Первый русский учебник по математике доклад

Обновлено: 13.05.2024

Появление одного из первых русских учебников арифметики, написанного Л.Ф. Магницким в 1703 г. Наука изучения действий над числами, различных правил обращения с ними, учение решать задачи, сводящиеся к сложению, вычитанию, умножению и делению чисел.

Рубрика Педагогика
Вид доклад
Язык русский
Дата добавления 14.12.2014
Размер файла 36,3 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Министерство науки и образования Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

"Забайкальский государственный университет"

Кафедра "Гидрогеология и инженерная геология"

Доклад на тему:

"Арифметика Л.Ф. Магницкого"

Выполнил: Колесникова К.О.

С арифметики, науки о числе, начинается наше знакомство с математикой. С арифметикой мы входим, как говорил М.В. Ломоносов, во "врата учености" и начинаем наш долгий и нелегкий, но увлекательный путь познания мира. арифметика магницкий число

Слово "арифметика" происходит от греческого arithmos, что значит "число". Эта наука изучает действия над числами, различные правила обращения с ними, учит решать задачи, сводящиеся к сложению, вычитанию, умножению и делению чисел. Часто представляют себе арифметику как некоторую первую ступень математики, основываясь на которой можно изучать более сложные ее разделы - алгебру, анализ математический и т.д. Даже целые числа - основной объект арифметики - относят, когда рассматривают их общие свойства и закономерности, к высшей арифметике, или теории чисел.

Один из первых русских учебников арифметики, написанный Л.Ф. Магницким в 1703 г., начинался словами: "Арифметика или числительница, есть художество честное, независтное, и всем удобнопонятное, многополезнейшее и многохвальнейшее, от древнейших же и новейших, в разные времена живших изряднейших арифметиков, изобретенное и изложенное". Именно Леонтий Филиппович Магницкий положил начало развитию Арифметики в России.

Биография

Леонтий Филиппович Магницкий родился 9 июня 1669 года в Осташковской слободе Тверской губернии. Русский математик, педагог. Автор первого в России учебного справочника по математике.

С 1685 по 1694 год учится в Славяно-греко-латинской академии. Математика там не преподавалась, что говорит о том, что свои математические познания он приобрёл путем самостоятельного изучения рукописей, как русских, так и иностранных.

Знания Леонтия Филипповича в области математики удивляли многих. При встрече он произвёл на царя Петра I очень сильное впечатление незаурядным умственным развитием и обширными познаниями. В знак почтения и признания достоинств Пётр I "жаловал" ему фамилию Магницкий "в сравнении того, как магнит привлекает к себе железо, так он природными и самообразованными способностями своими обратил внимание на себя".

В 1701 году по распоряжению Петра I был назначен преподавателем школы "математических и навигацких, то есть мореходных хитростно наук учения", помещавшейся в здании Сухаревой башни.

В 1703 году Магницкий составил первую в России учебную энциклопедию по математике под заглавием "Арифметика, сиречь наука числительная с разных диалектов на славянский язык переведенная и во едино собрана, и на две книги разделена" тираж 2400 экземпляров. Как учебник эта книга более полувека употреблялась в школах благодаря научно-методическим и литературным достоинствам.

Умер Леонтий Филиппович в Москве, в октябре 1739 года в возрасте 70 лет.

История создания.

"Арифметика" Л.Ф. Магницкого - одна из самых знаменитых русских книг, по праву принадлежащих к памятникам национальной письменной культуры. Итак, 22 февраля 1702 г. Л.Ф. Магницкому был заказан учебник математики, отпущены средства на его составление и печатание. В чрезвычайно короткие сроки - за 9 месяцев - он создал уникальную по своим качествам учебную математическую книгу, которая издана большим для того времени тиражом. Она имела пышное и длинное по обычаям того времени название: "Арифметика, сиречь наука числительная. С разных языков на славенский язык переведенная, и воедино собрана, и на две книги разделена".

Издана она в Москве в январе 1703 г. и сыграла в истории отечественного математического образования чрезвычайную роль: в течение полувека она была необыкновенно популярна и не имела конкурентов как в немногочисленных школах того времени, так и в более широких читательских кругах, в том числе и среди самоучек.

Такая необычайная популярность во многом объясняется тем, что несмотря на указание в подзаголовке о переводном характере книги, на самом деле это было достаточно оригинальное как в содержательном, так и в методическом плане сочинение, которое явилось связующим звеном между традициями московской рукописной учебной литературы и влияниями новой западноевропейской. Хорошо знавший иностранные языки, Магницкий изучил большое количество европейских учебников, книги греческих и латинских авторов, русские математические рукописи и использовал все эти материалы в работе над учебником.

"Арифметика" Магницкого прямо или косвенно в свою очередь оказала большое влияние на всю последующую отечественную математическую литературу. Об "Арифметике" Магницкого написано много и подробно. Дадим краткую характеристику этой уникальной книги.

Полифункциональность. Следуя традициям отечественной рукописной учебной литературы, Магницкий включил в "Арифметику" чисто, если можно так выразиться, "былинный" материал: она описывала "деяния Петра" и поэтому могла в какой-то мере выполнять функции учебника новейшей российской истории.

Кроме того, "Арифметика" содержала большое количество общефилософских рассуждений, советов читателю, общих выводов, часто изложенных в стихотворной форме, что усиливало ее воспитательное воздействие. Так как это был учебник для будущих мореплавателей, в нем содержались сведения по метеорологии, астрономии и навигации, а также многочисленные данные по естествознанию и технике, что позволяет считать "Арифметику" предтечей отечественной печатной научно-популярной литературы, хотя основное содержание книги - все-таки математика.

Название книги гораздо уже ее математического содержания, так как помимо арифметических сведений в ней представлен также значительный алгебраический, геометрический материал, элементы плоской и сферической тригонометрии. Таким образом, с содержательной точки зрения "Арифметика, сиречь наука числительная. " является скорее энциклопедией современных автору математических знаний, чем простым учебником арифметики.

Системы счисления. Магницкий использует в "Арифметике" индо-арабскую десятичную позиционную систему счисления, лишь вскользь разъясняя латинскую и упоминая о славянской. Пагинация (нумерация страниц) также славянская. При характеристике системы счисления Магницкий использует своеобразную терминологию, которая удержалась в учебниках математики до конца XVIII в. Все числа первого десятка он называет перстами; десятки, сотни и т.д. (числа вида 30, 900, . ) - суставами, все остальные числа - сочинениями. Значащие цифры Магницкий называет знаменованиями в отличие от нуля, который зовется цифрою.

Арифметические действия у Магницкого носят два названия - латинское и русское: нумерацио, или счисление; аддицио, или сложение; субстракцио, или вычитание; дивизио, или деление. Нумерация, как и прежде, выделяется в особое действие.

Особое внимание уделяет Магницкий числам вида 10n (n - целое положительное) и их наименованиям. Старый счет на тьмы, легионы и пр. заменен общепринятыми в Европе миллионами, биллионами, триллионами и квадриллионами (каждый класс содержит 6 десятичных разрядов).

Здесь же впервые в русской математической литературе 0 возведен в ранг числа: Магницкий причисляет его к "перстам" (первым 10 числам) и тем самым намного опережает свое время.

Структура книги. Большой том, объемом свыше 600 страниц, "Арифметика" Магницкого состоит из 2 арифметических книг: "Арифметики политики, или гражданской" и "Арифметики логистики, не ко гражданству токмо, но к движению небесных кругов принадлежащей". Третья книга посвящена навигации.

Книга уникальна не только своей историей, но и содержанием. Интересно отметить, что кроме удивительной для современного читателя таблицы сложения уже на второй странице примеров на сложение присутствуют задачи на нахождение суммы шести шестизначных чисел, а на третьей демонстрируется пример сложения семнадцати четырехзначных. Возведение в квадрат возникает из теоремы Пифагора на примере лестницы длиной 125 стоп, приставленной к башне высотой 117 стоп.

Что же представляет собой "Арифметика" Магницкого? Об этой книге написано очень много. Исследователи характеризуют содержание по-разному, но всегда - положительно. Профессор П.Н. Берков называет "Арифметику" "одним из важнейших явлений книгопечатной деятельности Петровского времени". В наши дни ее называют книгой энциклопедического характера по различным отраслям математики и естествознания (геодезии, навигации, астрономии). Исследователи до сих пор не имеют общего мнения о том, по каким руководствам Магницкий составил свою "Арифметику". А.П. Юшкевич считает, что был использован рукописный и печатный материал более раннего времени, который Леонтий Филиппович тщательно отобрал, существенно обработал, составив новый, оригинальный труд с учетом знаний и запросов русского читателя.

Все произведение Магницкий разделил на две книги. Собственно арифметические сведения изложены в первых трех частях первой книги. Часть 1-я - "О числах целых", часть 2-я - "О числах ломаных или с долями", часть 3-я - "О правилах подобных, в трех, пяти и в семи перечнях", части 4-я и 5-я - "О правилах фальшивых и гадательных", "О прогрессии и радиксах квадратных и кубических" - содержат, скорее, алгебраический, а не арифметический материал. Вторая книга подразделяется на три части: часть 1-я - "Арифметика алгебраика". Часть 2-я - "О геометрических через арифметику действуемых", часть 3-я - "Общее о земном размерении и як же к мореплаванию принадлежа". В этих книгах, кроме операций с буквенными выражениями, излагаются решения квадратных и биквадратных уравнений, начала плоской и сферической тригонометрии, вычисление площадей и объемов. В 3-й части содержится много необходимых для мореплавания сведений об определении местоположения. Заканчивается книга дополнением "О толковании проблемах навигацких различных через вышеположенныя таблицы локсодромические".

Магницкий впервые ввел термины "множитель", "делитель", "произведение", "извлечение корня". Заменил устаревшие слова "тьма, легион" словами "миллион, биллион, триллион, квадриллион".

В "Арифметике" строго и последовательно проведена одна форма изложения: каждое новое правило начинается с простого примера, потом идет общая формулировка, которая закрепляется большим количеством примеров и задач. Каждое действие сопровождается правилом проверки ("поверением"); это делается как для арифметических, так и для алгебраических действий.

Примеры задач и их решение.

1. Один человек пришёл к учителю в школу и спросил у учителя: "Сколько у тебя учеников? Я просто хочу отдать тебе на обучение своего сына. Не стесню я тебя?". В ответ учитель сказал: "Нет, ваш сын не стеснит мой класс. Если бы ко мне пришло столько же, сколько есть, да полстолька, да четверть того, да ещё и твой сын, у меня бы учащихся стало 100". Сколько учеников было у учителя?

Пусть один набор учеников будет X. Тогда получим уравнение:

x + x + 1/2*x + 1/4*x + 1 =100

Отсюда x = 36 учеников. Ответ: 36 учеников.

2. Некто продал лошадь за 156 рублей. Но покупатель, обретя лошадь, раздумал и возвратил продавцу, говоря: "Нет мне расчета покупать за эту цену лошадь, которая таких денег не стоит". Тогда продавец предложил другие условия: "Если по-твоему цена лошади высока, то купи ее подковные гвозди, лошадь же получишь тогда бесплатно. Гвоздей в каждой подкове 6. За первый гвоздь дай мне ј копейки, за второй - Ѕ копейки, за третий - 1 копейку, и т. д.". Покупатель, соблазненный низкой ценой. И желая даром получить лошадь, принял условия продавца, рассчитывая, что за гвозди придется уплатить не более 10 рублей.

1. Составим последовательность чисел ј; Ѕ; 1; 2; 22;…221 .

2. Данная последовательность является геометрической прогрессией со знаменателем q=2, b=1/4, n=24.

3. Попытаемся подсчитать сумму ј; Ѕ; 1; 2; 22;…221 .

Ответ: 42000 рублей.

Заключение

Влияние этой книги на развитие физико-математических знаний и исследований в России было очень велико. Недаром когда говорят про "Арифметику" Магницкого, то всегда вспоминают слова М.В. Ломоносова, называвшего ее "вратами своей учености". Она была "вратами учености" не только для Ломоносова, но и для ряда поколений русских людей, сделавших много для просвещения страны. К тому же нужно учесть, что, помимо арифметических знаний, в ней были изложены также алгебраические, геометрические, тригонометрические, астрономические и навигационные сведения, так что произведение Магницкого в действительности было своеобразной энциклопедией математических знаний и давало достаточно обширные прикладные сведения.

Подобные документы

Учебник математики как средство обучения табличному умножению и делению, его применение в процессе обучения младших школьников табличному умножению и делению. Сравнительная характеристика учебников по математике для 2 класса Л.Г. Петерсон и М.И. Моро.

курсовая работа [466,6 K], добавлен 30.05.2010

Сущность метода моделирования. Основные виды моделей. Принципы использования моделирования в развитии математических представлений детей младшего, среднего дошкольного возраста и старших дошкольников. Формы и методы обучения сложению и вычитанию.

контрольная работа [45,7 K], добавлен 05.12.2008

Школа как важнейший фактор ускорения социально-экономического развития страны. Особенности процесса обучения младших школьников табличному умножению и делению, знакомство с теоретическими аспектами. Анализ приемов запоминания табличных случаев деления.

курсовая работа [69,4 K], добавлен 16.01.2014

Этапы развития числа. Изучение арифметики натуральных чисел. Введение дробных чисел. Схема введения отрицательных чисел. Определения свойств действий над целыми числами. Введение иррационального числа. Методическая схема введения действительного числа.

реферат [36,5 K], добавлен 07.03.2010

Многозначные числа в обучении математике младших школьников. Методика изучения нумерации чисел. Сравнительный анализ учебников начальных классов альтернативных систем обучения. Особенности изучения нумерации многозначных чисел младшими школьниками.

Речь идёт об учебнике "Арифметика", книге, которую сам Михаил Васильевич Ломоносов называл " вратами учености ".

О чем книга ?

"Арифметика, сиречь наука вычислительная" (1703 год) - невероятно разнообразная книга о 669 страницах, в которой содержались материалы о:

  • целых числах, "числах ломаных или с долями" и операциях между ними;
  • "извлечении радикса сурсолида, зензикува, бисурсолида и зензизенза" (корней различных степеней);
  • различных бытовых задач (торговли, наследства, счета), которые предлагается решать в том числе "фальшивым методом" - занимательным способом, который позволяет обходить отрицательные числа. Напомню, что в то время в ходу были только положительные числа!
  • разнообразных фактах из геометрии, тригонометрии и даже метеорологии, навигации и астрономии! Например, во второй части книги есть параграф, который называется "О таблицах локсодромических через них же познается расстояние мест и путь кораблеплавания в простых и сферических линиях"

"Арифметика" Магницкого была удивительно красива с педагогической точки зрения : в каждом из вышеперечисленных разделов сначала давался простой конкретный пример, а затем общее правило, которое в дальнейшем закреплялось большим количеством задач практического содержания .

Об авторе

Интересно, что настоящая фамилия Леонтия Филипповича Магницкого (1669 - 1739) - Теляшин. Выходец из крестьянской среды, мальчик с юных лет обучился письму, устному счету и любил "мудреные" задачи.

В юношестве работал возчиком рыбы для монахов Иосифо-Волоколамского монастыря, но затем был переведен в чтецы за незаурядные познания в науках.

Различные источники, однако, утверждают, что математике Теляшин обучился полностью самостоятельно, ведь в Славяно-греко-латинской академии, где он готовился стать священнослужителем, арифметика не преподавалась совсем.

В 1701 году по личному указу Петра I Магницкий был направлен на службу в Навигатскую школу, расположенную в Сухаревой башне в Москве, где сначала будет помогать в преподавании, потом станет старшим учителем, а затем - руководителем. Дворянское звание Магницкому было пожаловано уже через три года службы в Школе - в 1704 году - в том числе за выпуск "Арифметики".

Трудно оценить культурную и научную значимость этого труда, ведь кроме несомненной своевременности, легкости изложения, в ней впервые были переведены на русский язык такие термины, как сложение (аддицио), вычитание (субстракцио), умножение (мультипликацио) и деление (дивизио) и множество других. Однако, еще более удивительно, что Леонтий Филиппович Магницкий, вопреки отечественным канонам, производит 0 в "персты" - первые десять чисел .

Закончить хотелось бы словами В.К. Тредиаковского - известнейшего русского поэта, переводчика и филолога:

"Магницкий Леонтий муж, сведущий славянского языка, добросовестный и нельстивый человек, первый Российский арифметик и геометр; первый издатель и учитель в России арифметики и геометрии"


СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ




По страницам истории учебников математики в России


Автор работы награжден дипломом победителя III степени

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Актуальность выбранной темы обуславливается возможностью знакомства с первыми российскими учебниками по математике, историей их создания, выявления исторической значимости их появления и влиянием на развитие математической науки в России.

Объект исследования: русские учебники математики.

Предмет исследования: содержание старинных учебников по математике и их роль в математическом образовании в России.

Гипотеза: выполнив работу, мы установим историю появления русских учебников по математике, установим необходимость их появления и их роль в математическом образовании, в формировании единого подхода к изучению математики в России, увеличению числа обучающихся основам математики в России благодаря тому, что они были написана на русском языке, доступны для понимания.

Цель: установить роль и содержание учебников математики в России с XII века до середины XIX века.

Сделать анализ различных источников информации по истории развития математического образования в России.

Установить сведения о математическом образовании из рукописных сочинений XI - XII веков.

Установить роль Петра I в появлении первого печатного учебника, роль учебника Магницкого Л.Ф. в математическом образовании в России.

Установить, чем второй учебник (учебник Эйлера) отличался от учебника Магницкого.

Установить появление учебника Толстого Л.Н. и его особенность.

Сделать анализ уникальной находки - сборник задач Лубенца Т.Ф.

Провести сравнение учебников Магницкого Л.Ф., Толстого Л.Н., Лубенца Т.Ф.

Установить роль учебников Киселева в создание теоретической арифметики.

Установить роль "Сборников задач по арифметике", издаваемых в начале XIX века.

Анализ школьных учебников по математике, литературы по истории математики, Интернет-ресурсы.

Анализ содержания и сравнение содержания и задач различных учебников по математике.

Обобщение найденных фактов.

По страницам истории учебников математики в России

1.Первые учебники на Руси

Возникает вопрос о том, как сохранялись и передавались из поколения в поколение накопленные знания по математике.

На Руси самое древнее арифметическое сочинение, дошедшее до нас, было написано в 1136 году новгородским монархом Кириком.

Монгольское иго отбросило нашу родину на многие десятки лет назад в смысле культурного развития. Школы, получившие начало в Киевской Руси, почти прекратили свое существование. Знания передавались устно редкими грамотеями.

Необходимость в специальной выучке духовных пастырей была осознана, и это привело к созданию в Киеве в самом конце первой четверти 17 века первого на Руси высшего учебного заведения- Киевской духовной академии.

2.Учебник Магницкого Л.Ф.

Более 300 лет тому назад, в 1703 году появилась "Арифметика" Леонтия Филипповича Магницкого (1669-1739), созданная по указу Петра I для "Школы математических и навигацких наук".

Размер книги 312х203мм, в ней- 662 страницы, набранные славянским шрифтом.

Леонтий Филиппович Магницкий (1669-1739) - первый учитель математики и морских наук в России. Магницкий обладал самобытным математическим дарованием, самостоятельно изучил математические науки в объеме. Он настойчивым и упорным трудом приобрел глубокие познания в точных науках.

Петр I многократно беседовал с Магницким Л.Ф. о математических науках и был так восхищен глубокими познаниями его, что называл его магнитом и приказал писаться Магницким. Петр I любил Магницкого за живой ум и большие познания в математике.

Учебник Магницкого для того времени был исключительно добротным и содержательным. Материал был изложен ясно, с многочисленными примерами и пояснениями.

Книга могла иметь либо кожаную, либо деревянную обложку.

Здесь, кроме сведений по арифметике, содержались начала алгебры, геометрии и тригонометрии, а также практические расчеты по коммерческим вычислениям, технике и навигации. В книге много внимания уделялось общим рассуждениям на математические темы, причем изложенным в стихотворной форме.

В Архангельской области известны 4 экземпляра: в Архангельской областной научной библиотеке им. Н.А. Добролюбова- 1 экземпляр; в Архангельском областном краеведческом музее – 2 экземпляра ; в историко-мемориальном музее М.В. Ломоносова (с. Ломоносово)- 1экземпляр.

Один из учебников хранится в Осташковском краеведческом музее.

Два экземпляра этой уникальной книги хранятся в отделе редких книг фундаментальной библиотеке СПбГТУ. Один из этих экземпляров имеет переплет из кожи темно-коричневого цвета. Крышки переплета сделаны из дерева. На переплете были две кожаные застежки, которые не сохранились. Второй экземпляр сохранился без переплета. В обоих экземплярах нет титульных листов. В книгах нет никаких записей на полях и на обложке, по которым можно было бы что-то сказать об их прежних владельцах.

3. Учебник Л. Эйлера

Автором второго печатного учебника по математике является Л. Эйлер.

Великий русский швейцарец Леонард Эйлер (1707-1783) прославился не только своими математическими трудами, но и своими учебными курсами. Леонард Эйлер предъявлял высокие требования к учебнику.

Том первый содержит в себе все образы алгебраического вычисления. Том второй содержит правила решений уравнений.

4.Универсальная арифметика и курсы чистой математики

Николай Гаврилович Курганов (1725-1796) создал "Числовник" (1771 г.), который представлял собой своеобразную математическую энциклопедию. Столь же популярной была и другая учебная книга Н. Г. Курганова - "Письмовник" (1769).

Н. Г. Курганов и племянник М. В. Ломоносова Михаил Евсеевич Головин (1756-1790) - авторы первого учебника математики для массовой школы (народных училищ), изданного в 1786 году - считаются основоположниками школьного учебника математики.

Кроме отдельных учебников, появляются и целые курсы математики.

Учебник помощника Л. Эйлера академика Н. И. Фусса "Начальные основания чистой математики" (1814) считается первым фактически стабильным школьным учебником, рекомендованным Министерством Народного Просвещения для всех гимназий.

По пособию Василия Евтушевского более 50 лет учились арифметике во всех школах и гимназиях Российской Империи. Автор задачника – великий русский математик и педагог XIX века профессор Василий Адрианович Евтушевский. Его учебные пособия по арифметике и алгебре переиздавались более 30 раз, разошлись суммарным тиражом более миллиона экземпляров, и признаны лучшими за всю историю преподавания математики в российских школах. До сих пор именно по этим учебникам учатся дети в гимназиях с углублённым изучением математики. Содержит интересные задачи постепенно возрастающей сложности и методику, позволяющую научить любого ребёнка решать такие задачи легко и с увлечением. Учебник проиллюстрирован великолепными классическими картинами из русской жизни XIX века. Книга рекомендуется школьным учителям математики, ученикам четвёртых-шестых классов средней школы и их родителям, как лучший из существующих учебников по арифметике.

У Л. Н. Толстого были занимательные задачи или задачи с неожиданными, нестандартными решениями и результатами. Писатель с интересом собирал такие задачи, знал их очень много и всегда с удовольствием предлагал их членам семьи, знакомым, гостям.

К математике писатель часто обращался в своих произведениях, дневнике, записных книжках, беседах с близкими. Математические понятия Л. Н. Толстой использовал для блестящих афоризмов о характерах людей, познании, истине. Вот некоторые из них:

"Все люди так же равны: как равны прямые углы при всем видимом различии". "Человек есть дробь. Числитель - это - сравнительно с другими - достоинства человека; знаменатель - это оценка человеком самого себя. Но всякий может уменьшить своего знаменателя - свое мнение о себе, и этим уменьшением приблизиться к совершенству". В связи с этим о людях, имевших о себе высокое мнение, Л. Н. Толстой говорил: "У этого человека слишком велик знаменатель".

6.Теоретическая арифметика в русских учебниках

7. Сборники задач

8.Уникальная находка

Нам удалось познакомиться с вторым изданием книги. Вид книги трудно сказать, что удовлетворительный. Многих страниц нет, обложка порванная. Напечатано на русском языке, но при напечатании еще использован старый шрифт. Текст хорошо читается и понятен. Сразу обратили внимание на то, что в книге много таблиц, меры длины, веса объема старые (аршин, сажень, дюйм, верста; берковец, пуд, фунт; четверть - мерка (17 ведер).

Сборник содержит 1727 задач и более 4000 численных примеров.

Составитель Т. Лубенец/С.Петербург, 1883г. Книга печаталась в типографии А.М.Котомина. Первое издание этой книги было помещено в Каталог Министерства просвещения в числе учебников для применения в народных училищах.

В сохранившейся книге недостает многих страниц, (наличие страниц:149 - 154,167 -178,189 -196, 247 - 290, 297 – 320), но и по ним можно судить о содержании сборника.

XXIX. Задачи на сложение, вычитание, умножение и деление с целыми числами.

XXXIV. Задачи с дробными числами.

XLVI. Квадратные меры. Задачи на вычисление поверхностей. Примерное вычисление площадей.

XLVIII. Десятичные меры.

Книга заканчивается кратким повторительным курсом арифметики целых чисел – это теоретический справочник по всему материалу сборника.

Один официально сохраненный экземпляр книги хранится в Национальной библиотеке Беларуси в отделе книгохранения (039) под шифром В87710, 14-е изд. СПб., 1897г. 197стр., язык - русский. Доступ - свободный, рекомендованный для работы в читальном зале.

В книгохранилище Российской государственной библиотеки - 3 экземпляра

ЛУБЕНЕЦ, Тимофей Григорьевич (21. II. 1855 - 4. IV. 1936) - украинский педагог и деятель нар. образования. После окончания черниговской земской учительской семинарии (1873) был учителем в начальных школах Черниговщины. В 1883 - 1889 - преподаватель русс. яз. и арифметики в 1-й Киевской гимназии, с 1889 - инспектор нар. училищ при управлении Киевского учебного округа, а затем - директор нар. училищ Киевской губернии. Был последователем педагогических идей К. Д. Ушинского, активно выступал за проведение всеобщего обязательного начального обучения. Лубенец Тимофей Григорьевич требовал обучения на родном языке, выступал за связь школы с жизнью, большое внимание уделял проблеме народного учителя. После Великой Октябрьской социалистической революции продолжал научно-педагогическую деятельность.

В результате выполнения работы были реализованы цель и задачи. Истинность гипотез подтверждена: была установлена история появления русских учебников по математике, их необходимость и роль в математическом образовании. Проведенное нами исследование показало, что российские учебники по математике XVII - XIX веков способствовали зарождению русской математической традиции преподавания в новом для петровских времен формате, выработке единообразного подхода к преподаванию и изучению математики. С выходом в свет учебников, математические знания стали более доступными для граждан России, в силу того, что учебники были написаны на русском языке, изданы в достаточно больших экземплярах, что позволило передавать знания в печатном виде и доступной манере, на примере решения большого количества практических задач.

Для более полного раскрытия темы были созданы

Л.Ф. Магницкий и его задачи по арифметике.

Л.Н. Толстой и его задачи по арифметике.

Арифметика Льва Толстого.

Учебник для сельского быта (конец XIX в - начало XX в.).

Учитель, директор школи, автор учебников, деятель народного образования (Лубенец Т.Г.).

Задачи из учебников арифметики XVIII - XIX веков

Легендарная задача Л.Н. Толстого

Старинные русские занимательные задачи

Барвин И.И., Фрибус Е.Ф. Старинные задачи: Книга для учащихся. 1994г.

Гнеденко Б.В. Очерки по истории математики в России. 1946г.

Депман И.Я. История арифметики. 1965г.

Олехник С.Н., Нестеренко Ю.В., Потапов М.К. Старинные занимательные задачи.1985г.

Педагогическая энциклопедия/Глав. ред. И. А. Каиров и Ф. Н. Петров. т. 2. - М.: Советская энциклопедия, 1965. - 912 с.

Знаете ли вы, что первым настоящим учебником, написанным на русском языке, была вовсе не азбука, а математика авторства Леонтия Теляшова, которого Петр Первый наградил дворянством и говорящей фамилией Магницкий?

Нрава ко всем приятнейшего

27 мая 1932 года при строительстве первой линии московского метро на углу Мясницкой и Лубянского проезда при проходе шахты № 14 строители нашли склеп. Могил на территории бывшего кладбища при снесенной для прокладки метро церкви Гребневской Божьей Матери находили немало, однако этот склеп был выложен кирпичом и залит известью, а останки мумифицировались. Помимо них в гробу были стеклянная чернильница в виде лампадки и истлевшее гусиное перо.

Могила была разорена, но часть останков удалось спасти и перезахоронить близ Осташкова, в Ниловой Пустыни. Леонтий Магницкий, первый русский математик, вернулся туда, где начинался его жизненный путь.

Наукам изучился дивным и неудобовероятным способом

Родом Леонтий был из Осташкова — города на озере Селигер в Тверской губернии. Он был простого происхождения, из крестьянской семьи. Фамилий у крестьян тогда не было, а были прозвища; о Леонтии известно, что отца его звали Филипп-Телятя (либо Телятин, либо Телешов — точных сведений нет). Существует версия, что дальним родственником — двоюродным дедом — Леонтия был основатель Нило-Столобенской пустыни архимандрит Нектарий, но она может быть и слухом: во всяком случае, старец умер за два года до рождения Леонтия и составить ему протекцию никак не мог.

В одной из биографий о Леонтии пишут, что он самостоятельно выучился читать и писать и учился самозабвенно — в деревенской церкви помогал священнику. Когда пятнадцатилетнего подростка в 1684-м отправили в Иосифо-Волоцкий монастырь для присмотра за доставкой рыбы монахам, мальчик был так сообразителен, что сумел всех поразить грамотностью и умом и был оставлен при обители. Из Иосифо-Волоцкого для продолжения обучения юношу отправили в московский Симонов монастырь. Все это вместе звучит довольно-таки удивительно — и как история успехов юноши, и как характеристика его обаяния.


Как увлечь ребёнка математикой. Советует Людмила Петерсон

В Москве в то время, в конце XVII века, как раз начали появляться первые учебные заведения: с 1682 года шли занятия в Типографской школе при Заиконоспасском монастыре, с 1685 — в Богоявленской школе. В 1687 году появилось первое высшее учебное заведение России, куда принимали детей всех сословий — Славяно-греко-латинская академия, ее устав писал Симеон Полоцкий, учитель царских детей, а преподавали в ней ученые византийские монахи, братья Лихуды из Падуанского университета. Леонтию 19 лет, и его принимают в академию.

В академии Леонтий проучился около восьми лет. Выучил латынь, греческий и французский (их преподавали в школе), самостоятельно изучил немецкий, голландский и итальянский.

Интересно, что математике, которой Магницкий занимался до конца жизни, в академии не учили

Её Леонтий постиг самостоятельно, как и основы навигации, геодезии и астрономии. Благодаря знанию языков он изучил математические науки на уровне, превосходящем все источники, доступные на русском языке. Окончив академию, Леонтий не стал священником и не вернулся в Иосифо-Волоцкий монастырь, а начал преподавать математику и языки в семьях московской знати — мы сегодня назвали бы его репетитором. С 1694 по 1701 год он живёт в Москве, обучает детей в домах бояр и занимается самообразованием.


Первые русские студенты за рубежом

В 1701 году в Москве в знаменитой Сухаревой башне открылась Школа математических и навигацких наук. Наш герой был назначен в нее помощником учителя математики — выписанного из-за границы шотландца Генри (Андрея Даниловича — так будут звать его в России) Фарварсона. Магницкий преподает арифметику, геометрию и тригонометрию — и будет здесь преподавать до конца жизни. Но некоторые вещи, несмотря на возможность осташковскому крестьянину получить дворянство, не меняются: платили Магницкому меньше, чем шотландцам. В десять раз.

Каждая тема рассматривается так: сначала идут примеры, они усложняются, и лишь после понимания, как сказали бы мы, проблематики следует правило, иногда облаченное в стихотворную форму. Кроме того, книга пересыпана нравоучениями, нравственными заповедями и советами ученику.

Задачи же Магницкого похожи на анекдоты с математическим сюжетом.

Учитель и директор

Англичане, Фарварсон и Гвин, тоже преподававшие математику, не ценили Магницкого, вчерашнего крестьянина. Он переводил для них, а они считали его доносчиком. Он несколько раз порывался уйти из школы и оставался только по просьбе директора, который считал, что знаниями Магницкий превосходит иностранцев.

Работу в Навигацкой школе тем не менее Леонтий Филиппович любил — он проработал тут 38 лет. Многие из учеников не умели читать и писать, учить их надо было быстро. Кроме того, плутовские выходки студентов — от пьянства до продажи учебников на сторону — приходилось разбирать тоже Магницкому. Кстати, помните фильм про гардемаринов? Они как раз учились в Московской навигацкой школе, у Магницкого.


Андрей Колмогоров. Математический гений ХХ века, который хотел реформировать школы

В 1715 году Магницкий стал старшим учителем Навигацкой школы в Москве и заведующим ее учебной частью, а позже директором — в Петербурге открылась Морская академия, и Фарварсон и Гвин уехали в столицу преподавать.

Говорят, что и сегодня в Осташкове среди молодых учителей математики первые несколько лет принято носить в кармане магнитик: лекции легче рассказываются, и ученики лучше запоминают.

Читайте также: