Пико делла мирандола доклад

Обновлено: 08.07.2024

17 ноября 1494 года во Флоренции умер Джованни Пико делла Мирандола - замечательный философ, теолог, энциклопедист, переводчик. Одна из самых удивительных и загадочных фигур итальянского Ренессанса.

Родился 24 февраля 1463 года.

Происходил из семьи Пико — синьоров Мирандолы [2] и Конкордии [3] , связанной родственными узами со многими владетельными домами Италии.

В 14 лет поступил в Болонский университет, где прослушал курс канонического права.

В 1479 впервые побывал во Флоренции, где сблизился с некоторыми членами кружка Марсилио Фичино [4] . Однако первоначальное формирование философских интересов Пико шло помимо Платоновской академии [5] .

В 1480-1482 годах слушал лекции в Падуанском университете, где глубоко усвоил средневековую философскую и теологическую традицию. Особенный интерес у него вызвали воззрения падуанских толкователей Аверроэса [6] Николетто Верниа и Элиа дель Медиго, познакомивших его с сочинениями арабских и еврейских мыслителей.

Помимо освоения права, древней словесности, философии и богословия, изучал новые и древние языки (латынь, древнегреческий, иврит, арабский, халдейские языки).

Поездка в Париж в 1485 позволила Пико приобщиться к достижениям школ поздней схоластики, особенно парижского и оксфордского номинализма [7] .

Не ограничиваясь этими традиционными познаниями, он углубился в изучение восточной философии, астрономии, проявил интерес к мистическим учениям и Каббале, стремясь охватить самое важное и сокровенное из того, что накоплено духовным опытом разных времен и народов.

В самом обилии источников заключался глубоко полемический смысл. Автор отказывался следовать некоей определенной школе и направлению и, приводя суждения самых разных мыслителей, находя в каждом нечто достойное изучения и использования, подчеркивал свою независимость от любой из существующих традиций.

Перед угрозой преследования со стороны инквизиции, в 1488 Пико бежал во Францию, но там был схвачен и заточен в одну из башен Венсенского замка. Его спасло заступничество высоких покровителей и, прежде всего, Лоренцо Медичи.

В 1488 по просьбе Медичи папские власти разрешили ему поселиться близ Флоренции.

Дух и среда флорентийской Платоновской академии оказались весьма благотворными и приятными для творческих планов и религиозно-философских устремлений Пико. Однако на заседаниях Академии на вилле Кареджи Пико выступал не столько в роли ученика, сколько в качестве полноправного собеседника.

Этот трактат оказал значительное влияние на последующую натурфилософию и, в частности, на Кеплера [13] .

Умер Пико во Флоренции в 1494 году, в результате отравления мышьяком.

Незадолго до смерти он принял монашество и стал членом Доминиканского ордена. Похоронен в доминиканском монастыре Святого Марка во Флоренции, настоятелем которого был Джироламо Савонарола, тесно общавшийся с философом в конце его жизни.

Провозглашаемая Пико всеобщая философская мудрость должна была, по его замыслу, слиться с обновленным христианством, весьма далеким от его ортодоксально-католического истолкования. Согласно Пико, мудрость, совечная Творцу, не связана никакими ограничениями и свободно перетекает из учения в учение, избирая для своей манифестации форму, соответствующую обстоятельствам. Разные мыслители, школы, традиции взаимосвязаны и зависят друг от друга, обнаруживают глубокое внутреннее родство, а весь универсум знаний строится на соответствиях, явных или скрытых, то есть исполненных сокровенного смысла, постичь который доступно посвященному.

Столь насыщенная творческая и научная жизнь не мешала Пико принимать участие в разнообразных наслаждениях, празднествах и оргиях, практикуемых при дворе Лоренцо Великолепного.

Кроме того, будучи весьма привлекательным и обаятельным мужчиной, Пико пользовался большим успехом у женщин. Слава о его любовных похождениях вышла далеко за пределы Флоренции.

Недаром, смерть его наступила от отравления. Ревнивый ли муж, менее удачливый соперник или какой-нибудь ловкач по приказу понтифика ускорил кончину ученого вольнодумца - кто же знает.

Глава Римской Курии тоже вполне мог испугаться смелости философа, опирающегося не просто на собственные мысли, но на постигнутую мудрость тысячелетий.

В эпоху великого брожения умов, когда уже маячила Реформация, опасно было такими кардинальными идеями подрывать и без того сильно пошатнувшийся авторитет католической церкви. А если учесть, что в это же время проповедовал Савонарола, с которым философ был дружен, понтифик мог перепугаться не на шутку - союз этих двоих мыслителей был слишком опасен для обветшалого здания средневековой католической догматики, за пределы которой никак не могла выйти официальная церковь.

Удивительно другое. Говоря про итальянское Возрождение, вспоминают, чаще всего, Лоренцо Медичи - кровавого тирана с хорошим вкусом и безупречным чутьем на таланты, не скупившимся на поддержку искусства ради прославления своего имени и укрепления своей власти. Вспоминают Боттичелли, Микеланджело, да Винчи, мастеров Кватроченто, несомненно достойных и славы и благодарности потомков.

Но ведь они творили не в безвоздушном пространстве. Они питались идеями мыслителей, таких, как Пико и Марсилио Фичино, проповедников, таких, как Савонарола, ученых, опережавших свое время смелостью мысли и дерзостью идей.

Мне кажется, столпами Ренессанса, не меньшими, чем эти творцы и гораздо большими, нежели расчетливые меценаты Медичи, надо считать именно таких людей, как Пико и Савонарола - смелых, свободных, глубоко и широко мыслящих, стремящихся к познанию и постижению истины, оставивших после себя великое духовное богатство

Пико делла Мирандола (Pico della Mirandola) Джованни (1463-94), итальянский мыслитель эпохи Возрождения, представитель раннего гуманизма. ‘900 тезисов’ Пико делла Мирандола (введение к ним — ‘Речь о достоинстве человека’), в которых он стремился к всеобщему ‘примирению философов’ (все религиозные и философские школы — частные проявления единой истины), были осуждены папской курией.

С 1488 во Флоренции, вошел в кружок Лоренцо Медичи и флорентийских неоплатоников (Фичино); испытал воздействие Савонаролы.

Современники называли Пико ‘божественным’, видели в нем воплощение высоких устремлений гуманистической культуры. Его личность и его труды были известны всей образованной Европе. Умерший в молодом возрасте, Пико прославился княжеской щедростью, счастливой наружностью, но всего более — необыкновенным разнообразием способностей, интересов, познаний.

Происхождение и образование

Пико происходил из семьи графов Мирандола и сеньоров Конкордии, родственными узами был связан со многими владетельными домами Италии. Четырнадцати лет поступил в Болонский университет, затем учился в Ферраре, Падуе (1480-82), Павии (1483) и Париже (1485-86), осваивая право, древнюю словесность, философию, богословие. Он изучал новые и древние языки (помимо латинского и греческого, также еврейский, арабский, халдейский), стремясь охватить все самое важное и сокровенное из того, что накоплено духовным опытом разных времен и народов.

Пико довольно рано сблизился с М. Фичино, А. Полициано, Лоренцо Медичи и некоторыми другими участниками флорентийской Платоновской академии, дух и среда которой оказались весьма благотворны для его творческих планов и религиозно-философских устремлений. В 1486 он составил ‘Комментарий к канцоне о любви Джироламо Бенивьени’ (изд. 1519) и ‘900 тезисов по диалектике, морали, физике, математике для публичного обсуждения’, лелея планы защищать их на философском диспуте в Риме в присутствии всех знаменитых ученых Италии и Европы. Диспут, намеченный на 1487, должен был открыться ‘Речью’ (изд. 1496), напоминающей скорее манифест, чем вступительное слово, и посвященной двум главным темам: особому предназначению человека в мироздании и исходному внутреннему единству всех положений человеческой мысли. Папа Иннокентий VIII, смущенный не только смелостью рассуждений, ‘выраженных новыми и необычными словами’, о магии, кабале, свободе воли и иных сомнительных предметах, но и юным возрастом философа (ему было тогда 23 года), назначил для проверки ‘Тезисов’ специальную комиссию, которая осудила часть положений, выдвинутых Пико. Наскоро составленная им ‘Апология’ (1487) привела к осуждению всех ‘Тезисов’. Перед угрозой преследования со стороны инквизиции в 1488 Пико бежал во Францию, но там был схвачен и заточен в Венсеннский замок. Его спасло заступничество высоких покровителей и прежде всего Лоренцо Медичи, фактического правителя Флоренции, где Пико и провел последние свои годы. В 1489 он закончил и издал трактат ‘Гептапл, или о семи подходах к толкованию шести дней творения’, в котором, применяя тонкую герменевтику, исследовал сокровенный смысл книги ‘Бытия’. В 1492 был написан небольшой трактат ‘О сущем и едином’ (изд. 1496) — самостоятельная часть программного труда, который имел целью согласовать учения Платона и Аристотеля, но так и не был осуществлен. Не был осуществлен и другой замысел Пико — обещанное ‘Поэтическое богословие’. Незадолго до смерти, он завершил ‘Рассуждения против прорицающей астрологии’ (изд. 1496). Похоронен Пико в доминиканском монастыре Св. Марка, настоятелем которого был набожный и аскетичный Джироламо Савонарола, тесно общавшийся с философом-гуманистом в конце его жизни.

Философская антропология Пико обосновывает достоинства и свободу человека, как полновластного творца собственного ‘я’. Вбирая в себя все, человек способен стать чем угодно, он всегда есть результат собственных усилий; сохраняя возможность нового выбора, он никогда не может быть исчерпан никакой формой своего наличного бытия в мире.

Нужна помощь в написании доклада?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Согласно Пико, мудрость, совечная Творцу, не связана никакими ограничениями и свободно перетекает из учения в учение, избирая для своей манифестации форму, соответствующую обстоятельствам. Разные мыслители, школы, традиции, обычно противопоставляемые как взаимоисключающие, оказываются у Пико взаимосвязанными и зависящими друг от друга, обнаруживают глубокое внутреннее родство, а весь универсум знаний строится на соответствиях, явных или скрытых, то есть исполненных сокровенного смысла, постичь который доступно посвященному.

О сущем и едином // Сочинения итальянских гуманистов эпохи Возрождения (XV век). М., 1985. С. 263-280.

Opera omnia. Basileae, 1557.

De hominis dignitate. Heptaplus. De ente et uno. Firenze, 1942.

Нужна помощь в написании доклада?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Гост

ГОСТ

Джованни Пико делла Мирандола

Джованни Пико делла Мирандола По данной теме мы уже выполнили презентацию Джованни Пико делла Мирандола подробнее (родился около Флоренции) — итальянский философ-мыслитель периода Возрождения, является представителем раннего времени в гуманизме.

Биография

Джованни происходит из семьи Пико, его родители являются синьоры Мирандола и Конкордия, которые связаны родными узами со многими влиятельными домами Италии. В $14$-летнем возрасте он поступает в Болонский университет, где осваивает курсы канонического правоведения.

В $1479$ впервые посетил Флоренцию, где сближается с некоторыми членами кружка Марсилио Фичино. Однако изначальное формирование философских взглядов и интересов Джованни Пико прошло мимо Платоновской академии.

В $1480-1482$ годах слушает лекции в Падуанском университете, где основательно усваивает средневековую философскую и теологическую традиции. Особый глубинный интерес у него вызывают воззрения падуанских аверроистов, так называемых авторитетных толкователей Аверроэса ( Ибн-Рушда По данной теме мы уже выполнили презентацию Ибн Сина подробнее ). Это яркие представители данного течения — Николетто Верниа и Элиа дель Медиго. Именно эти авторы познакомили Джованни Пико с сочинениями и трудами еврейских и арабских философов-мыслителей. Кроме изучения правоведения, древнейшей словесности, богословия и философии, изучает древние и новые языки, такие как латинский, еврейский, греческий, халдейский, арабский.

Готовые работы на аналогичную тему

Трактаты Джованни Пико

Взгляды Джованни Пико

Пико делла Мирандола не смог завершить большинство своих замыслов и ему не довелось привести к общей системе вдохновлявшие его крайне разносторонние философские мотивы. Он стремится к всеобщему перемирию между философами. Согласно этому, все религии и философские школы представляют собой частные выявления единой истины и могут быть применены в универсальном понятийном христианстве.

Философская антропология Пико

Человек и божественная иерархия

В истории Италии этот период — конец Кваттроценто — навсегда останется с гордым и красивым именем Высокого Возрождения. Даже сегодня это эпоха, которая выделяется блеском своих достижений. Ни в ранние, ни в поздние века не только Италия, но и любая другая страна не производила столько титанов. Именно в Италии в первую очередь брызнули все новые, созревшие в глубине Средневековья, и словно круги, разбросанные в то время по всей Европе. Этот период вобрал в себя все ценности древнего мира, — сама страна Италия охраняла бесценное наследие республиканского и императорского Рима, а через нее Греция в самый разгар своего расцвета дала миру заново увидеть мудрость Аристотеля, Платона, Геродота, красноречие Цицерона, гения Вергилия и Овидия, образовавшего латинский язык Цезаря.

Пико Делла Мирандола

Жизненный путь

Учеба в Парижском университете в 1485-86 гг. позволила ему принять участие в дискуссиях о позднем схоластике, в частности о парижском и оксфордском номинализме. Выходя за рамки этих традиционных представлений — как схоластических, так и гуманистических — Пико углубился в восточную философию, в труды арабских и еврейских философов и астрономов и проявил интерес к мистическим учениям и каббале. Именно редкое знакомство Пико с арабским, ивритом и арамейским языком породило более поздние легенды о количестве языков, которые он знал: их было 22 и до 30.

Основные трактаты

Das Wahre war schon längst gefunden, hat edle Geisterschaft verbunden: Das alte Wahre, fass es an!
Истина была найдена давным-давно, присоединившись к благородным духам: Старая правда, потрогай!

Эти слова Гёте можно воспринимать как девиз того, что характерно для всей философской работы Пико. Он убежден, что истина не обязательно должна быть раскрыта, но может быть раскрыта через личный запрос человека. Скорее, он существует с незапамятных времен. Что характерно для Пико в этом вопросе, так это не то, как он пополнил запас философских истин, а то, как он сделал это очевидным. Вся его мысль движется в этом направлении, и весь путь его интеллектуального развития обусловлен этой тенденцией. Если мы рассмотрим девятьсот тезисов, которые он намеревался защитить в Риме в возрасте двадцати трех лет, то удивимся не только их количеству, но и абсолютной диспропорции вопросов, с которыми они имеют дело. Первое впечатление от просмотра этих тезисов может вызвать только чувство полного недоумения. В них мы найдем совершенно разобщенные и непоследовательные вещи. Без какой-либо четкой или даже различимой демаркации различные вопросы сливаются друг с другом. Метафизика и богословская догматика, математика и астрология, магические и кабалистические спекуляции, история философии, история Церкви, просто история — мы увидим их все в причудливом сочетании. Пико словно хотел подытожить все аспекты различных сфер деятельности Globus intellectualis (интеллектуального мира), к которым он стремился прикоснуться и защитить.

На первый взгляд кажется, что весь этот огромный материал не заказан ни одной интеллектуальной формой. Однако более пристальный взгляд показывает, что именно в этом экстравагантном избытке материала возникает новый и особый образ мышления: кажущийся хаос из девятисот тезисов все еще принимает форму интеллектуального космоса.

На данный момент мы оставляем в стороне вопрос о том, насколько далеко и как именно можно найти подлинный внутренний порядок в содержании тезисов Пико. Ответ на этот вопрос можно дать только на заключительном этапе нашего исследования. На этом этапе мы ограничимся исторической значимостью тезисов, тем, как они взаимодействуют со всеми предшествующими силами и течениями в истории философии, истории религии и истории идей в целом. Что характерно, в частности, для Пико, и что отличает его от других мыслителей своего времени, даже от Николая Кузанского, так это протяженность его интеллектуального горизонта и широта взгляда, которое, как правило, не ограничивает и не исключает ни одного аспекта. Он, похоже, поставил перед собой цель дать голос всем интеллектуальным силам, которые до сих пор составляли религиозное, философское и научное знание. Ни на кого из них нельзя просто напасть или отвергнуть. Каждому из них отводится определенное позитивное место в единстве философского знания и истины. Для Пико больше нет никаких оговорок или догматических ограничений. Он хочет возродить в своем воображении весь великий хор мыслителей прошлого — и он слушает каждого из них охотно и бесстрастно. Он убежден, что только с помощью такой полифонии можно достичь внутренней гармонии, которая является отличительной чертой истины.

Единый и многие — Бог и мир

Идеи Одного и Многих образуют два полюса, вокруг которых вращается вся философская и религиозная мысль. Метафизика и богословие пытаются разными способами и с разными целями разобраться и прояснить связь между конечным происхождением вещей, о котором можно думать только как о абсолютно Едином, и множественностью вещей, их протяженностью в пространстве и времени.

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Джованни Пико делла Мирандола родился во Флоренции 2 февраля 1463 года. Его считают одним из великих мыслителей эпохи Возрождения. За гуманизм философии Пико делла Мирандола называли "божественным". Современники видели в нем отражение высоких устремлений духовной культуры, а приближенные Папы преследовали его за смелые высказывания. Его труды, как и он сам, были широко известны во всей образованной Европе. Джованни Пико делла Мирандола умер в молодом возрасте (17 ноября 1494 года). За время своей жизни он прославился приятной наружностью, княжеской щедростью, но больше всего необычным разнообразием своих познаний, способностей и интересов.

пико делла мирандола

Пико делла Мирандола: краткая биография

Мыслитель был родом из семьи графов и сеньоров. Она была связана со многими влиятельными домами в Италии. В 14 лет Пико делла Мирандола стал студентом Болонского университета. Впоследствии свое обучение он продолжил в Ферраре, Падуе, Павии и Париже. В процессе обучения он осваивал богословие, право, философию, древнюю словесность. Кроме латинского и греческого, его интересовали халдейский, еврейский, арабский языки. В юности мыслитель стремился познать все самое главное и сокровенное из накопленного духовным опытом в разное время различными народами.

Первые труды

Достаточно рано Пико сблизился с такими людьми, как Медичи, Полициано, Фичино и рядом других участников Платоновской академии. В 1468 году он составил "Комментарий канцона о любви Бенивьени", а также "900 тезисов по математике, физике, морали и диалектике для публичных обсуждений". Мыслитель предполагал защищать свои труды на диспуте в Риме в присутствии знаменитых итальянских и европейских ученых. Мероприятие должно было состояться в 1487 году. Открыть диспут должен был трактат, который готовил Пико делла Мирандола - "Речь о достоинстве человека".

Диспут в Риме

Работа, которую написал Пико делла Мирандола о достоинстве человека, кратко говоря, была посвящена двум главным тезисам. В первую очередь в своем труде мыслитель говорил об особом положении людей в мироздании. Второй тезис касался внутреннего исходного единства всех положений мысли индивида. 23-летний Пико делла Мирандола, кратко говоря, несколько смутил Папу Иннокентия VIII. Во-первых, неоднозначную реакцию вызвал молодой возраст мыслителя. Во-вторых, смущение появилось из-за достаточно смелых рассуждений, необычных и новых слов, которые использовал Пико делла Мирандола. "Речь о достоинстве человека" выражала мысли автора по поводу магии, кабалы, свободы воли и прочих сомнительных для той эпохи предметов. Следуя за своей реакцией, Папа назначил специальную комиссию. Она должна была проверить "Тезисы", которые представил Пико делла Мирандола. Комиссия осудила ряд положений, выдвинутых мыслителем.

пико делла мирандола краткая биография

Преследование

В 1487-м Пико составил "Апологию". Этот труд был создан в спешке, что привело к осуждению "Тезисов". Под угрозой преследования инквизицией, мыслитель был вынужден бежать во Францию. Однако там его схватили и заточили в Венсенский замок. Пико был спасен благодаря заступничеству высоких покровителей, среди которых особую роль сыграл Лоренцо Медичи. Фактически он был правителем Флоренции в то время, где освобожденный из заточения мыслитель и провел остаток дней.

Работа после преследования

В 1489-м Пико делла Мирандола завершил и опубликовал трактат "Гептапл" (о семи подходах к разъяснению шести дней сотворения). В этом труде мыслитель применил тонкую герменевтику. Он изучал сокровенный смысл, таившийся в книге "Бытие". В 1492-м Пико делла Мирандола создал небольшой труд "О сущем и едином". Это была отдельная часть программной работы, которая преследовала цель согласовать теории Платона и Аристотеля, но так и не была реализована до конца. Не увидел свет и другой труд Пико - обещанное им "Поэтическое богословие". Последней его работой стали "Рассуждения о прорицающей астрологии". В этом труде он выступал против ее положений.

Пико делла Мирандола: основные идеи

Мыслитель рассматривал разные доктрины в качестве аспектов единой Истины. Он поддерживал выработку общего философско-религиозного созерцания мира, начатую Фичино. Однако при этом мыслитель перевел интерес из области религиозной истории в сферу метафизики. Пико пытался синтезировать христианство, каббалу и аверроизм. Он подготовил и направил в Рим свои выводы, в которых содержалось 900 тезисов. Они касались всего, что "познаваемо". Некоторые из них были заимствованы, некоторые - его собственные. Однако они были признаны еретическими, а диспут в Риме не состоялся. Труд, который создал Пико делла Мирандола о достоинстве человека, сделал его известным в широких кругах современников. Он предполагался как преамбула к дискуссии. С одной стороны, мыслитель интегрировал ключевые понятия неоплатонизма, с другой - предлагал тезисы, выходящие за пределы идеалистической (платоновской) традиции. Они были близки к персонализму и волюнтаризму.

антропоцентризм пико делла мирандола

Суть тезисов

Человек для Пико представлял собой особый мир в универсуме, созданном Богом. Индивид был поставлен мыслителем в центр всего существующего. Человек "срединно-подвижен", он может опуститься до животного уровня и даже к растениям. Однако вместе с этим человек способен подняться к Богу и ангелам, оставаясь себе тождественным - неиным. По Пико это возможно потому, что индивид - существо неопределенного образа, в которое Отцом вложены "зародыши всех тварей". Понятие трактуется на основании интуиции Абсолютного. Она была характерна для эпохи позднего Средневековья. Концепция мыслителя отражает весьма радикальный элемент "коперниканского переворота" религиозно-нравственного сознания в западно-христианском мире. Не спасение, а именно творчество является смыслом жизни - так считал Пико делла Мирандола. Философия формулирует религиозно-онтологическое объяснение всего существовавшего идейно-мифологического комплекса духовной культуры.

Собственное "Я"

Его формирование объясняет антропоцентризм. Пико делла Мирандола обосновывает свободу и достоинство индивида, как полновластного созидателя собственного "Я". Индивид, вбирая в себя все, может стать чем угодно. Человек всегда является результатом своих усилий. При сохранении возможности нового выбора он никогда не будет исчерпан никакой из форм собственного бытия в мире. Пико, таким образом, утверждает, что человек не создан Богом по его подобию. Но Всевышний предоставил индивиду самостоятельно творить собственное "я". Благодаря центральному положению, он обладает близостью и влиянием прочего созданного Богом. Приняв важнейшие свойства этих творений, человек, выступая как свободный мастер, полностью сформировал свою сущность. Так он возвысился над остальным.

пико делла мирандола речь о достоинстве человека

Мудрость

По мнению Пико, она не связывается ни с какими ограничениями. Мудрость свободно перетекает из одного учения в другое, выбирая для себя форму, которая соответствует обстоятельствам. Различные школы, мыслители, традиции, до этого взаимоисключающие друг друга и противопоставляемые, у Пико становятся взаимосвязанными и взаимно зависящими. В них обнаруживается глубокое родство. При этом весь универсум создается на соответствиях (скрытых либо явных).

Каббала

Интерес к ней в эпоху Возрождения усилился именно благодаря Пико. Молодой мыслитель интересовался изучением еврейского языка. На основе каббалы были созданы его "Тезисы". Пико дружил и учился с рядом еврейских ученых. Изучение каббалы он начал на двух языках. Первым был еврейский, а второй - латынь (в переводе еврея, принявшего Христианство). В эпоху Пико особенных различий между магией и каббалой не было. Мыслитель использовал эти термины зачастую как синонимы. Пико заявил о том, что теорию Христианства лучше всего демонстрировать с помощью каббалы и магии. Писания, с которыми был знаком ученый, он отнес к древней эзотерике, сохраненной евреями. В центре познания была идея Христианства, которую можно было постичь изучением каббалы. В рассуждениях Пико использовал послебиблейские труды, в числе которых были мидраш, Талмуд, работы философов-рационалистов и евреев, толковавших Библию.

пико делла мирандола о достоинстве человека кратко

Учение христианских каббалистов

Для них стало открытием наличие различных имен Бога и существ, обитавших на небе. Трансмутации алфавита евреев, нумерологические методы стали ключевым элементом познания. Изучив концепцию божественного языка, приверженцы учения поверили, что при правильном произношении имен Всевышнего можно повлиять на реальность. Данный факт обусловил веру представителей ренессанской школы в то, что магия выступает в качестве самой большой силы во вселенной. В итоге все то, что было в иудаизме банальным, стало ключевым в мировоззрении приверженцев христианской каббалы. Это, в свою очередь, было соединено с другой теорией, выведенной гуманистами из еврейских источников.

Герметическая концепция

Она также интерпретировалась по-христиански. При этом сильное влияние на Пико оказал герметизм Фичино. Эта концепция объясняла спасение посредством собирания частиц света, представленного в виде истины. Вместе с этим развертывалось познание как воспоминание. Герметизм указывал 8 кругов (арканов) восхождения. Опираясь на гностико-мифологические трактовки происхождения человека, концепция описывает особые божественные способности индивида. Они способствуют автономной реализации действий памяти-воскрешения. Вместе с этим сам герметизм несколько изменился под влиянием христианства. В концепции спасение посредством индивидуального познания было заменено идеей конечности, греховности индивида, благой вестью об искуплении, покаянии, милости Бога.

пико делла мирандола о достоинстве человека

"Гептаплус"

В этом сочинении мыслитель использовал каббалистический инструментарий для интерпретации слов. В труде говорится о согласии человеческого начала, огня и ума. Речь идет о трех частях большого и маленького мира - макрокосма и микрокосма. Первый состоит из божественного или ангельского разума, источника мудрости, из солнца, символизирующего любовь, а также из неба, выступающего в качестве начала жизни и движения. Человеческая деятельность аналогичным образом определяется разумом, половыми органами, сердцем, которые даруют любовь, ум, продолжение жизни и рода. Пико не просто применяет каббалистические инструменты при подтверждении христианских истин. Он включает последние в соотношение макро- и микрокосма, которое объясняется ренессансным способом.

Гармония

Безусловно, каббала сильно повлияла на становление ренессансной концепции макро- и микрокосма. Это отразилось не только в трудах Пико делла Мирандолы. Впоследствии влияние каббалы отмечается и в работах Агриппы Ностесгеймского и Парацельса. Гармония большого и маленького миров возможна только в качестве активного взаимодействия человека и Бога. При осмыслении в рамках каббалистической концепции интерпретированные идеи согласия, следует обратить внимание на тот факт, что для Ренессанса в качестве субъекта познания выступал человек как микрокосм. Он являлся гармонией всех внутренностей и частей тела: крови, мозга, конечностей, живота и так далее. В средневековой теоцентрической традиции не было достаточно содержательного адекватного понятийного аппарата, чтобы осмыслить такое живое, телесное согласие различного и единого.

 гуманизм философии пико делла мирандола

Заключение

Яркие интерпретации согласия макро- и микрокосма отмечаются в Зохаре. В нем осмысливаются мирская и небесная явственность, разворачивается симпатическое понимание космического единства. Однако взаимосвязь ренессансных концепций и теософских образов Зохара нельзя назвать однозначной. Мирандола мог исследовать только некоторые выдержки учения, которое было дополнено и переписано в 13-м столетии, а распространено приблизительно в 1270-1300 гг. Опубликованная в этот период версия стала результатом коллективных изысканий множества мыслителей на протяжении целых столетий. Распространение выдержки Зохара отличались явно пантеистическим, теоцентрическим и экстатическим характером. Они согласовывались с требованиями и обычаями иудаизма и по всему должны были расходиться с философией Мирандолы. Следует сказать, что в своих "Тезисах" мыслитель не уделял исключительного значения каббале. Мирандола пытался сформировать христианский синкретизм с помощью еврейских источников, зороастризма, орфизма, пифагоризма, аристотелизма Аверроэса, концепции халдейских оракулов. Мыслитель рассуждал о сопоставимости, многочисленности, согласованности гностических и магических учений с христианской идеей, сочинениями Кузанского и Аристотеля.

Читайте также: