Песнь о моем сиде доклад

Обновлено: 04.07.2024

"Песнь о Сиде" как памятник испанской литературы, традиционный героический эпос, анализ жанра и композиции данного произведения, исследование его содержания и значение в мировой литературе. Образ Сида, его качества: мудрость, умеренность и сдержанность.

Рубрика Литература
Вид контрольная работа
Язык русский
Дата добавления 10.03.2014
Размер файла 19,3 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

В X веке в результате борьбы между Леоном и Кастилией, Кастилии удалось заполучить политическую независимость. Существенно изменились законы и порядки кастильцев. Особенно это затронуло рыцарей. Теперь рыцарем считался тот, кто ходил в поход против мавров на коне, несмотря на то, что он был низкого происхождения. С приходом к власти Альфонса VI - сторонника леоновских идей - антидемократические тенденции набирали больший оборот. Французские рыцари и духовенство нахлынули в Кастилию. Рыцари за маской помощи испанцам в борьбе с маврами захватывали лучшие наделы, а духовенство под предлогом устроения церкви на отвоеванных у мавров землях забирали себе самые богатые приходы. И те и другие угнетали местное население, а также использовали их в своих целях. Все это привело к восстаниям, а доверие интервентов было подорвано. Именно эти события легли в основу тем испанского эпоса, которые включают в себя:

1) Борьба с маврами как возвращение родной земли;

2) Раздоры феодалов как зло и измена родине;

3) Достижение свободы Кастилии как символ победы над маврами и стремление к объединению всей Испании.

Стоит заметить, что испанский эпос схож с французским, которому также присущи краткие эпизодические песни, устные неоформленные предания и чувство единства нации.

Сид Кампеадор - кастильский рыцарь, щедрый господин, верный вассал, национальный герой для своего народа, освободитель, истинный христианин. Он имеет надежный авторитет, который основывается не только на его силе, но и на мудрости, справедливости и заботе о своих воинах. Благородство и честь воплощены в этом герое, ведь, освобождая земли от мавров, он не забывает и о своем сюзерене и отправляет ему часть добычи. Не забывает он и о своих подданных:

«Боже, как щедр он к своим вассалам!

Ни пеших, ни конных не обделяет.

В час добрый рожденному все благодарны:

«Изгнанных мавров вернули в замок.

Благородство героя проявляется не только в этой ситуации. Возвращаясь к эпизоду с ларями, мы должны отметить, что, несмотря на обман Иуды и Рахиля, которые все-таки заглянули в лари, посланник Сида пообещал возместить все убытки.

«Донья Химена, мне данная в жены,

И дочки мои, что мне жизни дороже,

В Валенсию-крепость вступите со мною,

Однако национальный герой Сид идеализирован. Народ и автор наделили его всеми самыми положительными качествами: это и честь, и самоотверженность, и ум, и смекалка и т.д. Поэтому читателям кажется, что Сид - нереальный герой, таким человек быть не может.

«Молва по окрестностям весть разносит -

«Мой Сид Рой Диас вступает в город.

Шпагу высоко вздымает рукою,

сид эпос испанский героический

Без сомнения, мы понимаем, что сила Сида в данном фрагменте сильно преувеличена и является лишь средством художественной выразительности.

Список литературы

1. Западноевропейский эпос/ Пер. А. Корсуна, Ю. Корнеева. - СПб.: Азбука-классика, 2002.

Подобные документы

Возникновение и развитие героического эпоса в период высокого Средневековья XI-XIII вв. Особенности литературы данного периода. Краткая характеристика наиболее известных эпосов Средневековья: "Песнь о Роланде", "Песнь о Нибелунгах", "Песнь о Сиде".

презентация [71,3 K], добавлен 03.06.2014

Героический эпос средних веков. Общее, типологическое и национально-неповторимое в героическом эпосе. Сходство героического эпоса разных народов Западной Европы. Народный испанский эпос "Песнь о моем Сиде". Главный герой поэмы, Родриго Диас де Бивар.

дипломная работа [34,3 K], добавлен 20.08.2002

Понятие и отличительные особенности западноевропейского героического эпоса, история и факторы, влияющие на его формирование. Основные западноевропейские героические эпосы: их описание и содержание: песнь о Роланде, песнь о Сиде, песнь о Нибелунгах.

курсовая работа [35,5 K], добавлен 10.06.2011

Периодизация и жанры средневековой немецкой литературы. Стихотворные дидактические произведения XIV века. Немецкий героический эпос "Песнь о Нибелунгах", история его создания и содержание. Краткая характеристика основных литературных особенностей эпоса.

курсовая работа [53,5 K], добавлен 17.03.2014

Понятие о героическом эпосе. Шумерский эпос 1800 г. до н.э. "Сказание о Гильгамеше", его краткое содержание. Общая характеристика индийского эпоса 5 века н.э. "Великое сказание о потомках Бхараты". Средневековый европейский эпос "Песнь о Нибелунгах".

презентация [2,8 M], добавлен 16.12.2013

Значение эпоса в истории нарда и отражение в нем героический событий прошедших лет. История написания германского героического эпоса "Песнь о Нибелунгах". Фигура Хагена как одна из центральных в произведении, анализ его поступков и сравнение с Яго.

реферат [23,7 K], добавлен 13.08.2009

Общая характеристика, анализ позитивных и негативных черт образа Дон Жуана. Исследование особенностей его проявления в различных произведения мировой литературы. Описание жизни и деятельности Дон Жуана Байроном в одноименной поэме данного автора.

Сид – главный персонаж поэмы, национальный герой Испании. Исторический прототип героя Родриго Диас де Бивар по прозвищу Сид жил во второй половине XI в. и умер в 1099 г. Близость поэмы к породившим ее историческим событиям оказала влияние на стилевые особенности этого произведения, которые сильно отличаются от французского героического эпоса. Творец “Песни о Роланде” при известной архаичности своего стиля склонен к эффектам, обладает пылкой фантазией и не стесняет себя в использовании изобразительных средств, тогда как поэма о Сиде

отличается предельной простотой и безыскусностью. В ней нет преувеличений, нет фантастических эпизодов, за исключением одного, когда архангел Гавриил является Сиду.

В поэме отражены события Реконкисты. Сид, оклеветанный своими врагами и изгнанный королем Альфонсом/ из своих владений, вынужден взяться за оружие и идти в поход против мавров. Значительная часть поэмы посвящена описанию сражений христиан с мусульманами, говорится в ней также и об установлении христианства на отвоеванных территориях. Вместе с тем в поэме совершенно нет мотивов национально-религиозной нетерпимости и фанатизма (в отличие от

Сид проявляет удивительное великодушие по отношению к побежденным маврам, предоставляя им возможность мирно жить и трудиться. В свою очередь, мавры любят Сида: когда герой покидает замок Алькосер, “мавры и мавританки принялись рыдать: “Идешь ты, мой Сид, а наши молитвы за тобой по пятам”. Хотя сказитель называет героя “Сидом, в добрый час опоясавшим себя мечом”, это не приводит к поэтизации войны, как таковой: Сид отправляется в поход с тяжелым сердцем, поэтому такое внимание уделяется сцене прощания героя с женой Хименой и дочерьми. Фактически Сид стремится отвоевать земли, на которых он сможет жить свободно и независимо.

Следует отметить, что реальный Родриго Диас де Бивар был одним из самых могущественных грандов Кастилии, в поэме же он превращен в рыцаря средней руки, который возвысился только благодаря своей доблести и воинскому таланту.

Песнь о сиде содержание

Сочинения

История создания и особенности поэмы

Песня была написана в начале XIII века. Возможно, ее автор проживал на юге Кастилии или в Бургосе. До наших дней поэма сохранилась практически полностью. Утраченными считаются несколько первых страниц произведения.

Песнь о моем сиде краткое содержание

  1. Чтобы сделать образ главного героя живым и ярким, поэт использовал большое количество прямой речи. Монологи и обращения персонажа к рыцарям, жене и дочерям делают его ближе и понятнее.
  2. Построчное повторение. Каждая цитата повторяется дважды. Такой прием подчеркивает важность происходящего.
  3. Многочисленные эпитеты, использованные для характеристики главного персонажа, его окружения и завоеванных городов.
  4. Использование военной и юридической терминологии, слов арабского и французского происхождения.

Язык поэмы отличается простотой и конкретностью. Автор использует небольшое количество метафор, чтобы придать ясность происходящим событиям. Поэт не описывает, как конкретно выглядел город, он подчеркивает такие яркие детали, как перезвон колоколов, слезы жены. Они помогают сделать описание ярким и насыщенным.

Изгнание и победы Сида

Родриго Диас де Вивар, прозванный Сидом, из-за клеветы завистников лишился милости короля Кастилии Альфонсо и был изгнан. На сборы ему было дано девять дней, после чего вассалы правителя могли разыскать и убить его. Собрав верных рыцарей и семью, Сид отправился в Бургос. Жители города, опасаясь Альфонсо, отказали ему в пристанище. Только отважный рыцарь Мартин Антолинес примкнул к войску Сида.

У синьора де Бивара не было денег, чтобы прокормить семью и свою дружину. Он пошел на обман и сумел получить у ростовщиков немного золота. Сид оставил жену и дочерей в монастыре Сан-Педро у аббата дона Санчо, который пообещал заботиться о них. Узнав, что Сид отправляется в мавританские земли, к его войску примкнули жаждущие наживы рыцари.

Песнь о моем сиде

Многочисленной армии под руководством верного Альвара Фаньеса Минайи удалось завоевать лежащий на их пути город Кастехон. Добыча рыцарей оказалась настолько велика, что каждый получил по сто марок. Следующим пал Алькосер. Сид обосновался в городе и совершал набеги на окрестности.

Жители соседних городов боялись бесстрашного рыцаря. Они обратились за помощью к королю Валенсии Тамину. В жестокой схватке Сид обратил королевское войско в бегство. В течение трех лет дружинники совершал набеги. Рыцарь решил покорить Валенсию. Через девять месяцев окруженный город не выдержал осады и сдался.

Призвав к себе Минайю, Сид приготовил щедрые дары для короля Альфонсо. В своем послании он просил о том, чтобы его жена донья Химена и дочери Соль и Эльвира могли вернуться в Валенсию.

Милость короля

Увидев дары, король отпустил женщин. Сыновья графа дона Гарсия, соблазнившись несметными богатствами, предложили рыцарю выдать за них замуж дочерей. В это время Юсуф, марокканский король, собрал огромную армию и высадился недалеко от Валенсии. В битве с маврами Сид одержал верх и завоевал очередную добычу, которую отправил королю. Альфонсо, решив примириться с изгнанником, выполнил просьбу обратившихся к нему Диего и Фернандо и посватал дочерей славного рыцаря.

Рыцарь принял волю короля и встретился с ним как с равным. Государь громко объявил о его прощении. Две недели гости пировали на свадьбе инфантов и дочерей Сида. Они проводили время в развлечениях и забавах. Прошло два года мирной жизни. Недалеко от Валенсии появилась армия сарацин. В бою с ними Сид совершил много подвигов. Он предложил королю Букару заключить перемирие, но тот отверг предложение.

Песнь о сиде кратко

После победы зятья стали проситься домой. Сид одарил каждого несметными сокровищами, но молодые люди, жаждущие получить больше, задумали недоброе. Во время поездки домой они бросили Соль и Эльвиру в лесу, избив их до беспамятства.

В Кастилии они с гордостью рассказывали, как им удалось оскорбить смелого рыцаря. Узнав об этом, король отправил в Валенсию послов, чтобы Сид решил, как наказать обидчиков.

Рыцарь потребовал, чтобы они вернули подаренные им мечи и богатство. Однако мудрый правитель Кастилии решил, что молодые люди должны смыть позор кровью. Испугавшись смерти, инфанты бежали с ристалища.

Через некоторое время Сид выдал дочерей замуж за королей Наварры и Арагона. Второй раз женщины обрели счастье. Испанские короли до настоящего времени помнят о Сиде и чтят его, как великого предка. Легенда учит тому, что из любой трудной ситуации человек всегда может найти выход. Несмотря на козни недругов, он может добиться почета и уважения. Произведение воспевает такие качества, как отвага, доблесть, храбрость, мудрость, рассудительность.

Главные и второстепенные герои эпоса

Сюжет строится на конфликте двух главных героев. Первый — справедливый, благородный и решительный воин по прозвищу Сид. Полное имя рыцаря — Родриго Диас де Бивар. Второй главный персонаж — король Кастилии, поверивший наветам на Сида. Имя правителя — Альфонсо VI. Второстепенные персонажи и их краткие характеристики:

  • Химена. Жена Сида, добропорядочная и преданная женщина.
  • Соль и Эльвира. Дочери Сида, которых он горячо любил.
  • Дьего и Фернандо Гонсалес. Трусливые и коварные люди, аристократы, каррьонские инфанты.

Другие действующие лица песни — воины Сида, его семья, королевские судьи. Среди героев есть христиане, евреи и мавры. Вот полный список имён:

Действующие лица песни — воины Сида

  • Энрике;
  • Рамон;
  • Фруэла;
  • Бельтран;
  • Альварр Альварес;
  • Мартин Антолинес;
  • Педро Бермудес;
  • Альвар Фаньес;
  • Галин Гарсиа;
  • Муньо Густиос;
  • Маланда;
  • Фелес и Мартин Муньос;
  • Альвар Сальвадорес;
  • Диего Теллес;
  • Асур Гонсалес;
  • Гонсало Ансурес;
  • Гарсиа Ордоньес;
  • Альвар Диас;
  • Гомес Пелайес;
  • дон Санчо;
  • дон Херонимо;
  • граф Барселонский;
  • Иньиго Хименес;
  • Охарра;
  • Видас (Иуда) и Ракель (Рахиль), евреи;
  • Тамин, Юсеф, Букар и Авенгальвон (мавры).

Сжатый пересказ произведения

Войско Родриго Диаса де Бивара продолжало захватывать государства

Вторая часть повествует о том, как войско Родриго Диаса де Бивара продолжало захватывать государства и богатеть. Наконец, Сид захватил Валенсию, а затем перевёз туда жену и дочерей. Каррьонские инфанты обратились к королю Альфонсо VI с просьбой оказать помощь в сватовстве. Блеск золота затмил их разум, и они решили жениться на дочках Сида. Состоялась пышная свадьба.

Изгнание Сида

Король Альфонсо VI, который правил Кастилией, изгнал рыцаря Сида по ложному обвинению. Воину, чьё полное имя было Родриго (Руй) Диас де Бивар, дали на сборы 9 дней. Если за это время он не успеет покинуть территорию государства, рыцари короля имеют право его убить. Так Сид спешно собрался и отправился в путь, взяв с собой 60 человек. Это была вся его дружина.

Евреи-ростовщики

Поскольку 60 человек нуждались в большом количестве пищи, Родриго Диасу пришлось пойти на хитрость. Он послал евреям-ростовщикам два запертых ларца, наполненных песком. Сид передал, что внутри находится золото, добытое посредством грабежа. На самом деле это было неправдой.

Сид обратился к настоятелю монастыря Сан-Педро — аббату по имени Санчо, и договорился о том, что он присмотрит за доньей Хименой и дочками. Служитель согласился взять женщин под свою опеку, и после этого рыцарь с воинами отправился в дорогу.

От дружины в Кастилию отправился посланник. Он рассказал королю, что рыцарь и его соратники завладели богатством, и передал щедрые дары. Альфонсо благосклонно принял подношение, но не сменил гнев на милость.

Свадьба Соль и Эльвиры

Свадьба Соль и Эльвиры

В войске Родриго Диаса к тому времени было 3600 воинов. Некоторые хотели вернуться домой, к своим семьям, так как им надоело воевать. Но Сид был мудр и позаботился о том, чтобы никто не покинул дружину. Он издал приказ, в котором говорилось следующее: если кто-то отправится в Кастилию без разрешения, он должен будет оставить свои богатства.

Каррьонские инфанты узнали, что Сид стал богатым. Они имели достойную родословную, поэтому считали, что рыцарь им не ровня. Однако жадность оказалась сильнее, чем здравый смысл. Фернандо и Дьего Гонсалес захотели взять дочерей Сида в жёны. По их просьбе король просватал Соль и Эльвиру. К тому моменту Альфонсо уже был готов помириться с рыцарем. Отпраздновали пышную свадьбу, и все гости получили богатые дары.

Оскорбление в лесу

После свадьбы дочерей Сид со своим семейством жил в Валенсии. Прошло два года, и однажды лев, который жил в зверинце, вырвался из клетки. Зятья Сида испугались зверя, и об этом узнал весь двор. Сид де Бивар спокойно отвёл льва на место. Над опозорившимися инфантами стали насмехаться воины Сида. Вскоре произошёл ещё один случай, когда Дьего и Фернандо проявили себя трусами.

К Валенсии стало подходить войско марокканского короля. Сид отправил в бой зятьёв. Они не хотели сражаться с сарацинами, но были вынуждены согласиться. В бою инфанты вели себя трусливо, но Сид об этом не узнал. Он наградил зятьёв, так как дружина в очередной раз победила неприятеля. Инфанты попросили разрешения вернуться в родную провинцию Каррьон.

Дочери рассказали Сиду о поступке своих мужей

Состоялся поединок, и снова инфанты повели себя трусливо. Вконец опозоренные, они вернулись в Каррьон. Так дочки Сида снова стали незамужними. Об этом узнали доблестные инфанты Наварры и Арагона. От этих королевств прибыли гонцы. Они обратились к королю и попросили разрешения взять в жены Эльвиру и Соль. Альфонсо дал согласие, и Сид обрёл достойных зятьёв, а его дочки — добрых и благородных мужей.

Потомки Родриго Диаса де Бивара гордились своим доблестным предком и чтили память о нём. Они справедливо правили Испанией и прославились как мудрые монархи.

Анализ саги

  • честь;
  • смелость;
  • щедрость;
  • рассудительность;
  • благородство.

На протяжении всей саги неоднократно упоминается, что главный герой щедро одаривает короля, воинов, гостей, приглашённых на свадьбу. Богатства добыты в результате сражений, а в первой части есть эпизод, показывающий, что ради наживы рыцарь мог пойти на хитрость.

Народная песня проникнута антиаристократическим духом. Высокородные инфанты представлены в ней трусливыми и спесивыми, а рыцарь, не принадлежащий к высшей знати, показан идеальным. Это объясняет, почему легенды и сказания о Сиде были так популярны в народе, что из них сложили целую сагу.

Для заполнения читательского дневника следует прочесть произведение полностью в режиме онлайн или в бумажном варианте и подобрать цитаты, характеризующие главных и второстепенных героев.

Читайте также: