Первый подводный флот россии доклад

Обновлено: 17.05.2024

19 марта 1906 года с Высочайшего соизволения императора Николая II морским министром России был подписан приказ о включении в классификацию корабельного состава флота подводных лодок (тогда их было всего 10). Именно эта дата стала отправной для отсчета времени со Дня образования подводного флота России и празднования Дня моряка-подводника.

За 110 лет подводный флот прошел путь развития от простейших маломерных субмарин до мощных атомоходов с ракетным и торпедным вооружением.

Мы с чувством глубокого признания вспоминаем тех, кто стоял у истоков его становления и развития. Преклоняясь перед мужеством и героизмом подводников Великой Отечественной войны, вспоминая трудности первых и последующих походов атомных подводных лодок в послевоенный период, мы не забываем и подвиги, совершенные подводниками в Первой мировой войне.

Условия обитания подводников на первых подводных лодках были крайне тяжелые: холодно – температура в отсеках была равна температуре забортной воды, спертый воздух, насыщенный маслом от работающих механизмов, сырость, изнуряющая качка.

Кто оказался прав, показало время…

И сегодня, в канун юбилея, я думаю, читатель, будет уместно нам вспомнить события и героев тех лет…

Часть I
Рыцарь морских глубин
Китицын Михаил Александрович


Старший лейтенант Китицын Михаил Александрович

В плеяде пионеров подводного флота особое место и роль принадлежат выдающемуся подводнику, одному из самых результативных командиров Императорского флота России Китицыну Михаилу Александровичу.

Будущий подводник родился 29 (17) сентября 1885 года в Чернигове, в семье потомственного дворянина, коллежского асессора, помощника прокурора окружного суда. Был крещен в Свято-Николаевской церкви.

В двенадцатилетнем возрасте лишается отца – Александр Александрович скоропостижно скончался в ночь на 25 (13) октября 1897 года. Дальнейшим воспитанием сына занималась мать – Лидия Николаевна. Особого достатка семья не имела, приходилось сдавать комнаты в аренду, а с нерадивыми жильцами судиться. В Чернигове прошли детские и юношеские годы Михаила. Здесь же он учился в местной гимназии, овладел французским языком.

После русско-японской войны его направили на Балтийский флот.

Вернувшись на Балтику, Китицын принял решение, которое стало определяющим на всю его дальнейшую жизнь – пошел в подводники.

В 1913-1914 годах проходил обучение в Николаевской морской академии, потом служил флагманским офицером бригады подводных лодок (1915 г.). За достижения в морской службе М.А. Китицына наградили орденами Св. Станислава III ст. (1910 г.), Св.Анны III ст. (1914 г.).

В начале Первой мировой войны подводные лодки Черноморского флота в войне на море участия не принимали, и только с февраля 1915 года стали действовать на коммуникациях по срыву морских перевозок противника. Экипажи подводных лодок начали приобретать бесценный опыт ведения боевых действий.


С каждым выходом в море боевая результативность действий подводной лодки росла. Только за осень и зиму 1915 года она потопила пять парусников.


С июльского похода лодка вновь возвратилась с призом.

Подводная лодка успешно осуществляла и разведывательные действия. В июле 1916 года, пройдя между береговой линией и минными полями, разведав и зарисовав северный и южный фарватеры, она вошла в бухту Варна и составила схему самой бухты, зарисовав местоположение основных сооружений и береговых батарей.

По данным произведенной ею разведки отряд кораблей и самолетов флота 12 августа нанес артиллерийский и бомбовый удары по транспортам и береговым объектам противника в бухте Варна.

Но главная победа, принесшая славу подводной лодке и ее командиру, была впереди…

Подводная лодка находилась в надводном положении недалеко от острова Кефкен, когда в 22 часа сигнальщик заметил большой пароход, шедший от Босфора вдоль турецкого берега. По сигналу боевой тревоги орудийные расчеты заняли свои места, и Китицын повел лодку вокруг острова, чтобы опередить пароход и внезапно его атаковать.

Сгущавшаяся темнота, нервное напряжение не позволили противнику вести точный огонь. При этом силуэт подводной лодки, и так низкий и малозаметный, на фоне береговых скал различить было просто невозможно.

В течение 50 минут с лодки было выпущено 46 снарядов, около 30 из которых попали в цель. Часть команды парохода сбежала на шлюпке. На самом пароходе вспыхнул пожар, но он выпустил дымовую завесу и упорно не желал сдаваться.

Когда на подводной лодке осталось всего семь снарядов, Китицын подвел ее к пароходу на дистанцию 3 кабельтова. Это было решение смелое и рискованное: подводные лодки этого проекта не имели водонепроницаемых переборок и любой снаряд, попавший в подводную лодку, неминуемо привел бы к ее гибели. Подводная лодка выпустила еще шесть снарядов по цели. Только после этого турецкий пароход остановился.

В результате прямых попаданий пожар на нем усилился, вышло из строя рулевое управление, и турки стали выбрасываться в море.


Капитан 2 ранга М.А. Китицын

О подвигах экипажа подводной лодки узнала вся страна, а капитан 2 ранга Михаил Китицын стал популярнейшим подводником, удостоенным за свои подвиги всех офицерских орденов России и золотого именного оружия…

В начале осени 1917 года Китицына назначили командиром 3-й роты Отдельных гардемаринских классов в Петрограде и присвоили звание капитана 1 ранга.


Капитан 1 ранга М.А. Китицын

В июле 1918 года Китицын также возвратился во Владивосток, где в Сибирской флотилии Белой гвардии заведовал гардемаринами, а после открытия в октябре по его инициативе Морского училища стал его начальником.

Под крышей училища Михаил Александрович собрал своих воспитанников…

Вначале Михаил Александрович жил в Нью-Йорке, работал таксистом, затем, получив американское гражданство, инженером в городской службе, участвовал в строительстве туннеля под Гудзоном.


М.А. Китицын в эмиграции

Во время Второй мировой войны Михаил Александрович работал топографом на строительстве военно-морской базы в Вирджинии. Там он остался и после окончания войны, работал топографом на строительстве дамбы оросительной системы, позже инженером в штатах Айдахо и Вашингтон.
В 1955 году, выйдя на пенсию, переехал в штат Флорида, в город Сент-Питерсберг, где и скончался в своем доме в ночь на 22 августа 1960 года. Панихида о нем была отслужена во многих странах мира…

17 декабря 2010 года по инициативе Черниговской областной организации ветеранов-подводников в память о своем выдающемся земляке сессия городского совета приняла решение о переименовании одной из улиц Чернигова в улицу Подводника Китицына, а 22 апреля 2011 года на стене дома №15-А по улице Подводника Китицына в торжественной обстановке была открыта мемориальная доска.


Мемориальная доска на стене дома
по улице Подводника Китицына в г. Чернигове

Часть II

Витязи морских глубин


Михаил Николаевич Беклемишев

Михаил Николаевич Беклемишев родился 26 сентября 1858 года в селе Боженинове Алексинского уезда Тульской губернии (ныне Алексинский район Тульской области). Он был выходцем из древнего рода: достаточно сказать, что отцы князей Дмитрия Пожарского и Михаила Кутузова были женаты на девицах из рода Беклемишевых.

После смерти мужа мать с детьми переехала в Тулу, где Михаил окончил местную гимназию, в 1879 году – Техническое училище Морского ведомства (так тогда называлось Высшее военно-морское инженерное училище), стал прапорщиком по морской части. После обучения в Минном офицерском классе в 1884 году получил должность минного офицера второго разряда, в 1886 году минного офицера первого разряда.

19 декабря 1900 года по представлению Морского ведомства лейтенант Беклемишев вместе с ученым-кораблестроителем Иваном Григорьевичем Бубновым и помощником инженер-механика флота Иваном Семеновичем Горюновым вошел в комиссию по проектированию подводных лодок. Комиссия тщательно изучала опыт зарубежного строительства подводных лодок, с этой целью Беклемишев побывал в США, в Англии, Германии и Италии. В Америке ему удалось присутствовать во время одного из погружений лодки американского изобретателя Голланда.


Каждый выход в море современной подводной лодки – это риск оправданный и неизбежный, а в то время просто выход в море – уже был подвигом. Тогда перед выходом в море экипаж писал завещания, которые хранились до возвращения с моря, потом уничтожались. Перед каждым последующим выходом все повторялось вновь. Холодильных машин или обогревателей воздуха на лодке не было, а о регенерации воздуха речь вообще не шла. Пригодность его для жизни определялась спичками – если спичка не воспламенялась, а только шипела – значит, пора всплывать. И во главе этих витязей морских глубин стоял подводник №1 капитан 2 ранга М.Н. Беклемишев.

«Беклемишев Михаил Николаевич, честь имею… во Владивостоке командую подводными лодками, которые я сам и доставил из Петербурга на железнодорожных платформах… Садитесь, мичман. Побеседуем…

После событий 1917 года М.Н. Беклемишев остался в России. В 1918 году работал в комиссии по судостроению, в 1919 году начальником отдела подводного плавания Главного управления кораблестроения Морских сил Республики. Трижды подвергался аресту органами НКВД, трижды освобождался. В 1931 году вышел на пенсию.


Ризнич Иван Иванович вошел в историю флота как теоретик и практик подводной службы. Офицеры первого отряда подводников называли его Подводником №2.

Родился он 19 января 1878 года в Киеве. Его дед – Иван Стефанович был статским советником и старшим директором Киевской конторы Коммерческого банка, кавалером ордена Владимира IV степени, женатым вторым браком на младшей сестре жены Бальзака графине Эвелине Ганской – урожденной аристократке Полине Ржевуской.

В 1900 году Иван Иванович оканчил Водолазную школу, в 1902 году его назначили помощником начальника школы.

Это были корабли малого водоизмещения (105 тонн), длиной 19,8 м, шириной 3,6 м, могли развивать скорость в надводном положении до 9 узлов, в подводном положении – до 6 узлов, погружаться на глубину 30 метров, пройти в надводном положении 500 миль, в подводном – 30 миль, имели на вооружении 1 торпедный аппарат с 1 торпедой.

В 1907 году в печати много писалось о подводных лодках и их роли в войне. И это было не случайно – после Цусимы решалась судьба флота: корабли каких классов закладывать на стапелях, строить ли линейно-броненосную армаду или развивать новые виды морского оружия?

Мы уже, читатель, познакомились с развернувшейся полемикой между сторонниками А. Колчака, занимающего видную должность в Морском генеральном штабе, и доказывающих, что подводным лодкам нет места в составе флота, и их оппонентами, аргументировано доказывающих необходимость строительства подводных лодок.

В 1916 году дивизион был расформирован. Ризнич вместе со своей лодкой № 3 был направлен на Дунай, базируясь на русский порт Рени. Таким образом, Ризнич стал первым подводником России, действовавшим в речных условиях.


На этой небольшой лодке с мая по сентябрь 1917 года Ризнич совершил первый в мире беспрецедентный дальний переход в 5000 миль вокруг Европы, из Специи в Архангельск через два океана, пять морей, дважды попадая в серьезный шторм и один раз – под атаку немецкой подводной лодки.

При сем доношу, что нам пришлось все время прорывать блокируемые подводными лодками зоны и проходить вблизи минных полей неприятеля, выдерживать жесточайшие погоды, как-то у Сан-Винсента и Нордкапа, конвоировать суда, не потеряв ни одного, что в настоящее время считается чрезвычайно редким в Средиземном море.

Так Ризнич поставил жирную точку в своем давнем споре с Колчаком о целесообразности использования подводных лодок. Иван Иванович Ризнич был произведен в капитаны 2-го ранга и награжден орденом Владимира 4-й степени с мечами и бантом.

Достоверных сведений о дальнейшей судьбе капитана 2 ранга Ивана Ивановича Ризнича нет. Можно только предполагать, что он погиб в круговерти тех военных и революционных лет.

Удивительная жизнь. Беспрецедентный подвиг. Неизвестная кончина. Но Ризнич – это не только подводник №2 России. Ризнич – это честь и достоинство, стойкость и верность раз и навсегда выбранному пути.


Василий Александрович Меркушов

Меркушов Василий Александрович был выдающимся подводником, первым Георгиевским кавалером из числа офицеров Балтийского флота, талантливым морским писателем – летописцем русского флота. Родился Василий Александрович 8 декабря 1884 года в Санкт-Петербурге в семье потомственных дворян Таврической губернии.

По итогам этого уникального экспериментального плавания был сделан вывод о возможности плавания подводных лодок в ледовых условиях при специальной подготовке экипажа и корабля.



Сергей Николаевич Власьев

Власьев Сергей Николаевич был одним из первых подводников России, известным изобретателем в области вооружений. Родился он 18 мая 1880 года в Ярославле, в семье потомственных военных моряков. В возрасте 13 лет поступил в Морской кадетский корпус, с окончанием которого в 1900 году был произведен в мичманы и направлен на Черноморский флот. В 1900-1901 годах проходил службу на кораблях Черноморского флота, участвовал в гидрографической съемке Чёрного моря, в 1902-1903 годах служил на Балтике, проходил обучение в Минном офицерском классе, был учеником изобретателя радио А.С. Попова.

В середине июня 1905 года Власьев убыл в отпуск в Европейскую часть России для лечения ран и контузий. В декабре этого же года подал докладную записку о состоянии минного дела в русском флоте на имя морского министра. В этой записке он изложил свои предложения о необходимых мерах по развитию этого направления.


В 1910 году за большую и плодотворную работу по развитию подводного флота Сергея Николаевича наградили орденом Св. Станислава 2 степени.

В начале августа 1915 года, вступившись за честь женщины (потом она стала его женой), ранил выстрелом из пистолета оскорбителя, за что был отстранен от командования кораблем и предан суду. Но отбывать наказание по суду ему не пришлось – он был откомандирован в транспортную флотилию Черноморского флота, где и прослужил до января 1919 года.

В Гражданскую войну Власьев присоединился к Добровольческой армии, в 1920 году ему присваивоили звание капитана 1 ранга.

В 1923 году Власьев обосновался в Париже, некоторое время работал в конторе автомобильной фирмы, затем шофером такси. С 1928 года член Военно-морского исторического кружка в Париже.

После окончания Второй Мировой войны получил советский паспорт.

Скончался Сергей Николаевич 3 сентября 1955 года в Париже и погребен на кладбище русских эмигрантов Сент-Женевьев-де-Буа. Так закончил свою жизнь Сергей Николаевич Власьев – один из пионеров подводного плавания России, – жизнь героическую, во многом интересную, во многом необыкновенную.

Вместо эпилога

Они были первыми… К сожалению, их имена сегодня мало кому известны, даже подводникам. Это в высшей степени несправедливо – ведь они были гордостью России! На Родине нет даже их могил: одни утрачены, другие находятся в чужих странах: М.А. Китицына и И.В. Мессера – в США, М.М. Тьедера – в Финляндии, В.А. Меркушова и С.Н. Власьева – во Франции… Сколько их еще?!

Время, как и история, все-таки имеет свойство возвращаться назад. И сегодня, в преддверии 110-летия со Дня создания подводного флота России и Дня моряка-подводника, мы вспоминаем имена и подвиги пионеров подводного плавания, вошедшие яркой страницей в героическую летопись флота. Памяти их и посвящена эта публикация.

Конечно, здесь не обо всех и не о всём рассказано. Много интересного можно было бы почерпнуть и из биографий других подводников. Все они были личностями неординарными, лихими, отчаянно смелыми, мужественными. Русские подводники много писали – писали не только мемуары, но и учебники, были среди них и изобретатели. Вот несколько примеров:

Традиции, заложенные первыми подводниками, живут. Собственно, поэтому они и являются традициями. Но, оставаясь неизменными в главных своих проявлениях, они преображаются качественно под воздействием новых условий и требований. На протяжении всей истории действия подводных лодок отличались высокой активностью, а моряки-подводники являли собой пример самопожертвования и профессионализма. Это они подтвердили и в годы Великой Отечественной войны.

То, о чем раньше только мечтали пионеры подводного плавания, ныне воплощено в жизнь: подводники стали элитой флота, а сами подводные лодки – ударной силой флота, способной скрытно и быстро развернуться в любой район Мирового океана и нанести мощный удар из глубины.


История подводного флота России — совокупность событий, связанных с возникновением и развитием подводного флота в Российской империи, СССР и Российской Федерации.

От цистерны до миноносца

Строительство субмарин в России началось ещё в первой половине XIX века. В сентябре 1840 года в воды реки Малая Невка погрузился аппарат, спроектированный генерал-адъютантом Карлом Шильдером. Под водой субмарина пробыла три часа.

Считалось, что данное изделие может приблизиться к вражескому кораблю и уничтожить его фугасными ракетами и пороховыми минами с электровзрывателем. Однако изобретение Шильдера не получило дальнейшего развития. Всплеск интереса к подлодкам произошёл в России уже в конце 1870-х годов при царе Александре II.

Значимый вклад в развитие подводного флота внёс русский учёный польского происхождения Степан (Стефан) Джевецкий. Первый аппарат по его проекту был построен в 1877 году в Одессе. Он представлял собой небольшую по размеру одноместную цистерну со стеклянным колпаком, где располагалась голова оператора.


Подлодка приводилась в движение ножным приводом. Военнослужащий дышал с помощью резервуара со сжатым воздухом. Конструкция субмарины позволяла оператору прикреплять мины к кораблю противника. Они взрывались с помощью электрического провода после отплытия субмарины на достаточное расстояние.

Тем не менее труд Джевецкого не был напрасным. Для подлодок учёный разработал решётчатые торпедные аппараты, которые были приняты на вооружение императорского Военно-морского флота.

Длина данных аппаратов не превышала 20 метров, водоизмещение — 150—175 т. Максимальная скорость надводного хода субмарин составляла 10 узлов (18,52 км/ч), а подводная была ещё скромнее.

Боевое крещение подлодки получили в Русско-японскую войну (1904—1905 годы). Впервые в истории субмарины были переброшены на тысячи километров железнодорожным транспортом: с Балтики на Дальний Восток.

В январе 1905 года из семи переброшенных аппаратов был сформирован Отдельный отряд миноносцев Владивостокского порта, ставший первым в мире тактическим соединением боевых подлодок. Субмарины занимались несением дозорной службы, ближней разведкой и охраной побережья.

История подводного флота ВМФ России

Военно – Морской Флот России в современном мире – важнейший вид вооруженных сил страны. Он необходим для защиты государственной границы, выполнения военных учений в водных просторах, обеспечения экономических интересов страны, а также для выполнения поисково-спасательных работ. Важной составляющей ВМФ России является подводный флот отечества.


Уже в I Мировую Войну разные страны, в том числе подводный флот отечества, активно использовали подлодки в сражениях. В те годы наша страна насчитывала 75 лодок различных конфигураций. Во Вторую Мировую Войну Советский морской флот включал 212 субмарин. История знает много героических сражений, где бригада подводных лодок нашего государства показала себя с героической стороны.

Технологии и кадры


В беседе с RT писатель-маринист, советский офицер-подводник Николай Черкашин высоко оценил возможности, которыми обладал подводный флот императорской армии. По его словам, уровень научно-технического и промышленного развития царской России позволял создавать вполне современные для своего времени субмарины.

Тяжёлым ударом для российского подводного флота стала революция и гражданская война. Однако, как заявил эксперт, в 1920-е годы большевики развернули массовое строительство субмарин. В результате в относительно короткие сроки СССР достиг паритета по субмаринам с ведущими западными державами.

В разговоре с RT военный эксперт Дмитрий Литовкин акцентировал внимание на том, что служба подводника во все времена была сложным и опасным занятием. Моряки сильно рисковали, участвуя в боевых действиях и эксплуатируя субмарины, которые часто строились по экспериментальным проектам.

Как подчеркнул аналитик, в настоящее время вопросам безопасности российских субмарин уделяется самое пристальное внимание. Подлодки изготавливаются из прочных огнестойких материалов, а экипаж постоянно отрабатывает действия в случае ЧП. Тем не менее специфика службы подводника такова, что гарантий от возникновения нештатных ситуаций быть не может, констатировал эксперт.

Создание АПЛ – атомных подводных лодок


В 90-е годы подводный флот отечества и его вооружение, как впрочем, и остальные военные и промышленные отрасли, претерпевали кризис. В частности, заброшенная база подлодок ВМФ Бечевинка, ориентиром которой является бухта Финвал на Камчатке, до сих пор предстает перед нами в виде кладбища не подлежащих восстановлению атомоходов.


Подводный флот в Российской Федерации

Потери на подводном флоте

За послевоенные годы погибло 12 советско-российских подводных лодок, а в катастрофах и авариях погибло свыше 800 подводников.

Литература

Интернет-источники

Новостные статьи

Субмарины нового поколения

Подводный флот в наше время


  • В первом находятся торпедные аппараты и гидроакустический комплекс;
  • Во втором расположен центральный пост торпеды, жилые помещения, камбуз и кладовые;
  • Третий вмещает в себя вспомогательное оборудование и часть боевых постов. Также здесь размещена всплывающая спасательная камера, рассчитанная на весь экипаж.
  • Несколько ракетных отсеков;
  • Атомный реактор;
  • Турбинная установка;
  • Аварийный пост управления подлодкой.

На кораблестроительных заводах РФ уже проходит работа по разработке подводных лодок пятого поколения, это будут еще более совершенные и мощные модели боевых единиц, которые смогут обеспечить безопасность государства и спокойствие в других странах.

ВМФ России имеет 5 основных направлений. В Балтийском флоте базовыми точками расположения называют Ленинградскую область, у Черноморского флота – Севастополь. Они содержат бригады дизельных подлодок, обеспечивающих проведение экономических, политических и боевых заданий. В Тихом океане за безопасность страны отвечают ракетные подводные крейсера стратегического назначения, многоцелевые атомные и дизельные подводные лодки. Фундамент Северного российского флота представляет собой торпедные и атомные торпедные подлодки. Подводники Северного флота контролируют и проводят многомесячные дежурства в северной части мира. 4 стратегически важные точки России обеспечены подлодками разного назначения, выполняющими необходимые работы, связанные с контролем безопасности на границе страны и спокойствием в мире.

Подводный флот России – это уникальные войска, служба в них в большой мере рискованная и трудная. Офицеры месяцами проходят службу под толстым слоем водных просторов, не всплывая на поверхность. От давления, находящегося внизу их спасает прочный корпус торпеды. В недавнем прошлом был создан флаг подводного флота России. На основу Андреевского флага наложен герб страны, внизу размещена георгиевская лента. В 2002 году в Санкт-Петербурге основалась международная ассоциация ветеранов ВМФ и подводников, которая поддерживает морские традиции, важность и необходимость такой профессии, обеспечивает престижность подводной службы и занимается проведением праздников, связанных с ВМФ, награждение героических офицеров и командиров.

Литература

Примечания

Эта страница в последний раз была отредактирована 24 апреля 2020 в 19:40.

Кол-во блоков: 13 | Общее кол-во символов: 20032
Количество использованных доноров: 5
Информация по каждому донору:

Военно – Морской Флот России в современном мире – важнейший вид вооруженных сил страны. Он необходим для защиты государственной границы, выполнения военных учений в водных просторах, обеспечения экономических интересов страны, а также для выполнения поисково-спасательных работ. Важной составляющей ВМФ России является подводный флот отечества.

Первая подводная лодка

Уже в I Мировую Войну разные страны, в том числе подводный флот отечества, активно использовали подлодки в сражениях. В те годы наша страна насчитывала 75 лодок различных конфигураций. Во Вторую Мировую Войну Советский морской флот включал 212 субмарин. История знает много героических сражений, где бригада подводных лодок нашего государства показала себя с героической стороны.

Создание АПЛ – атомных подводных лодок

Ракетная АПЛ

В 90-е годы подводный флот отечества и его вооружение, как впрочем, и остальные военные и промышленные отрасли, претерпевали кризис. В частности, заброшенная база подлодок ВМФ Бечевинка, ориентиром которой является бухта Финвал на Камчатке, до сих пор предстает перед нами в виде кладбища не подлежащих восстановлению атомоходов.

Подводная лодка на стапеле

Субмарины нового поколения

Подводный флот в наше время

Коллекционные монеты

  • В первом находятся торпедные аппараты и гидроакустический комплекс;
  • Во втором расположен центральный пост торпеды, жилые помещения, камбуз и кладовые;
  • Третий вмещает в себя вспомогательное оборудование и часть боевых постов. Также здесь размещена всплывающая спасательная камера, рассчитанная на весь экипаж.
  • Несколько ракетных отсеков;
  • Атомный реактор;
  • Турбинная установка;
  • Аварийный пост управления подлодкой.

На кораблестроительных заводах РФ уже проходит работа по разработке подводных лодок пятого поколения, это будут еще более совершенные и мощные модели боевых единиц, которые смогут обеспечить безопасность государства и спокойствие в других странах.

ВМФ России имеет 5 основных направлений. В Балтийском флоте базовыми точками расположения называют Ленинградскую область, у Черноморского флота – Севастополь. Они содержат бригады дизельных подлодок, обеспечивающих проведение экономических, политических и боевых заданий. В Тихом океане за безопасность страны отвечают ракетные подводные крейсера стратегического назначения, многоцелевые атомные и дизельные подводные лодки. Фундамент Северного российского флота представляет собой торпедные и атомные торпедные подлодки. Подводники Северного флота контролируют и проводят многомесячные дежурства в северной части мира. 4 стратегически важные точки России обеспечены подлодками разного назначения, выполняющими необходимые работы, связанные с контролем безопасности на границе страны и спокойствием в мире.

Подводный флот России – это уникальные войска, служба в них в большой мере рискованная и трудная. Офицеры месяцами проходят службу под толстым слоем водных просторов, не всплывая на поверхность. От давления, находящегося внизу их спасает прочный корпус торпеды. В недавнем прошлом был создан флаг подводного флота России. На основу Андреевского флага наложен герб страны, внизу размещена георгиевская лента. В 2002 году в Санкт-Петербурге основалась международная ассоциация ветеранов ВМФ и подводников, которая поддерживает морские традиции, важность и необходимость такой профессии, обеспечивает престижность подводной службы и занимается проведением праздников, связанных с ВМФ, награждение героических офицеров и командиров.

Подводные силы ВМФ РФ

Военно-морской флот является важнейшим видом вооруженных сил в стране. Он необходим для защиты государственной границы, выполнения военных учений в водных просторах, обеспечения экономических интересов страны, а также для выполнения поисково-спасательных работ. Важной составляющей ВМФ России является подводный флот.

Рассмотрим более подробно подводные силы ВМФ России, историю их создания, основные цели и задачи, какие подводные корабли входят и когда отмечается день подводника.

История создания

Только спустя 100 лет при царствовании Николая I была спущена на воду субмарина. Она была небольшого размера, но уже имела вооружение – одну мину и ракеты. В конце 19 века разные кораблестроительные заводы выпускали экспериментальные варианты подводных конструкций.

Подводные силы ВМФ

Уже в I Мировую Войну разные страны, в том числе подводный флот отечества, активно использовали подлодки в сражениях. В те годы наша страна насчитывала 75 лодок различных конфигураций. Во Вторую Мировую Войну Советский морской флот включал 212 субмарин. История знает много героических сражений, где бригада подводных лодок нашего государства показала себя с героической стороны.

Важным этапом развития данного вооружения стали 50-е годы ХХ века. Подлодки стали включать в себя ядерные энергетические установки, благодаря которым получили возможность плавать в автономном режиме, без необходимости дозаправки.

Следующим этапом развития АПЛ стало наличие бесшумных гребных винтов, обеспечивающих тихое движение. Так, в 1980 году появились субмарины третьего поколения, которые выполняли ряд стратегических задач и содержали крылатые ракеты. Всего же в период существования СССР было построено 243 атомные подводные лодки. А если считать общее количество подводных лодок, то оно превышало 1000 единиц.

В 90-е годы подводный флот отечества и его вооружение, как впрочем, и остальные военные и промышленные отрасли, претерпевали кризис. В частности, заброшенная база подлодок ВМФ Бечевинка, ориентиром которой является бухта Финвал на Камчатке, до сих пор предстает перед нами в виде кладбища не подлежащих восстановлению атомоходов.

Подлодка в море

На сегодняшний день по официальным данным Россия насчитывает 13 АПЛ с баллистическими ракетами, 27 АПЛ с ракетно-торпедным вооружением, 19 дизельных подлодок, 8 АПЛ специального назначения и 1 дизельную ПЛ специального назначения. Много это или мало? Для сравнения, США насчитывает порядка 60 действующих АПЛ, при этом у них в строю числятся только атомные субмарины. А вот Великобритания и Франция имеют всего по 10 атомоходов. Строительство одной современной торпеды оценивается в 1 миллиард долларов.

Основные задачи

Подводные силы — род сил Военно-морского флота, включающий атомные ракетные подводные лодки стратегического назначения, атомные многоцелевые подводные лодки и дизель-электрические (неатомные) подводные лодки.

Основными задачами подводных сил являются: поражение важных наземных объектов противника; поиск и уничтожение подводных лодок, авианосцев и других надводных кораблей противника, его десантных отрядов, конвоев, одиночных транспортов (судов) в море; разведка, обеспечение наведения своих ударных сил и выдачи им целеуказания; уничтожение морских нефтегазовых комплексов, высадка разведывательных групп (отрядов) специального назначения на побережье противника; постановка мин и другие. Организационно подводные силы состоят из отдельных соединений, которые подчинены командующим (командирам) объединениями подводных лодок и командующим объединениями разнородных сил флотов.

Подводная лодка

В отличие от других родов сил ВМФ подводные силы как ударная сила флота обладают рядом свойств, определяющих их преимущество в вооруженной борьбе на море: скрытность действий, способность вести боевые действия в любых районах Мирового океана, способность наносить мощные ракетно-ядерные удары по важным в военном отношении объектам противника и наиболее эффективно вести боевые действия против боевых надводных кораблей, подводных лодок, транспортов и судов противника.

Они обладают способностью действовать подо льдами Арктического бассейна и малой зависимостью от гидрометеорологических условий в районе боевых действий.

Также подводные силы как составная часть ВМФ выполняют ряд важных задач по обеспечению национальных интересов Российской Федерации в Мировом океане: сохранение суверенитета во внутренних морских водах, территориальном море, на дне и в недрах; реализация юрисдикции и защита суверенных прав в исключительной экономической зоне на разведку, разработку и сохранение природных ресурсов, как живых так и неживых, находящихся на дне, в его недрах и в покрывающих водах; защита суверенных прав на континентальном шельфе Российской Федерации по разведке и разработке его ресурсов; защита свободы открытого моря, включающей свободу судоходства, полетов, рыболовства, научных исследований; защита территории Российской Федерации с морских направлений, защита и охрана государственной границы Российской Федерации на море.

Корабли флота

На службе

Следует отметить, что все указанные выше подлодки были построены еще в СССР и относятся к третьему поколению ПЛАРБ.

Таким образом, в настоящее время ВМФ России располагает всего девятью ПЛАРБ в боеспособном состоянии. Правда, если учесть, что ВМС США имеет 14 ПЛАРБ, можно говорить об относительном паритете по кораблям данного класса.

В порту

Подводные силы общего назначения включают атомные подводные лодки с крылатыми ракетами, атомные подводные лодки общего назначения, дизель-электрические подводные лодки, а также атомные и дизельные подводные лодки специального назначения.

Они имеют следующий корабельный состав:

Моряки на подлодке

Подлодки пр.671РТМК являются в значительной мере устаревшими и в перспективе должны быть сняты с вооружения. В настоящее время боеспособными являются две из четырех имеющихся подлодок данного типа.

Обслуживание подводной лодки

Помимо боевых кораблей в состав ВМФ России входят вспомогательные суда различных типов:

  1. разведывательные: большой атомный разведывательный корабль, большие, средние и малые разведывательные корабли, корабли связи, корабль воздушного наблюдения, корабли освещения подводной обстановки, поисково-спасательный корабль;
  2. спасательные: спасательные суда, противопожарные и спасательные катера, рейдовые водолазные катера, спасательные морские буксиры, судоподъемное судно и др.
  3. транспортные: корабль комплексного снабжения, сухогрузные и наливные суда, морские паромы, общевойсковой самоходный паром;
  4. плавбазы: подводных лодок, технические и ракетно-технические;
  5. плавмастерские;
  6. гидрографические корабли;
  7. суда размагничивания, гидроакустические и контроля физических полей.

Черноморский флот

День моряка-подводника

Каждый год 19 марта в Российской Федерации отмечают День моряка-подводника – профессиональный праздник военнослужащих, ветеранов и гражданского персонала подводного флота ВМФ РФ.

В этот день обычно организуют торжественные собрания, концерты и другие праздничные мероприятия в честь подводников. Свои поздравления направляет военнослужащим, гражданскому персоналу и ветеранам подводного флота лично Главнокомандующий ВМФ Российской Федерации.

Читайте также: