Первая мировая война в искусстве доклад

Обновлено: 18.05.2024

Этот отрывок дает хорошее представление о массовом художественном вкусе начала XX века. Сегодня эта эпоха ассоциируется прежде всего с модернизмом, но в действительности это течение было далеко от того, чтобы стать мейнстри­мом. Массовое искусство, угождавшее невзыскательным вкусам обывателя, работало по совсем другим лекалам.

Эту границу с массовым искусством модернисты не стреми­лись преодолеть — напротив, сознательно подчеркивали разницу.

Жесткая оппозиция между массовой и модернистской культурой была во время войны если не полностью уничтожена, то значительно размыта. Особенно это касается первых месяцев войны, окрашенных в ура-патриотические тона. Тогда и модернисты, и авторы, работавшие для широкой публики, испытывали схо­жие чувства. Их объединяла вера в скорую победу, а также мысль о благород­ной миссии, выпавшей на долю Российской империи.

Трудно не заметить, что и многие стихотворения поэтов-модернистов, написанные вскоре после начала войны, были лишены сложной образности, так раздражавшей большинство читателей и критиков. Блок, Брюсов, Гумилев, Мандельштам словно бы вдохновились призывом автора газетных стихотвор­ных фельетонов Николая Агнивцева:

Поэты, встаньте в общем кличе!
Довольно петь о Беатриче, —
Уже в полях свистит картечь
И реют ядра. — О, поэты,
Пора жеманные сонеты
Перековать на звонкий меч!

Немецкая каска, священный трофей,
Лежит на камине в гостиной твоей.

Дотронься, она, как игрушка, легка;
Пронизана воздухом медь шишака…

В Познáни и в Польше не всем воевать, —
Своими глазами врага увидать:

И, слушая ядер губительный хор,
Сорвать с неприятеля гордый убор!

Нам только взглянуть на блестящую медь
И вспомнить о тех, кто готов умереть!

Война как бы отменила литературные школы, художники самых разных направ­лений вдруг ввели в свой активный словарь церковнославянизмы, загово­рили вычурным языком, пользоваться которым в мирное время счита­лось без­вкусным и даже стыдным. Вот строки из военного стихотворения представи­тельницы массовой поэзии Елены Федотовой:

Выкован крепко ваш меч заповедный,
Скосит он жатву свою, —
Словно колосья, под клич наш победный
Лягут тевтоны в бою.

А вот обращенная к России строфа из милитаристского стихотворения иску­шенного Георгия Иванова:

С тобою — Бог! На подвиг правый
Ты меч не даром подняла!
И мир глядит на бой неравный,
Моля, чтобы Орел Двуглавый
Сразил тевтонского орла.

Ты миру отдана на травлю,
И счета нет твоим врагам,
Ну, как же я тебя оставлю?
Ну, как же я тебя предам?

Когда меня не душит злоба
На Кайзера взлетевший ус,
Когда в влюбленности до гроба
Тебе, Германия, клянусь.

Массовая культура и в этот период по инерции продолжала проклинать немец­ких захватчиков, прославлять жертвенную доблесть русских солдат и взывать к патриотическим чувствам. А о большинстве модернистов этого сказать было уже нельзя. Лучшее тому свидетельство — это пацифистские стихотворения Велимира Хлебникова, Владимира Маяковского и Марины Цветаевой.

Мы видим, что между массовой и модернистской культурой вновь воздвиглась глухая стена. Причем на этот раз элитарные художники парадоксальным обра­зом оказались ближе к народу, чем творцы массового искусства. Широчайшие слои российского населения устали от войны и были ею недовольны. Маятник общественного настроения откачнулся от сплочения вокруг царствующей ди­настии к противоположному полюсу. Радикалы все чаще оглядывались на не­давний опыт революции 1905–1907 годов, росло недовольство императорской фамилией. Политика властей только подогревала протестные настроения, которые в итоге вылились в Февральскую революцию.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА В ИСКУССТВЕ

Первая мировая война стала ключевым событием мировой истории. При военном про- тивостоянии перестали существовать четыре империи: Российская, Австро-Венгерская, Османская и Германская. Свыше 10 миллионов солдат были убиты, 55 миллионов человек ранены.

Она предопределила развитие поколений, изменила мир в социальном, политическом отношении. Это повлияло на человеческое, психологическое мировосприятие. Смогла спло- тить художников, поэтов, искусствоведов различных направлений в историческом порядке вещей. Поэзия, проза, живопись, музыка и кинематограф стали отражением событий Первой мировой войны, героизма, страданий, предательства и самопожертвования.

В мировой, российской культуре стали появляться произведения, рассказывающие о гибели миллионов, искалеченных судьбах и утерянных ценностях. Из знаменитых романов можно перечислить произведения Ремарка, Жапризо, Хемингуэя. Ключевыми идеями в ро- мане стали тема любви, потерянного поколения молодых людей с душевными травмами, тема выбора, войны и смерти. [1]

Тема Первой мировой войны стимулировала российское производство кино. В 1916 го- ду 90% фильмов на российских экранах стали российскими. Фильмы, имеющие патриотиче- ское содержание, были постоянно на телевизорах. Кинематографы перечисляли деньги за прокаты фильмов в пользу Красного Креста, Мариинского приюта и общества детей сирот. Издаваемые ленты не имели документальный характер. Они поднимали острые проблемы античеловеческой сущности, раскрывая тему войны, смерти, жизни и любви. Рассматривали тему мужества, героизма в каждом занятии на фронте. Подчеркивали благородство души, возвеличивали сострадание и терпение.

Первая мировая война нашла широкое отображение в изобразительном искусстве. [2]

В этот момент прославились российские, зарубежные художники. Среди самых ярких живописцев можно назвать Водкина и Швармштедта. Знаменитым произведением искусства стала картина Водкина "На линии огня", написанная в 1916 году. На первом плане находится молодой солдат со смертельным ранением. Он олицетворяет ужас войны, угрозу жизни, мира людей. Большое внимание уделено батальному жанру изобразительного искусства. Худож- ники в период 1914-1918 года часто изображают войны, битвы, военные походы и жизнен- ные моменты военных походов. Картины в данном жанре написаны у Самокиша. Во время военной конфронтации живописец и корреспондент отправлялся на боевые действия и делал фронтовые зарисовки. Они публиковались в популярных журналах. Самое крупное и извест- ное художественное полотно автора посвящено битве восточной Галиции, Буковины и Пе- ремышля.[3]

В искусстве фотографии тема Первой мировой войны также нашла отражение. Фото- графии выступили беспристрастными свидетелями прошлого. Они помогли пролить свет на важные исторические события прошлого столетия. На фотографии были отмечены моменты трагедии Танненберга, триумфа Русского оружия на австро-венгерских, кавказских сражени- ях.

Отличительной особенностью Первой мировой стал феномен открытки. Центральное место в искусстве, духовно-идеологической борьбе культур стала политическая открытка. Отечественные открытки, которые сегодня сохранены в музеях, посвящены солдатам, офи- церам, милосердным сестрам, казакам, военнопленным, представителям царской семьи, бла- готворительности, авиации, танкам. Отдельными темами стали поздравления, юмор и плака- ты. В России стали популярными открытки с юмором, которые были выпущены на

протяжении всей Первой мировой войны. Карикатуры на открытках выпускались повсемест- но. Нередко на них помещались пропагандистские изображения немецких врагов. Значи- тельная доля приходилась на русские карикатуры. Война многими немцами воспринималась борьбой за культуру. Открытки давали понимание смысла происходящих военных событий.

Если вначале многие художники, скульпторы, музыканты, кинематографы выступали за идею войны, отправлялись на фронт в качестве добровольцев, то после года на передовой их мнения радикализировались. Произошли перемены из-за ухудшения состояния здоровья, освобождения от военной службы, давления войны. Решения художников обусловили уже- сточение позиций и уточнение художественных приемов. Искусствоведы, живописцы по- смелели и революционировали. На 1914-1918 год пришел расцвет дадаизма, художественной акции. Посреди военных действий появились абстракции Казимира Малевича, Владимира Татлина в Москве, Пабло Пикассо в Париже. Россия, изолированная от запада, превратилась в первооткрывателя абстракции. Владимир Татлин выступил первооткрывателем материаль- ного изображения, а Казимир Малевич - абстракции. Пикассо, ушедший от кубизма, подго- товил основу реализму.

Одновременно противопоставлялись восстановленный, невредимый визуальный мир тому, что был разъят на несколько частей. Джорджо де Кирико и Карло Карра в 1917 году, добровольно отправившись в психиатрический центр, дают путь сюрреализму. Несмотря на большое количество жанров, все художественные миры касались одной темы - против воен- ных событий и под ее давлением.

Первая мировая война стала поворотным этапом человеческой истории, закономерным результом социологического, культурного западного кризиса. Мир подошел к формирова- нию нового общества, истории, человечества. Первая мировая война стала темой для огром- ного культурного массива. Отражение кровопролитных сражений, человеческих страданий нашло отражение во всех подразделах искусства: художественной, публицистической лите- ратуре, изобразительном искусстве, кинематографе, музыке и театре. Во всех сферах жизне- деятельности были предприняты попытки осмысления происходящего и сделаны соответ- ствующие выводы о бесполезности ведения военных действий для человечества.

1. Кандинский В. О духовном в искусстве. — Нью-Йорк: Международное литературное содружество. — 1967. — 159 с.

2. Кандинский В. Текст художника: Ступени. — М.: ИЗО НКП, 1918. - 56 с.

3. Кантор М. Химера Гражданской войны. Story: Обыкновенные судьбы необыкновенных людей. - 2014. - № 5. - С. 74-82.

Во время Первой мировой войны с 1914 по 1917 год выходил сборник живописи и фотографий под названием "Великая война в образах и картинах". Главные художники поколения трудились над этими альбомами. Представляем самые примечательные картины из 14 вышедших сборников.

1914 год В Пруссию! Маковский. Эскадра идёт! Ганзен. Морской бой Колесников. На дозоре Самокиш. Схватка

1915 Маковский. Пленение немецкого отряда Ридигер. Переправа казачьего отряда Сумерки во время сражения Мазуровский. В поход Мазуровский. В атаку Кравченко. Казак Бабенко Кравченко. Аэроплан летит Добужинский. Пленные австрийцы в Галиции Владимиров. Захват германских автомобилей

1916 год Бой в воздухе. Возвращение с удачной разведки! Лансере. Пластун Мазуровский. Бой в траншеи Мазуровский. Разведка

Первая мировая война в живописи и авторских картинах

1917 год Пощадите

Первая мировая в авторских картинах

Тем интереснее посмотреть, как воспринималась война в немногих, но любопытных авторских произведениях. Говоря о живописи Первой мировой, чаще вспоминают официальную пропаганду (приведённую выше) и лубок, но были и своеобразные картины оригинальных авторов, многие из которых сегодня воспринимаются как шедевры и выставляются в главных картинных галереях. Представляем небольшую тематическую подборку с некоторыми комментариями.

Первая мировая война в живописи и авторских картинах

Павел Филонов. Германская война (1915) Полотно Филонова передаёт ощущение хаоса войны, в котором смешались фрагменты человеческих тел — рук, ног, лиц. Их единая масса бессистемна и словно пребывает в какой-то бездне. Настроение у картины крайне напряжённое и совсем не торжественное — должно быть, именно такой разрушительной и безумной представлялась художнику эта война. Интересно, что уже после написания картины, в 1916 году Филонов будет мобилизован и отправится на фронт.

Первая мировая война в живописи и авторских картинах

Кузьма Петров-Водкин. На линии огня (1916) Возможно, это одна из самых узнаваемых русских картин о Первой мировой войне, хотя изображённый пейзаж не имеет отношения к какой-то конкретной локации фронта. Холмы очень напоминают родные для художника хвалынские волжские просторы, и потому сюжет гибели прапорщика немного отвлечён, в нём не стоит искать конкретную битву Первой мировой.

Первая мировая война в живописи и авторских картинах

Василий Шухаев. Полк на позициях (1917) Эта картина, скорее всего, является официальным заказом, который художник начал выполнять на Рижском фронте в 1916 году, во время затишья боевых действий. На ней изображены офицеры 4-го гусарского Мариупольского полка. Картина не была завершена, да и в целом немного странный неоклассический стиль оставляет двоякое впечатление, будто полотно написано не в начале XX века, а перешло к нам с эпохи Возрождения.

Первая мировая война в живописи и авторских картинах

Израиль Лизак. Человек на тумбе (Инвалид империалистической войны) (1925) Художник Израиль Лизак застал войну в детском возрасте, и лишь в начале 1920-х годов начал свою карьеру художника. Его картина передаёт не ужасы военного времени, а уже послевоенное положение ветеранов и инвалидов, которые никогда не смогут вернуться к прежней полноценной жизни.

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Отражение событий Первой мировой войны в зеркале искусства. Презентация на заданную тему содержит 28 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

Изучить влияние Первой мировой войны на искусство, на тематику произведений. Изучить влияние Первой мировой войны на искусство, на тематику произведений.

Изучение отношения представителей искусства на Первую мировую войну(патриотический порыв, разочарование, переоценка ценностей). Изучение отношения представителей искусства на Первую мировую войну(патриотический порыв, разочарование, переоценка ценностей). Определение степени влияния войны на темпы и характер развития искусства. Изучение реакции представителей искусства на события войны.

Безусловно, такое событие как война оставляет неизгладимые отпечатки на всех сторонах жизни. Искусство не является исключением. Безусловно, такое событие как война оставляет неизгладимые отпечатки на всех сторонах жизни. Искусство не является исключением. Писатели, художники, композиторы отображают свои эмоции, эмоции своей нации, ужас происходящего в своих произведениях. Не только сухая констатация фактических событий является историей, но и эти произведения, написанные людьми, жившими в то время, составляют историю страны и мира. Поэтому, на мой взгляд, важно изучить событие не только со страниц учебника истории, но и посмотреть на происшествия в зеркале искусства.

Экспозиция, составленная из произведений представителей главных художественных течений той, многогранной и конфликтной эпохи, посвящена, с одной стороны, влиянию войны на развитие европейского авангарда и, с другой, исследует ту роль, которую авангард сыграл в формировании отношения к войне. Экспозиция, составленная из произведений представителей главных художественных течений той, многогранной и конфликтной эпохи, посвящена, с одной стороны, влиянию войны на развитие европейского авангарда и, с другой, исследует ту роль, которую авангард сыграл в формировании отношения к войне.

Как это ни парадоксально, современный мир был рожден в войне. Первая мировая определила векторы развития ХХ века, и ее отголоски слышны до сих пор. Неслучайно войну 1914-1918 называют Великой. Она предрешила судьбу трех монархий – России, Германии и Австро-Венгрии, перекроила карту Европы, подготовила появление новых политических формаций, в том числе национал-социолизма и тоталитаризма. На полях войны оттачивалась новая тактика ведения боя, использующаяся до сих пор. Начала стремительно развиваться тяжелая промышленность. Как это ни парадоксально, современный мир был рожден в войне. Первая мировая определила векторы развития ХХ века, и ее отголоски слышны до сих пор. Неслучайно войну 1914-1918 называют Великой. Она предрешила судьбу трех монархий – России, Германии и Австро-Венгрии, перекроила карту Европы, подготовила появление новых политических формаций, в том числе национал-социолизма и тоталитаризма. На полях войны оттачивалась новая тактика ведения боя, использующаяся до сих пор. Начала стремительно развиваться тяжелая промышленность.

Укрепили свои позиции феминистки, во многих странах в 1918 году женщины получили избирательные права. Церковь, наоборот, потерпела фиаско – основы религии были расшатаны. Укрепили свои позиции феминистки, во многих странах в 1918 году женщины получили избирательные права. Церковь, наоборот, потерпела фиаско – основы религии были расшатаны. Философия, литература, фотография, дизайн, мода- во всех областях искусства Великая война оставила свой след.

Войне обязан своим развитием и европейский авангард. Экспрессионизм и футуризм возмужали в траншеях Вердена и Соммы. В тех же окопах кубисты выводили новые камуфляжные рисунки. Война стала причиной возникновения дадаизма, сюрреализма и новой вещественности. Холодный, геометрический стиль ар-деко был выкован из стали полевых орудий. В те дни художники делились только на две группы- участники и дезертиры. Война не оставила безразличным никого. Войне обязан своим развитием и европейский авангард. Экспрессионизм и футуризм возмужали в траншеях Вердена и Соммы. В тех же окопах кубисты выводили новые камуфляжные рисунки. Война стала причиной возникновения дадаизма, сюрреализма и новой вещественности. Холодный, геометрический стиль ар-деко был выкован из стали полевых орудий. В те дни художники делились только на две группы- участники и дезертиры. Война не оставила безразличным никого.

С 1914 по 1918 годы, во время участия в военных действиях в Бельгии, Франции и России Отто Дикс сделал более 600 рисунков. Эти документальные свидетельства войны, мастерски выполненные непосредственно на месте событий, вместе с его личными воспоминаниями об ужасах Первой мировой войны, стали основой его грандиозного графического цикла "Война", опубликованного в Берлине в 1924 году Карлом Ниирендорфом. С 1914 по 1918 годы, во время участия в военных действиях в Бельгии, Франции и России Отто Дикс сделал более 600 рисунков. Эти документальные свидетельства войны, мастерски выполненные непосредственно на месте событий, вместе с его личными воспоминаниями об ужасах Первой мировой войны, стали основой его грандиозного графического цикла "Война", опубликованного в Берлине в 1924 году Карлом Ниирендорфом.

Читайте также: