОЛЖНЫ БЫТЬ ОПРАВДАНЫ, ЦЕЛЕСООБРАЗНЫ, ПРОДУКТИВНЫ К. С. Станиславский говорил, что на сцене при каждой принимаемой позе или положении тела существуют три момента:1. Излишнее напряжение, неизбежное при каждой новой позе и

Поза грою

Судьба артиста


Зачем актерам на курсах сценического мастерства преподают сцендвижение? Вопрос этот настолько же сложен, насколько и прост. Но подробнее рассмотреть его будет нелишним, если Вы твердо настроены на то, чтобы блистать своим талантом с театральных подмостков и покорять актерским мастерством восхищенно-удивленную публику.

Пластика актера может пригодиться ему не только тогда, когда он является участником, предположим, танцевального мюзикла, который сам по себе предполагает наличие хореографических номеров, в которых без специальных навыков никак не обойтись… Как правильно двигаться на сцене должен знать даже тот актер, который занимается просто выразительной декламацией со сцены. Для чего? Давайте разберем по пунктам.

Свободное движение – борьба с комплексами

Умение справляться со своим телом, которое преподают мастера на курсах сценического движения, не только сможет придать легкость Вашей походке и изящество движениям, а и избавит от комплексов. Ведь физически свободный человек, наверняка более легко чувствует себя и с психологической точки зрения. Таким образом, даже читая лекции, но при этом, умея хорошо двигаться, Вы освободитесь от внутреннего зажима и сможете легче общаться с аудиторией.

Непосредственное назначение

Особенно хорошая подготовка в плане сценического движения важна для актера детского театра, где большинство постановок основаны как раз на том, чтобы актер умел хорошо и эффектно двигаться, был выносливым и пластичным, и, тем самым, нравился маленькому, но очень требовательному зрителю!

Одним словом, необходимость хорошей пластической формы для актера любого жанра – очевидна и понятна. Поэтому, будущие звезды сцены, не пренебрегайте полезными занятиями, которые сделают вашу физическую подготовку более профессиональной и дадут шанс, с гораздо большим успехом, выступать во всевозможных постановках самого различного жанрового направления!

В современном театре существует колоссальное разнообразие различных жанров. Драматический, музыкальный, пластический, эстрадная клоунада, пантомима и много всего другого. Но каждый этот жанр сопряжён с несколькими едиными вещами: с режиссёром, с актёром, с действием. Но также в каждом этом виде существует и пластика. Она тоже объединяет театральные жанры в одно явление.

Зримое всегда будет более интересно, более познавательно, более эмоциональнее и ярче. Театр существует в пространстве и времени, так что лишать его такой важной составляющей никак нельзя, иначе он теряет свою зрелищность, а вместе с нею сущность.

Современные театральные поиски, такие как театр художника Дмитрия Крымова, где действия практически нет, и пластику заменяют на рисунок, на изображение, не являются театром как таковым.

Информация зрителем усваивается на семьдесят процентов через зрение. А доказательства того, что пробуждение эмоций, переживаний и всего внутреннего мира проще и точнее сделать через внешние проявления, говорят о необходимости работы актёра над своей пластикой. Он должен не только заниматься физическим состоянием своим и учиться технике, хотя это необычайно важно, но и духовно развиваться, чтобы тела выражало истину актёра, его собственную сущность.

Не стоит также забывать, что мы иногда бываем свидетелями того, как, работая над пластическим решением и воплощением роли или мизансцены, одни актеры довольно быстро ориентируются в конкретных сценических условиях, а другие тратят на это значительно больше времени и ждут показа режиссера по каждой отдельной детали, каждому отдельному движению.

Понятно, что в первом случае процесс овладения ролью, процесс пластического воплощения произойдет быстрее, чем во втором. В этом случае актер, понявший поставленную перед ним задачу пластического решения образа, замысел роли, сам сумел творчески пристроиться к ее сценическому воплощению (движение, пространство). Есть актеры, настолько владеющие даром воображения, ориентировки и пристройки, что они сами в состоянии предложить различные варианты мизансцены, различный пластический рисунок роли. Появляется возможность отбора наиболее выразительного решения, происходит творческий контакт между студентом и преподавателем или между актером и режиссером. Основа этого плодотворного контакта -- в самостоятельности актера, его способности быстро ориентироваться в конкретных сценических условиях.

Заниматься тренажом также необходимо. Тренинг помогает наладить свой актёрский аппарат таким образом, чтобы он становился отзывчивым на эмоции, на задачи, ведь каждое происходящее событие должно вызывать пластический отклик.

Актёр в современном театре должен понимать ещё и то, что повышенная конкуренция требует наивысшей квалификации и наиболее развитых способностей, чтобы он смог быть уверен в том, что найдёт себе место работы и будет продуктивно сотрудничать с театром.

В заключение считаю необходимым обратить особое внимание на овладение актером и режиссером своим ремеслом, без этого не может быть полноценного художника. Эта истина давно всем известна, особенно артистам цирка, балета, вокалистам и музыкантам. Однако некоторые драматические актеры, меняя костюмы, переходят из роли в роль, из спектакля в спектакль с привычными для них движениями, ритмами, жестикуляцией, не стремясь к созданию яркого образа. Естественно, что подобное пренебрежение основами профессии может привести к значительному снижению актерского мастерства.

Пластический рисунок роли не может быть ограничен он других элементов системы Станиславского и всей остальной структуры актёрского мастерства.

Без овладения актером и режиссером своим ремеслом, своей техникой путь к творчеству закрыт. Анатоль Франс считал, что у искусства есть два самых опасных врага: ремесленник, не озаренный талантом, и талант, не владеющий ремеслом. Думаю, что эта мысль и по сей день не утратила своего значения

Приложения

Список литературы

Пластическое воображение режиссера - наиболее индивидуальная черта его творческой личности. Эта черта просматривается и в общей композиционно-динамической структуре спектакля, и в пластической обрисовке персонажей, а в конечном счете - в мизансценическом языке, этом наиболее наглядном проявлении творческого почерка режиссера. Только благодаря особенностям пластического воображения могут быть так разительно непохожими друг на друга по стилю даже режиссеры-сверстники, прошедшие в одно и то же время школу одного и того же мастера.

Поэтому мало сказать, что в пластической композиции спектакля проявляется стиль режиссера, и неверно сказать, что этим проявлением исчерпывается представление об авторском стиле режиссера. Вернее будет сказать, что пластический стиль спектакля - это один из признаков его художественной формы, по которому можно судить о стиле его автора - режиссера-постановщика спектакля.

Нужно отметить, что в пластическом рисунке спектакля действуют все композиционные законы, открытые разными видами искусств: ведь сценическое искусство существует и в пространственном измерении (как живопись, скульптура, архитектура), и во временном (как литература, поэзия, музыка). В композиции спектакля действуют законы контраста, повтора и вариации, а в его пластической композиции они реализуются в пластических формах, т. е. в формах действия, художественно организованного во времени и пространстве.

Таким образом, представляется бесспорным, что в искусстве режиссуры действуют законы композиции, общие для всех искусств. Но есть и такие композиционные приемы, которые представляются чисто режиссерскими.

Конечно, чем тщательнее выстроена пластическая композиция спектакля, чем точнее выверены рисунки ролей, тем менее они подвержены разрушениям. Бывают спектакли, где идеально точный и ясный рисунок основных сцен позволяет зрителю не сбиться с толку и не обращать внимания на утратившие смысл эпизоды, а бывает и наоборот. Человека, избравшего своей профессией режиссуру, ждет много забот и огорчений; но одна забота поселяется в его душе на премьере первой постановки и остается там навсегда - забота о том, как создать произведение и сохранить ему долгую и яркую жизнь.

2. Горчаков Н. Режиссерские уроки К.С.Станиславского. - М., Искусство, 1952.

3. Гончаров А. Поиски выразительности в спектакле. - М., Искусство, 1964.

4. Горчаков, Н.М. Режиссерские уроки К.С. Станиславского М.: Искусство, 1950.

5. Выготский Л.С. Психология искусства. - М., Искусство, 1986.

6. Дж.Гасснер. Форма и идея в современном театре. - М., Художественная литература, 1959.

8. Кристи Г.В. Воспитание актера школы Станиславского М.: Искусство, 1968.

9. Кнебель, М.О. О действенном анализе пьесы и роли // Учеб. пособие для театральных вузов. - 3 изд. / М.О. Кнебель. - М.: Искусство, 1982.

10. Михоэлс С.М. Статьи. Беседы. Речи. - М., Искусство, 1960.

11. Попов А.Д. Художественная целостность спектакля. - М., ВТО, 1959.

13. Сахновский В.Г. Режиссура и методика ее преподавания. - М.-Л., 1939.

14. Сахновский В.Г. Работа режиссера. - М.-Л., Искусство, 1937.

15. Сб. У истоков режиссуры. - Л., изд. ЛГИТМиК, 1976.

16. Станиславский К.С. Статьи, речи, беседы, письма. - М., Искусство, 1953.

17. Товстоногов Г. А. О профессии режиссера. - М., ВТО, 1964.

18. Товстоногов, Г.А. Зеркало сцены // О профессии режиссера, т. 1 / Г.А. Товстоногов. - Л.: Искусство, 1980.

19. Товстоногов, Г.А. Зеркало сцены // Статьи. Записи репетиций, т. 2 / Г.А. Товстоногов. - Л.: Искусство, 1984.

20. Топорков, В.О. Станиславский на репетиции / В.О. Топорков. - М.: Искусство, 1949.

21. Станиславский К.С. Собр. соч. - М, Искусство, 1959.

22. Эйзенштейн С. Избр. произв. - М, Искусство, 1966.

Обряды и обрядовый фольклор: составляли словесно-музыкальные, дра­матические, игровые, хореографические жанры, которые.

"Драматическое искусство объединяет слова, зрительные элементы, язык тела, а также часто - музыку. Экспрессия через искусство - драму, музыку, танец, визуальное искусство, литературу - представляет собой высококвалифицированную интеграцию тела, мышления и эмоций. Артистическое самовыражение имеет огромное значение для личностного развития и осознания".

Карла Ханнафорд, доктор нейрофизиологии. [7, стр.97]

Каждая профессия предполагает определенный минимум знаний, навыков и умений, без которых нельзя считаться специалистом в избранной области. О том, что актеру нужен талант, - не может быть двух мнений. Но разве талантливые люди не затрачивают много лет упорного труда на овладение техникой своего искусства? Даже при наличии таланта, а тем более способностей, нужна театральная школа. Без изучения техники своего искусства нельзя быть не только художником, но и ремесленником.

Заслуга создания русской школы актерского мастерства принадлежит К.С.Станиславскому. Цель его системы - помочь актеру воплотить на сцене "жизнь человеческого духа" роли через живые, художественно правдивые образы. Артистическая техника направлена на развитие и совершенствование психической и физической природы артиста. Только когда она доведена до степени совершенства, природа артиста непроизвольно втягивается в процесс творчества.

Все многообразие духовной жизни человека выявляется в движении его мышц. В них воплощаются действия и поступки, а работа мышц дыхательного и голосового аппарата образует речь. Именно через мышечную экспрессию проявляется восприятие, оценка и понимание жизненных ситуаций. Если мышцы недостаточно развиты, малоподвижны, то до зрителя не дойдут тонкости переживаний актера. А излишнее мышечное напряжение влечет за собой психическое торможение, которое приводит к мышечному зажиму. Поэтому трудно переоценить значение культуры тела актера, важность его физической, пластической и ритмической тренировки. "Зависимость телесной жизни особенно важна. Необходимо заботится не только о внутреннем аппарате, создающем процесс переживания, но и о телесном, верно передающем результаты творческой работы чувства - его внешнюю форму воплощения",- утверждал К.С.Станиславский. [8, стр.374]

"В здоровом теле - здоровый дух" - под таким девизом воспитывалось мое поколение. А нынешние дети сидят за компьютером, за играми в телефоне, за фильмами в айпаде, за выполнением домашних заданий. А экология? А пища? В результате подрывается физическое и психическое здоровье ребенка, возникает серьезная дисгармония. Тело, отсеченное от разума и эмоций, становится врагом человека. Это приводит к неврозам, стрессам. Необходимо гармоничное развитие ребенка, чтобы не потерялось ощущение собственной личности, ее единства с окружающим миром.

Мое особое отношение к роли движения сформировалось благодаря чудесным изменениям, произошедшим на моих глазах с детьми начальной школы, обучающимися в театральной студии "Истоки" ЦО №1619 им. М.И.Цветаевой. По всеобщему мнению они были "неспособны к учению" и попали в класс коррекции. Стресс - главная причина отставания у детей с диагнозом "гиперактивность, дефицит внимания" вредит в деле воспитания и образования детей. Я обнаружила, что они легче учатся, если занятия начинаются с физзарядки или ритмопластики.

Моя любовь к движению укрепилась после того, как я на себе почувствовала эффект движения в работе с детьми (перед занятиями я обязательно разминала все тело): появилась подвижность в мышлении, легкость в общении, в разнообразии эмоций. Тело стало выступать посредником в моем познании жизни, поскольку оно собирает все ощущения, сообщающие нам о мире и о нас. Итак, гармонизация системы "тело - эмоции - интеллект" - важнейшая задача в обеспечении эффективности общения и воспитания подрастающего поколения. И в этом нам поможет ТЕАТР. А вернее, обучение детей в театральной студии.

Наши занятия начинаются с физической разминки, разогрева всего тела. Потом следует артикуляционная гимнастика, необходимая для подвижности языка, губ, челюстей. Далее следует вокальная разминка, приводящая в готовность дыхательный и голосовой аппарат.

Особое внимание придается индивидуальной работе над пластикой ребенка. Этот предмет мы называем "культурой тела". Идеальных сложений нет. Тело надо развивать и совершенствовать. Балетный станок отлично выправляет руки, ноги, выравнивает позвоночник. Танец создает плавность в движениях, широту, кантилену в жесте. Он развертывает движение, придает телу линию, форму, устремление, полет, разнообразие. Танцевальные экзерсисы шлифуют движения, придают им законченность, округлость, музыкальность. Язык танца построен на условных с точки зрения бытовой достоверности движениях тела, приобретающих эмоциональную выразительность благодаря ритмико - интонационному строю. Именно "интонированность" делает танец носителем эмоционально - поэтической информации. "Граница между образным и техническим движением танцора определяется наличием или отсутствием пластических интонаций, выражающих эмоциональные процессы духовной жизни человека". [10, стр.305] Признавая достоинства балетной тренировки, надо опасаться условностей балетной пластики, иллюстративности жеста, которые противопоказаны актеру драмы, так как исчезает естественная пластичность тела. Из этого следует, что для воспитания актера пригодна лишь та балетная тренировка, которая вырабатывает естественную выразительность жеста, телодвижения, рассматривая их как средство воплощения переживания, а не как самоцель. Естественная красота движения определяется, прежде всего, его целесообразностью.

Что такое пластика? Это мудрое движение на сцене, гармония движения и сознания. Она не только тренирует тело, но обращается к интеллекту человека, к его эмоциям. Не всякое движение на сцене становится знаком, выражающим состояние души и мысли персонажа, а лишь то, которое осознанно выстроено в процессе репетиций и освоено как необходимое действие. "От микрожеста до жеста всем телом - вот путь, который нужно проделать актеру, чтобы выйти за границы чисто внешнего ощущения движения и почувствовать свое тело как материю, наполненную энергией, находящейся в постоянном движении", - пишет в своей книге заведующий кафедрой сценического движения РАТИ - ГИТИСа Н.Карпов. [4. стр.22] Умение выстраивать пластический диалог с партнером делает движение на сцене выразительным. Невыразительная игра часто бывает от "невоспитанного" тела, которое не ладит с сознанием актера. Гармония движения и сознания - результат длительного труда и венцом этой гармонии становится "мудрое" тело. Оно должно быть гибким и подвижным, смелым и ловким, послушным и отзывчивым, умным и образованным. Иными словами, смысл движения живет благодаря вышколенному телу. Все это означает, что выразительным тело становится потому, что оно научается выражать смысл. Такому телу можно довериться в своей игре. Особенно в пантомиме.

Пантомима для меня - актерско - хореографическая форма творчества. Когда актерское мастерство и хореография встречаются и объединяются в одно неделимое целое, рождается пантомима. Необходимо вспомнить Камерный театр, которым руководил А.Я.Таиров. "Пантомима! Разве не она была родоначальницей театра и в дни Дионисия и в культе Кришны, разве не она собирала жадные толпы в римский амфитеатр, разве не она всегда возникала на долговечном пути театра, как верный и неизменный признак его грядущего возрождения?". [12, стр. 235] Позже в своих спектаклях А.Я.Таиров часто будет строить драматические события так, что именно пантомимические эпизоды станут главными, решающими для раскрытия темы, ситуации, идеи спектакля. Например, можно вспомнить сцену прощания моряков в "Оптимистической трагедии", ставшую классикой театра.

В нашем детском театре мы часто используем пантомиму для решения наиболее сложных сцен. Например, в "Красной шапочке", когда Мама разрезает брюхо Волку, спасая дочку и бабушку. Или когда Волк гоняется за бабушкой, чтобы ее съесть. Пантомима - верный помощник сценичности действия. Наверно поэтому дети любят пантомиму. Особенно им нравятся ритмические упражнения. Мы делали их много раз, придумывая что-то новое, импровизируя. Например, дети получили задание подсмотреть в жизни чью-нибудь походку и придумать, куда может идти человек, обладающий такой походкой. Мы делали упражнения: на разогрев тела с головы до ног; на заполнение пространства; волну руками и телом; стенку с помощью рук и тела; канат; ходьба и бег с помощью пантомимы; "качельки"; приседания сросшихся фигур; "аленький цветочек"; импульсы. Но самым интересным для детей оказалось упражнение, которое начиналось с точки: ты маленькая точка, но вот пошел дождь и ты превратился в зернышко, оно стало прорастать, и вырос цветок и т. д.

Одновременно с этими упражнениями мы работаем этюдным методом над постановкой спектакля. В пьесе "Зайка - зазнайка" С.Михалкова участвуют сразу семь зайцев, лиса и волк. Остро встал вопрос пластического выражения образов. Особенно зайцев. Обычно, если на сцене заяц, то он обязательно держит перед грудью трясущиеся лапки. От этого штампа мы отказались. Разобрав пьесу, определив тему, идею, продумав событийный ряд, пришли к выводу, что нам поможет верное пластическое выражение характеров персонажей. Старый Заяц, он какой? Дети определили, что он умный, умелый и очень опытный. Он ни разу не попался в лапы лисе, научившись избегать опасности, смог уберечь от этого своих детей. Значит, как он двигается? Дети ответили, что походка у него осторожная, без лишних движений. Он очень внимателен и точно знает, чего хочет. И вот тут нам пригодились упражнения с различными походками. Старый Заяц везде появляется со всей своей семьей, и мы решили, что упражнение "Перетекание с остановками" очень подойдет. Попробовали и получилось необычно, забавно. Прочитывалось со стороны, что это семья умелых зайцев. Пластика любознательного Третьего зайчонка была решена с помощью импульсов. Он, сломя голову, носится за объектами своего интереса, забывая, что рядом бродят Волк и Лиса. Когда я спросила, а чем Зайка - зазнайка отличается от других, дети ответили, что он любит себя, не терпит соперников, ищет повод, чтобы выделиться, намеренно привлекает к себе внимание. Своим поведением он похож на петуха. Стали пробовать. Неожиданно мальчик, который репитировал роль Зайки - зазнайки, стал выписывать ногами такие крендельки, что мы все рассмеялись. Пластика стала уверенная, полная гонора. Так мы нашли необычное пластическое решение образа.

Очень трудно досталась нам роль Лисы. Лиса, она какая? Дети ответили, что она проныра, которой все достается без труда, даром. Она очень красивая, очень пластичная. Она красива даже в своей злобе, движения ее законченные, вкрадчивые. Лиса обожает свой пышный хвост. И это последнее определение дало девочке, исполняющей роль Лисы, то приспособление, которое характерно только для лисы. Хвост стал для нее и талисманом, и оружием, и игрушкой, и веером.

Над пластикой Волка детям тоже пришлось серьезно потрудиться. Он появляется на сцене после сытного обеда - съел целого барана. В его пластике должна ощущаться особая тяжесть. Мальчик, играющий Волка, стал дома ходить с гантелями на ногах, этим тренируя свое тело. В результате получилось весьма убедительно. Так мы проработали весь спектакль. Дети занимались увлеченно, с большим интересом. Они получили новые навыки и знания в освоении разнообразных пластических средств выразительности. И сами стали красивыми и убедительными.

Занятия пластикой очень полезны каждому ребенку, так как позволяют свободно владеть своим телом, выразительно двигаться, способствуют общему оздоровлению. Наши занятия направлены на максимальное раскрытие личностных творческих способностей учащихся: самобытности пластического и образного мышления, творческого темперамента, подвижности воображения и фантазии, наблюдательности, художественного вкуса. Театральное обучение дает возможность студийцам на игровом материале понимать жизненные коллизии, отношения между людьми и улавливать их визуальные проявления в пластике, мимике, жестах.

Мы живем в новой России. И наша Олимпиада 2014 доказала всему миру, что талант, смелость, мастерство наших спортсменов, у которых такое "мудрое" тело, ведет к высочайшим результатам. Дети новой России, вперед к новым победам.

Читайте также: