Пермские боги доклад 5 класс

Обновлено: 03.07.2024


Как вы помните, совсем недавно я вернулся из прекрасного города Пермь, где есть не только "Реальные пацаны", а еще и куча всего интересного и даже уникального. Кроме прогулок по городу мне выдалась возможность посетить Пермскую художественную галерею, где я увидел знаменитые деревянные скульптуры пермского края. Ведь Пермь - это место, где существовала древняя очень мощная универсальная культура, где возник удивительный пермский стиль, где совершенно неожиданное скрещение православия, буддизма, язычества, и как результат - пермская деревянная скульптура, совершенно уникальное явление.

Давайте посмотрим и узнаем об этом подробнее .


"Минуло более сорока лет, но отчетливо помню тот случай. Произошел он в селе Ильинском Пермской губернии в 1922 г. Усталый шел я тогда к себе домой. Дул порывистый ветер. У сельской околицы на кладбищенской часовне привычно хлопали обветшалые ставни окон. Вдруг заметил: против обыкновения стучат не только ставни, но и створки дверей.

Нехотя свернул посмотреть в чем дело и неожиданно увидел такое, что крайне поразило меня. Главную стену в часовне занимали пять деревянных скульптур. А ведь они не должны были здесь находиться — скульптурные изображения не приняты в православии. Особенно удивила меня фигура Христа с лицом татарина. Зашел в местный исполком, быстро получил разрешение перенести скульптуры в районный музей и, как заведующий музеем, без промедления это сделал."

Так описал свою первую встречу с коми-пермяцкими деревянными богами Николай Николаевич Серебренников — один из основателей и собирателей уникальной коллекции пермской деревянной скульптуры XVII — начала XX вв, подвижник и просветитель, человек большого таланта и непростой судьбы. Сыну священника, отслужившему по призыву в колчаковской армии, удалось не только уцелеть в эпоху революционного лихолетья, но и найти в себе силы и умение, чтобы заниматься любимым делом, организовывать научные экспедиции, находить и сохранять шедевры русского искусства, русской культуры.


Фото 2.

Грандиозное произведение барочной резьбы - иконостас первой половины XVIII века из Пыскорского монастыря

История религий Пермского края интересна и удивительна. До прихода русских на Пермской земле жили зыряне, предки современного народа коми. Они были идолопоклонниками. Идолы были у них деревянные. "Вырезом вырезанные", как сказал об этом русский монах.

Но вот пришли в этот край русские. Причём пришли сперва на Север Пермского края. Почему на север - понятно. Южнее были земли, занятые татарами и башкирами. Одолеть эти воинственные народы русским тогда было ещё не под силу. И вместе с воинскими людьми и купцами пришли в Пермские края христианские миссионеры. Первым из них был Стефан Пермский, современник и сподвижник Преподобного Сергия. Правда Пермский он был только по имени. До земель, где сейчас расположен нынешний Пермский край, он не дошёл. Кафедра святителя Стефана была на территории современной республики Коми.


В определённое время религию народов древнего Пермского края можно назвать троеверием. Когда по территории государства Российского стало распространяться христианство, многие коми-пермяки не спешили его принимать. Они очень терпимо относились к новой религии, её богам и предметам культа. А сами были приверженцами сначала древнего язычества, поклоняясь зверям, птицам и явлениям природы. Люди создавали тотемные фигурки животных: считалось, что каждый человек имеет связь с каким-либо животным, обращались к нему, просили помощи и удачной охоты. Особенно популярны были фигурки лося, медведя, птиц.


Фото 3.

Надо оговориться, что церковники разрешили вырезать из дерева не самого Христа, а только святых, но до наших времен уцелели и христовы скульптуры. Уникально в этих фигурах все: техника исполнения, позы, сюжеты, а главное лицо Христа. Дело в том, что коренным населением Северного Урала были коми-пермяки и ханты-манси (вогулы), а они относятся к азиатскому типу с характерными чертами лица.

Наверное, мастера тоже были представителями местного населения, т.к. черты лица Иисуса явно азиатские. До сих пор в г. Чердыни, в музее истории религии и веры можно увидеть Христа с ярко выраженными азиатскими скулами и глазами!


Фото 4.

Однако пермяки по-прежнему сохраняли свою приверженность язычеству. Тогда православная церковь была вынуждена разрешить населению изображать христианских святых в виде статуй, вырезанных из дерева. Таким образом, появилась пермская деревянная скульптура.

Коллекция Пермской государственной художественной галереи, насчитывающая 350 инвентарных номеров, скомплектована сотрудниками галереи за 60 лет. Наиболее активно сбор памятников шел в довоенный период. Только с 1923 по 1926 год Н.Н. Серебренников и А.К. Сыропятов (первый директор галереи) по труднейшим маршрутам провели шесть экспедиций. Было приобретено 412 отдельных фигур. В последующие годы коллекция пополнилась еще на одну треть.


Фото 5.

Заслуги Н.Н. Серебренникова, собирателя и исследователя пермской деревянной скульптуры, неоценимы.

Большинство скульптур было найдено на территории Верхнекамья. С юга Пермской области привезены лишь отдельные образцы. Обстоятельство связано, очевидно, с более ранним освоением севера русскими поселенцами, с более ранним укоренением здесь русской культуры. Самые древние из сохранившихся произведений датируются концом XVII - началом XVIII столетия. Это время расцвета прикамской архитектуры, начало интенсивного каменного строительства. В конце XVII века создаются городские ансамбли Чердыни, Соликамска, Кунгура, строятся замечательные по красоте и убранству церковные здания.


Фото 6.


Фото 8.

Пермью Великой или Пармой в древности называли весь этот лесистый край. А центром его был город Чердынь. Его в древности так и называли Пермь Великая - Чердынь. Сам же городок с названием Пермь был построен гораздо позднее Чердыни. Основал его всё тот же Василий Татищев примерно в одно время с Екатеринбургом.

У Алексея Иванова в "Сердце Пармы" есть такой эпизод. Приехал епископ Иона в Чердынь. И увидел, что христианство здесь, на краю мира, сильно перемешалось с язычеством. И приказал сжечь всех "христианских идолов", как не отвечающих канонам. Эти самые "идолы" и были пермскими скульптурами. Действие в романе происходит в 15-м веке. Значит по мнению Иванова, они тогда уже существовали.


Фото 9.

Реальные же, непридуманные первые пермские епископы были мудрее. И ничего они не сжигали. Если люди Пармы верят в Христа, пусть и "вырезом вырезанного" значит так тому и быть. Традиция резать из дерева священные образы укрепилась и укоренилась в северных пермских краях надолго. На века. Хотя потом, уже в веке девятнадцатом церковное начальство пробовало бороться с пережитками язычества в виде неканонической скульптуры. Но успеха в этом не имело.

Все скульптуры из экспозиции Пермской художественной галереи были сделаны в промежутке от 17-го до 19-го веков.


Фото 10.


Фото 11.

А эта фигура Христа венчала иконостас в соборе Лысьвы. Сам же иконостас был огромным и богато украшенным резьбой, хоть и не таким большим как здесь , в Перми. Несколько фигур - вот всё, что от него осталось.


Фото 12.

У людей было поверье, что Николай Чудотворец ходит по улицам и охраняет покой православных. На ноги Николы надевали башмаки и забирали их обратно, уже стоптанные. Он ведь ходит, вот и стаптывает. На Николу Летнего и Николу Зимнего в небольшую деревню к этой скульптуре собиралось до десяти тысяч молящихся. Даже некрещёные удмурты почитали Чудотворца, считая его хозяином леса.


Фото 13.

Лицо Спасителя, вырезанное неизвестным художником выражает скорбь и страдание. Лица пермских скульптур напоминают скуластые лица самих зырян.


Фото 14.

Как я уже говорил, статуи свозили в Пермь из разных деревень и городков севера Пермского края. В музеях самого Севера - в Соликамске, Березниках, Усолье, Чердыни, деревянных скульптур не так много, буквально единицы. Большинство же их осело здесь, в художественной галерее Перми. В двадцатых годах здесь сложился коллектив специалистов, понимавших ценность уникальной скульптуры. И обладавших достаточным авторитетом, чтобы эту скульптуру спасти. Сделать это было непросто. Учёным приходилось вывозить скульптуры из глухих северных городков и посёлков, где не было железной дороги. Везти по лесам на телегах, санях или на лодках до ближайшей пристани.


Фото 15.

Статуи попадали в музей из разорённых северных храмов. Попадало в музей далеко не всё. Страшно подумать, сколько уникальных произведений искусства было разбито и сожжено ретивыми комсомольцами тех лет. Скорее всего, учёным приходилось буквально вырывать их из рук ревнителей атеистической пропаганды. Брали только то, что специалисты считали наиболее ценным. Всё "менее ценное" было уничтожено.


Фото 16.

Статуя Николы Можайского из деревни Зеленята. Ранее эта скульптура принадлежала Пыскорскому монастырю, одной из крупнейших обителей Пермского севера. Суровое лицо Чудотворца немного похоже на скуластое лицо Христа в синем халате. Может быть, обе статуи были сделаны одной рукой.

Почитание Николы Можайского именно в таком виде с мечом в одной руке и градом или храмом в другой началось после того когда при осаде города Можайска татарами было видение. На небе появился огромный Николай угодник с мечом в одной руке и градом Можайском в другой. Увидев чудо, татары отступили. С тех пор Николая Чудотворца стали изображать в таком виде как символ небесного покровительства и защиты от врагов. Жители северных пермских городков, подверженных нападениям татар и вогулов нуждались именно в таком суровом и решительном небесном покровителе.


Фото 17.

Давайте еще вспомним как это все собиралось. Первая экспедиция, в которую Н.Н. Серебренников отправился вместе со своим учителем А.К. Сыропятовым, состоялась в 1923 г. и маршрут её пролег через деревни Пермского края — Васильевское, Сретенское, Кудымкар, Большую Кочу. Исследователи осматривали и брали на учет памятники архитектуры, искали в церковных подвалах давно заброшенные деревянные скульптуры, которые были убраны из храмов еще в XVIII в. Тогда Серебренников начал вести свои дневники о деревянных богах. Записи эти впоследствии стали основой для книги. К сентябрю 1923 г. экспедиция отправилась в Чердынский и Соликамские уезды, особенно богатые памятниками старины.

21 октября 1923 г. в местной газете "Звезда" появилась заметка о том, что "Пермский музей доставил в Пермь до 100 пудов ценных памятников древнерусского искусства. Президиум Губисполкома ассигновал Губмузею на доставку этих пямятников 15 червонцев". За этими фразами стоял огромный человеческий труд, опасный для жизни и феноменальный результат: 195 найденных и спасенных деревянных скульптур.


Собранное за год было так интересно и необычно, что музей стал готовить выставку, которая открылась в здании кинотеатра "Колибри". С нее и началась история пермской экспозиции деревянной скульптуры, которая быстро получила известность и вызывала огромный интерес у историков и искусствоведов.

Активное участие в судьбе коллекции принимал известный русский художник Игорь Грабарь, нарком просвещения А.В. Луначарский не раз приезжал в Пермь и восторженно отзывался об увиденном в музее: "Этой коллекции я посвящу особый этюд, так как она произвела на меня глубочайшее впечатление как по своей культурной и художественно-исторической ценности, так и по непосредственной красоте и внушительности произведений никому не ведомых крестьянских резчиков XVII-XVIII веков. Сейчас могу сказать только, что эта пермская коллекция является в полном смысле жемчужиной".


С помощью Луначарского Серебренников смог издать свою, ставшую теперь библиографической редкостью, книгу "Пермская деревянная скульптура", в которую вошли его дневниковые записи, материалы исторического характера и полный подробный каталог всех экспонатов коллекции. В 1928 г. книга вышла тиражом 1000 экземпляров, став знаменательным событием в научной и культурной жизни Советской России. Луначарский не только написал вступительную статью к этой книге, но и сразу после её выхода в свет наградил премией Народного комиссариата по просвещению РСФСР.


Самым трудным стал 1938 г., когда на директора Пермской художественной галереи стали писать кляузы и доносы, что привело к появлению персонального дела, за которым обычно следовал арест. Серебренников решился на отчаянный шаг, письменно призвав Главлит изъять его книгу из публичных библиотек, в связи с обнаруженными в ней "неправильностями". Одним словом, давление на ученого было нешуточным, однако он как-то избегал серьезных неприятностей и продолжал свою научную деятельность.

Последнее "дело Н.Н. Серебренникова по идеологической работе" было заведено на ученого в 1959 г., за несколько лет до его смерти. Удивительно, как много смог сделать этот человек в таких условиях. Собрание и изучение пермской деревянной скульптуры стало делом всей его жизни, настоящим человеческим подвигом.


Фото 18.


Фото 19.


Фото 20.


Фото 21.


Фото 22.


Фото 23.


Фото 24.


Фото 25.


Фото 26.


Фото 27.


Фото 28.


Фото 29.

Вот посмотрите. У всех пермских статуй Христа схожие позы. Это потому, что статуи были центрами схожих по смыслу композиций "Христос в темнице". Христа окружала сама темница - тесная, тёмная комнатка. Эту "темницу", несмотря на то, что тюрьме украшения не положены, всё-таки украшали. Красивые резные рельефы, точёные столбики, статуи ангелов с орудиями страстей Христовых. У каждой из сидящих статуй Христа было подобное окружение. Статуи Христа сохранились, а всё их богатое резное окружение было утрачено.

Только потом учёные поняли ценность всей композиции. И одну из "темниц" привезли в Пермь целиком. Эту "темницу" долго, буквально десятки лет, реставрировали, собирая по крупицам кусочки отломившегося дерева.


Фото 30.


Фото 31.


Фото 32.


Фото 33.


Фото 34.


Фото 35.


Фото 36.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В центре Перми, на высоком берегу реки Кама, высится здание Пермской государственной художественной галереи.

Мы поднимемся сразу на третий этаж.Там располагается самая удивительная экспозиция пермской галереи-"Пермские боги"

Пермская деревянная скульптура получила своё распостранение на территории Пермского края в 17-19 веках.

Сначала вы увидите грозных ангелов, охраняющих экспозицию.

Выставка демонстрирует уникальный комплекс из пос. Пашия горнозаводского района-скульптуру-"Христос в темнице", которая сохранилась в авторском варианте именно как комплекс-вместе с "темницей", прошедшей сложную реставрацию.

Ещё несколько скульптур так же представляют Христа перед казнью-Спас полунощный.

"Открывателем" Пермской скульптуры называют Н,Н, Серебренникова, который с 1923 по 1926 год организовал шесть экспедиций по сбору памятников искусства и старины.

Большую часть коллекции составляют скульптуры, найденные в сельских храмах севера Пермской области.В 1925 г. в экспедиции участвовал И.Э. Грабарь, первым из крупных художников и искусстроведов оценивший значение и культурную ценность находок.

Запрет православной церкви на объёмное изображение Божества, не помешал развитию деревянной скульптуры на урале.И , хотя было несколько постановлений Синода, направленных к местному духовенству, о заперщении "деревянных идолов" в церквях , искоренить традицию вырезать богов из дерева они не могли.

Коллекция стала формироватьсяв 1920 годы на волне советской атеистической пропаганды.Но. до сих пор бабушки советуют бездетным парам сходить в музей и помолиться перед статуей Параскевы Пятницы.

Советуем сходить в Пермскую галерею и посетить выставку "Пермские боги"

Пермские боги. Экскурсия по Пермской государственной художественной галерее.

Пермские боги.

Экскурсия по Пермской государственной художественной галерее.

В центре Перми, на высоком берегу реки Кама, высится здание Пермской государственной художественной галереи. Приглашаем вас на экскурсию.

В центре Перми, на высоком берегу реки Кама, высится здание Пермской государственной художественной галереи.

Приглашаем вас на экскурсию.

Приглашаем подняться сразу на третий уровень.

Приглашаем подняться сразу на третий уровень.

Сначала вы увидите грозных ангелов, охраняющих экспозицию.

Спас полунощный

Святой Николай –чудотворец из Чердыни.

Усекновенная глава Иоанна Предтечи

Пермские резчики, чьи имена остались за небольшим исключением неизвестны, создали на протяжении XVII–XIX веков целую художественную школу. Местные жители относились к этим статуям как к живым богам – одевали по праздникам, прятали от врагов, даже устраивали особые проводы, когда музейные работники увозили экспонаты в город. Святой Никола Можайский(село Покча, 18 век) и Царские врата(село Сия, 17 век)

Пермские резчики, чьи имена остались за небольшим исключением неизвестны, создали на протяжении XVII–XIX веков целую художественную школу. Местные жители относились к этим статуям как к живым богам – одевали по праздникам, прятали от врагов, даже устраивали особые проводы, когда музейные работники увозили экспонаты в город.

Святой Никола Можайский(село Покча, 18 век) и Царские врата(село Сия, 17 век)

Коллекция стала формироваться в 1920-е годы на волне советской атеистической пропаганды – деревянные скульптуры довольно убедительно иллюстрировали тезис о том, что человек придумывает божество по своему подобию. Но со временем антирелигиозный пафос выставки исчез. Напротив, статуи страдающего Христа, которые являются центром экспозиции, с наибольшей выразительностью свидетельствуют о глубине веры их ваятелей. Распятие из г. Соликамск, 18 век.

Коллекция стала формироваться в 1920-е годы на волне советской атеистической пропаганды – деревянные скульптуры довольно убедительно иллюстрировали тезис о том, что человек придумывает божество по своему подобию. Но со временем антирелигиозный пафос выставки исчез. Напротив, статуи страдающего Христа, которые являются центром экспозиции, с наибольшей выразительностью свидетельствуют о глубине веры их ваятелей.

Распятие из г. Соликамск, 18 век.

До сих пор бабушки советуют бездетным парам сходить в музей и помолиться перед статуей Параскевы Пятницы. Статуя Св. Параскевы Пятницы из с. Ныроб, 17 в.

До сих пор бабушки советуют бездетным парам сходить в музей и помолиться перед статуей Параскевы Пятницы.

Статуя Св. Параскевы Пятницы из с. Ныроб, 17 в.

Распятие с предстоящими Богоматерью, Иоанном Богословом, Марией Магдалиной и сотником Лонгиным

Распятие с предстоящими Богоматерью, Иоанном Богословом, Марией Магдалиной и сотником Лонгиным

Увы, экскурсия закончена. Мы прощаемся с Пермской государственной художественной галереей http:// l-afinogentov.livejournal.com/303811.html http://www.liveinternet.ru/users/5144129/post289281051/

Увы, экскурсия закончена.

Мы прощаемся с Пермской государственной художественной галереей

Пермские боги

Благословляющий Саваоф

Традиция идёт со времён язычества, когда жители Прикамья вырезали из дерева истуканов. С приходом православия они продолжили мастерить деревянную скульптуру, но уже для храмов, несмотря на существующий с начала XVIII в. запрет на объёмные изображения святых.

Пермские боги

Пермские боги

В Пермской художественной галерее собрано более 500 образов Иисуса Христа, святых, ангелов и архангелов с чертами лица коми-пермяцкого и башкирского типа.

Пермские боги

Пермские боги

Пермские боги

Пермские боги

Пермские боги. Христос в темнице

Пермские боги. Христос в темнице

Пермские боги. Христос в темнице

Эти произведения, в большинстве своём выполненные неизвестными мастерами, были собраны в ходе экспедиций по храмам Пермского края (самая северная точка — село Ныроб), организованных в 1920-х гг. Н. Н. Серебренниковым, который оставил воспоминания о своей первой встрече с коми-пермяцкими богами:

«Минуло более сорока лет, но отчётливо помню тот случай. Произошел он в селе Ильинском Пермской губернии в 1922 г. Усталый шёл я тогда к себе домой. Дул порывистый ветер. У сельской околицы на кладбищенской часовне привычно хлопали обветшалые ставни окон. Вдруг заметил: против обыкновения стучат не только ставни, но и створки дверей.

Пермские боги

Усекновенная глава Иоанна Крестителя

Пермские боги

Пророк Моисей

Пермские боги

Мария Магдалина, Богородица и Иоанн Богослов

Коллекция размещается в подкупольном пространстве бывшего Спасо-Преображенского кафедрального собора на фоне старинного резного 67-метрового иконостаса, перевезённого в Пермь в конце XVIII в. из Пыскорского монастыря.

Пермские боги. Иконостас Спасо-Преображенского собора в Перми

Иконостас Спасо-Преображенского собора в Перми

Иконостас Спасо-Преображенского собора в Перми

Добавлю, что это только один из разделов экспозиции, которая занимает три этажа и включает в себя живопись, скульптуру, предметы декоративно-прикладного искусства.

Адрес: Пермь, Комсомольский проспект, 4, Пермская художественная галерея

Понедельник выходной
Вторник 10:00–19:00
Среда 10:00–19:00
Четверг 12:00–21:00
Пятница 10:00–19:00
Суббота 10:00–19:00
Воскресенье 11:00–19:00

Обратите внимание на работу касс: они закрываются за полчаса до окончания работы Галереи и имеют обеденные перерывы: 13.15 — 13.30; 16.15 — 16.30.

Стоимость входных билетов (на лето 2021): от 0 до 150 р. + экскурсионное обслуживание

Любительская фотосъемка без вспышки разрешена.


Экскурсионный тур на Урал "Пермский край - впечатлений через край" (4 дня)
Тур в расписании на даты: 05.03, 10.06, 30.04


Экскурсионный тур на Урал "По просторам Перми Великой" (8 дней)
Тур в расписании на даты: 07.08, 10.07

Пермская деревянная скульптура (Пермские боги) — храмовая скульптура, получившая распространение на территории Пермского края в XVII—XIX веках.
Пермская деревянная скульптура уникальна тем, что, являясь искусством православным, сохранила отчетливые черты языческой культуры, вдобавок испытав влияние западно-европейского барокко.

Св. Николай Чудотворец
Храмовая скульптура. Дерево, левкас, полимент, темпера
Чердынь Пермской губернии. Конец XVII - начало XVIII века. Пермская государственная художественная галерея

IMG_5368 (525x700, 410Kb)

2.

Св. Николай Можайский
Кон. ХVIII - нач. XIX вв.
180x90x25
Дерево (береза), левкас, темпера, позолота, серебрение. Круглая скульптура.
ДС-178. Поступил из часовни в д. Зеленята Очерского района в 1926 г.

Фигуры Николы Можая (так называли пермяки Св. Николая Можайского) – одни из самых распространенных персонажей в истории пермской деревянной скульптуры. Защитник земли русской, русский Бог изображался всегда с мечом в одной руке и храмом - в другой.
Этот Никола из деревни Зеленяты пожалуй самый знаменитый. Как и все "пермские боги" скульптура эта окутана мистическими легендами. По преданию она приплыла в деревню по реке Нытве вверх по течению. Этот Никола Можай был строгим и своенравным – когда его перенесли из Зеленят в другое село, он сам вернулся на старое место.
Статуя не захотела принять и новую окраску, так сказал священник из села Дворец, куда перенесли Николу. Любил этот Никола и путешествовать – восемь пар обуви сменилась на нем за то время, что он простоял в храме. Изношенные - становились священными. Со всей округи, за сотни верст приходили к этому Николе Можаю верующие.

Св. Николай Можайский из церкви Дмитрия в Дубровское Ильинского района
1 пол. ХVIII в.
97x33x7. Дерево (береза), левкас, темпера, позолота. Вынесенный рельеф.
ДС-174
Поступил из церкви св. Дмитрия (?) в с. Дубровское Ильинского района в 1923г.
Скульптура помещена в глубокий узкий киот с остатками росписи. В навершии изображен Спас Вседержитель в темно-зеленом хитоне и красно-коричневом гиматии. В руках - сабля и “град”, архитектурные детали которого обозначены живописью. Утрачены меч, частично - фрагменты “града” и красочный слой, имеются реставрационные тонировки.

Читайте также: