Доклад на тему баба яга

Обновлено: 08.07.2024

Русские песни, предания, пословицы - наконец Русские сказки,- без сомнения заслуживают большого внимания: они - память нашего давно минувшего, они – хранилище русской народности.

В глубокой древности их сочиняли талантливые люди. Из народа, но их имён мы не знаем, потому что красивые песни, увлекательные сказки, мудрые пословицы не записывались, а передавались устно от одного человека к другому, от одного поколения к другому.

Произведения устного народного творчества выражают мысли народа, его чувство, его мечты и надежды. Они являются источником вдохновения для современных писателей, художников, музыкантов.

Знакомство с сокровищами народной поэзии помогает глубже узнать нашу Родину.

Проект «Ба́ба-Яга́ — популярный персонаж фольклора

- Какая она – Баба Яга?

Основная часть.

Происхождение Бабы Яги

Ба́ба-Яга́ — популярный персонаж фольклора у славян, старуха, наделённая магической силой, ведунья. По своим свойствам ближе всего к ведьме. Она умеет колдовать, а также летать в ступе

Итак, сказки - лишь хранилище позабытой народом информации о событиях, происходивших так давно, что помнится с трудом. Любая сказка несет в себе как минимум два уровня информации: общий и скрытый. Общий говорит о том, что такое хорошо и что такое плохо в данном обществе. А вот скрытый указывает на нюансы жизни в далекие времена методом завуалирования истинных героев для получения персонажей, более удобоваримых для читателей и рассказчиков любого поколения. Главным условием здесь является сохранность непременных функций и атрибутов подобного героя.

Мифологический образ Бабы Яги

Мифологический образ Бабы Яги

Образ Бабы-Яги восходит к типу тотемного животного, обеспечивающий успешную охоту для представителей тотема в доисторические времена. Впоследствии роль тотемного животного занимает существо, которому подвластен весь лес с его обитателями. Женский образ Бабы-Яги связан с матриархальными представлениями об устройстве социального мира. Хозяйка леса - Баба-Яга. Намёком на некогда животный облик Бабы-Яги является описание дома как избушки на курьих ножках.

Образ Бабы-Яги связан с легендами о переходе героя в потусторонний мир (Тридесятое царство). В этих легендах Баба-Яга, стоящая на границе миров (костяная нога) служит проводником, позволяющим герою проникнуть в мир мёртвых, благодаря совершению определённых ритуалов. Ещё одним вариантом прототипа сказочной старухи можно считать и одетые в меховые одежды куклы-иттармы, которые устанавливаются ещё и в наши дни в культовых избушках на опорах.

Ещё одним прототипом Бабы-Яги могли послужить ведуньи и знахарки, которые жили вдали от поселений в глубине леса. Там они собирали различные коренья и травы, сушили их и делали различные настойки, в случае необходимости помогали жителям деревень. Но отношение к ним было неоднозначным: многие считали их соратниками нечистой силы, так как живя в лесу они не могли не общаться с нечистой силой. Так как в основном это были нелюдимые женщины, то однозначного представления о них не было.

Развитие образа в современной литературе

Баба-Яга на экране

Чаще других играл роль Бабы-Яги Георгий Милляр, в том числе:

  • Морозко
  • Драгоценный подарок
  • Кащей Бессмертный
  • Конёк-Горбунок
  • Марья-искусница
  • Гуси-лебеди
  • Царевна-лягушка
  • Василиса Прекрасная
  • Марья Моревна
  • Иван-царевич и Белый Полянин
  • Поди туда — не знаю куда, принеси то — не знаю что 9

Все с детства знают, кто такая Баба Яга, и помнят практически всё о ее проделках. Как правило, они весьма неприятны, и самой героине отводят место в пантеоне нечистой силы. Тем не менее в любой сказке Баба Яга выполняет важную роль. Выкиньте ее из текста, и герой обязательно ничего не сможет: он либо не достанет необходимый ему меч-кладенец, либо не получит точное указание, где искать и куда идти, да в конце концов, непременно окажется голодным и грязным, поскольку эта вредная старушенция изначально непременно его кормит, поит и в баньке парит, а уж потом творит все остальное. Таким образом, без нее никуда.

1. Афанасьева А.Н. Народные русские сказки – М.: Детская лит., 1992. – 245 с

2. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. – М., 1985. – 248 с.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

РАЙОННАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

МКОУ Поначёвская основная общеобразовательная школа №28

В чём заключается загадочный образ Бабы Яги в русских народных сказках.

по литературному чтению

учитель русского языка и литературы

1. Методологические характеристики исследования

2 . Кто такая Баба Яга?

2.1. Портрет и атрибуты Бабы-Яги

2.2. Баба Яга в русских народных сказках

2.3. Общие выводы

1. Методологические характеристики исследования.

Актуальность.

Проблема. Передо мной стала проблема, так кто же она, эта загадочная

старушка? Мне захотелось узнать больше, познакомиться с ней поближе.

Цель. Проанализировать образ Бабы Яги в русских народных сказках и сделать вывод о его сущности.

Задачи работы:

Узнать из дополнительной литературы о Бабе Яге;

Прочитать русские народные сказки, в которых действует Баба Яга;

Провести опрос по теме работы среди учащихся;

Проанализировать образ Бабы-Яги и сделать выводы.

Объект исследования. Образ Бабы -Яги.

Предмет исследования. Русские народные сказки.

Гипотеза.Баба-Яга не только отрицательная, но и положительная героиня

Методы исследования. Размышления, чтение книг, опрос, анализ результатов, наблюдение, классификация, обобщение.

Чтобы ответить на все поставленные вопросы нужно было:

прочитать много русских народных сказок

научиться анализировать сказки

находить полезную информацию в интернете и энциклопедиях, чтобы познакомиться с историческими сведениями возникновения образа Бабы-Яги

учиться делать выводы

Практическая значимость исследования: данный материал можно использовать на уроках литературного чтения, при проведении классных часов и викторин.

2 . Кто такая Баба Яга?

Я живу в лесной избушке,

Очень милая старушка,

Костяной стучу ногой,

Все зовут меня Ягой.

Баба-Яга — один из самых ярких женских сказочных образов.

БАБКА,БАБА, БАБУШКА — женщина, старшая в роде, семье; замужняя женщина; лекарка-знахарка; повитуха; старшая по возрасту, опыту; родоначальница.

Повитуху, помогавшую при родах, присматривавшую за роженицей и ребенком первое время после его появления на свет, традиционно называли бабкой, бабушкой и почитали, чествовали как человека, наделенного особыми умениями, силами, мудростью. О Бабе-Яге повествуют сказки и славянская мифология.

2.1 Портрет и атрибуты Бабы-Яги

Она отшельница, но у неё есть родственники. В некоторых сказках у бабы Яги есть дочери и их зятья, сыновья и их снохи, племянники и племянницы, три или сорок сестёр, которые действуют с нею заодно. А Василиса, во всех сказках представляющая собой самые положительные качества, – это племянница бабы Яги.

Образ Бабы Яго амбивалентен. Она может съесть не понравившегося ей путника, а может наградить. Может уничтожить или послужить средством возрождения его к новому началу.

Основываясь только на человеческих критериях, невозможно добиться повышения уровня осознания – обязательно должны вмешаться сверхъестественные силы. Баба Яга – олицетворяет эти сверхъестественные силы, она умеет управлять процессом трансформации.

Остается добавить, что по нашим понятиям место проживания Бабы-Яги – этой хранительницы пути между Жизнью и Смертью, Добром и Злом, Светом и Тьмой – вполне могло находиться именно в поморских краях. Не зря большинство сказок про Бабу-Ягу записано именно в Архангельской области. [5]

Таким образом, происхождение образа Бабы-Яги остается загадкой. В сказках данный персонаж является проводником между миром мертвых и миром живых.

2.2. Баба Яга в русских народных сказках

Среди учащихся начальных классов я провёл опрос, так как мне стало интересно: что думают ученики о Бабе Яге?

Им было предложено ответить на следующие вопросы:

1. Кто такая Баба Яга?
2. Какой вы себе ее представляете?
3. Где она живет?
4. Чем занимается?
5. Как выглядит костяная нога?

В опросе участвовали 9 учеников начальной школы.

Большинство учеников –считают Бабу Ягу - представительницей зла, колдуньей и похитительницей, некоторые считают, что Баба Яга достаточно добрый персонаж . Таким образом, опрос показал, что образ Бабы Яги может быть как положительным так и отрицательным.

Я прочитал двенадцать русских народных сказок, где говорилось о Бабе Яге:

Баба Яга и Заморышек.

Морской царь и Василиса Премудрая.

8. Сказка о молодильных яблочках и живой воде.

9. Поди туда-не знаю куда, принеси то-не знаю что.

11. Царевна – Лягушка.

12. Финист- ясный сокол

В сказках Баба Яга – старая некрасивая бабка, которая умеет колдовать, воровать детей, летать в ступе, заметая следы помелом. Злобная Яга живет в лесу в избушке на курьих ножках, которая умеет поворачиваться к лесу задом, а пришедшему к ней передом. На службе у Яги могут оказаться не только разные лесные жители - змеи, лягушки, чёрные кошки, вороны, но и нечисть - черти, например, или сказочные существа - кикиморы. А о том, что она не всегда злючка, она и сама иногда вспоминает. Кто же, кроме неё, может помочь добрым молодцам спасти своих красавиц? Бабу Ягу нельзя считать только злобной и сварливой колдуньей. Она может быть и доброй, и мудрой. В разных сказках Баба Яга разная и судить однозначно о её образе нельзя.

Волшебная сказка знает несколько образов Бабы Яги:

1. Яга-воительница ;

5. Яга-повелительница сил природы и животного мира (Яга повелевает утром, вечером, ночью; ветром и лесным зверьём):

«… Баба – Яга вышла и говорит своей работнице:

6. Яга-охранительница (покровительница), следящая с помощью своих волшебных помощников (совы, блюдечка и проч.) за похождениями героя.

В сказках, где одновременно фигурируют Баба Яга и Кощей Бессмертный, Яга выступает в роли покровительницы и дарительницы, а Кощей – в роли воителя и похитителя.

2.3.Общие выводы

Таким образом, исследование подтверждает гипотезу, что Баба-Яга не только отрицательная, но и положительная героиня.

3. Заключение.

В ходе своего исследования я нашла ответы на многие вопросы. Я прочитала много русских народных сказок, узнала значение многих непонятных слов, провела опрос среди учащихся по теме исследования, узнала из дополнительной литературы многое о Бабе Яге. Мне очень понравилось анализировать сказки.

Я поняла, что нужно всегда внимательно относиться к чтению любого художественного произведения, так как только вдумчивое чтение позволит сделать какие-нибудь новые открытия.

Оказалось, что Баба Яга всегда разная. У нее много ролей, много всегда видов. Она бывает не только злой, но и доброй, хозяйственной, гостеприимной. Взрослые рассказывают нам о том, что доброта, ум, вежливость и смелость помогают не только дойти до цели, но и остаться в живых, остаться человеком. Сама Баба Яга совсем не милая старушка, а все же страж между добром и злом, и может быть и на стороне добра, и на стороне зла. Благодаря своему исследованию я узнала много нового и интересного.

Перспективный план: В дальнейшем хочу изучить мифический образ и проанализировать влияние истории на развитие образа. Мне так же будет интересно прочитать и проанализировать сказки народов мира, где есть схожий с русской Бабой Ягой персонаж.

Надеюсь, что мои исследования будут интересны и ученикам, и учителям и пригодятся при проведении уроков и внеклассных мероприятий.

Глава II. Образ Бабы Яги в сказках и преданиях Самарского края XIX века.

2.1 Внешний облик героини.

2.2 Взаимоотношения Бабы Яги с людьми и животными.

Глава III. Кукобой – родина Бабы Яги.

Введение

Я живу в лесной избушке,

Очень милая старушка.

Костяной стучу ногой

Все зовут меня …

Где живет сказка? Да повсюду: в дремучем лесу, в поле, на распутье дорог, в шорохе листвы… Она родилась с человеком, и пока живет человек, жива и сказка. Сказки любят все: и взрослые и дети. В них много разных чудес. А задумывался ли кто-нибудь над тем, как попала в сказку Баба Яга? Кто ее придумал? Это вымышленный сказочный персонаж или мифологическое существо? Есть ли у Бабы Яги родина? Зачем она появляется в сказках? Скажете просто так? Неправильно! Сказка имеет ограниченный набор сюжетов и традиционный набор героев, и ни один из них не может быть в ней без уважительной причины.

Цель нашей работы: на примере сказок и преданий Самарского края исследовать образ Бабы Яги, определить ее место и роль в русской народной сказке.

Для достижения поставленной цели необходимо было решить задачи :

Изучить различные версии происхождения образа Бабы Яги.

Выявить характерные черты героини на примере сказок и преданий Самарского края.

Предмет исследования : сказки и предания Самарского края.

Объект исследования : образ Бабы Яги.

Методы и формы исследования : для решения поставленных задач в работе используется описательный метод, а именно наблюдение, интерпретация, обобщение, анкетирование и анализ.

Практическая значимость исследования: данный материал можно использовать на уроках литературного чтения и на классных часах.

Глава 1Баба Яга: тайна происхождения

Яга, или Яга-баба, баба-Яга - род ведьмы.

Яга – шуба, тулуп халатного покроя – вид одежды шерстью наружу из жеребячьих шкур, а дорогие из гагачьих шеек, подбивают тканью; ягушка – женская яга с узким воротом для дороги.(3)

Версии происхождения образа Бабы Яги

Баба Яга в славянской мифологии лесная старуха - волшебница, ведьма.(4)

Под этим именем славяне почитали адскую богиню, изображаемую страшилищем, сидящем в железной ступе. Под влиянием христианства народ забывал своих главных богов, припоминая только второстепенных и особенно те мифы, которые имеют олицетворные явления и силы естества (природы), или символы житейских потребностей.(5)

В образе Бабы Яги отразились представления славян о космосе, не случайно в народных преданиях она символизирует ветер – помощника весеннего возрождения природы.

Как всякое божество, Баба Яга то зла, то добра, но все же, как от всякой непонятной силы, от нее исходит много мудрости. Служат ей лягушки, черные коты (Кот Баюн); вороны и змеи – все существа в которых уживается и угроза и мудрость(8).

Итак, с одной стороны Баба Яга – вещая сказочная старуха – колдунья, заправляющая бурями, ветрами, метелью, вихрями, олицетворяющая зимнее состояние земли, а с другой светлая героиня, помощница добрым молодцам, олицетворяющая летний природный цикл.

Глава 2Образ Бабы Яги в сказках и преданиях Самарского края XIX века

2.1 Внешний облик героини

В сказках обычно нет никаких портретов, но образ Бабы Яги описан подробнее, чем образы остальных персонажей.

Какой же предстает перед нами Баба Яга в русских народных сказках? Что несет она в себе: зло или добро? Почему образ так необходим в сазках? Внешность Бабы Яги неприглядна.

2.2 Взаимоотношение Бабы Яги с людьми и животными

- Сколько веков я живу в этих лесах, а еще русского духу слыхом не слыхивала, видом не видывала. Теперь русский дух сам пришел. Я тебя съем.

- Полно, старая ты жаба, подавишься. Я с дороги грязный. Ты бы сначала напоила меня, накормила, баньку истопила, в постель бы уложила.

Яга Ягинишна удивилась такому неустрашимому ответу. Так и сделала: накормила, напоила, баньку истопила и говорит:

- Позавчера был Водяной дедушка и спрашивал, не приходил ли ты, но я сказала, что никого не видела.

- Ах, так ты его знаешь?

- Так скажи, пожалуйста, где он живет?

- Об этом знает моя старшая сестра.

- А где твою старшую сестру найти?

- Я тебе дам клубочек-самокат: куда он покатится, туда ты и иди за ним, он тебя доведет. Но моя старшая сестра посердитее меня, как бы она тебя не обидела. Я тебе дам носовой платок. Когда она будет с тобой груба, ты ей скажи, что пришел передать от младшей сестры привет и мой носовой платок. Тогда она с тобой обратится ласково.

Когда Коля пришел ко второй сестре, то она хотела гостя сразу же проглотить, а он ей и говорит:

- Я пришел к тебе с добром – передать от младшей сестры привет и вот принес подарок – носовой платок.

И тогда она его помиловала.

- Где живет царь Водяной Дедушка?

- Я, - говорит она, - не знаю. Старшая сестра моя знает. Я дам тебе клубочек - самокат, иди за ним, и он тебя приведет. Но так как старшая сестра построже нас будет, я дам тебе полотенце. Если она строго будет с тобой поступать, ты одной рукой помаши носовым платком, а другой – полотенцем. Когда она увидит наши вещи, помилует тебя и скажет, где найти царя Водяного Дедушку.

И вот приходит Коля к третьей сестре. Ее в это время дома не было. И только успел сесть на лавку, как вдруг лес зашумел, такая поднялась буря – деревья с корнем выворачивает. И ни осталось на них ни одного листка, ни одной иглы. И вот влетела какая-то страшная неведомая сила, ударилась об пол и превратилась в отвратительную Бабу Ягу с разинутой пастью. Без всяких разговоров захотела Яга проглотить гостя. Но он замахал обеими руками и говорит:

- Я пришел передать тебе привет от младших сестер и подарки принес. Скажи где мне разыскать царя Водяного Дедушку?

Так Яги Ягинишны помогли Коле найти и одолеть царя Водяного Дедушку.

Старуха удивилась его неустрашимости и говорит:

- Ты перед царем ни в чем не виноват, но царь влюблен в твою красавицу - жену, поэтому он хочет тебя уничтожить и на ней жениться, но знай, что она царя никогда не полюбит и данному слову не изменит.

- Ну, ты теперь отдыхай, а я посмотрю свои волшебные книги и все небесные светила: может быть, и найду, где находится то - не знаю что.

Девяткин уснул богатырским сном и проспал всю ночь до восхода солнца. А Яга Ягинишна переглядела все волшебные книги, пересмотрела все небесные светила, но никак не могла найти, где находится то - не знаю что.

И здесь мы видим, что Баба Яга не дает злу победить и помогает доброй стороне. Именно она помогает главному герою – солдату Девяткину – выжить и победить.

Еще мы видим, что Баба Яга человек хозяйственный, у нее растопленная печь, парная баня. Угощение – постоянная типичная черта Бабы Яги в сказке:

«Поутру встала баба Ега, напекла всего,

Напекла всего, настряпала,

Дочерей свойих накормила,

Сама стала уходить от них же все:

В некоторых сказках Баба Яга загадывает героям загадки, это тоже не из вредности. Загадки – самый древний фольклорный жанр. Это зарифмованные потаенные знания, передаваемые лишь избранным. Отгадав загадку, главный герой подтверждает свое право на получение этих знаний. Не стоит забывать и о том, что Василиса Премудрая, представляющая собой жизнь во всех сказках – это племянница Бабы Яги. Вряд ли найдется человек, который усомнится в том, что Василиса – положительный персонаж.

Какой же видим мы Бабу Ягу в сказках и преданиях Самарского края? Таинственной и непостижимой, могущественной и ужасной, хитрой и коварной и, вместе с тем, полная сказочного очарования. Это мудрый вещий персонаж, покровительница и советчица, но только тем героям, которые знают, как нужно себя вести с ней.

Глава 3 Кукобой – родина Бабы Яги.

Знаете ли вы о том, что у Бабы Яги есть своя историческая и общепризнанная родина, на которую с каждым годом приезжает все больше и больше туристов? Родина Бабы Яги – село Кукобой, которое находится в 180 км от Ярославля и в 58 км от Пошехонья, на границе Ярославской и Вологодской областей, в Первомайском районе. Село расположено в живописном месте на берегу реки Ухтомы. Вокруг села непроходимые леса, болота, глухомань. Здесь как будто все пропитано сказкой. В 2004 году Кукобой стал родиной Бабы Яги. Для жителей Первомайского района Баба Яга – символ домовитости. Она прародительница, хранительница обычаев и традиций рода. 26 июня здесь празднуется день рождения Бабы Яги. Это не случайно. 26 июня считается началом лета, а еще 177 день в календаре, до конца года остается 188 дней. А мы уже знаем, что Баба Яга в древности олицетворяет летний природный цикл.


Здесь создан музей Бабы Яги. Есть избушка на курьих ножках. Около избушки родник. Он седьмой по счету в Кукобое, и в нем, как утверждают знатоки, течет самая целебная вода. Всех желающих Баба Яга приглашает на пироги

Заключение

Так кто же она такая – Баба Яга? Образ бабы Яги пришел в русские народные сказки из славянской мифологии. С начала XVIII века Баба Яга известна по двум лубочным изображениям. Но верование в Бабу Ягу носят дохристианский характер и имеют чрезвычайно древние корни.

Баба Яга – изначально заботливая берегиня (заступница), прародительница, очень древнее положительное божество славянского пантеона, хранительница рода и традиций, детей и околодомашнего (часто лесного) пространства. В период принятия христианства на Руси всем Языческим божествам, духам, в том числе и оберегавшим людей берегиням, придавались злые, демонические черты, уродливость внешнего вида и характера, злые намерения. Так языческая строгая прародительница была превращена в злую колдунью.

Нас, людей XXI века, мудрая, вещая Баба Яга учит быть смелыми, добрыми, рассудительными, трудолюбивыми, искать правду. Только по настоящему сильному и мужественному человеку могут быть даны силы для путешествия в неведомый, волшебный, сказочный мир. Только настоящий герой может вернуться с победой.

Вот чему учат нас волшебные сказки и предания Самарского края, бережно собранные в конце XIX века нашим земляком Садовниковым Д.Н.

А еще тому, что этим настоящим и мужественным человеком может стать каждый из нас.

Литература

Белякова Г.С. Славянская мифология. Книга для учащихся. М, 1995г.

Грушко Е., Медведев Ю. Словарь славянской мифологии. Нижний Новгород,1995г.

Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. т. IV. М,1980г.

Забылин М. Русский народ. Обычаи, обряды, предания, суеверия, поэзия. М,1997г.

Усачев А. Большая книга Бабы Яги. М,2008 г.

Садовников Д.Н. Сказки и предания Самарского края. т I. Самара, 1991г.

Шанский Н.М., Боброва Т.А. Этимологический словарь русского языка. М, 1994г.

Мифологический иллюстрированный энциклопедический словарь. СПб,1996г.

Садовников Д.Н. Сказки Волжской вольницы сборник. Тольятти, 2002г

Примечания

Шанский Н.М., Боброва Т.А. Этимологический словарь русского языка. М, 1994г. стр.15.

Шанский Н.М., Боброва Т.А. Этимологический словарь русского Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. т. IV. М,1980г.

Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. т. IV. М,1980г. стр.672.

Мифологический иллюстрированный энциклопедический словарь. СПб,1996г. стр.104.

Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. т. IV. М,1980г. стр672.

Забылин М. Русский народ. Обычаи, обряды, предания, суеверия, поэзия. М,1997г. стр.278.

Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. т. IV. М,1980г. стр.672.

Белякова Г.С. Славянская мифология. Книга для учащихся. М, 1995г. стр.152.

Грушко Е., Медведев Ю. Словарь славянской мифологии. Нижний Новгород,1995г. стр.332.

Садовников Д.Н. Сказки и предания Самарского края. т I. Самара, 1991г. стр.220.

Садовников Д.Н. Сказки Волжской вольницы сборник. Тольятти, 2002г. стр.98.

Садовников Д.Н. Сказки Волжской вольницы сборник. Тольятти, 2002г. стр.226-227.

Садовников Д.Н. Сказки Волжской вольницы сборник. Тольятти, 2002г. стр.246-248


Где живет сказка? Да повсюду: в дремучем лесу, в поле, на распутье дорог, в шорохе листвы… Сказка родилась с человеком, и пока живет человек, жива и сказка. Сказки любят все: и взрослые, и дети. В них много разных чудес. А задумывался ли кто-нибудь над тем, как попала в сказку Баба Яга? Почему она ест маленьких детей? Почему живет одна в темном лесу? Кто ее придумал? Это вымышленный сказочный персонаж? А может быть, Баба Яга – мифологическое существо? Мы решил больше узнать об этом и найти ответы на свои вопросы.

Цель. Проанализировать образ Бабы Яги в русских народных сказках и сделать вывод о его сущности.

Задачи. Узнать из дополнительной литературы о Бабе Яге; провести опрос по теме работы среди учащихся; прочитать русские народные сказки, в которых действует Баба Яга; проанализировать образ Бабы-яги и сделать выводы.

Объект исследования. Баба Яга.

Предмет исследования. Русские народные сказки.

Гипотеза. Предположим, что Баба Яга – это вымышленный персонаж русских народных сказок.

Методы исследования. Размышления, чтение книг, опрос, анализ результатов.

Основная часть

Общая характеристика Бабы Яги

Фасмер сближает слово, кроме славянских языков, также с прибалтийскими, английским, исландским. Отклоняя связь с тюрскими, индийским, албанским, латинским языками.

Этимологи сближают праславянское яга (*ęga) с обозначением змей, гадов, что указывает на хтонические истоки образа.

Баба Яга – мифологическое существо

Образ Бабы-яги связан с легендами о переходе героя в потусторонний мир. В этих легендах Баба-яга, стоящая на границе миров (костяная нога) служит проводником, позволяющим герою проникнуть в мир мёртвых, благодаря совершению определённых ритуалов.

Основные черты образа Бабы Яги

Обратите внимание, что герой сказки до того, как приходит к избушке на курьих ножках, встречается и разговаривает с лесными зверями (еж, заяц, медведь, щука и т. д.), а после посещения дома Бабы-яги героя ждут испытания встречей с Кощеем (Кащеем) Бессмертным, Змеем Горынычем, Лихом Одноглазым, Кикиморой, Лешим — в общем, с демонологическими существами, которые не принадлежат реальному миру. Они представляют собой мир мертвых в сказке. Баба-яга принадлежит этому миру только наполовину: одна нога у нее костяная, другая — живая.

Жилище Бабы – Яги.

Избушка на курьих ножках


Существенным атрибутом жилища Бабы-яги является тын , на кольях которого насажены лошадиные черепа , используемые в качестве светильников. В сказке про Василису черепа уже человеческие, но именно они являются источником огня для главной героини и её оружием, которым она сожгла дом своей мачехи.

Такое окружение позволяет ей спокойно проживать на границе двух миров: мира живых и мира мёртвых.

Баба Яга в русских народных сказках

Сначала я решила провести опрос среди учащихся моего класса, так как мне стало интересно: что думают другие ученики о Бабе Яге? Им было предложено ответить на следующие вопросы:

1. Кто такая Баба Яга?
2. Какой вы себе ее представляете?
3. Где она живет?
4. Чем занимается?
5. Как выглядит костяная нога?

Поведение Яги напоминает обряды наших предков:

Общие выводы

3) Яга-дарительница (во всех остальных сказках), где она приветливо встречает главного героя или героиню, вкусно угощает, парит в баньке, дает полезные советы, вручает богатые дары.

4)Яга-повелительница. Повелительница сил природы и животного мира (повелевает утром, вечером, ночью, ветром, волками, медведями, другим лесным зверьем).

… Баба – Яга вышла и говорит своей работнице:

- Ступай, истопи баню, да вымой племянницу, да смотри, хорошенько

… Стала Баба – Яга спать ложиться и говорит:

Когда завтра я уеду, ты смотри – двор вычисти, избу вымети, обед состряпай, бельё приготовь.

Анализ результатов исследования

Таким образом, мое исследование показало, что Баба Яга – вымышленный сказочный персонаж. Ее прообразом является славянская богиня смерти. Сущность образа Бабы Яги в русских народных сказках имеет более глубокий смысл, нежели просто злая сварливая старуха. Это образ величественной фигуры древней богини, повелевающей Временем, Огнем, Воздухом, Дикими зверями и Лесом, Жизнью и Смертью, Судьбой.

Мое предположение подтвердилось.

III. Заключение

В ходе своего исследования я нашла ответы на многие вопросы. Я прочитала много русских народных сказок, узнал значение непонятных мне слов, провела опрос среди учащихся по теме исследования, узнала из дополнительной литературы многое о Бабе Яге. По сказкам я сделала вывод о сущности образа Бабы Яги. Мне очень понравилось анализировать сказки. Я поняла, что нужно всегда очень внимательно относиться к чтению любого художественного произведения, так как только вдумчивое чтение позволит сделать какие-нибудь новые открытия.


Словарь терминов

Баба Яга – популярный персонаж русских народных сказок. Как правило злая старуха-колдунья.

Яга – язвить, причинять боль, мучить.

Миф – древнее народное сказание о легендарных героях, богах, о явлениях природы; недостоверный рассказ, выдумка.

Мифология – совокупность мифов какого-нибудь народа; наука, изучающая мифы.

Пест – короткий тяжелый стержень с округлым концом для толчения чего-нибудь в ступе.Каменный, медный, деревянный пест.

Помело – палка с намотанной на конце тряпкой, мочалкой, хвоей для обметания, метла.

Сказка – древнейший народный жанр повествовательной литературы, преимущественно фантастического характера, имеющий целью нравоучение или развлечение.

Ступа – тяжелый металлический, деревянный или каменный сосуд, в котором толкут пестом зёрна, кору, листья и т.п. Ступа с Бабою Ягой (в сказках о Бабе Яге, которая летает в ступе и с метлой)

Приложение 1.




Приложение 2.


Приложение 3.

Образ Бабы Яги в русских народных сказках

Место обитания Бабы Яги

Волшебные вещи в сказках и др. чудеса

Животные, служащие Бабе Яге

Положительный или отрицательный персонаж

Отрицательный, так как похищает детей, чтобы съесть

Положительный, так как дает совет, как одолеть противника (Кощея)

Баба Яга – костяная нога

Кот, собаки, быки

Отрицательный, так как хотела съесть девочку

три всадника (белый, красный, черный);

Положительный, так как помогла Василисе, дав ей огонь (череп с горящими глазами)

Отрицательный, так как хотела убить Ивана-царевича

Баба Яга – золотая нога

Волшебная игла, шило

Отрицательный, так как билась с богатырями

Избушка на курьих ножках

Сидит седая старуха, прядет кудель

Волшебный клубок, дубинка, топор, дудка.

Положительный, так как помогла Андрею-стрелку

Баба Яга – костяная нога, старая, беззубая

Ковер-самолет, сапоги-скороходы, шапка-невидимка

Положительный, так как помогла найти королевну

Серебряное блюдечко и золотое яичко, серебряные пяльцы и золотая иголочка,

серебряное донце и золотое веретенце

Кот, собака, Серый волк

Положительный, так как все трое помогли найти Марьюшку

Живая вода, молодильные яблоки

Положительный, так как дала совет, как найти воду и яблоки

Малаховская А. Н., Наследие Бабы-яги: Религиозные представления, отражённые в волшебной сказке, и их следы в русской литературе XIX—XX вв. — СПб.: Алетейя, 2007. — 344 с.
презентация Образ Бабы-Яги в сказках
PPT / 4.82 Мб


Если вы любите старинные легенды, мифы и сказания, то вы пришли по адресу. Сегодня мы продолжаем наше путешествие по славянской мифологии, которая может поведать вам много интересного, познавательного и увлекательного о нашей истории. Собственно говоря, сегодня настал черед существа, которое является, пожалуй, самым популярным в мире наших народных сказок, о Бабе-яге.

Надо сказать, персонаж этот настолько полюбился людям, что его пронесли сквозь века в народных сказках и легендах. Более того, этот персонаж встречается в Сербских, Хорватских и Болгарских, а также в Австрийских и Черногорских мифах и сказаниях. Но все же она наша, наша Баба-яга, которая до сих пор делает детство наших детей более интересным и загадочным.

  • Происхождение Бабы-яги
  • Как выглядела Баба-яга
  • Значение Бабы-яги в славянской мифологии
  • Баба-яга, как учительница
  • Баба-яга, как помощница
  • Баба-яга, как проводница
  • Баба-яга, как знахарь и врачеватель
  • Была ли Баба-яга на самом деле
  • Часто задаваемые вопросы

Происхождение Бабы-яги

Надо сказать, образ этого персонажа происходит из глубокой древности. Конечно, время сильно потрепало и изменило героиню нашего сегодняшнего рассказа, однако давайте сначала отправимся в далекое путешествие, когда Баба-яга, а точнее, тогда еще Ягиня, была молодой, красивой и статной девушкой.

Итак, доподлинно известно, что Баба-яга являлась дочерью самого Вия, владыки Срединного царства Нави, а также богини Макошь, старшей из трех богинь судьбы. В те далекие времена считалось, что Яга является божеством смерти, что она сторожит вход в царство мертвых, а в некоторых легендах – она даже была проводником душ.

Стоит отметить, что данный персонаж упоминается и в скифских легендах. Если вы внимательно читали нашу статью о Геракле, то наверняка запомнили момент, когда знаменитый греческий герой отправляется в земли скифов, где он встречает наполовину деву, наполовину змею Ехидну. Известно, что в результате их недолгих отношений Ехидна забеременела, а после произвела на свет первых скифов. В свою очередь скифы – это одно из племен, предшествующих славянам, т.е. одни из первых наших прародителей.

В те давние времена, Ягиня считалась неописуемой красавицей. До нас дошли источники, что по красоте своей Ягиня могла сравниться с самими Ладой и Деваной. Учитывая тот факт, кем был ее отец, не удивительно, что девушка часто путешествовала по верхнему подземному царству. Именно там она почерпнула свою мудрость, именно там она научилась понимать практически все языки мироздания.

баба яга в славянской мифологии

Антон

Антон

Известный факт, что впоследствии она все-таки вышла замуж, и не за абы кого, а за самого Велеса, который волею судеб забрел на территорию Верхнего Подземного Царства и встретил там Ягиню, в которую влюбился, с которой сразился и победил.

образ бабы яги в мифологии

Впоследствии, Весел и Яга стали правителями Верхнего Подземного Царства, однако представление славян о посмертной жизни также претерпел изменений. Поэтому Верхнее Царство перестало считаться землей мертвых, а стало чем-то, вроде промежуточной территорией, между царством живых и царством мертвых, между Явью и Навью.

Также существует легенда, которая была популярна у северо-западных славянских племен. Считалось, что Баба-яга – это никто иная, как русалка. И действительно, в тех племенах передавался облик старых и страшных женщин, в качестве русалок, которые были прокляты родителями, погибли некрещенными или же утопились в водоеме от нераздельной любви.

Также древняя славянская мифология достаточно верно описывает историю старения Ягини. Например, существует легенда, согласно которой Велес, по наущению Яги, выкрал небесных коров из Прави. За это боги прогневались на Ягу и прокляли ее, в результате чего, бессмертная и вечно молодая красавица превратилась в ужасную старуху с костяной ногой. И как бы она не старалась, а молодость и красоту она вернуть не могла. Благодаря душам смертных, она ненадолго обретала былой облик, но это был лишь кратковременный эффект. Так красавица Ягиня и стала Бабой-ягой, закрепившимся в русском фольклоре.

Как выглядела Баба-яга

Рекомендуем по теме

Как мы уже сказали ранее, Ягиня изначально была невероятной красавицей. Обута в золотые сапожки, сильная и стремительная. Косы длинные, украшенные различными лентами и украшениями. Щеки – румяные, глаза – красивые, томные, фигура – шикарная (по современным меркам – спортивная). Не удивительно, что Велес сразу же влюбился в девушку, ибо уж очень хороша она собою была.

Существует легенда, в которой костяная нога Бабы-яги воспринималась как хвост, что придавало ей змееподобный облик, связывало с греческой Ехидной. Считалось, что она обладает даром переправлять души умерших.

Впоследствии образ Яги изменился. По одной из легенд, боги прокляли ее и превратили в горбатую и безобразную старуху с редкими длинными седыми волосами, крючковатым носом, всю в морщинах, с обвисшей грудью и железными зубами. Обязательным атрибутом Бабы-яги являлась ее костяная нога.

образ бабы яги

Впоследствии за Бабой-ягой, в облике старухи, закрепилось 3 образа:

  1. Баба-яга-воительница. Даже постарев, Ягиня не забыла боевых навыков. Считалось, что одним из ее артефактов был меч-кладенец, который давал ей неистовую силу, благодаря которой Ягиня на равных сражалась с любыми богатырями, и даже побеждала многих из них. Более того, нередко Яга делилась своими артефактами и знаниями с людьми, которые были достойны этого и просили у нее помощи или совета.
  2. Баба-яга-похитительница. Некоторые народы свято верили, что Ягиня является злым персонажем. Нередко ей приписывались похищения и убийства детей. Однако все больше и больше Яга выступала в них не лучшим образом. Часто ее обманывали, хитрили с ней и выставляли ее в не самом лучшем свете.
  3. Баба-яга-помощница. А в этом образе, Баба-яга была просто мудрой старушкой, которая всячески помогает героям сказаний. Парит их в бане, кормит, учит, как надо себя вести, снабжает артефактами и т.д.

Как мы знаем из мифов и сказок, у Бабы-яги были извечные атрибуты. К таковым относились:

  • Избушка на курьих ножках. Согласно легендам, данная избушка была местом жительства Бабы-яги. Находилась она в самой чаще леса, в местах, где находится граница, между миром живых и миром мертвых. Сама избушка считалась волшебной, могла сама передвигаться и всячески помогало Ягине. Всегда избушка повернута в сторону мира мертвых, отчего героям сказок приходится просить ее развернуться.
  • Кости и черепа. Нередко в сказках встречаются описания места жительства Ягини. Например, известно, что вместо забора у нее кости людей и животных, а сверху на них надеты человеческие черепа, из глазниц которых по ночам льется огонь или свет.
  • Ступа и помело. А это – извечный транспорт Бабя-яги, в котором она или летает, или скачет по земле. Впрочем, если брать за основу веру в костяную ногу, то не удивительно, что передвигаться на своих двоих старушке было тяжело.
  • Филин – мудрая птица.
  • Волшебный клубок, находящий дорогу куда бы то не было.
  • Тарелка и яблоко, которое предсказывало будущее.
  • Метла, которой она выметала зло.

баба яга герой

Были у Бабы-яги и другие волшебные предметы. Практически в любой сказке можно увидеть что-то новое и необычное, поэтому и список волшебных предметов можно продолжать бесконечно. Именно поэтому мы выбрали основные ее атрибуты, которые постоянно ассоциируются с ней.

Значение Бабы-яги в славянской мифологии

В славянской мифологии Баба-яга играла очень важное значение. По сути – она была стражем границы миров. Как жену Велеса – ее любили, почитали и уважали. Это уже после, ее образ несколько ужесточился, но изначально все было именно так.

Баба-яга, как учительница

Баба-яга считалась хозяйкой леса. Нередко к ней приходили молодые парни и девушки, чтобы испросить у нее совета. Более того, известно, что Яга воровала детей, и чаще всего – сирот. В сказках принято считать, что Баба-яга их съедала. Но мифология говорит об обратном. В частности, она воспитывала сирот, и известно много личностей, которые впоследствии стали волхвами, жрецами или просто верными женами, ибо своею мудростью делилась с ними Ягиня.

Нередко Баба-яга помогала и взрослым людям. Но нужно было сперва доказать, что ты являешься достойным этих знаний и артефактов, ибо глупцу они могли только навредить. Поэтому лишь достойные получали от Ягини всю мудрость, которой она обладала, а иногда – даже артефакты.

Обращались к Йогине за советом, однако помогала она не каждому. Сначала испытания разные устраивала, ибо знания большие могут вред принести людям при неправильном использовании. Мудрости лишь достойных учила.

Антон

Если верить сказкам и легендам, то в большинстве случаев Баба-яга пыталась помогать людям, но только достойным. Даже сейчас, те же врачи не всегда говорят диагнозы пациентам. А представьте давние времена, когда объяснить это было практически невозможно. Ну и конечно же, после крещения образ знахаря в виде Бабы-яги окончательно стал отождествляться со злом, как и все языческое.

Баба-яга, как помощница

Двойственность Бабы-яги заключается в том, что к ней нужно было относиться уважительно. Практически никогда она не причинит вреда путнику, добравшемуся до ее избушки. Даже легенды, в которых Яга жарит детей на лопате – можно истолковать как проведение какого-либо обряда. Ибо практически всегда героям удается сбежать или обхитрить бабку. Более того, нередко она и сама выпроваживала гостей, предварительно накормив, напоив и отмыв их.

Баба-яга, как проводница

приключения бабы яги

Баба-яга, как знахарь и врачеватель

Рекомендуем по теме

Как мы уже говорили, в наши дни таких людей, которые обладают знаниями о чудодейственных свойствах трав и растений, называют знахарями. В наших сказках нередко упоминаются факты, что Баба-яга умела варить приворотное и исцеляющее зелья. Кроме того, в ее избушке постоянно упоминаются какие-то травы и коренья, которые она сушит.

В древние времена знахарей уважали и часто пользовались услугами. Но их же и боялись, т.к. считалось, что свои силы они могут применить как на доброе, так и на злое дело. Вообще, к знахарям обращались только при крайней нужде, т.к. страх иногда превосходил здравый смысл.

Была ли Баба-яга на самом деле

На самом деле – все достаточно реально. Дело в том, что в древности существовало подобие матриархата. В те далекие времена зрелость мужчин определяли никто иные, как девушки и женщины. Причем, доказать это мужчина должен был не своей внешностью, успехами в постели или в ратном деле, а поступками, которые действительно делают из него мужчину – добытчика семьи.

Так вот, история рассказывает о женщинах-жрицах, которые, в результате своих знаний и мудрости, воспринимались обществом как ведьмы или колдуньи. Их продолжали ценить, когда что-то было нужно, но в большинстве своем, люди относились к знаниям с осторожностью. Именно поэтому, большинство жриц уходили жить в глубокие леса.

Однако традиция испытаний никуда не делать. Однако теперь юноша, чтобы доказать свою зрелость, вынужден был отправляться в одиночку в лес, где его поджидали испытания Бабы-яги. Как правило, это простые испытания: добыть еду, помыть посуду, сварить обед, наколоть дров, кого-то победить и т.д.

В результате этого парень доказывал, что он уже взрослый, что при необходимости сможет позаботиться о себе и своей семье, сможет защитить их. И решала это Баба-яга, которая все время наблюдала за действиями парня.

Более того, если за основу легенд взять наши сказки, то обратите внимание на возлюбленных главных героев. Это сплошь царевны, княжеские или купеческие дочки и т.д. Само собой, чтобы жениться на такой барышне, нужно было доказать свою зрелость, причем не у соседки в кровати, а действительно на деле у одинокой жрицы в лесу, одно упоминание о которой уже вызывает мурашки на коже.

Таким образом, можно предположить, что Баба-яга – это не один единственный персонаж, а собирательный образ всех жриц славянских племен. При этом, этих жриц, в наши дни, вполне можно называть знахарями, ибо они в точности владели знаниями о волшебных свойствах растений и при необходимости, использовали их на благо людям. Также отсюда можно сделать вывод, что Баба-яга, в основном, это хороший персонаж, призванный помогать людям. Но характеры бывают разные, а отсюда и расхождения в легендах, образах и внешнем виде.

Более того, во времена Крещения Руси, все доброе и живое, что ценилось в язычестве, портили, оскверняли и уничтожали. Возможно, именно поэтому некогда добрая ведунья и берегия Ягиня стала коварной и жестокой бабкой, цель которой заманить путников и убить. И то, если знать все факты, даже зловредные проделки Бабы-яги можно расценивать, как один из способов помощи.

Вот такая она, Баба-яга. Как видите, далеко не все мы знали об этом персонаже из детских сказок. А когда-то люди действительно в нее верили, а возможно и пользовались ее услугами. И нет ничего ужасного в том, чтобы владеть знаниями и информацией, но тогда это воспринималось иначе. Тем не менее, славяне куда проще воспринимали всю мистику, а не как в Европе, где все закончилось сжиганием на кострах. На этой ноте мы хотим закончить нашу статью, всем удачи и до новых встреч.

Часто задаваемые вопросы

Это смотря как посмотреть. Если за источник информации брать мифологию, то определенно Баба-яга или Ягиня – это дочь Вия и Мокошь, которые были славянскими богами. А значит и Ягиня, их дочь, тоже является божеством, пусть и не самого высокого ранга. Тем не менее, способность оставаться вечно молодой и бессмертной – у нее была (пока ее не прокляли). Если за источник брать реальные факты – то скорее всего, Баба-яга – это собирательный образ смертных знахарей, которые просто владели знаниями о травах и растениях.

Как известно, все славянские языки имеют один корень, но с небольшими диалектами. Ярким примером тому могут служить русский, украинский и белорусский языке. Кроме того, похожие корни встречаются у словаков, чехов, прибалтов и даже поляков. В переводе с таких диалектов, яга означает лес, ужас, страх, крик и ругать и т.д. Тут мы можем только предполагать, но, видимо, древние народы решили просто увековечить всю мистику знахаря одним емким словом.

Читайте также: